Правовой режим земель

Понятие и общая характеристика правового режима земель

Земельные ресурсы — вся земля (т.е. вся территория) в пределах определенных границ. Земельные ресурсы Российской Федерации — это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны. Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом они являются единым природным объектом. И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом.

Под понятием «правовой режим земель» можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию отдельных частей земельных ресурсов.Иначе, правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

5.1.1 Виды правового режима земель:

1. общий (присущий всему составу земель Российской Федерации). Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ. Общий правовой режим можно подразделить на обычный и пограничный, поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц.

2. особый (присущий отдельным категориям земель).

Элементы понятия «правовой режим земель».

Объектом особого правового режима являются земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта и иного назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

3. специальный (конкретный — присущий конкретным земельным участкам). Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель. Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

5.1.2 Элементы правового режима земель:

1.определение границ его распространения (наличие объекта — категории земель или земельного участия). Поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий. Например, на землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

2.порядок государственного регулирования использования земель,в котором можно выделить следующие аспекты:

2.1 органы, осуществляющие это регулирование — государственные органы общей и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.

2.2 формы регулирования земельных отношений на конкретных землях. В законе выделяются следующие формы регулирования:

— установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования.

— контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю, по осуществлению хозяйствования на данной земле. Например, контроль за строительством, которое осуществляется по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранительными органами;

— вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей. Например, органы Комитета по земельным ресурсам и землеустройству привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; земельные участки могут быть изъяты (выкуплены) для государственных или муниципальных нужд; права лиц, использующих землю, могут быть ограничены в интересах других лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

3.наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима. Их можно подразделить на следующие группы:

3.1 лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования. Например, если собственники земель обладают всеми правомочиями, предусмотренными ЗК РФ, то землевладельцы лишены некоторых прав, предусмотренных этим кодексом. Конкретные права землевладельцев и землепользователей по использованию земельных участков, устанавливаются договором, по которому получен земельный участок;

3.2 лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель. Так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах (дороги, свалки мусора и т. п.).

4.содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель. Эти права и обязанности зависят от:

4.1 объекта земельно-правового режима. Так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению;

4.2от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима. Например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий;

4.3от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий. Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно;

4.4от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент. Так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования, а на земельных массивах, объявленных зонами экологического бедствия, ограничиваются все виды природопользования.

5. наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений, которые выражаются в следующем:

5.1наличие мер юридической ответственности за нарушения правового режима. Так, в случае систематического нарушения установленных режимов использования земель право собственности, землевладения, землепользования и аренды на них может быть прекращено; в случае нарушения законодательства, которым установлен тот или иной режим земель, наступает соответствующая юридическая ответственность;

5.2наличие правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки с землей, совершенные в нарушение установленного правового режима данной земли, признаются недействительными с момента их совершения;

5.3наличие правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер. Так, в целях предотвращения химического, бактериального, радиоактивного и другого загрязнения почв законом устанавливаются нормативы ПДК в почве, что позволяет предотвратить ущерб, причиняемый земле неизбежными отходами производства.

Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 2806;

По законодательству понятием "земля" обозначается поверхность земного шара, находящаяся в пределах государственных границ России.

Понятие и общая характеристика правового режима земель

В этом смысле земля измеряется квадратными метрами, километрами, гектарами.

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к объек­там охраны окружающей среды отнесены земля и почвы. Земельный кодекс РФ содержит главу об охране земель.

Применительно к охране земель от загрязнения и иных факторов деградации Зе­мельный кодекс говорит о сохранении почв и их плодородия. Почва представляет собой плодородный поверхностный слой земли, образовавшийся в результате продолжительного взаимодействия органических и неорганических природных факторов. Его толщина ко­леблется от нескольких миллиметров до 2 метров. В связи с этим следует особо подчерк­нуть, что целью правовой охраны земли является не сохранение ее общей площади (она в основном остается неизменной), а сохранение, восстановление, улучшение качественного состояния земель.

В соответствии с основным целœевым назначением всœе земли в РФ подразделя­ются на:

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли посœелœений;

— земли промышленности, энергетики, транспорта͵ связи, радиовещания, телœеви­дения, земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производятся в связи с изменением целœевого назначения земель в случаях, преду­смотренных в законодательстве, уполномоченными органами в соответствии с их компе­тенцией при изъятии и предоставлении земель в пользование или аренду. Категорирова­ние земель имеет существенное экологическое значение. Экологически значимые и особо ценные земли выделœены в отдельные категории.

Под охраной земель принято понимать система правовых, организационных, экономи­ческих и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предот­вращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота͵ деградации, а также на восстановление продуктивности земель и повышение плодородия почв.

Для охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, земле­владельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

· сохранению почв и их плодородия;

· защите земель от водной и ветровой эрозии, селœей, подтопления, заболачива­ния, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязне­ния радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в т.ч. биогенного загряз­нения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

· защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения вредите­лями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кус­тарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

· ликвидации последствий загрязнения, в т.ч. биогенного загрязне­ния, и захламления земель;

· сохранению достигнутого уровня мелиорации;

· рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, свое­временному вовлечению земель в оборот;

· сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Особое место в системе земельного законодательства занимает Федеральный за­кон от 10 января 1996 ᴦ. "О мелиорации земель". Мелиорация земель представляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других ме­лиоративных мероприятий.

Учитывая зависимость отхарактера мелиоративных мероприятий Закон предусматривает проведение следующих типов мелиорации земель:

гидромелиорация;

агролесомелиорация;

культуртехническая мелиорация;

химическая мелиорация.

Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажнен­ных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды.

Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.

Культуртехническая мелиорация земель проявляется в расчистке мелиорируе­мых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, от камней, рыхление, пескование и др.

Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоратив­ных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая ме­лиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв.

Читайте также

  • — Особенности правового режима земель лесного фонда

    Специфика правового режима земель лесного фонда обуслов­лена тем обстоятельством, что, являясь различными объектами права, лес и земля находятся в неразрывной связи как элемен­ты единой экосистемы. А значит, правовой режим земель лес­ного фонда в значительной степени… .

  • — Особенности правового режима земель

    По законодательству понятием "земля" обозначается поверхность земного шара, находящаяся в пределах государственных границ России. В этом смысле земля измеряется квадратными метрами, километрами, гектарами. В соответствии с Федеральным законом "Об охране… .

  • Понятие и общая характеристика правового режима земель

    Земельные ресурсы — вся земля (т.е. вся территория) в пределах определенных границ. Земельные ресурсы Российской Федерации — это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны. Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом они являются единым природным объектом. И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом.

    Под понятием «правовой режим земель» можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию отдельных частей земельных ресурсов.Иначе, правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

    5.1.1 Виды правового режима земель:

    1. общий (присущий всему составу земель Российской Федерации). Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ. Общий правовой режим можно подразделить на обычный и пограничный, поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц.

    2. особый (присущий отдельным категориям земель). Объектом особого правового режима являются земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта и иного назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

    3. специальный (конкретный — присущий конкретным земельным участкам). Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель. Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

    5.1.2 Элементы правового режима земель:

    1.определение границ его распространения (наличие объекта — категории земель или земельного участия). Поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий. Например, на землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

    2.порядок государственного регулирования использования земель,в котором можно выделить следующие аспекты:

    2.1 органы, осуществляющие это регулирование — государственные органы общей и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.

    2.2 формы регулирования земельных отношений на конкретных землях. В законе выделяются следующие формы регулирования:

    — установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования.

    — контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю, по осуществлению хозяйствования на данной земле. Например, контроль за строительством, которое осуществляется по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранительными органами;

    — вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей. Например, органы Комитета по земельным ресурсам и землеустройству привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; земельные участки могут быть изъяты (выкуплены) для государственных или муниципальных нужд; права лиц, использующих землю, могут быть ограничены в интересах других лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

    3.наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима. Их можно подразделить на следующие группы:

    3.1 лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования. Например, если собственники земель обладают всеми правомочиями, предусмотренными ЗК РФ, то землевладельцы лишены некоторых прав, предусмотренных этим кодексом. Конкретные права землевладельцев и землепользователей по использованию земельных участков, устанавливаются договором, по которому получен земельный участок;

    3.2 лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель. Так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах (дороги, свалки мусора и т. п.).

    4.содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель. Эти права и обязанности зависят от:

    4.1 объекта земельно-правового режима. Так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению;

    4.2от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима. Например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий;

    4.3от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий. Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно;

    4.4от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент.

    49. Правовой режим земель: понятие, способы установления Понятие правового режима земель

    Так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования, а на земельных массивах, объявленных зонами экологического бедствия, ограничиваются все виды природопользования.

    5. наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений, которые выражаются в следующем:

    5.1наличие мер юридической ответственности за нарушения правового режима. Так, в случае систематического нарушения установленных режимов использования земель право собственности, землевладения, землепользования и аренды на них может быть прекращено; в случае нарушения законодательства, которым установлен тот или иной режим земель, наступает соответствующая юридическая ответственность;

    5.2наличие правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки с землей, совершенные в нарушение установленного правового режима данной земли, признаются недействительными с момента их совершения;

    5.3наличие правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер. Так, в целях предотвращения химического, бактериального, радиоактивного и другого загрязнения почв законом устанавливаются нормативы ПДК в почве, что позволяет предотвратить ущерб, причиняемый земле неизбежными отходами производства.

    Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 2806;

    Уяснение понятия «правовой режим земель» является необходимым для выявления сути земельного права как регу­лятора земельных отношений, поскольку именно через дан­ное понятие отражается особый характер регулирования об­щественных отношений, возникающих по поводу земли.

    В науке земельного права под правовым режимом земель понимается совокупность правовых норм, определяющих сущ­ность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, управления в сфере охраны и использова­ния земель, правовой охраны земель, а также мер юридической ответственности за земельные правонарушения1.

    В практическом смысле правовой режим земель можно определить как установленный в законодательстве порядок их охраны и использования.

    Понятие «правового режима земель» применимо как ко всем землям Российской Федерации (общий правовой режим земель), для отдельных категорий и видов земель (особый пра­вовой режим) и для конкретных, индивидуально определен­ных земельных участков.

    Объектом общего правового режима являются все земли Российской Федерации и он означает определенный режим законности и правопорядка, т.е. земельный правопорядок2. Например, согласно первому принципу земельного законода­тельства, закрепленному в ст. 1 (п. 1) Земельного кодекса РФ, все земли, вне зависимости от целевого предназначения, фор­мы собственности, вида разрешенного использования, ведом­ственной принадлежности рассматриваются как основа жизни и деятельности человека, природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. Данный принцип нашел развитие в ст. 12 ЗК РФ, в соответствии с которой ис­пользование земель должно осуществляться способами, обес­печивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

    Объектом особого правового режима являются земли опре­деленной категории или вида земель: земли сельскохозяйст­венного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, обороны, безопасности и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

    Деление земель по целевому назначению на категории является принципом земельного законодательства (пп. 8, п. 1, ст. 1 ЗК РФ), означающим, что правовой режим земель опре­деляется исходя из их принадлежности к той или иной кате­гории и разрешенного использования в соответствии с зони­рованием территорий и требованиями законодательства. Аналогичная норма содержится в ст. 7 (п. 2) ЗК РФ, согласно которой правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавли­ваются федеральными законами и требованиями специаль­ных федеральных законов.

    Понятие «правовой режим земель определенной катего­рии» дает возможность определить порядок охраны и использо­вания конкретной категории земель, возможность использования земель на основании различных титулов (постоянное (бессроч­ное) пользование, безвозмездное временное пользование, аренда и др.), особенности осуществления различных управленческих функций в отношении соответствующей категории земель и т.д.1

    Необходимо отметить, что 21 декабря 2004 года Государ­ственной Думой принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О пе­реводе земель или земельных участков из одной категории в другую», регулирующий отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких зе­мель из одной категории в другую.

    Средством уточнения и детализации правового режима определенной категории земель служит зонирование терри­тории (территориальное зонирование), предусмотренное зе­мельным и градостроительным законодательством РФ. Зони­рование территорий в России представляет собой дополни­тельный по отношению к подразделению земель на категории способ регулирования использования земель, как правило, в пределах отдельных категорий.

    В соответствии со ст. 83 (п. 2) Земельного кодекса РФ, поря­док использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в преде­лах его административных границ делится на территориальные зоны, причем документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного само­управления (правилами землепользования и застройки).

    Статья 85 Земельного кодекса РФ определяет, что в со­став земель поселений в соответствии с градостроительными регламентами могут входить следующие территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; ин­женерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назна­чения; военных объектов; иные территориальные зоны.

    Ныне утративший силу Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. (ст. 1) определял территориальное зонирова­ние как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определе­нием видов градостроительного использования установлен­ных зон и ограничений на их использование. Действующий Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ вместо понятия «территориальное зонирование» использует термин «градостроительное зонирование», означающий зо­нирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градо­строительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градострои­тельные регламенты.

    Зонирование как метод регулирования использования земель впервые был применен в США. В начале двадцатого столетия в нескольких городах были приняты ордонансы (решения) муниципалитетов, ограничивающие высоту со­оружаемых зданий для обеспечения охраны здоровья и безо­пасности населения. Ордонансы по зонированию, как прави­ло, определяют цели использования определенных земель, типы и размер сооружений, которые могут быть построены в этих районах, а также порядок их размещения.

    Правовой режим земель в Российской Федерации

    Применитель­но к жилым зданиям нередко устанавливаются требования, касающиеся минимального размера земельных участков, вы­соты этажей зданий. Специальные зоны с особыми требова­ниями к сооружениям устанавливаются для аэропортов, зон исторической застройки.

    Зонирование применяется также в отношении земель особо охраняемых природных территорий, например нацио­нальных природных парков. В соответствии со ст. 15 Феде­рального закона от 14.03.95 г. № 33-ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.), на территориях национальных парков устанавливается диффе­ренцированный режим особой охраны с учетом их природ­ных, историко-культурных и иных особенностей. На их тер­риториях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познаватель­ного туризма, рекреационная, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей и др.

    Выделяют также экологическое зонирование, которое предусмотрено Федеральным законом от 01.05.99 г. № 94-ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.) «Об охране озера Байкал».

    Элементом понятия «правовой режим земель» является и разрешенное использование земельного участка, однако оно применимо для тех категорий земель, в отношении которых осуществляется территориальное зонирование1. В действую­щем законодательстве не дается определения понятия «раз­решенное использование». В то же время, оно крайне важно для лица, непосредственного использующего земельный уча­сток. Когда на основании территориального зонирования оп­ределены виды разрешенного использования, то лицо, ипользующее земельный участок, вправе выбрать любой вид разрешенного использования без каких-либо дополнитель­ный разрешений и согласований.

    В науке земельного права выделяют «смешанный зе­мельно-правовой режим»1. Это обусловлено тем, что земли одного целевого назначения могут находиться в составе зе­мель другого назначения. Так, в состав земель поселений мо­гут входить земельные участки иного целевого назначения, например — сельскохозяйственного использования.

    Контрольныевопросы

    1. Дайте определение земельного правоотношения.

    2. Как классифицируются  земельные правоотношения  в зависимости от содержания правоотношения?

    3. Назовите субъектов земельных правоотношений.

    4. Что   является   непосредственным   объектом   земельных правоотношений?

    5. Что понимают под правовым режимом земель?

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *