Понятие субъектов административного права

1. Понятие и признаки субъектов административного права

2. Особенность административной правосубъектности субъектов административного права

3. Граждане как субъекты административного права

4 административно-правовом статусе иностранцев

1 Понятие и признаки субъектов административного права

Вопрос о суб объекты административного права является одним из важных, поскольку речь идет об участниках административно-правовых отношений, которые решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, к координируют распорядительные и контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела об административных правонарушениях, совершаемых физическим и и юридическими лицами в хозяйственной, финансовой, таможенной сферах, а также о нарушении общественного порядка .

Субъекты административного права — это физические и юридические лица, которые в соответствии с установленным административного законодательства и административно-правовых норм наделены определенным объемом прав и обязанностей вязки в сфере административно-правового регулирования управленческих отношений, а также реализуют функции исполнительной властей.

Необходимо отметить, что субъекты административного права — это:

— во-первых, реальные участники административно-правовых отношений, обладающие административно-правовым статусом и участвуют в организации подержанного управления;

— во-вторых, одна из сторон публичной управленческой деятельности, которая наделена соответствующей компетенцией, полномочиями, предоставленными законодательством;

— в-третьих, они могут быть конкретными участниками административно-правовых отношений, в которые они вступают по собственному желанию или в силу обязанности (граждане, должностные лица)

.

§ 1. Понятие субъекта административного права

Признаки субъектов административного права:

-. Владение соответствии с предписаниями административно-правовых норм способностью иметь или реализовывать (непосредственно или через представителя) права и юридические обязанности в сфере государственного управления, т.е. то владение административной правосубъектностью ;

-. Владение потенциальной возможностью реально участвовать в административно-правовых отношениях;

-. Внешняя самостоятельность в реализации своих прав и обязанностей в сфере государственного управления

Необходимо разграничивать понятия «субъекты административного права"и"субъекты административных правоотношений". Субъект права может определяться абстрактно в общем виде. Субъект правоотношений дносин всегда конкретен субъект права не всегда субъектами правоотношений. Последним он становится с момента реализации своих прав и обязанностей в сфере исполнительной властейвлади.

Для того, чтобы субъект административного права стал субъектом административно-правовых отношений, нужны следующие условия:

— наличие нормы административного права, которая предусматривает определенные права и обязанности ;

— наличие у субъекта административной правосубъектности;

— наличие юридического факта как основания для возникновения или прекращения административных правоотношений

Субъекты административного права могут быть:

— индивидуальные (физические лица);

— коллективные (юридические лица, коллективные образования)

В индивидуальных субъектов административного права относятся граждане Украины, иностранные граждане, беженцы, государственные служащие, которые могут выступать и как простые граждане (при защите своих личных х, частных интересов), и как официальные представители государства (при защите публичных интересов.

В коллективных субъектов относятся органы государственного управления, органы местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации

Все суб объекты административного права создают систему, в которой можно выделить:

— граждан Украины, иностранных граждан, беженцев;

— объединения граждан;

-. Президента Украины;

— органы исполнительной власти;

— органы местного самоуправления

Понятие и система субъектов административного права

Субъект административного права — лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административных управленческих общественных отношений. Главное, что объединяет многообразные субъекты административного права, — это административная правоспособность.

Административная правоспособность — проявление общей правоспособности, т. е. установленной и охраняемой государством, правовыми нормами возможность данного субъекта вступать в различного рода правоотношения. Административная правоспособность — способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

К индивидуальным субъектам административного права относятся:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

Специфическим индивидуальным субъектом административного права считают государственного служащего, так как, проявляя себя индивидуально, он фактически является официальным представителем того или иного органа исполнительной власти.

К коллективным субъектам административного права относятся различные объединения граждан — государственные и негосударственные организации.

Понятие и виды субъектов административного права

Государственные организации как субъекты административного права:

Негосударственные организации как субъекты административного права:

Интересно соотношение субъектов административного права и субъектов административных правоотношений. Внешне они совпадают, но чтобы стать субъектом административных правоотношений, субъект административного права должен обладать административной дееспособностью.

Административная дееспособность — процесс практической реализации административной правоспособности в условиях управленческой действительности. То есть правоспособность и дееспособность соотносятся как статическая и динамическая категории, являясь элементами административно-правового статуса.

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности.

Административное право

Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:

– управленческая сущность;

– наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;

– юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

– реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

– обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане. Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Виды субъектов административного права:

1) индивидуальные:

– граждане РФ;

– иностранные граждане;

– лица без гражданства;

– государственные служащие или должностные лица;

2) коллективные:

– государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);

– негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *