Налоговая ответственность

Содержание

Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства и защита их прав

Виды ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства

В соответствии с Налоговым кодексом РФ соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, то есть применяются различные виды юридической ответственности.

Вина организации в совершении налогового правонарушения опреде­ляется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представи­телей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данно­го налогового правонарушения.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уп­латы налога.

Статья 198.Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

Статья 199.Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору:

б) в особо крупном размере, —

Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные статья­ми 198, 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.

Вышерассмотренные статьи УГ РФ находятся на пересмотре по инициативе Президента РФ.

Финансовая и административная ответственность за налоговые правонарушения,не попадающие под уголовную ответственность, установлены Налоговым кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Финансовые санкции,применяемые к налогоплательщику, нарушившему налоговое законодательство (ст.ст.: 116-126 Налоговый кодекс РФ):

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе — влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей).

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке — влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) — влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) ( совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Административную ответственность за налоговые нарушения определяет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Статья 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

31.Виды ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства

В соответствии с Налоговым кодексом РФ соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, то есть применяются различные виды юридической ответственности.

Вина организации в совершении налогового правонарушения опреде­ляется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представи­телей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данно­го налогового правонарушения.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уп­латы налога.

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору:

б) в особо крупном размере, —

Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные статья­ми 198, 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.

Вышерассмотренные статьи УГ РФ находятся на пересмотре по инициативе Президента РФ.

Финансовая и административная ответственность за налоговые правонарушения, не попадающие под уголовную ответственность, установлены Налоговым кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Финансовые санкции,применяемые к налогоплательщику, нарушившему налоговое законодательство (ст.ст.: 116-126 Налоговый кодекс РФ):

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе — влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей).

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке — влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) — влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) ( совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Административную ответственность за налоговые нарушения определяет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Статья 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Достаточно часто меры защиты могут применяться при отсутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых правонарушений. Поэтому, как правило, при применении данных мер разговор о наличии вины становится бессмысленным.

Применение мер налоговой ответственности возможно, если имеется для этого основание — налоговое правонарушение.

Налоговое правонарушение — противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.

В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в НК РФ. Ответственность за наиболее тяжкие деяния в сфере налогообложения предусмотрена УК РФ.

Можно выделить некоторые специфические черты мер налоговой ответственности:

• эти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанностей по уплате налогов;

Финансовая ответственность в сфере налоговых отношений предусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой) и налагается за совершение указанных в НК РФ налоговых правонарушений.

Финансовые санкции не отличаются большим разнообразием. Универсальной санкцией является штраф. Однако его размер за одно и то же нарушение может существенно колебаться:

б) при наличии отягчающего обстоятельства (повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонарушение) штраф увеличивается на 100%.

Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя от уплаты задолженности по налогам.

В НК РФ предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:

• нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

• уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

• нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

• нарушение срока представления налоговой декларации;

• грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также и объектов налогообложения;

• нарушение правил составления налоговой декларации;

• неуплата или неполная уплата сумм налога;

• невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

• незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;

• несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

• непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;

• отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;

• неявка, уклонение свидетеля от явки без уважительных причин либо отказ его от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний;

• отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

• нарушение порядка открытия счета налогоплательщика;

• нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

• неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;

• неисполнение банком решения о взыскании налога. Налоговые органы, входящие в систему Министерства РФ

Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды

Уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере —500 минимальных размеров оплаты труда.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации

Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Комментариев пока нет!

Тема 12. Ответственность за нарушение —————налогового законодательства

12.1. Понятие и виды ответственности за налоговые правонарушения

Юридическая ответственность означает применение наказаний (взысканий) компетентными органами и долж­ностными лицами в установленном законодательством Рес­публики Беларусь порядке за нарушение налогового зако­нодательства.

Виды юридической ответственности: финансовая, дис­циплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Финансовая ответственность — мера государственного принуждения, выражающаяся в денежной форме, применяемая уполномоченными на то государственными орга­нами и их должностными лицами к юридическим и физи­ческим лицам за совершение правонарушений в сфере финансовых отношений с целью обеспечения обществен­ных и государственных финансовых интересов.

Дисциплинарная ответственность наступает при совер­шении дисциплинарного проступка, под которым пони­мается виновное противоправное неисполнение или не­надлежащее исполнение трудовых обязанностей или не­осуществление либо превышение правомочий, обеспечи­вающих процесс труда, работником, состоящим в трудо-‘вых правоотношениях с конкретным нанимателем, за со­вершение которого трудовым правом предусмотрено при­менение дисциплинарных взысканий.

Гражданско-правовая ответственность ~ основанное на гражданско-правовом законодательстве имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающее­ся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей.

Административная ответственность наступает при со­вершении административного правонарушения, под ко­торым понимается противоправное виновное (умышлен­ное или неосторожное), а также характеризующееся ины­ми признаками, предусмотренными Кодексом Республи­ки Беларусь об административных правонарушениях, дея­ние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Административные правонарушения против порядка налогообложения КоАП 2003 г.: нарушение срока поста­новки на учет в налоговом органе (ст. 13.1); уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 13.2); наруше­ние срока представления информации об открытии (за­крытии) счета в банке (ст. 13.3); нарушение срока пред­ставления налоговой декларации (расчета) (ст. 13.4); на­рушение правил учета доходов (расходов) и иных объек­тов налогообложения (ст. 13.5); неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора (пошлины) (ст. 13.6); невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбо­ра (пошлины) (ст. 13.7); непредставление налоговому ор­гану документов, сведений для осуществления налогового контроля (ст. 13.8); нарушение банком порядка открытия

счета плательщику (ст. 13.9); нарушение порядка и срока исполнения поручения, решений налоговор* и таможен­ного органа о перечислении налога, сбора (пошлины), пени (ст\ 13.10); неисполнение банком решения налогово­го или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика* налогового агента (ст. 13.11); не­законные начисление и выплата премий (ст. 13.12).

Уголовная ответственность наступает при совершении преступления, под которым понимается совершенное винов­ное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголов’ ным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.

Согласно УК преступления против порядка налогооб­ложения: незаконное открытие счетов за пределами Рес­публики Беларусь (ст. 224); незаконная предприниматель­ская деятельность (ст. 233); легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным пу­тем (ст. 235); ложное банкротство (ст. 238); сокрытие бан­кротства (ст. 239); преднамеренное банкротство (ст.

Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства

240); уклонение от уплаты налогов (ст. 243).

12.2. финансовая ответственность и ее особенности. Основания финансовой ответственности. Состав и классификация налоговых правонарушений

Финансовая ответственность — мера государственного принуждения, выражающаяся в денежной форме, приме­няемая уполномоченными на то государственными орга­нами и их должностными лицами к юридическим и физи­ческим лицам за совершение правонарушений в сфере финансовых отношений с целью обеспеченияюбществен-ных и государственных финансовых интересов.

Финансовая ответственность как разновидность юри­дической ответственности возникла относительно недав­но в связи с образованием финансового права как само­стоятельной отрасли права. Финансово-правовая ответст­венность в настоящее время находится в стадии формиро­вания, в силу чего сохраняется ряд дискуссионных вопро­сов и неясностей в определении не только понятия фи-

нансовой ответственности, но и ее места в системе юри­дической ответственности.

В национальном законодательстве о финансовой от­ветственности упоминается в Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Данный Закон (ст. 9) определяет, что плательщики налогов несут уста­новленную законодательством Республики Беларусь ответ­ственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов в бюджет и соблюдение действующего за­конодательства о налогообложении.

Законодатель установил меру принуждения, выражаю­щуюся в денежной форме, применяемую уполномоченны­ми на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам за совершение налоговых правонарушений.

Финансовая ответственность устанавливается за нару­шение не только налогового, но и законодательства, регу­лирующего бюджетные отношения, т. е. данный вид ответ­ственности имеет отраслевую принадлежность.

Финансовая ответственность обладает всеми признака­ми, характерными для юридической ответственности: уста­новление ответственности государством и применение к пра­вонарушителям финансовых санкций; наступление ответст­венности лишь за совершение правонарушения; реализация ответственности в определенной процессуальной форме.

По своей правовой природе финансовая ответствен­ность сходна с административной ответственностью, так как аналогичным образом вытекает из правоотношений, ос­нованных на властном подчинении одной стороны другой.

‘ В то же время финансово-правовая ответственность обладает рядом специфических признаков:

— ее основанием является финансовое правонаруше­ние; устанавливается в финансово-правовых нормах;

— влечет для правонарушителя наступление отрицатель­ных последствий, как правило, имущественного (денеж­ного) характера.

Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 865;

Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей НП несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Виды ответственности:

· Финансовая по НК РФ

o За нарушение процедурных вопросов

o За неправильное исчисление налогов

· Административная ответственность должностных лиц – КоАП РФ

· Уголовная – УК РФ

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.

31.Виды ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства

Может предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

В каждом отчетном периоде суммы уменьшения платежей не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам.

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Открытием банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающейся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет без предъявления этим лицом свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу или адвокату – штраф 40 тысяч рублей.

Уплата налога – в наличной и безналичной форме.

Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношениях:

· денежных средств на счетах в банке

· наличных денежных средств

· имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицом без перехода к ним прав собственности.

· другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрена НК.

Налоговые агенты обязаны:

1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств налогоплательщика и перечислять налоги в бюджетную систему на соответствующие счета казначейства.

2. Письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

3. Вести учет начисленный и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику.

4. Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

5. В течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Налоговое право»

на тему:

«Налоговая ответственность и ее особенности»

Выполнила:

Студентка заочного отделения

Юридического факультета ВГНА

Группы ЮЗ-301 В.Д. Золотова

Научный руководитель:

________________________________

________________________________

________________________________

Москва 2008

Введение …………………………………………………………..………………3

§ 1. Характеристика налоговых правонарушений…………..……………………5

§ 2. Понятие налоговой ответственности и её виды……………………………8

§ 3. Особенность налоговой ответственности…………………………………12

§ 4.

31.Виды ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства

Принципы привлечения к ответственности за налоговые

правонарушения …………………………………………………………………15

§ 5 Ответственность предусмотренная Налоговым кодексом РФ……………17

§ 6. Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, смягчающие и отягчающие ответственность………………………………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………………32

Список литературы……………………………………..……………………….33

Введение

Для успешного развития экономики страны в первую очередь необходимо формирование эффективной системы налогового законодательства. Это, в свою очередь, требует надлежащего правового регулирование налоговых отношений в деятельности государства.

В настоящее время идет активный процесс формирования и развития финансового и налогового права как самостоятельных отраслей законодательства. Одновременно происходит выделение правового регулирования налоговых отношений из прикладной дисциплины в системе финансовых норм в отдельную область юридической науки. Этому способствуют, прежде всего, широкое практическое применение норм налогового законодательства, что, в свою очередь, обусловлено развитием российской предпринимательской деятельности на внутреннем рынке, выход российского предпринимательства на мировое пространство. Данные процессы неизбежно ведут к постоянному изменению законодательства о налогах и сборах.

Государство регулирует налоговые отношения посредством создания правовых норм, которые содержат права и обязанности налогоплательщиков. Неисполнение установленных предписаний приобретает публично-правовой характер, так как нарушает интересы общества в целом. Поэтому государство реагирует на совершенное правонарушение в сфере налогообложения с целью защиты своих имущественных интересов и прибегает к институту налоговой ответственности. Главным побудительным мотивом уплаты налогов является не сознательность налогоплательщиков, а меры принуждения, которые могут быть применены государством при выявлении нарушения законодательства о налогах и сборах. Одной из форм государственного принуждения является налоговая ответственность .

Согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы . При нарушении налогоплательщиком своих обязанностей нарушается установленный порядок общественных отношений, складывающийся в сфере экономической деятельности. Своевременная и в полном размере уплата налогов и сборов субъектами хозяйственной деятельности ведет к своевременному пополнению бюджета страны, а следовательно, и выполнению государством своих обязательств и основных задач.

Тема «Налоговая ответственность и ее особенность» выбрана не случайно. Применение мер ответственности в сфере налогообложения всегда вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно затрагивает их права и интересы, так как каждый налогоплательщик хотя бы раз решал для себя вопросы, являются те или иные действия нарушением налогового законодательства, не приведут ли они к взысканию штрафов, а если да, то в каком размере.

В курсовой работе рассмотрена характеристика налоговых правонарушений, понятие налоговой ответственности, её особенность, виды и меры ответственности предусмотренные в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

1. Характеристика налоговых правонарушений

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправ­ное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность . Из приведенного определения вытекают следующие юридические при­знаки налогового правонарушения:

· виновность (проявление умысла или неосторожности в деяниях обязанного лица);

· противоправность (нарушение законодательства о налогах и сбо­рах);

· наказуемость (применение санкций, установленных Налоговым кодексом, к налогоплательщикам в случае нарушения ими нало­гового законодательства).

Объект налогового правонарушения — охраняемые законодатель­ством налоговые отношения (например, отношения по исчислению и уплате налогов, по осуществлению налогового контроля);

субъекты — виновные лица (организации и физические лица, достигшие шестнад­цатилетнего возраста).

В качестве налоговых правонарушений могут выступать следующие:

1. Сокрытие доходов как налоговое правонарушение выражается в неотражении в бухгалтерском учете выручки от реализации, неопри­ходовании поступивших денежных средств, невключении в прибыль доходов от внереализационных операций и др.

2. Занижение дохода (прибыли) — это неправильный расчет налого­вой базы при правильном отражении выручки в учете. Наиболее распро­страненными способами занижения дохода являются: неправомерное отнесение расходов к обоснованным и документально подтвержденным затратам; неправильное списание убытков; счетные ошибки при расчете прибыли в сторону ее уменьшения.

3. Сокрытие или неучет объекта налогообложения касается всех объектов, кроме доходов и прибыли. Основной признак сокрытия объекта — отсутствие в учете организации первичных документальных данных о тех или иных объектах налогообложения.

4. Неучет объекта связан либо с неправильным расчетом объекта, либо с неправильным отражением его в учете. Отсутствие учета объектов налогообложения и ведение учета с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за про­веряемый период, предусматривают применение штрафных санкций.

5. Отсутствие учета объектов налогообложения как одно из налоговых правонарушений может применяться, например, в случае отсут­ствия сальдо прибыли за отчетный период на соответствующем бухгалтерском счете.

6. Ведение учета с нарушением установленного порядка обусловлено: отсутствием соответствующих учетных регистров, журналов, отчетных ведомостей; отнесением на себестоимость затрат, не имеющих отношения к производству и реализации продукции; отнесением затрат на себестоимость не в том периоде, в каком это должно быть, и др.

7. Непредоставление или несвоевременное предоставление документов в налоговый орган для налогового производства влечет за собой взыскание штрафа. Ответственность по данному правонарушению наступает независимо от возникшей недоплаты или переплаты по налогу.

8. Задержка уплаты налога . В этом случае производится взыскание пени — денежной суммы, которую налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент должен выплатить за просрочку платежа помимо уплаты налога.

9. Неудержанне налога у источника выплаты. Налоговые агенты несут ответственность за нарушение порядка удержания и перечисле­ния в бюджет налога на доходы физических лиц.

В соответствии с Налоговым кодексом к прочим налоговым нарушениям, в частности, относятся ответственность свидетеля (ст. 128); отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки (ст. 129). Также установлены виды нарушений законодатель­ства о налогах и сборах в отношении банков.

Состав налогового правонарушения — совокупность предусмотренных законом признаков (элементов), квалифицирующих противоправное деяние (действие или бездействие) как налоговое правонарушение; это необходимое основание налоговой ответственности.

Для установления ряда составов налоговых правонарушений используются такие признаки, как систематичность нарушений, повторность, временной критерий, умысел. Например, грубое нарушение организаци­ей правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совер­шенное в течение более одного налогового периода, характеризуется как систематическое противоправное действие с временными рамками .

2. Понятие налоговой ответственности и ее виды

Правовая система не может функционировать без института ответственности. В теории права выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную ответственность.

В последнее время ряд авторов поставили вопрос о существовании специального вида ответственности — налоговой. Одни авторы полагают, что недопустимо само применение термина "налоговая ответственность". Другие считают, что о "налоговой ответственности" можно говорить только с достаточной степенью условности, выделение же ее в качестве самостоятельного вида юридической ответственности ничем не обосновано. Третьи утверждают, что в российской правовой системе сформировалось достаточно четко выраженное правовое явление — ответственность за налоговые правонарушения. Поэтому обозначение ответственности за налоговые правонарушения как налоговой ответственности вполне обоснованно. Соблюдение норм налогового законодательства, продолжают они, обеспечивается мерами административной, финансовой, дисциплинарной и уголовной ответственности, которые включаются в частное понятие "налоговая ответственность". Юридическая ответственность характеризуется следующими основными признаками:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯНАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. Общая характеристика ответственности за нарушение налогового законодательства

Ответственность за совершение налоговых правонарушений – это применение уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами) соответствующих мер наказания к гражданам и субъектам хозяйствования за совершенные ими нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве.

Можно выделить ряд требований конституционного характера при установлении мер ответственности за нарушение налогового законодательства:

— определенность наказуемых деяний;

— дифференцированный подход к установлению санкций;

— соразмерность санкций размеру причиненного вреда;

— однократность применения мер ответственности за совершенное правонарушение.

Данные требования реализуются в принципах: законности, обоснованности, целесообразности, неотвратимости наказания и его справедливости.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности вообще , а именно:

1. Юридическая ответственность всегда связана с государственным принуждением, которое выступает ее содержанием;

2. Является средством охраны правопорядка;

3. Состоит в применении санкций правовых норм и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые правонарушитель должен претерпеть;

4. Является последствием виновного деяния;

5. Наступает за нарушение правовых норм и на основе норм права;

6. Реализуется в соответствующих процессуальных формах.

Кроме того, существуют и характерные признаки ответственности за совершение налоговых правонарушений:

1.Основанием является налоговое правонарушение

2.Носит, как правило, имущественный характер;

3.Применение ответственности урегулировано нормами налогового, административного или уголовного права;

4.Объектами ответственности являются плательщики (иные обязанные лица), налоговые агенты, их представители, банки.

За совершение налоговых правонарушений законодательство устанавливает два вида ответственности :

1. административная;

2. уголовная.

В зависимости от вида, устанавливаются и особенности привлечения виновного лица к ответственности.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— отсутствие события налогового правонарушения;

— отсутствие состава налогового правонарушения;

— истечение сроков давности привлечения к ответственности. При этом, сроки давности для привлечения к ответственности в отношении административных правонарушений в сфере налогообложения установлены ст. 7.6 КоАП и составляют 3 года со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения , за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8–13.11 КоАП, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее одного года со дня их совершения .

В отношении уголовных преступлений, связанных с уплатой обязательных платежей сроки давности зависят от степени тяжести совершенного преступления и в соответствии со ст. 12 и 83 УК составляют:

два года за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 261.1 УК (Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок Республики Беларусь);

пять лет за совершение преступлений, предусмотренных ст. 231 УК (уклонение от уплаты таможенных платежей), ч. 1 ст. 243 УК (Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере), ч. 2, 3 ст. 261.1 (Использование заведомо поддельных акцизных марок Республики Беларусь, действия, предусмотренные частями первой и второй указанной статьи, совершенные повторно либо организованной группой);

десять лет за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 243 УК (Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере).

Основанием применения мер ответственности является совершение налогового правонарушения.

Правонарушение характеризуется наличием следующих признаков :

1. Наличие факта поведения субъекта права, выражающегося в действии или бездействии (деянии).

2. Поведение противоправно, т.е. деяние нарушает правовое предписание. Поступки, которые противоречат всем иным социальным нормам, кроме правовых, правонарушениями не являются.

3. Противоправное деяние является виновным. Вина – психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Правонарушением, совершенным умышленно , признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. При этом, правонарушение признается совершенным с прямым умыслом , если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления. Правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом , если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Правонарушением, совершенным по неосторожности , признается противоправное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Правонарушение признается совершенным по легкомыслию , если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение. Правонарушение признается совершенным по небрежности , если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Кроме того, виновным в совершении административного правонарушения может быть признано и юридическое лицо. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

4. Деяние совершено только деликтоспособным лицом, т.е. обладающим способностью понимать противоправность своих деяний и осознанно нести за них юридическую ответственность. При этом, физическое лицо должно достичь 16 летнего возраста.

Деяние носит антиобщественный характер, так как его совершение причиняет реальный вред обществу, государству, конкретным лицам.

Состав налогового правонарушения идентичен составам других правонарушений: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.

Объект правонарушения — это определенная разновидность общественных отношений, урегулированных правом, на которые посягает противоправное виновное деяние. В данном случае объектом являются интересы государства в сфере уплаты налогов и предпринимательской деятельности.

Субъект правонарушения — лицо, совершившее противоправное деяние. Рядом составов налоговых правонарушений предусмотрен специальный субъект — должностное лицо, индивидуальный предприниматель, а в отношении административных правонарушений, субъектом может признаваться юридическое лицо.

Важнейшим признаком субъекта налогового правонарушения является наличие у него правоспособности, а в отдельных случаях и дееспособности.

Объективная сторона правонарушения — ее образуют все те элементы противоправного деяния, которые характеризуют его с внешней стороны. С точки зрения его объективного проявления объективная сторона правонарушения включает в себя: 1) само противоправное деяние; 2) причиненный им вред; 3) необходимую причинную связь между противоправным деянием и причиненным вредом. Для ряда составов правонарушения достаточно совершения противоправного деяния, даже если оно не повлекло конкретных вредных последствий. Объективная сторона правонарушения может выражаться в действии (например, сокрытие прибыли (дохода)) или бездействии — непостановка на налоговый учет в налоговой инспекции, непредставление в налоговый орган соответствующих документов.

В связи с тем, что для ряда налоговых правонарушений необходимым признаком является наличие причиной связи между противоправными действиями и наступившими последствиями (отрицательными), выделяют два вида состава правонарушений: материальные и формальные.

Материальным является такой состав, объективная сторона которого включает не только действие (бездействие), но также и последствия, находящиеся в причинной связи с ними.

Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства

Отсутствие учета объектов налогообложения, последствием чего явилось их сокрытие – яркий пример правонарушения, состав которого можно отмести к материальному.

К формальному относят такой состав, объективная сторона которого состоит только из действий (бездействий). Примером такого правонарушения является непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Необходимо заметить, что ответственность наступает независимо от последствий деяния.

Полная неуплата бюджетных взносов, внесение суммы не в указанный срок или уклонение грозит применением санкций. Ответственность за неуплату налогов при таком варианте может быть личной или коллективной. Личная ответственность возлагается на физлиц и ИП, которые самостоятельно рассчитываются по долгам, коллективная ответственность возникает у организаций, когда пеня или уголовное дело применяется в юрлицу в целом.

Неуплата сборов индивидуальным предпринимателем

К ИП может применяться административная, налоговая или уголовная ответственность за неуплату налогов. Административная заключается в выплате штрафа:

  • Если в отчетность (декларацию) внесены неверные сведения – занижена сумма базы, денежных поступлений или увеличен размер расходов – ИП облагается штрафом в виде 2–5 минимальных оплат труда.
  • Если это действие повторяется в течение последующих 12 месяцев, штраф увеличивается до 5–10 МРОТ.

Налоговая ответственность также выливается для ИП в начислении штрафных санкций:

  • 20% от суммы задолженности начисляется, если сумма сбора умышленно рассчитывается в декларации неверно: занижается база или налог при импорте товаров в РФ.
  • Если такие действия ИП совершает преднамеренно, а не случайно, штраф увеличивается вдвое и составляет 40% от размера долга.
  • За несвоевременную подачу декларации предусмотрен такой штраф: просрочка до 180 дней – 5% от размера сбора ежемесячно, свыше 180 дней – 30% от суммы, подлежащей выплате, и 10% за каждые 30 дней просрочки.

В особых случаях предусматривается уголовная ответственность за отказ в сдаче декларации, неуплату налогов или искажение дохода/расхода в пределах свыше 200 минимальных оплат труда:

  • штраф – 200–700 МРОТ;
  • заработная плата за полгода;
  • заключение под стражу на 4–6 месяцев;
  • отбывание наказания в тюрьме сроком до двух лет.

Предприниматель может быть освобожден от ответственности в том случае, если выполнит действия:

  • исправит неточности в декларации до момента наступления последнего срока ее предоставления;
  • подправит недочеты даже после окончания срока сдачи отчетности и уплаты сбора, но только в том случае, если об ошибке ИП не знал, неточность была допущена не преднамеренно и предприниматель не имеет задолженности по уплате налогов.

Ответственность юрлиц за неуплату

Для организаций предусмотрена уголовная или налоговая ответственность. Первая возлагается на должностных лиц, вторая – на юрлицо в целом. Уголовная ответственность за неуплату налоговых сборов юридическим лицом рассмотрена в 199-й ст. УК:

  • При неуплате, предоставлении ложной информации в отчете, несдачу его в определенное время на организацию налагается штраф 100–300 тысяч рублей. Альтернатива – арест, лишение свободы руководства, невозможность занимать впредь должности или заниматься определенным хозяйствованием.
  • Если такое действие совершено группой лиц и в особо крупном (сумма налогов за три и больше лет) размере налагается штраф 200–500 тысяч рублей. Альтернатива: доход за 1–3 года, лишение свободы.

При обнаружении недостающей суммы налогов, организация получает уведомление о необходимости внесения задолженности в бюджет. Если реакции со стороны юрлица не последует, ФНС принимает решение о взыскании и наложении штрафа. Взыскание происходит с банковских счетов. Если же средств на них для погашения долга недостаточно, на имущество компании накладывается арест. Доход от реализованного имущества идет не только на погашение собственно долга и штрафа, но и на оплату судебных издержек.

Ответственность генерального директора компании за неуплату налогов возникает в нескольких случаях:

  • умышленная невыплата;
  • несвоевременное перечисление платежей за наемных сотрудников;
  • сокрытие имущества или дохода, которое подлежит взысканию.

Чаще всего к руководителям применяют статью 199 УК (неуплата налогов). В данном случае ответственность директора за неуплату налогов возникает:

  • при уменьшении сумм доходов;
  • увеличение вычетов или затрат;
  • несданную отчетность;
  • неуплату суммы сбора.

Хотя данным вопросом занимается на предприятии главный бухгалтер, ответственность все равно несет руководитель. Считается, что, поставив свою подпись под декларацией, он является ответственным за все сведения. Однако ответственность ООО, АО и прочих юрлиц за неуплату налогов распространяется в отдельных ситуациях и на сотрудников, учредителей, юристов или аудиторов предприятия.

Неуплата сборов физлицами

Ответственность физлиц за неуплату налогов возникает в случае не перечисления сумм в бюджет земельного, имущественного сборов, транспортного налога или налога за сдачу квартиры. Для граждан — физических лиц действует налоговая и уголовная ответственность за неуплату налогов в 2015 году:

  • Уголовная применяется, когда находится непоступление в крупном размере. Таким размером признается неперечисленный размер сбора более 1800 тысяч рублей, притом, что неуплаченных налогов в этой массе может быть свыше 10%.
  • Особо крупной признана сумма 9 млн рублей или 3 миллиона, если доля невыплаченных налогов превышает пятую часть.

Если размеры задолженности не так велики, применяются санкции:

  • Пеня начисляется на сумму долга и штрафа, если таковой уже есть.

    Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства и защита их прав

    Размер ее равен 1/300 ставки рефинансирования ЦБ на день начисления.

  • Сумма штрафа за неуплату равна 20% от суммы долга и 40% — в случае повторной неуплаты физлицом.

Неуплата налога вовремя обернется на первом этапе для физлица первоначальным начислением пени. Далее, если вина гражданина будет доказана, используется штраф или уголовная ответственность за неперечисление особо крупных сумм в бюджет. При рассмотрении дела против неплательщика судом принимаются во внимание смягчающие обстоятельства:

  • возраст до 16 лет;
  • непреднамеренное невнесение сумм сбора;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • болезнь;
  • окончание сроков для привлечения к ответственности.

В связи с такими жесткими штрафами и ответственностью, особенно к организациям, более целесообразным выглядит оптимизация налогового бремени, нежели отказ от выплаты как таковой.

Какая бы ответственность за неуплату налогов – уголовная или административная – ни грозила физлицу или организации, это повлечет за собой неоправданный расход средств и времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *