Права и обязанности безработного

Безработный имеет правона:

1) выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения);

2) бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;

3) бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

4) самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации;

5) обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) социальную поддержку в виде:

а)выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;

б) выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;

в) предоставления возможности участия в общественных работах;

г) возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.

Безработные обязаны:

являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;

участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости (для лиц, указанных в законе);

являться на переговоры о трудоустройстве у работодателя в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

являться в органы службы занятости для получения направления на учебу (работу);

сообщить в орган занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (сборы);

выбрать один из двух предложенных органом занятости вариантов подходящей работы.

Дата добавления: 2015-02-27; просмотров: 2859; Опубликованный материал нарушает авторские права?

Занятость: понятие и виды. Понятие безработного, его правовой статус.

| Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

  1. B Температурной – справа
  2. Cубъекты административного права: понятие, характерные черты и принципы их деятельности
  3. I. Особенная часть обязательственного права
  4. II. Обязанности пользователей, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов
  5. II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение
  6. III . Социально-экономическое значение гражданского права РФ
  7. III. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
  8. III. Общие обязанности работников
  9. III. Права, организация деятельности и руководство Управления
  10. IV. Права и обязанности исполнителя
  11. Nemo plus iuris ad alium transferre potest, quam ipse haberet (D. 50.17.54). — Никто не может перенести на другого больше права, чем имел бы сам
  12. V. Права и обязанности потребителя


Безработный имеет правона:

1) выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения);

2) бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;

3) бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

4) самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации;

5) обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) социальную поддержку в виде:

а)выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;

б) выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;

в) предоставления возможности участия в общественных работах;

г) возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.

Безработные обязаны:

являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;

участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости (для лиц, указанных в законе);

являться на переговоры о трудоустройстве у работодателя в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

являться в органы службы занятости для получения направления на учебу (работу);

сообщить в орган занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (сборы);

выбрать один из двух предложенных органом занятости вариантов подходящей работы.

Дата добавления: 2015-02-27; просмотров: 2860; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

  1. B Температурной – справа
  2. Cубъекты административного права: понятие, характерные черты и принципы их деятельности
  3. I. Особенная часть обязательственного права
  4. II. Обязанности пользователей, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов
  5. II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение
  6. III . Социально-экономическое значение гражданского права РФ
  7. III.

    Понятие безработного, права и обязанности безработного.

    ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

  8. III. Общие обязанности работников
  9. III. Права, организация деятельности и руководство Управления
  10. IV. Права и обязанности исполнителя
  11. Nemo plus iuris ad alium transferre potest, quam ipse haberet (D. 50.17.54). — Никто не может перенести на другого больше права, чем имел бы сам
  12. V. Права и обязанности потребителя


Безработный имеет правона:

1) выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения);

2) бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;

3) бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

4) самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации;

5) обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) социальную поддержку в виде:

а)выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;

б) выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;

в) предоставления возможности участия в общественных работах;

г) возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.

Безработные обязаны:

являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;

участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости (для лиц, указанных в законе);

являться на переговоры о трудоустройстве у работодателя в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

являться в органы службы занятости для получения направления на учебу (работу);

сообщить в орган занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (сборы);

выбрать один из двух предложенных органом занятости вариантов подходящей работы.

Дата добавления: 2015-02-27; просмотров: 2859; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

  1. B Температурной – справа
  2. Cубъекты административного права: понятие, характерные черты и принципы их деятельности
  3. I. Особенная часть обязательственного права
  4. II. Обязанности пользователей, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов
  5. II.2. Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение
  6. III . Социально-экономическое значение гражданского права РФ
  7. III.

    Права и обязанности безработного

    ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

  8. III. Общие обязанности работников
  9. III. Права, организация деятельности и руководство Управления
  10. IV. Права и обязанности исполнителя
  11. Nemo plus iuris ad alium transferre potest, quam ipse haberet (D. 50.17.54). — Никто не может перенести на другого больше права, чем имел бы сам
  12. V. Права и обязанности потребителя


Права и льготы безработным

Для начала разберемся с терминологией. Кто считается "безработный" в соответствии с законом? Понятие безработного закреплено в Законе "О занятости населения в Российской Федерации".

Безработный — это трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

При этом обязательна постановка на учет в специальном органе службы занятости, отвечающем за поиск подходящей для безработного вакансии.

1.2 Основные права и обязанности безработного

Сам же безработный обязан быть готовым приступить к найденной службой занятости работе, или же ждать следующего варианта.

Перечень документов при постановке на учет

Постановка на учет по безработице осуществляется по месту фактического проживания и безработным гражданин признается в том случае, если в течение 10-ти дней с момента обращения подходящая вакансия не была предложена. При этом необходимо подать следующие документы:

  • гражданам, впервые устраивающимся на работу достаточно предъявить паспорт и документ, подтверждающий их образование (диплом, аттестат и пр.);
  • гражданам, имеющим трудовой стаж: паспорт, свидетельство, удостоверяющее профессиональную квалификацию, трудовую книжку и справку о заработной плате за последние три месяца;
  • гражданам, имеющим группу инвалидности и впервые устраивающимся на работу необходимо иметь при себе паспорт, документ об образовании, а также специальную, выданную в установленном порядке индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПРИ);
  • гражданам, имеющим группу инвалидности и трудовой стаж необходимо предоставить: паспорт, документ о профессиональной квалификации, трудовую книжку, справку о среднем заработке за последние три месяца и ИПРИ.

Материальные льготы и выплаты безработным

Пособие безработным

Основной льготой безработного, позволяющей человеку прожить в первое время после потери работы, является назначение и выплата пособия по безработности. Об актуальной информации о порядке назначения, расчета и сроках выплаты пособия безработным читайте в соответствующей статье.

В случае отсутствия иного дохода и неимением постоянного места работы, безработные имеют права и льготы предусмотренные государством для малоимущих. Более подробно о льготах малоимущим читайте в соответствующем разделе.

Помимо права на получение пособия, безработные имеют право на материальную помощь.

Материальная помощь назначается государством лицам, которые утратили право на получение пособия по безработице в связи с истечением периода выплат. Органы службы занятости на свое усмотрение назначают материальная помощь в виде разовой выплаты, либо ежемесячного довольствия.

Как безработному получить материальную помощь от государства

Для начисления материальной помощи гражданин должен обратиться в службу занятости, в которой он состоял на учете, и предоставить ряд документов:

— свидетельство о признании безработным;

— приказ о назначении выплаты по безработице;

— приказ о зачислении гражданина на курс повышения квалификации по направлению от службы занятости;

— справку о начисляемой стипендии в ходе обучения на курсах;

— табель посещения занятий и сводка об успеваемости;

— личное дело, которое хранится непосредственно в службе занятости.

Законодательством РФ не предусмотрено обязательное назначение материальной помощи. Вопрос о ее выплате решается самим органом занятости населения. В случае назначения материальной помощи в виде ежемесячных выплат, служба занятости оставляет за собой право о их прекращении:

  • если истек период оказания мат.помощи;
  • самовольное прекращение занятий на курсах повышения квалификации, по направлению от службы занятости или же истечение срока обучения;
  • снятие статуса безработного;
  • смерть гражданина, признанного безработным.

Иные льготы безработным

Право на досрочный выход на пенсию. Не все знают, но безработные предпенсионного возраста при увольнении с работы в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя имею право на выход на пенсию досрочно — на 2 года раньше стандартного пенсионного возраста (при достижении возраста 58 лет для мужчин и 53 года для женщин).

Более подробно об условиях назначения безработным при увольнении пенсии досрочно можно прочитать в статье по ссылке.

Защита прав безработных и обжалование спорных вопросов

Первый способ (с чего и нужно начинать) — это обращение в вышестоящий орган. То есть обращение в порядке подчиненности. Если вам отказал рядовой сотрудник в «окошке» районной службы занятости, вы вправе обратиться с письменным обращением к руководству данного подразделения о несогласии с действиями должностных лиц либо в вышестоящий орган.

Также предусмотрен судебный порядок – то есть обращение в суд с исковым заявлением. Если же нет желания самому заниматься судебными тяжбами, то не следует забывать о возможности обращения с письменным заявлением в районную прокуратуру.

Практика показывает, что наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав является одновременное обращение безработного с жалобами в вышестоящее подразделение службы занятости и обращение в прокуратуру.

Наши статьи по теме:

⇐ Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения

Правовой статус безработного

Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных.

В частности, государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.

В то же время, как уже было сказано, статус безработного предполагает наличие у гражданина и определенных обязанностей.

Важнейшие из них:

  • вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости;
  • вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
  • по направлению органов службы занятости своевременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве.

Понятие подходящей работы. Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит получение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.

Подходящей считается работа, соответствующая:

профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Понятно, что для инженера не будет подходящей работой должность бухгалтера, для слесаря-сантехника — работа каменщика, для токаря 6-го разряда — вакансия грузчика или вахтера;

условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;

состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья.

транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подходящей работу — даже если она устраивает их во всех других отношениях — если дорога на работу и с работы будет отнимать у них по нескольку часов в день. Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы. Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

При соответствии всем вышеназванным условиям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа постоянной или временной.

Для некоторых категорий безработных подходящей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства.

К таким категориям относятся граждане:

  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
  • не имеющие профессии (специальности);
  • уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;
  • ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • некоторые другие категории граждан.

В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

  1. она связана с переменой места жительства;
  2. ее условия не соответствуют требованиям трудового законодательства;
  3. предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума или — если заработок гражданина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Пособие по безработице. Пособие по безработице — наиболее распространенный вид государственной поддержки безработных граждан. Если другими видами социальной поддержки со стороны государства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каждый безработный.

Статус безработного и его право на пособие

(Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)

Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным.

Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:

  • в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
  • в следующие четыре месяца — в размере 60%;
  • в дальнейшем — в размере 45%.

Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины.

Всем другим гражданам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.

Для некоторых категорий безработных предусмотрен повышенный размер пособия. К таким категориям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице. Так, например, размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице, но только в размере 20% величины прожиточного минимума.

В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена.

Основанием для этого могут послужить:

  • отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
  • отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
  • некоторые другие случаи, предусмотренные законодательством.

Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина занятым в соответствии с Законом о занятости.

Кроме того, выплата пособия по безработице прекращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях:

  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность.
  • в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *