Человек приходит в этот мир для реализации своего генетически обусловленного потенциала. Для устойчивой реализации генетического потенциала каждого индивида необходимо обеспечить его демографически обусловленными потребностями, которые создаются добросовестным трудом самими же индивидами, начиная с детского возраста:
1) образование;
2) пища;
3) одежда;
4) жилье;
5) транспорт;
6) связь.
Для достижения этих целей, в межотраслевом и внутриотраслевом объединении труда, необходимо усиливать кооперацию. Этому процессу может способствовать такая форма кооперации, как потребительское общество.
Восстанавливая целенаправленно разрушенные в период развала СССР производственно-технологические цепочки, многие хозяйственные структуры для снижения расходов и издержек используют отдельные формы и механизмы, свойственные потребительской кооперации: финансово-промышленные группы, некоммерческие партнерства, бартерный обмен, договоры о выпуске продукции из давальческого сырья, различные вексельные схемы и взаимозачеты. Однако в таких цепочках остается много «зазоров», куда проникают посредники, паразитирующие на производительном труде. Существенным недостатком указанных финансово-экономических механизмов является то, что правовой режим имущества, находящегося в их обороте, остается прежним.
В то же время, имеется комплексный механизм хозяйствования, автоматически решающей множество препятствий благодаря совершенно другому правовому режиму собственности. Потребительское общество можно рассматривать как высшую форму кооперации предприятий и организаций, при которой основной имущественный оборот совершается внутри одного юридического лица. Данная форма позволяет исключить из процесса производства и распределения продукции паразитов-посредников.
Новым законом о потребительской кооперации выделен самостоятельный вид потребительских кооперативов (некоммерческих организаций, на которые не распространяется действие Закона о некоммерческих организациях (ФЗ-№7 от 12 января 1996 года)) — потребительские общества, в число которых не вошли специализированные потребительские кооперативы: сельскохозяйственные, жилищные, гаражные, кредитные и др.
Содержание
Зачем нужны общества потребителей
Особенностями этих обществ являются широкий спектр видов деятельности и возможность участия в них, наряду с гражданами, юридических лиц. Это дало возможность использовать в нашей стране распространенный в развитых странах хозяйственный механизм потребительского общества, объединяющего граждан и субъектов малого и большого предпринимательства в производстве и распределении с наименьшими издержками (налоговые, таможенные и др. сборы), исключающими увеличение стоимости продукции из-за деятельности посредников.
В современной России бурно развивается множество традиционных и нетрадиционных форм потребительской кооперации: потребительские кооперативы и общества, кредитные союзы, общества взаимного кредитования и т.п. Наряду с данным процессом, как показали семинары, проводимые с представителями предприятий и организаций различного профиля и различных организационно-правовых форм, многие финансово-экономические и правовые стороны использования механизма потребительского общества, как системного средства, разработаны, но используются недостаточно часто.
В то же время, модель потребительского общества оказывается весьма полезной в широком масштабе как для решения задач устойчивого управления предприятиями, так и для развития малых форм предпринимательства в современных российских условиях. В условиях, когда для любого производителя (он же и потребитель) одной из главных задач является большей частью экономическое выживание, форма потребительского общества в наибольшей степени гарантирует возможность воспроизводства собственных ресурсов не за дополнительную плату государственным структурам и другим посредникам, а просто по праву существования физического лица или госрегистрации юридического лица.
На первый взгляд, форма потребительского общества имеет ограниченное применение во-первых, потому, что лежит в основном в сфере чисто вещественного производства и распределения и мало применима к сфере капитала, а во-вторых, потому, что сложившиеся формы потребительской кооперации имеют замкнутый характер. Однако, главная функция любой сферы деятельности — воспроизводство — лежит именно в вещественной плоскости. А накопление в денежной форме имеет спекулятивную природу юридическая форма потребительского общества добросовестно трудящихся граждан и юридических лиц, позволяет организовать необходимый продуктообмен, снизить цены на продукцию (вплоть до нулевых) и обеспечить основные потребности населения, что является одним из основных условий устойчивого развития сельской местности.
Источник
Понятие и виды объединений граждан
В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение.
Для чего нужны общества потребителей?
Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Статья 13 Конституции провозглашает равенство всех общественных объединений перед законом. Конституционно-правовое регулирование общественных объединений на этом заканчивается. Конституция СССР 1936 г. общественные объединения также упоминала лишь дважды в ст. 126 (общие положения о праве граждан на объединение в общественные организации) и в ст. 141 (о праве общественных организаций на выдвижение кандидатов в депутаты Советов). Конституция СССР 1977 г. закрепляла права и обязанности общественных организаций уже в 29 статьях, в которых предусматривался большой объем прав общественных организаций. На наш взгляд, это было обусловлено тем, что фактический обладатель государственной власти – КПСС также считалась общественной организацией. Кроме того, поскольку под общественными организациями понималось добровольное объединение граждан в целях коммунистического строительства, постольку государство признавало особое значение общественных организаций для формирования предпосылок системы коммунистического общественного самоуправления. Именно поэтому общественные организации наделялись широким кругом конституционных прав вплоть до права на законодательную инициативу.
Сегодня, не умаляя и не переоценивая роли общественных объединений, государство несколько по-иному определяет их правовое положение.
Помимо Конституции РФ, правовое регулирование деятельности общественных объединений может быть осуществлено и федеральным законодательством. В настоящее время правовое положение общественных организаций закреплено в Законе РФ «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г.
Статья 5 Закона определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Данный закон определяет и пять организационно-правовых форм общественных объединений:
1. Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
2. Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
3. Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
4. Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
5. Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Но несмотря на различные организационно-правовые формы общественных объединений, все они обладают следующими признаками:
а) образуются гражданами на добровольной основе;
б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями (за исключением ряда случаев, когда государство на основе нормативно-правовых актов делегировало им часть своих государственно-властных полномочий) и не признаны субъектами правотворчества;
в) действуют от своего имени (т. е. опосредуют членов или участников общественного объединения и выступают от имени общественного объединения как юридического лица);
г) не преследуют коммерческой цели или цели извлечения прибыли (это не означает, что общественные объединения не могут заниматься коммерческой деятельностью вообще, но этот вид деятельности не может быть их основной уставной целью).
Общественные объединения формируются на добровольных началах самими гражданами, по их инициативе и действуют на основе самоуправления. Внутриорганизационные отношения, регулируемые нормами уставов и положений, принятых самими объединениями, не являются правовыми. Вместе с тем они реализуют нормы права, так как вступают в правоотношения в сфере государственного управления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности общественных объединений, регулирует их деятельность в сфере государственного управления.
Date: 2015-09-25; view: 78; Нарушение авторских прав
Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
Человек приходит в этот мир для реализации своего генетически обусловленного потенциала. Для устойчивой реализации генетического потенциала каждого индивида необходимо обеспечить его демографически обусловленными потребностями, которые создаются добросовестным трудом самими же индивидами, начиная с детского возраста:
1) образование;
2) пища;
3) одежда;
4) жилье;
5) транспорт;
6) связь.
Для достижения этих целей, в межотраслевом и внутриотраслевом объединении труда, необходимо усиливать кооперацию. Этому процессу может способствовать такая форма кооперации, как потребительское общество.
Восстанавливая целенаправленно разрушенные в период развала СССР производственно-технологические цепочки, многие хозяйственные структуры для снижения расходов и издержек используют отдельные формы и механизмы, свойственные потребительской кооперации: финансово-промышленные группы, некоммерческие партнерства, бартерный обмен, договоры о выпуске продукции из давальческого сырья, различные вексельные схемы и взаимозачеты. Однако в таких цепочках остается много «зазоров», куда проникают посредники, паразитирующие на производительном труде. Существенным недостатком указанных финансово-экономических механизмов является то, что правовой режим имущества, находящегося в их обороте, остается прежним.
В то же время, имеется комплексный механизм хозяйствования, автоматически решающей множество препятствий благодаря совершенно другому правовому режиму собственности. Потребительское общество можно рассматривать как высшую форму кооперации предприятий и организаций, при которой основной имущественный оборот совершается внутри одного юридического лица. Данная форма позволяет исключить из процесса производства и распределения продукции паразитов-посредников.
Новым законом о потребительской кооперации выделен самостоятельный вид потребительских кооперативов (некоммерческих организаций, на которые не распространяется действие Закона о некоммерческих организациях (ФЗ-№7 от 12 января 1996 года)) — потребительские общества, в число которых не вошли специализированные потребительские кооперативы: сельскохозяйственные, жилищные, гаражные, кредитные и др. Особенностями этих обществ являются широкий спектр видов деятельности и возможность участия в них, наряду с гражданами, юридических лиц. Это дало возможность использовать в нашей стране распространенный в развитых странах хозяйственный механизм потребительского общества, объединяющего граждан и субъектов малого и большого предпринимательства в производстве и распределении с наименьшими издержками (налоговые, таможенные и др. сборы), исключающими увеличение стоимости продукции из-за деятельности посредников.
В современной России бурно развивается множество традиционных и нетрадиционных форм потребительской кооперации: потребительские кооперативы и общества, кредитные союзы, общества взаимного кредитования и т.п.
Общество потребления. А есть ли выход?
Наряду с данным процессом, как показали семинары, проводимые с представителями предприятий и организаций различного профиля и различных организационно-правовых форм, многие финансово-экономические и правовые стороны использования механизма потребительского общества, как системного средства, разработаны, но используются недостаточно часто.
В то же время, модель потребительского общества оказывается весьма полезной в широком масштабе как для решения задач устойчивого управления предприятиями, так и для развития малых форм предпринимательства в современных российских условиях. В условиях, когда для любого производителя (он же и потребитель) одной из главных задач является большей частью экономическое выживание, форма потребительского общества в наибольшей степени гарантирует возможность воспроизводства собственных ресурсов не за дополнительную плату государственным структурам и другим посредникам, а просто по праву существования физического лица или госрегистрации юридического лица.
На первый взгляд, форма потребительского общества имеет ограниченное применение во-первых, потому, что лежит в основном в сфере чисто вещественного производства и распределения и мало применима к сфере капитала, а во-вторых, потому, что сложившиеся формы потребительской кооперации имеют замкнутый характер. Однако, главная функция любой сферы деятельности — воспроизводство — лежит именно в вещественной плоскости. А накопление в денежной форме имеет спекулятивную природу юридическая форма потребительского общества добросовестно трудящихся граждан и юридических лиц, позволяет организовать необходимый продуктообмен, снизить цены на продукцию (вплоть до нулевых) и обеспечить основные потребности населения, что является одним из основных условий устойчивого развития сельской местности.
Источник
История райпо
Район, обслуживаемый Прионежским райпо Карелреспотребсоза, расположен в юго-восточной части Республики Карелия, вокруг столицы Республики — г. Петрозаводска, на западном побережье Онежского озера. Район занимает площадь 4,485 тыс.кв.км. Протяженность его территории с севера на юг составляет 101 км с запада на восток 67,5 км. Численность населения 19,7 тыс. человек. Всего из 44 населенных пунктов района, Прионежское райпо обслуживает 28. Дата образования административно-территориальной единицы — 29 августа 1927 года.
На севере район граничит с Кондопожским, на западе с Пряжинским районами, на юге с Подпорожским районом Ленинградской области. На востоке граница проходит по побережью Онежского озера и по границе земель г. Петрозаводска.
Прионежский район, как и вся Карелия, относится к европейскому северу Российской Федерации.
Внешние транспортно-экономические связи района осуществляются железнодорожным, воздушным, автомобильным и водным транспортом
По территории района проходят две железнодорожные линии: Санкт-Петербург — Мурманск, Петрозаводск-Сортавала, обеспечивающие внешние и внутренние грузопассажирские перевозки. Эксплуатационная длина железных дорог, по району 121 км.
Пассажирские станции имеются в поселках Пай, Ладва-Ветка, Деревянка. и ст. Шуйская. Пассажирские перевозки водным транспортом в границах района осуществляются по Онежскому озеру. Навигационный период длится с мая по ноябрь. Грузовой причал имеется в м. Уя (с. Деревянное), который использовался в основном для отгрузки щебня.
Обслуживание грузопассажирских авиаперевозок района с другими населенными пунктами республики и страны производятся Петрозаводским узлом воздушных сообщений, в состав которого входят два аэропорта: Петрозаводск-1 (Пески) и Петрозаводск-2 (Бесовец).
Основу автодорожной сети района составляют автодороги общего пользования: федеральные, республиканские, муниципальные. Кроме того, имеются дороги ведомственные. Федеральная Санкт-Петербург — Мурманск проходит по северной части района.
Республиканская дорога Петрозаводск — Ошта проходит вдоль побережья Онежского озера, протяженность ее в границах района 59 км. Всего протяженность территориальных автодорог составляет 273,0 км.
Основные виды деятельности Прионежского района — это лесопромышленный комплекс, включающий лесное хозяйство, лесозаготовки и лесопереработку, горнодобывающий комплекс и сельское хозяйство, представленное тремя сельхозпредприятиями и птицефабрикой.
Пожелтевшие страницы архивных документов почти вековой давности. Они, как осенний листопад, навевают воспоминания у ветеранов, отдавших многие десятки лет становлению этого важнейшего направления в сфере обслуживания людей, вызывают интерес у тех, кто продолжает традиции старшего поколения, кто посвятил свою жизнь развитию и укреплению кооперативного движения на селе.
Приоткроем одну из страниц истории, которую можно считать отправной точкой в создании стабильной системы потребкооперации в нашем крае. Детальный перечень кооперативной сети по Петрозаводскому уезду сопровождает такая запись:
«1) С 1/II 1921 года означенную сеть кооперативов принять к неуклонному исполнению при распределении продуктов и предметов питания…
2) Об этом сообщить всем волсоветам и кооперативам.»
27 потребительских обществ было в то время на территории Петрозаводского уезда. Открывают перечень 4 КПО, которые находились на землях нынешнего Прионежья — Пригородное, Шуйское, Заозерское, Ялгубское. Можно по хорошему позавидовать дотошности ответственных за составление этого документа лиц, которые кроме простого перечисления деревень, входящих в потребительские общества, считают важным указать число «едоков» в каждом населенном пункте, расстояние от деревни до расположения КПО, посчитали необходимым указать также расстояние от места, где находятся кооперативные общества, до ближайшей пристани или железнодорожной станции.
Самым крупным в перечне значится Шуйское ПО, в его составе — 31 деревня, а число «едоков» — 2773. В Пригородном обществе, включающем 9 деревень — 1191 «едок». В Заозерском, располагавшемся в Соломенном, — 8 деревень и 847 «едоков». Самое отдаленное, 24 версты от райсоюза — Ялгубское общество насчитывало 6 деревень и 722 «едока».
Даже по содержанию этих архивных сведений можно судить о том, что уже на заре становления кооперативного движения проявлялась настоящая забота о сельских жителях. Об этом же свидетельствует и еще один официальный документ. Актом от 12 апреля 1921 года засвидетельствовано, что в этот день было произведена ревизия Шуйского волостного кооператива. В нем говорится:
«В состав Шуйского волкооператива входит пять сельских обществ: Шуйское, Виданское, Бесовецкое, Намоевское, Заозерское. Распорядительным органом его является выборное правление в числе 3 человек: председателя, одного члена и секретаря. Наемный служащий один — кладовщик.
На обязанности правления лежит своевременная получка продуктов и других товаров из продорганов на население волости и для организаций, связанных с получением продуктов из кооперативов… и раздача их по обществам и организациям согласно представленных списков.
При обследовании счетоводства и отчетности по кооперативу установлено, что за период времени с 1 января по 1 апреля с/ч последним получались продукты только на одно Шуйское общество, остальные же общества и организации получали таковые непосредственно сами из Карпродкома.
В ведомости товаров, находившихся на складе Шуйского кооператива на период проверки (на нее есть ссылка в акте ревизий), обращают на себя внимание такие товары, как стаканы чайные, горшки, косы-горбуши, гвозди, спички, махорка, мыльный порошок, и продукты питания — пшеница, рожь, овес, ячмень, мука, рис, чай, кофе, сахарный песок, соль. Одним словом, все жизненно необходимое для селян того времени.
В архивных материалах, относящихся к 1923 году, есть ссылка на то, что в список 45 кооперативов I степени, объединяемых и обслуживаемых Карсоюзом, вошли: Шуйское, Ялгубское, Суйсарское «Труженик», Деревянское, Шокшинское, Рыборецкое, Ладвинское потребительские общества. В каждом из них указывалось общее количество населения и число активных членов.
Двумя годами позже, в 1925 году есть упоминание о том, что 10 наших потребительских обществ, относящихся к Петрозаводскому уезду стали коллективными членами КарОнегСоюза. Кооперативы развивались, их торговый оборот возрастал. В 1926 году самый высокий среднемесячный товарооборот был в Ладвинском кооперативе — 18000 руб. В Рыборецком — 16000 руб., Шелтозерском — 2000 руб., Вехручейском — 2500 руб., Матвеево Сельгском, Ялгубском и Шокшинском по 4000 руб., Горне-Шелтозерском — 2000 руб. и Виданском — 1000 руб.
КарОнегСоюз поддерживал своих членов, выдавая им кредиты сроком от полутора до двух месяцев в размере месячного товарооборота.
В докладе члена КарЦика И.В. Данилова о поездке в 1927 г. в Ладвинскую волость есть такие слова: «Кооперация работает, по видимому, хорошо, и частной торговли почти нет, несмотря на то, что в прошлом — это крупное торговое село». Такая оценка официального лица говорит о многом.
Постановлением № 6 административной комиссии ВЦИК от 2.03.1927 г. Деревянская, Ладвинская и Шуйские волости и Ялгубский сельсовет Петрозаводского уезда переданы во вновь образованную Прионежскую волость того же уезда.
В этом же году все кооперативы стали членами Карельско-Прионежского Союза потребительских обществ.
Большой урон кооперативному движению нанесла Великая Отечественная война. Как свидетельствуют архивные документы, уже во II полугодии 1944 года, сразу после освобождения района от фашистских захватчиков, потребкооперация Прионежья взялась за восстановление торговой сети. Снова заработали пять сельпо — Ладвинское, Деревянское, Ялгубское, Шуйское, Виданское. На их базе 12 сентября 1944 года был образован Прионежский райпотребсоюз, который возглавил Шалапанов Александр Михайлович.
За короткое время было восстановлено 14 торговых точек, 3 овощехранилища емкостью 30 тонн. Капитально отремонтированы 2 магазина, 2 пекарни и одно овощехранилище.
В Ладве и Деревянном открылись сельмаги. Уже в 1945 году работали 8 столовых, один котлопункт, популярностью пользовались две колхозные чайные.
Усилия руководства и коллектива райпотребсоюза не пропали даром. Установленный на 1945 год план по паенакоплению в объеме 45 тысяч рублей был выполнен на 168,4 процента, собрано 75,8 тысяч рублей. Перекрыты плановые задания по выпечке хлеба, торговле и общественному питанию. Общепит в тот год принял на снабжение закрытые учреждения — детские сады, ясли, интернат, детские дома.
Если в 1944 году в кооперации числилось 535 человек, к концу следующего года насчитывалось уже 1292 члена. А на 1 октября 1946 года число пайщиков увеличилось еще на 152.
В 1946 году открылась первая коммерческая чайная в Ладве. Работали уже 5 пекарен — в Намоево, Ялгубе, Ладве, Деревянном, Виданах. Число овощехранилищ увеличилось до 6, они вмещали 200 тонн сельхозпродукции. В Шуйском сельпо было построено новое хранилище.
Несмотря на то, что в каждой деревне имелся колхоз, а то и не один, Прионежский райпотребсоюз имел пашни и занимался посевом овса, ячменя. В подсобном хозяйстве садили картофель, капусту, свеклу, морковь, брюкву, редис, огурцы, репчатый лук, турнепс, кормовые травы. Кооператоры сами изготавливали парниковые рамы, занимались сенокошением.
Самой прибыльной отраслью в то время становится ширпотреб, в частности, обозные мастерские, портновские, выработка бондарных изделий и культтоваров, изготовление мебели.
В сельпо изготавливали сани и телеги, деревянные ложки, гончарную посуду.
В сапожных мастерских, кроме ремонта обуви, производили обувь на кожаной, деревянной подошве, валяную и лапти.
Надомники занимались переработкой шерсти, вязали чулки и носки, сети, плели корзины.
Увеличению доходов способствовали вылов рыбы, заготовительная деятельность. Интересно то, что наряду с заготовками зерна, картофеля, овощей, сельпо активно занималось утилевыми заготовками, в том числе конского волоса, макулатуры, костей, тряпья, резины, шерсти, пера, металлолома.
Государство поддерживало потребительскую кооперацию.
В целях укрепления ее финансового состояния, Совет Министров СССР установил ряд финансовых льгот: уменьшил подоходный налог, освободил от налогообложения с оборота и оплаты бюджетной наценки и разницы, связанной с продажей и закупкой продуктов.
Местным советским организациям запрещено отвлекать рабочую силу потребительской кооперации на выполнение других хозяйственных задач.
Тем не менее, потребительская кооперация не могла остаться в стороне от восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Свидетельство тому — приказы по Шуйскому сельпо:
ПРИКАЗ № 4от 8 мая 1945 г. по Шуйскому сельпо В связи с весенней посевной перевести часы работы магазина № 1 на весенне-летний период с 5 часов утра до 10 часов утра и с 6 часов вечера до 9 часов вечера. Для чего нужны общества потребителейВ воскресенье с 9 утра до 1 часа дня и с 2 часов дня до 6 часов вечера. Председатель сельпо Великанова |
ПРИКАЗ № 33от 15 января 1946 г. Гришкина А.Я. с 25.02 по 10.03 1946 г. отправить в лес в порядке социальной помощи. Председатель сельпо Великанова |
В послевоенные годы, как и в настоящее время, основной ценностью потребительской кооперации является ее социальная направленность, которая заключается в заботе о каждом ее члене-пайщике, о его благосостоянии и здоровье.
Наказы пайщиков, решения собрания уполномоченных неукоснительно исполнялись правлением кооперативной организации.
В книге приказов по Шуйскому сельпо за 1946 год читаем:
ПРИКАЗ № 41от 10 апреля 1946 г. по Шуйскому сельпо Согласно решения правления сельпо и по требованию пайщиков, открыть магазин № 3 на станции Шуйской с 10 апреля 1946 г. Председатель сельпо Великанова |
Прионежский райпотребсоюз существовал до 1959 года.
Прионежское районное потребительское общество, было создано решением собрания уполномоченных пайщиков 19 декабря 1974 года. Оно объединило три сельпо — Деревянское, Ладвинское, Шелтозерское и два кооператива Пригородное и Шуйское, которые до этого подчинялись непосредственно Карелпотребсоюзу.
Большинство магазинов, доставшиеся в наследство, были векового возраста, с печным отоплением, аварийные склады без освещения, а также две хлебопекарни — в Ладве и Шелтозере, цех безалкогольных напитков в Ладве, два свинооткормочных пункта.
Первым председателем правления райпо стал Тимофей Иванович Лесничук, который возглавлял предприятие в течение 10 лет.
Фронтовик, награжденный медалями: «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За оборону Советского Заполярья», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Карельской АССР, он проявил себя принципиальным руководителем, обладающим хорошими организаторскими способностями, умело направляющим коллектив на выполнение поставленных задач.
Перед новой организацией была поставлена цель: за счет активного закупа товаров в республике, за ее пределами и развития собственной заготовительной, производственной деятельности улучшить снабжение товарами, различными услугами пайщиков — членов общества, всего сельского населения района.
Поэтому структура райпо была образована по отраслевому принципу управления кооперативным хозяйством со следующими подразделениями: розничное торговое объединение, объединение общественного питания, пищевой комбинат, районная заготконтора.
Именно в то время всерьез задумались о культуре обслуживания населения. В разветвленной сети предприятий торговли кроме магазинов по продаже товаров повседневного спроса появляются специализированные — «Продукты», «Хлеб», «Книги», «Промышленные товары», «Хозяйственные товары». Развивались новые формы торговли. 51 магазин (50% от общего количества) работал по методу самообслуживания.
В те годы в районе действовали 25 столовых и 4 закусочных, способные накормить одновременно 1160 человек.
В горячие периоды сельскохозяйственных работ на полях, фермах, отгонных пастбищах нередко можно было увидеть автолавку с выездной торговлей. Руководство райпо активно занималось вопросами развития материально-технической базы. Начиная с 1975 года в районе было построено 11 магазинов, хлебопекарня на ст. Деревянка, овощехранилище в Деревянном. В Шокше, Шуе, Шелтозере, Ялгубе, Деревянном были построены жилые дома для работников потребкооперации.
Из 21 500 человек, проживающих на обслуживаемой райпо территории, в то время было 11 300 членов-пайщиков. Это ли не показатель признания и авторитета среди селян кооперативного общества?
Дорога к признанию была долгой и тернистой. Задачи по улучшению торгового обслуживания населения требовали постоянной заботы о внедрении максимально удобных для людей форм торговли. Одна из них — продажа товаров сложного ассортимента по предварительным заказам.
В 1985 году совместно с поселковыми Советами устанавливается режим продажи дефицитных товаров с 17 часов. Реализация колбасных изделий производится по организациям, списки работников организаций утверждались органами власти на селе. Из имеющихся ресурсов в первую очередь удовлетворяются заявки пайщиков на свадьбы, юбилеи, похороны.
В этом же году в достаточном количестве появляются комиссионные товары — говядина, свинина тушеная, фасоль, сухофрукты, чаще стали торговать комиссионной колбасой. Удовлетворяется спрос покупателей на холодильники, некоторые марки телевизоров, посуду, постельное белье. Но по-прежнему остаются в дефиците одежда, строительные материалы, стиральные и швейные машины.
Наступил 1991 год, год кардинальных реформ.
Изменение политического строя, кризис в народном хозяйстве с началом перестройки и экономических реформ не мог не сказаться на деятельности потребительской кооперации. Уменьшались объемы закупок сельхозпродуктов, снижались капитальные вложения в кооперативное хозяйство. Одним словом, создавалось критическое положение с обеспечением сельского населения товарами.
В 1997 году закрываются магазины промышленных товаров — на них нет спроса. Нет дефицита на товары, но у жителей села очень низкая покупательная способность. Причины — безработица, многочисленные задержки заработной платы, несвоевременная выплата пенсий. Но и в этих условиях потребительская кооперация приходит на помощь: самые необходимые продукты и товары продаются в долг, также в долг отпускаются продукты школьным столовым, детским домам.
Переход на рыночные отношения заставляет Прионежское райпо выдерживать жесткую конкуренцию в сфере торговли. Коллектив по-прежнему стремится увеличивать ассортимент товаров, качество обслуживания. Систематически организуются конкурсы по профессии.
За короткий срок, с 1998 г. по 2000 г. предприятие сумело стабилизировать свое финансовое положение, и работало без убытков. По сравнению с 1996 годом почти в 2 раза увеличился товарооборот в сфере торговли и общественного питания. Более, чем в 4 раза возрос выпуск кондитерских изделий, в 8 раз — заготовительный оборот. Именно в этот период Прионежское райпо неоднократно занимало призовые места в экономическом соревновании среди потребительских обществ России.
Кооперация перестала быть монополистом в торговле на селе, тем не менее она остается практически единственной стабильно работающей торговой сетью в таких населенных пунктах Прионежья, как Нижний Бесовец, Верхний Бесовец, Орзега, Педасельга, Суйсарь, Каскесручей, Другая Река.
Несмотря на финансовые, экономические трудности райпо выстояло, сохранило свою целостность и успешно справляется со своей основной задачей — удовлетворять насущные потребности сельского населения в товарах повседневного спроса. Этика и забота о людях — это то, чем райпо руководствуется уже 38 лет.
Версия для печати
Статья 7.
Общество потребления как основа создания незрелой личности
Создание потребительского общества
Статья 1. Основные понятия и их определения
В настоящем Законе используются следующие основные понятия и их определения:
потребительская кооперация – система потребительских обществ, их союзов и созданных ими в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребительских обществ и населения Республики Беларусь унитарных предприятий и учреждений;
потребительское общество – добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц в форме потребительского кооператива с целью удовлетворения их материальных (имущественных) и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов;
союз потребительских обществ – добровольное объединение потребительских обществ, их союзов, созданное в целях координации деятельности и защиты общих имущественных интересов;
кооперативный участок – часть потребительского общества, объединяющая определенное количество членов потребительского общества по территориальному и (или) производственному признакам;
член потребительского общества – гражданин или юридическое лицо, принятые в установленном порядке в состав потребительского общества и внесшие вступительный и паевой взносы;
уполномоченный потребительского общества – член потребительского общества, избранный на собрании кооперативного участка потребительского общества и наделенный полномочиями решать вопросы в высшем органе управления потребительского общества от имени избравших его членов потребительского общества;
вступительный взнос – денежные средства, вносимые гражданином или юридическим лицом при вступлении в члены потребительского общества и союза потребительских обществ, используемые на возмещение издержек, связанных со вступлением в потребительское общество и союз потребительских обществ;
паевой взнос – имущественный взнос, выраженный в денежной и (или) неденежной форме, вносимый гражданином или юридическим лицом в порядке, определяемом уставом потребительского общества;
паевой фонд – совокупность паевых взносов членов потребительского общества;
членский взнос – денежные средства, вносимые ежегодно членами союзов потребительских обществ для обеспечения деятельности этих союзов;
дополнительный взнос – денежные средства, вносимые членами потребительского общества по решению общего собрания (собрания уполномоченных) потребительского общества для покрытия убытков, в порядке, определенном законодательством и уставом потребительского общества.
Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о потребительской кооперации
Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительской кооперации, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Настоящий Закон не распространяется на производственные кооперативы, а также на иные специализированные кооперативы (гаражные, жилищно-строительные и др.).
Если ратифицированным и вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные задачи потребительской кооперации
Основными задачами потребительской кооперации являются:
организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
оказание платных услуг населению;
организация рынков для торговли товарами;
создание и развитие проектных, научных, производственных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, транспортных и иных организаций;
создание и развитие санаторно-курортных учреждений;
создание и развитие учреждений образования в целях подготовки специалистов для организаций потребительской кооперации;
осуществление внешнеэкономической деятельности;
осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Статья 4. Государство и потребительская кооперация
Настоящий Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки потребительских обществ, их союзов с учетом их социальной значимости. Государство обеспечивает защиту интересов потребительских обществ, их союзов, способствует их дальнейшему развитию и осуществляет контроль за их деятельностью.
Потребительская кооперация взаимодействует с Правительством Республики Беларусь на основе ежегодно заключаемых соглашений между Советом Министров Республики Беларусь и республиканским союзом потребительских обществ, в которых определяются прогнозные показатели ее финансово-хозяйственной деятельности.
В целях широкого обсуждения наиболее важных вопросов потребительской кооперации могут проводиться конференции и съезды, порядок созыва и проведения которых определяется органом, принявшим решение об их проведении.
Статья 5. Наименование потребительского общества, союза потребительских обществ
Наименование потребительского общества должно содержать наименование территории (района) по месту его нахождения и слова «потребительское общество».
Наименование областных союзов потребительских обществ должно включать наименование области по месту их нахождения и слова «областной союз потребительских обществ».
Республиканский союз потребительских обществ именуется «Белорусский республиканский союз потребительских обществ» («Белкоопсоюз»).
Использование слов «потребительское общество» и «союз потребительских обществ» в наименованиях иных потребительских кооперативов, создаваемых на территории Республики Беларусь, не допускается.
ГЛАВА 2
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
Статья 6. Потребительское общество
Основным звеном потребительской кооперации является потребительское общество, создаваемое в форме потребительского кооператива.
Потребительское общество является юридическим лицом.
Статья 7. Создание потребительского общества
Потребительское общество создается учредителями по территориальному, производственному или иному признаку на основе членства.
Учредителями потребительского общества могут быть граждане либо граждане и юридические лица. Число учредителей потребительского общества должно быть не менее трех. Количество членов в потребительском обществе не ограничивается.
Решение о создании потребительского общества принимается общим собранием учредителей. Общее собрание учредителей утверждает устав потребительского общества и избирает органы управления и органы контроля потребительского общества.
В случае, когда членами потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и (или) количество членов этого общества превышает 100 человек, в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки. Кооперативный участок создается по решению правления потребительского общества.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Согласно закону о потребительской кооперации, потребительское общество (ПО) создается в целях удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов. Основными задачами потребительского общества являются:
· оказание членам потребительского общества производственных и бытовых услуг, в т.ч.
ПО "Народное здоровье" 8 800 707 52 62
закупка сырья, материалов и оборудования для производства, организация транспортных, рекламных консультационных, финансовых и пр. услуг;
· создание и развитие торговли для обеспечения членов общества товарами;
· закупка у граждан и юридических лиц продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
· производство непродовольственных товаров и их реализация через розничную торговлю;
· благотворительная деятельность;
· приобретение нематериальных активов и использование их пайщиками;
Для выполнения этих задач ПО может осуществлять, в частности:
· торгово-закупочную деятельность;
· закупку, производство и реализацию продовольственных и промышленных товаров;
· производство товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения и их реализацию; содействие в обеспечении пайщиков потребительского общества информацией о партнёрах, покупателях, возможностях и условиях привлечения инвестиций и кредитов, гарантиях возврата кредита;
· содействие пайщикам потребительского общества в использовании банковских, биржевых, страховых и клиринговых механизмов управления активами, погашения долгов и привлечения финансовых средств; помощь пайщикам в подборе и покупке жилья; строительство жилых и нежилых объектов, производство ремонтно-строительных работ;
· производство и реализация строительных материалов и конструкций;
· эксплуатация и обслуживание жилых и нежилых объектов, в том числе социально — бытового назначения; предоставление пайщикам и другим юридическим и физическим лицам жилищно-коммунальных услуг; инвестиционную деятельность, в том числе разработку и реализацию инвестиционных проектов, проектирование объектов социально — бытового назначения; предоставление в аренду жилых и нежилых помещений; владение и пользование землей, другими природными ресурсами в порядке, установленном законодательством РФ порядке; юридические услуги, в том числе по регистрации прав на недвижимое имущество;
· установку и эксплуатацию сигнализации, телевизионных, телефонных, Интернет — и прочих систем и коммуникаций связи; выпуск ценных бумаг и производство операций с ними; отбор, экспертизу, методическое, организационно-правовое и финансовое сопровождение проектов; разработку и внедрение новых финансово-правовых технологий оптимизации налогообложения;
· обучение специалистов в области привлечения и гарантий возврата инвестиций и кредитов;
· привлечение заемных средств от пайщиков и других граждан;
· кредитование и авансирование пайщиков;
· участие в международных финансовых программах реинвестирования перспективных проектов;
· издательскую деятельность, тиражирование и реализацию печатных изданий;
· проведение НИОКР;
· бытовое обслуживание населения, ремонт и прокат всех видов оборудования;
· приобретение, производство, реализацию фармацевтической продукции, медицинского оборудования, инструментария;
· маркетинг, посредническую и дилерскую деятельность;
· закупку, производство, распространение аудио-, видео-, кинопродукции, организацию кино- и видеопроката;
· внешнеэкономическую деятельность.
Общество вправе осуществлять любые другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ.
На лицензируемые виды деятельности необходимо иметь лицензии в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, сфера деятельности потребительских обществ включает в себя практически все разрешенные законом виды деятельности коммерческих организаций, а также некоторых некоммерческих. Деятельность ПО не ограничена какими-либо территориальными, социальными и другими признаками.
Что касается лицензирования отдельных видов деятельности, то и оно касается ПО не в полной мере. Многие виды деятельности предполагают получение специальной лицензии лишь в случае, когда эта деятельность ведется среди неограниченного круга лиц, которых невозможно заранее перечислить. Поскольку ПО основано на членстве, то ведение такой деятельности в интересах только членов ПО не требует наличия лицензии. Это относится, в частности, к деятельности по привлечению и размещению заемных средств, правовому и финансовому консультированию и др.