1. Понятие и признаки субъектов административного права
2. Особенность административной правосубъектности субъектов административного права
3. Граждане как субъекты административного права
4 административно-правовом статусе иностранцев
Содержание
1 Понятие и признаки субъектов административного права
Вопрос о суб объекты административного права является одним из важных, поскольку речь идет об участниках административно-правовых отношений, которые решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, к координируют распорядительные и контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела об административных правонарушениях, совершаемых физическим и и юридическими лицами в хозяйственной, финансовой, таможенной сферах, а также о нарушении общественного порядка .
Субъекты административного права — это физические и юридические лица, которые в соответствии с установленным административного законодательства и административно-правовых норм наделены определенным объемом прав и обязанностей вязки в сфере административно-правового регулирования управленческих отношений, а также реализуют функции исполнительной властей.
Необходимо отметить, что субъекты административного права — это:
— во-первых, реальные участники административно-правовых отношений, обладающие административно-правовым статусом и участвуют в организации подержанного управления;
— во-вторых, одна из сторон публичной управленческой деятельности, которая наделена соответствующей компетенцией, полномочиями, предоставленными законодательством;
— в-третьих, они могут быть конкретными участниками административно-правовых отношений, в которые они вступают по собственному желанию или в силу обязанности (граждане, должностные лица)
.
§ 1. Понятие субъекта административного права
Признаки субъектов административного права:
-. Владение соответствии с предписаниями административно-правовых норм способностью иметь или реализовывать (непосредственно или через представителя) права и юридические обязанности в сфере государственного управления, т.е. то владение административной правосубъектностью ;
-. Владение потенциальной возможностью реально участвовать в административно-правовых отношениях;
-. Внешняя самостоятельность в реализации своих прав и обязанностей в сфере государственного управления
Необходимо разграничивать понятия «субъекты административного права"и"субъекты административных правоотношений". Субъект права может определяться абстрактно в общем виде. Субъект правоотношений дносин всегда конкретен субъект права не всегда субъектами правоотношений. Последним он становится с момента реализации своих прав и обязанностей в сфере исполнительной властейвлади.
Для того, чтобы субъект административного права стал субъектом административно-правовых отношений, нужны следующие условия:
— наличие нормы административного права, которая предусматривает определенные права и обязанности ;
— наличие у субъекта административной правосубъектности;
— наличие юридического факта как основания для возникновения или прекращения административных правоотношений
Субъекты административного права могут быть:
— индивидуальные (физические лица);
— коллективные (юридические лица, коллективные образования)
В индивидуальных субъектов административного права относятся граждане Украины, иностранные граждане, беженцы, государственные служащие, которые могут выступать и как простые граждане (при защите своих личных х, частных интересов), и как официальные представители государства (при защите публичных интересов.
В коллективных субъектов относятся органы государственного управления, органы местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации
Все суб объекты административного права создают систему, в которой можно выделить:
— граждан Украины, иностранных граждан, беженцев;
— объединения граждан;
-. Президента Украины;
— органы исполнительной власти;
— органы местного самоуправления
Понятие и система субъектов административного права
Субъект административного права — лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административных управленческих общественных отношений. Главное, что объединяет многообразные субъекты административного права, — это административная правоспособность.
Административная правоспособность — проявление общей правоспособности, т. е. установленной и охраняемой государством, правовыми нормами возможность данного субъекта вступать в различного рода правоотношения. Административная правоспособность — способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
К индивидуальным субъектам административного права относятся:
- граждане РФ;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства.
Специфическим индивидуальным субъектом административного права считают государственного служащего, так как, проявляя себя индивидуально, он фактически является официальным представителем того или иного органа исполнительной власти.
К коллективным субъектам административного права относятся различные объединения граждан — государственные и негосударственные организации.
Понятие и виды субъектов административного права
Государственные организации как субъекты административного права:
Негосударственные организации как субъекты административного права:
Интересно соотношение субъектов административного права и субъектов административных правоотношений. Внешне они совпадают, но чтобы стать субъектом административных правоотношений, субъект административного права должен обладать административной дееспособностью.
Административная дееспособность — процесс практической реализации административной правоспособности в условиях управленческой действительности. То есть правоспособность и дееспособность соотносятся как статическая и динамическая категории, являясь элементами административно-правового статуса.
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.
Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.
Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.
Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.
Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности.
Административное право
Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.
Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:
– управленческая сущность;
– наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;
– юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
– реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;
– обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане. Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.
Виды субъектов административного права:
1) индивидуальные:
– граждане РФ;
– иностранные граждане;
– лица без гражданства;
– государственные служащие или должностные лица;
2) коллективные:
– государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);
– негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).