Ответственность экспедитора за сохранность груза

Между сторонами договора транспортной экспедиции нередко возникают споры о случаях необеспечения экспедиторами сохранности груза в ходе реализации договора, в связи с этим к ним применяются меры ответственности. Анализ многочисленной арбитражной практики показывает, что судьи поддерживают ту или иную сторону конфликта, основываясь на нормах законодательства, а также условиях договора. Выясним, каких именно.

Нормы права

Прежде чем приступить к анализу судебной практики, обратимся к нормам гражданского законодательства, а также Закона о транспортно-экспедиционной деятельности <1>, которыми установлены порядок оказания услуг по организации перевозок грузов, а также ответственность экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.
———————————
<1> Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть определено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как:
— получение требующихся для экспорта или импорта документов;
— выполнение таможенных и иных формальностей;
— проверка количества и состояния груза;
— погрузка и выгрузка груза;
— уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
— хранение груза;
— получение груза в пункте назначения;
— выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Согласно ст. 803 ГК РФ, п. п. 1, 2 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые установлены гл. 25 "Ответственность за нарушение обязательств" ГК РФ. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. В то же время возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ). Указанные формулировки означают, что экспедитор не избежит ответственности перед заказчиком даже в том случае, когда груз будет утрачен (поврежден) по вине третьего лица — перевозчика. В то же время при таких обстоятельствах у экспедитора есть возможность компенсировать свои убытки, предъявив названному лицу соответствующую претензию.
На основании п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Кроме того, в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту:
— ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза;
— упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
Следует иметь в виду, что груз считается утраченным в том числе в случае, если он не был выдан грузополучателю по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре, по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг (п. 7 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
В таблице приведены размеры ответственности экспедитора по возмещению ущерба.

Причина ущерба

Размер ответственности экспедитора

Утрата или недостача груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности

В размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза

Утрата или недостача груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности

В размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части

Повреждение (порча) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности

В размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности

Повреждение (порча) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности

В размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза

Отметим, что п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности имеет существенную оговорку: ответственность экспедитора не наступает, если он докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Однако практика показывает, что данная формулировка очень редко принимается судьями во внимание.

В каких случаях удар держит экспедитор?

Итак, российское законодательство налагает на экспедитора обязанность компенсировать реальный ущерб клиенту, возникший в связи с порчей (утратой) груза, независимо от наличия или отсутствия вины экспедитора. Причем, как указано выше, возложение исполнения обязательства на третье лицо (например, перевозчика) не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение договора.

Экспедитор не обеспечил условия для перевозки груза

Определение ВС РФ от 03.10.2014 N 304-ЭС14-2118.

Согласно заключенному договору на оказание услуг по перевозке груза автомобильным транспортом и оказание экспедиционных услуг исполнитель обязался перевезти груз (пиво баночное и бутилированное) автомобильным транспортом по утвержденному маршруту. При этом договором была предусмотрена обязанность исполнителя соблюдать условия и температурный режим при перевозке груза. В ходе разгрузки товара грузополучателем установлен факт заморозки продукции. Суд отметил, что исполнитель, являясь профессиональным экспедитором, учитывая период осуществления транспортировки груза (декабрь), информированность о характере груза, не мог не предполагать возможного замерзания при нарушении правил транспортировки. Таким образом, его вина была доказана. Аналогичное мнение высказано в Постановлениях АС СЗО от 26.11.2014 N Ф07-8543/2014 по делу N А13-14480/2013 (перевозка мороженого), ФАС УО от 27.05.2013 N Ф09-2845/2013 по делу N А60-19303/2012 (перевозка медицинских препаратов). В обоих случаях экспедитор обладал информацией относительно особых условий транспортировки товара.
Постановление Президиума ВАС РФ от 11.03.2014 N 14946/13. Согласно условиям договора экспедитор принял на себя обязательство по транспортировке груза (сталь горячекатаная) морским сообщением, в результате которой произошло его повреждение (коррозия, ржавчина). Грузополучателем товар был признан непригодным для производства труб. Экспедитору была предъявлена претензия на возмещение убытков в полном размере, которую тот не признал. В итоге спор рассматривался в суде. Из материалов дела: повреждение груза произошло в результате шторма. Ответчик считал, что, поскольку он не был способен предотвратить сильный шторм и произошедшее в результате него разрушение креплений груза, он не должен нести ответственность за возникшие повреждения. Арбитры имели другое мнение на этот счет: действительно, ответчик не мог предотвратить шторм как природное явление, однако мог исключить попадание судна в штормовые условия. По мнению судей, в рассматриваемом случае причиной повреждения груза явилась неосторожность в выборе курса и скорости при плавании в штормовых условиях. В результате иск грузоотправителя к экспедитору был удовлетворен.

Сорваны сроки поставки

Призвать к ответственности и взыскать с экспедитора стоимость утраченного груза можно и в случае отказа грузополучателя от приемки товара в связи с нарушением сроков поставки, если просрочка составила более чем 30 дней (пример — Постановление АС ВВО от 24.12.2014 N Ф01-5166/2014 по делу N А28-15226/2013).

В каких случаях экспедитор не отвечает за сохранность груза?

Факт принятия груза экспедитором не подтвержден

Определение ВС РФ от 01.06.2015 N 304-ЭС15-1942. Согласно договору транспортной экспедиции, заключенному между торговой организацией (компания "А", истец) и экспедитором (компания "Б", ответчик), первая поручила экспедитору сделать заказ на организацию перевозки груза (угля) железнодорожным транспортом. Товар был принят к перевозке АО "РЖД", в пути следования произошел сход вагонов, грузополучатель (компания "В") груз не получил. Торговая организация предъявила экспедитору претензию о возмещении ущерба, которую последний не удовлетворил. После этого компания "А" обратилась с иском в суд.
Арбитры в данном деле встали на сторону экспедитора. Их выводы основывались на том, что фактическая перевозка груза в обязанности экспедитора не входила. Согласно договору экспедитор должен был:
— подать порожние вагоны для отправки;
— оформить провозные документы.
Суд указал, что одним из существенных условий для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза до выдачи его получателю является факт принятия груза экспедитором. По мнению истца, ответчик принял груз к перевозке с использованием личного ключа, кода доступа к системе ЭТРАН и электронно-цифровой подписи, суд же посчитал это утверждение недоказанным — в деле имелась лишь квитанция о принятии груза АО "РЖД".

Содержание

Транспортное право

Вывод судей: убытки вследствие утраты груза в пути следования по железной дороге возникли в рамках отношений, связанных с перевозкой груза, а не в рамках отношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции, соответственно, у истца отсутствовало право требования убытков.

Груз был закреплен на ТС ненадлежащим образом

Избежать ответственности экспедитор может и в случае, когда согласно условию договора он не отвечает за утрату или повреждение груза, произошедшие вследствие ненадлежащей упаковки, а также при неправильном размещении и (или) закреплении груза на транспортном средстве (пример — Постановление АС УО от 11.06.2015 N Ф09-3380/2015 по делу N А60-34483/2014).
В названном деле, несмотря на то что утрата груза произошла по причине, указанной выше, во взыскании с экспедитора ущерба было отказано, поскольку условиями договора погрузка, контроль за креплением груза производились грузоотправителем (именно он был осведомлен о характере и свойствах груза, его функциональном назначении, об особых требованиях к погрузке и креплению, правилах перевозки), положения о ТС особого типа либо об особых условиях перевозки груза в договор включены не были, экспедитор действовал в рамках согласованных в договоре условий.
К выводу о том, что крепление груза — это забота грузоотправителя, пришли также судьи в Постановлении АС МО от 28.10.2014 N Ф05-11674/2014 по делу N А40-177306/13, Определениях ВАС РФ от 30.04.2013 N ВАС-5027/13, от 09.06.2012 N ВАС-7301/12.

Заказчик не указал на особые условия хранения и перевозки груза

Постановление АС СЗО от 23.12.2014 N Ф07-9899/2014 по делу N А56-66046/2013. Перевозчику-экспедитору было поручено доставить до грузополучателя восемь железобетонных балок. При приемке данного товара грузополучателем обнаружены трещины. Заказчик предъявил перевозчику-экспедитору претензию, которую последний не признал. Суд указал, что заказчик обязан был обеспечить перевозчика-экспедитора специальными инструкциями, схемами по погрузке, креплению, разгрузке груза, требующего особых условий, или груза, относительно которого не разработаны такие правила (в силу норм Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"). Поскольку этого сделано не было, иск оставлен без удовлетворения.

* * *

По общему правилу по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его и до выдачи получателю. Причем ответственность наступает даже в том случае, если прямым виновником утраты (повреждения) груза является третье лицо (например, перевозчик), с которым экспедитор заключил соответствующий договор.
Однако арбитражная практика показывает, что в отдельных случаях ответственности экспедитор может избежать. Так, например, у заказчика отсутствует право требования убытков с экспедитора, если последний докажет, что груз им не принимался. Экспедитору следует также искать защиту в суде, если повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки, при неправильном закреплении груза грузоотправителем на транспортном средстве, заказчик не указал особые условия хранения и перевозки груза (если, конечно, таковые не были очевидны).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Многие люди, когда слышат термин «грузовые перевозки», представляют себе какую-то старенькую Газель с пожилым водителем, который поможет с переездом. Но на самом деле, перевозка груза – это целая индустрия, имеющая массу направлений и своих представителей в виде компаний грузоперевозчиков.

Естественно, что в данном сегменте работают как большие компании, способные организовать транспортировку груза практически любого объема и веса на большое расстояние, так и небольшие компании, предоставляющие свои услуги в определенном регионе или населенном пункте. Возможности тех и других сложно сопоставимы, но есть одно, что их объединяет – они предоставляют услуги грузовых перевозок.

Грузовые перевозки: классификация

Мы живем в эпоху глобализации, соединяющей все страны и континенты в один большой рынок.

Ответственность экспедитора (Тяпухин С.В.)

Каждая страна что-то продает и покупает, потому вопрос перевозки грузов сегодня крайне актуальный, не говоря уже о внутреннем рынке каждого государства. Ни одна экономика в мире не может обойтись без услуг компаний-грузоперевозчиков, поскольку торговые отношения строятся, прежде всего, на обороте товаров. Рассмотрим основную классификацию грузоперевозок, с точки зрения транспорта:

  1. Перемещение грузов воздушным путем, то есть авиа-грузоперевозки. Данный метод используется для торговых отношений между странами и даже континентами. Считается самым дорогим видом доставки груза.
  2. Услуги водного транспорта для грузовых перевозок. Также используется для торговли между континентами, но отличается от авиа-грузоперевозок меньшей скоростью и стоимостью. Грубо говоря, если человек заказал в Китае какой-нибудь товар и выбрал при этом способ доставки авиатранспортом, то посылка придет через несколько дней, может, неделю. Посылку, которую доставляет водный транспорт, придется ждать около месяца, или нескольких.
  3. Транспортировка грузов с помощью железнодорожного транспорта. Чаще всего используется для внутренних грузоперевозок, а также в промышленности.
  4. Автомобильные грузоперевозки могут быть как внутренними, так и международными. Но чаще всего подобный способ транспортировки грузов используется в условиях города, или для междугородних перевозок. К примеру, грузовые перевозки в городе Чебоксары нацелены на работу в самом городе, и приближенных населенных пунктах.

Также грузоперевозки разделяют по характеристикам груза. Рассмотрим классификацию услуг грузоперевозок по виду товара:

  • Сборные грузоперевозки – это услуга более всего популярна, потому как рассчитана на перевозку небольших товаров, посылок и разных вещей. Среди преимуществ такого вида транспортировки грузов можно выделить следующие: выгода для заказчика услуги, скорость доставки и высокая безопасность груза. Для сборных грузоперевозок используются контейнерные транспортные средства, фуры и железнодорожный транспорт. Этот способ еще называют – грузовые попутные перевозки, поскольку в ходе транспортировки количество перевозимых единиц может меняться.
  • Контейнерные грузоперевозки широко используются для транспортировки однотипных товаров, а также для оптово-розничной торговли. Благодаря большому выбору контейнеров-упаковок компания-перевозчик, как и заказчик услуги, могут быть спокойны за сохранность товара. Контейнеры удобно погружать–разгружать, используя погрузчики, которые есть практически на каждом складе. Кроме того, контейнеры защищают груз от возможного внешнего воздействия и механических повреждений. Также в этот вид грузоперевозок входит такая техника, как рефрижераторы и другие климатические системы. Контейнерные грузовые перевозки бывают как международными, так и междугородними.
  • Смешанные грузоперевозки – это транспортировка одного груза разным транспортом. К примеру, сначала авиа-грузоперевозка между странами, потом перегрузка на железнодорожный транспорт для доставки товара в определенный город, в конце транспортировки груза непосредственно к заказчику с помощью грузового автомобиля. Этот способ постоянно используется международными почтовыми компаниями для доставки потребительских товаров в другие страны и на другие континенты.
  • Специализированные грузоперевозки представляют собой транспортировку грузов, необходимых для производственного процесса или строительных работ. К примеру, есть компания, предлагающая грузовые перевозки песка, кирпича и гравия в Чебоксарах. Это специализированные грузы, поскольку предназначаются для строительных работ. Основной транспорт для проведения подобных работ – грузовые автомобили отечественного производства (ЗИЛ, ГАЗ, КАМАЗ, КРАЗ).
  • Приватные грузоперевозки распространены и в городах и поселках. Представителями данного класса являются небольшие компании, которые за умеренную плату перевезут необходимый груз в нужное место. Сюда входят переезд, транспортировка небольших объектов, или перевоз цельных конструкций, например, ларька с помощью крана-манипулятора. Подобные услуги грузовых перевозок крайне популярны среди населения, так как помогают быстро, выгодно и качественно решить возникшую проблему.

Грузовые перевозки: страховка

К сожалению, далеко не все компании страхуют транспортируемый груз, что часто приводит к убыткам владельцев груза. Речь не идет о крупных международных компаниях, они исполняют свои обязательства с завидной точностью, следую определенному регламенту, а вот средние и мелкие компании не всегда хотят тратить лишние деньги на страховку.

Конечно же, подобная ситуация резко снижает доверие клиентов к качеству предоставляемых услуг грузовых перевозок с помощью определенного транспорта, но поскольку непредвиденные ситуации случаются крайне редко, репутация компании не сильно страдает. Единственный, кто получает убыток – владелец груза, потому стоит внимательней относиться к страховке.

Лучше застраховать груз от всех рисков до его транспортировки, чем потом жалеть о его потери или порче. Как показывает практика, каждая пятая компания-грузоперевозчик в России тем или иным способом уклоняется от обязательной страховки груза, стараясь сэкономить. Клиент, в свою очередь, хочет иметь гарантии, что груз будет доставлен целым и невредимым. Некоторые компании, предоставляющие услуги грузовых попутных перевозок, автоматически страхуют груз, цена которого выше установленного уровня, в остальных случаях выбор, страховать груз или нет, зависит от клиента. Как правильно застраховать груз:

  • При составлении договора на получения услуг транспортировки груза подписывается договор, где должен быть пункт о страховании. Уточните у представителя компании, предусмотрена ли страховка и на какие случаи она рассчитана.
  • Страховка может быть нескольких видов. Стоимость будет зависеть от количества предписанных возможных страховых случаев. Если быть точнее, то самая дорогая страховка та, действие которой распространяется на все виды рисков. Авария, погодные условия, человеческий фактор, поломка автомобиля, хищение, порча груза во время перевозки. В общем, что бы ни случилось, владелец вправе рассчитывать на возмещение ущерба. Но есть и другой вид страховки, ограниченный. Когда услуги транспорта для грузовых перевозок страхуются только на некоторые риски, к примеру, ДТП. Это значит, что только в случае аварии владелец может рассчитывать на компенсацию, во всех остальных случаях, нет.
  • Многие страховые компании предлагают своим клиентам также индивидуальное страхование груза. То есть, клиент сам составляет список рисков, которые будут считаться страховыми. Понятно, что конечная стоимость страховки будет зависеть от количества рисков, внесенных в список.
  • Важно, всегда проверяйте, предоставляет ли компания гарантии, и берет ли на себя ответственность за транспортируемый груз.

Важно помнить следующее – далеко не все компании хотят страховать груз, а если и страхуют, то только на несколько рисков. Грузовые перевозки в Чебоксарах, или других больших городах, должны быть надежными, за что обязана отвечать компания-грузоперевозчик.

Обязанности и права компаний-грузоперевозчиков

Существует специальный устав, подкрепленный сводом действующих законов, которым должны руководствоваться отправители, перевозчики и получатели груза. В обязанности перевозчика входит:

  • Содержание транспортного средства в надлежащем состоянии, включая обязательное техническое обслуживание.
  • Проводить доставку груза, согласно установленным правилам и расписанию.
  • Принимать груз исходя из ранее составленного договора на предоставление услуг грузовых перевозок. В случае несоответствия фактического груза с заявленным в договоре, перевозчик вправе отказаться от грузоперевозки.
  • Проверить крепление груза и обеспечить его безопасную транспортировку к указанному месту.
  • Участвовать в разгрузке транспорта, как наблюдатель, сверить объем и количество груза и представить соответствующие документы получателю.
  • В случае перевоза опасных грузов, перевозчик обязан соблюдать установленные законом меры безопасности.

В каких случаях перевозчик может отказаться предоставлять услугу грузовой попутной перевозки груза:

  1. Если груз не упакован надлежащим образом.
  2. Если фактический груз не соответствует тому, который был указан в заявке или договоре.
  3. Неправильно указано место доставки груза.
  4. Общий вес груза превышает возможности транспорта.
  5. Если объявлены стихийные явления, ограничившие проезд транспорта по ранее запланированному маршруту.
  6. Груз не оформлен надлежащим образом. Должен быть товарно-транспортный документ, где имеется вся информация о грузе.
  7. Предъявленный груз является незаконным на территории страны.

Грузовые перевозки являются важнейшей частью инфраструктуры любого населенного пункта и страны в целом.

Между сторонами договора транспортной экспедиции нередко возникают споры о случаях необеспечения экспедиторами сохранности груза в ходе реализации договора, в связи с этим к ним применяются меры ответственности. Анализ многочисленной арбитражной практики показывает, что судьи поддерживают ту или иную сторону конфликта, основываясь на нормах законодательства, а также условиях договора. Выясним, каких именно.

Нормы права

Прежде чем приступить к анализу судебной практики, обратимся к нормам гражданского законодательства, а также Закона о транспортно-экспедиционной деятельности <1>, которыми установлены порядок оказания услуг по организации перевозок грузов, а также ответственность экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.
———————————
<1> Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть определено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как:
— получение требующихся для экспорта или импорта документов;
— выполнение таможенных и иных формальностей;
— проверка количества и состояния груза;
— погрузка и выгрузка груза;
— уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
— хранение груза;
— получение груза в пункте назначения;
— выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Согласно ст. 803 ГК РФ, п. п. 1, 2 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые установлены гл. 25 "Ответственность за нарушение обязательств" ГК РФ. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. В то же время возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ). Указанные формулировки означают, что экспедитор не избежит ответственности перед заказчиком даже в том случае, когда груз будет утрачен (поврежден) по вине третьего лица — перевозчика. В то же время при таких обстоятельствах у экспедитора есть возможность компенсировать свои убытки, предъявив названному лицу соответствующую претензию.
На основании п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Кроме того, в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту:
— ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза;
— упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
Следует иметь в виду, что груз считается утраченным в том числе в случае, если он не был выдан грузополучателю по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре, по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг (п. 7 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
В таблице приведены размеры ответственности экспедитора по возмещению ущерба.

Причина ущерба

Размер ответственности экспедитора

Утрата или недостача груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности

В размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза

Утрата или недостача груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности

В размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части

Повреждение (порча) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности

В размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности

Повреждение (порча) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности

В размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза

Отметим, что п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности имеет существенную оговорку: ответственность экспедитора не наступает, если он докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Однако практика показывает, что данная формулировка очень редко принимается судьями во внимание.

В каких случаях удар держит экспедитор?

Итак, российское законодательство налагает на экспедитора обязанность компенсировать реальный ущерб клиенту, возникший в связи с порчей (утратой) груза, независимо от наличия или отсутствия вины экспедитора. Причем, как указано выше, возложение исполнения обязательства на третье лицо (например, перевозчика) не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение договора.

Экспедитор не обеспечил условия для перевозки груза

Определение ВС РФ от 03.10.2014 N 304-ЭС14-2118. Согласно заключенному договору на оказание услуг по перевозке груза автомобильным транспортом и оказание экспедиционных услуг исполнитель обязался перевезти груз (пиво баночное и бутилированное) автомобильным транспортом по утвержденному маршруту. При этом договором была предусмотрена обязанность исполнителя соблюдать условия и температурный режим при перевозке груза. В ходе разгрузки товара грузополучателем установлен факт заморозки продукции. Суд отметил, что исполнитель, являясь профессиональным экспедитором, учитывая период осуществления транспортировки груза (декабрь), информированность о характере груза, не мог не предполагать возможного замерзания при нарушении правил транспортировки. Таким образом, его вина была доказана. Аналогичное мнение высказано в Постановлениях АС СЗО от 26.11.2014 N Ф07-8543/2014 по делу N А13-14480/2013 (перевозка мороженого), ФАС УО от 27.05.2013 N Ф09-2845/2013 по делу N А60-19303/2012 (перевозка медицинских препаратов). В обоих случаях экспедитор обладал информацией относительно особых условий транспортировки товара.
Постановление Президиума ВАС РФ от 11.03.2014 N 14946/13. Согласно условиям договора экспедитор принял на себя обязательство по транспортировке груза (сталь горячекатаная) морским сообщением, в результате которой произошло его повреждение (коррозия, ржавчина).

Ответственность экспедитора перед клиентом

Грузополучателем товар был признан непригодным для производства труб. Экспедитору была предъявлена претензия на возмещение убытков в полном размере, которую тот не признал. В итоге спор рассматривался в суде. Из материалов дела: повреждение груза произошло в результате шторма. Ответчик считал, что, поскольку он не был способен предотвратить сильный шторм и произошедшее в результате него разрушение креплений груза, он не должен нести ответственность за возникшие повреждения. Арбитры имели другое мнение на этот счет: действительно, ответчик не мог предотвратить шторм как природное явление, однако мог исключить попадание судна в штормовые условия. По мнению судей, в рассматриваемом случае причиной повреждения груза явилась неосторожность в выборе курса и скорости при плавании в штормовых условиях. В результате иск грузоотправителя к экспедитору был удовлетворен.

Сорваны сроки поставки

Призвать к ответственности и взыскать с экспедитора стоимость утраченного груза можно и в случае отказа грузополучателя от приемки товара в связи с нарушением сроков поставки, если просрочка составила более чем 30 дней (пример — Постановление АС ВВО от 24.12.2014 N Ф01-5166/2014 по делу N А28-15226/2013).

В каких случаях экспедитор не отвечает за сохранность груза?

Факт принятия груза экспедитором не подтвержден

Определение ВС РФ от 01.06.2015 N 304-ЭС15-1942. Согласно договору транспортной экспедиции, заключенному между торговой организацией (компания "А", истец) и экспедитором (компания "Б", ответчик), первая поручила экспедитору сделать заказ на организацию перевозки груза (угля) железнодорожным транспортом. Товар был принят к перевозке АО "РЖД", в пути следования произошел сход вагонов, грузополучатель (компания "В") груз не получил. Торговая организация предъявила экспедитору претензию о возмещении ущерба, которую последний не удовлетворил. После этого компания "А" обратилась с иском в суд.
Арбитры в данном деле встали на сторону экспедитора. Их выводы основывались на том, что фактическая перевозка груза в обязанности экспедитора не входила. Согласно договору экспедитор должен был:
— подать порожние вагоны для отправки;
— оформить провозные документы.
Суд указал, что одним из существенных условий для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза до выдачи его получателю является факт принятия груза экспедитором. По мнению истца, ответчик принял груз к перевозке с использованием личного ключа, кода доступа к системе ЭТРАН и электронно-цифровой подписи, суд же посчитал это утверждение недоказанным — в деле имелась лишь квитанция о принятии груза АО "РЖД". Вывод судей: убытки вследствие утраты груза в пути следования по железной дороге возникли в рамках отношений, связанных с перевозкой груза, а не в рамках отношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции, соответственно, у истца отсутствовало право требования убытков.

Груз был закреплен на ТС ненадлежащим образом

Избежать ответственности экспедитор может и в случае, когда согласно условию договора он не отвечает за утрату или повреждение груза, произошедшие вследствие ненадлежащей упаковки, а также при неправильном размещении и (или) закреплении груза на транспортном средстве (пример — Постановление АС УО от 11.06.2015 N Ф09-3380/2015 по делу N А60-34483/2014).
В названном деле, несмотря на то что утрата груза произошла по причине, указанной выше, во взыскании с экспедитора ущерба было отказано, поскольку условиями договора погрузка, контроль за креплением груза производились грузоотправителем (именно он был осведомлен о характере и свойствах груза, его функциональном назначении, об особых требованиях к погрузке и креплению, правилах перевозки), положения о ТС особого типа либо об особых условиях перевозки груза в договор включены не были, экспедитор действовал в рамках согласованных в договоре условий.
К выводу о том, что крепление груза — это забота грузоотправителя, пришли также судьи в Постановлении АС МО от 28.10.2014 N Ф05-11674/2014 по делу N А40-177306/13, Определениях ВАС РФ от 30.04.2013 N ВАС-5027/13, от 09.06.2012 N ВАС-7301/12.

Заказчик не указал на особые условия хранения и перевозки груза

Постановление АС СЗО от 23.12.2014 N Ф07-9899/2014 по делу N А56-66046/2013. Перевозчику-экспедитору было поручено доставить до грузополучателя восемь железобетонных балок. При приемке данного товара грузополучателем обнаружены трещины. Заказчик предъявил перевозчику-экспедитору претензию, которую последний не признал. Суд указал, что заказчик обязан был обеспечить перевозчика-экспедитора специальными инструкциями, схемами по погрузке, креплению, разгрузке груза, требующего особых условий, или груза, относительно которого не разработаны такие правила (в силу норм Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"). Поскольку этого сделано не было, иск оставлен без удовлетворения.

* * *

По общему правилу по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его и до выдачи получателю. Причем ответственность наступает даже в том случае, если прямым виновником утраты (повреждения) груза является третье лицо (например, перевозчик), с которым экспедитор заключил соответствующий договор.
Однако арбитражная практика показывает, что в отдельных случаях ответственности экспедитор может избежать. Так, например, у заказчика отсутствует право требования убытков с экспедитора, если последний докажет, что груз им не принимался. Экспедитору следует также искать защиту в суде, если повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки, при неправильном закреплении груза грузоотправителем на транспортном средстве, заказчик не указал особые условия хранения и перевозки груза (если, конечно, таковые не были очевидны).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности

Глава 3.
Ответственность экспедитора и клиента

Статья 6.
общие основания ответственности

  1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
  2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
  3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
  4. Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом.

Чем предусмотрена ответственность экспедитора за утрату груза

Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.

  • Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.
  • В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.
  • Статья 7.
    Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

    1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
        1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
        2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
        3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
        4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
    2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.
    3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
    4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
    5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.
    6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.
    7. груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

    Статья 8.
    Уведомление об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза

    1. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
    2. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

    Статья 9.
    Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции

    1. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
    2. За нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

    Статья 10.
    Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

    1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе.
    2. В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.
    3. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

    Статья 11.
    Соглашение об изменении размера ответственности экспедитора

    1. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности.
    2. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожно.

    Ответственность экспедитора застрахована!

    Услуги транспортной компании

    Международные перевозки — экспорт / импорт

    БЕСПЛАТНАЯ ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ

    Москва +74999384765, Санкт-Петербург: +78124256482, Общий: +78003332987

    ГлавнаяРазные формы ответственности

    Юридическая ответственность при грузоперевозках

    Прежде чем перерабатывать пример, как правило необходимо качественно проверить приведенные в нем статьи закона. В настоящем они вполне вероятно могут утратить свежесть. Сэкономленные средства всегда радостны. Верно изготовленный шаблон будет нужным в разрешении проблем при придумывании важного заявления. Это даст возможность сэкономить на найме специалиста.

    В мегаполисе спрос на услуги грузоперевозок стабильно растет. Это уже сформировавшаяся услуга и рынок со своими правила работы на нем. Для заказчика необходимо определится с правилами действующими на нем и рекомендациями по получению качественной и надежной услуги. Если вы начали поиск компании грузоперевозок с запроса «грузоперевозки газель дешево Москва«, то стоит вначале потратить время на определения некоторых нюансов.

    Для начала вам необходимо понять, что законодательно достаточно устной договоренности для возникновения ответственности перевозчика за транспортируемый груз (с момента погрузки и до момента доставки то есть только на пребывающий в автомобиле груз, если не оговорено иного).

    Однако следует так же понимать, что отсутствие письменного договора сильно усложняет (если в целом не делает невозможным какое либо отстаивание своих интересов в суде). Соответственно хорошим вариантом при транспортировке дорогих или хрупких предметов составить договор и оговорить состояние груза, его прием и сдачу при доставке.

    Безусловно, что такие процедуры можно признать излишними при транспортировке каких либо строительных материалов или правильно упакованной мебели. Хотя критерием для составления или отказа от составления договора может служить исключительно стоимость транспортируемого груза.

    Расхождение между нормами законодательства и реальностью происходит из-за затруднительности доказать состояние груза на погрузке (как определить в каком оно было состояние до транспортировки) и доказать какие именно договоренности были в устном порядке достигнуты.

    Следовательно хорошим вариантом было бы составление акта прием-передачи груза (с детальным описание его текущего состояния) и по факту доставки акта приемки с отсутствием претензий. В таком случае все получают максимальную защищенность от непредвиденных ситуаций заказчик и транспортная компания.

    Ответственность водителя при грузоперевозке

    Обращаясь к специалистам по грузоперевозкам, заказчик экономит своё драгоценное время, а оно, как говорится в известной пословице – деньги. Поэтому, со стороны заказчика, нуждающегося в грузоперевозке, разумно обратиться в транспортную компанию, зарекомендовавшую себя с положительной стороны благодаря профессионалам в сфере грузоперевозок, работающим в этой компании.

    Немаловажную роль в качестве грузоперевозок транспортной компании играет качество работы водителей грузовых автомобилей. Водителем должен быть опытный и ответственный сотрудник, отлично знающий своё дело. В его прямые обязанности, как правило, входят:

    приём груза

    контроль за правильным и безопасным расположением груза в автомобиле

    грамотное оформление надлежащих документов для грузоперевозки

    принятие груза в транспортной компании

    передача груза заказчику

    приём платежа или возврата груза от заказчика

    Помимо этого, водитель обязан содержать транспортное средство, осуществляющее грузоперевозки, в порядке. Это означает, что автомобиль не должен иметь технических дефектов и неисправностей. Принимая груз со складов, водитель обязан проверить его целостность, нет ли повреждений на упаковке. Таким образом, водитель принимает груз и вся ответственность за его целостность ложится на водителя на всё время грузоперевозки. Также водитель ответственен за целостность и рабочее состояние приспособлений для перевозки грузов. Таким образом, на водителя грузоперевозок ложится большая доля материальной ответственности за перевозимый груз. Во время грузоперевозки водитель сохраняет необходимый товару режим хранения, опять же в целях его сохранности.

    Кроме материальной ответственности за перевозимый груз, водитель грузоперевозок несёт ответственность за правильное функционирование транспортного средства. Во избежание ДТП водитель обязан постоянно контролировать техническое состояние автомобиля и проходить регулярный медицинский осмотр.

    Каждый водитель службы грузоперевозок имеет на руках должностную инструкцию, в которой прописаны его обязанности. Руководство вправе внести в должностную инструкцию те пункты, которых нет в трудовом контракте. К примеру, не оставлять автомобиль без присмотра, не использовать его в личных целях или для дополнительного заработка, не подвозить посторонних людей во время грузоперевозки и т.д.

    Нельзя упускать и психологическую ответственность водителя грузоперевозок. Это зависит от личностных качеств самого человека. Автомобиль относится к средствам повышенной опасности, поэтому человек, им управляющий, должен в полной мере осознавать свою ответственность за выполняемую работу. В связи с этим компании, занимающиеся грузоперевозками, берут в штат высококвалифицированных сотрудников, что даёт гарантию выполнения работы хорошего качества.

    Ответственность при грузоперевозках

    Г py зоперевозки. перeeзд, грузoвое такcи — это eще не пoлный списoк yслyг, которые сейчас оказывают транспортные компании. Oбращaясь к cпециалиcтaм, заказчик экономит в первую очередь время. А время, как мы знаем, деньги. Так что разумнее обратиться по такому вопросу в транспортную компанию.

    Но, к сожалению, среди транспортных фирм есть недобросовестные компании. Среди количества объявлений об оказании транспортных услуг. попадаются объявления "частников", они же неофициальные перевозчики. в наличии у которых один-два авомобиля. "Частник" вместе со своими друзьями готов помочь клиенту в переезде, обеспечить разгрузку-выгрузку обычно по меньшей стоимости, чем официальные фирмы.

    Но запомните:

    — Неофициальный перевозчик неответственен за груз клиента. поэтому при порче имущества — он не будет возмещать ущерб;

    — "Частник" не будет заключать официального договора с заказчиком, поэтому не стоит удивляться, если стоимость можете в процессе перевозки повыситься;

    — "Частник" не даст клиенту никаких гарантий за сохранность и целостность имущества.

    Рекомендуем обращаться за услугами переездов и грузовых перевозок к официальным транспортным компаниям.

    Ответственность экспедитора за утрату груза 2018

    Крупные фирмы оказывают не только услуги грузоперевозок, но и ряд других сопутствующих услуг: погрузо-разгрузочные работы, логистику, экспедирование, страхование, разборку, демонтаж и упаковывание перевозимых грузов .

    Юридическая ответственность при грузоперевозках

    В мегаполисе спрос на услуги грузоперевозок стабильно растет. Это уже сформировавшаяся услуга и рынок со своими правила работы на нем. Для заказчика необходимо определится с правилами действующими на нем и рекомендациями по получению качественной и надежной услуги. Если вы начали поиск компании грузоперевозок с запроса «грузоперевозки газель дешево Москва «, то стоит вначале потратить время на определения некоторых нюансов.

    Для начала вам необходимо понять, что законодательно достаточно устной договоренности для возникновения

    ответственности перевозчика за транспортируемый груз (с момента погрузки и до момента доставки то есть только на пребывающий в автомобиле груз, если не оговорено иного).

    Однако следует так же понимать, что отсутствие письменного договора сильно усложняет (если в целом не делает невозможным какое либо отстаивание своих интересов в суде). Соответственно хорошим вариантом при транспортировке дорогих или хрупких предметов составить договор и оговорить состояние груза, его прием и сдачу при доставке.

    Безусловно, что такие процедуры можно признать излишними при транспортировке каких либо строительных материалов или правильно упакованной мебели. Хотя критерием для составления или отказа от составления договора может служить исключительно стоимость транспортируемого груза.

    Расхождение между нормами законодательства и реальностью происходит из-за затруднительности доказать состояние груза на погрузке (как определить в каком оно было состояние до транспортировки) и доказать какие именно договоренности были в устном порядке достигнуты.

    Следовательно хорошим вариантом было бы составление акта прием-передачи груза (с детальным описание его текущего состояния) и по факту доставки акта приемки с отсутствием претензий.

    В таком случае все получают максимальную защищенность от непредвиденных ситуаций заказчик и транспортная компания.

    , ,

    Следующие статьи:

    Между сторонами договора транспортной экспедиции нередко возникают споры о случаях необеспечения экспедиторами сохранности груза в ходе реализации договора, в связи с этим к ним применяются меры ответственности. Анализ многочисленной арбитражной практики показывает, что судьи поддерживают ту или иную сторону конфликта, основываясь на нормах законодательства, а также условиях договора. Выясним, каких именно.

    Нормы права

    Прежде чем приступить к анализу судебной практики, обратимся к нормам гражданского законодательства, а также Закона о транспортно-экспедиционной деятельности <1>, которыми установлены порядок оказания услуг по организации перевозок грузов, а также ответственность экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.
    ———————————
    <1> Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

    В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть определено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как:
    — получение требующихся для экспорта или импорта документов;
    — выполнение таможенных и иных формальностей;
    — проверка количества и состояния груза;
    — погрузка и выгрузка груза;
    — уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
    — хранение груза;
    — получение груза в пункте назначения;
    — выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
    Согласно ст. 803 ГК РФ, п. п. 1, 2 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые установлены гл.

    Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

    25 "Ответственность за нарушение обязательств" ГК РФ. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. В то же время возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ). Указанные формулировки означают, что экспедитор не избежит ответственности перед заказчиком даже в том случае, когда груз будет утрачен (поврежден) по вине третьего лица — перевозчика. В то же время при таких обстоятельствах у экспедитора есть возможность компенсировать свои убытки, предъявив названному лицу соответствующую претензию.
    На основании п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Кроме того, в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту:
    — ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза;
    — упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
    Следует иметь в виду, что груз считается утраченным в том числе в случае, если он не был выдан грузополучателю по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре, по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг (п. 7 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
    В таблице приведены размеры ответственности экспедитора по возмещению ущерба.

    Причина ущерба

    Размер ответственности экспедитора

    Утрата или недостача груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности

    В размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза

    Утрата или недостача груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности

    В размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части

    Повреждение (порча) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности

    В размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности

    Повреждение (порча) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности

    В размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза

    Отметим, что п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности имеет существенную оговорку: ответственность экспедитора не наступает, если он докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Однако практика показывает, что данная формулировка очень редко принимается судьями во внимание.

    В каких случаях удар держит экспедитор?

    Итак, российское законодательство налагает на экспедитора обязанность компенсировать реальный ущерб клиенту, возникший в связи с порчей (утратой) груза, независимо от наличия или отсутствия вины экспедитора. Причем, как указано выше, возложение исполнения обязательства на третье лицо (например, перевозчика) не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение договора.

    Экспедитор не обеспечил условия для перевозки груза

    Определение ВС РФ от 03.10.2014 N 304-ЭС14-2118. Согласно заключенному договору на оказание услуг по перевозке груза автомобильным транспортом и оказание экспедиционных услуг исполнитель обязался перевезти груз (пиво баночное и бутилированное) автомобильным транспортом по утвержденному маршруту. При этом договором была предусмотрена обязанность исполнителя соблюдать условия и температурный режим при перевозке груза. В ходе разгрузки товара грузополучателем установлен факт заморозки продукции. Суд отметил, что исполнитель, являясь профессиональным экспедитором, учитывая период осуществления транспортировки груза (декабрь), информированность о характере груза, не мог не предполагать возможного замерзания при нарушении правил транспортировки. Таким образом, его вина была доказана. Аналогичное мнение высказано в Постановлениях АС СЗО от 26.11.2014 N Ф07-8543/2014 по делу N А13-14480/2013 (перевозка мороженого), ФАС УО от 27.05.2013 N Ф09-2845/2013 по делу N А60-19303/2012 (перевозка медицинских препаратов). В обоих случаях экспедитор обладал информацией относительно особых условий транспортировки товара.
    Постановление Президиума ВАС РФ от 11.03.2014 N 14946/13. Согласно условиям договора экспедитор принял на себя обязательство по транспортировке груза (сталь горячекатаная) морским сообщением, в результате которой произошло его повреждение (коррозия, ржавчина). Грузополучателем товар был признан непригодным для производства труб. Экспедитору была предъявлена претензия на возмещение убытков в полном размере, которую тот не признал. В итоге спор рассматривался в суде. Из материалов дела: повреждение груза произошло в результате шторма. Ответчик считал, что, поскольку он не был способен предотвратить сильный шторм и произошедшее в результате него разрушение креплений груза, он не должен нести ответственность за возникшие повреждения. Арбитры имели другое мнение на этот счет: действительно, ответчик не мог предотвратить шторм как природное явление, однако мог исключить попадание судна в штормовые условия. По мнению судей, в рассматриваемом случае причиной повреждения груза явилась неосторожность в выборе курса и скорости при плавании в штормовых условиях. В результате иск грузоотправителя к экспедитору был удовлетворен.

    Сорваны сроки поставки

    Призвать к ответственности и взыскать с экспедитора стоимость утраченного груза можно и в случае отказа грузополучателя от приемки товара в связи с нарушением сроков поставки, если просрочка составила более чем 30 дней (пример — Постановление АС ВВО от 24.12.2014 N Ф01-5166/2014 по делу N А28-15226/2013).

    В каких случаях экспедитор не отвечает за сохранность груза?

    Факт принятия груза экспедитором не подтвержден

    Определение ВС РФ от 01.06.2015 N 304-ЭС15-1942. Согласно договору транспортной экспедиции, заключенному между торговой организацией (компания "А", истец) и экспедитором (компания "Б", ответчик), первая поручила экспедитору сделать заказ на организацию перевозки груза (угля) железнодорожным транспортом. Товар был принят к перевозке АО "РЖД", в пути следования произошел сход вагонов, грузополучатель (компания "В") груз не получил. Торговая организация предъявила экспедитору претензию о возмещении ущерба, которую последний не удовлетворил. После этого компания "А" обратилась с иском в суд.
    Арбитры в данном деле встали на сторону экспедитора. Их выводы основывались на том, что фактическая перевозка груза в обязанности экспедитора не входила. Согласно договору экспедитор должен был:
    — подать порожние вагоны для отправки;
    — оформить провозные документы.
    Суд указал, что одним из существенных условий для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза до выдачи его получателю является факт принятия груза экспедитором. По мнению истца, ответчик принял груз к перевозке с использованием личного ключа, кода доступа к системе ЭТРАН и электронно-цифровой подписи, суд же посчитал это утверждение недоказанным — в деле имелась лишь квитанция о принятии груза АО "РЖД". Вывод судей: убытки вследствие утраты груза в пути следования по железной дороге возникли в рамках отношений, связанных с перевозкой груза, а не в рамках отношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции, соответственно, у истца отсутствовало право требования убытков.

    Груз был закреплен на ТС ненадлежащим образом

    Избежать ответственности экспедитор может и в случае, когда согласно условию договора он не отвечает за утрату или повреждение груза, произошедшие вследствие ненадлежащей упаковки, а также при неправильном размещении и (или) закреплении груза на транспортном средстве (пример — Постановление АС УО от 11.06.2015 N Ф09-3380/2015 по делу N А60-34483/2014).
    В названном деле, несмотря на то что утрата груза произошла по причине, указанной выше, во взыскании с экспедитора ущерба было отказано, поскольку условиями договора погрузка, контроль за креплением груза производились грузоотправителем (именно он был осведомлен о характере и свойствах груза, его функциональном назначении, об особых требованиях к погрузке и креплению, правилах перевозки), положения о ТС особого типа либо об особых условиях перевозки груза в договор включены не были, экспедитор действовал в рамках согласованных в договоре условий.
    К выводу о том, что крепление груза — это забота грузоотправителя, пришли также судьи в Постановлении АС МО от 28.10.2014 N Ф05-11674/2014 по делу N А40-177306/13, Определениях ВАС РФ от 30.04.2013 N ВАС-5027/13, от 09.06.2012 N ВАС-7301/12.

    Заказчик не указал на особые условия хранения и перевозки груза

    Постановление АС СЗО от 23.12.2014 N Ф07-9899/2014 по делу N А56-66046/2013. Перевозчику-экспедитору было поручено доставить до грузополучателя восемь железобетонных балок. При приемке данного товара грузополучателем обнаружены трещины. Заказчик предъявил перевозчику-экспедитору претензию, которую последний не признал. Суд указал, что заказчик обязан был обеспечить перевозчика-экспедитора специальными инструкциями, схемами по погрузке, креплению, разгрузке груза, требующего особых условий, или груза, относительно которого не разработаны такие правила (в силу норм Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"). Поскольку этого сделано не было, иск оставлен без удовлетворения.

    * * *

    По общему правилу по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его и до выдачи получателю. Причем ответственность наступает даже в том случае, если прямым виновником утраты (повреждения) груза является третье лицо (например, перевозчик), с которым экспедитор заключил соответствующий договор.
    Однако арбитражная практика показывает, что в отдельных случаях ответственности экспедитор может избежать. Так, например, у заказчика отсутствует право требования убытков с экспедитора, если последний докажет, что груз им не принимался. Экспедитору следует также искать защиту в суде, если повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки, при неправильном закреплении груза грузоотправителем на транспортном средстве, заказчик не указал особые условия хранения и перевозки груза (если, конечно, таковые не были очевидны).

    Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *