Погрузочно разгрузочные работы

Содержание

Инструкция по ТБ погрузочно-разгрузочных работ

1. Общие требования безопасности.

    1.1. Требования данной инструкции обязательны для выполнения их всеми лицами постоянно или временно исполняющими обязанности грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах.
    1.2. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначенного завхозом учреждения.
    1.3. Все рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, обслуживающие транспортные и грузоподъемные машины, могут быть допущены к самостоятельному выполнению этих работ после прохождения курсового обучения мо специальной программе, сдачи экзаменов и получения удостоверения.
    1.4. Для подростков в возрасте от 16 до 18 лет устанавливаются следующие предельные нормы переноски и передвижения тяжестей.
    1.5. Переноска тяжестей для лиц мужского пола — 16 кг, для женского — 10 кг, для женщин старше 18 лет — 15 кг.
    1.6. Предельная норма переноски тяжести мужчинам старше 18 лет составляет 50 кг.
    1.7. Погрузка и выгрузка грузов массой 50 кг, а также подъем их на высоту более 3 метров должны быть механизированы.
    1.8. Переносить материалы на носилках можно в исключительных случаях на расстояние не более 50 метров по ровному пути. Переносить материалы на носилках, по лестницам и стремянкам запрещается.
    1.9. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, кроме обеденного перерыва предоставляются небольшие перерывы для отдыха, входящие в состав рабочего времени.
    1.10. Рабочие, занятые погрузочно-разгрузочными работами должны надевать спецодежду, а в необходимых случаях, средства индивидуальной защиты (очки, респиратор и др.).
    1.11. Рабочее место в зоне производства погрузочно-разгрузочных работ в темное время суток должно иметь достаточное освещение (не менее 100 лк).
    1.12. Площадки для погрузочно-разгрузочных работ должны быть спланированы, иметь уклон не более 5°, а их размеры и покрытие должны быть спланированы в соответствии с проектом производства работ.
    1.13. На площадке должны быть вывешены таблицы весов грузов, схемы, плакаты с изображением безопасных приемов производства погрузочно-разгрузочных работ, указатели "Въезд", "Выезд", "Разворот" и схемы движения транспорта.

2. Требования безопасности перед началом работы.

    2.1. Перед началом работы ознакомиться с заданием, сроками и условиями безопасного выполнения работ и расписаться в журнале.
    2.2. Привести в порядок рабочую спецодежду, застегнуть или подвязать обшлага рукавов, надеть головной убор, индивидуальные защитные средства.
    2.3. Осмотреть место предстоящей работы привести его в порядок.
    2.4. Перед началом работы грузчик обязан:
      2.4.1. Подобрать инструмент и приспособления для перемещения грузов соответственно массе и характеру перемещаемого груза.
      2.4.2. Проверить исправность инструментов, приспособлений, а также средств индивидуальной защиты:
      2.4.3.

      Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

      Проверить освещение рабочего места, при недостаточном освещении доложить об этом лицу, ответственному за безопасное перемещение грузов.

    2.5. Перед началом работы каждое место груза должно быть тщательно осмотрено. Если будут обнаружены хотя бы малейшие повреждения тары, с грузом обращаться особенно осторожно. Переноска стеклянных емкостей (бутылей) за ручки корзины разрешается только после предварительной проверки ручек корзины.
    2.6. При повреждении тары немедленно вызвать руководителя (отвечающего за погрузку), который обязан указать безопасные способы производства работ.
    2.7. Запрещается производить работы на захламленных площадках. В зимнее время погрузочно-разгрузочные площадки необходимо регулярно очищать от снега и льда, а также посыпать песком, золой или шлаком.3. Требования безопасности во время работы.

      3.1. При транспортировке груза следует соблюдать установленные нормы подъема и горизонтального перемещения.
      3.2. Погрузочно-разгрузочные работы механизированным способом выполнять при помощи кранов, погрузчиков и др., а при незначительных объемах — средствами малой механизации.Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 метров.
      3.3. Тяжелые штучные материалы, а также ящики с грузами следует перемещать при помощи специальных ланов или других приспособлений.

    … >>> далее Инструкция по ТБ погрузочно-разгрузочных работ

    Сообщите, пожалуйста, автору сайта, если Вы обнаружили ошибочную ссылку или документ скачивается с ошибкой

    Общее понятие о погрузочно-разгрузочных работах.

    Погрузочно-разгрузочные работы — комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки (как вручную, так и при помощи специализированной техники, например, грузоподъёмного крана или погрузчика).

    Операции погрузки-разгрузки основных материальных эле-

    ментов строительных процессов (нерудных материалов, строи-

    тельных конструкций, лесоматериалов, металла и др.) в настоя-

    щее время почти полностью механизированы.

    Для механизации погрузочно-разгрузочных работ используют

    общестроительные и специальные машины и механизмы.

    По принципу работы все машины и механизмы, осуществляю-

    щие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются на еле-

    дующие группы: работающие независимо от транспортных средств

    и являющиеся частью конструкции транспортных средств.

    В первую группу входят специальные погрузочно-разгрузот-

    ные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и не-

    прерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, меха-

    нические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко второй груп-

    пё относятся автомобили-самосвалы, транспортные приборы

    саморазгружающимися платформами, средства для саморазгрузки и др.

    Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны

    (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые

    на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко

    используют на погрузке, и разгрузке железобетонных и металли-

    ческнх конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в

    пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными

    захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на

    погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и

    других сыпучих мелкокусковых материалов.

    Под организацией погрузочно-разгрузочных работ понимается комплекс мероприятий, которыми определяются место, состав, последовательность и продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, род перерабатываемых грузов, способы их складирования и строповки, типы применяемых грузоподъемных и транспортных средств и способы их установки относительно друг друга и перемещаемого груза, а также состав звена рабочих, принимающих участие на погрузочно-разгрузочных работах.

    Места, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, называют пунктами грузопереработки. Каждый такой пункт отличается грузопотоком. Грузопоток характеризуется видом груза, направлением его перемещения и количеством груза, проходящего через данный пункт в единицу времени.

    Грузы, перерабатываемые автомобильными кранами, по способу образования грузового места разделяются на штучные, пакетированные и перемещаемые в емкостях или таре.

    Классификация материалов, изделий и конструкций по способу образования грузового места

    Схемы движения грузов зависят от организации их доставки к месту потребления.

    Инструкция по ТБ погрузочно-разгрузочных работ

    В строительстве грузы доставляют на объект по схеме, предусматривающей четыре пункта грузопереработкй: завод по производству материалов и изделий — базисный склад-сборочная площадка конструкций — приобъектный склад. На ряд объектов, например в жилищном и культурно-бытовом строительстве, грузы с высокой степенью заводской готовности доставляют, минуя базисный склад, сборочную площадку и приобъектный склад.

    Грузы из первого пункта грузопереработкй ко второму доставляют железнодорожным и автомобильным транспортом, а к сборочной площадке и от нее на приобъектный склад — автомобильным транспортом.

    При такой схеме образуется четыре грузопотока по направлению движения грузов: – погрузка материалов на железнодорожный или автомобильный транспорт и выгрузка с него на базисный склад или перегрузка материалов с железнодорожного транспорта на автомобильный; – выгрузка материалов с автомобильного транспорта на приобъектный склад; – перегрузка материалов с одного места складирования на другое в процессе строительства объекта.

    Операций, составляющие погрузочно-разгрузочные работы, разделяются на основные и вспомогательные. К основным операциям относятся захват груза и подача его на транспортное средство или к месту складирования. К вспомогательным операциям относятся операции, которые не входят в процесс перемещения груза: закрепление и освобождение стропующих устройств, наводка грузов или укладка их в требуемое положение, передача сигналов машинисту, подготовка транспортных средств, мест складирования, подкладок, прокладок и т. п.

    На погрузочно-разгрузочных работах должны быть обеспечены рациональные условия и методы выполнения вспомогательных операций: наивыгоднейшие трудовые приемы ручных работ, слаженность совместных действий звена рабочих, рациональные конструкции приспособлений (например, грузозахватных устройств, прокладок, подкладок лестниц).

    Основной формой организации труда на погрузочно-разгрузочных работах является специализированное звено, состоящее из машиниста крана, стропальщика, такелажника.

    Погрузка и выгрузка грузов состоит из ряда последовательных трудовых приемов. По сигналу стропальщика машинист поворачивает кран к месту, где находится груз, опускает крюк с траверсой для строповки груза. Убедившись в надежности петель и заценив за них крюки стропа, такелажник подает сигнал машинист на подъем груза. При необходимости рабочий, прикрепив оттяжю к грузу, сопровождает его до места укладки, где по сигналу такелажника наводит и опускает груз на место.

    Билет

    Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 69; Нарушение авторских прав

    Инструкция по ТБ погрузочно-разгрузочных работ

    1. Общие требования безопасности.

      1.1. Требования данной инструкции обязательны для выполнения их всеми лицами постоянно или временно исполняющими обязанности грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах.
      1.2. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначенного завхозом учреждения.
      1.3. Все рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, обслуживающие транспортные и грузоподъемные машины, могут быть допущены к самостоятельному выполнению этих работ после прохождения курсового обучения мо специальной программе, сдачи экзаменов и получения удостоверения.
      1.4. Для подростков в возрасте от 16 до 18 лет устанавливаются следующие предельные нормы переноски и передвижения тяжестей.
      1.5. Переноска тяжестей для лиц мужского пола — 16 кг, для женского — 10 кг, для женщин старше 18 лет — 15 кг.
      1.6. Предельная норма переноски тяжести мужчинам старше 18 лет составляет 50 кг.
      1.7. Погрузка и выгрузка грузов массой 50 кг, а также подъем их на высоту более 3 метров должны быть механизированы.
      1.8. Переносить материалы на носилках можно в исключительных случаях на расстояние не более 50 метров по ровному пути. Переносить материалы на носилках, по лестницам и стремянкам запрещается.
      1.9. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, кроме обеденного перерыва предоставляются небольшие перерывы для отдыха, входящие в состав рабочего времени.
      1.10. Рабочие, занятые погрузочно-разгрузочными работами должны надевать спецодежду, а в необходимых случаях, средства индивидуальной защиты (очки, респиратор и др.).
      1.11. Рабочее место в зоне производства погрузочно-разгрузочных работ в темное время суток должно иметь достаточное освещение (не менее 100 лк).
      1.12. Площадки для погрузочно-разгрузочных работ должны быть спланированы, иметь уклон не более 5°, а их размеры и покрытие должны быть спланированы в соответствии с проектом производства работ.
      1.13. На площадке должны быть вывешены таблицы весов грузов, схемы, плакаты с изображением безопасных приемов производства погрузочно-разгрузочных работ, указатели "Въезд", "Выезд", "Разворот" и схемы движения транспорта.

    2. Требования безопасности перед началом работы.

      2.1. Перед началом работы ознакомиться с заданием, сроками и условиями безопасного выполнения работ и расписаться в журнале.
      2.2. Привести в порядок рабочую спецодежду, застегнуть или подвязать обшлага рукавов, надеть головной убор, индивидуальные защитные средства.
      2.3. Осмотреть место предстоящей работы привести его в порядок.
      2.4.

      Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных и транспортных работах.

      Перед началом работы грузчик обязан:

        2.4.1. Подобрать инструмент и приспособления для перемещения грузов соответственно массе и характеру перемещаемого груза.
        2.4.2. Проверить исправность инструментов, приспособлений, а также средств индивидуальной защиты:
        2.4.3. Проверить освещение рабочего места, при недостаточном освещении доложить об этом лицу, ответственному за безопасное перемещение грузов.

      2.5. Перед началом работы каждое место груза должно быть тщательно осмотрено. Если будут обнаружены хотя бы малейшие повреждения тары, с грузом обращаться особенно осторожно. Переноска стеклянных емкостей (бутылей) за ручки корзины разрешается только после предварительной проверки ручек корзины.
      2.6. При повреждении тары немедленно вызвать руководителя (отвечающего за погрузку), который обязан указать безопасные способы производства работ.
      2.7. Запрещается производить работы на захламленных площадках. В зимнее время погрузочно-разгрузочные площадки необходимо регулярно очищать от снега и льда, а также посыпать песком, золой или шлаком.3. Требования безопасности во время работы.

        3.1. При транспортировке груза следует соблюдать установленные нормы подъема и горизонтального перемещения.
        3.2. Погрузочно-разгрузочные работы механизированным способом выполнять при помощи кранов, погрузчиков и др., а при незначительных объемах — средствами малой механизации.Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 метров.
        3.3. Тяжелые штучные материалы, а также ящики с грузами следует перемещать при помощи специальных ланов или других приспособлений.

      … >>> далее Инструкция по ТБ погрузочно-разгрузочных работ

      Сообщите, пожалуйста, автору сайта, если Вы обнаружили ошибочную ссылку или документ скачивается с ошибкой

      Виды погрузочных работ

      Ручная погрузка— это довольно долгий трудоемкий процесс. Грузчики вручную грузят автомобиль. Но бывают и случаи, когда это единственный способ погрузки автомобиля. Очень часто так приходится грузить мебель, продукты, малогабаритную тару, печатные издания и т.д

      Механический способ погрузки – это способ погрузки, который осуществляеться с помощью механизмов, из них:

      1. Вилковый погрузчик- предназначен для перемещения, разгрузки, погрузки, складирования (штабелирования) грузов. Это вид напольного складского транспорта, который имеет в своей конструкции вилы или другое приспособление, в этом и заключается удобность вилкового штабелера. При помощи этих самых вил он поднимает груз ( очень удобно, надо заметить, особенно, если это паллета) и перемешает в нужное место.

      2. Штабелер – это транспортное средство, которое предназначено для подъема, перевозки (по складу) и складирования грузов на стеллажи и штабели.
      Необходимо различать вилочный погрузчик и штабелер.

      Инструкцияпо охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ

      Вилочный погрузчик может использоваться как штабелер, и имеет более широкого спектра работ. Штабелер, скорее всего, и произошел от вилочного погрузчика. Но, тем не менее, путать их никак нельзя. 

      3. Рокла (гидравлическая тележка) – устройство, с помощью которого можно перемешать грузы вручную (преимущественно на паллетах). Рокла отличается от обычной тележки тем, что имеет гидравлический домкрат, который с помощью тяг и рычагов поднимает и опускает вилы тележки. Есть гидравлическая тележка и самоходная.


       4. Электрокар (электротележка) – это колесная тележка с приводом, можно сказать, что по конструкции это упрощенный электромобиль. Питается такая тележка от аккумуляторов, а привод у нее от электродвигателя. Таким образом, у электрокара отсутствуют вредны выхлопы. Очень часто электрокар применяют на складах и предприятиях. По грузоподъемности электрокары могут поднимать вес от 0.25т и до 5т. 

      5. Краны(кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые, на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетахконтейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих и мелкокусковых материалов.

      Инструкция при погрузочно разгрузочных работах

      Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных актов об охране труда, СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», ПОТ РМ-007-98 «Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов», типовых инструкций по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ и перемещении грузов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и предназначена для работников строительных профессий, производящих погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов механизированным способом и вручную, согласно их профессии и квалификации (далее — работников).

      Общие требования безопасности

      6.57.1 Работники, не имеющие противопоказаний по выполняемым работам по возрасту и полу, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
      обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
      обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
      6.57.2 Работники, выполняющие погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов, обязаны соблюдать требования настоящей инструкции, а работники, выполняющие стропальные работы, — требования инструкции для стропальщиков для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
      передвигающиеся изделия;
      острые кромки, углы, торчащие штыри;
      повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
      обрушивающиеся складируемые грузы;
      физические перегрузки.
      6.57.3 Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий работники обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам в зависимости от профессии или вида выполняемых работ.
      При нахождении на территории стройплощадки работники должны носить защитные каски. Для защиты органов дыхания и глаз от пыли следует применять респираторы и защитные очки.
      6.57.4 Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, работники обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, принятые в данной организации.
      Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
      6.57.5 В процессе повседневной деятельности работники должны:
      применять в процессе работы средства защиты, инструмент и оснастку по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
      поддерживать порядок на рабочих местах, не нарушать правил выполнения работ на высоте;
      быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
      6.57.6 Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

      Требования безопасности перед началом работы

      6.57.7 Перед началом работы работники обязаны:
      а) надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца;
      б) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и получить задание с учетом обеспечения безопасности труда исходя из специфики выполняемой работы.
      6.57.8 После получения задания у бригадира или руководителя работники обязаны:
      а) подобрать технологическую оснастку, инструмент, необходимые при выполнении работы, и проверить их соответствие требованиям безопасности;
      б) проверить отсутствие помех в зоне производства работ;
      в) проверить соответствие площадки производства погрузочно-разгрузочных работ и складирования требованиям безопасности;
      6.57.9 Работники не должны приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
      а) отсутствии необходимых средств механизации;
      б) неисправностях оборудования и инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение;
      в) значительном уклоне площадки или загроможденности зоны работ;
      г) недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним;
      д) наличии помех (выступающих предметов, оголенных проводов, работающего крана) в зоне производства работ.
      Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это работники обязаны незамедлительно сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

      Требования безопасности во время работы

      6.57.10 Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться на специально выделенных спланированных площадках, имеющих уклон не более 1:10. Их размеры и покрытие должны быть согласно проекту производства работ.
      6.57.11 Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться, как правило, механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования.
      Стропальные работы при погрузке и разгрузке грузов, а также их складировании должны выполняться специально обученными работниками, имеющими удостоверение стропальщика в соответствии с требованиями, изложенными в ТИ РО — 060—2002.
      6.57.12 Производство погрузочно-разгрузочных работ вручную допускается при небольшом их объеме с выполнением установленных предельно допустимых норм переноски тяжестей вручную: мужчин — 50 кг; юношей от 16 до 18 лет — 16 кг; женщинам в течение смены не более 7 кг, при чередовании с другой работой — не более 10 кг.
      Для мужчин допускается переноска грузов массой более 50 кг, но не более 80 кг при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других работников.
      6.57.13 Для перемещения вручную навалочных и сыпучих грузов следует использовать специальные тележки или тачки.

      Инструкция по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах

      Прилагаемое усилие для их перемещения не должно превышать 15 кг.
      Переносить грузы в носилках допускается в исключительных случаях по горизонтальному пути на расстояние не более 50 м.
      6.57.14 При перемещении вручную бревен, балок, рельсов и других длинномерных материалов следует использовать специальные захваты, при этом вес на одного рабочего не должен превышать 40 кг.
      Допускается переносить лесоматериалы на одноименных плечах (правых или левых). Поднимать и опускать груз следует по команде работника, находящегося сзади. При переноске груза работники должны идти в ногу.
      6.57.15 Подкатку бревен к месту погрузки или укладки в штабель следует производить вагами или ломами, подталкивать бревно руками запрещается.
      6.57.16 Для перехода работников с грузом с платформы транспортного средства к месту разгрузки и обратно должны применяться мостки, трапы, сходни, которые изготавливаются из досок толщиной не менее 50 мм и скреплены планками с интервалом не менее 50 мм.
      6.57.17 Складирование материалов должно производиться за пределами призмы обрушения грунта незакрепленных выемок (котлованов, траншей), а их размещение — в пределах призмы обрушения грунта у выемок с креплением — допускается при условии предварительной проверки устойчивости закрепленного откоса по паспорту крепления или расчетом с учетом динамической нагрузки.
      6.57.18 Материалы (конструкции) следует размещать на выровненных площадках, принимая меры против самопроизвольного смещения, просадки, осыпания и раскатывания складируемых материалов.
      Материалы укладываются на спланированную поверхность и прочные подкладки, а в штабеле — на прокладки. Подкладки и прокладки в штабеле следует располагать по одной вертикали.
      Запрещается осуществлять складирование материалов, изделий на насыпных неуплотненных грунтах.
      6.57.19 Материалы, изделия, конструкции и оборудование при складировании на строительной площадке и рабочих местах должны укладываться следующим образом:
      кирпич в пакетах на поддонах — не более чем в два яруса, в контейнерах — в один ярус, без контейнеров — высотой не более 1,7 м;
      фундаментные блоки и блоки стен подвалов — в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и с прокладками;
      стеновые панели — в кассеты или пирамиды (панели перегородок — в кассеты вертикально);
      стеновые блоки — в штабель в два яруса на подкладках и с прокладками;
      плиты перекрытий — в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и с прокладками;
      ригели и колонны — в штабель высотой до 2 м на подкладках и с прокладками;
      круглый лес — в штабель высотой не более 1,5 м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания, ширина штабеля менее его высоты не допускается;
      пиломатериалы — в штабель, высота которого при рядовой укладке составляет не более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки — не более ширины штабеля;
      мелкосортный металл — в стеллаж высотой не более 1,5 м;
      санитарно-технические и вентиляционные блоки — в штабель высотой не более 2 м на подкладках и с прокладками;
      крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части — в один ярус на подкладках;
      стекло в ящиках и рулонные материалы — вертикально в 1 ряд на подкладках;
      черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) —-в штабель высотой до 1,5 м на подкладках и с прокладками;
      трубы диаметром до 300 мм — в штабель высотой до 3 м на подкладках и с прокладками с концевыми упорами;
      трубы диаметром более 300 мм — в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок с концевыми упорами.
      Складирование других материалов, конструкций и изделий следует осуществлять согласно требованиям стандартов и технических условий на них.
      6.57.20 Между штабелями (стеллажами) на складах должны быть предусмотрены проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых зависит от габаритов транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, обслуживающих склад.
      Прислонять (опирать) материалы и изделия к заборам, деревьям и элементам временных и капитальных сооружений не допускается.

      Требования безопасности в аварийных ситуациях

      6.57.21 При обнаружении неисправностей грузоподъемного крана, грузозахватных устройств или тары работнику, выполняющему обязанности стропальщика, необходимо дать команду машинисту крана «Опустить груз», приостановить работу крана, предупредить всех работающих и поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.
      6.57.22 При обнаружении неустойчивого расположения грузов на транспортных средствах или месте складирования работник должен поставить в известность об этом руководителя работ или бригадира.

      Требования безопасности по окончании работы

      6.57.23 По окончании работы работники обязаны:
      а) сложить в отведенное для хранения место все грузозахватные устройства и другие приспособления, применяемые при выполнении работы;
      б) очистить и привести в порядок рабочее место;
      в) сообщить руководителю работ или бригадиру о всех неполадках, возникших во время работы.

      Главная > Законодательная база России > Правила по охране труда (ПОТ) > ПОТ Р М 014-2000 Межотраслевые правила по охране труда в розничной торговле (содержание)

      4. Требования к организации и проведению погрузочно-разгрузочных работ

      4.1. Общие требования

      4.1.1. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020, ГОСТ 12.4.026, Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт).

      4.2. Требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ

      4.2.1. Места производства погрузочно-разгрузочных работ и подъездные пути к ним должны иметь ровное твердое покрытие, способное воспринимать нагрузки от грузов и подъемно-транспортных машин, и содержаться в исправном состоянии. Траншеи, выбоины, канавы и т.п. должны быть полностью закрыты. Канализационные и другие технические колодцы должны быть закрыты прочными крышками, вставленными в гнезда или закрепленными на шарнирах.
      4.2.2. Территория погрузочно-разгрузочной площадки должна иметь достаточное естественное и (или) искусственное освещение (не менее 10 лк), своевременно очищаться от мусора и посторонних предметов, а в зимнее время — от снега и льда (при необходимости — посыпаться песком или другими средствами, предотвращающими скольжение).
      4.2.3. В местах пересечения подъездных путей автотранспорта с канавами, траншеями, железнодорожными линиями и др. должны быть устроены прочные настилы или мостки для переездов, выдерживающие соответствующую нагрузку.
      4.2.4. Для ограничения движения автотранспорта при подаче его задним ходом на погрузочно-разгрузочной площадке должен быть уложен тротуар или отбойный брус.
      4.2.5. На площадке для укладки груза указываются границы штабелей, проходов и проездов между ними. Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортных машин.
      4.2.6. На площадках для выгрузки (погрузки) тарных, штучных грузов должны быть устроены платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м и иметь уклон не более 5 град. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 метров.
      4.2.7. Вдоль передней кромки платформы следует устанавливать соответствующий по прочности и высоте охранный борт для предупреждения завала колес напольного транспорта за край платформы.
      4.2.8. Эстакады, платформы, рампы для производства погрузочно-разгрузочных работ с заездом на них автомобилей и других транспортных средств должны оборудоваться указателями допустимой грузоподъемности и колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств.
      4.2.9. Помещения для приема и хранения товаров, расположенные в подвальных и цокольных этажах, имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 1,5 м, должны оборудоваться люками и трапами для спуска грузов непосредственно в помещение.
      4.2.10. Помещения для приема и хранения товаров, расположенные выше первого этажа и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м, должны оборудоваться подъемниками для спуска и подъема грузов.
      4.2.11. Для организаций розничной торговли, расположенных в жилых домах, погрузка, выгрузка грузов должна производиться с торцов зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей или со стороны магистралей при наличии специальных помещений для приема и хранения товаров.
      Примечание. При площади встроенных в жилые здания организаций розничной торговли до 150 кв. м указанные загрузочные помещения допускается не предусматривать.

      4.2.12. При установке автомобиля для погрузки-выгрузки вблизи здания между зданием и задним бортом кузова автомобиля должен соблюдаться разрыв не менее 0,8 м. Перед началом движения автомобиля задним ходом в условиях недостаточного обзора лицом, руководящим погрузочно-разгрузочными работами, должен быть выделен специальный человек для организации безопасного движения автомобиля и контроля за соблюдением установленного вышеуказанного разрыва.
      4.2.13.

      Техника безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ

      Для фиксации остановки автомобиля на безопасном расстоянии при необходимости должны применяться специальные переносные устройства (башмаки, клинья и т.п.).
      4.2.14. Открывать и закрывать борта кузова транспортного средства разрешается не менее чем двум работникам. При этом необходимо убедиться в безопасном расположении груза.
      4.2.15. Высота разгрузочно-погрузочных платформ для автотранспорта должна быть 1,1 — 1,2 м, для малотоннажных автомобилей — 0,6 — 0,8 м, ширина от 3 м (для малотоннажных автомобилей) до 4,5 м. В продовольственных организациях торговой площадью 1,5 тыс. кв. м и более, в организациях торгующих мебелью площадью 1,0 тыс. кв. м и более, в универмагах и других непродовольственных организациях площадью 4,5 тыс. кв. м и более, ширина платформы может быть увеличена до 6,0 м.
      4.2.16. В зависимости от климатического района расположения (Приложение N 3 к Правилам) и величины торговой площади организаций разгрузочные платформы должны размещаться под навесом в неотапливаемых или отапливаемых помещениях. Навесы должны полностью перекрывать разгрузочную платформу, а также кузов автомобиля на 1 м.
      4.2.17. Разгрузочные платформы должны оборудоваться навесами:
      в продовольственных организациях площадью до 1,0 тыс. кв. м, в непродовольственных площадью до 2,5 тыс. кв. м, расположенных в I В климатическом подрайоне, во II и III климатических районах (кроме III Б подрайона);
      в организациях независимо от торговой площади и специализации, расположенных в III Б климатическом подрайоне, IV климатическом районе.
      4.2.18. Разгрузочные платформы должны размещаться под навесами или в неотапливаемых помещениях в продовольственных или непродовольственных организациях площадью до 650 кв. м, расположенных в I климатическом районе (кроме подрайона I В).
      Допускается предусматривать разгрузочные платформы в неотапливаемых помещениях в продовольственных организациях площадью 4,5 тыс. кв. м и более, расположенных в III Б климатическом подрайоне и в IV климатическом районе.
      4.2.19. Разгрузочные платформы в отапливаемых помещениях должны предусматриваться в организациях площадью 600 кв. м и более, расположенных в I климатическом районе (кроме подрайона I В).
      4.2.20. В продовольственных и непродовольственных организациях торговли площадью соответственно свыше 1 тыс. кв. м и 2,5 тыс. кв. м, расположенных в I В климатическом подрайоне, во II и III климатических районах (кроме подрайона III Б), допускается размещать разгрузочные платформы в отапливаемых или неотапливаемых помещениях.
      4.2.21. В случаях, когда разгрузочные места в организациях для ночного завоза товаров предусматриваются вне основной разгрузочной платформы, допускается вместо платформы (при соответствующих обоснованиях) применять разгрузочно-погрузочные устройства.
      4.2.22. При разгрузке товаров под навесами или в неотапливаемые помещения в организациях, расположенных в I, II и III климатических районах (кроме подрайона III Б), должны предусматриваться помещения для приема товаров.
      Площадь помещения для приема товаров должна быть в организациях с торговой площадью до 150 кв. м — 12 кв. м, более 150 кв. м — 16 кв. м в расчете на одно разгрузочное место.

      4.3. Требования к организации погрузочно-разгрузочных работ, способам хранения и транспортирования товаров

      4.3.1. Поступающие грузы укладываются на стеллажи, поддоны, в штабели и т.п. Вес груза на поддоне не должен превышать расчетной грузоподъемности стандартного поддона.
      4.3.2. При размещении товаров в помещениях, размеры отступов должны составлять: от стен помещения — 0,7 м, от приборов отопления — 0,2 — 0,5 м, от источников освещения — 0,5 м, от пола — 0,15 — 0,30 м. Зазоры в штабеле должны быть: между ящиками — 0,02 м, между поддонами и контейнерами — 0,05 — 0,10 м.
      Примечания. 1. Допускается устанавливать стеллажи или укладывать товары в штабели с отступом от стен и пристенных колонн, составляющим 0,05 — 0,10 м в случаях, когда отступы не используются для эвакуации людей.
      2. Размеры отступов от приборов отопления должны быть увеличены, если этого требуют условия хранения товара.

      4.3.3. При штабелировании грузов следует обеспечивать устойчивость штабеля и безопасность людей, работающих на штабеле или около него.
      4.3.4. Не допускается укладка в штабель грузов в поврежденной или в разногабаритной таре, в таре со скользкими поверхностями, в упаковке, не обеспечивающей устойчивость пакета.
      4.3.5. Укладка грузов должна обеспечивать их устойчивость при хранении и транспортировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки. Дештабелирование грузов должно производиться только сверху вниз.
      4.3.6. Грузы в ящиках и мешках, не сформированные в пакеты, следует укладывать в штабель вперевязку. Для устойчивости штабеля следует через каждые 2 ряда ящиков прокладывать рейки, а через каждые 5 рядов мешков — доски.
      4.3.7. Высота складирования тарно-упаковочных и штучных грузов определяется исходя из высоты помещения, нагрузки на перекрытия, технических характеристик и средств механизации, технологических правил и условий хранения. Высота штабеля при ручной укладке затаренных грузов в ящиках массой до 50 кг, в мешках до 70 кг не должна превышать 2 м.
      4.3.8. Высота укладки бочек в горизонтальном положении (лежа) должна быть не более 3 рядов с обязательной укладкой прокладок между рядами и подклиниванием всех крайних рядов. При установке бочек стоя высота укладки допускается не более чем в 2 ряда вперевязку с прокладкой равных по толщине досок между рядами.
      4.3.9. Бочки с бензином и другими легко воспламеняющимися жидкостями необходимо укладывать только лежа, в один ряд пробкой вверх.
      4.3.10. Не следует укладывать штабель к штабелю вплотную во избежание обвалов при разборе соседнего штабеля. Расстояние между рядами штабелей должно быть определено с учетом возможности установки тары в штабель, снятия тары со штабеля грузозахватными устройствами и обеспечения необходимых противопожарных разрывов.
      4.3.11. Рекомендуемые способы хранения находящихся в организациях отдельных товаров и товарных групп с учетом вида тарной упаковки представлены в Приложении N 4 к Правилам.
      4.3.12. При выполнении работ с тарно-упаковочными и штучными грузами следует использовать различные виды тары-оборудования, а также специализированные грузозахватные приспособления, исключающие падение грузов.
      4.3.13. При формировании "подъема" груза на поддоне наибольший свес груза с поддона на сторону не должен превышать: для грузов в мешковой (тканевой, джутовой) таре — 100 мм, для грузов в бумажных мешках, в кипах и ящиках — 50 мм. Наибольшая устойчивость пакета обеспечивается при укладке мест вперевязку.
      4.3.14. Перед подъемом и перемещением грузов проверяются их устойчивость и правильность строповки. Способы строповки должны исключать возможность падения грузов.
      4.3.15. Строповку контейнеров следует производить за все строповочные узлы. При ручной строповке (отстроповке) контейнеров применяются специальные лестницы и другие средства, обеспечивающие безопасность работающих.
      4.3.16. Строповку крупногабаритных грузов необходимо выполнять с учетом их массы и расположения центра тяжести.
      4.3.17. При транспортировании, погрузке-выгрузке, складировании и монтаже витринных стекол следует соблюдать меры предосторожности, обеспечивающие безопасные условия труда.
      4.3.18. Транспортирование грузов должно выполняться электро- и автотранспортными средствами, имеющими устройства, исключающие возможность их эксплуатации посторонними лицами. Оставлять после окончания и в перерывах между работами транспортные средства можно, если приняты меры, предотвращающие самопроизвольное их движение; на подъемно-транспортном средстве поднятый груз должен быть опущен.
      4.3.19. Транспортировка длинномерных грузов погрузчиками должна производиться на открытых территориях с ровным покрытием и при таком способе захвата груза, который исключает возможность его развала. Максимальный уклон, по которому может производиться транспортировка грузов погрузчиками, должен иметь угол, не превышающий угол наклона рамы минус 3 град.
      4.3.20. Грузовые ручные тележки должны иметь съемные или жесткие приспособления, обеспечивающие устойчивость различных грузов, поручни для удобства их передвижения. Тележки для перемещения бочек, медведки должны быть снабжены предохранительными скобами на концах рукояток и иметь приспособления для защиты рук в случае падения или смещения грузов с тележки.
      Тележки с подъемной платформой или подъемными вилами с ручным гидравлическим рычажным приводом подъема груза используются при внутрискладских перемещениях грузов в таре размерами 800 x 600 и 600 x 400 мм.
      Грузовые транспортные тележки грузоподъемностью до 50 кг используются для перемещения отдельных легковесных грузов, а грузоподъемностью 0,25 — 1,0 т — для перемещения отдельных грузов или мелких штучных грузов на поддонах или в таре.
      Платформы тележек по форме должны соответствовать виду перевозимых грузов, при необходимости иметь специальные приспособления для закрепления и фиксации грузов.
      Передние колеса ручных тележек для перевозки грузов массой более 300 кг должны быть управляемыми.
      Грузовые ручные тележки должны быть исправными, устойчивыми и легкоуправляемыми.
      Скорость перемещения ручных тележек не должна превышать 5 км/ч.
      При перемещении груза вниз по наклонному полу работник должен находиться сзади тележки. При необходимости остановку гидравлической тележки допускается производить опусканием груза. При перемещении груза, уложенного в высокий штабель, следует привлекать второго работника для поддержания штабеля. Работник, сопровождающий тележку, не должен находиться сбоку тележки.
      4.3.21. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировании грузов вручную следует выполнять требования:
      при разгрузке транспортного средства должны применяться мостики, сходни, трапы, прогиб настила которых при максимальной нагрузке не должен превышать 20 мм. При длине трапов, мостиков более 3 м под ними должны устанавливаться промежуточные опоры;
      мостики и сходни должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 50 мм и снизу скреплены жесткими планками с интервалом не более 0,5 м;
      сходни должны иметь планки сечением 20 x 40 мм для упора ног через каждые 300 мм;
      металлические мостики должны изготавливаться из рифленого листового металла толщиной не менее 5 мм;
      грузы в жесткой таре и лед без упаковки следует переносить только в рукавицах;
      стеклянную посуду необходимо ставить на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнездами;
      грузы следует переносить только в исправной таре.

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *