Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.
Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений.
1. Общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни человека.
2. Общественный порядок и общественная безопасность, как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих.
3. Общественный порядок и безопасность регулируются как нормами права, так и иными социальными и техническими нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой).
4. В сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются принудительному воздействию со стороны сотрудников милиции.
5. В сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение установленных правил и тем самым минимизировать наступление тяжких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответствующих норм, стандартов и требований.
6. С рассматриваемой сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения, так называемая милиция нравов.
Содержание
- Общественный порядок
- 2. Виды и функции социальных институтов Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет; Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов: 1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство. 2) Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др. 3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти. 4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1) Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. 2) Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. 3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения. 5) Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений. Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели. Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств. Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность. Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты — организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. 3. Система «охрана правопорядка» как социальный институт Охрана правопорядка — совокупность мер по достижению целей режима законности, его конечного результата — упорядоченности общественных отношений (правопорядка) в соответствии с существующими правовыми предписаниями. "Охрана правопорядка" — понятие более узкое, чем общепринятое понятие "охрана общественного порядка". По сути своей охрана правопорядка — это то, что делается для устранения каких бы то ни было препятствий, мешающих воплощению в жизнь велений права: признание законов и других правовых актов не соответствующими Конституции (конституционный контроль); издание законов и других нормативных актов, способствующих успешному преодолению всех разновидностей противоправных действий, в том числе предупреждению, пресечению — и борьбе с преступлениями и иными правонарушениями; повседневная деятельность уполномоченных государственных органов по применению юридической ответственности и восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций и т. д.
- Список используемой литературы Попова И. М. Социология: Введение в специальность. — К.: Тандем, 1998. — 286, с. Российская социологическая энциклопедия / РАН. Ин-т соц.-политических исслед.; Под общ. ред. Г.В.Осипова. — М.: НОРМА-ИНФРА. Лекция: Общественный порядок М, 1998. — 664, с. Социология. — М.: Культура и спорт: Изд. обьед. "ЮНИТИ", 1998. — 349 с. Якуба Е. А. Социология: Учебное пособие для студ. вуз. — Харьков: Константа, 1996. — 192 с.
- Общественный порядок — это… Что такое Общественный порядок?
- Понятие безопасности личности, общественного порядка, общественной безопасности, охраны общественного порядка, обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности.
- Общественный порядок — это… Что такое Общественный порядок?
- О соотношении понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок»
- По обеспечению правопорядка в общественных местах на территории города Энска
- 2. Понятие общественного порядка и правопорядка.
Общественный порядок
В сфере общественного порядка и общественной безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию организаций. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия.
8. В сфере общественного порядка и общественной безопасности происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты, террористические акты. Нередко они сопровождаются убийствами, гибелью людей, погромами и поджогами государственных и общественных зданий, жилых домов граждан, разрушением железнодорожных путей, мостов, линий электропередач и связи.
9. С рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Названные особенности общественного порядка и общественной безопасности наглядно демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное – определяют содержание их правоохранительных функций и полномочий.
Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.
Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.
Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т. е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.
Общественные места можно отнести к трем категориям:
- общественные места постоянного пользования – улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т. п.;
- общественные места временного пользования – магазины, театры, стадионы и т. д.;
- эпизодические общественные места – лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т. д.
Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила поведения).
Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение ряда определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.
Общественный порядок – это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся, главным образом, в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.
К понятию «общественный порядок» тесно примыкает понятие «общественная безопасность», которая рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами природного, социального или техногенного характера.
Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспорта, осуществления строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цветного копирования, компьютерными системами и другими предметами и веществами.
1. Понятие "социальный институт"
2. Виды и функции социальных институтов
3. Система «охрана правопорядка» как социальный институт
1. Понятие "социальный институт"
Социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:
1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.
3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
2. Виды и функции социальных институтов
Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет; Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:
1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
2) Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
1) Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2) Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
4) Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
5) Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты — организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.
3. Система «охрана правопорядка» как социальный институт
Охрана правопорядка — совокупность мер по достижению целей режима законности, его конечного результата — упорядоченности общественных отношений (правопорядка) в соответствии с существующими правовыми предписаниями. "Охрана правопорядка" — понятие более узкое, чем общепринятое понятие "охрана общественного порядка". По сути своей охрана правопорядка — это то, что делается для устранения каких бы то ни было препятствий, мешающих воплощению в жизнь велений права: признание законов и других правовых актов не соответствующими Конституции (конституционный контроль); издание законов и других нормативных актов, способствующих успешному преодолению всех разновидностей противоправных действий, в том числе предупреждению, пресечению — и борьбе с преступлениями и иными правонарушениями; повседневная деятельность уполномоченных государственных органов по применению юридической ответственности и восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций и т. д.
Список используемой литературы
- Попова И. М. Социология: Введение в специальность. — К.: Тандем, 1998. — 286, с.
- Российская социологическая энциклопедия / РАН. Ин-т соц.-политических исслед.; Под общ. ред. Г.В.Осипова. — М.: НОРМА-ИНФРА.
Лекция: Общественный порядок
М, 1998. — 664, с.
- Социология. — М.: Культура и спорт: Изд. обьед. "ЮНИТИ", 1998. — 349 с.
- Якуба Е. А. Социология: Учебное пособие для студ. вуз. — Харьков: Константа, 1996. — 192 с.
Лекция: Общественный порядок
М, 1998. — 664, с.
Схожі роботи
Народжуваність в Україні
Прогнозування демографічного розвитку України. Варто зазначити, що в Україні відбувається депопуляція, яка зумовлена падінням рівня життя. При цьому ми визначаємо незадовільне становище…
Соціоінженерна діяльність і соціальне прогнозування
Дайте визначення типу інформаційної культури.Розкрийте типи цільових прогнозів…
Демографія та проблеми людського розвитку
Сучасна демографічна криза не є суто українським феноменом, її причини зумовлені загальними тенденціями зміни способу життя та відтворення населення, притаманними розвинутим країнам, які…
Державний контроль у сфері захисту населення від наслідків аварії на ЧАЕС та надзвичайних ситуацій
Державний контроль завжди виступає ефективним засобом вирішення тих суспільних проблем та протиріч, які становлять потенціальну загрозу стабільному розвитку суспільства та держави, але ще…
Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.
Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений.
1. Общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни человека.
2. Общественный порядок и общественная безопасность, как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих.
3. Общественный порядок и безопасность регулируются как нормами права, так и иными социальными и техническими нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой).
4. В сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются принудительному воздействию со стороны сотрудников милиции.
5. В сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение установленных правил и тем самым минимизировать наступление тяжких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответствующих норм, стандартов и требований.
Общественный порядок — это… Что такое Общественный порядок?
С рассматриваемой сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения, так называемая милиция нравов.
7. В сфере общественного порядка и общественной безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию организаций. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия.
8. В сфере общественного порядка и общественной безопасности происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты, террористические акты. Нередко они сопровождаются убийствами, гибелью людей, погромами и поджогами государственных и общественных зданий, жилых домов граждан, разрушением железнодорожных путей, мостов, линий электропередач и связи.
9. С рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Названные особенности общественного порядка и общественной безопасности наглядно демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное – определяют содержание их правоохранительных функций и полномочий.
Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.
Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.
Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т. е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.
Общественные места можно отнести к трем категориям:
- общественные места постоянного пользования – улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т. п.;
- общественные места временного пользования – магазины, театры, стадионы и т. д.;
- эпизодические общественные места – лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т. д.
Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила поведения).
Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение ряда определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.
Общественный порядок – это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся, главным образом, в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.
К понятию «общественный порядок» тесно примыкает понятие «общественная безопасность», которая рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами природного, социального или техногенного характера.
Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспорта, осуществления строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цветного копирования, компьютерными системами и другими предметами и веществами.
Понятие безопасности личности, общественного порядка, общественной безопасности, охраны общественного порядка, обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности.
Личная безопасность — это состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.
Общественный порядок — это регламентируемая социальными нормами система общественных отношений, складывающаяся в общественных местах в процессе общения людей, неприкосновенность которой гарантирована государством.
Общественная безопасность включает в себя отношения, связанные с предотвращением (локализацией) вредных для жизни, здоровья граждан и их имущества явлений, действий, вызываемых опасным для окружающих поведением отдельных лиц, использующих источники повышенной опасности, или действием стихийных сил природы.
Общественный порядок — сложившаяся в обществесистема отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.
Общественная безопасность.
Общественный порядок — это… Что такое Общественный порядок?
Общественный порядок неразрывно связан с другой сферой жизни общества — общественной безопасностью. Государство рассматривается гарантом безопасности личности и общества. Государство посредством реализации своей социальной и иных функций обеспечивает безопасность личности и всего общества. Выполнение функций субъекта обеспечения безопасности личности определяет социальный характер государства, которое должно заботиться о соблюдении интересов всех слоев общества с помощью права.
Общественная безопасность обеспечивается органами государственной власти, при этом значительную часть функций по ее обеспечению государство делегирует органам внутренних дел, полиции. К общественной безопасности, как правило, относят общественные отношения, связанные с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при их неправильном использовании.
ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА меры по ограждению порядка, сложившегося в обществе под воздействием экономических, политических, социальных, юридических, нравственных и других факторов, от каких бы то ни было посягательств, иныхпопыток причинения ему вреда.
Систему мер по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют правовое регулирование общественных отношений в указанных сферах, т.е. принятие компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности, а также реализация их требований.
Осуществление мер по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выражается в деятельности служб и подразделений полиции по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также иных антиобщественных деяний, в привлечении виновных к установленной ответственности; во взаимодействии с компетентными в указанной сфере органами и организациями в создании нормальных безопасных условий для общения людей в ходе осуществления различных видов деятельности, в удовлетворении ими интеллектуальных, духовных и материальных потребностей; в обеспечении гарантий для осуществления субъективных прав и выполнения обязанностей гражданами; в действиях, направленных на ликвидацию последствий, вызванных нарушениями норм и правил общественной безопасности и различными природными явлениями.
38. Административно-правовые средства охраны общественного порядка и обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности. ??????
Общественный порядок — сложившаяся в обществесистема отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.
Охраной общественного порядка занимаются полиция и другие правоохранительные органы. К охране общественного порядка привлекаются и другие структуры: таможня, органы государственной безопасности, пожарные, судебные исполнители, лесники, частная охрана и т.
д., а в силу ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, охрану общественного порядка осуществляют и органы местного самоуправления.
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В Обязанности полиции входит: прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
4) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
5) обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;
7) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.
Одним из правовых средств охраны общественного порядка и общественной безопасности является институт административной ответственности.
Всего в гл. 20 КоАП РФ включено 27 статей, дела об административных правонарушениях по тринадцати из них рассматривают органы внутренних дел. Данными статьями предусмотрена административная ответственность за:
мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ);
нарушения, связанные с незаконным оборотом оружия (ст. 20.8, 20.10-20.14 КоАП РФ);
незаконную частную детективную или охранную деятельность (ст. 20.16 КоАП РФ);
нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17 КоАП РФ);
нарушение антиалкогольного законодательства (ст. 20.20, 20.21 КоАП РФ);
нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ч. 1 ст. 20.23, ст. 20.24 КоАП РФ).
Дата добавления: 2016-11-20; просмотров: 1762 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Отдельные представители лицензионно-разрешительной системы не устают повторять различные цифры, свидетельствующие о неготовности (или неумении) частных охранников отразить нападение вооруженных преступников на охраняемый объект. Не будем вступать в полемику по данному тезису, так как, как правило, преступное нападение всегда заранее спланировано и осуществляется внезапно, превосходящими силами, что значительно снижает потенциальные возможности отражения для частной охраны.
В противодействии преступникам большую роль играет профессиональная подготовка работников охранного предприятия, их психологическое состояние, нацеленность на отпор противоправному посягательству, внутренняя порядочность и честность.
О соотношении понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок»
Сотрудник охраны имеет возможность по некоторым характерным признакам определить уровень внешней опасности, быстро подготовиться к предстоящему отражению нападения и обезопасить себя и окружающих людей.
Это не разовое мероприятие, а постоянная кропотливая работа, которая должна проводиться ежедневно.
Сотрудник охраны должен обращать внимание на контингент посетителей. Особенно на тех, чьё поведение по тем или иным причинам является странным или подозрительным. Такие лица обычно интересуются режимом работы охранников и инкассации, сотрудников фирмы, собирают сведения о системе охранной сигнализации, пытаются делать предложения о совместной коммерческой деятельности.
Преступники, совершая противоправные действия достаточно легко идут на применение оружия, так как делают это, как правило, не впервой. Перед охранником же стоит дилемма: если нападения избежать не удалось, то дальнейшее активное сопротивление может привести к эскалации нападения, в ходе которого могут пострадать как он сам, так и посторонние лица. В такой ситуации, когда охранник не готов к отражению нападения, когда преступники использовали момент неожиданности очень часто происходят те события, о которых говорил генерал Л.Веденов, и наоборот когда охранник успел психологически подготовится к нападению, тактически правильно выбрана позиция столкновение с применением силового воздействия становится реальностью.
При таком развитии событий охрана должна приложить все усилия для того, чтобы оградить людей от возможного нанесения им телесных повреждений и гибели, но при этом запомнить приметы преступников, их количество, вооружённость, “почерк работы”, автомашины, которые использовались для преступления, особенности речи, физические данные. То есть то, что поможет раскрыть и расследовать обстоятельства данного дела.
Охранникам порой самим или с помощью посторонних лиц удаётся сообщить о нападении в правоохранительные органы. До их приезда все усилия следует направить на сохранение обстановки места преступления, следов оставленных преступниками, а при необходимости принять участие в задержании злоумышленников по горячим следам.
Действия охранников в случае нападения на охраняемый объект (с применением насилия, оружия)
Подать установленным способом сигнал “Тревога”, оповестить все посты.
Принять решительные меры к отражению нападения и задержанию нападавших.
Немедленно доложить оперативному дежурному, руководству предприятия, в орган внутренних дел, начальнику охраны объекта, если необходимо вызвать “Скорую помощь” о происходящих событиях.
При необходимости оказать первую помощь пострадавшим.
Усилить охрану объекта, прекратить доступ на объект и выпуск людей и транспорта.
Организовать охрану места происшествия, сохранить в исправности обстановку на момент совершения преступления.
Если есть погибшие, до прибытия следственной группы не трогать трупы и предметы, находящиеся рядом. При возникновении крайней необходимости переместить трупы в другое место предварительно мелом или краской контурно очертить их местоположение.
Удалить с места происшествия посторонних, а свидетелей в отдельное помещение до прибытия следственной группы.
В случае обнаружения оружия не перемещать его и не брать в руки, накрывать его и другие предметы, находящиеся на месте преступления, подручным материалом.
При крайней необходимости переместить оружие, очертить контуры его месторасположения, взять оружие за рифлёные части рукоятки или ремни, не допускать падения оружия, стволом вниз перенести в помещение охраны и по возможности поместить в сейф или запирающийся шкаф.
Если есть возможность, сделать фотоснимки или провести видеосъёмку.
При задержании нападавших преступников произвести личный осмотр на предмет наличия оружия и опасных предметов.
Действия охранников при посягательстве на личную безопасность.
Действуя смело и решительно, отразить нападение с применением оружия и специальных средств, приёмов рукопашного боя и физической силы, а если нападающий ведёт огонь с большой дистанции необходимо уйти с линии огня, используя по возможности естественное укрытие и быть в готовности отразить непосредственное нападение.
Установленным порядком подать сигнал “Тревога”
Принять меры к задержанию нападающих, применяя специальные средства.
Немедленно доложить оперативному дежурному, в органы внутренних дел и начальнику охраны объекта.
Если есть пострадавшие – оказать им первую помощь.
Принять меры для сохранения следов происшествия и обеспечения свидетельскими показаниями.
Усилить охрану объекта.
Написать объяснения в 3-х экземплярах.
Действия охранников при посягательствах на собственность охраняемого объекта
В случае тайного хищения охраняемых материальных ценностей:
При обнаружении лиц, пытающихся незаконно вынести (вывезти) материальные ценности из охраняемых помещений или с охраняемого объекта, решительно остановить их, задержать(в случае сопротивления применить специальные средства или физическую силу).
Составить акт в 2-х экземплярах(один экземпляр- руководству предприятия, другой –начальнику объекта охраны).
Доложить оперативному дежурному, начальнику охраны объекта, руководству предприятия и органу внутренних дел.
Охранять задержанных и изъятые материальные ценности до прибытия и передачи их органу внутренних дел или оперативной группе ЧОП.
Собрав всю необходимую информацию(в том числе при возможности данные о свидетелях) написать рапорт в 3-х экземплярах(генеральному директору ЧОП, начальнику ОВД, руководителю охраняемого предприятия).
При обнаружении следов проникновения в охраняемом помещении:
В случае срабатывания сигнализации или обнаружении при обходе территории следов взлома двери, окна или нарушения печати, пломбы, принять меры к задержанию предполагаемых нарушителей. Для этого необходимо перекрыть входные(выходные) двери, немедленно проинформировать руководителя охраняемого предприятия и с его согласия вызвать сотрудников ОВД.
Доложить оперативному дежурному, начальнику охраны объекта.
При прибытии сотрудников милиции оказать им помощь в рамках своей компетенции.
при обнаружении предполагаемых нарушителей действовать в соответствии с установленным порядком задержания.
Написать рапорт в 3-х экземплярах.
Все предлагаемые теоретические разработки только тогда становятся реальной силой, когда они постоянно отрабатываются на тренировках, когда охранник имеет хорошую физическую подготовку, когда он психологически настроен на предотвращение преступного посягательства.
Нам представляется, что все эти вопросы должны отрабатываться не только и не столько в школе охраны. Сколько в процессе профессиональной подготовки в охранной организации и на охраняемом объекте.
Автор: Валерий Прасолов
По обеспечению правопорядка в общественных местах на территории города Энска
(единая дислокация)
Схема территории города Энска
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПЕРЕЧНЯ
Постов и маршрутов комплексных сил
Органа внутренних дел
№ п/п | Наименование подразделения милиции, участвующего в охране общественного порядка | Вид наряда, номер поста (маршрута) | Зона действия (центр и границы поста, маршрута, пункты остановок | Основные и особые обязанности | Численный состав наряда | |||
Рота ППС | ПА №1 | Маршрут: пр-т Иванова, ул. Ивановская, ул. Достоевского, пл. Революции, ул. Пушкина, Новый пр-т, пр-т Иванова Протяженность маршрута – 6 км Остановки: № 1 – кинотеатр "Рассвет", пр-т Иванова, д. 5 № 2 – рынок ул. Гагарина, д. 6 | Экипаж осуществляет патрулирование по маршруту, обеспечивает охрану общественного порядка, решительно пресекает преступные проявления, в том числе попытки совершения краж. В местах остановок, с учетом особенностей территории, старший авто- патруля несет службу в пешем порядке, удаляясь от автомашины в пределах видимости. Водитель в это время обеспечивает порядок вблизи автомобиля и по рации поддерживает связь с другими нарядами милиции. На остановке № 1 в районе кинотеатра поддерживает порядок перед началом и окончанием сеанса, обеспечивает сопровождение граждан до ближайших остановок транспорта. На рынке и прилегающей к нему территории проверяет состояние порядка и правил санитарии, пресекает продажу вещей и предметов, запрещенных к | Парный | ||||
№ 3 – проходная завода "Кристалл" № 4 – магазин-гастро- ном № 20, ул.Достоевс-кого, д. 5 | торговле с рук, выявляет лиц, сбывающих и потребляющих наркотические вещества. Обеспечивает предупреждение возможного нападения на инкассаторов. У проходной завода обеспечивает общественный порядок и пресекает правонарушения при массовом выходе рабочих и служащих с завода. В вечернее время сопровождает их до остановок транспорта. На остановках обеспечивает порядок при посадке и высадке пассажиров, проводит работу по недопущению карманных краж и других правонарушений. В районе магазина-гастронома ведет борьбу с нарушителями антиалкогольного законодательства, обеспечивает безопасность инкассации денег из магазина, а также из расположенных вблизи сбербанка и кафе. Проверяет состояние охраны этих объектов после их закрытия. В процессе патрулирования осуществляет надзор за соблюдением правил дорожного движения транспортом и пешеходами. На маршруте взаимодействует с нарядами СПМ №2, 3, 4, 5 и других служб ОВД, участвующих в охране общественного порядка. Оказывает им необходимую практическую помощь. В случае получения сообщения о преступлении немедленно информирует дежурного ГОВД и прибывает к месту его совершения. | |||||||
отметка о проведенных корректировках патруля | ||||||||
Рота ППС | ПП №12 | Маршрут: ул. Пушкина до пересечения с ул. Чернышевского | Осуществляет надзор за соблюдением общественного порядка в местах торговли спиртными напитками. Пресекает распитие спиртных напитков на улицах, в скверах, во дворах и подъездах домов. Ведет наблюдение за сбербанком в целях предот- вращения возможного нападения. Обеспечивает безопасность инкассации денежных средств из сбербанка и магазина. Осуществляет взаимодействие с автопатрулем, нарядами вневедомственной охраны, ДПС ГИБДД, поддерживает связь с участковым уполномоченным милиции. При выходе на дежурство общественности осуществляет с ними совместное патрулирование по маршруту. Периодически проверяет состояние общественного порядка во дворах и подъездах близлежащих домов, обращая внимание на появление лиц, в отношении которых установлены ограничения. В ночное время особое внимание обращает на неорганизованные стоянки личного автотранспорта с целью недопущения краж из них и угонов. Принимает меры к недопущению краж из киосков и поломок таксофонного оборудования | Парный | ||||
отметка о проведенных корректировках патруля | ||||||||
Дорожно-патрульная служба ГИБДД | ПА № 37 | Маршрут: ул. Волгина до пересечения с ул. Асеева. По ул. Асеева до пл. Иванова | Предупреждает и пресекает нарушения правил дорожного движения водителями транспорта и пешеходами. Проверяет наличие, правильность водительских и путевых документов и соответствие им машины, маршрута, груза. При выявлении водителей, находящихся в нетрезвом состоянии, отстраняет их от управления транспортным средством и принимает к ним меры в соответствии с законом. При ДТП задерживает водителей, принимает меры к сохранению обстановки места происшествия, следов и вещественных доказательств, выявляет очевидцев и записывает их фамилии и адреса, проводит соответствующее документирование. В зоне маршрута осуществляет борьбу с нарушителями общественного порядка. При выполнении стоящих задач взаимодействует с ППС, вневедомственной охраной, участковыми уполномоченными милиции, членами общественных формирований.
2. Понятие общественного порядка и правопорядка. |
Парный | ||||
отметка о проведенных корректировках патруля | ||||||||
Начальник отделения охраны общественного порядка отдела
(управления) внутренних дел по г. Энску
майор милиции С.Н. Смирнов
Командир роты ППС
отдела (управления) внутренних дел по г. Энску
капитан милиции В.П. Петров
Начальник отделения вневедомственной охраны
при отделе (управлении) внутренних дел по г. Энску
майор милиции А.Н. Сидоров
Начальник отделения ГИБДД
отдела (управления) внутренних дел по г. Энску
капитан милиции В.В. Парамонов
Согласен
Заместитель начальника отдела (управления) –
начальник милиции общественной безопасности
отдела (управления) внутренних дел по г. Энску
полковник милиции
" " _______________ 20 __ г. Н.А. Акимов
Примечание: Перечни постов и маршрутов других нарядов готовятся и оформляются аналогично.
Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 213 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Поиск на сайте: