Тема: Содержание и значение школы научного управления
Раздел: Рефераты по теории менеджмента (история управленческой мысли)
Тип: Контрольная работа | Размер: 18.53K | Скачано: 25 | Добавлен 20.04.15 в 12:13 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Содержание:
1.Теоретическая часть.
1.1. Основное содержание концепции Ф. Тейлора о рациональном подходе к управлению и основных принципах управления.
1.2. Возникновение научного менеджмента
1.3. Развитие концепции Ф. Тейлора в трудах Г. Ганнта
1.4. Вклад Ф. и Л. Гилбертов в развитие менеджмента.
1.5. 12 принципов производительности труда Эмерсона.
1.6. Основные принципы управления производством, сформулированные Г. Фордом.
1.7. Создание поточного производства.
1.8. Достоинства и недостатки тейлоризма.
2. Практическая часть.
3. Тесты.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Теоретическая часть.
1.1. Основное содержание концепции Ф. Тейлора о рациональном подходе к управлению и основных принципах управления.
По мнению мирового сообщества, Ф. Тейлора считают создателем системы научной организации производства и основателем научного менеджмента. С этим нельзя не согласиться, потому что, анализируя современное управление, можно заметить, что достояние Тейлора до сих пор актуально и, скорее всего, будет оставаться таковым ещё многие года.
Главной мыслью в работе Тейлора принято считать положение, в котором говорится, что для эффективного планирования работы предприятия, необходимо создать определенную систему управления, принципом которой является « чем меньше затраты, тем больше рост производительности».
Самыми важными принципами научной организации управления Тейлора являются распределение ответственности между управляющими и рабочими и специализация работы.
Основными идеологическими принципами научного управления Ф. Тейлора считаются:
- «Наука вместо традиционных навыков», т. е создание научного фундамента, заменяющего собой традиционные методы работы.
- «Гармония вместо противоречий», т. е повышение производительности труда и эффективности общественного производства, прибыльности при повышении заработной платы- все это убирает противоречия между наемным трудом и капиталом.
- «Сотрудничество вместо индивидуальной работы», т.е. для достижения лучших результатов применялся жесткий индивидуальный отбор рабочих на основе их возможностей и обучения.
Практическая часть.
Задание: Менеджеру нужно дать поручение сотруднику, который, как известно по опыту, будет спорить, доказывать, что дело не входит в его обязанности. Как эффективно поставить вопрос, чтобы преодолеть его сопротивление? Выберите один из вариантов вопросов:
1) Как вы думаете?
2) Каковы ваши предложения?
3) Вы будете выполнять поручение или нет?
3. Тесты
1)Важнейшая функция управления – это:
А) Создавать условия для дальнейшего успешного функционирования предприятия.
Б) Завоевывание новых рынков сбыта.
В) Получение максимальной прибыли.
Г) Минимизация налоговых платежей.
ОТВЕТ: А.
2)Понятие «задача» применительно к менеджменту формулируется как:
А) Работа, которая должна быть выполнена.
Б) Работа, которую необходимо выполнить, используя мотивацию.
В) Предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Г) Работа, которая должна быть выполнена в срок.
ОТВЕТ: В.
3)Основными функциями управления, характеризующими содержание управленческого труда, являются:
А) Учет, планирование, анализ, контроль.
Б) Подготовка производства, текущее управление, оперативное управление, сбыт продукции.
В) Прогнозирование, планирование, организация производства, реализация продукции.
Г) Планирование, организация, контроль, координация, регулирование, активизация.
ОТВЕТ: Г.
5. Список литературы.
1)Попов В. П. Закономерности эволюции менеджмента / В. П. Попов, И. В. Крайнюченко // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. — 2008. — № 10. — С. 19-21
2)Семенова И. И. История менеджмента : учеб. пособие для экон. Вузов / И. И. Семенова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 222 с
3) Соболевская А. А. Трудовая мотивация в механизме управления трудом на зарубежных предприятиях. // Труд за рубежом. – 1998. — № 1. — С. 32-48.
4) Тейлоризм: хорошо забытое прошлое или вполне реальное будущее? // Человек и труд. – 2001. — № 10. — С. 85-86.
5) Уткин Э. А. История менеджмента / Э. А. Уткин ; Ассоц.
Содержание
- 1.2 Цели, задачи и функции менеджмента
- Добавление отзыва к работе
- Понятие и сущность менеджмента
- Практическая работа по дисциплине Менеджмент на тему "Внутренняя и внешняя среда организации"
- Какие факторы (переменные) характерны для среды организации
- Добавление отзыва к работе
- Результат поиска
- Сущность и предмет менеджмента. Различные трактовки менеджмента, их взаимосвязь. Менеджмент и управление.
- Менеджмент и управление
- Вопрос 8. Как формулируется понятие «задача» применительно к менеджменту?
1.2 Цели, задачи и функции менеджмента
авт. и изд. "Тандем". — М. : Экмос, 1997. — 223 с.
6) Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.:Дело, 2001.
+1
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Понятие и сущность менеджмента
Тема: Менеджмент: сущность и характерные черты
· Понятие и сущность менеджмента
· Эволюция управленческой мысли
· Зарубежный опыт менеджмента
· Специфика менеджмента в России
Глава 1. МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
В главе рассматриваются сущность, цели, задачи и основные функции современного менеджмента. Подчеркивается значение менеджмента в управлении экономическими и социальными процессами. Показаны объективные предпосылки возникновения и эволюции менеджмента как науки. Рассмотрена сущность классических научных направлений менеджмента. Обсуждаются основные отличия современных научных подходов в менеджменте: количественного, процессного, системного и ситуационного. Особое внимание в главе уделяется социальной направленности менеджмента.
Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент (от англ. management — управление, организация) —система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.
Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:
· организация и управление (производством и коллективом);
· постановка и корректировка задач;
· разработка этапов работы;
· принятие решений;
· налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
· регулирование процессов;
· сбор и обработка информации;
· анализ информации;
· подведение итогов работы.
Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании Международного справочника по менеджменту: Менеджмент — эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью. В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.
Цели менеджмента:
· получение (увеличение) прибыли;
· повышение эффективности хозяйствования;
· удовлетворение потребностей рынка;
· решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
· организация производства конкурентоспособных товаров;
· совершенствование производственного процесса;
· внедрение новейших наукоемких технологий;
· повышение качества продукции;
· снижение затрат на производство.
Основные функции менеджмента:
• планирование– определение целей и результатов деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов;
• организация – назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними;
• лидерство (руководство) – использование влияния менеджера для мотивации работников к достижению целей организации;
• контроль – наблюдение за действием работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых корректив.
Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.
В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера (рис. 1.1).
Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:
высший уровень (top manager) — это генеральные директоры,
директоры, члены правления предприятия;
среднее звено (middle manager) — руководители управлений,
отделов, цехов;
низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.
Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи.
Практическая работа по дисциплине Менеджмент на тему "Внутренняя и внешняя среда организации"
Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80% рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т. е. менеджеров среднего и низшего звеньев.
Таким образом, если высшее руководство практически целиком ориентируется на формулирование общей политики и стратегии предприятия, то на среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:
за изменение организационных структур;
разработку систем производства и сбыта продукции;
организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;
своевременное обеспечение высшего руководства необходимой
информацией;
координирование и управление работой руководителей низшего звена.
Выполнение таких задач требует от менеджеров среднего звена способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способность быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умения видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.
В свою очередь, особенностью работы менеджеров низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала.
Специфика функционирования различных предприятий и организаций объективно затрудняет определение круга обязанностей таких менеджеров. Однако в целом можно отметить следующие основные функции, которые выполняются руководителями низшего звена управления: планирование деятельности подчиненных; организация производственного процесса; мотивация труда персонала; контроль за рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил техники безопасности; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.
Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наиболее распространенной позицией является sales manager — менеджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами —это regional manager, если за распространение какой-то группы товаров — product manager; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара — brand manager, если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, — это project manager.
Где бы ни работал менеджер, он должен быть настоящим знатоком своего дела, чтобы принести максимальную прибыль фирме. В свою очередь компании должны поддерживать своих менеджеров, развивать их таланты, положительно мотивировать и способствовать дальнейшим успехам.
Тема: Содержание и значение школы научного управления
Раздел: Рефераты по теории менеджмента (история управленческой мысли)
Тип: Контрольная работа | Размер: 18.53K | Скачано: 25 | Добавлен 20.04.15 в 12:13 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Содержание:
1.Теоретическая часть.
1.1. Основное содержание концепции Ф. Тейлора о рациональном подходе к управлению и основных принципах управления.
1.2. Возникновение научного менеджмента
1.3. Развитие концепции Ф. Тейлора в трудах Г. Ганнта
1.4. Вклад Ф. и Л. Гилбертов в развитие менеджмента.
1.5. 12 принципов производительности труда Эмерсона.
1.6. Основные принципы управления производством, сформулированные Г. Фордом.
1.7. Создание поточного производства.
1.8. Достоинства и недостатки тейлоризма.
2. Практическая часть.
3. Тесты.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Теоретическая часть.
1.1. Основное содержание концепции Ф. Тейлора о рациональном подходе к управлению и основных принципах управления.
По мнению мирового сообщества, Ф. Тейлора считают создателем системы научной организации производства и основателем научного менеджмента. С этим нельзя не согласиться, потому что, анализируя современное управление, можно заметить, что достояние Тейлора до сих пор актуально и, скорее всего, будет оставаться таковым ещё многие года.
Главной мыслью в работе Тейлора принято считать положение, в котором говорится, что для эффективного планирования работы предприятия, необходимо создать определенную систему управления, принципом которой является « чем меньше затраты, тем больше рост производительности».
Самыми важными принципами научной организации управления Тейлора являются распределение ответственности между управляющими и рабочими и специализация работы.
Основными идеологическими принципами научного управления Ф. Тейлора считаются:
- «Наука вместо традиционных навыков», т. е создание научного фундамента, заменяющего собой традиционные методы работы.
- «Гармония вместо противоречий», т. е повышение производительности труда и эффективности общественного производства, прибыльности при повышении заработной платы- все это убирает противоречия между наемным трудом и капиталом.
- «Сотрудничество вместо индивидуальной работы», т.е. для достижения лучших результатов применялся жесткий индивидуальный отбор рабочих на основе их возможностей и обучения.
Практическая часть.
Задание: Менеджеру нужно дать поручение сотруднику, который, как известно по опыту, будет спорить, доказывать, что дело не входит в его обязанности. Как эффективно поставить вопрос, чтобы преодолеть его сопротивление? Выберите один из вариантов вопросов:
1) Как вы думаете?
2) Каковы ваши предложения?
3) Вы будете выполнять поручение или нет?
3. Тесты
1)Важнейшая функция управления – это:
А) Создавать условия для дальнейшего успешного функционирования предприятия.
Б) Завоевывание новых рынков сбыта.
В) Получение максимальной прибыли.
Г) Минимизация налоговых платежей.
ОТВЕТ: А.
2)Понятие «задача» применительно к менеджменту формулируется как:
А) Работа, которая должна быть выполнена.
Б) Работа, которую необходимо выполнить, используя мотивацию.
В) Предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Г) Работа, которая должна быть выполнена в срок.
ОТВЕТ: В.
3)Основными функциями управления, характеризующими содержание управленческого труда, являются:
А) Учет, планирование, анализ, контроль.
Б) Подготовка производства, текущее управление, оперативное управление, сбыт продукции.
В) Прогнозирование, планирование, организация производства, реализация продукции.
Г) Планирование, организация, контроль, координация, регулирование, активизация.
ОТВЕТ: Г.
5. Список литературы.
1)Попов В. П. Закономерности эволюции менеджмента / В. П. Попов, И. В. Крайнюченко // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. — 2008. — № 10. — С. 19-21
2)Семенова И. И. История менеджмента : учеб. пособие для экон. Вузов / И. И. Семенова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 222 с
3) Соболевская А. А. Трудовая мотивация в механизме управления трудом на зарубежных предприятиях. // Труд за рубежом. – 1998. — № 1. — С. 32-48.
4) Тейлоризм: хорошо забытое прошлое или вполне реальное будущее? // Человек и труд.
Какие факторы (переменные) характерны для среды организации
– 2001. — № 10. — С. 85-86.
5) Уткин Э. А. История менеджмента / Э. А. Уткин ; Ассоц. авт. и изд. "Тандем". — М. : Экмос, 1997. — 223 с.
6) Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.:Дело, 2001.
+1
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
1. У кажите, с чем было связано возникновение практики управления.
A) с ришт нем интеграционных процессов в обществе
B) с развитием научно-технического прогресса
C) с возникновением ранних государств
D) с возникновением бумажных денег
E) с разделением и кооперацией труда
2. Назовите период, когда менеджмент выделился в самостоятельную область
A) на рубеже XIX и XX вв.
B) в середине XVIII века
C) в середине XX в.
D) в средине XIX века
E) в конце XX века
3. Понятие «менеджмент» преимущественно следует использовать
A) в благотворительных фондах
B) в механических системах
C) в общественных некоммерческих объединениях
D) в партийных организациях
E) в предпринимательских структурах
4. Уровень, на котором менеджер занимается стратегическим управлением …
A) первый
B) третий
C) второй
D) высший
E) последний
5. Научная школа исходит из следующею постулата: «Залог успеха организации »
A) в научной организации труда рабочего
B) во взаимодействии внешней и внутренней среды
C) в человеческих отношениях между руководителями и рабочими
D) в научной организации труда менеджера
E) в маркетинговом подходе к управлению
6. Большой вклад в разрабозку идей научной школы внесли:
A) Л. Файоль и М. Вебер
B) И. Друкер и Р. Уотермен
C) Л МакГрегор и Л. Маслоу
D) Л. Урвик и Д. Муни
E) Г. Гантт и Ф. Гилбрет
7. Представители этой научной школы в качестве основного объекта исследования имели эффективное использование человеческих ресурсов.
A) Процессный подход
B) Школа научной организации труда
C) Административная школа
D) Количественный подход
E) Школы поведенческих наук
8. Представители данной научной школы впервые описали принцип управления единоначалие.
A) школы поведенческих наук
B) классической или административной школы
C) школы человеческих отношений
D) школы науки управления или количественный подход
E) школы научного управления
9. Управление производством это
A) управление процессом движения финансовых средств
B) это управление процессом переработки сырья, материалов;
C) представляет собой многоплановое явление, которое охватывает происходящие процессы;
D) управление такими процессами и действами, как изучение рынка, реклама
E) это систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей;
Результат поиска
Определите уровень управления организацией, который должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой.
A) средний
B) правый
C) левый
D) высший
E) низовой
11. Сколько принципов управления организацией сформулировал французский предприниматель менеджер А. Файоль
A) 8
B) 10
C) 12
D) 16
E) 14
12. К традиционным системам стимулирования труда относятся:
A) повременная оплата
B) премиальная система
C) комиссионные с продаж
D) аккордно-премиальная оплата
E) сдельная оплата
13. Назовите решения, которые требуются в новых ситуациях, которые внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами,
A) технические
B) экономические
C) контурные
D) организационные
E) стандартные
14. Определите, что такое харизма
A) власть, основанная на принуждении
B) власть, основанная на вознаграждении
C) законная власть
D) экспертная власть
E) власть примера
15. Данный вид из межличностных методов разрешения конфликтов можно считать наиболее эффективным.
A) метод принуждения
B) метод решения проблемы
C) метод сглаживания
D) метод уклонение
E) метод компромисса
16. Укажите, на чем основываются экономические методы управления.
A) на воздействии на социальные условия работающих
B) на законодательных актах
C) на материальных интересах объектов управления
D) на нормативных актах
E) на законодательных и нормативных актах
17. Укажите, какой из перечисленных факторов в наибольшей мере определяет стиль деятельности менеджера.
A) опыт работы менеджера
B) область работы менеджера
C) опыт работы работников
D) уровень квалификации работников
E) специфика деятельности предприятия
Этот стиль деятельности менеджера должен преобладать в начальный период формирования трудового коллектива.
A) либеральный
B) не зависимым
C) предпринимательский
D) демократический
E) авторитарный
19. Менеджер, какого уровня основную часть рабочего времени должен заниматься решением оперативных задач
A) всех уровней
B) высшего уровня
C) низового уровня
D) среднего уровня
E) промежуточного уровня
20. Норма управляемости характеризует
A) рост управленческого аппарата
B) полномочия менеджера
C) количество подчиненных сотрудников
D) условия субординации отношений
E) правила поведения менеджера
21. В основе теории этой школы лежало изучение и последующее распространение передового опыта управления.
A) современные концепции управления.
B) школа поведенческих наук.
C) школа научного коммунизма.
D) школа человеческих отношений.
E) эмпирическая школа управления.
22. Типовая структура бизнес-плана торгового предприятия состоит из
A) титульного листа, оглавления, резюме, разделов, приложения
B) титульного листа, плана, резюме, разделов, заключения
C) титульного листа, резюме, приложения
D) титульного листа, оглавления, разделов, приложения
E) титульного листа, разделов, заключения
23. Линейные, функциональные, линейно-функциональные структуры относятся к
A) к дивизиональным
B) к традиционным структурам
C) к матричным структурам
D) к сетевым структурам
E) к нетрадиционным
24. Структура, которая характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения стоит руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и сосредотачивающий в своих руках все функции управления называется
A) дивизициональная
B) матричная
C) линейная структура
D) функциональная
E) линейно-функциональная
25. Сеть, основанная на заключении длительных контрактов фирм-производителей с независимыми посредниками на оптовую закупку товаров и его сбыт непосредственно потребителям либо через свою агентскую сеть, называется …
A) линейно функциональная
B) функциональная
C) линейная
D) вертикальная
E) дистрибьюторская
ОТВЕТЫ
№ 1
1 E
2 A
3 E
4 D
5 A
6 E
7 E
8 B
9 B
10 D
11 E
12 A
13 C
14 E
15 B
16 C
17 E
18 E
19 C
20 C
21 E
22 A
23 B
24 C
25 E
Сущность и предмет менеджмента. Различные трактовки менеджмента, их взаимосвязь. Менеджмент и управление.
Читайте также:
|
Менеджмент и управление
Предмет этики
Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. Менеджмент — это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. Менеджмент — это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. Менеджмент — это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Менеджмент —это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент —управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех
видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за
конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Процесс менеджмента предполагает выполнение функций организовывания, планирования, координации, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия производительности труда работников и получение результатов, соответствующих целям.
Термин «МЕНЕДЖМЕНТ» по своей сути является аналогом термина «УПРАВЛЕНИЕ», но не в полной мере.
Термин «управление» намного шире, поскольку применяется:
а) к разным видам человеческой деятельности (управление автомобилем);
б) к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством);
в) к органам управления ( местные органы управления, органы управления предприятием).
Термин «менеджмент» традиционно применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне субъекта предпринимательской деятельности или на уровне предприятия.
Однако в последнее время все более настойчиво используется при характеристике процессов управления в некоммерческих организациях.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 20 | Нарушение авторских прав
( 1 вопрос)
Глава 1 Понятие менеджмента, сущность и этапы развития.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение входе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующих в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль.
Постоянное стремление к повышению эффективности производства, с меньшими затратами, получение оптимальных результатов.
Хозяйственная самостоятельность обеспечивающая свободу принятия решений тем, что несет конечные результаты деятельности фирмы или её подразделений.
Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка.
Конечный результат деятельности фирмы или хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена.
Необходимость исполнения современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии оптимальных и обоснованных решений.
Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управления», это его синоним, однако, не в полной мере. Термин управления намного шире, поскольку применяется к разным сферам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделения в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и объединениях).
Термин менеджмент применяется лишь к управлению социально–экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении не предпринимательских организаций.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организацией производственного процесса, включая управление производством и развитием технико – технологической базой, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы, исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмой, а результатом его деятельности, который в конечном результате определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и её накопления на предприятии в виде различных резервных фондов позволяет ограничить и преодолеть риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состояния хозяйственной конъюктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие рынка. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к применяющимся условиям. В связи с этим в задачи менеджмента входит:
обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания на них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
постоянный поиск и освоение новых рынков.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:
определение конкретных целей развития фирмы;
выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решений;
разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;
выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на различные временные периоды;
определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
установление контроля за выполнением поставленных задач.
Выполнение задач менеджмента по регулированию организации, координации и контролю за производительным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.
Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечение все возрастающим объемом ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и другие.
Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую предстоит узнать, нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличается одна от другой.
Эволюция менеджмента.
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления также стара, как организации, а это означает, что она действительно древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: Даже доисторические люди жили организованными группами.
Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований – относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.
Управление и организации до 1900 года.
Древние организации. Свершения крупных организаций в древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно выделить уровни управления. Висячие сады Вавилона, инкский город Мачу Пикчу и пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных организационных усилий. Задолго до рождения Христа существовали и крупные политические организации. Македония при Александре Великом, Персия, а позднее, Рим, простирались от Азии до Европы. Руководителями этих организаций были короли и генералы.
Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все более четким и более сложным, а сами организации все более сильными и все более устойчивыми. Хорошим примером тому может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет.
Формы почти всех видов проявления современного управления можно проследить в этих огромных процветавших организациях древности, но в целом, характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Например, пропорция между руководителями и неруководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком.
Таблица 1. Сравнение старой и современной организации.
Старая организация Современная организация
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих.
Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена. Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена.
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности. Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.
Вопрос 8. Как формулируется понятие «задача» применительно к менеджменту?
Занятие руководящих постов в организации и чаще всего по праву рождения или путем захвата силой. Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка.
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения.
Упор на приказ и интуицию. Упор на коллективную работу и рациональность.
Были в истории примеры организаций, которые управлялись так же, как организации управляются в наше время. Ярким примером тому является римская католическая церковь. Современные военные организации тоже во многих отношениях удивительно похожи на организации древнего Рима. Но в целом, как показано на таблице 1, управление и организации в древности значительно отличались от современных.
Отсутствие интереса к управлению. Хотя организации существуют столько же, сколько и мир, до 20 века вряд ли кто – нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими.
Даже прагматическое проявление преимуществ, протекающих из эффективного управления организацией, едва ли вызывало истинный интерес к особым средствам управления. В начале 20 века Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организацией с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Эти реформы, феноменально новаторские для своего времени, явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Люди издалека съезжались на его фабрику в Нью–Ланарке, Шотландии, чтобы воочию увидеть «этот замечательный социальный эксперимент». Но, несмотря на то что фабрика была исключительно прибыльной, другие бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Оуэна. Насколько известно, ни один из них не последовал его примеру.
Систематизированный взгляд на управление.
Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 году. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Но, конечно, понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей, возникло не по мановению волшебной палочки в один момент. Концепция развивалась в течение длительного времени, начиная с середины 19 века до 20 годов нынешнего века. Основной силой которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке.
Несколько факторов помогают понять почему именно Америка оказалась родиной современного управления. Даже в начале двадцатого века Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образован7ия для всех, желающих получить его. Образование способствовало росту числа людей, интеллектуально способные выполнять различные роли в бизнесе, включая и управление.
Трансконтинентальные железнодорожные линии, строительство которых было завершено в конце XIX века, превратили Америку в самый крупный рынок в мире. Интересно, что в то время почти не существовало государственного регулирования в бизнесе. Невмешательство позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становились монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей, крупных предприятий, настолько крупных, что они требовали формализованных способов управления.
Появление и оформление управления как науки, как области научных исследований, частично было ответом на потребности большого бизнеса, а частично — воспользоваться преимуществом техники, созданный в период промышленной революции, а частичным достижением небольшой группы, имеющих самое горячее желание открыть эффективные способы выполнения работы.
Эволюция управления как научная дисциплина. Развитие управления как научная дисциплина не представляла собой серию последовательных шагов. Скорее это было несколько подходов которые часто совпадали. Объекты управления это техника и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того как развивались эти области знаний, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой и находить новые подходы к управлению.
В то же самое время мир становился ареной самых быстрых перемен. Все более частыми и значимыми становились научно – технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.
Подход к управлению. К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории практики и управления.
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Похожие страницы:
-
Реклама и менеджмент
Курсовая работа >> Маркетинг
… Понятие и сущность рекламы. Этапыразвития 1.1 Виды и формы рекламы 1.2 Основные этапыразвития рекламы Глава 2. Рекламный менеджмент 2.1 Основные понятия рекламного менеджмента … работе. Глава 1. Понятие и сущность рекламы. Этапыразвития 1.1 Виды и формы …
-
Понятие и сущность управленческой информации
Реферат >> Маркетинг
Понятие и сущность управленческой информации … развития коллектива, охраны окружающей среды и др.; 2) по принадлежности к подсистеме системы менеджмента … использованием средств автоматизации. Важнейшим этапом формирования информационного обеспечения является …
-
Понятие и сущность стратегического управления
Доклад >> Менеджмент
… концепция стратегического менеджмента. Сущность этой концепции … направлений и траекторий развития организации, постановке целей … понятия. Дефиниция (те, установление содержания понятия) … 1.7. Управление персоналом 2. Этапы процесса управления 2.1. Анализ …
-
Понятие и сущностьменеджмента. Основные функции менеджмента и их взаимосвязь
Реферат >> Менеджмент
… студентов специальности «Менеджмент организации» 1.Понятие и сущностьменеджмента. Основные функции менеджмента и их взаимосвязь. Менеджмент — это … количественных результатов. На нынешнем этаперазвития для большинства российских предприятий главной …
-
Понятие и сущность управления, его функции
Реферат >> Маркетинг
… системы. Понятия "менеджмент" и "управление" следует различать, поскольку к менеджменту относится … времени, отражающий основные этапыразвития товара с момента его … периодах. 62. Сущность и задачи маркетинг-менеджмента. Маркетинг-менеджмент —управ-кая …
Хочу больше похожих работ…