Нарушение прав ребенка

Содержание

Нарушение прав ребенка

Ребенок – это полноценная личность, обладающая полным набором прав и свобод, которые задекларированы в законодательстве каждой цивилизованной страны. Но, не смотря на это, в реальной жизни регулярно происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми.

Нарушение прав ребенка: примеры

Парадоксально, но чаще всего нарушение прав ребенка происходит в семье. Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал.

Примеры нарушения и защиты прав ребенка

При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

Вред насилия можно обсуждать до бесконечности, причем подчас психологическое гораздо страшнее физического – оно наносит ребенку серьезные психические травмы, влияет на самооценку, искажает модель межличностных взаимоотношений. К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Не менее часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Это, как правило, дает обратный эффект – у ребенка вырабатывается стойкая неприязнь к такому учителю, он замыкается в себе, пропадает мотивация к обучению, ребенок всеми путями пытается найти причины пропуска занятий.

Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Решение об уборке пришкольной территории выносит родительский комитет, а никак не директор школы.

Ответственность за нарушение прав ребенка

На сегодняшний день за нарушение прав ребенка предусмотрена административная, а иногда и уголовная ответственность. Ребенок может обратиться в правоохранительные органы и органы опеки с заявлением о нарушении своих прав.

Ребенок и Конвенция

В нынешнем году исполняется 17 лет со дня принятия Конвенции ООН о правах ребенка — важнейшего международного документа, утвердившего целый ряд правовых принципов. Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей. Это выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

Для Советского Союза Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года. Российская Федерация как государство-правопреемник СССР осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции.

Права ребенка в РФ нарушаются с момента его рождения

Права детей отражены в Конституции РФ, закреплены законодательством, различными нормативными и правовыми актами.

Сегодня правотворческая работа по усовершенствованию законодательства

в области защиты прав и интересов детей продолжается. Однако положение детей в России остается сложным: расширяются масштабы социального сиротства, по-прежнему в изоляции от общества остаются дети-инвалиды, растет количество правонарушений среди несовершеннолетних, увеличивается число нездоровых детей и подверженность их социально опасным заболеваниям, учащаются случаи проявления насилия и крайней жестокости в отношении к детям в семье и обществе. Кроме того, наши дни остро сопряжены с новым страшным риском для детей – терроризмом. Все это требует большой работы как со стороны законодателей, так и со стороны соответствующих органов.

В Конвенции закреплены четыре общих принципа. Принцип недискриминации (ст. 2) обязывает государства-участников Конвенции обеспечивать, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, могли осуществлять свои права. Эта норма применяется к каждому ребенку «независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств».

Второй принцип — наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст. 3). При принятии всеми без исключения государственными властями решений, затрагивающих детей, должно уделяться первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Третий основополагающий принцип Конвенции провозглашает защиту права ребенка на жизнь, выживание и развитие (ст. 6). Это право должно обеспечиваться «в максимально возможной степени». Целью указанной нормы является не только поддержание физического здоровья, но и обеспечение психического, эмоционального, умственного, социального и культурного развития.

Четвертый принцип касается взглядов ребенка (ст. 12). Согласно Конвенции, детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам, и этим взглядам необходимо уделять должное внимание «в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». Этот принцип предполагает наличие у детей права на заслушание и серьезный учет их взглядов, в том числе в ходе любого затрагивающего их интересы судебного или административного разбирательства.

Права ребенка, определенные Конвенцией, могут быть поделены на пять групп по аналогии с традиционной классификацией прав человека:

Гражданские (личные) права. В числе прочих к ним относятся: право на сохранение своей индивидуальности, право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию, право на поддержание связей со своими родителями в случае разлучения с ними, а кроме того, право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления и злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, незаконного употребления наркотических и психотропных веществ, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом, право не быть призванным на военную службу до достижения 15-летнего возраста.

Политические права. Конвенция утверждает права ребенка на свободу выражения собственных взглядов и своего мнения, мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и свободу мирных собраний, доступа к информации и на знание своих прав, изложенных в Конвенции.

— Экономические права. В соответствии с Конвенцией, ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может принести ему вред.

— Социальные права. Это права ребенка на образование, обеспечение доступности информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки, а также право на образование, обеспечивающее развитие и воспитание ребенка в

соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе ООН, право на охрану здоровья и  социальное обеспечение. Сюда же можно также отнести право ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития. Такой ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Культурные права. Согласно Конвенции, ребенок имеет право на отдых и досуг, игры и развлечения, соответственные его возрасту. Кроме того, государства-участники Конвенции должны уважать и поощрять право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.

Нарушение прав ребенка

Ребенок – это полноценная личность, обладающая полным набором прав и свобод, которые задекларированы в законодательстве каждой цивилизованной страны. Но, не смотря на это, в реальной жизни регулярно происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми.

Нарушение прав ребенка: примеры

Парадоксально, но чаще всего нарушение прав ребенка происходит в семье. Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал. При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

Вред насилия можно обсуждать до бесконечности, причем подчас психологическое гораздо страшнее физического – оно наносит ребенку серьезные психические травмы, влияет на самооценку, искажает модель межличностных взаимоотношений. К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Не менее часто происходит и нарушение прав ребенка в школе.

Нарушение прав ребенка

К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Это, как правило, дает обратный эффект – у ребенка вырабатывается стойкая неприязнь к такому учителю, он замыкается в себе, пропадает мотивация к обучению, ребенок всеми путями пытается найти причины пропуска занятий.

Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Решение об уборке пришкольной территории выносит родительский комитет, а никак не директор школы.

Ответственность за нарушение прав ребенка

На сегодняшний день за нарушение прав ребенка предусмотрена административная, а иногда и уголовная ответственность. Ребенок может обратиться в правоохранительные органы и органы опеки с заявлением о нарушении своих прав.

Нарушение прав ребенка ребенка

Самое ужасное, что львиная доля всех нарушений детских прав встречается именно в семье, которая, казалось бы, должна стать оплотом безопасности и надежной защиты для любого малыша. Не только в маргинальных, но и во внешне благополучных ячейках общества взрослые члены их зачастую не задумываются о том, что происходит самое настоящее ущемление детской личности. А в это время дети страдают и не могут никак повлиять на ситуацию. Причина подобного поведения взрослых выросшие в собственной семье в атмосфере оскорблений и насилия люди даже не предполагают наличия какого-либо иного, более гуманного стиля общения. Проблемы и последствия В то же время любой отец или мать, усмотрев нарушение прав и интересов ребенка в учебном учреждении (в школе, детском саду), грудью встанет на его защиту.

Нарушение прав ребенка в современном мире: примеры, ответственность

Инфо

И потому любому родителю предстоит запастись немалой долей терпения и ясными представлениями о том, что от него и лишь от него зависит, каким вырастет дочка или сын и как будет вступать во взрослую жизнь. Права ребёнка в подробностях Защита детей прямая обязанность каждого родителя. В нашей стране данной теме посвящено несколько законодательных документов, относящихся к разным уровням.

Основные из них Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка. Кроме того, существует ряд федеральных законов и государственных кодексов. Касательно рамок семейных и общественных отношений права детей наиболее подробно прописаны на страницах Семейного кодекса, а также в ФЗ номер 124 Об основных гарантиях прав ребенка в РФ.


Законодательством зафиксировано, что понятие ребёнок подразумевает гражданина, не достигшего 18-летнего возраста.

Нарушение прав ребенка

Внимание

Санкциям будут подвергнуты воспитатели и учителя за любые агрессивные действия, порой даже за повышенный тон голоса, не говоря уже о попытках телесных наказаний.

10 самых громких случаев нарушений прав российских эмигрантов

Между тем моменты физического насилия сказывается на детях самым отрицательным образом. Такое нарушение прав ребенка чревато ухудшением в физическом состоянии здоровья вплоть до развития тяжелых заболеваний.

Но еще хуже психологическое воздействие, которое ведет к искажению личности и формированию у подрастающего человека неправильных и несправедливых представлений об окружающем мире и отношениях в нём. Такие дети всегда со сниженной самооценкой, замкнутые, чувствуют себя неуверенно и вступают во взрослую жизнь совершенно неподготовленными к построению нормальных отношений с другими.

One more step

Кроме того, родители или опекуны, ненадлежащим образом занимающиеся воспитанием, развитием и образованием собственных детей, могут быть лишены родительских прав. Согласно статье 69 СК РФ, основаниями для этого могут стать уклонение от выполнения ими обязанностей (выплаты алиментов), отказ забрать своего ребенка из роддома, медицинской организации и подобного учреждения, злоупотребление своими полномочиями, жестокое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания, совершение ими преступлений против жизни или здоровья собственных детей или супруга. Изначально же взрослые, нарушающие права и интересы ребенка, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности, наказываются предупреждением и административным штрафом в размере от 100 до 500 рублей.

Права ребенка в семье. защита прав ребенка в семье

То есть они не достигли своего совершеннолетия. Общее обеспечение прав ребенка осуществляется в РФ в соответствии с ФЗ 124. Согласно данному источнику права, органы госвласти, должностные лица данных учреждений, родители и законные представители, медработники, педагоги, психологи и другие специалисты, занимающиеся воспитанием, развитием или образованием детей, должны содействовать защите их прав и интересов. СК РФ в главе 11 определяет права несовершеннолетних детей.

Семейное право регламентирует их возможности и полномочия как в семье, так и в социуме в общем. Право жить и воспитываться в семье Статья 54 СК РФ закрепляет за несовершеннолетним лицом право жить и получать воспитание в семье.

Раздел iv. ответственность за нарушение прав ребенка

Таким образом, на лицо следующие факты: недостаточное понимание родителями проблемы защиты прав детей как в моральном и личном, так и в юридическом аспекте; рассогласование правильных аспектов о том, «что хорошо и что плохо» в воспитании, в частности при использовании наказаний и реальных методов регулирования поведения детей. Родителям предложено проанализировать, что вынуждает их использовать жесткие меры воспитательного воздействия на детей. 74% опрошенных указали конкретные ситуации и поведение ребенка, на которое они не могут воздействовать по-другому: ребенок не слушается (24%), ребенок капризничает, нарушает нормы поведения (2%), упрямство (4%), осознанно поступает неправильно (2%), несколько раз игнорирует замечание (2%).

Нарушение прав ребёнка в россии

А в ситуациях, когда отец не установлен, имя выбирает мать, фамилия присваивается ее же, а отчество назначается по человеку, записанному в папы со слов женщины. Ребенку могут изменять фамилию и имя по соглашению родителей с момента достижения им возраста 14-ти лет. При этом фамилия может изменяться на фамилию другого родителя, а имя на любое возможное.

Публикации

Обязанности взрослых Обстановка, царящая в семье, зависит целиком и полностью от взрослых ее членов родителей. В нормальных семьях само собой разумеется, что папа и мама интересуются детской жизнью, участвуют во взрослении малыша, принимают его друзей. Свободное время, которое родитель может уделить сыну или дочери, необходимая составляющая того, что каждый из нас обязан дать своему ребенку.

Забота о малыше в период его взросления, естественно, подразумевается само собой. Речь идет не только о нормальном питании, обеспечении одеждой и необходимыми принадлежностями. Дело родителей общаться с малышом и участвовать в решении его проблем. Самое же главное, что должны четко понимать все отцы и матери: недопустимо наличие какого-либо насилия (ни физического, ни психологического) по отношению к несовершеннолетнему. Это прямое нарушение прав ребенка.

Нарушение прав ребенка статья

А это значит, что во всех случаях, кроме тех, когда нарушаются интересы детей или есть угроза их жизни и здоровью, несовершеннолетние могут и должны жить с родителями, получать их внимание, заботу и опеку. При этом при отсутствии кровных матери и отца или лишения их прав в отношении собственных детей ребенок имеет право жить и воспитываться в специализированных детских учреждениях или в приемной семье. При таком положении дел приоритет отдается семейным формами воспитания, в детские дома несовершеннолетние попадают в крайних ситуациях.

Право на общение с родственниками Помимо положений, прописанных в ст. 54 СК РФ, права ребенка включают в себя и его возможность общаться со всеми своими родственниками. В случае если родители находятся в разводе и проживают отдельно (даже если они находятся в разных странах), дети могут общаться как с матерью, так и с отцом в равной мере.
Содержание:

  • Нарушение прав ребенка
  • Статья на тему: нарушение прав ребенка в нормальных семьях
  • Защита прав ребенка
  • Нарушение прав ребёнка в россии
  • Прокуратураоренбургской области
  • Конвенции и соглашения
  • Нарушение прав ребенка статья
  • Статья за нарушение прав ребенка

Нарушение прав ребенка Внимание Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования. Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку.
И все-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г.

Защита прав детей

действия, предпринимаемые социальными работниками и другими людьми для предотвращения ущерба, наносимого детям умышленно или вследствие небрежного обращения.

Защита прав детей – общий термин для обозначения мероприятий и процедур при сообщении о жестоком обращении с ребенком. Хотя социальные работники играют ведущую роль в работе с индивидуальными случаями, шаги по защите прав детей почти всегда являются результатом тесного сотрудничества между социальной службой, работниками здравоохранения и милицией. Как правило, чем сложнее случай и чем сильнее причиненный ребенку ущерб, тем больше различных специалистов участвует в разбирательстве. Работа по защите прав детей включает ряд стадий: расследование, ОЦЕНИВАНИЕ, судебное решение для обеспечения безопасности ребенка, разработка плана, гарантирующего ребенку благополучие в будущем. При подозрении на жестокое обращение с ребенком или получении соответствующего заявления местные социальные службы проводят расследование. Тревожные сигналы чаще всего поступают от врачей, учителей или воспитателей, а также соседей и родственников. По результатам расследования следует подготовить отчет: уже на первой стадии социальному работнику нужно собрать подробную информацию о ребенке и его семье, обсудить с родителями возникшие подозрения о факте ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ. Как правило, члены семьи не приветствуют подобного вмешательства в их личную жизнь, поэтому решение о начале расследования следует принимать обоснованно.

Цель любого расследования случаев возможного нарушения прав ребенка – решить вопрос о целесообразности немедленного принятия мер по его защите.

Ответственность за нарушение прав ребенка

Время дорого, поэтому ограничиваются сбором основных сведений. В частности, выясняют мнение ребенка о сложившейся ситуации, подробно беседуют с ним, если это необходимо, а также обсуждают с его родителями обстоятельства возможных случаев жестокого обращения. Ценные сведения могут предоставить другие специалисты, так или иначе работающие с данной семьей. Решение о принятии безотлагательных мер зависит от основательности подозрений, возраста ребенка, представления о возможном преследователе ребенка, семейного анамнеза, поведения и особенностей родителей. Получать все эти сведения приходится в напряженной и даже враждебной обстановке, что требует от социального работника хороших коммуникативных навыков, выдержки и ведения подробных записей.

Проведя расследование, социальный работник может предпринять следующее: прекратить дело (что и бывает в большинстве случаев); предоставить семье ту или иную поддержку, например направить в ЦЕНТР СЕМЬИ; созвать КОНФЕРЕНЦИЮ ПО ОТДЕЛЬНОМУ СЛУЧАЮ, чтобы выяснить мнение других специалистов; удалить ребенка из семьи для обеспечения его безопасности. При наличии достаточных оснований для насильственного удаления ребенка из семьи нужно разработать долгосрочный план на будущее (например, следует ли через некоторое время вернуть ребенка домой?), для чего социальный работник всесторонне исследует угрожающие ребенку обстоятельства.

Иногда приходится проводить всестороннее оценивание без предварительного расследования, например если специалисты по уходу за детьми беспокоятся за жизнь и здоровье конкретного ребенка, а конкретные основания для проведения расследования отсутствуют. Всестороннее оценивание следует тщательно организовать, поскольку это требует привлечения других специалистов и сбора обширной информации, в частности о природе возможного жестокого обращения. Это могут быть: физический ущерб; небрежное обращение; сексуальная или эмоциональная жестокость; особенности поведения ребенка; эмоциональные проблемы в семье; особенности повседневного ухода за ребенком, в частности питания, сна, гигиенических процедур; отношения между родителями, а также возможности каждого из них ухаживать за ребенком. Результаты оценивания следует подробно записывать, чтобы все участники могли с ними познакомиться.

Всестороннее полное оценивание является важной составляющей плана по защите прав ребенка, позволяя распределить обязанности специалистов в отношении ребенка, его семьи и виновного в жестоком обращении. В результате можно выработать требования к родителям ребенка, например предложить им регулярно приносить младенца в поликлинику для взвешивания или навещать ребенка, пока он не вернется домой. При необходимости удалить ребенка из семьи предпочтительно поместить его неподалеку от места проживания членов семьи, чтобы сохранить семейные узы и способствовать скорейшему возвращению ребенка домой.

Работа по защите прав детей предполагает интенсивное и длительное взаимодействие с семьей ребенка, подвергшегося жестокому обращению. Иногда требуется составить письменный договор о возвращении ребенка с указанием тех мер, которые следует принять родителям для обеспечения благополучия ребенка, а также оговорить возможность контролировать ситуацию, например при посещении центра семьи. Социальному работнику иногда приходится консультировать членов семьи по вопросам дисциплины и воспитания ребенка, привлекать других специалистов для работы с виновным в жестоком обращении, например для обучения приемам совладания с гневом и сексуальными влечениями.

Защита прав детей, как ни один другой аспект социальной работы, вызывает противоречивое отношение в обществе и служит причиной напряжения. Каждый этап такой работы требует тесного сотрудничества с другими специалистами, нужно прилагать особые усилия для облегчения взаимодействия между всеми его участниками, что часто ложится на плечи социальных работников. Защитой прав детей занимаются работники, обладающие необходимыми навыками и опытом, умеющие собирать нужные сведения и принимать решения в сложной ситуации, взаимодействовать с родителями и другими членами семьи даже в ситуации, например, угроз физической расправы с их стороны, участвовать в судебном разбирательстве, детально записывать содержание интервью и принятые решения.

Оцените определение:

Основные права и свободы несовершеннолетних. Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка(продолжение)

Содержание занятия:

1. Право ребенка на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности

2. Право частной собственности ребенка

3. Право ребенка на жилище

4. Право на охрану здоровья

Суть нарушения прав ребенка, защита

Право на социальное обеспечение

6. Право ребенка на труд

7. Право на образование

Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка

Данная группа прав касается таких важных сфер жизнедеятельности человека, как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование, социальное обеспечение, творчество. Социально-экономические, культурные права направлены на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей личности. Закрепление данных прав у ребенка имеет немаловажное значение, поскольку их реализация способствует личностному становлению несовершеннолетнего как члена общества.

1. Право ребенка на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции)

Несовершеннолетний может заниматься предпринимательством в случае приобретения им полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак до достижения возраста 18 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, не обладающие полной дееспособностью, вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь с согласия родителей, усыновителей или попечителей.

2. Право частной собственности ребенка

Согласно ст. 35 Конституции каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с этим положением ребенок также с момента рождения может обладать имуществом на праве собственности. Однако в силу своих возрастных особенностей распоряжаться им несовершеннолетний может только при приобретении достаточного объема дееспособности.

Конституционной гарантией данного права является установление запрета на лишение имущества кроме как по решению суда.

3. Право ребенка на жилище (ст. 40 Конституции)

Данное право ребенка гарантируется жилищным законодательством, специальными законами о правах ребенка субъектов РФ.

Право на жилище включает в себя право:

  • на стабильное пользование занимаемым жилым помещением;
  • улучшение жилищных условий;
  • обеспече-ние здоровой среды обитания, жилой среды.

В силу особенностей положения ребенка законодатель установил специальные правила, защищающие жилищные права несовершеннолетних.

Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет вправе также стать участниками общей собственности на приватизируемые помещения.

Жилое помещение, из которого выбыл ребенок, лишившийся родительского попечения, если в нем остались проживать другие члены семьи, закрепляется за ребенком на весь период его нахождения на воспитании в детском или ином воспитательном учреждении, у родственников, опекунов (попечителей).

Жилые помещения, в которых остались проживать исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность в порядке, установленном жилищным законодательством. Контроль за сохранностью жилого помещения осуществляют органы опеки и попечительства, а также администрация детского учреждения, где находится ребенок.

Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, если при этом затрагиваются их права и законные интересы, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

4. Право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции)

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, которые в качестве одной из гарантий реализации данного права гражданами, в том числе несовершеннолетними, устанавливают бесплатное оказание медицинской помощи в государственной и муниципальной системах здравоохранения. В развитие этого положения ст. 20, 22 и 24 Основ закрепляют право детей на определенные льготы в области охраны здоровья.

5. Право на социальное обеспечение

В статье 39 Конституции РФ установлено, что социальное обеспечение гарантируется каждому по возрасту, для воспитания детей и в иных случаях. В России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7, 38 Конституции).

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрены разлимчные виды пособий.

Так, в соответствии со ст. 11 данного Закона право на пособие имеет один из родителей (мать или отец) либо лицо, заменяющее родителей. При этом под лицом, заменяющим родителей, понимается опекун ребенка. Пособие назначается также на ребенка, усыновленного в возрасте до трех месяцев. При рождении (усыновлении) одновременно двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при рождении  ребенка выплачивается в размере 8000 руб.

В соответствии со ст. 12.1. данного закона устанавливается право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогич-ных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

Размер такого пособия в настоящее время составляет 8000 рублей.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет принципы содержания и меры дополнительной государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Среди дополнительных гарантий права на образование предусмотрены:

  • бесплатное обучение на курсах подготовки к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
  • бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования;
  • полное государственное обеспечение до окончания государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
  • выплата повышенной стипендии;
  • бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте, а в период каникул — к месту жительства и обратно.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание включают:

  • бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
  • предоставление бесплатных путевок в школьные, студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха.

Дополнительные гарантии права на имущество и жилое помещение:

  • сохранение права на жилье в период обучения, службы в Вооруженных Силах, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы;
  • внеочередное предоставление жилой площади.

Дополнительные гарантии права на труд:

  • выплата пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области.

6. Право ребенка на труд (ст. 37 Конституции)

Так, ребенок имеет право участвовать в трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, уровнем образовательной и профессиональной подготовки.

По достижении 14-летнего возраста ребенок вправе по разрешению родителей, усыновителей или попечителя в свободное от учебы время участвовать в общественно полезном труде, доступном ему по состоянию здоровья и развитию, не приносящем вреда его физическому, нравственному и психическому состоянию и не нарушающем процесса обучения в образовательных учреждениях.

Запрещается привлечение учащихся образовательных учреждений без согласия учащихся и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивают квотирование рабочих мест на предприятиях и учреждениях для трудоустройства: выпускников; детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебновоспитательных учреждений закрытого типа; несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении.

Запрещается привлечение предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности несовершеннолетних к труду, связанному с вредными и опасными условиями производства, поднятием тяжестей сверх установленных норм, подземными работами, ночными и сверхурочными сменами, к работам в выходные дни, а также к работам, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кафе и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, наркотическими и токсическими препаратами, табачными изделиями).

7. Право на образование

Согласно ст. 43 Конституции в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом получение основного общего образования обязательно.

Данное требование применительно к конкретному обучающемуся сохраняет свою силу до достижения им возраста 15 лет (ст. 19 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании").

Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного как общего, так и профессионального образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *