Налоговое преступление

1. Налоговое преступление считается оконченным с момента …

А. подачи искаженных налоговых деклараций в налоговый орган

Б. истечения срока уплаты налога, по которому осуществляется уклонение

В. выявления уклонения от уплаты налога налоговым органов или органом внутренних дел РФ

Г. внесения заведомо ложных сведений в налоговую декларацию

Д. неподачи налоговой декларации

2. Субъективная сторона налогового преступления может выступать в форме …

А.неосторожности

Б. небрежности

В. прямого умысла

3. Расследование налоговых преступлений входит в компетенцию (подследственность) …

А. сотрудников налоговых органов

Б. сотрудников подразделений экономической безопасности органов внутренних дел РФ

В. следователей налоговой полиции

Г. следователей органов внутренних дел РФ

Нет варианта правильного – следователями следственного комитета РФ (ст. 151 УПК РФ)

4. Функции по борьбе с налоговой преступностью в современной России возложены на …

А. Минфин

Б. Федеральную службу безопасности

В. Министерство внутренних дел

5. Камеральные налоговые проверки – это …

А. выездные налоговые проверки

Б. проверки, проводимые по месту нахождения налогоплательщика

В. проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа

6. Налогооблагаемая база – это …

А. налоговая ставка

Б. стоимость реализованных товаров

В. сумма, с которой взимается налог

7. Статья 198 УК РФ предусматривает ответственность за совершения налогового преступления …

А. юридическим лицом

Б. физическим лицом

В. лицом, не достигшим 16 лет

8. Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за совершения налогового преступления …

А. юридическим лицом

Б. физическим лицом

В. лицом, не достигшим 16 лет

9. К типичным источникам информации о налоговых преступлениях относятся данные …

А. налоговых проверок

Б. оперативно-розыскной деятельности

В. прокуратуры и суда

Г. должностных лиц предприятия

10. В качестве способа совершения налогового преступления можно выделить …

А. выведение субъекта налогообложения из-под налогового контроля

Б. искажение экономических показателей, позволяющих уменьшить размер налогооблагаемой базы

В. прием на работу высококвалифицированных сотрудников

Г. искажение объекта налогообложения

Д. нарушение сроков регистрации предприятия

Тема 4

Тестовые задания:

1. Информация о преднамеренном банкротстве может поступить от …

А. налогового органа

Б. росфинмониторинга

В. службы безопасности хозяйствующего субъекта

Г. арбитражного суда

Д. арбитражного управляющего

Е. счетной палаты РФ

2. Преднамеренное банкротство – это …

А. совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб

Б. заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб

В. сокрытие имущества, имущественных прав, сведений об имуществе, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а также сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб

3. Финансово-аналитические экспертизы назначаются при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел, возбужденных по статье…

А. 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве»

Б. 176 УК РФ «Незаконное получение кредита»

В. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»

4. При назначении судебно-экономической экспертизы недопустима постановка …

А. справочных вопросов

Б. правовых вопросов

В. вопросов, не подкрепленных объектами исследования

Г. ревизионных вопросов

Д. вопросов, связанных с установлением соответствия деятельности хозяйствующего субъекта правилам бухгалтерского и налогового учета

5. При оценке заключения эксперта необходимо …

А. перенести выводы эксперта в обвинительное заключение

Б. изучить исследовательскую часть и выводы, дать правовую оценку установленных экспертом экономических фактов

В. обеспечить присутствие в помещении обвиняемого и его защитника

Г. сопоставить выводы эксперта с иными материалами уголовного дела.

6. Внезапные действия при обыске в офисах и выемке документации …

А. необходимы для организации психологического эффекта на подозреваемых и обвиняемых

Б. необходимы для обеспечения сохранности документации

В. необходимы для выполнения процессуальных сроков

Г. противоречат российскому законодательству

7. Для того чтобы быстрее разобраться в том, какие допущены нарушения действующих норм и правил, регулирующих конкретный вид финансовой деятельности рекомендуется применение метода …

А. криминалистической диагностики

Б. криминалистического матрицирования

В.

§ 8. Налоговые преступления

криминалистического моделирования

8. Выдача заведомо несостоятельному субъекту гарантий собственными активами в обеспечение обязательств является способом совершения…

А. фиктивного банкротства

Б. неправомерных действий при банкротстве

В. преднамеренного банкротства

9. Следственное действие, направленное на изъятие определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся – это …

А. предъявление для опознания

Б. выемка

В. допрос

Г. обыск

10. К способам фиктивных банкротств относятся действия направленные на:

А. введение в заблуждение кредиторов посредством объявления о своей несостоятельности для рассрочки или отсрочки платежей;

Б.

заведомо невыгодное получение кредитов, например, под неоправданно высокий процент или залог

В. заключение мнимых или притворных сделок с целью сокрытия истинных намерений

Г. получение значительных сумм в виде кредитов или инвестиций и не возвращение этого долга под предлогом банкротства;

⇐ Предыдущая12

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3064 | Нарушение авторского права страницы

В течение последних лет, наблюдается значительное распространение фактов уклонения от уплаты налогов, которые ранее имели разовый характер. По сравнению с другими видами экономических преступлений число официально зарегистрированных преступных нарушений налогового законодательства может показаться относительно небольшим.

Если в 1992 г. по фактам нарушения налогового законодательства было возбуждено всего 147 уголовных дел, то уже в 1993 г. -1242, в 1994 г. — 3126, в 1995 г. — 5670, в 1996 г. — 5540, в 1997 г. — 4185, а в 1998 г. — 39531. В результате работы налоговой полиции в 1998 г. в бюджетную систему страны было перечислено свыше 160 млрд. рублей недоимки. Сумма погашенной задолженности перед Пенсионным фондом в результате работы налоговой полиции составила 783 млн. руб.

Преступные нарушения налогового законодательства обладают высокой латентностью. По прогнозам аналитиков Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации основная часть преступлений пока не выявляется, а количество возбуждаемых по фактам нарушения налогового законодательства уголовных дел, может возрасти до 15-20 тыс. в год.

По данным налоговых органов, лишь 17 % всех экономических субъектов, функционирующих в России, полностью и в срок рассчитываются по своим налоговым обязательствам, 50 % — производят платежи время от времени, а 33 % вообще не платят налоги.

Масштабы налоговой преступности в России сегодня представляют реальную угрозу экономической безопасности государства. Это обусловливается не только количеством совершенных преступлений, сколько все возрастающим проникновением в сферу налогообложения организованной преступности и коррупции, увеличивающимся влиянием криминальных элементов на деятельность коммерческих банков, внешнюю экономику, кредитно-финансовых учреждений и других структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны, а также глобальным охватом и изощренным характером совершаемых преступлений.

Наиболее крупные сокрытия доходов установлены на операциях: с автомобилями (28% начислений), нефтью и нефтепродуктами (26%), цветными металлами (8%), товарами народного потребления (7%), древесиной, денежными средствами и ценными бумагами (по 6%), спиртом и ликероводочными изделиями (3%), электроэнергией (1,5%), сельхозпродукцией (1%).

Большое значение для предупреждения налоговой преступности имеет оптимизация налоговой политики и повышение эффективности правового регулирования отношений по поводу собирания налогов и сборов. Здесь следует обратить внимание на совершенствование налогового законодательства и законодательства в сфере предпринимательства, устранение пробелов и коллизий в правовом регулировании налогообложения, существование которых позволяет избегать юридической ответственности за совершение налоговых преступлений.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ осуществил систематизацию и упорядочение налогового законодательства, заменив ряд действовавших законов, закрепил реформу налоговой системы России. Однако, несмотря на то, что принятием первой и второй частей НК РФ была осуществлена систематизация российского налогового законодательства и реформирована система налогообложения, состояние правового регулирования налоговой сферы нельзя признать вполне удовлетворительным. Как отмечается в юридической литературе, российское налоговое законодательство все еще отличается несовершенством и нестабильностью, некоторые положения НК РФ характеризуются неясностью и противоречат друг другу .

О нестабильности налогового законодательства говорит тот факт, что российский законодатель практически ежегодно вносит различные дополнения и изменения как в первую, так и во вторую части НК РФ. А.А Тедеев и В.А.

Налоговая преступность и судебная практика

Парыгина отмечают, что «кодификация налогового законодательства ведется бессистемно, методом проб и ошибок. Принятие едва ли не каждой новой главы части второй НК РФ осуществляется без учета положений части первой Кодекса и порождает перманентный процесс ее доработки «на ходу». При этом вносимые изменения и дополнения часто противоречат друг другу, что делает процесс их дальнейшего «совершенствования» неминуемым. Показательно, что многочисленные взаимоисключающие изменения вносятся в еще не введенные в действие акты, многие дополнения вводятся задним числом, после начала соответствующих налоговых периодов» .

Для предупреждения уклонения от уплаты налогов, повышения собираемости налогов необходимо четкое и ясное определение в налоговом законодательстве объекта налогообложения, исключающее противоречивое толкование. Между тем, как отмечается в юридической литературе, не всегда взаимоувязаны между собой положения НК РФ, регулирующие вопросы объекта налогообложения по налогу на прибыль, в регулировании внереализационных доходов российский законодатель также допускает неувязку различных положений НК РФ, нет полной ясности и в определении расходов .

Следует признать, что НК РФ содержит ряд неясных и расплывчатых положений, его нормы плохо увязаны между собой, носят противоречивый характер, что способствует принятию необоснованных решений как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков. Это, в свою очередь, влечет за собой конфликты между налогоплательщиком и налоговым органом, создает условия для уклонения от уплаты налогов и сборов.

Таким образом, противоречия и пробелы налогового законодательства способствуют порождению правового нигилизма среди налогоплательщиков, повышают вероятность совершения ими налоговых правонарушений и преступлений.

Важная роль в предупреждении налоговой преступности принадлежит организационно-управленческим мерам. Задача управленческого воздействия на налоговую преступность заключается в том, чтобы стимулировать позитивный, антикриминогенный потенциал социально-экономических и политических процессов, способствовать правомерному поведению граждан, а также минимизировать негативные криминогенные и криминальные процессы .

Представляется, что предупреждению совершения налоговых преступлений может способствовать восстановление налоговой полиции. Упразднение с 1 июля 2003 г. Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации привело к снижению активности правоохранительных органов в сфере борьбы с налоговыми преступлениями и, как результат, к спаду выявленных налоговых преступлений в 2003 г. В то же время опыт борьбы с налоговой преступностью в зарубежных странах свидетельствует о том, что функционирование специализированных органов налоговой полиции в качестве отдельной и самостоятельной государственной структуры дает больший эффект для предупреждения налоговых преступлений, чем создание подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями в рамках правоохранительных органов (прежде всего – МВД).

Немаловажное значение имеют специально-криминологические меры предупреждение налоговых преступлений, поскольку они направлены на обеспечение строго учета и контроля за поступлением налогов от предпринимательской деятельности, а также воздействуют на лиц, склонных к уклонению от уплаты налогов и, тем самым, прежде всего на предупреждают саму возможность совершения налогового преступления.

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 526 | Нарушение авторского права страницы

1. Налоговое преступление считается оконченным с момента …

А. подачи искаженных налоговых деклараций в налоговый орган

Б. истечения срока уплаты налога, по которому осуществляется уклонение

В. выявления уклонения от уплаты налога налоговым органов или органом внутренних дел РФ

Г. внесения заведомо ложных сведений в налоговую декларацию

Д. неподачи налоговой декларации

2. Субъективная сторона налогового преступления может выступать в форме …

А.неосторожности

Б. небрежности

В. прямого умысла

3. Расследование налоговых преступлений входит в компетенцию (подследственность) …

А. сотрудников налоговых органов

Б. сотрудников подразделений экономической безопасности органов внутренних дел РФ

В. следователей налоговой полиции

Г. следователей органов внутренних дел РФ

Нет варианта правильного – следователями следственного комитета РФ (ст. 151 УПК РФ)

4. Функции по борьбе с налоговой преступностью в современной России возложены на …

А. Минфин

Б. Федеральную службу безопасности

В. Министерство внутренних дел

5. Камеральные налоговые проверки – это …

А. выездные налоговые проверки

Б. проверки, проводимые по месту нахождения налогоплательщика

В. проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа

6. Налогооблагаемая база – это …

А. налоговая ставка

Б. стоимость реализованных товаров

В. сумма, с которой взимается налог

7. Статья 198 УК РФ предусматривает ответственность за совершения налогового преступления …

А. юридическим лицом

Б. физическим лицом

В. лицом, не достигшим 16 лет

8. Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за совершения налогового преступления …

А. юридическим лицом

Б. физическим лицом

В. лицом, не достигшим 16 лет

Тесты для самоконтроля. 1. Налоговое преступление считается оконченным с момента

К типичным источникам информации о налоговых преступлениях относятся данные …

А. налоговых проверок

Б. оперативно-розыскной деятельности

В. прокуратуры и суда

Г. должностных лиц предприятия

10. В качестве способа совершения налогового преступления можно выделить …

А. выведение субъекта налогообложения из-под налогового контроля

Б. искажение экономических показателей, позволяющих уменьшить размер налогооблагаемой базы

В. прием на работу высококвалифицированных сотрудников

Г. искажение объекта налогообложения

Д. нарушение сроков регистрации предприятия

Тема 4

Тестовые задания:

1. Информация о преднамеренном банкротстве может поступить от …

А. налогового органа

Б. росфинмониторинга

В. службы безопасности хозяйствующего субъекта

Г. арбитражного суда

Д. арбитражного управляющего

Е. счетной палаты РФ

2. Преднамеренное банкротство – это …

А. совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб

Б. заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб

В. сокрытие имущества, имущественных прав, сведений об имуществе, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а также сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб

3. Финансово-аналитические экспертизы назначаются при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел, возбужденных по статье…

А. 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве»

Б. 176 УК РФ «Незаконное получение кредита»

В. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»

4. При назначении судебно-экономической экспертизы недопустима постановка …

А. справочных вопросов

Б. правовых вопросов

В. вопросов, не подкрепленных объектами исследования

Г. ревизионных вопросов

Д. вопросов, связанных с установлением соответствия деятельности хозяйствующего субъекта правилам бухгалтерского и налогового учета

5. При оценке заключения эксперта необходимо …

А. перенести выводы эксперта в обвинительное заключение

Б. изучить исследовательскую часть и выводы, дать правовую оценку установленных экспертом экономических фактов

В. обеспечить присутствие в помещении обвиняемого и его защитника

Г. сопоставить выводы эксперта с иными материалами уголовного дела.

6. Внезапные действия при обыске в офисах и выемке документации …

А. необходимы для организации психологического эффекта на подозреваемых и обвиняемых

Б. необходимы для обеспечения сохранности документации

В. необходимы для выполнения процессуальных сроков

Г. противоречат российскому законодательству

7. Для того чтобы быстрее разобраться в том, какие допущены нарушения действующих норм и правил, регулирующих конкретный вид финансовой деятельности рекомендуется применение метода …

А. криминалистической диагностики

Б. криминалистического матрицирования

В. криминалистического моделирования

8. Выдача заведомо несостоятельному субъекту гарантий собственными активами в обеспечение обязательств является способом совершения…

А. фиктивного банкротства

Б. неправомерных действий при банкротстве

В. преднамеренного банкротства

9. Следственное действие, направленное на изъятие определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся – это …

А. предъявление для опознания

Б. выемка

В. допрос

Г. обыск

10. К способам фиктивных банкротств относятся действия направленные на:

А. введение в заблуждение кредиторов посредством объявления о своей несостоятельности для рассрочки или отсрочки платежей;

Б. заведомо невыгодное получение кредитов, например, под неоправданно высокий процент или залог

В. заключение мнимых или притворных сделок с целью сокрытия истинных намерений

Г. получение значительных сумм в виде кредитов или инвестиций и не возвращение этого долга под предлогом банкротства;

⇐ Предыдущая12

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3064 | Нарушение авторского права страницы

Налоговые преступления и ответственность за их совершение

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в России была впервые введена в 1992 г., когда УК РСФСР был дополнен ст. 162.1 «Уклонение от подачи декларации о доходах» и 162.2 «Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения».

Налоговое преступление — это виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого Уголовным кодексом РФ (УК) предусмотрено наказание.

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений является самым тяжелым видом ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Она характеризуется следующими юридическими особенностями:

  • субъектами являются только физические лица;
  • осуществляется только в судебном порядке;
  • применяется за наиболее общественно опасные деяния — преступления;
  • предусматривает строгие меры государственного принуждения;
  • производство по делам о налоговых преступлениях осуществляется подразделениями по налоговым преступлениям МВД.

Признаки налогового представления представлены на рисунке.

Общественная опасность деяния является признаком налогового преступления, раскрывающим его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу его причинения как напрямую — налоговой системе и государству (ибо направлена против государственной казны), так и опосредованно — создают угрозу причинения вреда личности и обществу (ибо государственный бюджет, является средством финансового обеспечения государством его функций перед обществом и человеком — охранительных, организационных и социальных).

Противоправность означает запрещенность деяния уголовным законодательством. Значение данного признака состоит в том, что от его соблюдения зависит реализация провозглашенного в Конституции РФ и ст. 3 УК принципа законности. Противоправность, являясь юридическим выражением общественной опасности, связана с общественной опасностью так же, как форма с содержанием.

Виновность как признак означает необходимость наличия вины в действиях лиц. Общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 24—27 УК).

Наказуемость как признак заключается в угрозе применения наказания при нарушении норм уголовного законодательства, запрещающих совершать те или иные деяния. Таким образом, только запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания деяние признается преступлением.

Мерами наказания в рамках уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений являются в основном пени и штрафы. В УК РФ предусмотрена ответственность:

  • за уклонение от уплаты налогов и сборов (ст. 198—199);
  • за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1);
  • за сокрытие имущества от взыскания (ст. 199.2).

По закону не всякая недоимка признается преступлением. Для возбуждения уголовного дела важен размер налогового долга. Уголовному преследованию подвергаются два вида неуплат: в крупном и особо крупном размерах.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн. руб. А особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн. руб.

Пример 1. В ходе налоговой проверки за 2006—2008 гг. выяснилось, что ЗАО «Партнер» в 2008 г. недоплатило в бюджет 744 тыс. руб. Всего за период общество должно было заплатить 6,2 млн. руб. Следователь возбудил уголовное дело (ч. 1 ст. 199 УК РФ), потому что сумма недоимки превысила 500 тыс. руб. и составила 12% причитающихся с общества налогов (7 440 000 руб. / / 6 200 000 руб. х 100% = 12%).

Если размер недоимки больше 1,5 млн. руб., процентное соотношение неуплаченных и причитающихся налогов не имеет значения.

Недоимка рассчитывается только за три финансовых года, следующих подряд.

Пример 2. В 2006 г. ООО «Атлант» не заплатило налогов на сумму 140 тыс. руб., в 2007 г. — 150 тыс. руб., в 2008 г. — 180 тыс. руб., в 2009 г. — 135 тыс. руб. Общая сумма недоимки за четыре года составила 605 тыс. руб. Возбудить уголовное дело следователь не мог, так как сумма недоимки за три года подряд (с 2006 по 2008 г. или с 2007 по 2009 г.) была меньше 500 тыс. руб.

В НК РФ и УК РФ установлен исчерпывающий перечень преступных способов уклонения от уплаты налогов. В частности, к таковым относятся непредставление в налоговую инспекцию налоговой декларации или других обязательных документов и (или) указание в этих документах заведомо ложных сведений.

Налоговые преступления

Следует заметить, что обязанность представления в инспекцию «других документов» должна быть прописана в федеральных налоговых законах. Если же бухгалтер не выполнил требование, предусмотренное, например, в указе Президента РФ или постановлении Правительства РФ, уголовная ответственность в этом случае не возникает.

Если же организация представила в налоговую инспекцию достоверную отчетность, но налоги при этом не уплатила (независимо от причин), привлечь ее руководство к ответственности по ст. 199 УК следователь не вправе.

В ст. 199 УК перечислены все виды наказания за уклонение от уплаты налогов:

  • штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • арест на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При наличии отягчающих обстоятельств, к которым относятся случаи совершения преступления группой лиц (например, руководителем и главным бухгалтером) по предварительному сговору, а также уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, то наказание устанавливается более строгое:

  • лишение свободы на срок до шести лет;
  • лишение права занимать руководящие должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет.

Точно такие же виды наказаний и объем ответственности предусмотрены для руководства организации — налогового агента за неисполнение обязанностей «налогового посредника» (ст. 199.1 УК).

Как правило, за уклонение организации от уплаты налогов суд привлекает к уголовной ответственности ее руководителя, потому что именно он отвечает за законность всех хозяйственных операций (так сказано в ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Как показывает практика, одновременно и руководителя, и главного бухгалтера наказывают лишь в 10—15% случаев, и лишь в 3—5% случаев ответственность несет один главный бухгалтер. Если главный бухгалтер не был заинтересован в уклонении от уплаты налогов, но при этом осведомлен о незаконных действиях своего руководителя (так как подписывал все необходимые документы), тогда суд может привлечь его как соисполнителя.

В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции уголовные дела по уклонению от уплаты налогов и сборов сейчас расследует структурное подразделение МВД — Главное управление по налоговым преступлениям (а на местах — управления и отделы). Сведения о налоговых преступлениях могут поступать к следователю из разных источников, например от других государственных органов (налоговой инспекции, таможенных органов, службы финансового мониторинга и т.п.), даже из средств массовой информации (когда организация постоянно размещает рекламу, а в налоговую инспекцию сдает «нулевые» балансы). Но чаще всего сведения о возможном наличии состава преступления поступают из налоговых инспекций. Это связано с тем, что налоговые органы обязаны направлять материалы своих проверок в МВД, если обнаружат, что сумма неуплаченных налогов больше 500 тыс. руб.

Судебная практика показывает, что независимо от суммы недоимки суды наказывают обвиняемых, как правило, условно, ссылаясь на различные смягчающие обстоятельства (положительные характеристики осужденного с места учебы, от друзей, коллег по работе и т.д., наличие маленьких детей, различные заболевания). Оплата недоимки по налогам также может быть расценена судом как смягчающее обстоятельство. Если же обвиняемый недоимку не возместил, прокурор может предъявить к нему также гражданский иск. Однако по НК платить налоги обязано предприятие из своих средств, а не его руководитель или главный бухгалтер из личных средств. При этом Верховный Суд РФ считает, что если обвиняемые не использовали деньги, подлежащие уплате в качестве налогов, в личных целях, то погашать недоимку нужно из средств организации.

Пример 3. Останкинский районный суд (г. Москва) осудил директора и главного бухгалтера ЗАО «Тарос корпорейшен» за уклонение фирмы от уплаты налогов и обязал осужденных недоимку погасить.

Верховный Суд РФ отменил решение районного суда в части взыскания с осужденных неуплаченных налогов, так как обязанность платить налоги лежит на организации, а не на ее сотрудниках. Кроме того, осужденные использовали неуплаченные деньги на нужды фирмы (определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2001 г.).

Следует заметить, что представленные признаки налогового преступления в полной мере могут быть отнесены и к налоговым правонарушениям. Только характеристика их в последнем случае раскрывается через соответствующие нормы налогового и административного законодательства.

Общая характеристика налоговых преступлений, их основные показатели

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НГУ)

Экономический факультет

Кафедра правоведения

РЕФЕРАТ ПО КРИМИНОЛОГИИ

Криминологическое исследование налоговых преступлений (ст. 198-199.2 УК РФ)

Выполнили: студенты группы 8707 Гончаренко Полина Давыденко Татьяна Колесников Андрей Корнева Дарья Посысаева Елена Филатова Яна Шатуло Олег

Новосибирск

Введение…………………………………………………………………………3

1. История развития уголовного законодательства России устанавливающего ответственность за налоговые преступлений и проблема высокой степени латентности налоговых преступлений…………………….

2. Налоговая преступность, как объект криминологического исследования

2.1 Общая характеристика налогов и налоговых преступлений, их основные показатели………………………………………………………..

2.2. Причины и условия, способствующие совершению налоговых преступлений………………………………………………………………..

2.3. Криминологическая характеристика лиц, совершивших налоговые преступления…………………………………………………

3. Меры предупреждения налоговых преступлений………………………

3.1. Факторы, способствующие совершению налоговых преступлений……………………………………………………………….

3.2. Рекомендации по совершенствованию предупреждения совершения налоговых преступлений………………………………………

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………

Введение

Криминальная обстановка в сфере на­логообложения на протяжении ряда лет характеризуется ростом преступности, ее массовым характером, высокой степенью латентности. Несмотря на принимаемые на законодательном уровне меры по миними­зации налогообложения, уклонение от уплаты налогов продолжает оставаться сложной экономической и правовой проблемой.

Изменения, отмеченные в последнее время в структуре и динамике налоговой преступности, свидетельствуют о том, что криминальное проникновение в налоговую сферу носит все более организованный и профессиональный характер. Постоянно растут уровень и качество интеллектуального обеспечения этого вида противоправной деятельности, идут интенсивный поиск и реализация новых способов совершения на­логовых преступлений.

В настоящее время в России продолжается реформирование экономики и финансовой сферы. В этой связи происходит изменение налоговой политики государства. Составной частью данного процесса является построение новой системы налого­обложения, которая, в свою очередь, невозможна без эффективно действующего механизма взыскания задолженностей по налогам и сборам. Необходимость этого в значительной степени обусловлена наличием большого числа недобросовестных налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), которые, игнорируя свою конституционную обязанность по своевременной и полной уплате налогов, посредством сокрытия денежных средств и имущества препятствуют осуществлению налоговыми органами взыскания с хозяйствующих субъектов недоимок.

Начиная изучать налоговую преступность, в первую очередь нужно определить ее криминологические характеристики. К числу основных криминологических характеристик налоговой преступности большинство авто­ров относят состояние, динамику, уровень, латентность и структуру.

Как уже отмечалось, становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений.

Yani_-_Obektivnye_priznaki_nalogovykh_prestupleniy

По оценкам специалистов, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучает от 30 до 40% бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну.

Только устранив все причины, заставляющие налогоплательщика скрывать свои доходы от государства и уклоняться от уплаты налогов и сборов, мы сможем решить проблему. Но не стоит забывать, что налоговая система России еще находится в процессе становления, и сколько еще потребуется времени на его завершение, неизвестно. Конечно, в общих чертах к настоящему времени уже сформированы механизмы взимания налоговых платежей и контроля за их поступлением в бюджеты различных уровней. Но налоговое законодательство, являющееся правовой основой существования налоговой системы, содержит в себе ряд неточностей, его нормативные акты иногда противоречат друг другу. А система обеспечения государственного налогового контроля в силу объективных причин еще не имеет достаточного опыта для полномасштабной охраны налоговой безопасности государства. Актуальность данной темы в настоящий момент, ее ярко выраженный злободневный характер стали одними из основных причин, по которым мы выбрали данную тему для криминологического исследования.

Налоговая преступность, как объект криминологического исследования

Общая характеристика налоговых преступлений, их основные показатели

Понятие налогового преступления в УК РФ не дается. Однако, учитывая положения общей и особенной частей, такое понятие можно сформулировать.

Налоговое преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.

В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий “налоговое преступление” и “налоговое правонарушение”.

Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.

Обратимся к понятию налогового правонарушения. Оно определяется в Налоговом кодекса следующим образом:

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Из приведенного определения видно, что основные признаки налогового преступления и налогового правонарушения совпадают (виновность, противоправность, ответственность и т. д.).

Однако, существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.

Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение – «налоговую санкцию» (ст. 114 Налогового кодекса).

Важной особенностью налогового преступления является то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 Налогового кодекса). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст.110 Налогового кодекса).

Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль — 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость — 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды — 6,7%, подоходного налога — 3,7%, акцизов — 1,2%. Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких преступлений.

Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит следующим образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий — 12,8%, индивидуально-частных — 3,9%. Такая закономерность определяется, видимо, тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует.

Определенный интерес представляет также распределение нарушений налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народного потребления — 16%, занимающихся оказанием услуг — 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции — 9%, торгующих недвижимостью — 8%, производящих продукцию металлообработки и машиностроения — 8%, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку — 6%.

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.

Налоговые преступления и ответственность за их совершение

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в России была впервые введена в 1992 г., когда УК РСФСР был дополнен ст. 162.1 «Уклонение от подачи декларации о доходах» и 162.2 «Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения».

Налоговое преступление — это виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого Уголовным кодексом РФ (УК) предусмотрено наказание.

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений является самым тяжелым видом ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Она характеризуется следующими юридическими особенностями:

  • субъектами являются только физические лица;
  • осуществляется только в судебном порядке;
  • применяется за наиболее общественно опасные деяния — преступления;
  • предусматривает строгие меры государственного принуждения;
  • производство по делам о налоговых преступлениях осуществляется подразделениями по налоговым преступлениям МВД.

Признаки налогового представления представлены на рисунке.

Общественная опасность деяния является признаком налогового преступления, раскрывающим его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу его причинения как напрямую — налоговой системе и государству (ибо направлена против государственной казны), так и опосредованно — создают угрозу причинения вреда личности и обществу (ибо государственный бюджет, является средством финансового обеспечения государством его функций перед обществом и человеком — охранительных, организационных и социальных).

Противоправность означает запрещенность деяния уголовным законодательством. Значение данного признака состоит в том, что от его соблюдения зависит реализация провозглашенного в Конституции РФ и ст. 3 УК принципа законности. Противоправность, являясь юридическим выражением общественной опасности, связана с общественной опасностью так же, как форма с содержанием.

Виновность как признак означает необходимость наличия вины в действиях лиц. Общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 24—27 УК).

Наказуемость как признак заключается в угрозе применения наказания при нарушении норм уголовного законодательства, запрещающих совершать те или иные деяния. Таким образом, только запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания деяние признается преступлением.

Мерами наказания в рамках уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений являются в основном пени и штрафы. В УК РФ предусмотрена ответственность:

  • за уклонение от уплаты налогов и сборов (ст. 198—199);
  • за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1);
  • за сокрытие имущества от взыскания (ст. 199.2).

По закону не всякая недоимка признается преступлением. Для возбуждения уголовного дела важен размер налогового долга. Уголовному преследованию подвергаются два вида неуплат: в крупном и особо крупном размерах.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн. руб.

Статьи по предмету Уголовное право

А особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн. руб.

Пример 1. В ходе налоговой проверки за 2006—2008 гг. выяснилось, что ЗАО «Партнер» в 2008 г. недоплатило в бюджет 744 тыс. руб. Всего за период общество должно было заплатить 6,2 млн. руб. Следователь возбудил уголовное дело (ч. 1 ст. 199 УК РФ), потому что сумма недоимки превысила 500 тыс. руб. и составила 12% причитающихся с общества налогов (7 440 000 руб. / / 6 200 000 руб. х 100% = 12%).

Если размер недоимки больше 1,5 млн. руб., процентное соотношение неуплаченных и причитающихся налогов не имеет значения.

Недоимка рассчитывается только за три финансовых года, следующих подряд.

Пример 2. В 2006 г. ООО «Атлант» не заплатило налогов на сумму 140 тыс. руб., в 2007 г. — 150 тыс. руб., в 2008 г. — 180 тыс. руб., в 2009 г. — 135 тыс. руб. Общая сумма недоимки за четыре года составила 605 тыс. руб. Возбудить уголовное дело следователь не мог, так как сумма недоимки за три года подряд (с 2006 по 2008 г. или с 2007 по 2009 г.) была меньше 500 тыс. руб.

В НК РФ и УК РФ установлен исчерпывающий перечень преступных способов уклонения от уплаты налогов. В частности, к таковым относятся непредставление в налоговую инспекцию налоговой декларации или других обязательных документов и (или) указание в этих документах заведомо ложных сведений. Следует заметить, что обязанность представления в инспекцию «других документов» должна быть прописана в федеральных налоговых законах. Если же бухгалтер не выполнил требование, предусмотренное, например, в указе Президента РФ или постановлении Правительства РФ, уголовная ответственность в этом случае не возникает.

Если же организация представила в налоговую инспекцию достоверную отчетность, но налоги при этом не уплатила (независимо от причин), привлечь ее руководство к ответственности по ст. 199 УК следователь не вправе.

В ст. 199 УК перечислены все виды наказания за уклонение от уплаты налогов:

  • штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • арест на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При наличии отягчающих обстоятельств, к которым относятся случаи совершения преступления группой лиц (например, руководителем и главным бухгалтером) по предварительному сговору, а также уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, то наказание устанавливается более строгое:

  • лишение свободы на срок до шести лет;
  • лишение права занимать руководящие должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет.

Точно такие же виды наказаний и объем ответственности предусмотрены для руководства организации — налогового агента за неисполнение обязанностей «налогового посредника» (ст. 199.1 УК).

Как правило, за уклонение организации от уплаты налогов суд привлекает к уголовной ответственности ее руководителя, потому что именно он отвечает за законность всех хозяйственных операций (так сказано в ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Как показывает практика, одновременно и руководителя, и главного бухгалтера наказывают лишь в 10—15% случаев, и лишь в 3—5% случаев ответственность несет один главный бухгалтер. Если главный бухгалтер не был заинтересован в уклонении от уплаты налогов, но при этом осведомлен о незаконных действиях своего руководителя (так как подписывал все необходимые документы), тогда суд может привлечь его как соисполнителя.

В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции уголовные дела по уклонению от уплаты налогов и сборов сейчас расследует структурное подразделение МВД — Главное управление по налоговым преступлениям (а на местах — управления и отделы). Сведения о налоговых преступлениях могут поступать к следователю из разных источников, например от других государственных органов (налоговой инспекции, таможенных органов, службы финансового мониторинга и т.п.), даже из средств массовой информации (когда организация постоянно размещает рекламу, а в налоговую инспекцию сдает «нулевые» балансы). Но чаще всего сведения о возможном наличии состава преступления поступают из налоговых инспекций. Это связано с тем, что налоговые органы обязаны направлять материалы своих проверок в МВД, если обнаружат, что сумма неуплаченных налогов больше 500 тыс. руб.

Судебная практика показывает, что независимо от суммы недоимки суды наказывают обвиняемых, как правило, условно, ссылаясь на различные смягчающие обстоятельства (положительные характеристики осужденного с места учебы, от друзей, коллег по работе и т.д., наличие маленьких детей, различные заболевания). Оплата недоимки по налогам также может быть расценена судом как смягчающее обстоятельство. Если же обвиняемый недоимку не возместил, прокурор может предъявить к нему также гражданский иск. Однако по НК платить налоги обязано предприятие из своих средств, а не его руководитель или главный бухгалтер из личных средств. При этом Верховный Суд РФ считает, что если обвиняемые не использовали деньги, подлежащие уплате в качестве налогов, в личных целях, то погашать недоимку нужно из средств организации.

Пример 3. Останкинский районный суд (г. Москва) осудил директора и главного бухгалтера ЗАО «Тарос корпорейшен» за уклонение фирмы от уплаты налогов и обязал осужденных недоимку погасить.

Верховный Суд РФ отменил решение районного суда в части взыскания с осужденных неуплаченных налогов, так как обязанность платить налоги лежит на организации, а не на ее сотрудниках. Кроме того, осужденные использовали неуплаченные деньги на нужды фирмы (определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2001 г.).

Следует заметить, что представленные признаки налогового преступления в полной мере могут быть отнесены и к налоговым правонарушениям. Только характеристика их в последнем случае раскрывается через соответствующие нормы налогового и административного законодательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *