Ограничение прав на землю

При совместной собственности сособственники обладают равными правами собственности на весь земельный участок. Каждый из них по согласию всех других участников вправе совершать разрешенные сделки со всем земельным участком либо его частью, а также иным образом распоряжаться им. При совершении таких действий согласие других участников предполагается и специального удостоверения в форме договора или иной форме для совершения распорядительных действий не требуется33.

3. Ограничение права собственности на землю

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю, предусмотренными земельным законодательством, однако в отдельных случаях данные права могут быть ограничены. В принципе, к ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком.

П.2 статьи 56 Земельного кодекса РФ устанавливает  следующие ограничения прав на землю:

  1. особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
  2. особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
  3. условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
  4. иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, Федеральными законами.

Данный  перечень не является исчерпывающим. Некоторые из ограничений предусмотрены другими статьями Земельного кодекса, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами.

Земельным кодексом предусмотрено установление нескольких видов зон с особыми  условиями использования земель34.

Например, в составе земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых  условий для эксплуатации промышленных, энергетических, особо радиационно-опасных  и ядерно-опасных производств и объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут устанавливаться охранные, защитные, санитарные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в такие зоны, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон35. Так на земельных участках в границах охранных зон системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации – собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф36.

На  территориях, на которых находятся  памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение  сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных  участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

В законах названы только допустимые ограничения в использовании  земельных участков. Конкретные ограничения  по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Эти акты могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены в судебном порядке. Тогда ограничение прав на землю устанавливается решением суда. В любом случае требуется государственная регистрация ограничений прав на землю.

Собственники  земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов37.

4. Защита права собственности  на землю

Актуальность  рассмотрения вопроса защиты права собственности на земельные участки объясняется тем, что в настоящее время в судах разных инстанций находиться большое количество споров, связанных с защитой и признанием прав собственности на землю, а так же споров по изъятию из незаконного владения и устранению препятствий в пользовании землей. Допустимость защиты права собственности предусмотрена Конституцией РФ, часть 2 статьи 45 которой указывает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Уже первая статья ГК РФ относит беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебную защиту к основополагающим принципам гражданского законодательства. Кроме того, ст.11 ГК РФ определяет судебный порядок защиты права как основной38.

Статья 46 Конституции РФ закрепляет важные демократические начала, гарантирующие  судебную защиту права частной собственности  на землю, и тем самым значительно  повышает роль суда, которую он должен играть в обществе и государстве, возлагая на него важную задачу по защите прав и свобод человека.

Конкретная  структура средств конституционно-правовой защиты частной собственности на землю определяется двумя функциями  объективного права. С одной стороны, защита осуществляется в случае нарушения права частной собственности на землю путем отправления правосудия. С другой стороны, в сфере нормотворчества, когда в процессе создания конституционных норм задаются условия, обеспечивающие восстановление нарушенного права частной собственности, определяются институциональные и иные гарантии данного права39.

Объектом  конституционно-правовой защиты частной  собственности является не только основное право частной собственности  на землю, но и само отношение частной  собственности, являющееся одним из элементов основ конституционного строя Российской Федерации. Государство взяло на себя обязанности признавать, соблюдать и защищать право частной собственности на землю, что предполагает заботу о создании развитой системы гарантий, с помощью которых реализуется эта задача. Поэтому судебная защита частной собственности на землю не исчерпывается положениями, содержащимися в Конституции РФ, и требует наличия механизма ее реализации, включающего полномочия судебных органов, права ищущей защиты личности, многочисленные гарантии обеспечения права на судебную защиту.

Помимо  Конституции РФ и ГК РФ большое  количество норм, регламентирующих способы  защиты гражданских прав, содержат Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ. Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей нормы, средств и способов защиты. Конституционное право на судебную защиту частной собственности на землю представляет собой, с одной стороны, неотъемлемое право физических и юридических лиц обратиться в судебные органы при возникшем нарушении их права частной собственности на землю, а с другой — обязанность государства реализовать их конституционное право посредством обеспечения эффективной защиты судебными органами, а также восстановить нарушенное право путем вынесения законного и обоснованного решения. Право на судебную защиту частной собственности на землю — это не только право на обращение в суд, но также право на подтверждение, а при необходимости — и на принудительное восстановление оспоренного или нарушенного права частной собственности на землю40.

Ст. 12 ГК РФ устанавливаются общие способы  защиты права собственности: признание  права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пересечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита прав (при этом самозащита допускается только при необходимости пресечь нарушения права, она должна быть соразмерна нарушению); присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судов акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону41.

Земельный кодекс РФ называет одним из способов защиты прав на земельный участок, — это признание права на земельный участок. Как следует из ст. 59 ЗК РФ, данное признание осуществляется в судебном порядке посредством вынесения соответствующего решения. Например, если гражданин или юридическое лицо считает, что стал собственником земельного участка в силу приобретательной давности, то он вправе обратиться в суд или в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. Так как в силу приобретательной давности физическое или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает на него право собственности. В случае удовлетворения судом исковых требований о признании права собственности в силу приобретательной давности, вынесенное решение являться юридическим основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок. При этом должностное лицо регистрирующего органа не вправе отказать в регистрации права собственности на землю, установленного решением суда.

Как пример признания права собственности  на земельный участок из судебной практики можно привести ПОСТАНОВЛЕНИЕ  ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА от 20 февраля 2006 г. дело N 10АП-3601/05-ГК, по материалам дела: ЗАО "Агрофирма "Первое Мая" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Х., Ч., Ш.М., Ш., Ш.Л.

Ограничение права собственности на землю: понятие, виды и основания для установления

о признании права собственности ЗАО "Агрофирма "Первое Мая" на 1/662 долю каждого из ответчиков в праве собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения. Решением Арбитражного суда Московской области от 9 ноября 2005 года исковые требования удовлетворены. Апелляционная инстанция оставила решение в силе. Кассационная инстанция постановила — решение Арбитражного суда Московской области от 9 ноября 2005 года по делу N 41-К1-17111/05 изменить. Признать за ЗАО "Агрофирма "Первое Мая" право собственности на 1/597 долю в праве собственности на земельный участок, из состава земель сельскохозяйственного назначения42.

В этом случае собственник обращается в Государственный орган по регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним для регистрации права  собственности на земельный участок, а основанием для регистрации  права, внесения сведений в ЕГРП и выдачи свидетельства о праве собственности на земельный участок служат вышеназванные акты судов.

Ст. 60 Земельного кодекса РФ предусмотрен еще один способ защиты прав на землю  — восстановление положения, существовавшего  до нарушения права на земельный участок. Установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае:

1. САМОВОЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО  УЧАСТКА. Под этим понимают  использование земельного участка  лицом, у которого отсутствуют  надлежаще оформленные в установленном порядке права собственности или аренды земли. Собственник, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратиться в суд с требованием о возврате участка из чужого незаконного пользования. А также, если гражданин или юридическое лицо построит на самовольно занятом земельном участке какое-либо недвижимое имущество, то оно будет являться самовольной постройкой и подлежит сносу. Стоит отметить, что снос возможен только на основании вступившего в законную силу решения суда.

В пример истребования из незаконного  использования земельного участка  можно привести ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС  Поволжского округа от 24.11.2006 по делу N А06-381/2-22/06. Судом было установлено, что у ответчика отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие наличие у него законных оснований владеть и пользоваться земельным участком, а выводы о незаключенности договора аренды участка соответствуют статьям 25, 26 Земельного кодекса РФ, пункту 3 статьи 433 ГК РФ и признаются судом обоснованными. В этом случае суд удовлетворил иск об истребовании у ответчика из незаконного владения земельный участок43.

Страницы:← предыдущая123456следующая →

Поиск Лекций

Ограничения прав собственников земельных участков

В дореформенный период существования исключительной государственной собственности на землю проблема ограничений прав собственников земельных участков не возникала в виду отсутствия таковых. С началом земельной реформы возможность правомерного ограничения прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов впервые была предусмотрена в ст. 54 ЗК РСФСР 1991 г., согласно которой их права «могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством республик, входящих в состав РСФСР». Однако из данной нормы не было ясно, во-первых, кем и в каком порядке могли быть ограничены права землепользователей, а во-вторых, почему названные ограничения могли осуществляться только законодательством республик, а не всех субъектов РФ.

Впоследствии попытка урегулировать основания, порядок и правовые последствия установления ограничений прав на землю была предпринята в Конституции России, а также в земельном и градостроительном законодательстве РФ и субъектов РФ. Причинами появления соответствующих правовых норм стало осознание представителями органов власти всех уровней теории социальной функции собственности, необходимости ее служения общественным интересам. Однако до настоящего времени в нормативно-правовых актах РФ отсутствует четкое разграничение понятий «ограничения», «обременения» и «пределы» осуществления правомочий собственников земельных участков. Ограничения права собственности не могут состоять в изъятии из его содержания тех или иных правомочий. При ограничении правомочие, подлежащее ограничению, не исключается из права собственности, но не может быть осуществимо в полном объеме. Поскольку правомочие, подлежащее ограничению, не исключается, а остается в содержании права собственности при отмене ограничения происходит не новое приобретение этого правомочия, а восстановление возможности осуществления его в полном объеме. Таким образом, по своей сути ограничения права собственности касаются не права, а лишь его осуществления.

По мнению О.И. Крассова, под ограничениями прав лиц, использующих земельные участки, следует понимать установленные в административном порядке запреты на отдельные виды хозяйственной деятельности и использования земли либо требования о воздержании от совершения определенных действий. Виды и характер ограничений основаны на предписаниях, содержащихся в соответствующих нормативных актах. Установление ограничений прав лиц на земельные участки представляет собой форму закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав лиц на земельные участки. В связи с этим представляется обоснованным сформулировать классификацию ограничений права собственности на земельные участки.

По содержанию ограничения права собственности в самом общем виде можно классифицировать в две большие группы: ограничения права юридического распоряжения и ограничение права пользования объектом права собственности. По властному органу, непосредственно принимающему решение об установлении ограничений, следует выделить судебные органы, а также органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления. По сроку действия ограничения бывают бессрочными или установленными на определенный срок.

По субъекту права собственности, земельный участок которого подвергается ограничениям, можно выделить ограничения права частной собственности, государственной (РФ и субъектов РФ) и муниципальной собственности. Так, по мнению А.А. Соколовой, «ограничения права муниципальной собственности представляют собой предусмотренные законом правила, понуждающие муниципальные образования воздерживаться от определенных действий, механизмы, устанавливающие препятствия для не законных действий несобственников в отношении муниципального имущества в целях защиты прав и интересов населения».

На наш взгляд, ограничения муниципальной или государственной собственности (в отличие от частной собственности) касаются преимущественно правомочия распоряжения земельным участком.

17. Ограничение прав собственников земельных участков

Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления (равно как и органы государственной власти) непосредственно не занимаются хозяйственной деятельностью на земле. Ограничения в распоряжении государственными или муниципальными земельными участками прямо предусмотрены в ст. 27 ЗК РФ (ограничения оборотоспособности земельных участков). Кроме того, например, орган местного самоуправления стеснен в возможности предоставления земельного участка под застройку физическим и юридическим лицам на территории, где документами территориального планирования вышестоящего уровня запланировано размещение объекта капитального строительства федерального (регионального) значения. Возможность органов местного самоуправления в предоставлении земельного участка в частную собственность также сужается и в случае установления публичного сервитута органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ (например, в случае необходимости прокладки федеральных магистральных нефте- или газопроводов).

В качестве примера ограничений государственной собственности на землю можно выделить конструкцию права общего природопользования, позволяющую гражданам пользоваться без особого разрешения водными объектами (для купания, забора воды без применения технических средств), собирать грибы, ягоды и иные дары леса, бурить скважины на первый водоносный горизонт при постройке колодцев и т.д. Таким образом, правомочия государства-собственника ограничиваются в общественных интересах.

В зависимости от предмета правового регулирования, можно различать следующие виды ограничений:

Конституционно-правовые ограничения. Конституция Российской Федерации установила в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ограничение прав должно быть соразмерно конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов.

Градостроительные ограничения прав собственников земельных участков. Назначение градостроительного законодательства заключается в том, чтобы определить права собственников недвижимости в части видов разрешенного использования и параметров изменений (строительства) объектов недвижимости, а также обеспечить контроль за соблюдением этих прав. Из трех правомочий собственника участка градостроительное законодательство регламентирует, прежде всего, право пользования. Виды разрешенного использования недвижимости (магазин, офис, жилье) и ее параметры (этажность, общая площадь) определяют величину пользы, которую конкретный объект недвижимости может принести ее собственнику. Устанавливая такое право градостроительное законодательство во многом предопределяет стоимость недвижимости не только на текущий момент, но и в будущем.

Градостроительно-правовые ограничения сужают возможность собственника осуществлять отдельные субъективные права в течение определенного времени, на определенной территории или по отдельным вопросам (параметрам и видам использования участка) вплоть до их устранения. При этом само правомочие собственника по владению, пользованию и распоряжению участком как таковое не исчезает, но возникают затруднения (стеснения) при осуществлении указанных правомочий. При отмене нормативного акта, повлекшего установление ограничений (например, в случае отмены решения о государственной охране памятника культуры (истории, архитектуры и т.д.), правомочия собственника восстанавливаются в полном объеме.

Земельно-правовые ограничения. К их числу следует отнести ограничения прав на землю в интересах объектов специального назначения (транспорта, связи и т.д.). Например, такого рода ограничения хозяйственной деятельности в целях обеспечения надлежащих условий эксплуатации автодорог и нормальной работы автотранспорта предусмотрены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования». Другой разновидностью данной группы ограничений является резервирование земельного участка. Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ, резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд является основанием для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам. Собственник земельного участка, попавшего в пределы зарезервированной территории, может быть ограничен в праве пользования им.

Своеобразной разновидностью резервирования можно считать ограничение прав собственника предстоящим изъятием участка для государственных или муниципальных нужд. С момента государственной регистрации решения государственного или муниципального органа о таком предстоящем изъятии земельного участка, собственник испытывает стеснения в осуществлении своих правомочий, например, в части застройки земельного участка или иных действий, связанных с повышением стоимости земли.

Эколого-правовые ограничения. Это один из наиболее распространенных видов ограничений, означающий запрет причинения ущербаокружающей среде, посягающего на конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду. Данная задача решается, во-первых, посредством создания территориальных экологических ограничений приданием определенным территориям особого эколого-правового статуса (особо охраняемых природных территорий или зон экологического бедствия), а также посредством установления территориальных ограничений, вызванных осуществлением хозяйственной или иной деятельности (санитарные зоны, санитарно-защитные, охранные зоны и т.д.). Так, правомочия собственника ограничиваются при создании практически любой особо охраняемой природной территории, в том числе в их охранных зонах.

Во-вторых, введение ограничений, стесняющих правомочие пользования собственника, в связи с установлением экологических требованийпредъявление к хозяйственной и иной деятельности обязательных условий, ограничений или их совокупности, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными природоохранными нормативными документами. Такие требования могут предъявляться к хозяйственной или иной деятельности в различных сферах человеческой жизнедеятельности и отраслях экономики — промышленности, транспорте, обороне и т.д. и касаются, в том числе, экологических ограничений при строительстве хозяйственных объектов.

Контрольные вопросы

1. Назовите виды и формы собственности на землю? Каковы проблемы в сфере разграничения государственной собственности на землю?

2. Сформулируйте определение права частной собственности на землю. Каково его содержание?

3. Каковы основания и порядок приобретения права частной собственности на землю? Каковы должны быть размеры приватизируемого (переоформляемого) гражданином земельного участка?

4. Назовите основания прекращения права частной собственности на землю. В каких случаях она осуществляется принудительно?

5. Дайте определение ограничений права частной собственности на землю. В каких целях они устанавливаются?

Литература

1. Анисимов А.П. Проблема приобретения права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности в свете нового земельного законодательства // Юрист. – 2002. — № 12.

2. Анисимов А.П., Мелихов А.И. Конституционно-правовые проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о частной собственности на землю // Юридический мир. – 2003. — № 5.

3. Волков Г.А. Переоформление прав на землю по Земельному кодексу Российской Федерации // Экологическое право. – 2003. — № 1.

4. Волкова Т.В. Правовое регулирование перераспределения земель // Вестник СГАП. -2002. — № 2.

5. Галиновская Е.А. К вопросу об оформлении прав на земельные участки. // Право и экономика. – 2003. — № 1.

6. Гольцблат А.А. Мотивы скорейшей приватизации земли. // Право и экономика. – 2003. — № 3.

7. Грудцына Л. Особенности владения, пользования и распоряжения садовым участком // Адвокат.- 2004. — № 6.

8. Камышанский В.П. Ограничения права собственности. Монография. — Спб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.

9. Карномазов А.И. Судебные споры о признании права собственности на земельные участки // Нотариус. — 2004. — № 1.

10. Кузнецов Д. Понятие приватизации земельных участков в российском законодательстве // Хозяйство и право. — 2004. — № 7.

11. Кульнев В.Н. Проблемы применения земельного законодательства в связи с разграничением государственной собственности на землю // Аграрное и земельное право. – 2004. — № 1.

12. Медведев С. Новое земельное законодательство: разграничение государственной собственности на землю и участие публичных образований в хозяйственном обороте земли // Хозяйство и право. – 2002. — № 7.

13. Прохорова Н.А. Содержание права государственной собственности на землю по Земельному кодексу РФ // Журнал российского права. 2003. № 8

14. Сыродоев Н.А. Возникновение прав на землю // Государство и право. – 2004. — № 10.

15. Чубуков Г.В. Земельная недвижимость как правовая категория // Экологическое право. — 2002. — № 3.

16. Черноморец А.Е. Право собственности в сельском хозяйстве Российской Федерации. — М, 1993.

17. Эйриян Г. Определение собственника на вновь образованные земельные участки // Российская юстиция. – 2004. — № 2.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

При совместной собственности сособственники обладают равными правами собственности на весь земельный участок. Каждый из них по согласию всех других участников вправе совершать разрешенные сделки со всем земельным участком либо его частью, а также иным образом распоряжаться им.

Ограничения частной собственности на землю

При совершении таких действий согласие других участников предполагается и специального удостоверения в форме договора или иной форме для совершения распорядительных действий не требуется33.

3. Ограничение права собственности на землю

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю, предусмотренными земельным законодательством, однако в отдельных случаях данные права могут быть ограничены. В принципе, к ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком.

П.2 статьи 56 Земельного кодекса РФ устанавливает  следующие ограничения прав на землю:

  1. особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
  2. особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
  3. условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
  4. иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, Федеральными законами.

Данный  перечень не является исчерпывающим. Некоторые из ограничений предусмотрены другими статьями Земельного кодекса, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами.

Земельным кодексом предусмотрено установление нескольких видов зон с особыми  условиями использования земель34.

Например, в составе земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых  условий для эксплуатации промышленных, энергетических, особо радиационно-опасных  и ядерно-опасных производств и объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут устанавливаться охранные, защитные, санитарные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в такие зоны, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон35. Так на земельных участках в границах охранных зон системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации – собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф36.

На  территориях, на которых находятся  памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение  сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных  участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

В законах названы только допустимые ограничения в использовании  земельных участков. Конкретные ограничения  по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Эти акты могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены в судебном порядке. Тогда ограничение прав на землю устанавливается решением суда. В любом случае требуется государственная регистрация ограничений прав на землю.

Собственники  земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов37.

4. Защита права собственности  на землю

Актуальность  рассмотрения вопроса защиты права собственности на земельные участки объясняется тем, что в настоящее время в судах разных инстанций находиться большое количество споров, связанных с защитой и признанием прав собственности на землю, а так же споров по изъятию из незаконного владения и устранению препятствий в пользовании землей. Допустимость защиты права собственности предусмотрена Конституцией РФ, часть 2 статьи 45 которой указывает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Уже первая статья ГК РФ относит беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебную защиту к основополагающим принципам гражданского законодательства. Кроме того, ст.11 ГК РФ определяет судебный порядок защиты права как основной38.

Статья 46 Конституции РФ закрепляет важные демократические начала, гарантирующие  судебную защиту права частной собственности  на землю, и тем самым значительно  повышает роль суда, которую он должен играть в обществе и государстве, возлагая на него важную задачу по защите прав и свобод человека.

Конкретная  структура средств конституционно-правовой защиты частной собственности на землю определяется двумя функциями  объективного права. С одной стороны, защита осуществляется в случае нарушения права частной собственности на землю путем отправления правосудия. С другой стороны, в сфере нормотворчества, когда в процессе создания конституционных норм задаются условия, обеспечивающие восстановление нарушенного права частной собственности, определяются институциональные и иные гарантии данного права39.

Объектом  конституционно-правовой защиты частной  собственности является не только основное право частной собственности  на землю, но и само отношение частной  собственности, являющееся одним из элементов основ конституционного строя Российской Федерации. Государство взяло на себя обязанности признавать, соблюдать и защищать право частной собственности на землю, что предполагает заботу о создании развитой системы гарантий, с помощью которых реализуется эта задача. Поэтому судебная защита частной собственности на землю не исчерпывается положениями, содержащимися в Конституции РФ, и требует наличия механизма ее реализации, включающего полномочия судебных органов, права ищущей защиты личности, многочисленные гарантии обеспечения права на судебную защиту.

Помимо  Конституции РФ и ГК РФ большое  количество норм, регламентирующих способы  защиты гражданских прав, содержат Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ. Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей нормы, средств и способов защиты. Конституционное право на судебную защиту частной собственности на землю представляет собой, с одной стороны, неотъемлемое право физических и юридических лиц обратиться в судебные органы при возникшем нарушении их права частной собственности на землю, а с другой — обязанность государства реализовать их конституционное право посредством обеспечения эффективной защиты судебными органами, а также восстановить нарушенное право путем вынесения законного и обоснованного решения. Право на судебную защиту частной собственности на землю — это не только право на обращение в суд, но также право на подтверждение, а при необходимости — и на принудительное восстановление оспоренного или нарушенного права частной собственности на землю40.

Ст. 12 ГК РФ устанавливаются общие способы  защиты права собственности: признание  права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пересечения действий, нарушающих права или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита прав (при этом самозащита допускается только при необходимости пресечь нарушения права, она должна быть соразмерна нарушению); присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судов акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону41.

Земельный кодекс РФ называет одним из способов защиты прав на земельный участок, — это признание права на земельный участок. Как следует из ст. 59 ЗК РФ, данное признание осуществляется в судебном порядке посредством вынесения соответствующего решения. Например, если гражданин или юридическое лицо считает, что стал собственником земельного участка в силу приобретательной давности, то он вправе обратиться в суд или в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности. Так как в силу приобретательной давности физическое или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает на него право собственности. В случае удовлетворения судом исковых требований о признании права собственности в силу приобретательной давности, вынесенное решение являться юридическим основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок. При этом должностное лицо регистрирующего органа не вправе отказать в регистрации права собственности на землю, установленного решением суда.

Как пример признания права собственности  на земельный участок из судебной практики можно привести ПОСТАНОВЛЕНИЕ  ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА от 20 февраля 2006 г. дело N 10АП-3601/05-ГК, по материалам дела: ЗАО "Агрофирма "Первое Мая" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Х., Ч., Ш.М., Ш., Ш.Л. о признании права собственности ЗАО "Агрофирма "Первое Мая" на 1/662 долю каждого из ответчиков в праве собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения. Решением Арбитражного суда Московской области от 9 ноября 2005 года исковые требования удовлетворены. Апелляционная инстанция оставила решение в силе. Кассационная инстанция постановила — решение Арбитражного суда Московской области от 9 ноября 2005 года по делу N 41-К1-17111/05 изменить. Признать за ЗАО "Агрофирма "Первое Мая" право собственности на 1/597 долю в праве собственности на земельный участок, из состава земель сельскохозяйственного назначения42.

В этом случае собственник обращается в Государственный орган по регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним для регистрации права  собственности на земельный участок, а основанием для регистрации  права, внесения сведений в ЕГРП и выдачи свидетельства о праве собственности на земельный участок служат вышеназванные акты судов.

Ст. 60 Земельного кодекса РФ предусмотрен еще один способ защиты прав на землю  — восстановление положения, существовавшего  до нарушения права на земельный участок. Установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае:

1. САМОВОЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО  УЧАСТКА. Под этим понимают  использование земельного участка  лицом, у которого отсутствуют  надлежаще оформленные в установленном порядке права собственности или аренды земли. Собственник, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратиться в суд с требованием о возврате участка из чужого незаконного пользования. А также, если гражданин или юридическое лицо построит на самовольно занятом земельном участке какое-либо недвижимое имущество, то оно будет являться самовольной постройкой и подлежит сносу. Стоит отметить, что снос возможен только на основании вступившего в законную силу решения суда.

В пример истребования из незаконного  использования земельного участка  можно привести ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС  Поволжского округа от 24.11.2006 по делу N А06-381/2-22/06. Судом было установлено, что у ответчика отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие наличие у него законных оснований владеть и пользоваться земельным участком, а выводы о незаключенности договора аренды участка соответствуют статьям 25, 26 Земельного кодекса РФ, пункту 3 статьи 433 ГК РФ и признаются судом обоснованными. В этом случае суд удовлетворил иск об истребовании у ответчика из незаконного владения земельный участок43.

Страницы:← предыдущая123456следующая →

Ограничения в использовании земель. Право земельного сервитута.

Ограничения в использовании земель. Право земельного сервитута.

При разработке проекта отвода и вообще проектов землеустройства и проектов организации землеустройства часто возникают ситуации, когда надо устанавливать ограничения по использованию.

Ограничения предусматриваются в объеме, предусмотренным законом или договором.

Согласно классификатору, могут быть установлены следующие ограничения:

1)  правовые

2)  экологические

3)  агротехнические

4)  специальные

Ограничения могут быть обусловлены особым правовым режимом территории, требованиями экологической защиты земель, сохранением плодородия почв и охраны окружающей среды.

К землям с особыми условиями использования на территории, которых устанавливаются ограничения, относятся:

1) охранные зоны;

2) зоны санитарной охраны;

3) санитарно-защитные зоны;

4) зоны особого режима использования земель.

Охранные зоны – это такие зоны с особыми условиями использования земельных участков, которые создаются вокруг особо ценных экологических объектов, историко-ландшафтных и историко-культурных заповедников, вокруг объектов культурного наследия, вокруг гидрометеостанций и других объектов.

Цель таких охранных зон – обеспечение защиты объектов и предупреждения негативного влияния на них в результате человеческой деятельности. В случаях необходимости охранные зоны могут устраиваться на территориях, примыкающих к участкам национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, памятников природы, ботанических садов, парки-памятники садово-паркового искусства и т. д.

Размеры охранных зон определяются согласно их целевому назначению на основе специального обследования ландшафтов и хозяйственной деятельности на примыкающей территории.

Режимы охранных зон территории и объектов природно-заповедного фонда определяются и с учетом характера хозяйственной деятельности на близлежащих территориях и на основе оценки его влияния на окружающую среду.

В охранных зонах не допускается строительство промышленных и других объектов; развитие хозяйственной деятельности, которая приводит к отрицательному влиянию на территорию (на основе экологической экспертизы).

Решение утверждается гос. органами об установлении этих режимов.

Правовая база для установления таких зон: Постановление Кабмина Украины, законы Украины (о транспорте, о водоохране, природных ресурсах) и другие нормативно-технические документы, которые утверждаются в соответствующем законодательном порядке.

В охранных зонах и объектах экологического значения – объекты реперной сети – наиболее строгий режим (станции, посты, пункты наблюдения за водным режимом).

Запрещается в таких зонах:

— строительство и размещение любых зданий и сооружений;

— стоянок автомобильного и водного транспорта и др. механизмов;

— сооружение оросительных и осушительных систем;

— выполнение горных, взрывных, монтажных и других работ, вызывающих нарушение почвы;

— добыча полезных ископаемых;

— высаживание деревьев и кустарников;

— свалки мусора;

— расположение кладбища;

— бросать якоря;

— дноуглубительные и землечерпательные работы;

— выделять участки для вылова рыбы.

Охранные зоны железных дорог. Для обеспечения сохранения прочности и стойкости сооружений, сохранности устройств и других объектов ж/д транспорта.

Охранные зоны автодорог. Запрещается:

— строительство жилых домов и хозяйственных сооружений;

— сливать отработанные смазочные масла на землю или дорожное покрытие;

(ограничение в зависимости от категории дороги и колеблется от 100 до 35м от края проезжей части)

— мыть транспортные средства;

— портить оснащенные места стоянок, повреждать зеленые насаждения.

Охранные зоны вдоль электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных ЛЭП в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных условными вертикальными плоскостями по обе стороны от крайних проводов на расстоянии от 2 до 40м в зависимости от напряжения ЛЭП. Для трансформаторных подстанций охранная зона устанавливается по периметру. Вдоль подземных и подводных кабелей – 1м или более.

Запрещаются любые действия, приводящие к нарушению нормального функционирования ЛЭП (по правилам охраны электросетей).

Зоны санитарной охраны создаются для санитарно-эпидемиологической защиты уязвимых экологических или рекреационных объектов. Основанием для определения таких зон является закон о питьевой воде и водоснабжении. Зоны санитарной охраны централизованного водоснабжения делятся на 3 пояса особого режима, они входят в состав водоохранных зон. Первый – пояс сурового режима (территория размещения водозабора, площадка водопроводных сооружений или водопроводный канал). Второй и третий – пояс ограничений и наблюдений (включает территорию, отведенную для обеспечения охраны объектов центрального питьевого водоснабжения, хозяйственная и другая деятельность ограничивается).

Основания для ограничений прав на землю

Такое же подразделение имеют зоны курортов.

Санитарно-защитные зоны создаются с целью обособления территории жилой застройки от экологически опасных объектов. Такие зоны предназначены для минимизации следствий действия этих объектов. Создаются вокруг объектов, являющихся источниками выделения вредных веществ, запахов, повышенного уровня шума, вибрации, электромагнитных полей и излучений и т. п. Важной особенностью таких объектов является то, что в их границах запрещается строительство жилых объектов и объектов, связанных с постоянным проживанием там людей. Если вследствие нарушения установленных границ и режима зоны возникает необходимость в отселении жителей, такие вопросы решаются органами исполнительной власти и местного самоуправления и финансируются из бюджетных средств.

Зоны особого режима использования. Этот режим распространяется на земли, предоставленные для потребности обороны государства. В их состав входят земли под военными объектами, также пограничная полоса и контролируемый пограничный район. Режимы использования определены постановлением Кабмина «О пограничном режиме». С/х районирование в пограничной полосе (и др.) проводится в соответствии с согласованием с погранвойсками.

Право земельного сервитута

Статья 98.

Содержание права земельного сервитута

1. Право земельного сервитута — это право собственника или землепользователя земельного участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками).

2. Земельные сервитуты могут быть постоянными и срочными.

3. Установление земельного сервитута не ведет к лишению собственника земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, прав владения, пользования и распоряжения им.

4. Земельный сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника земельного участка, относительно которого он установлен.

Статья 99. Виды права земельного сервитута

Собственники или землепользователи земельных участков могут требовать установления следующих земельных сервитутов: а) право прохода и проезда на велосипеде; б) право проезда на транспортном средстве по имеющейся дороге; в) право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, других линейных коммуникаций; г) право прокладывать на свой земельный участок водопровод из чужого природного водоема или через чужой земельный участок; ґ) право отвода воды со своего земельного участка на соседний или через соседний земельный участок; д) право забора воды из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прохода к природному водоему; е) право поить свой скот из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прогона скота к природному водоему; є) право прогона скота по имеющейся дороге; ж) право установления строительных лесов и складирования строительных материалов с целью ремонта строений и сооружений; з) др.

земельные сервитуты.

С одной стороны, право земельного сервитута расширяет право лица, у которого появляется возможность использовать чужой участок, с другой – ограничивает право собственника (пользователя).

Постоянный сервитут обеспечивает их владельцам возможность непрерывного использования земельного участка, на котором установлен сервитут (право провести водопровод).

Непостоянный сервитут – не могут осуществляться непрерывно (право прохода, проезда, прогона скота). Но юридически этим правом можно воспользоваться в любое время.

Сервитут бывает сельский (дорожные, водные и прочие) и городской (право установления строительных лесов, право складирования материала с целью ремонта зданий и сооружений, право прохода и проезда, запрета строительства определенных сооружений и др.).

Ограничения в использовании земель. Право земельного сервитута. — 3.2 out of 5 based on 5 votes

В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

17. Ограничение прав собственников земельных участков

Земельным законодательством предусмотрено, что граждане и юридические лица могут обладать такими правами на землю, как право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, и правом аренды. Содержание каждого из этих прав раскрывается в соответствующих статьях гл. III и IV ЗК РФ. В отдельных случаях данные права могут быть ограничены.

К ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком, т.е. и ограничение оборотоспособности земельных участков, которое регулируется ст. 27 ЗК РФ, и публичные сервитуты. Однако в комментируемой статье под ограничениями прав на землю понимаются в основном ограничения в использовании земельных участков. Перечень их, приведенный в п. 2 статьи 56 ЗК РФ, не является исчерпывающим.

16. Ограничение прав на землю

Некоторые из таких ограничений предусмотрены другими статьями ЗК РФ, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами.

Так, ЗК РФ предусмотрено установление нескольких видов зон с особыми условиями использования земель. Например, в составе земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, энергетических, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут устанавливаться охранные, защитные, санитарные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в такие зоны, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (п. 3 ст. 87 ЗК РФ). Так, в соответствии со ст. 90 ЗК РФ на земельных участках в границах охранных зон объектов системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения; не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях установил (ст. 27), что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам земельный участок может быть выделен в собственность, владение, пользование или аренду с условием совершения определенных действий, например освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги в определенные установленные сроки. В ЗК РФ норм, регулирующих такие отношения, нет, но они вполне могут содержаться в иных нормативно-правовых актах. Установление упомянутых условий трудно назвать ограничениями в использовании земельных участков в собственном смысле слова, они представляют собой, скорее, дополнительные обязательства землевладельца, землепользователя, арендатора.

В законах названы только допустимые ограничения в использовании земельных участков. Конкретные ограничения по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Эти акты могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Тогда ограничение прав на землю устанавливается решением суда. В любом случае требуется государственная регистрация ограничений прав на землю.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки в соответствии со ст.

57 ЗК подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Комментарий к статье 56 Земельного Кодекса РФ

1. Ограничения прав на землю вызваны спецификой объекта прав: его ограниченностью и незаменимостью.

Ограничения прав устанавливаются только в целях, предусмотренных п. 3 ст. 55 Конституции, п. 2 ст. 1 ГК РФ, в силу которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Другим важнейшим требованием введения ограничений прав на землю является закрепление оснований таких ограничений только федеральными законами.

2. Ограничения прав могут быть установлены как в публичных интересах, так и частных. В п. 2 комментируемой статьи закреплены только некоторые из возможных ограничений прав на земельные участки, которые имеют публичный характер, т.е. устанавливаются в интересах публичных образований, общества:

1) правовой режим земельных участков, расположенных в охранных и санитарно-защитных зонах, определяется не только нормами ЗК, но и иных нормативных актов. Защитные и охранные зоны устанавливаются в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности. Защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, создаются в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 52 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Согласно ФЗ "О радиационной безопасности населения" санитарно-защитной зоной признается территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы излучения облучения населения. В пределах границ охранных, санитарно-защитных зон может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования — санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Например, в соответствии с п. 5.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (РГ. 2008. N 28) в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в ее проекте.

На основании ст. 90 ЗК и в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 (СЗ РФ. 2006. N 42.

Ограничение прав на землю

Ст. 4385).

Охранные и санитарно-защитные зоны с особыми условиями использования земельных участков могут устанавливаться и в иных случаях (вокруг сетей связи и сооружений связи, геодезических пунктов, стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и др.);

2) в соответствии со ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды — это деятельность органов государственной власти РФ, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Для достижения указанных целей устанавливаются особые условия охраны окружающей среды.

Например, согласно ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия утверждаются границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов России и объектов культурного наследия, включенных в список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон. В отношении объектов культурного наследия федерального значения они утверждаются органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального местного (муниципального) значения — в порядке, установленном законами субъектов РФ (ст. 34).

В соответствии со ст. 35 названного Закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения;

3) особенности предоставления, использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог, особые требования к строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог предусмотрены ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Например, согласно ст. ст. 38, 39 указанного Закона строительство, реконструкция и использование платных автомобильных дорог могут осуществляться на основе концессионных соглашений, которые могут содержать обязательство концессионера в отношении капитального ремонта, ремонта и содержания платной автомобильной дороги.

Охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, в градостроительном законодательстве именуются зонами с особыми условиями использования территорий и подлежат отражению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования.

3. Пункт 3 комментируемой статьи называет два основания возникновения ограничений прав на землю: акт компетентного органа и судебное решение. В силу своей природы и специфики принятия решение суда может устанавливать ограничение прав на землю только по результатам рассмотрения конкретного дела.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме определенного вида деятельности. Такие убытки в соответствии со ст. 57 ЗК подлежат возмещению в полном объеме (см. комментарий к названной статье).

4. Ограничения прав, перечисленные в п. 2 комментируемой статьи, характеризуются тем, что они устанавливаются на неопределенный срок. Соответственно, они могут быть прекращены при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает их прекращение (например, ликвидация объекта, в связи с которым была установлена санитарно-защитная зона).

Исходя из правила п. 4 комментируемой статьи ограничениям свойственно "право следования", т.е. ограничения следуют судьбе земельного участка и переход права собственности на него не влечет за собой прекращение ограничения, установленного в законном порядке, в отношении прав на данный земельный участок.

5. Согласно ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимость" ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.). Государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок возможна при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный участок в ЕГРП.

Государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, то правообладатель (правообладатели) обязательно уведомляется о зарегистрированном ограничении (обременении). Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *