Платежный агент

TerminalTech.ru / информация / О Субагентах.
Вики: Субагент
 — лицо, которому прямой агент перепоручил полностью или частично свои функции по определенному поручению, полученному им от своего принципала.

Платежный субагент
— это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежные агенты принимают наличные деньги у населения в пользу любых провайдеров, поставщиков услуг или гос учреждений и т.д.

Банковский платежный агент

через терминалы приема платежей, Pos терминалы или другие специализированные средства и программы и далее перечисляют поставщику, удерживая или не удерживая некую комиссию.

Платежные субагенты бывают 4х типов: Прямые, "технические", присоединенные дистрибютором к системе по 4х стороннему договору и банковские.

1) Прямые
Субагент, заключивший прямой 3х сторонний договор с платежной системой и операторами приема платежей.

2) Технические
Субагент, не имеет никаких договоров или любых других юридических документов с платежной системой. Технический субагент является неким подразделением головного агента, последний в свою очередь выполняюет все обязательства взятые на себя за технического субагента перед платежной системой.

3) Присоединенные дистрибютором к платежной системе
Субагент, заключивший 4х сторонний договор между дистрибютором, платежной системой и операторами приема платежей. Является отдельным — самостоятельным подразделением дистрибютора, последний в свою очередь получает некую комиссию (процент от оборота) за его привлечение и подключение к системе.

4) Банковский платежный агент/субагент
Юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом, являющимся юридическим лицом (кроме Индивидуальных Предпринимателей) в целях осуществления деятельности, предусмотренной  Федеральным законом № 161-ФЗ от 27 июня 2011 года «О национальной платежной системе»;

У каждой схемы работы есть свои плюсы и минусы. Об этом коротко будет в следующей статье.

Вовлечение в процесс расчетов финансовых посредников — платежных агентов позволяет поставщикам делегировать им право на сбор денег со своих клиентов за вознаграждение. К деятельности платежных агентов предъявляется ряд требований, среди которых — наличие спецсчета в банке. Однако следует иметь в виду, что далеко не каждый сборщик платежей является платежным агентом.

Сборщики платежей

С принятием Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" было положено начало деятельности финансовых посредников, которые на основании поручения, данного им поставщиками товаров, работ и услуг, в соответствии с заключенным между ними договором стали оказывать услуги, связанные со сбором платежей от физических лиц (клиентов поставщика) и с перечислением их за вычетом своего вознаграждения.
В сферу деятельности платежных агентов и привлекаемых ими платежных субагентов входит размещение в торговых центрах, магазинах и иных местах массового скопления людей платежных терминалов, при помощи которых можно отправить платежи за телефон и Интернет, уплачивать пошлины и штрафы, вносить коммунальные и иные необходимые платежи. Помимо поставщика услуг платежные агенты также взимают вознаграждение непосредственно с плательщиков при переводе денежных средств.
Размер такого вознаграждения платежный агент обязан доводить до сведения потребителей, размещая его непосредственно на платежных терминалах или в установленных в них программных комплексах, а также в иных доступных местах, обеспечивая тем самым сообщение потребителю информации в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Размер вознаграждения платежного агента, взимаемого с потребителей, при этом не может быть предметом договора между платежным агентом и поставщиком услуг, поскольку их соглашение регулирует отношения только между ними и в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ не создает обязанностей для потребителей, которые в нем не участвуют (Постановление ФАС УО от 14.02.2014 N Ф09-14673/13).
Также платежных агентов задействуют управляющие многоквартирными домами компании для выполнения операций, связанных с выставлением платежных документов жителям жилых домов, со сбором с них платежей за обслуживание дома и с перечислением их в пользу управляющей компании.
В качестве платежных агентов могут выступать также ресурсоснабжающие организации, которые привлекает управляющая компания для оказания тех или иных услуг по обслуживанию многоквартирного жилого дома, поскольку запрета на совмещение таких функций (поставка коммунального ресурса и оказание услуг по приему денег от жителей дома) Закон N 103-ФЗ не содержит (Постановление ФАС ДО от 07.02.2014 N Ф03-6576/2013). Помимо этого, услуги платежных агентов используются и в других сферах хозяйственной деятельности, где в связи с объемом поступающих платежей требуется финансовый посредник.
Расходную часть бюджета платежных агентов формируют затраты по обслуживанию платежных терминалов, плата за их размещение, вносимая собственнику торгового центра или иного объекта, где он монтирован, расходы по обслуживанию специального банковского счета, который обязаны использовать все платежные агенты в своей деятельности, и иные необходимые затраты.
Закон N 103-ФЗ не обязывает поставщиков услуг заключать в обязательном порядке договоры с платежными агентами, поскольку они вправе по своему усмотрению принимать плату от своих клиентов любыми удобными способами, реализуя тем самым свободу выбора способа оплаты своих услуг (ст. 421 ГК РФ).

Платежные агенты — новая категория субъектов предпринимательской деятельности

Соответственно, в тех случаях, когда договор с платежным агентом на прием платежей от своих клиентов поставщик не заключал, он не обязан открывать в кредитной организации специальный банковский счет для зачисления на него денежных средств. Он вправе принимать оплату на свой обычный расчетный счет, через кассу или любым иным доступным для него способом (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 03.12.2014 по делу N 33-9995/2014).
Взаимодействие поставщика услуг и платежного агента выстраивается на основании заключенного между ними агентского договора, в котором стороны оговаривают предмет поручения — обязательство платежного агента собирать платежи с клиентов поставщика услуг (принципала) и перечислять их в его пользу, размер вознаграждения платежного агента, срок и порядок его выплаты, срок действия договора, ответственность за нарушение обязательств и иные условия по усмотрению сторон.
Поставщик услуг должен при этом иметь в виду, что в зависимости от того, каким будет условие о сроке действия агентского договора, будет ясно, сможет ли он от него отказаться. Статья 1010 ГК РФ устанавливает, что агентский договор прекращается вследствие отказа одной стороны от его исполнения в случае, если договор заключен без определения срока окончания его действия. Из смысла указанной нормы права следует, что заявить об одностороннем отказе от агентского договора можно только в случае, если договор заключен без указания на срок его действия.
В связи с этим, если агентский договор предусматривает конкретный срок его действия, поставщик услуг не сможет в одностороннем порядке отказаться от него в любой момент, и платежный агент будет вправе собирать деньги с его клиентов и удерживать свое вознаграждение (Постановление АС ЦО от 07.11.2014 по делу N А68-8428/2013).

Требования к платежным агентам

Используемые платежными агентами платежные терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой, которую необходимо зарегистрировать в налоговом органе по месту постановки на учет платежного агента. Она должна быть исправна, опломбирована, иметь фискальную память с накопителями, контрольную ленту и часы реального времени, обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также представлять информацию для печати, иметь паспорт установленного образца и соответствовать иным требованиям, предусмотренным в ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт".
При этом выдаваемые платежным терминалом чеки должны иметь обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 5 Закона N 103-ФЗ, в частности наименование документа "кассовый чек", наименование оплаченного товара, общую сумму принятых денег, размер вознаграждения платежного агента, дату и время приема денег, номер кассового чека и контрольно-кассовой техники, адрес места приема денег и др. В противном случае платежный агент может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Постановления ВС РФ от 20.01.2015 по делу N 303-АД14-4174, ФАС ЗСО от 04.04.2011 по делу N А03-11941/2010).
При обращении к услугам платежного агента гарантией защиты прав поставщика является использование специальных банковских счетов (счет N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика"), которые имеют особый правовой режим (ст. 4 Закона N 103-ФЗ, п. 4.44 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утв. ЦБ РФ 16.07.2012 N 385-П, п. п. 2.8, 4.14 и 11.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов").
По специальному банковскому счету платежного агента могут выполняться следующие операции: 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; 4) списание денежных средств на банковские счета.
По специальному банковскому счету поставщика услуг могут осуществляться следующие операции: 1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; 2) списание денежных средств на банковские счета. Осуществление по специальным банковским счетам платежного агента и поставщика услуг каких-либо иных операций не допускается.
Поскольку аккумулируемые на специальном банковском счете платежного агента денежные средства подлежат перечислению в пользу поставщика услуг, они не являются собственностью самого платежного агента, и на них поэтому не может быть обращено взыскание по его обязательствам. До распределения денежных сумм на специальном счете и их перечисления в пользу поставщиков услуг на денежный остаток не может быть обращено взыскание по обязательствам самого платежного агента, даже несмотря на то что в составе общей денежной суммы имеется причитающееся ему с поставщиков услуг вознаграждение.
В связи с этим обращение взыскания на денежные средства платежного агента, находящиеся на специальном банковском счете, возможно только в том случае, если можно определить, в каком точно размере они принадлежат платежному агенту как должнику (Постановление ФАС ДО от 07.07.2014 N Ф03-2464/2014).
Если банк в нарушение данного требования все-таки списал со специального счета платежного агента находящиеся на нем денежные средства, то они могут быть с него взысканы как убытки по правилам, предусмотренным в ст. ст. 15 и 393 ГК РФ, поскольку допущенное им нарушение затрагивает интересы потребителей, с которых взимаются платежи для их последующего перечисления в пользу поставщика услуг, и может иметь социально значимые негативные последствия, такие как неперечисление денег ресурсоснабжающим организациям, отсутствие у последних достаточных денежных средств для проведения капитального ремонта, ликвидации аварий, катастроф и т.п.
Защита интересов взыскателя, который имеет подтвержденные вступившим в законную силу судебным решением требования к платежному агенту как к должнику, не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и законных интересов добросовестных потребителей (Постановление АС УО от 22.12.2014 N Ф09-8256/14).
Помимо использования спецсчета платежные агенты также должны встать на учет в Росфинмониторинге в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28.

Когда статус платежного агента не требуется

Поскольку деятельность платежных агентов напрямую сопряжена с приемом денежных средств от физических лиц через платежные терминалы, на специальный банковский счет и иным способом, требования Закона N 103-ФЗ в силу его ст. 1 не распространяются на деятельность по проведению расчетов:
— осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом N 103-ФЗ;
— между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой, и не ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
— в пользу иностранных юридических лиц;
— осуществляемых в безналичном порядке;
— осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Если все из перечисленных случаев не вызывают никаких затруднений при их применении на практике, то достаточно спорной является такая ситуация, как осуществление расчетов между юридическими лицами и (или) ИП при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися ИП, которая не связана с выполнением функций платежных агентов.
Если денежные средства собираются по цепочке и попадают к поставщику через посредников от конечного потребителя, который в оплату товаров, работ или услуг вносит наличные денежные средства, возникает вопрос: является ли задействованный в цепочке предприниматель, собирающий платежи, платежным агентом?
Уполномоченные государственные органы на этот счет отмечают, что статус платежного агента предприниматель получает только в случае осуществления им деятельности по приему платежей (письмо ФНС России от 19.04.2012 N АС-4-2/6601@), притом что такая деятельность для него является исключительной, и помимо нее он никаких хозяйственных операций не осуществляет (письмо Росфинмониторинга от 20.10.2010 N 07-02-34/3744).
Данная позиция также подтверждается сложившейся в настоящее время судебной практикой, где отмечается, что действие Закона N 103-ФЗ распространяется только на отношения, связанные с оказанием единственной услуги — прием платежей. Деятельность платежного агента состоит исключительно в приеме денег, и никаких иных самостоятельных услуг он не оказывает (Постановление ВС РФ от 29.05.2015 N 306-АД14-76). Выступая в качестве платежного агента, он не принимает никакого участия в оказании каких-либо услуг (Постановление ВС РФ от 10.06.2015 N 304-АД14-3005).
Если предприниматель не собирает платежей с конечных потребителей, а самостоятельно реализует услуги за плату (продажа авиабилетов, билетов на театральные и иные культурно-развлекательные мероприятия), то считается, что он не принимает платежи в пользу поставщика, а осуществляет посредническую деятельность по реализации услуг (Постановления Седьмого ААС от 17.02.2014 по делу N А02-1823/2013, 13 ААС от 16.10.2013 по делу N А56-26450/2013), тем более если наряду с ней он осуществляет иные виды хозяйственных операций, например продажу автовокзалом билетов на рейсы и предоставление комплекса услуг, составляющих инфраструктуру автовокзала (Постановление 3 ААС от 10.12.2012 по делу N А33-12927/2012).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

TerminalTech.ru / информация / О Субагентах.
Вики: Субагент
 — лицо, которому прямой агент перепоручил полностью или частично свои функции по определенному поручению, полученному им от своего принципала.

Платежный субагент
— это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежные агенты принимают наличные деньги у населения в пользу любых провайдеров, поставщиков услуг или гос учреждений и т.д. через терминалы приема платежей, Pos терминалы или другие специализированные средства и программы и далее перечисляют поставщику, удерживая или не удерживая некую комиссию.

Платежные субагенты бывают 4х типов: Прямые, "технические", присоединенные дистрибютором к системе по 4х стороннему договору и банковские.

1) Прямые
Субагент, заключивший прямой 3х сторонний договор с платежной системой и операторами приема платежей.

2) Технические
Субагент, не имеет никаких договоров или любых других юридических документов с платежной системой. Технический субагент является неким подразделением головного агента, последний в свою очередь выполняюет все обязательства взятые на себя за технического субагента перед платежной системой.

3) Присоединенные дистрибютором к платежной системе
Субагент, заключивший 4х сторонний договор между дистрибютором, платежной системой и операторами приема платежей.

Контроль банка за деятельностью банковских платежных агентов

Является отдельным — самостоятельным подразделением дистрибютора, последний в свою очередь получает некую комиссию (процент от оборота) за его привлечение и подключение к системе.

4) Банковский платежный агент/субагент
Юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом, являющимся юридическим лицом (кроме Индивидуальных Предпринимателей) в целях осуществления деятельности, предусмотренной  Федеральным законом № 161-ФЗ от 27 июня 2011 года «О национальной платежной системе»;

У каждой схемы работы есть свои плюсы и минусы. Об этом коротко будет в следующей статье.

GorkovaVK
04/20/2013 07:03:59 AM

Является ли ТСЖ платежным агентом?

Справка

Сообщение:
редактировать
удалить

Является ли ТСЖ платежным агентом?

Alex_Diver

Сообщение:
редактировать
удалить

Попадает ли ТСЖ под действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"? Должны ли открывать ТСЖ специальный дополнительный расчетный счет и кому конкретно должны перечислять денежные средства ТСЖ, если коммунальные платежи не являются прибылью для ТСЖ? При этом прибыль ТСЖ перечисляется поставщикам. Будет ли применен к ТСЖ кассовый аппарат?

Ответ.

Статьей 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" определены основные понятия для целей указанного закона. Так, поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ. Плательщиком является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком. Платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. В соответствии со статьей 3 указанного закона под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Из текста статьи 3 следует, что платежный агент вправе, но не обязан принимать от плательщика вознаграждение за прием платежей.
Поэтому Вы вправе принимать денежные средства от членов ТСЖ без вознаграждения (без получения прибыли от этой деятельности).

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 указанного Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Кто из посредников — платежный агент, а кто — нет

Прием ТСЖ денег от членов товарищества не связан с реализацией товаров (работ, услуг). Поэтому применение ТСЖ при приеме денег контрольно-кассовой техники не является обязательным. Эта позиция подтверждена, например, Письмом УФНС по г. Москве от 02.11.2005 N 22-12/80246.

Ibrahim

Сообщение:
редактировать
удалить

Cфера действия Федерального закона РФ от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» применима к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).В статье 2 Федерального закона определены основные понятия, используемые в Федеральном законе, в частности:- поставщик – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;- плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;- платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;- оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.Из анализа указанных положений следует, что деятельность платёжного агента заключается только в приёме денежных средств, платёжный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платёжный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приёма и передачи денежных средств.Вместе с тем, в силу закона (статья 135 ЖК РФ), Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, а также в числе прочего – для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным Кодексом РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами.В соответствии с пунктом 6.2 статьи 155 ЖК РФ Товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчёты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми товариществом собственников жилья заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации издано Постановление от 28 марта 2012 г. №253 «О требованиях к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг». В соответствии с пунктом 4 Требований к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг», утверждённых вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций (далее — платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения и которые не противоречат законодательству Российской Федерации. В соответствии с положениями пункта 6.2 статьи 155 ЖК РФ товарищество собственников жилья — оказывает коммунальные услуги и принимает плату за них, производя последующий расчёт с ресурсоснабжающими организациями за поставленные ресурсы, необходимые для оказания коммунальных услуг. В большинстве случаев у ТСЖ отсутствуют договора с поставщиками коммунальных услуг об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц для таких поставщиков, т.к. ТСЖ самостоятельно является поставщиком коммунальных услуг для физических лиц.ТСЖ как правило заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, т.е. получения ресурсов, необходимых для самостоятельного оказания коммунальных услуг. Обязательства по заключенным договорам перед ресурсоснабжающими организациями в силу пункта 2 статьи 307 ГК РФ возникают у ТСЖ «УЮТ-2», а не у физических лиц — членов товарищества. В случае неисполнения обязательств или нарушения условий исполнения обязательств перед ресурсоснабжающими организациям по заключенным договорам, ответственность за такое неисполнение несёт ТСЖ, а не физические лица – члены товарищества. Согласно части 6 статьи 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества, а члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.В Федеральном законе (подпункт 1 части 2 статьи 1) указано, что положения Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчётов осуществляемых юридическими лицами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами. В случаях, когда ТСЖ самостоятельно оказываются коммунальные услуги физическим лицам, денежные обязательства этих физических лиц имеются только перед ТСЖ,а не перед ресурсоснабжающими организациями, т.е. ТСЖ не выступает агентом, собирающих денежные средства для поставщика.В противном случае любой гаражный, дачный кооператив, собирающий деньги со своих членов для оплаты поставляемых членам кооператива воды, электричества и т.п. будет являться платёжным агентом. Если, конечно у членов кооператива нет прямых договоров с поставщиками ресурсов, а кооператив принимает наличные в счёт исполнения таких договоров.

Деятельность платежных агентов. Новые требования

Платежные терминалы стали неотъемлемой частью современной жизни. Они позволяют быстро оплатить мобильную связь, коммунальные услуги и совершить многие другие платежи.

Прием платежей через третьих лиц

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему агентом платежей от граждан, урегулирована. Соответствующий Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ (далее — Закон) вступил в силу 1 января 2010 г. (ст. 9 Закона), кроме отдельных его положений.

Закон вводит определенные термины, устанавливает требования и ограничения.

Закон регулирует деятельность по приему платежей, то есть распространяется на агентов (посредников). Его требования не касаются взаимоотношений продавца и покупателя при реализации товаров. Покупатель должен исполнить свое обязательство по сделке купли-продажи и передать продавцу деньги. При этом он пользуется услугами агента. Получение агентом денег и передача их продавцу подпадают под нормы Закона, но оно не связано с первоначальной сделкой, по которой перечисляются деньги. Возможные споры по сделке между продавцом и покупателем (неполная или несвоевременная оплата и пр.) будут разрешаться на основе Гражданского кодекса.

Закон не затрагивает расчеты фирм и коммерсантов, не связанные с деятельностью платежных агентов. Он не применяется к безналичным расчетам, а также к перечислению сумм в пользу иностранных юрлиц (п. 2 ст. 1 Закона). Предприниматель не сможет перечислять через платежных агентов (платежные терминалы) суммы, связанные с бизнесом, например оплату поставщикам или арендную плату. Закон предоставляет возможность обычным гражданам расплатиться через терминалы за полученные товары и услуги. Но если бизнесмен выступает как физлицо и производит какой-либо платеж, не связанный с предпринимательской деятельностью, сумма вполне может быть перечислена через платежный терминал.

"Платежная" сфера

В свете Закона предприниматель может выступать в роли поставщика или платежного субагента (таблица 1).

Таблица 1. Стороны, участвующие в деятельности по приему платежей от физических лиц, осуществляемой платежными агентами

N
п/п
Объект Описание
1 Поставщик — Юридическое лицо (кроме кредитной
организации) или индивидуальный
предприниматель, которые получают денежные
средства физических лиц (плательщиков)
за реализуемые товары (выполняемые работы,
оказываемые услуги);
— Юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, который принимает плату
за жилое помещение и коммунальные услуги
в соответствии с Жилищным кодексом;
— Органы государственной власти и местного
самоуправления, бюджетные учреждения,
находящиеся в их ведении, получающие
денежные средства плательщика в рамках
выполнения ими функций, установленных
законодательством
2 Плательщик Физлицо, которое передает платежному
агенту денежные средства для исполнения
своих обязательств перед поставщиком
3 Платежный агент Юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, осуществляющие
деятельность по приему платежей физлиц.
Платежным агентом является оператор
по приему платежей либо платежный субагент
Оператор по приему
платежей
Юридическое лицо, заключившее
с поставщиком договор об осуществлении
деятельности по приему платежей физлиц
с последующим расчетом с поставщиком
Платежный субагент Юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, заключившие с оператором
по приему платежей договор
об осуществлении деятельности по приему
платежей физлиц

Любой бизнесмен вправе заключить договор с оператором по приему платежей и тем самым упростить процедуру оплаты клиентами предлагаемых им товаров (работ, услуг).

Операторами по приему платежей, которые напрямую работают с поставщиками, могут быть только организации (п. 4 ст. 2 Закона). Оператор и поставщик заключают специальный договор, требования к которому прописаны в ст. 4 Закона. При этом договор обязательно должен предусматривать обеспечительные меры исполнения обязательства. По выбору сторон это могут быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, страхование риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов (п. 4 ст. 4 Закона).

Субагентами могут выступать как фирмы, так и предприниматели. Они заключают договор не с поставщиком, а с оператором. В зависимости от условий договора субагент может действовать от своего имени, от имени оператора или от имени поставщика, а также за счет оператора или поставщика по аналогии с посредническими договорами в гражданском законодательстве (поручение, комиссия, агентирование). Соответственно, от этого будет зависеть организация расчетов. Суммы могут зачисляться сразу на счета поставщика или оператора, либо поступать сначала к субагенту, а он будет передавать их оператору или поставщику. При этом должны соблюдаться требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (п. 9 ст. 4 Закона). В рамках одного договора, заключенного с оператором, передать наличными можно не более 100 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У), суммы сверх лимита должны передаваться по безналу.

Регистрация агентов

Компания, желающая стать оператором по приему платежей, обязана встать на учет в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ. Причем, сделать это нужно до начала деятельности по приему платежей от граждан (п. 5 ст. 4 Закона). Учетом операторов будет заниматься Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). А вот на субагентов требование о регистрации не распространяется. Дело в том, что субагентам запрещено принимать крупные платежи, требующие идентификации плательщиков, а именно суммы свыше 15 тыс. руб. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ).

Такая возможность есть у операторов-фирм. Но при этом они должны запрашивать у плательщика следующие сведения: Ф.И.О., гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при наличии). От иностранцев потребуются также данные миграционной карты или документа, подтверждающего право на пребывание в стране. Эти сведения оператор передает в Росфинмониторинг (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ). Причем Закон вводит запрет: крупные платежи оператор не сможет принимать через терминалы, получать суммы могут сотрудники оператора (п.

7 ст. 6 Закона).

Требования к терминалам

Принимая платежи, агент (оператор или субагент) обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования Федерального закона о ККМ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (п. 12 ст. 4 Закона). Это значит, что платежные терминалы в обязательном порядке должны оборудоваться кассовым аппаратом, а бизнесмен должен соблюсти все требования, предъявляемые к ККМ. Кроме обычных сведений, кассовый чек, выдаваемый при приеме платежей, должен содержать дополнительные реквизиты, перечисленные в ст. 5 Закона (таблица 2).

Таблица 2. Требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику

N п/п Требование
1. Обязательные реквизиты кассовых чеков (п. 4 Положения,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г.
N 745):
— наименование организации, индивидуального предпринимателя;
— ИНН;
— заводской номер контрольно-кассовой машины;
— порядковый номер чека;
— дата и время покупки (оказания услуги);
— стоимость покупки (услуги);
— признак фискального режима
2.

Дополнительные требования к кассовым чекам, выдаваемым платежными
агентами (ст. 5 Закона):
— наименование документа — "кассовый чек";
— наименование оплаченного товара (работ, услуг);
— общая сумма принятых денежных средств;
— размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком (в случае
взимания);
— дата, время приема денежных средств, номер кассового чека и
контрольно-кассовой техники;
— адрес места приема денежных средств;
— наименование и местонахождение платежного агента, принявшего
денежные средства, и его ИНН;
— номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему
платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа
платежным субагентом
3. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и
подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может
содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено
договором об осуществлении деятельности по приему платежей

Агент вправе использовать платежный терминал — устройство для приема денег, которое работает в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента. Применение иных устройств, не являющихся терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается (п. 6 ст. 6 Закона).

Юридическая консультация. Терминал — это не касса

Татьяна Елькина, эксперт журнала

Инспекторы нередко пытались привлечь коммерсантов к ответственности за прием наличных через терминалы без применения ККТ, либо несоответствие терминалов требованиям, предъявляемым к кассовым аппаратам. Например, поводом для санкций становились:

  • отсутствие в терминалах фискальной памяти,
  • невключение их в госреестр кассовых машин,
  • отсутствие на выдаваемых терминалами чеках обязательной информации (ст. 14.5 КоАП РФ).

В большинстве случаев начисленные штрафы удавалось оспорить в суде.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ при осуществлении наличных расчетов наряду с ККМ, оснащенными фискальной памятью, допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов (п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16). Иными словами, ККМ — это не единственный вид контрольно-кассовой техники, а лишь один из возможных видов. Но законодатели не прописали требования к такой технике (в частности, к терминалам), отсутствует специальный реестр электронно-вычислительных машин, отсутствуют требования оснащения применяемой ККТ (программно-технические комплексы, терминалы самообслуживания) устройствами фискальной памяти. Такие требования появились только с января 2010 г. Кроме того, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2008 г. N 11301/07 прямо указано, что если ИП вместо контрольно-кассовых машин использует иную ККТ, коммерсант не может быть оштрафован за неприменение контрольно-кассовых машин по ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Этой статьей устанавливаются штрафы за неприменение ККМ, а терминалы — это разновидность кассовой техники, не являющейся ККМ. Но со следующего года избежать ответственности вряд ли удастся, ведь теперь будут прописаны требования и санкции специально для владельцев платежных терминалов.

Требования к терминалам содержатся в ст. 6 Закона (таблица 3). В Законе прямо указано, что терминалы должны содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и выдавать плательщикам чеки, подтверждающие оплату. Как и любой кассовый аппарат, техника, входящая в состав терминала, должна быть зарегистрирована в инспекции. В случае изменения адреса места установки платежного терминала, агент обязан в день перестановки направить в инспекцию уведомление с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала (п. 5 ст. 6 Закона).

Таблица 3. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физлиц (платежные терминалы)

N п/п Требование
1 Платежный терминал должен содержать в своем составе контрольно-
кассовую технику, соответствующую требованиям законодательства
2 Терминал в автоматическом режиме должен обеспечивать:
— предоставление плательщикам информации, предусмотренной ст. 4
Закона;
— прием от плательщиков информации о наименовании поставщика,
наименовании товара (работы, услуги), размере вносимых денежных
средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором
об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
— прием денежных средств;
— печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема
денежных средств
3 На кассовом чеке должен печататься номер терминала и реквизиты,
предусмотренные ст. 5 Закона (таблица 2), в некорректируемом
виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной
на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти ККМ
4 Терминалы могут обеспечивать в автоматическом режиме
предоставление другой информации и выполнение других функций,
если иное не установлено законодательством

Польза указанного Закона очевидна. С его помощью огромное количество потребителей сможет воспользоваться услугами платежных агентов при оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также приобретенных товаров, работ и услуг. При этом Закон предоставляет возможность развития рынка платежных агентов, что позволит потребителю существенно упростить процесс оплаты, имея право выбора платежного агента.

В то же время, даже до вступления Закона в силу очевидны его недостатки. Так, например, территориальные отделения Федеральной службы по финансовому мониторингу, как правило расположены в региональных центрах, что создает трудности, связанные с постановкой на учет операторов по приему платежей, проживающих или расположенных в отдалении от этих центров. Кроме того, ограничение в использовании платежных терминалов суммой платежа не более 15 тыс. руб. во многих случаях не позволит гражданам реализовать свое право на оплату крупных и дорогостоящих товаров, работ и услуг, с чем чаще всего и возникают проблемы.

Как мы сказали, Закон (кроме отдельных его положений) вступил в силу 1 января 2010 г.

Чтобы число терминалов резко не сократилось, а у населения оставалась возможность пользоваться оплатой через терминалы, законодатели продлили сроки. Прием платежей без применения ККТ должен быть прекращен не 1 января, а 1 апреля 2010 г. Контрольно-кассовая техника, не соответствующая требованиям закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) до 1 января 2014 г. при условии ее включения в госреестр и регистрации в инспекции до 1 января 2011 г. (Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ).

Юридическая консультация. Мера ответственности

Валерий Романов, эксперт журнала

С этого года будут внесены изменения в ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

С января норма будет предусматривать санкции за неприменение контрольно-кассовой техники, а не контрольно-кассовых машин, как указано в статье сейчас. Наказание для коммерсанта составит от 1,5 до 2,5 тыс. руб. Правда, платежные терминалы не вошли в состав ККТ, они попали в перечень исключений (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ). Но появилось требование оснащать терминалы кассовыми аппаратами, и если ККМ в составе терминала не окажется, то контролеры оштрафуют бизнесмена за неприменение ККМ.

П.Гулидов

Юрист частной практики,

основатель "Юридического кабинета

Павла Гулидова"

Ознакомиться с «Правилами работы системы АО «КИВИ» Правила работы АО «КИВИ» В Правилах работы АО «КИВИ» перечислены условия осуществления деятельности по приему платежей, права и обязанности участников системы.
Правила работы Системы для Кредитных организаций Правила работы Системы для Кредитных организаций
Ознакомиться с тарифными планами и перечнями для правил Системы Перечни 1,2,3,4 Приложения 2 к Правилам работы Системы и Тарифные планы

Расчетный Тарифный План Дистрибьютора

Тарифные планы — набор ставок по провайдерам, влияющий на вознаграждение, которое платежный субагент получает по итогам месяца. Тарифный план присваивается в зависимости от оборота.

В Перечнях 1, 2 3 и 4 Приложения 2 к Правилам работы АО «КИВИ» содержится перечень поставщиков, товаров/услуг, пожертвований, а также условий о взимании дополнительного вознаграждения.

Заполнить и подписать «Договор о приеме платежей Агентом» Трехсторонний договор о приеме платежей Агентом
(ИП, ЮЛ)
Подписывается агентом, работающим без участия Дистрибьютора.

Важно! После заполнения отправьте договор в скане на эл. адрес: ns@qiwi.com
И в ближайшее время с Вами свяжется менеджер АО «КИВИ» для дальнейшего взаимодействия по заключению договора.

При заполнении рекомендуется использовать инструкцию
(ИП, ЮЛ) и образец (ИП, ЮЛ).

Для просмотра файлов рекомендуется использовать официальную бесплатную программу Adobe Reader (скачать).

Четырехсторонний договор о приеме платежей Агентом
(ИП, ЮЛ)
с участием Дистрибьютора
Подписывается агентом, работающим с участием Дистрибьютора.

Важно! После заполнения отправьте договор в скане на эл. адрес: ns@qiwi.com
И в ближайшее время с Вами свяжется менеджер АО «КИВИ» для дальнейшего взаимодействия по заключению договора.

Заполнить и подписать Договор присоединения для Кредитной организации Договор присоединения для Кредитной организации Подписывается Кредитной организацией, работающей без участия Дистрибьютора. После заполнения договор передается менеджеру АО «КИВИ» в 3-х экземплярах на бумажном носителе.
Также, при необходимости, приложить «Доверенность дилера на подписание заявления» Доверенность дилера на подписание заявления Необходима, если договор о приеме платежей агентом подписывает не генеральный директор, а уполномоченный представитель организации.
К договору о приеме платежей/договору об ИТО необходимо приложить документы, перечисленные в «Перечне документов» Перечень документов:
ИП, ООО (ЗАО, ОАО)
Список документов, которые необходимо приложить к договору о приеме платежей/ договору об ИТО.

Важно! Отправьте письмо со сканами заполненного Договора и всех необходимых документов из «Перечня документов» на эл. адрес: ns@qiwi.com
И в ближайшее время с Вами свяжется менеджер АО «КИВИ» для дальнейшего взаимодействия по заключению договора.

Права, обязанности и ответственность банковских платежных агентов

Дополнительная документация
Договор с Дистрибьютором
(ИП, ЮЛ)
Подписывается Дистрибьютором для работы по Дистрибьюторской модели-2011.

Важно! После заполнения отправьте договор в скане на эл. адрес: ns@qiwi.com
И в ближайшее время с Вами свяжется менеджер АО «КИВИ» для дальнейшего взаимодействия по заключению договора.

Форма для регистрации терминалов Передаётся после заведения терминалов в систему (содержит информацию о местах расположения терминалов платежного субагента).

Если вы являетесь арендатором или владельцем торгового помещения и хотите увеличить количество посетителей и получать дополнительный доход за счет установки платежного терминала, но не хотите тратить время и деньги на покупку и обслуживание оборудования, получение необходимых документов и т.д. мы готовы предложить вам установку автоматов самообслуживания QIWI на ваших условиях.

Оставить заявку на размещение платежного терминала, получить ответы на все интересующие вопросы вы можете в разделе "Арендодателям".

Если у вас появились вопросы, связанные с подключением к системе, Вы можете задать их сотруднику АО «КИВИ» по адресу: sale@qiwi.com

По вопросам сотрудничества за рубежом вы можете обратиться в Дирекцию по Международному развитию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *