83. Конституционный Суд РФ: назначение и компетенция.
КС РФ один из высших органов судебной власти, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Основная функция осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения верховенства Конституции на всей территории РФ.
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов (депутатов) Совета Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель КС, заместитель Председателя КС и судья-секретарь избираются на 3 года судьями КС;
Компетенция КС:
— разрешает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных правовых актов, не вступивших в законную силу международных договоров РФ;
— разрешает споры между федеральными органами гос. Власти, органами гос.
Содержание
- Конституционный Суд РФ: назначение и компетенция
- Иные полномочия конституционных судов
- Председатель конституционного суда рф
- Председатели Конституционного суда РФ с 1991 года. Досье
- Судьи Конституционного Суда Российской Федерации
- Состав Конституционного Суда Российской Федерации
- Конституционный суд Российской Федерации
Конституционный Суд РФ: назначение и компетенция
Власти субъектов;
— проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав граждан и по запросам судов конституционность законов, подлежащих применению в конкретном деле;
— дает толкование Конституции;
— дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
-принимает решения по вопросам своей компетенции, которые имеют обязательную силу на всей территории РФ;
— вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Виды решений:
- Постановления принимаются по делам:
— о соответствии Конституции законов и иных НПА;
— о разрешении споров о компетенции;
— о жалобах на нарушение прав граждан и по запросам судов;
— о толковании Конституции.
2. Заключения принимаются по вопросам о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
3. Определения принимаются по всем остальным вопросам.
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать. |
|||
8386. | Компетенция местной администрации | 12.82 KB | |
Наиболее детально компетенция местной администрации регулируется специальными внутренними положениями об этих органах утверждаемые затем главной местной администрации. Например департамент строительства и архитектуры администрации г. Департамент финансов Администрации г. | |||
306. | Компетенция местного самоуправления | 14.82 KB | |
Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3. | |||
6835. | Компетенция Российской Федерации и ее субъектов | 7.46 KB | |
Компетенция Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ субъектов РФ и предметы их совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти т. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ. | |||
5909. | Система нотариальных органов и их компетенция | 11.12 KB | |
В настоящее время компетенция всех нотариусов не различается так как частным нотариусам по месту нахождения нотариальной конторы при условии наличия возможности хранить архивы предоставляется право вести наследственные дела принимая меры к охране наследственного имущества и выдавая свидетельства о праве на наследство. Членами нотариальной палаты могут быть также лица сдавшие квалификационный экзамен но не являющиеся нотариусами. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке… | |||
17953. | Компетенция представительных и исполнительных органов власти в области финансовой деятельности | 203.46 KB | |
Основной задачей названных органов является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ. Задание 3 Валютные операции их участники и правила осуществления Под валютными операциями понимаются: приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; … | |||
6778. | Конституционный Суд Российской Федерации | 27.11 KB | |
Конституционный контроль его задачи и формы осуществления Появление понятия конституционного контроля связано с разработкой теорий конституционного государства и разделения властей. Какие же органы могут осуществлять функцию конституционного контроля Законодательные органы в принципе могут контролировать соответствие нормативных актов органов исполнительной власти Конституции и законам. Поэтому орган конституционного контроля должен быть независим как от законодательных так и от исполнительных органов государственной власти с тем… | |||
6860. | Президент РФ: конституционный статус | 7.7 KB | |
Президент РФ: конституционный статус. Президент РФ глава российского государства. Президент РФ избирается путем всеобщего равного и тайного голосования. Срок полномочий Президента РФ равен 4 годам. | |||
19496. | Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в сфере федеративных отношений | 25.07 KB | |
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в сфере федеративных отношений . Именно подобная ситуация сложилась в Российской Федерации в начале 90-х годов XX века. Подтверждением этого являются последние законодательные инициативы Президента Российской Федерации направленные на коррекцию правовых основ федеративного устройства России. Данные обстоятельства предопределили роль судебного органа конституционного контроля — Конституционного Суда Российской Федерации далее Конституционный Суд РФ а именно… | |||
4032. | Конституционный контроль в зарубежных странах | 13.78 KB | |
Конституционный контроль – деятельность государства, направленная на обеспечение соответствующего законодательства текущему закону; это деятельность государства (в лице уполномоченных органов) по обеспечению проверки соответствия Конституции нормативных актов | |||
6868. | Государственная Дума: конституционный статус и полномочия | 8.22 KB | |
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные должности заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской научной и иной творческой деятельности. Из числа депутатов избирается председатель Государственной Думы и его заместитель. На заседании комитетов избираются председатели комитетов Государственной Думы. Эти все председатели совместно с председателем Государственной Думы образуют Совет Государственной Думы. |
Иные полномочия конституционных судов
В ряде государств конституционные суды наделены и другими полномочиями:
1) рассмотрение конституционных жалоб автономных образований, самоуправляющихся территориальных сообществ, органов местного самоуправления, конфессиональных обществ на незаконное вмешательство государства в их деятельность (Чехия, ФРГ, Швейцария).
2) рассмотрение дел по лишению индивида отдельных конституционных прав.
К юрисдикции Федерального Конституционного Суда Германии отнесено решение дел, связанных с лишением и определением объема лишения конституционных прав, касающихся свободы выражения мнений в случае, если эти права используются для борьбы против основ свободного демократического порядка.
Согласно Основному Закону это свободы печати, преподавания, собраний, образования союзов и обществ, тайна переписки, почтовой, телеграфной, телефонной и иной связи, право собственности, право убежища. Данный вид полномочий Конституционного Суда рассматривается как гарантия "защищающейся демократии".
3) при рассмотрении дел по проверке дееспособности главы государства и других высших должностных лиц государства, по установлению других оснований досрочного прекращения их полномочий.
Конституции предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий президента, вице-президента, других высших должностных лиц государства в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие им полномочия. Досрочно их полномочия могут быть прекращены в случае отставки и по другим основаниям.
В осуществлении этой процедуры, а также в проверке конституционности оснований досрочного прекращения полномочий президента и других высших должностных лиц государства могут участвовать конституционные суды.
Такими полномочиями обладают конституционные суды Андорры, Армении, Болгарии, Литвы, Молдовы, Португалии, Румынии, Хорватии, Кипра, Алжира и др.
4) полномочия по даче заключений о мероприятиях, связанных с введением военного (осадного), чрезвычайного положения или с угрозой конституционному строю в стране.
Председатель Конституционного Суда Венгрии совместно с председателем Государственного Собрания и премьер-министром устанавливают обоснованность объявления состояния войны, чрезвычайного положения, состояния стихийного бедствия и т.д.
5) право законодательной инициативы.
В некоторых государствах конституционные суды обладают правом законодательной инициативы.
Против наличия такого права у конституционных судов резонно выдвигается аргумент, что законопроект, предлагаемый конституционным судом, может стать предметом его рассмотрения, что отразится на его объективности. Не ясно, кто будет осуществлять предварительный конституционный контроль (там, где он существует) в отношении законопроектов, выдвинутых конституционным судом в порядке законодательной инициативы. Поэтому во многих странах у конституционных судов этого права нет.
Конституция Российской Федерации включает Конституционный Суд в число субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, однако оговаривает, что это право осуществимо "по вопросам его ведения" (статья 104, часть 1).
Председатель конституционного суда рф
Эта формула повторена в пункте 6 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Формула недостаточно ясная. Поэтому объем ее содержания определяет сам Конституционный Суд. Конституционный Суд Российской Федерации воспользовался правом законодательной инициативы, представив в Государственную Думу в 1994 году проект Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Регламент Конституционного Суда Российской Федерации установил порядок реализации Конституционным Судом права законодательной инициативы. Решение о выступлении с законодательной инициативой по вопросу, относящемуся к ведению Конституционного Суда, принимается Конституционным Судом в порядке, установленном для принятия итоговых решений Конституционного Суда.
Предложение о выступлении с законодательной инициативой по вопросу, относящемуся к ведению Конституционного Суда, может быть внесено любым судьей Конституционного Суда. При этом судья может представить текст законопроекта, либо текст поправки к законопроекту, либо текст законодательного предложения о разработке и принятии нового федерального закона. Конституционный Суд поручает Председателю Конституционного Суда либо одному из судей принять участие в заседаниях палат Федерального Собрания в связи с прохождением внесенного Конституционным Судом законопроекта либо законодательного предложения.
6) право ежегодных посланий, докладов об осуществлении конституционной юрисдикции.
В ряде государств конституционный суд вправе или обязан направлять публичным органам, участвующим в формировании конституционного суда, ежегодные послания, доклады об осуществлении конституционной юрисдикции, в которых содержится характеристика состояния конституционной законности (в том числе или только на основе рассмотрения дел) в стране и рекомендации соответствующим органам.
О посланиях Конституционного Суда Российской Федерации упоминается в Конституции Российской Федерации при определении случаев проведения совместных заседаний палат Федерального Собрания Российской Федерации (статья 100, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" при определении исключительной компетенции пленарных заседаний Конституционного Суда (пункт 4 части второй статьи 21).
Концепция посланий Конституционного Суда Российской Федерации очерчена в самых общих чертах. Прежний закон о Конституционном Суде РСФСР допускал подготовку послания на основе рассмотренных Конституционным Судом дел.
Регламент Конституционного Суда Российской Федерации определил возможное содержание посланий Конституционного Суда и порядок их подготовки. 1. Решение о направлении послания Конституционного Суда принимается в заседании Конституционного Суда. 2. Для подготовки текста послания Конституционного Суда Конституционный Суд образует комиссию из числа судей. Для подготовки необходимых материалов к посланию Конституционного Суда может быть образована рабочая группа.
Сентябрь 2013 года: Сенатор Анатолий Лысков предложил обязать Конституционный суд готовить послание Федеральному собранию о состоянии конституционной законности в России. Выступать с посланием должен глава КС или его заместитель раз в пять лет — в начале работы нового созыва Госдумы. Послание должно представлять собой судебный акт, основанный на анализе и обобщении конституционно-судебной практики за предшествующие пять лет. В случае необходимости КС сможет обращаться с посланием и по другим проблемам, однако в этом случае ему нужно будет уведомить о своем желании президента и Федеральное собрание. Для этого закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" дополняется новой статьей. Президент, правительство могут при желании лично поучаствовать в совместном заседании палат Федерального Собрания, на котором и будет происходить заслушивание послания высшей судебной инстанции.
Документ, как говорится в пояснительной записке к нему, разработан в целях предупреждения случаев неисполнения судебных актов КС и повышения эффективности законодательного процесса. Сенатор Лысков напоминает, что послание КС Федеральному собранию предусмотрено ст. 100 Конституции. Однако за 20-лет действия Конституции РФ палаты для заслушивания послания КС не собирались ни разу, говорит Лысков. " в свою очередь является одной из основных причин длительного неисполнения решений КС", — считает он.
Перечень такого рода специфических полномочий можно продолжить. Конституционный Суд дает согласие на уголовное преследование или арест Председателя или заместителей Председателя Верховного Суда Словацкой Республики. В Венгрии Конституционный Суд высказывает мнение по запросу Правительства о несоответствии деятельности местного представительного органа Конституции, что может послужить основанием для роспуска этого местного представительного органа по решению Государственного Собрания.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 603;
83. Конституционный Суд РФ: назначение и компетенция.
КС РФ один из высших органов судебной власти, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Основная функция осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения верховенства Конституции на всей территории РФ.
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов (депутатов) Совета Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель КС, заместитель Председателя КС и судья-секретарь избираются на 3 года судьями КС;
Компетенция КС:
— разрешает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных правовых актов, не вступивших в законную силу международных договоров РФ;
— разрешает споры между федеральными органами гос. Власти, органами гос. Власти субъектов;
— проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав граждан и по запросам судов конституционность законов, подлежащих применению в конкретном деле;
— дает толкование Конституции;
— дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
-принимает решения по вопросам своей компетенции, которые имеют обязательную силу на всей территории РФ;
— вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Виды решений:
- Постановления принимаются по делам:
— о соответствии Конституции законов и иных НПА;
— о разрешении споров о компетенции;
— о жалобах на нарушение прав граждан и по запросам судов;
— о толковании Конституции.
2. Заключения принимаются по вопросам о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
3. Определения принимаются по всем остальным вопросам.
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать. |
|||
8386. | Компетенция местной администрации | 12.82 KB | |
Наиболее детально компетенция местной администрации регулируется специальными внутренними положениями об этих органах утверждаемые затем главной местной администрации. Например департамент строительства и архитектуры администрации г. Департамент финансов Администрации г. | |||
306. | Компетенция местного самоуправления | 14.82 KB | |
Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления.
Председатели Конституционного суда РФ с 1991 года. ДосьеКомпетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3. |
|||
6835. | Компетенция Российской Федерации и ее субъектов | 7.46 KB | |
Компетенция Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ субъектов РФ и предметы их совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти т. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ. | |||
5909. | Система нотариальных органов и их компетенция | 11.12 KB | |
В настоящее время компетенция всех нотариусов не различается так как частным нотариусам по месту нахождения нотариальной конторы при условии наличия возможности хранить архивы предоставляется право вести наследственные дела принимая меры к охране наследственного имущества и выдавая свидетельства о праве на наследство. Членами нотариальной палаты могут быть также лица сдавшие квалификационный экзамен но не являющиеся нотариусами. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке… | |||
17953. | Компетенция представительных и исполнительных органов власти в области финансовой деятельности | 203.46 KB | |
Основной задачей названных органов является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ. Задание 3 Валютные операции их участники и правила осуществления Под валютными операциями понимаются: приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; … | |||
6778. | Конституционный Суд Российской Федерации | 27.11 KB | |
Конституционный контроль его задачи и формы осуществления Появление понятия конституционного контроля связано с разработкой теорий конституционного государства и разделения властей. Какие же органы могут осуществлять функцию конституционного контроля Законодательные органы в принципе могут контролировать соответствие нормативных актов органов исполнительной власти Конституции и законам. Поэтому орган конституционного контроля должен быть независим как от законодательных так и от исполнительных органов государственной власти с тем… | |||
6860. | Президент РФ: конституционный статус | 7.7 KB | |
Президент РФ: конституционный статус. Президент РФ глава российского государства. Президент РФ избирается путем всеобщего равного и тайного голосования. Срок полномочий Президента РФ равен 4 годам. | |||
19496. | Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в сфере федеративных отношений | 25.07 KB | |
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в сфере федеративных отношений . Именно подобная ситуация сложилась в Российской Федерации в начале 90-х годов XX века. Подтверждением этого являются последние законодательные инициативы Президента Российской Федерации направленные на коррекцию правовых основ федеративного устройства России. Данные обстоятельства предопределили роль судебного органа конституционного контроля — Конституционного Суда Российской Федерации далее Конституционный Суд РФ а именно… | |||
4032. | Конституционный контроль в зарубежных странах | 13.78 KB | |
Конституционный контроль – деятельность государства, направленная на обеспечение соответствующего законодательства текущему закону; это деятельность государства (в лице уполномоченных органов) по обеспечению проверки соответствия Конституции нормативных актов | |||
6868. | Государственная Дума: конституционный статус и полномочия | 8.22 KB | |
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные должности заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской научной и иной творческой деятельности. Из числа депутатов избирается председатель Государственной Думы и его заместитель. На заседании комитетов избираются председатели комитетов Государственной Думы. Эти все председатели совместно с председателем Государственной Думы образуют Совет Государственной Думы. |
Конституционный суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный суд РФ по запросам президента, Совета Федерации или одной пятой его членов, Госдумы или одной пятой ее депутатов, правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов, изданных по вопросам ведения и совместного ведения. Вместе с тем, суд проверяет соответствие Конституции РФ договоров между госвластью и властью субъектов страны или только между субъектами, а также не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Суд разрешает споры о компетенции между органами госвласти, рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Кроме того, по запросам Президента, Государственной Думы, Правительства, органов законодательной власти субъектов дает толкование Конституции, а по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента.
Также КС РФ имеет право выступать с законодательной инициативой по предметам своего ведения и осуществлять иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами.
Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
Суд состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного суда не ограничены определенным сроком.
Руководство и состав
Конституционный суд РФ в настоящее время возглавляется дважды переизбранный на этот пост (в 1991 и в 2003 году после добровольной отставки в 1993 году) Валерий Дмитриевич Зорькин.
Конституционный суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Также при суде работает Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" и другими нормативными актами.
История
Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.
Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Комитет конституционного должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора, главного государственного арбитра и еще ряд других нормативных актов. В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.
15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Закон был утвержден пятым Съездом 12 июля 1991 года.
29–30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного суда. 30 октября состоялось первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года – первое заседание, на котором было рассмотрено дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.
Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции, указав на то, что президент, подписав документ, превысил свои полномочия.
2 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного суда. 24 июня 1994 года Государственная Дума приняла закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и почти через три недели за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. Еще через несколько дней закон был подписан Президентом РФ, опубликован и в феврале 1995 года суд был полностью укомплектован.
Его председателем тогда был избран Владимир Александрович Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Викторович Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Дмитриевич Зорькин.
5 февраля 2007 года Президент РФ подписал ФКЗ, принятый ранее Госдумой и одобренный Советом Федерации, об изменении места постоянного пребывания Конституционного Суда с Москвы на Санкт-Петербург. Суд с 1 февраля по 20 мая 2008 года перебирался в здание Сената и Синода на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Политическое же решение о переезде Суда было принято еще раньше – с таким предложением в октябре 2005 года выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Несколько позже Управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин также не исключил возможности переезда, а 24 декабря 2005 года эту идею поддержал занимавший тогда пост президента РФ Владимир Путин. 22 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении закон "о переезде". В дальнейшем закон прошел все три чтения в Госдуме, но был отклонен СФ РФ, поскольку принятый вариант запрещал суду проводить выездные заседания. В 2007 году закон был отредактирован, принят и подписан.
Статистика
За первые девять месяцев 2009 года в Конституционный суд поступило 15749 обращений (за весь 2008 год их было 16592, из них: обращений граждан и их объединений – 16561; обращений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также государственных органов РФ и субъектов РФ – 31).
Наибольшее количество обращений в первом полугодии 2009 года (всего — 16592) касалось вопросов защиты конституционных прав и свобод граждан — 2823 (в том числе охраны трудовых прав — 275, охраны жилищных прав — 593, социальной защиты — 1565); гражданского права — 2470; уголовного права — 3375, хозяйственного, финансового и налогового права — 300.
За указанный период КС РФ принял более тысячи определений об отказе в принятии обращений к рассмотрению и 23 определения с "позитивным содержанием", то есть подтверждающих или развивающих правовые позиции, принятые ранее. Большинство определений с позитивным содержанием было направлено на защиту социальных прав граждан.
За первое полугодие 2009 года Конституционным судом приняты 14 постановлений (за весь 2007 год было принято 14 постановлений, а в 2008 году – 11).
Контакты
Адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1
Справочные телефоны: (812) 404-33-11, (812) 404-31-99.
Адрес представительства Конституционного суда в Москве: 103132, Москва, ул. Ильинка, д.21, зона "Г".
Справочные телефоны: (495) 606-15-58, (495) 606-19-82, (495) 606-92-15.
Электронный адрес: ksrf@ksrf.ru
Пресс-служба — (812) 404-31-68 (Санкт-Петербург), pr@ksrf.ru и (495) 606-19-82 (Москва), prsl@ksrf.ru
Порядок обращения в Конституционный суд РФ
Приемная Конституционного Суда РФ осуществляет прием граждан в понедельник, вторник, среду и четверг с 10-00 до 17-00, в пятницу – с 10-00 до 16-00. В ней можно подать жалобы в Конституционный Суд России, а также получить дополнительную информацию по вопросам подготовки обращения в КС РФ.
С образцами документов можно ознакомиться здесь
Состав Конституционного Суда
Российской Федерации
19 судей
ЗОРЬКИН Валерий ДмитриевичРодился 18 февраля 1943. Избран 30 октября 1991. Полномочия по закону от 12 июля 1991 истекали 29 февраля 2008 (по достижении 65 лет). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 28 февраля 2013 (по достижении 70 лет). Председатель КС с 30 октября 1991 (избирался на неограниченный срок) по 6 октября 1993 (ушел в отставку). Избран Председателем КС 21 февраля 2003, переизбран на новый срок 21 февраля 2006. Полномочия истекают 21 февраля 2009.
ХОХРЯКОВА Ольга СергеевнаРодилась 11 января 1949.
Назначена 25 октября 1994. Полномочия по закону от 21 июля 1994 истекали 31 октября 2006 (по окончании 12-летнего срока). Полномочия по закону от 8 февраля 2001 истекали 31 октября 2009 (по истечении 15-летнего срока). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 31 января 2019 (по достижении 70 лет). Избрана заместителем Председателя КС 10 апреля 2008. Полномочия истекают 10 апреля 2011.
ДАНИЛОВ Юрий МихайловичРодился 1 августа 1950. Назначен 16 ноября 1994. Полномочия по закону от 21 июля 1994 истекали 30 ноября 2006 (по окончании 12-летнего срока). Полномочия по законам от 8 февраля 2001 и 15 декабря 2001 истекали 30 ноября 2009 (по истечении 15-летнего срока). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 31 августа 2020 (по достижении 70 лет). Избран судьей-секретарем КС 26 февраля 2001. Переизбран 3 марта 2004 и 22 февраля 2007. Полномочия истекают 22 февраля 2010.
БОНДАРЬ Николай СеменовичРодился 18 октября 1950. Назначен 16 февраля 2000. Полномочия по закону от 21 июля 1994 истекали 29 февраля 2012 (по окончании 12-летнего срока). Полномочия по закону от 8 февраля 2001 истекали 28 февраля 2015 (по истечении 15-летнего срока). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 31 октября 2020 (по достижении 70 лет).
ГАДЖИЕВ Гадис АбдуллаевичРодился 27 августа 1953.
Конституционный суд Российской Федерации
Избран 30 октября 1991. Полномочия по закону от 12 июля 1991 истекали 31 августа 2018 (по достижении 65 лет). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 31 августа 2023 (по достижении 70 лет).
ЖАРКОВА Людмила МихайловнаРодилась 3 сентября 1955. Назначена 11 июня 1997. Полномочия по закону от 21 июля 1994 истекали 30 июня 2009 (по окончании 12-летнего срока). Полномочия по закону от 8 февраля 2001 истекали 30 июня 2012 (по истечении 15-летнего срока). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 30 сентября 2025 (по достижении 70 лет).
ЖИЛИН Геннадий АлександровичРодился 11 августа 1946. Назначен 18 мая 1999. Полномочия по закону от 21 июля 1994 истекали 31 мая 2011 (по окончании 12-летнего срока). Полномочия по закону от 8 февраля 2001 истекали 31 мая 2014 (по истечении 15-летнего срока). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 31 августа 2016 (по достижении 70 лет).
КАЗАНЦЕВ Сергей МихайловичРодился 16 февраля 1955. Назначен 29 марта 2002. Полномочия по закону от 8 февраля 2001 истекали 31 марта 2017 (по истечении 15-летнего срока). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 28 февраля 2025 (по достижении 70 лет).
КЛЕАНДРОВ Михаил ИвановичРодился 14 августа 1946. Назначен 12 февраля 2003. Полномочия истекают 31 августа 2016 (по достижении 70 лет).
КНЯЗЕВ Сергей ДмитриевичРодился 15 февраля 1959. Назначен 15 октября 2008. Полномочия истекают 28 февраля 2029 (по достижении 70 лет).
КОНОНОВ Анатолий ЛеонидовичРодился 28 июня 1947. Избран 30 октября 1991. Полномочия по закону от 12 июля 1991 истекали 30 июня 2012 (по достижении 65 лет). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 30 июня 2017 (по достижении 70 лет).
КРАСАВЧИКОВА Лариса ОктябриевнаРодилась 21 марта 1955. Назначена 12 февраля 2003. Полномочия по закону от 8 февраля 2001 истекали 28 февраля 2018 (по истечении 15-летнего срока). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 31 марта 2025 (по достижении 70 лет).
МАВРИН Сергей ПетровичРодился 15 сентября 1951. Назначен 25 февраля 2005. Полномочия по закону от 8 февраля 2001 истекали 28 февраля 2020 (по истечении 15-летнего срока). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 30 сентября 2021 (по достижении 70 лет).
МЕЛЬНИКОВ Николай ВасильевичРодился 27 мая 1955. Назначен 25 февраля 2005. Полномочия по закону от 8 февраля 2001 истекали 29 февраля 2020 (по истечении 15-летнего срока). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 31 мая 2025 (по достижении 70 лет).
РУДКИН Юрий ДмитриевичРодился 7 ноября 1951. Избран судьей КС 30 октября 1991. Полномочия по закону от 12 июля 1991 истекали 30 ноября 2016 (по достижении 65 лет). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 30 ноября 2021 (по достижении 70 лет). Секретарь КС 30 октября 1991 — 13 февраля 1995. Судья-секретарь КС 13 февраля 1995 — 18 февраля 1998.
СЕЛЕЗНЕВ Николай ВасильевичРодился 2 мая 1945. Избран 30 октября 1991. Полномочия по закону от 12 июля 1991 истекали 31 мая 2010 (по достижении 65 лет). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 31 мая 2015 (по достижении 70 лет). Судья-секретарь КС 18 февраля 1998 — 26 февраля 2001.
СЛИВА Анатолий ЯковлевичРодился 10 февраля 1940. Назначен 14 октября 1998. Полномочия по закону от 21 июля 1994 истекали 28 февраля 2010 (по достижении 70 лет). Полномочия по закону от 8 февраля 2001 истекали 31 октября 2013 (по истечении 15-летнего срока). Полномочия по закону от 15 декабря 2001 и по закону от 5 апреля 2005 истекают 28 февраля 2010 (по достижении 70 лет).
СТРЕКОЗОВ Владимир ГеоргиевичРодился 12 мая 1940. Назначен 6 декабря 1994. Полномочия по закону от 21 июля 1994 истекали 31 декабря 2006 (по окончании 12-летнего срока). Полномочия по законам от 8 февраля 2001 и 15 декабря 2001 истекали 31 декабря 2009 (по истечении 15-летнего срока). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 31 мая 2010 (по достижении 70 лет). Избран заместителем председателя КС 23 апреля 2002. Переизбран 25 апреля 2005. Не переизбран на новый срок 10 апреля 2008.
ЯРОСЛАВЦЕВ Владимир ГригорьевичРодился 20 марта 1952. Назначен 25 октября 1994. Полномочия по закону от 21 июля 1994 истекали 31 октября 2006 (по окончании 12-летнего срока). Полномочия по закону от 8 февраля 2001 истекали 31 октября 2009 (по истечении 15-летнего срока). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекают 31 марта 2022 (по достижении 70 лет).
Телефоны Аппарата КС и секретариатов судей см. в разделе 2.5.
БАГЛАЙ Марат ВикторовичРодился 13 марта 1931. Назначен судьей КС 7 февраля 1995. Полномочия по закону от 21 июля 1994 истекали 31 марта 2001 (по достижении 70 лет). Полномочия по закону от 8 февраля 2001 истекали 28 февраля 2010 (по истечении 15-летнего срока). Полномочия по закону от 15 декабря 2001 истекли 1 января 2005 (с вступлением в силу нормы о 70-летнем предельном возрасте). Исполнял обязанности судьи до замены С.Мавриным/Н.Мельниковым 25 февраля 2005. Избран председателем КС 20 февраля 1997. Переизбран 21 февраля 2000. Полномочия истекли 21 февраля 2003.
ВЕДЕРНИКОВ Николай ТрофимовичРодился 17 декабря 1934. Избран судьей КС 30 октября 1991; полномочия истекли 31 декабря 1999 (по достижении 65 лет); исполнял обязанности судьи до замены Н.Бондарем 16 февраля 2000.
ВИТРУК Николай ВасильевичРодился 4 ноября 1937. Избран 30 октября 1991. Полномочия истекли 30 ноября 2002 (по достижении 65 лет). Исполнял обязанности судьи до замены М.Клеандровым/Л.Красавчиковой 12 февраля 2003. Заместитель председателя КС с 30 октября 1991 по 13 февраля 1995, и.о.Председателя КС с 6 октября 1993 по 13 февраля 1995.
ЛУЧИН Виктор ОсиповичРодился 26 марта 1939. Избран 30 октября 1991. Полномочия истекли 31 марта 2004 (по достижении 65 лет). Исполнял обязанности судьи до замены С.Мавриным/Н.Мельниковым 25 февраля 2005.
МОРЩАКОВА Тамара ГеоргиевнаРодилась 28 марта 1936. Избрана судьей КС 30 октября 1991. Полномочия истекли 31 марта 2001 (по достижении 65 лет). Исполняла обязанности судьи до замены С.Казанцевым 29 марта 2002. Избрана Заместителем Председателя КС 13 февраля 1995. Переизбрана 18 февраля 1998 и 26 февраля 2001. Полномочия истекают 26 февраля 2004.
ТИУНОВ Олег ИвановичРодился 22 октября 1937. Избран 30 октября 1991. Полномочия истекли 31 октября 2002 (по достижении 65 лет). Исполнял обязанности судьи до замены М.Клеандровым/Л.Красавчиковой 12 февраля 2003.
ТУМАНОВ Владимир АлександровичРодился 20 октября 1926. Назначен судьей КС 25 октября 1994; полномочия истекли 31 октября 1996 (по достижении 70 лет); исполнял обязанности судьи до замены Л.Жарковой 11 июня 1997. Председатель КС с 13 февраля 1995 по 20 февраля 1997. Судья Европейского суда по правам человека с 23 апреля 1997 до 1 ноября 1998 (полномочия истекли с началом полномочий нового состава Суда). Председатель Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия с 14 октября 1997.
ЭБЗЕЕВ Борис СафаровичРодился 25 февраля 1950. Избран 30 октября 1991. Полномочия по закону от 12 июля 1991 истекали 31 октября 2015 (по достижении 65 лет). Полномочия по закону от 5 апреля 2005 истекали 31 октября 2020 (по достижении 70 лет). Ушёл в отставку в августе 2008, т.к. 5 августа назначен президентом Карачаево-Черкесской Республики.
АМЕТИСТОВ Эрнест МихайловичРодился 17 мая 1934. Избран 30 октября 1991. Полномочия истекали 31 мая 1999 (по достижении 65 лет). Умер 7 сентября 1998.
ОЛЕЙНИК Владимир ИвановичРодился 3 февраля 1936. Избран 30 октября 1991. Полномочия истекали 28 февраля 2001 (по достижении 65 лет). Умер 17 февраля 1999.
Ключевые слова: полномочия, Председателя, заместителя, судьи-секретаря, Конституционного, Суд, РФ
В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда.
Председатель Конституционного Суда РФ:
1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них;
2) вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
3) представляет Конституционный Суд в отношениях с гос. органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;
4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;
5) осуществляет другие полномочия в соот-и с ФКЗ и Регламентом.
Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.
Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.
Судья-секретарь Конституционного Суда РФ: 1) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда;
2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда;
3) доводит до сведения соот-их органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует Конституционный Суд об их исполнении;
4) организует информационное обеспечение судей;
5) осуществляет другие полномочия в соответствии с ФКЗ и Регламентом Конституционного Суда.
Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок. Они могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. … читать далее …