Пенсия в Японии

Пенсионные выплаты – одна из ключевых статей расходов из бюджета в Японии. Как государство справляется с обеспечением пожилых граждан в условиях сравнительно невысокого порога пенсионного возраста и значительной продолжительности жизни?

Содержание

Исторические реформы

Государственная система регулярных выплат пожилым людям была введена в Японии в 1942 году. Треть суммы выплат по программе «общественных пенсий» обеспечивалась бюджетом государства, остальная часть формировалась из отчислений трудоустроенных граждан и индивидуальных предпринимателей. Фактически система обеспечения пожилого населения заработала лишь после реформы 1954 года, когда экономика Японии стабилизировалась и вышла из послевоенного кризиса.

Согласно обновленному законодательству от 1954 года ежемесячные выплаты гарантировались всем работающим японцам, достигшим возраста 60 лет. Пенсионный фонд субсидировался государством, его основную часть составляли отчисления трудоустроенных граждан и работодателей (в соотношении 50/50). Налоговая ставка отчислений в фонд постепенно возрастала: в 1961 году налог составлял 3,5% от размера заработной платы, в 1996 – уже 16,5%.

В 1961 году дополнительная реформа гарантировала получение пенсий тем категориям граждан, которые не подпадали под условия предыдущей версии закона (например, частным предпринимателям, юристам, представителям интеллигенции – самозанятым лицам, не получающим фиксированной и постоянной зарплаты). На получение национальной пенсии имеют право все граждане Японии.

Проблемы пенсионного страхования

Япония лидирует по количеству граждан пенсионного возраста. Процент пенсионеров значительно возрос после ухода на покой рожденных в 1947-1949 годах (в период максимальной рождаемости). При этом коэффициент прироста населения в последние десятилетия стабильно снижается.

Размеры пенсий в США, Китае, Японии, Европе и России

Продолжительность жизни в Японии на 2000 год – 85,2 и 78,3 лет (женщины и мужчины соответственно). К 2030 году ожидается увеличение до 89,4 и 82,4 лет. В 2010 соотношение числа трудоспособных японцев к пенсионерам составляло 38%, ожидаемый показатель к 2030 году – 57%.

Обеспечение льгот для пенсионеров в Японии и траты на смежные выплаты (помощь медиков, уход за пожилыми и прочее) составляют до 55% от суммы бюджета на все социальные программы. При бюджетном дефиците на уровне 10% (на 2010 год) перед правительством стоит задача оптимизации расходов с сохранением уровня защищенности лиц пенсионного возраста. Ежегодно на субсидирование пенсионного фонда расходуется около 2% ВВП.

Структура пенсионных выплат

Общая сумма выплат социальных пенсий в Японии равна 10,6% ВВП (на 2010 год). Пенсионное обеспечение гарантировано лицам, достигшим установленного возраста, а также гражданам, потерявшим кормильца или утратившим работоспособность.

Пенсионный страховой фонд формируется из взносов трудоустроенного населения и компаний. В программе обязаны участвовать все граждане старше 20 лет. Плательщики делятся на 3 группы:

  • частные предприниматели и их супруги, находящиеся на содержании;
  • сотрудники частных корпораций и работники предприятий государственного сектора экономики;
  • супруги работников, относящихся ко второй группе.

Лица из первой категории подпадают под программу государственного страхования и отчисляют фиксированные взносы. Для японцев, работающих на частные учреждения, предусмотрены корпоративные пенсионные программы. Для сотрудников государственных компаний действуют пенсионные программы отдельных ассоциаций взаимопомощи. Наемные сотрудники и компании-работодатели уплачивают налог на доход (в размере заработной платы) в равных пропорциях. Лица, находящиеся в третьей группе, освобождены от взносов.

Предусмотрена возможность временного освобождения от социальных взносов (при отсутствии доходов или прибыли ниже минимальной заработной платы). Уровень доходов необходимо подтвердить документально, обратившись с документами в аналог филиала пенсионного фонда. Если заявление о временном освобождении от уплаты взносов в фонд страхования будет одобрено, гражданину продолжает насчитывать трудовой стаж.

Базовая пенсия

На получение ежемесячной базовой пенсии имеют право все японцы, достигшие определенного возраста. Размер выплат фиксирован и пересматривается.

Пенсионный возраст в Японии достаточно низкий – 65 лет (для лиц обоих полов). 50% базовой ставки финансируется государством, еще половина поступает из фонда накоплений, сформированного из отчислений трудоустроенного населения (источник зависит от категории, к которой принадлежит пенсионер). Если размер отдельного фонда недостаточен для уплаты содержания всем пенсионерам, дофинансирование проводится из Резервного фонда.

Базовая пенсия составляет в среднем 73% от ежемесячных финансовых поступлений пенсионера. Минимальная сумма выплат – около $600. Средний размер пенсии в Японии (базовой) составляет около $700.

Полная ставка выплачивается лицам, ушедшим на покой по достижению пенсионного возраста (в 65 лет) и в общей сложности не менее 25 лет выплачивавших пенсионные взносы (например, 5 лет в качестве студента, 10 – в статусе домохозяйки и еще 10 – после трудоустройства в компанию).

Предусмотрена возможность более раннего выхода на пенсию – с 60 до 64 лет. При этом сумма пенсионных выплат снижается на 25%. При продолжении трудовой деятельности до 70 лет пенсия поднимается на 25% (за каждый дополнительный год работы после достижения возраста выхода на пенсию насчитывается прибавка в размере 5% от базовой ставки).

Дополнительная пенсия

Размер доплаты к базовой ставке зависит от уровня доходов гражданина в период трудовой деятельности. Например, сотрудники государственных учреждений могут рассчитывать на 40% от заработной платы.

Выплаты дополнительных сумм обеспечиваются ассоциацией взаимопомощи или корпоративным фондом пенсионного страхования. На эту часть пенсиона могут претендовать только лица, относящиеся ко второй группе – наемные сотрудники или государственные служащие.

Совокупный ежемесячных доход пенсионера в Японии равен примерно 60% от средней зарплаты по стране. Общая сумма пенсии в среднем составляет около $1500.
При выходе на пенсию по возрасту гражданин Японии получает единоразовое пособие. Размер выплаты рассчитывается индивидуально: средняя заработная плата умножается на количество лет трудового стажа в компании. Пособие выплачивается корпорацией-нанимателем. Сумма может быть довольно значительной, так как в Японии развита культура лояльности к работодателю: многие граждане не меняют компанию с первого трудоустройства до выхода на пенсию, дети часто работают в тех же корпорациях, что и родители.

Индивидуальная пенсия

Многочисленные частные пенсионные фонды позволяют гражданам Японии формировать собственный финансовый актив. Выбор страховой компании или банковского учреждения производится на индивидуальное усмотрение. Выплаты в фонд вносятся индивидуально в произвольном размере и не освобождают от обязанности участвовать в общегосударственных и корпоративных программах страхования. Государственная регуляция участия в дополнительных пенсионных программах не предусмотрена.

Резерв пенсионного фонда Японии – крупнейший в мире среди подобных структур. Учреждение обладает правом ведения экономической деятельности и может генерировать дополнительные прибыли за счет инвестиционных операций, что позволяет наращивать объемы пенсионных резервов. Инновации в медицинской сфере способствуют стабильному увеличению средней продолжительности жизни граждан. Базовый размер пенсионных выплат индексируется согласно актуальным экономическим показателям. При этом количество трудящегося населения снижается за счет уменьшения рождаемости, что означает уменьшение налоговых вливаний в общий страховой фонд.

Совокупность факторов стимулирует правительство искать возможности разрешения вероятного кризиса. Один из вариантов – повышение порога пенсионного возраста (в большинстве развитых стран граждане прекращают работать в 67-69 лет). Благодаря повышенному размеру пенсий и особенностям национальной культуры многие японцы продолжают трудовую деятельность до 70 лет. Однако не все компании поощряют стремление сотрудников работать максимально долго. Пожилые работники – источник дополнительной финансовой нагрузки на бюджет корпораций, вынужденных выплачивать повышенный пенсион.

При всех потенциальных трудностях финансирования пенсионеры – одна из самых защищенных категорий населения. Пенсионная система в Японии позволяет государству удерживаться в десятке стран-лидеров по уровню обеспеченности пожилых граждан.

Если Вам понравилась статья, то поделитесь ей с друзьями.
Поучавствуйте в жизни проекта!

Kagami Sorano, Новичок (5), 92 дня назад

10 ОТВЕТОВ

В Южной Корее пенсионный возраст повышается до 60 лет

Oksana Golovataya, Мастер (106), 88 дней назад

По сообщению Национальной пенсионной корпорации Республики Корея (국민연금관리공단), число граждан, получающих государственную пенсию, достигло в 2004 году 1,53 миллиона.

Возраст «второй жизни». Как в Японии решили пенсионный вопрос&nbsp

Главные авиаперевозчики Южной Кореи — Korean Air и Asiana Airlines.

Посмотрите на этом сайте. Мне кажется, здесь был удачный ответ.

Максим Постников, Оракул (1166), 79 дней назад

На пенсии по старости в 2004 году было потрачено в общей сложности 1,99 трлн. вон. Получателей же таких пенсий было 1,16 млн. человек.

Маврикий, Новичок (3), 72 дня назад

Общее население Южной Кореи в настоящее время составляет около 48 млн. человек. Сейчас в Корее насчитывается около 24 с половиной тысяч пар, один из супругов в которых добровольно подписался на участие в программе государственного пенсионного страхования.

Сергей Винярский, Эксперт (638), 65 дней назад

Институт развития Кореи /KDI/ уже направил на рассмотрение правительства предложение о повышении пенсионного возраста с целью снижения расходов бюджета. В случае повышения пенсионного возраста до 70 лет правительство в 2040 году сэкономит 20 трлн вон или 19,2 проц госбюджета. В 1940-х годах экономика страны опиралась преимущественно на сельское хозяйство и лёгкую промышленность.

Пенсию от государства в Южной Корее получают полтора миллиона человек

Ольга Шагалова, Эксперт (333), 58 дней назад

Ко Второй мировой войне Корея подошла в качестве одной из беднейших стран мира с преимущественно аграрной экономикой. После разделения Кореи на две части — КНДР и Южную Корею — разрушились давние связи между аграрным Югом и промышленным Севером. Южная Корея лишилась таких отраслей промышленности, как металлургическая, химическая, цементная.

Моя Твоя Не Понимай, Новичок (9), 53 дня назад

В начале 1980-х годов правительство страны начало широкомасштабные экономические реформы. Серия мер, предпринятая правительством, включая ряд экономических реформ, позволили Южной Корее довольно скоро выйти из кризиса. К 2014 году рынок риса в Южной Корее должен стать полностью открытым. Остальное перешло в частные руки. Именно в тот период в Южной Корее стали складываться большие промышленные конгломераты, позднее получившие название чеболей.

KuKofficialidioten, Ученик (28), 52 дня назад

Банк Кореи осуществляет кредитование правительства и является проводником деятельности правительства в отношении банков страны. В Южной Корее объём внешней торговли в 2005 году составил 70 % от ВВП, а доходы компаний, которые инвестировались из-за рубежа, составили почти 14 % от объёма продаж всей промышленности. В апреле 2002 года правительство представило планы развития рынка иностранной валюты с целью создать в Южной Корее более инвестиционно привлекательный климат.

AV Freiman, Оракул (863), 50 дней назад

В Южной Корее автомобильная промышленность составляет 9,4 % всего объёма добавленной стоимости, 8,3 % всего экспорта и обеспечивает занятость 7,4 % всей рабочей силы страны.

Dead_horse, Новичок (5), 45 дней назад

В результате в 2002 году корейские судостроительные мощности страны оценивались в 6,8 млн CGT. В 2005 году Южная Корея получила заказы на постройку 339 судов общим тоннажом 14,5 млн CGT, или 38 % общемирового портфеля. В общем объёме экспорта продукция текстильной отрасли держит 9,7 %, а торговый баланс в 2001 году составил 11,2 млрд долларов.

Иван Тр, Эксперт (453), 45 дней назад

Разработка урановых залежей в Южной Корее не производится. В 2001 году из них было произведено энергии в 2,45 млн ТНЭ (1,2 % всего количества). В 2001 году в стране было 442 предприятия по производству энергии из отходов. Южное побережье страны подходит для нужд солнечной энергетики, с помощью которой в 2001 году было произведено 37,2 тыс. ТНЭ энергии.

Помнится, здесь все было по полочкам разложено. Советую заглянуть.

fedorovsky, Продвинутый (46), 40 дней назад

В настоящее время Южная Корея занимает одно из первых мест в мире по производству потребительской электроники. В Южной Корее данная отрасль является одной из важнейших в экономической структуре. В 2001 году объём экспорта составил 210 млн долларов. В подобных питомниках в 2000 году было выращено продукции на сумму 560 млн долларов.

Пенсионные выплаты – одна из ключевых статей расходов из бюджета в Японии. Как государство справляется с обеспечением пожилых граждан в условиях сравнительно невысокого порога пенсионного возраста и значительной продолжительности жизни?

Исторические реформы

Государственная система регулярных выплат пожилым людям была введена в Японии в 1942 году.

Пенсия в Японии

Треть суммы выплат по программе «общественных пенсий» обеспечивалась бюджетом государства, остальная часть формировалась из отчислений трудоустроенных граждан и индивидуальных предпринимателей. Фактически система обеспечения пожилого населения заработала лишь после реформы 1954 года, когда экономика Японии стабилизировалась и вышла из послевоенного кризиса.

Согласно обновленному законодательству от 1954 года ежемесячные выплаты гарантировались всем работающим японцам, достигшим возраста 60 лет. Пенсионный фонд субсидировался государством, его основную часть составляли отчисления трудоустроенных граждан и работодателей (в соотношении 50/50). Налоговая ставка отчислений в фонд постепенно возрастала: в 1961 году налог составлял 3,5% от размера заработной платы, в 1996 – уже 16,5%.

В 1961 году дополнительная реформа гарантировала получение пенсий тем категориям граждан, которые не подпадали под условия предыдущей версии закона (например, частным предпринимателям, юристам, представителям интеллигенции – самозанятым лицам, не получающим фиксированной и постоянной зарплаты). На получение национальной пенсии имеют право все граждане Японии.

Проблемы пенсионного страхования

Япония лидирует по количеству граждан пенсионного возраста. Процент пенсионеров значительно возрос после ухода на покой рожденных в 1947-1949 годах (в период максимальной рождаемости). При этом коэффициент прироста населения в последние десятилетия стабильно снижается. Продолжительность жизни в Японии на 2000 год – 85,2 и 78,3 лет (женщины и мужчины соответственно). К 2030 году ожидается увеличение до 89,4 и 82,4 лет. В 2010 соотношение числа трудоспособных японцев к пенсионерам составляло 38%, ожидаемый показатель к 2030 году – 57%.

Обеспечение льгот для пенсионеров в Японии и траты на смежные выплаты (помощь медиков, уход за пожилыми и прочее) составляют до 55% от суммы бюджета на все социальные программы. При бюджетном дефиците на уровне 10% (на 2010 год) перед правительством стоит задача оптимизации расходов с сохранением уровня защищенности лиц пенсионного возраста. Ежегодно на субсидирование пенсионного фонда расходуется около 2% ВВП.

Структура пенсионных выплат

Общая сумма выплат социальных пенсий в Японии равна 10,6% ВВП (на 2010 год). Пенсионное обеспечение гарантировано лицам, достигшим установленного возраста, а также гражданам, потерявшим кормильца или утратившим работоспособность.

Пенсионный страховой фонд формируется из взносов трудоустроенного населения и компаний. В программе обязаны участвовать все граждане старше 20 лет. Плательщики делятся на 3 группы:

  • частные предприниматели и их супруги, находящиеся на содержании;
  • сотрудники частных корпораций и работники предприятий государственного сектора экономики;
  • супруги работников, относящихся ко второй группе.

Лица из первой категории подпадают под программу государственного страхования и отчисляют фиксированные взносы. Для японцев, работающих на частные учреждения, предусмотрены корпоративные пенсионные программы. Для сотрудников государственных компаний действуют пенсионные программы отдельных ассоциаций взаимопомощи. Наемные сотрудники и компании-работодатели уплачивают налог на доход (в размере заработной платы) в равных пропорциях. Лица, находящиеся в третьей группе, освобождены от взносов.

Предусмотрена возможность временного освобождения от социальных взносов (при отсутствии доходов или прибыли ниже минимальной заработной платы). Уровень доходов необходимо подтвердить документально, обратившись с документами в аналог филиала пенсионного фонда. Если заявление о временном освобождении от уплаты взносов в фонд страхования будет одобрено, гражданину продолжает насчитывать трудовой стаж.

Базовая пенсия

На получение ежемесячной базовой пенсии имеют право все японцы, достигшие определенного возраста. Размер выплат фиксирован и пересматривается.

Пенсионный возраст в Японии достаточно низкий – 65 лет (для лиц обоих полов). 50% базовой ставки финансируется государством, еще половина поступает из фонда накоплений, сформированного из отчислений трудоустроенного населения (источник зависит от категории, к которой принадлежит пенсионер). Если размер отдельного фонда недостаточен для уплаты содержания всем пенсионерам, дофинансирование проводится из Резервного фонда.

Базовая пенсия составляет в среднем 73% от ежемесячных финансовых поступлений пенсионера. Минимальная сумма выплат – около $600. Средний размер пенсии в Японии (базовой) составляет около $700.

Полная ставка выплачивается лицам, ушедшим на покой по достижению пенсионного возраста (в 65 лет) и в общей сложности не менее 25 лет выплачивавших пенсионные взносы (например, 5 лет в качестве студента, 10 – в статусе домохозяйки и еще 10 – после трудоустройства в компанию).

Предусмотрена возможность более раннего выхода на пенсию – с 60 до 64 лет. При этом сумма пенсионных выплат снижается на 25%. При продолжении трудовой деятельности до 70 лет пенсия поднимается на 25% (за каждый дополнительный год работы после достижения возраста выхода на пенсию насчитывается прибавка в размере 5% от базовой ставки).

Дополнительная пенсия

Размер доплаты к базовой ставке зависит от уровня доходов гражданина в период трудовой деятельности. Например, сотрудники государственных учреждений могут рассчитывать на 40% от заработной платы.

Выплаты дополнительных сумм обеспечиваются ассоциацией взаимопомощи или корпоративным фондом пенсионного страхования. На эту часть пенсиона могут претендовать только лица, относящиеся ко второй группе – наемные сотрудники или государственные служащие.

Совокупный ежемесячных доход пенсионера в Японии равен примерно 60% от средней зарплаты по стране. Общая сумма пенсии в среднем составляет около $1500.
При выходе на пенсию по возрасту гражданин Японии получает единоразовое пособие. Размер выплаты рассчитывается индивидуально: средняя заработная плата умножается на количество лет трудового стажа в компании. Пособие выплачивается корпорацией-нанимателем. Сумма может быть довольно значительной, так как в Японии развита культура лояльности к работодателю: многие граждане не меняют компанию с первого трудоустройства до выхода на пенсию, дети часто работают в тех же корпорациях, что и родители.

Индивидуальная пенсия

Многочисленные частные пенсионные фонды позволяют гражданам Японии формировать собственный финансовый актив. Выбор страховой компании или банковского учреждения производится на индивидуальное усмотрение. Выплаты в фонд вносятся индивидуально в произвольном размере и не освобождают от обязанности участвовать в общегосударственных и корпоративных программах страхования. Государственная регуляция участия в дополнительных пенсионных программах не предусмотрена.

Резерв пенсионного фонда Японии – крупнейший в мире среди подобных структур. Учреждение обладает правом ведения экономической деятельности и может генерировать дополнительные прибыли за счет инвестиционных операций, что позволяет наращивать объемы пенсионных резервов. Инновации в медицинской сфере способствуют стабильному увеличению средней продолжительности жизни граждан. Базовый размер пенсионных выплат индексируется согласно актуальным экономическим показателям. При этом количество трудящегося населения снижается за счет уменьшения рождаемости, что означает уменьшение налоговых вливаний в общий страховой фонд.

Совокупность факторов стимулирует правительство искать возможности разрешения вероятного кризиса. Один из вариантов – повышение порога пенсионного возраста (в большинстве развитых стран граждане прекращают работать в 67-69 лет). Благодаря повышенному размеру пенсий и особенностям национальной культуры многие японцы продолжают трудовую деятельность до 70 лет. Однако не все компании поощряют стремление сотрудников работать максимально долго. Пожилые работники – источник дополнительной финансовой нагрузки на бюджет корпораций, вынужденных выплачивать повышенный пенсион.

При всех потенциальных трудностях финансирования пенсионеры – одна из самых защищенных категорий населения. Пенсионная система в Японии позволяет государству удерживаться в десятке стран-лидеров по уровню обеспеченности пожилых граждан.

Если Вам понравилась статья, то поделитесь ей с друзьями.
Поучавствуйте в жизни проекта!

Японцы – нация долгожителей. В среднем, продолжительность жизни японца составляет 80 лет, а средний возраст выхода на пенсию – 70 лет. Большинство пенсионеров продолжают трудиться, и имеют высокий суммарный доход. Это позволяет им путешествовать, покупать машины, оплачивать съемное жилье. Уровень жизни японских пенсионеров сопоставим с уровнем жизни в Швеции, Дании, Швейцарии и Норвегии.

Особенности пенсионной системы Японии

В Японии пенсионные выплаты утвердили на законодательном уровне в 1945 г. Тогда они назывались общественными: треть суммы оплачивал государственный фонд, остаток зависел от вкладов предпринимателей и работающего населения. Выплаты отличались от месяца к месяцу, начислялись нестабильно, часто с задержкой. В 1986 г правительство Японии основало Фонд социального страхования.

Пенсионная система в Японии

Он является накопительной системой – финансовые отчисления автоматически переводятся на счета фонда и распределяются для пенсионных выплат. Оставшиеся после выплат деньги не выводятся, а переходят в запас.

Постепенно активы организации стали эквивалентны активам пенсионного фонда США. При учете разницы количества населения в этих странах, пенсионеры в Японии фактически защищены от финансового кризиса. Финансового запаса фонда хватит на непрерывные выплаты в течение 5 лет.

Социальная пенсия постоянно увеличивается, но для полного удовлетворения всех потребностей ее все еще недостаточно. Японские пенсионеры следуют устоявшейся мировой тенденции: откладывают личные сбережения. Сами жители страны и правительство сходятся во мнении, что современная система государственных выплат в будущем может быть реформирована. Большинство пенсионеров согласны перейти на систему частных сбережений: откладывать часть зарабатываемых средств, на которые они будут жить в старости. При этом государственные выплаты не отменят полностью, чтобы обеспечить минимальный прожиточный минимум для людей, имеющий низкий уровень доходов.

Во сколько лет в Японии уходят на пенсию

Возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин одинаков – 70 лет. Женщина может выйти на пенсию в 65 лет, но этом случае она будет получать базовую минимальную выплату без бонусов. Женщины, занятые на опасном производстве или имеющие особые заслуги, могут выйти на пенсию в 60 лет. Но тогда они будут получать еще меньшую сумму – 75% от минимальной пенсии.

Если японка прекращает трудиться в установленном возрасте – 70 лет, то к ее минимальной пенсии прибавится 25%. Чтобы претендовать на пенсию, ей обязательно иметь 25 лет стажа и во время работы обязательно выплачивать страховые взносы. Женщины, продолжающие работать после наступления пенсионного возраста, получают дополнительные выплаты – профессиональную или трудовую компенсацию. Сумма компенсации ежегодно увеличивается на 5%.

Для мужчин расчет суммы пенсии происходит по аналогичной схеме.

Для получения минимальной пенсии они обязаны иметь 25 лет стажа и достигнуть 65 лет. Мужчины также могут рассчитывать на повышение трудовой пенсии на 5% за каждый отработанный год.

Но, несмотря «систему пожизненного найма», большинству работающих пенсионеров не удается сохранить свои доходы на прежнем уровне. Как только человек достигает пенсионного возраста, его могут уволить, обосновав это уменьшение загрузки предприятия. Если пенсионер работает в крупной компании, ему могут предложить перейти на другую должность с более низким окладом.

Учитывая это, большинство японцев откладывают от 10 до 30% ежемесячного дохода, чтобы использовать эти деньги в старости. Также многие пенсионеры рассчитывают на помощь семьи. Если у пожилого человека нет близких родственников, а его уровень доходов ниже прожиточного минимума, он рискует стать социальным изгоем. В Японии есть целые кварталы, в которых живут только пожилые рабочие. Государство выплачивает им минимальное пособие, создает пункты ночлега и раздачи бесплатной еды, но это не может обеспечить им достойного уровня жизни.

Размер пенсии в Японии

Минимальная пенсия Японии порядка 600 долларов. Размер социальной пенсии – 700 долларов. Суммой, на которую человек может прожить, не имея дополнительного дохода, японцы считают 1000 долларов.

В Японии три вида пенсионных выплат:

  • профессиональная;
  • социальная;
  • одноразовое пособие.

Профессиональная пенсия зависит от вида деятельности и системы профессионального обеспечения. Всего их восемь, каждая предлагает свои условия начисления выплат. Например, та, что занимается бывшими государственными служащими, гарантирует им 40% от зарплаты. Социальная пенсия складывается из денег, вычтенных из зарплаты и переведенных в Пенсионный фонд, и отчислений работодателя. Налог составляет почти 5% как для работников государственных предприятий, так и для частных предпринимателей. Выходя на пенсию по старости, человек получает единовременное пособие. Его сумма высчитывается по формуле: оклад, умноженный на количество отработанных лет. Одноразовую материальную помощь спонсирует не государство, а руководство предприятия.

Социальное обеспечение населения: опыт Японии

СЕДА МАРКАРЬЯНЦ
доктор экономических наук,
ведущий научный сотрудник Института востоковедения
Российской академии наук

• Баланс между затратами на социальное обеспечение и налоговым бременем — важный фактор создания общества благосостояния
• При реформе системы социального обеспечения особое внимание уделяется лицам пожилого возраста и подрастающему поколению

В Японии, которая позже западных стран вступила на путь капиталистического развития, система социального обеспечения долгое время находилась в зачаточном состоянии. Население рассчитывало в основном не на помощь государства, а на финансовую поддержку членов семьи, соседской общины, частных предприятий. Специальных законов в этой сфере практически не существовало.

В ходе послевоенных демократических реформ проблеме социального обеспечения уделялось большое внимание, была разработана его концепция и соответствующая юридическая база.

Концепция социального обеспечения предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества, что достигается совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли правительства в лице министерства здравоохранения и социального обеспечения. Особое значение придается поддержанию баланса между затратами общества и каждого индивидуума с тем, чтобы люди получали социальную помощь, соотносимую со средним доходом работника, но не выше его.

Сегодня японцы ощущают себя достаточно защищенными в социальном плане, хотя многие проблемы еще ждут своего решения.

Законодательная база

Катастрофическое положение страны после поражения во второй мировой войне (гиперинфляция, массовые банкротства фирм, особенно в военной промышленности, безработица, миллионы беженцев из бывших колоний, значительное число сирот и жертв войны), приведшее к беспрецедентному падению жизненного уровня подавляющей массы населения, требовало безотлагательного принятия законов по социальному обеспечению.

В 1946 г. был принят, а в 1950 г. дополнен Закон о национальном вспомоществовании нуждающимся, который заменил законы 30-х годов. Одновременно вошли в силу новые для страны законы о благосостоянии детей (1947 г.) и нетрудоспособных (1948 г.). Разработанное в этот же период трудовое законодательство (Закон о профсоюзах 1945 г., законы 1947 г. о трудовых стандартах, страховании по безработице, страховании наемных работников) гарантировало работникам минимальные условия существования.

По мере улучшения экономического положения страны правительство усиливает внимание к вопросам социальной защиты населения, расширяя рамки действия системы социального обеспечения. Осуществление вступившего в силу в 1961 г. Закона о национальном страховании здоровья возлагалось на органы местного самоуправления. В 1959 г. был принят Закон о национальных пенсиях, распространявшийся на все группы населения. Поправки 70-х годов к обоим законам значительно увеличили размеры выплат ряду категорий граждан.

Новые реалии дали возможность принять ряд законов по оказанию помощи лицам пожилого возраста, матерям-одиночкам и тем, кто не в состоянии полностью обеспечить себе прожиточный минимум. Речь идет о законах, касающихся благосостояния лиц пожилого возраста (1963 г.), материнства и детства (1964 г.), пособий на детей (1964 и 1971 гг.).

В условиях перестройки национального хозяйства, вызванной экономическим и структурным кризисами середины 70-х годов, которые привели к замораживанию заработной платы и увеличению неполной занятости, появилась необходимость внести коррективы в систему социального обеспечения. В 1974 г. был принят Закон о гарантии найма, который заменил Закон о страховании по безработице. Он отличался комплексным подходом к данным проблемам и предусматривал помимо выплат по безработице меры по ее предотвращению, обеспечению стабильной занятости и получению новой квалификации.

С начала 80-х годов в условиях устойчивого экономического положения началась реформа всей системы социального обеспечения. Необходимость ее была вызвана прежде всего изменением демографической ситуации, в частности старением населения, а также активным выходом женщин на рынок труда. Если в 1950 г. лица в возрасте 65 лет и старше составляли 5% численности населения, то в 1990 г. — уже 12%. Предполагается, что данный процесс будет активизироваться и к 2025 г. показатель достигнет 25%. Это связано с резким увеличением продолжительности жизни и значительным сокращением рождаемости (доля детей до 14 лет в общей численности населения снижается с 35% в 1950 г., до 18 в 1990 г. и 15% в 2025 г.).

Демографические сдвиги поставили перед системой социального обеспечения проблемы изыскания дополнительных средств для выплат увеличивающейся категории лиц пожилого возраста и создания достойных условий жизни для тех из них, кто проживает отдельно от детей (следствие изменения внутрисемейных отношений).

Приступая к реформе системы социального обеспечения, правительство пошло по пути унификации различных форм страхования здоровья и пенсионного обеспечения, чтобы создать примерно одинаковые условия для различных категорий населения при снижении бремени его затрат в целом. Особое внимание уделяется лицам пожилого возраста и подрастающему поколению.

В 1986 г. введен в действие Закон о стабилизации найма для лиц пожилого возраста. Это связано со старением рабочей силы, с одной стороны, и желанием этой категории наемных работников продолжать трудиться — с другой. Кроме того, правительство считало необходимым разработать специальные государственные программы по совершенствованию системы социальной защиты и обеспечению хороших условий жизни пожилых людей

В результате лица пожилого возраста не только получают дополнительный доход, но и остаются в системе привычных социальных связей. Поскольку им приходится часто менять профессию, создаются специальные центры переподготовки. Многие пожилые люди находят затем работу на мелких предприятиях, в ремонтных мастерских, сфере общественного питания, розничной торговле.

В 1989 г. правительство приняло "золотой план" — 10-летнюю стратегию улучшения медицинского обслуживания и повышения благосостояния лиц пожилого возраста. Она нацелена на создание системы обслуживания людей этой возрастной категории на дому и строительство домов-пансионатов с полным набором услуг. Принятие Закона об оказании помощи на дому вошло в программу всех политических партий на последних выборах в палату представителей в октябре 1996 г. С 1993 г. к реализации "золотого плана" подключились органы местного самоуправления, которые разрабатывают конкретные программы на местах (создаются, например, специальные станции для оказания медицинской помощи престарелым на дому).

Данный план, расширенный и дополненный в 1994 г., назван "Новым золотым планом" и предусматривает увеличение набора услуг, оказываемых пожилым людям. В частности, к 1999 г. предполагается увеличить число лиц, занятых их обслуживанием на дому, до 170 тыс. против 31,5 тыс. в 1989 г. Для подготовки соответствующего законодательства при министерстве здравоохранения и социального обеспечения создан Исследовательский центр по выработке комплексной системы оказания помощи лицам пожилого возраста.

Предметом особой заботы в системе социального обеспечения является создание условий для повышения рождаемости и защиты детства. Низкий уровень рождаемости связан наряду с другими причинами с желанием многих японских женщин получить высшее образование, отложить обзаведение семьей на более позднее время, работать не только для повышения материального уровня, но и самовыражения. Поэтому важной социальной проблемой стала необходимость обеспечить женщине условия, позволяющие рожать и воспитывать детей не бросая работы.

Первую лепту в ее решение внес закон по обеспечению равных возможностей найма для мужчин и женщин (1985 г.), который формально создавал юридическую базу для социальной защиты женщин. Закон об отпусках по уходу за детьми (1991 г.) предусматривал предоставление такого отпуска одному из родителей до достижения ребенком одного года. Согласно поправкам к Закону о страховании наемных работников, принятым в 1994 г., во время отпуска по уходу за детьми гарантируются выплаты в размере 25% заработной платы. Внесенные в 1994 г. изменения в законы о страховании здоровья и пенсионном страховании наемных работников предусматривали освобождение от взносов в страховые фонды на период отпуска по уходу за детьми, что составляет примерно 12% общей суммы выплат наемных работников.

Финансовая база

Хотя расходы на социальное обеспечение нередко обгоняли темпы экономического роста, достигнув в 1992 г. 15% национального дохода (против 4,9% в 1960 г.), Япония до сих пор по данному показателю отстает от других развитых стран. Это связано с тем, что пенсионная система в ее нынешнем виде существует сравнительно недавно и поэтому не так много людей получает высокие пенсии. Кроме того, в Японии значительно ниже сумма выплат на оказание вспомоществования людям преклонного возраста и детям. Невелики также расходы на выплаты по безработице ввиду ее незначительного уровня.

Финансовая база расходов на социальное обеспечение складывается из страховых взносов наемных работников и предпринимателей (в 1992 г. — свыше 60%), государственных средств (около 20%), доходов от активных финансовых операций (свыше 12%) и пр. Эта структура за последние десятилетия не претерпела существенных изменений за исключением роста доходов от активных финансовых операций (за счет увеличения пенсионного фонда) и снижения доли средств государственного бюджета (при постоянном повышении удельного веса затрат на социальное обеспечение в расходной его части).

В структуре выплат в системе социального обеспечения с начала 80-х годов произошли серьезные изменения: размеры пенсионных средств превысили расходы на страхование здоровья, составив в начале 90-х годов свыше 50% выплат. Подобная ситуация характерна для всех развитых стран. Особенностью Японии является небольшая сумма выплат по линии общественного вспомоществования неимущим.

Из общей суммы, выделяемой на социальную защиту населения, около 88% тратились в 1992 г. на социальное страхование (против 70% в 1965 г.). Оно включает в себя страхование здоровья, страхование лиц пожилого возраста при повторном найме (еще не существовавшего в середине 60-х годов), пенсии (которые за это время увеличились в несколько раз), страхование наемных работников и компенсации при несчастных случаях. Оставшиеся средства идут на выплаты пособий на детей (таких выплат не существовало до принятия закона 1971 г.), программы временного обеспечения прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность, помощь жертвам войны и пр.

В соответствии с правительственной стратегией превращения Японии в "сверхдержаву качества жизни" на базе ее экономических достижений к 2025 г. планируется поднять расходы на социальное обеспечение до 28,5 — 32,5% национального дохода (теперешний уровень таких стран, как Германия или Франция). Для этого предусмотрено повысить общую сумму налоговых поступлений и выплат на социальное страхование. Их доля по отношению к национальному доходу достигнет к этому сроку 49,5-53,5% (в 1960 г. — 22,3%, в 1992 г. — 38,1%).

Кроме того, предполагается изменить структуру расходов в системе социального обеспечения. Если сейчас затраты на выплату пенсий, страхование здоровья и вспомоществование нуждающимся составляют соотношение 5:4:1, то к 2025 г. оно примет вид 5:3:2. Имеется в виду повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся, в частности детей и пожилых людей.

Для реализации этих планов в 90-е годы проводится налоговая реформа, основная цель которой содействовать созданию общества благосостояния. Реформа предусматривает сокращение с 1995 г. подоходного налога и увеличение с 1997 г. потребительского (с 3 до 5%).

О жизни японских пенсионеров.

Предполагается, что последний будет повышаться по мере необходимости. Серьезное внимание обращается на поддержание баланса между затратами на социальное обеспечение и налоговым бременем.

Структура социального обеспечения

Структура социального обеспечения носит комплексный характер. Она включает выплаты, гарантирующие минимальный доход (пенсии, обеспечение нетрудоспособных), страхование здоровья, вспомоществование нуждающимся. Концепция системы социального обеспечения базируется на том, что для ее нормального функционирования необходимы усилия не только государства и бизнеса, но и каждого отдельного человека.

Наибольшие суммы в структуре социального обеспечения идут на пенсионные выплаты. Начиная с середины 80-х годов осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы, которая достаточно сложна и многослойна. Задача реформы — унифицировать ее и сделать двухслойной, т.е. состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.

Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 1/3 обеспечивается средствами государственного бюджета, 2/3 — различными страховыми пенсионными фондами (имеются, например, фонд базовой пенсии по старости или фонд потерявших кормильца). Каждый вносит в тот или иной фонд около 100 долл. в месяц (1994 г.). На создание пенсионных фондов работает практически все население в возрасте от 20 до 60 лет. В середине 90-х годов базовая пенсия составляла 65 тыс. иен (примерно 600 долл.). Таким образом, семейная пара пенсионеров располагала доходом в 1200 долл.

Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной заработной платы (без бонусов) работника-мужчины. В этом случае доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и жены плюс пенсия по страхованию наемного работника. В 1994 г. в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долл.

Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.

Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний страховой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет.

Второй компонент системы социального обеспечения — страхование здоровья. Существуют шесть альтернативных систем, которые охватывают все население:

• страхование здоровья наемных работников частного сектора;

• страхование моряков;

• ассоциации взаимопомощи по страхованию работников государственных предприятий и учреждений;

• ассоциации взаимопомощи по страхованию работников муниципальных предприятий и учреждений;

• ассоциации взаимопомощи по страхованию учителей и других работников частных школ;

• национальное страхование здоровья лиц, занятых индивидуальным трудом, а также неработающих, осуществляемое муниципалитетами;

Третий компонент системы — общественное вспомоществование — охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 г., когда этот закон был принят. Средства для выплат предоставляются центральными и местными органами власти в пропорции 75:25.

Общественное вспомоществование осуществляется также и на основании шести других законов, конкретизирующих адресатов получения помощи. Приоритет отдан защите материнства и детства. Для решения вопросов о предоставлении помощи существуют специальные центры. Кроме того, эта система предназначена и для умственно отсталых детей, а также детей с физическими недостатками. Помощь оказывается и пожилым людям (создание реабилитационных центров и домов для престарелых, оказание медицинской помощи на дому, учреждение волонтерских организаций для вовлечения населения в активную деятельность по месту жительства).

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что из всего комплекса проблем социального обеспечения наибольшее внимание японское правительство обращает на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 г. достигнет 5,2 млн человек против 2 млн в 1993 г. Недаром Япония входит в составленный ООН список "старых обществ", хотя и находится по этому показателю позади Швеции. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

* * *

Система социального обеспечения в Японии, второй экономической державы мира, вышедшей, по данным ООН (1993 г.), на первое место по сводному показателю качества жизни, представляет, на наш взгляд, интерес для российского общества. Особого внимания заслуживают такие ее стороны, как массовый охват населения пенсиями и страхованием здоровья; адресность предоставления различных видов помощи малоимущим и социально незащищенным слоям; постоянная коррекция всей системы социального обеспечения в соответствии с изменениями ситуации в стране и определение приоритетов в этой области.

Японцы – нация долгожителей. В среднем, продолжительность жизни японца составляет 80 лет, а средний возраст выхода на пенсию – 70 лет. Большинство пенсионеров продолжают трудиться, и имеют высокий суммарный доход. Это позволяет им путешествовать, покупать машины, оплачивать съемное жилье. Уровень жизни японских пенсионеров сопоставим с уровнем жизни в Швеции, Дании, Швейцарии и Норвегии.

Особенности пенсионной системы Японии

В Японии пенсионные выплаты утвердили на законодательном уровне в 1945 г. Тогда они назывались общественными: треть суммы оплачивал государственный фонд, остаток зависел от вкладов предпринимателей и работающего населения. Выплаты отличались от месяца к месяцу, начислялись нестабильно, часто с задержкой. В 1986 г правительство Японии основало Фонд социального страхования. Он является накопительной системой – финансовые отчисления автоматически переводятся на счета фонда и распределяются для пенсионных выплат. Оставшиеся после выплат деньги не выводятся, а переходят в запас.

Постепенно активы организации стали эквивалентны активам пенсионного фонда США. При учете разницы количества населения в этих странах, пенсионеры в Японии фактически защищены от финансового кризиса. Финансового запаса фонда хватит на непрерывные выплаты в течение 5 лет.

Социальная пенсия постоянно увеличивается, но для полного удовлетворения всех потребностей ее все еще недостаточно. Японские пенсионеры следуют устоявшейся мировой тенденции: откладывают личные сбережения. Сами жители страны и правительство сходятся во мнении, что современная система государственных выплат в будущем может быть реформирована. Большинство пенсионеров согласны перейти на систему частных сбережений: откладывать часть зарабатываемых средств, на которые они будут жить в старости. При этом государственные выплаты не отменят полностью, чтобы обеспечить минимальный прожиточный минимум для людей, имеющий низкий уровень доходов.

Во сколько лет в Японии уходят на пенсию

Возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин одинаков – 70 лет. Женщина может выйти на пенсию в 65 лет, но этом случае она будет получать базовую минимальную выплату без бонусов. Женщины, занятые на опасном производстве или имеющие особые заслуги, могут выйти на пенсию в 60 лет. Но тогда они будут получать еще меньшую сумму – 75% от минимальной пенсии.

Если японка прекращает трудиться в установленном возрасте – 70 лет, то к ее минимальной пенсии прибавится 25%. Чтобы претендовать на пенсию, ей обязательно иметь 25 лет стажа и во время работы обязательно выплачивать страховые взносы. Женщины, продолжающие работать после наступления пенсионного возраста, получают дополнительные выплаты – профессиональную или трудовую компенсацию. Сумма компенсации ежегодно увеличивается на 5%.

Для мужчин расчет суммы пенсии происходит по аналогичной схеме. Для получения минимальной пенсии они обязаны иметь 25 лет стажа и достигнуть 65 лет. Мужчины также могут рассчитывать на повышение трудовой пенсии на 5% за каждый отработанный год.

Но, несмотря «систему пожизненного найма», большинству работающих пенсионеров не удается сохранить свои доходы на прежнем уровне. Как только человек достигает пенсионного возраста, его могут уволить, обосновав это уменьшение загрузки предприятия. Если пенсионер работает в крупной компании, ему могут предложить перейти на другую должность с более низким окладом.

Учитывая это, большинство японцев откладывают от 10 до 30% ежемесячного дохода, чтобы использовать эти деньги в старости. Также многие пенсионеры рассчитывают на помощь семьи. Если у пожилого человека нет близких родственников, а его уровень доходов ниже прожиточного минимума, он рискует стать социальным изгоем. В Японии есть целые кварталы, в которых живут только пожилые рабочие. Государство выплачивает им минимальное пособие, создает пункты ночлега и раздачи бесплатной еды, но это не может обеспечить им достойного уровня жизни.

Размер пенсии в Японии

Минимальная пенсия Японии порядка 600 долларов. Размер социальной пенсии – 700 долларов. Суммой, на которую человек может прожить, не имея дополнительного дохода, японцы считают 1000 долларов.

В Японии три вида пенсионных выплат:

  • профессиональная;
  • социальная;
  • одноразовое пособие.

Профессиональная пенсия зависит от вида деятельности и системы профессионального обеспечения. Всего их восемь, каждая предлагает свои условия начисления выплат. Например, та, что занимается бывшими государственными служащими, гарантирует им 40% от зарплаты. Социальная пенсия складывается из денег, вычтенных из зарплаты и переведенных в Пенсионный фонд, и отчислений работодателя.

Пенсионный возраст в разных странах

Налог составляет почти 5% как для работников государственных предприятий, так и для частных предпринимателей. Выходя на пенсию по старости, человек получает единовременное пособие. Его сумма высчитывается по формуле: оклад, умноженный на количество отработанных лет. Одноразовую материальную помощь спонсирует не государство, а руководство предприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *