Основания административной ответственности

Единственным основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения,под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об адми- нистративных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административное правонарушение должно обладать всеми

перечисленными юридическими признаками (противоправность, виновность) и в ᴇᴦο состав должны входить предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Объектомадминистративного правонарушения является совокуп- ность общественных отношений, на которые направлены противоправные действия (бездействие). Это могут быть права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства и т.д.

Объективная сторонаадминистративного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность; к объективной стороне относятся также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства.

Субъектомправонарушения является тот, кто совершил адми- нистративное правонарушение, — физические и юридические лица. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности только для лиц, достигших 16-летнего возраста. Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет ᴇᴦο к прекращению.

О порядке привлечения к административной ответственности

Вместе с тем, предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством

(п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

Субъективная сторонаадминистративного правонарушения выражается в вине. Только за виновноепротивоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Законом предусмотрены две формы вины административного правонарушения˸ умысел и неосторожность (ст. 2.2 КоАП РФ). Так, административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, ᴇᴦο совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело ᴇᴦο вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало (прямой умысел) либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел). Содержание неосторожной вины состоит также из двух элементов˸ легкомыслия — это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежности — непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступ- ление указанных в законе последствий.

  • 17.1. Понятие, особенности и виды административной ответственности
  • 17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности
  • 17.3. Законодательство об административной ответственности
  • 17.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
  • Тема 17. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    17.1. Понятие, особенности и виды административной ответственности

    Позитивная административная ответственность это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

    Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

    Особенности административной ответственности:

    1) является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

    2) регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

    3) нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

    4) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

    5) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

    6) реализуется посредством применения мер административных наказаний;

    7) к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

    8) привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

    9) к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

    10) меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

    Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

    В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

    17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

    Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

    • индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

    • ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

    • ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

    • принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

    • принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

    • принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

    • принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

    • принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

    Цели административной ответственности:

    1) защита правопорядка;

    2) воспитание граждан в духе уважения к закону;

    3) восстановление социальной справедливости;

    4) предупреждение совершения новых правонарушений. Функции административной ответственности:

    1) штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

    2) воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

    3) компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

    Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

    Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

    Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

    17.3. Законодательство об административной ответственности

    Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

    Система законодательства об административных правонарушениях.

    1) КоАП;

    2) законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Задачи законодательства об административных правонарушениях:

    • защита личности;

    • охрана прав и свобод человека и гражданина;

    • охрана здоровья граждан;

    • охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    • защита общественной нравственности;

    • охрана окружающей среды;

    • охрана установленного порядка осуществления государственной власти;

    • защита общественного порядка и общественной безопасности;

    • защита собственности;

    • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;

    • защита общества и государства;

    • предупреждение административных правонарушений.

    Действие законодательства об административной ответственности различается:

    1) во времени;

    2) в пространстве;

    3) по кругу лиц.

    Действие законодательства об административной ответственности во времени:

    1) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;

    2) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.

    Административная ответственность

    е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

    3) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

    Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

    1) общего действия (распространяется на все субъекты);

    2) специального действия. Виды специальных субъектов:

    • несовершеннолетние;

    • должностные лица;

    • военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

    • иностранные граждане и лица без гражданства;

    • юридические лица Российской Федерации;

    • иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

    17.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

    Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

    Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

    Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

    Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    Единственным основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения,под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об адми- нистративных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административное правонарушение должно обладать всеми

    перечисленными юридическими признаками (противоправность, виновность) и в ᴇᴦο состав должны входить предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

    Объектомадминистративного правонарушения является совокуп- ность общественных отношений, на которые направлены противоправные действия (бездействие). Это могут быть права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства и т.д.

    Объективная сторонаадминистративного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность; к объективной стороне относятся также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства.

    Субъектомправонарушения является тот, кто совершил адми- нистративное правонарушение, — физические и юридические лица. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности только для лиц, достигших 16-летнего возраста. Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет ᴇᴦο к прекращению.

    Основания и порядок привлечения к административной ответственности

    Вместе с тем, предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством

    (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

    Субъективная сторонаадминистративного правонарушения выражается в вине. Только за виновноепротивоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Законом предусмотрены две формы вины административного правонарушения˸ умысел и неосторожность (ст. 2.2 КоАП РФ). Так, административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, ᴇᴦο совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело ᴇᴦο вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало (прямой умысел) либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел). Содержание неосторожной вины состоит также из двух элементов˸ легкомыслия — это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежности — непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступ- ление указанных в законе последствий.

    Страница 1 из 4

    § 1. Признаки административной ответственности

    Административная ответственность — это особый вид юриди­ческой ответственности,

    которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за

    нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных

    орга­нов, связана с государственным принуждением). С другой стороны,

    административная ответственность является составной частью ад­министративного

    принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется в рамках

    внеслужебного подчинения и др.). Можно назвать ее специфические признаки.

    1. Основанием административной ответственности является ад­министративное

    нарушение (правонарушение или вообще неправо­мерное деяние). Единственное

    исключение из этого правила уста­новлено ст. 50 УК РСФСР, предусмотревшей

    привлечение к административной ответственности лица, совершившего деяние,

    содержащее признаки преступления.

    2. Она состоит в применении к субъектам административных взыс­каний. В ст. 23

    КоАП РСФСР установлено, что «административное взыскание является мерой

    ответственности». Поскольку админис­тративные проступки менее вредны, чем

    преступления, админис­тративные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания.

    3. К административной ответственности привлекают органы, ко­торым такое право

    предоставлено законодательством.

    68. Основания, порядок привлечения и виды административной ответственности.

    Все они яв­ляются субъектами функциональной

    власти, реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее

    время субъ­ектами административной юрисдикции являются межмуниципаль­ные

    (районные) суды, судьи, многие органы исполнительной власти.

    4. Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной

    ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для

    его оперативности и экономич­ности, но в то же время содержит необходимые

    гарантии законно­сти, осуществления права на защиту.

    5. Она урегулирована нормами административного права, кото­рые содержат

    исчерпывающие перечни административных нару­шений, административных взысканий и

    органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства

    и в своей совокупности составляют нормативную основу административной

    ответственности.

    Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее

    основания:

    1) нормативное, т. е. систему норм, регулирующих ее;

    2) фактическое, т. е. деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые

    предписания, охраняемые административными санкция­ми (административное

    нарушение);

    3) процессуальное, т. е. акт компетентного субъекта о наложении конкретного

    взыскания за конкретное административное наруше­ние.

    Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три

    основания и именно в такой последовательности. Пре­жде всего должна быть норма,

    устанавливающая обязанность и санк­цию за ее неисполнение. Затем может

    возникнуть фактическое ос­нование — противоправное деяние. При наличии нормы и

    деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном зако­ном порядке

    вправе определить взыскание за административное нарушение.

    Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями

    постепенно повышалась, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала

    проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих

    составов администра­тивных проступков. Административная ответственность стала

    бо­лее суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко рас­ширен

    перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты

    административным санкциям. Прежде всего это происходит путем установления

    административной ответственно­сти за действия, которые ранее вообще не считались

    правонаруше­ниями.

    Расширение административной деликтности идет также путем введения

    административной ответственности за правонарушения, которые раньше признавались

    преступлениями (декриминализа-ция), дисциплинарными проступками,

    гражданско-правовыми де­ликтами. Так, в настоящее время не уголовные, а

    административ­ные санкции применяются за повторное мелкое хулиганство, повторное

    управление транспортными средствами в нетрезвом со­стоянии, систематическое

    нарушение правил административного надзора и др. действия, которые прежде

    считались преступными.

    Чем обусловлено повышение роли административной ответствен­ности в обеспечении

    правопорядка? Во-первых, отрицательными последствиями научно-технической

    революции. Широкое примене­ние сложной техники, электричества, электроэнергии,

    газа, радио­активных элементов, продукции современной химии и т. д. требует,

    чтобы общество позаботилось о своей противопожарной, санитарной и иной безопасности.

    Достаточно напомнить о вреде, который причиняют

    дорожно-транспортные происшествия, загрязнения во­доемов промышленными отходами.

    Возникла необходимость уси­лить охрану людей, материальных ценностей, окружающей

    среды от отрицательных последствий НТР. Во-вторых, принятие норм,

    устанавливающих ответственность за неповиновение законным ак­там государственных

    органов, представителям власти, за неуваже­ние к суду, призвано создать условия

    для нормальной деятельнос­ти публичной власти в условиях ослабления дисциплины в

    обществе. В-третьих, административными санкциями прежде всего охраня­ются

    обновленное налоговое, таможенное дело, борьба с монополиз­мом и многие другие

    экономические отношения, возникшие в ходе экономических преобразований.


    << Первая < Предыдущая1234Следующая > Последняя >>

    Последствия несоблюдения порядка привлечения юридического лица к административной ответственности

    Хмара А.В., аспирант кафедры государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

    В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению <1>.

    <1> Статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

    Однако при детальном рассмотрении отдельных норм КоАП РФ и практики рассмотрения судами дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении юридических лиц к административной ответственности в случае нарушения процедуры привлечения к административной ответственности такие постановления подлежат отмене.

    То есть, даже если материалами административного дела и всеми собранными в ходе расследования доказательствами установлен факт совершения правонарушения, а также установлена и доказана вина юридического лица, но административным органом нарушены установленные законом права лица, привлекаемого к административной ответственности, постановление о привлечении к административной ответственности незаконно и подлежит отмене.

    Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, которые установлены законом.

    В соответствии с КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

    Данное положение распространяется как в случае составления протокола об административном правонарушении, так и в случае окончательного рассмотрения дела, в результате чего выносится постановление о привлечении к административной ответственности. Так, при составлении протокола об административном правонарушении КоАП РФ указывает ряд положений, гарантирующих защиту прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения, при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе, указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.

    В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа. Данное положение соответствует ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    Впоследствии Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело <2>.

    <2> Пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.

    Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

    При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суды выясняют, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

    К сожалению, административные органы либо в силу некомпетентности своих сотрудников, либо в связи с короткими сроками, установленными для рассмотрения дел об административных правонарушениях, нередко нарушают процедуру привлечения к административной ответственности. Так, например, уведомления о времени и месте составления протокола или рассмотрения дела направляются в адрес лица, в отношении которого возбуждено дело, в сроки, недостаточные для получения уведомления лицом до составления протокола или рассмотрения дела. Не получив такого уведомления вовремя, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может надлежащим образом защищать свои интересы, что влечет нарушение прав данного лица, предусмотренных статьями 25.4, 28.2 КоАП РФ.

    При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении юридического лица к административной ответственности суд проверяет соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.

    В случае если при рассмотрении дела выясняется, что порядок принятия постановления не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления <3>.

    <3> Статья 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

    Анализируя практику арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении юридических лиц к административной ответственности, можно сделать вывод о существовании значительного количества процессуальных нарушений при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности.

    Полагаю, что при соблюдении административным органом порядка привлечения к административной ответственности, установленного законом, можно избежать многочисленных разбирательств в судах и самое главное — повысить авторитет административных органов.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *