Моральный долг

Проблема морального выбора.

Моральный выбор – определенный вид целесообразной человеческой деятельности. Выбор любого действия возможен, если существует несколько вариантов последнего. Ситуация морального выбора возникает тогда, когда объективные обстоятельства предлагают несколько возможностей поступка и субъект должен принять решение в пользу одной из них и вопреки другим.

Субъектом морального выбора могут быть: индивид, выбирающий определенный поступок; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; класс, стремящийся изменить либо сохранить социально-политическую систему; общество в целом, решающее вопрос о перспективах своего развития.

Диапазон объективных возможностей поступка и субъективной способности выбирать (то бишь быть юридически дееспособным и психически вменяемым) – необходимое условие свободы морального выбора. В противном случае, если нет возможности сравнить и предпочесть варианты поведения, осознанно определить свою внутреннюю позицию и воплотить ее в действие, субъект лишен своей свободы в выборе, а следовательно, лишается, в свою очередь, права претензий со стороны общества истребовать ответственности за сей поступок.

Социальная обусловленность обстоятельств, сложившихся в ситуации выбора, неразрывно связана с мировоззренческой, моральной определенностью решения человеком, с изнутри идущей детерминацией поступка.

ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое нравственный выбор?»

Как бы ни были различны варианты решений, они всегда отражают ценностную ориентацию человека, заключены в диапазоне нравственного и безнравственного. Моральный выбор не может заключаться вне пределов добра и зла. Вспомним Сократа: обстоятельства побуждали и даже благоприятствовали его планируемому побегу и, таким образом, к спасению жизни, но запрещало побег осознание нравственной невозможности поступить вопреки своим убеждениям.

Однако, возникает вопрос: не исключает ли внешняя и внутренняя обусловленность выбора свободы морального решения? Ответ на него может принять вид неразрешимой дилеммы: либо поведение человека предопределено обстоятельствами, а потому нравственный выбор – фикция, ложное представление человека о выборе (моральный фатализм); либо личность в своих решениях абсолютна автономна по отношению к объективным обстоятельствам и именно поэтому абсолютно свободна (моральной волюнтаризм).

В ситуации морального выбора возникает также проблема активности субъекта задача поиска такой формы поведения, которая сочетала бы решимость стремления к добру с учетом объективных обстоятельств. Альтернативные формы подходов к этой проблеме выражаются в позициях «бездумной активности» и «мудрой бездеятельности».

Форма активности, игнорирующая обстоятельства, в обыденном языке получила нарицательное наименование «донкихотство». За заимствованным из литературы образом стоит тип выбора, в котором активность во имя долга и идеала считается безусловной добродетелью, поднимающейся над обстоятельствами и последствиями действия. «Я иду, даже если не вижу пути, и не знаю, куда я приду», — вот кредо Дон Кихота.

«Донкихотство» – во многом понятная и естественная реакция не только на приспособленчество, пассивность, возведенную в ранг добродетели на том основании, что она обеспечивает человеку благополучие и комфорт, но и на так называемом «гамлетизм» – поведение людей, стремящихся рациональным анализом исчерпать все последствия вмешательства в ситуацию и из-за боязни ошибиться и опорочить нравственную цель не решается на выбор. «И вянет, как цветок, решимость наша в бесплодие нравственного тупика», — восклицает герой Шекспира.

Что предпочтительнее: романтизм «бездумной активности» либо принципиальная пассивность «мудрой бездеятельности»? Общего «рецепта» нет. Но при этом следует помнить меткое замечание одного из персонажей Бертольда Брехта: «люди, «умывающие руки», умывают их в крови».

А) нравственный конфликт.

Своеобразной ситуацией морального выбора является нравственный конфликт. Его особенность заключается в том, что моральное сознание личности, которой предстоит принять решение, констатирует противоречие: осуществление каждой из возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для человека определенную моральную ценность. От личности требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и в ущерб другой, и только через разрешение данного противоречия реализовать свои нравственные цели. Сложность решения в данном случае заключается не столько в том, что человек не знает нравственных норм или не желает их исполнять, сколько в необходимости разрешить их противоречие.

Обнаженность и острота проблем морального выбора в ситуации нравственного конфликта иногда порождает представление о том, что любая ситуация выбора уже конфликтна потому, что требует предпочесть вариант другому. Хотя всякая ситуация выбора требует предпочтения, вряд ли все такие ситуации конфликты, то есть ведут к резкому, взаимоисключающему столкновению нравственных ценностей и необходимости принесения в жертву одну из них. И для этической теории, и для практики воспитания, важно отличать реальные конфликтные ситуации от ситуаций мнимо-конфликтных, возникающих из-за неспособности субъекта понять механизм функционирования нравственных норм, неумения творчески соотнести соответствующую норму с особенностью ситуации.

К реальным нравственным конфликтам обычно, относят два типа столкновения норм: в рамках одной системы моральных ценностей и между нормами различных моральных систем. Такая классификация с необходимостью вытекает из представления о социальной обусловленности морали. Примером антагонистического типа нравственно-конфликтной ситуации может служить столкновение норм и принципов, скажем, религиозной и атеистической морали.

Разрешение нравственных конфликтов базируется на построении иерархии нравственных ценностей, системы предпочтений с четким осознанием диалектики абсолютного и относительного в применении каждой из нравственных норм (из нормы, требующей говорить только правду, например, могут исключаться смертельно больные). Очень важно, что нравственный конфликт не просто заостряет проблему морального выбора. За этой его ролью стоит более высокая – конфликтностью ситуации повышает личную ответственность.

Б) мера ответственности.

Ситуация выбора не дает человеку права на пассивность – она требует ответа, ответственного решения и действия. Подход к проблеме ответственности за моральный выбор определяется тем или иным решением о свободе выбора и форме нравственной активности личности.

Фаталистическое понимание ответственности основывается на отрицании свободы личности, оно подчиняет поведение личности обстоятельствам, сводя, таким образом, ее собственные возможности к роли «винтика» социального механизма. Из такой трактовки вытекает и отрицание моральной ответственности человека, освобождение его от совести, от вины за тот или поступок. Это обыденное «моя хата с краю» или более «рафинированное» – «что я мог поделать, от меня ничего не зависит». Однако, это ничто иное как житейское оправдание взглядов, приводящих и фактической социальной пассивности, и к активному аморализму.

В прямую противоположность фатализму, прокламирующему безответственность «винтика» и соглашается, выдвигается кредо «человек отвечает за все». Считается, что именно экзистенциализму принадлежит приоритет в его постановке. К примеру, Сартр видел заслугу экзистенциалистской концепции в том, что она отдает человека во власть самого себя и безотносительно к обстоятельствам возлагает всю ответственность на его плечи: «Ни одно общественное событие, возникающее внезапно и увлекающее меня, не приходит извне: если я мобилизован на войну – это моя война, я виновен в ней и я ее заслуживаю. Я ее заслуживаю, прежде всего, потому, что мог уклониться: стать дезертиром или покончить собой. Раз я этого не сделал, значит, я ее выбрал, стал ее соучастником».

Тезис «человек отвечает за все» «принимает в экзистенциализме волюнтаристский смысл, ибо основывается на абсолютном игнорировании объективных обстоятельств: «В мире нет чужого зла, все люди одинаково виновны в его существовании». Экзистенциалистская этика гипертрофирует личную ответственность. Желают или нет сторонники такой позиции, но ее объективным результатом выходит выгораживание действительных источников и конкретных виновников зла. Уравнительный, нивелирующий подход к реальной роли личности в ситуации морального выбора приводит к тому, что человек, который «отвечает за все», «на деле нередко ни за что не отвечает».

Методологическая причина такого парадокса – игнорирование меры ответственности. В действительности личность ответственна за свои поступки в меру свободы выбора, отвечает лишь за то, что объективно (в соответствии с обстоятельствами) могла и субъективно (в соответствии с нравственной необходимостью) должна была выбрать и реализовать в поступке. Таким образом, возможность и способность выбора прямо определяют меру ответственности.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 232 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Понятие долга

Понятие долга в современном понимании довольно обширно. Прежде всего, следует отметить, что мы постоянно вступаем в отношения с окружающими нас людьми и таким образом приобретаем объективные обязанности. По причине того, что современный человек живет активной социальной жизнью, на него постоянно ложится ответственность.

И неважно, кем именно вы работаете и какой у вас статус. Ответственность проявляется даже в простых действиях – если вы отправляетесь в поездку, то в любом случае вам надо купить билет, предоставить документы, сесть на поезд или самолет, соблюдать правила поведения в общественном месте…

У каждого человека есть близкие люди, семья, коллеги – и со всеми ними нас связывает определенный долг и объективные обязанности. Последнее означает, что эти обязанности не зависят от нашего желания. По-другому жизнь в обществе тяжело представить, в любой сфере необходимо поступать по долгу и по совести.

Общественный и моральный долг

Зачастую в понятии долга различают две стороны – моральную и общественную. Общественным долгом называют объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять. Этот вид долга проявляется во всех сферах жизни современного человека – на учебе, дома, на работе, в кругу друзей и в обществе.

Моральный долг следует понимать немного по-другому. Это означает, что человек самостоятельно превращает требования морали и долга в личную задачу.

Ситуация морального выбора (Вместо введения)

Здесь не может быть указаний начальства или родителей, это – индивидуальный выбор человека. Тогда человек не просто осведомлен о законах морали, он сам ставит себе целью следовать им – предъявлять самому себе такое требование.

Часто бывает так, что подобный вид долго дается человеку с трудом – он испытывает множество внутренних противоречий и не знает, какому долгу следовать в первую очередь. Но когда моральный долг сформирован и он становится неотъемлемой частью сознания личности, проявляется сила и мужество, на которую способен только человек с моральным долгом.

Высшим проявлением морального долга является процесс преодоления своих внутренних конфликтов и разладов, и выбор в пользу морали и совести. Тогда человек смело и уверенно идет к своей цели.

Совесть

Большинство выборов в нашей жизни внутренне проверяются именно совестью. Долг и обязанности имеют большое значение для цивилизованного человека, но именно совесть диктует личности, как правильно поступить. Поэтому совесть определяют, как глубокое познание своей ответственности и долга, как внутренний моральный самоконтроль.

Считается, что совесть является личным чувством каждого человека, ее нельзя отнести к доводам рассудка. И не всегда человек способен трезво осознавать, по каким причинам совесть позволяет делать ему определенные вещи, а почему некоторые поступки строго запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль позволяет человеку чувствовать себя гармонично и спокойно, ведь когда он руководствуется совестью, он уверен, что поступил честно и справедливо.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Роль морали в жизни человека: моральная оценка как регулятор деятельности
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspБрак и семья: моральный долг мужчины и моральный долг женщины в семье

Проблема морального выбора.

Моральный выбор – определенный вид целесообразной человеческой деятельности. Выбор любого действия возможен, если существует несколько вариантов последнего. Ситуация морального выбора возникает тогда, когда объективные обстоятельства предлагают несколько возможностей поступка и субъект должен принять решение в пользу одной из них и вопреки другим.

Субъектом морального выбора могут быть: индивид, выбирающий определенный поступок; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; класс, стремящийся изменить либо сохранить социально-политическую систему; общество в целом, решающее вопрос о перспективах своего развития.

Диапазон объективных возможностей поступка и субъективной способности выбирать (то бишь быть юридически дееспособным и психически вменяемым) – необходимое условие свободы морального выбора. В противном случае, если нет возможности сравнить и предпочесть варианты поведения, осознанно определить свою внутреннюю позицию и воплотить ее в действие, субъект лишен своей свободы в выборе, а следовательно, лишается, в свою очередь, права претензий со стороны общества истребовать ответственности за сей поступок.

Социальная обусловленность обстоятельств, сложившихся в ситуации выбора, неразрывно связана с мировоззренческой, моральной определенностью решения человеком, с изнутри идущей детерминацией поступка.

Пример морального выбора из жизни

Как бы ни были различны варианты решений, они всегда отражают ценностную ориентацию человека, заключены в диапазоне нравственного и безнравственного. Моральный выбор не может заключаться вне пределов добра и зла. Вспомним Сократа: обстоятельства побуждали и даже благоприятствовали его планируемому побегу и, таким образом, к спасению жизни, но запрещало побег осознание нравственной невозможности поступить вопреки своим убеждениям.

Однако, возникает вопрос: не исключает ли внешняя и внутренняя обусловленность выбора свободы морального решения? Ответ на него может принять вид неразрешимой дилеммы: либо поведение человека предопределено обстоятельствами, а потому нравственный выбор – фикция, ложное представление человека о выборе (моральный фатализм); либо личность в своих решениях абсолютна автономна по отношению к объективным обстоятельствам и именно поэтому абсолютно свободна (моральной волюнтаризм).

В ситуации морального выбора возникает также проблема активности субъекта задача поиска такой формы поведения, которая сочетала бы решимость стремления к добру с учетом объективных обстоятельств. Альтернативные формы подходов к этой проблеме выражаются в позициях «бездумной активности» и «мудрой бездеятельности».

Форма активности, игнорирующая обстоятельства, в обыденном языке получила нарицательное наименование «донкихотство». За заимствованным из литературы образом стоит тип выбора, в котором активность во имя долга и идеала считается безусловной добродетелью, поднимающейся над обстоятельствами и последствиями действия. «Я иду, даже если не вижу пути, и не знаю, куда я приду», — вот кредо Дон Кихота.

«Донкихотство» – во многом понятная и естественная реакция не только на приспособленчество, пассивность, возведенную в ранг добродетели на том основании, что она обеспечивает человеку благополучие и комфорт, но и на так называемом «гамлетизм» – поведение людей, стремящихся рациональным анализом исчерпать все последствия вмешательства в ситуацию и из-за боязни ошибиться и опорочить нравственную цель не решается на выбор. «И вянет, как цветок, решимость наша в бесплодие нравственного тупика», — восклицает герой Шекспира.

Что предпочтительнее: романтизм «бездумной активности» либо принципиальная пассивность «мудрой бездеятельности»? Общего «рецепта» нет. Но при этом следует помнить меткое замечание одного из персонажей Бертольда Брехта: «люди, «умывающие руки», умывают их в крови».

А) нравственный конфликт.

Своеобразной ситуацией морального выбора является нравственный конфликт. Его особенность заключается в том, что моральное сознание личности, которой предстоит принять решение, констатирует противоречие: осуществление каждой из возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для человека определенную моральную ценность. От личности требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и в ущерб другой, и только через разрешение данного противоречия реализовать свои нравственные цели. Сложность решения в данном случае заключается не столько в том, что человек не знает нравственных норм или не желает их исполнять, сколько в необходимости разрешить их противоречие.

Обнаженность и острота проблем морального выбора в ситуации нравственного конфликта иногда порождает представление о том, что любая ситуация выбора уже конфликтна потому, что требует предпочесть вариант другому.

Хотя всякая ситуация выбора требует предпочтения, вряд ли все такие ситуации конфликты, то есть ведут к резкому, взаимоисключающему столкновению нравственных ценностей и необходимости принесения в жертву одну из них. И для этической теории, и для практики воспитания, важно отличать реальные конфликтные ситуации от ситуаций мнимо-конфликтных, возникающих из-за неспособности субъекта понять механизм функционирования нравственных норм, неумения творчески соотнести соответствующую норму с особенностью ситуации.

К реальным нравственным конфликтам обычно, относят два типа столкновения норм: в рамках одной системы моральных ценностей и между нормами различных моральных систем. Такая классификация с необходимостью вытекает из представления о социальной обусловленности морали. Примером антагонистического типа нравственно-конфликтной ситуации может служить столкновение норм и принципов, скажем, религиозной и атеистической морали.

Разрешение нравственных конфликтов базируется на построении иерархии нравственных ценностей, системы предпочтений с четким осознанием диалектики абсолютного и относительного в применении каждой из нравственных норм (из нормы, требующей говорить только правду, например, могут исключаться смертельно больные). Очень важно, что нравственный конфликт не просто заостряет проблему морального выбора. За этой его ролью стоит более высокая – конфликтностью ситуации повышает личную ответственность.

Б) мера ответственности.

Ситуация выбора не дает человеку права на пассивность – она требует ответа, ответственного решения и действия. Подход к проблеме ответственности за моральный выбор определяется тем или иным решением о свободе выбора и форме нравственной активности личности.

Фаталистическое понимание ответственности основывается на отрицании свободы личности, оно подчиняет поведение личности обстоятельствам, сводя, таким образом, ее собственные возможности к роли «винтика» социального механизма. Из такой трактовки вытекает и отрицание моральной ответственности человека, освобождение его от совести, от вины за тот или поступок. Это обыденное «моя хата с краю» или более «рафинированное» – «что я мог поделать, от меня ничего не зависит». Однако, это ничто иное как житейское оправдание взглядов, приводящих и фактической социальной пассивности, и к активному аморализму.

В прямую противоположность фатализму, прокламирующему безответственность «винтика» и соглашается, выдвигается кредо «человек отвечает за все». Считается, что именно экзистенциализму принадлежит приоритет в его постановке. К примеру, Сартр видел заслугу экзистенциалистской концепции в том, что она отдает человека во власть самого себя и безотносительно к обстоятельствам возлагает всю ответственность на его плечи: «Ни одно общественное событие, возникающее внезапно и увлекающее меня, не приходит извне: если я мобилизован на войну – это моя война, я виновен в ней и я ее заслуживаю. Я ее заслуживаю, прежде всего, потому, что мог уклониться: стать дезертиром или покончить собой. Раз я этого не сделал, значит, я ее выбрал, стал ее соучастником».

Тезис «человек отвечает за все» «принимает в экзистенциализме волюнтаристский смысл, ибо основывается на абсолютном игнорировании объективных обстоятельств: «В мире нет чужого зла, все люди одинаково виновны в его существовании». Экзистенциалистская этика гипертрофирует личную ответственность. Желают или нет сторонники такой позиции, но ее объективным результатом выходит выгораживание действительных источников и конкретных виновников зла. Уравнительный, нивелирующий подход к реальной роли личности в ситуации морального выбора приводит к тому, что человек, который «отвечает за все», «на деле нередко ни за что не отвечает».

Методологическая причина такого парадокса – игнорирование меры ответственности. В действительности личность ответственна за свои поступки в меру свободы выбора, отвечает лишь за то, что объективно (в соответствии с обстоятельствами) могла и субъективно (в соответствии с нравственной необходимостью) должна была выбрать и реализовать в поступке. Таким образом, возможность и способность выбора прямо определяют меру ответственности.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 232 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Результаты проверки эссе по обществознанию (ЕГЭ-2017/2018)

Сейчас на сайте загружено готовых эссе: 47

Эссе 37/ Пользователь: Меньшикова Полина/ Воронежская обл./ дата загрузки 19.02.2018

Тема:

«Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства»
(Г. Филдинг)

В данном высказывании Г.

Нравственный выбор

Филдинг поднимает актуальную в настоящее время проблему морального долга и внутренней дисциплины личности. Он говорит о том, что помимо законов, за нарушение которых предусмотрено наказание, есть законы нравственные, не закрепленные в официальных документах, которые во многом определяют поведение человека. И именно совесть — внутренний самоконтроль личности, оценивает исполнение долга. Не могу не согласиться с данным высказыванием, так как многие обязанности человека не закреплены правом, а являются моральными требованиями, которые в некоторых случаях становятся личной задачей человека.

Вспомним, к примеру, героическую оборону Севастополя 1854 — 1855 годов, когда дети, женщины и старики встали на защиту родного города, несмотря на то, что законом это было не предусмотрено. Активное противодействие неприятелю, стремление всеми силами помочь мужьям, отцам и сыновьям, объясняется, прежде всего, моральным долгом и внутренним побуждением каждого из них.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого "Война и мир", в котором повествуется о событиях Отечественной войны 1812 года. Одна из главных героинь романа, Наташа Ростова, отдает подводы, предназначенные для перевозки имущества семьи, раненым солдатам. Данный поступок является ярким проявлением морального долга.

Подведем итоги. Существует два вида долга: общественный и моральный. Общественный долг — это все объективные, то есть не зависящие от нашего желания, обязанности, которые закреплены законами или правом. Моральный долг — это, прежде всего, требования морали, нравственный выбор каждого из нас. Однако моральные нормы не менее важны, чем государственные законы.

Меньшикова Полина

Результаты проверки эссе по обществознанию в соответствии с требованиями ЕГЭ 2018

Критерий Балл Комментарий
К 1. 1 Смысл высказывания раскрыт: верно выделена одна основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса.
К 2. 2 В контексте выделенной идеи приведены связанные между собой объяснения ключевого понятия, теоретические положения, рассуждения, вывод.
К 3. 1 Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
К 4. 2 Приведены из различных источников два корректных, развернуто сформулированных примера, явно связанные с иллюстрируемой идеей.

Общий балл: 6 (из 6-ти возможных)

Положительные стороны работы:

  1. Автор эссе верно обращается к теме морали и таких этических категорий, как долг и совесть. Раскрыто понятие "совесть" через осмысление значимости самоконтроля личности и внутреннего чувства долга.
  2. В практической аргументации приведены примеры, направленные на обоснование основного тезиса мини-сочинения. Данные примеры не только взяты из различных источников, но и подробно раскрыты, репрезентативно описывают конкретные события и их участников.
  3. Вывод представляет собой новую по отношению к высказыванию Г. Филдинга информацию, резюмирующую предшествующие рассуждения автора эссе.

Рекомендации:

  1. Теоретическую часть эссе можно было бы дополнить общим определением социальных норм и описанием их регулятивного значения для общества. Затем следовало дать определение норм права и норм морали, а также их сравнительный анализ. Исходя из этого анализа стало бы видно, почему законодательно закрепленных норм не достаточно для эффективной социальной саморегуляции. В частности, от общезначимости моральных норм логическая нить идет как раз к укорененности этических принципов в самой природе человека, о чем и говорит автор эссе, затрагивая тему внутреннего самоконтроля.

Читать другие эссе…

История дает множество примеров героического служения медиков своему народу, патриотического исполнения своего профессионального долга. Так, врачи С. И. Андриевский и Д. С. Самойлович еще в XVIII в., изучая природу инфекционных заболеваний, в том числе и чумы, ставили медицинские опыты на себе, доказывая тем самым пути передачи грозной инфекции, и разрабатывали на основе результатов этих опытов методы ее предупреждения. Н. Ф Гамалея в 1886 г. на себе проверял действенность изготовленной Луи Пастером вакцины против бешенства. Эта героическая деятельность врача ученого сыграла свою положительную роль в пропаганде и распространении надежного метода предупреждения бешенства у людей по всей России.

Ситуация морального выбора


Великий патриот нашей Родины,
всемирно известный ученыйфизиолог И. П. Павлов писал: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, насколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству».

Эти и множество других примеров показывают, как передовые отечественные ученыемедики понимали свой общественный долг, как, не страшась непосредственной угрозы своему здоровью и даже жизни, они мужественно разрабатывали пути и методы борьбы с инфекционными заболеваниями, добивались успехов и выходили победителями в борьбе за здоровье людей.

Ярким проявлением высоконравственного исполнения своего профессионального долга является самоотверженный труд медицинских работников в годы Великой Отечественной войны (1941 —1945 гг.).

Врачи, фельдшера, медицинские сестры и другие медицинские работники под шквальным огнем противника оказывали медицинскую помощь бойцам и командирам Советской Армии и Флота. Подвергаясь смертельной опасности, они под пулями противника вытаскивали раненых с поля боя и спасали им жизнь. Только благодаря самоотверженной работе медиков на переднем крае военных действий ив тылу страны 72 % раненых было возвращено в строй действующей армии. За проявленный героизм на фронте звания Героя Советского Союза было удостоено 47 медиков, орденом Ленина награждено 283, орденом Красного Знамени — 600 человек. Всего правительственных наград удостоено 115 тысяч медиков, среди которых немало средних медицинских работников.

Не менее самоотверженно выполняют свой профессиональный долг средние медицинские работники страны и в мирное время.

Сотни и тысячи фельдшеров, акушерок, медицинских сестер, не щадя сил и собственного здоровья, в самых сложных условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока, в горах Памира и песках Средней Азии, с медицинской сумкой через плечо приходят на помощь заболевшим и попавшим в беду людям, беззаветно служат делу восстановления и укрепления здоровья строителей коммунизма.

«Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко

Читайте далее:

Сергей Носов

ЧЕЛОВЕК ДОЛГА

ЛИЦА

Он

Она

Визитер

Он и она — у них в доме. Стол накрыт. Праздник. Они только что вошли в гостиную.

ОНА. Дорогой Иннокентий, поздравляю тебя с днем твоего рождения, желаю тебе счастья, радости и здоровья. Прими.

ОН (принимая подарок). Ой, что это?.. Очечник!..

ОНА. Узнал?

ОН. Тот самый… Из красного дерева… Старинный прелестный очечник… Моя мечта… Но как же ты догадалась, Машенька? Я ведь ни слова тебе не сказал про очечник?..

ОНА. Зачем слова, любимый? Ты стоял у витрины и глядел на него. Надо было видеть твое лицо!

ОН. Спасибо, Машенька. Я очень растроган.

ОНА. Скажи, тебе повезло с женой?

ОН. Еще как повезло. Мне ужасно везет. Почему, почему я такой везучий? Я счастлив сегодня как никогда. Незаслуженно счастлив!..

ОНА. Так уж и незаслуженно? Счастлив — значит заслужил. Я тоже счастлива… Рядом с тобой. Тут, правда, трещинка небольшая…

ОН. Где?

ОНА. Вот, посмотри…

ОН. Ерунда.

ОНА. Но все-таки…

ОН. Ничего, отреставрируем.

ОНА. А у тебя есть краснодеревщик?

ОН. Откуда же у меня краснодеревщик?

ОНА. А вдруг?.. У тебя такой круг знакомств!.. Ты и с краснодеревщиком наверняка знаком, только забыл…

ОН. Нет, Машенька, краснодеревщика что-то не припомню… Да ведь это и не важно… Что, нам не найти краснодеревщика?

ОНА. Да, действительно… Кеша!.. Пора. (Приглашает жестом к столу.)

ОН (глядя на стол). Машенька, ты просто… слов даже не подобрать, кто ты…

Усаживаются.

ОНА. Не об этом ли ты мечтал, дорогой? Чтобы дома и чтобы вдвоем…

ОН. Только так. Только с тобой.

ОНА. Ты и я, и никого больше! Открывай.

ОН (открывая бутылку). Боюсь, как бы не пришел Петя Семочкин…

ОНА. И я боюсь…

ОН. А ведь обязательно придет… Он каждый год приходит. Без приглашения.

ОНА. Придет и будет занудствовать…

ОН. Ужасный зануда…

ОНА. Почему он такой неудачливый, Кеша?

ОН. А я откуда знаю?

ОНА. Все у него не так, все набекрень как-то… Вроде бы надо помочь, а чем?.. Чувствуешь себя виноватой.

ОН. Каждый год дарит мне новую книгу…

ОНА. Правильно. Книга — источник знаний. Ты не знал?

ОН. Книга — лучший подарок.

ОНА. Я на всякий случай приготовила третий прибор.

Иннокентий Евгеньевич наливает жене и себе.

ОН. К нему надо, Маша, философически относиться. Как к необходимому злу.

ОНА. Да уж и не такое он зло, если правду сказать. Просто зануда.

ОН. Ну ладно — давай о хорошем. Это что за грибы?

ОНА. Рыжики! Не узнал?.. Помнишь, как собирали?

ОН. Помню, помню, я все помню…

Звонок в дверь.

Ну вот, даже не выпили. Не пойду.

ОНА. Надо идти. Судьба! (Уходит в прихожую.)

Иннокентий Евгеньевич ставит на стол третий прибор.

ОН (громко, с наигранной веселостью). Вижу, вижу, Семочкин!.. смотри, только в щеку!.. И не больше двух раз!

Из прихожей появляется жена.

ОНА (громким шепотом). Иннокентий! Это не он… не Семочкин!..

ОН. А кто?

ОНА. Не знаю. Кто-то к тебе… Выйди, пожалуйста…

Но тот сам вошел.

ВИЗИТЕР (войдя). Где здесь Иннокентий Евгеньевич?.. Приветствую вас, дорогой!.. Ай-яй-яй, кажется, не вовремя… Прошу меня извинить! Я на минутку!

Пауза.

Совсем не меняется… Похудел только!

Пауза.

Ну?.. Не узнал?

Иннокентий Евгеньевич глядит то на визитера, то на жену. Жена пожимает плечами.

Так и знал, что не вспомнит!..

ОН (в растерянности). Вы мой бывший студент?

ВИЗИТЕР. Ни в коем случае!

ОН. Лицо-то знакомое…

ВИЗИТЕР. Еще бы!.. Я подскажу… Новосибирск… Четыре года назад… Ну?

ОН. Понятно. Мы встречались на конференции…

ВИЗИТЕР. Вот уж где не встречались, так это на конференции… От ваших конференций я очень далек. Не ломайте голову, Иннокентий Евгеньевич, мы встречались в гостинице.

ОН (неуверенно). Вспоминаю…

ВИЗИТЕР. Ну?

ОН. Не-а…

ВИЗИТЕР (смеется). И не вспомнит!.. А ведь я ваш должник. Пришел долг возвратить. Не выгоните?

ОН. Маша, он что-то хочет от меня?

ОНА. Говорит, долг возвратить…

ОН. Я давал ему в долг?

ОНА. Ты меня спрашиваешь?

ОН. А как вас зовут?

ВИЗИТЕР. Да как хотите, так и называйте!.. Человек долга. Вот как. И все!

ОНА. Ты, наверное, его консультировал…

ОН. Я вас консультировал?

ВИЗИТЕР. Вы мне оказали посильную помощь. Очень индивидуальную. И помощь эта ого-го сколько стоит.

ОН. "Ого-го"?.. "Ого-го"… Маша, не помню… Четыре года назад… Он шутит, наверное.

ВИЗИТЕР. Никогда не шучу. Я шутить не обучен.

ОНА. Ну, раз вы должник, давайте-ка за стол сядем, а то все стоим и стоим… Хоть вы и не называетесь…

ВИЗИТЕР (продолжая стоять). Через несколько дней, друзья мои, я отбываю в Южную Америку, есть такой континент, именно в страну Парагвай, на постоянное место жительства… и я уже не смогу возвратить вам то, что должен, имейте в виду, Иннокентий Евгеньевич. Только сейчас.

ОНА. Вы сядьте, сядьте… Как раз у Иннокентия Евгеньевича, день рожденья сегодня…

ВИЗИТЕР. День рожденья? У вас?.. Ооо!.. Что же вы мне сразу-то не сказали? А я тоже!.. Мог бы и догадаться. С днем рождения вас, Иннокентий Евгеньевич!

ОН. Спасибо, милейший. Спасибо.

ВИЗИТЕР. Значит, как бы подарок. Даже самому приятно.

ОН. Ну, так вы сядьте все-таки, не надо стесняться. Прошу.

ВИЗИТЕР. Нет. Это я вас прошу. Прошу меня извинить. Все же я на минуточку… Вот. (Запускает руку в карман пиджака.) Один момент!

Хозяева ждут напряженно.

Проблема морального выбора.

Посетитель не вынимает руки, что-то ищет, нащупывает.

ОНА. Муж мой всем дает в долг… Он добрый…

Пауза. Посетитель запускает руку в другой карман.

Хотя сами в долгах…

Пауза.

Деньги, знаете, как…

Посетитель вынимает из кармана блокнот.

ВИЗИТЕР. Деньгами я, к сожалению, не располагаю… сегодня.

Хозяева глядят на блокнот с кривыми улыбкам.

Но я бы мог выполнить заказ на известную сумму. Быстро и чисто. Моя работа высоко ценится.

ОН. Вы… специалист?.. Но в какой области?.. Не краснодеревщик ли случаем?

ОНА. Если вы краснодеревщик, я поверю, что есть чудеса. Мы только что говорили о краснодеревщике.

Визитер загадочно улыбается.

ОН (оживляясь). Маша, а ведь он, действительно, краснодеревщик… у меня предчувствие…

ОНА. Не может быть!.. Вы — краснодеревщик?

ВИЗИТЕР. Я не краснодеревщик. Я киллер.

ОНА. Как?

ВИЗИТЕР. Киллер.

ОНА. Это который…

ВИЗИТЕР. Он самый.

ОНА. Ой, Кеша…

Пауза.

ВИЗИТЕР. По-моему, вы меня узнали… Иннокентий Евгеньевич?

ОН. М-может… выпь… выпь… ем?

Наливает дрожащей рукой коньяк в третью рюмку.

ВИЗИТЕР. Вообще-то не пью… Но за ваше здоровье… Ваше здоровье! (Выпивает.)

Хозяева — тоже. Нервно. С испугом.

ОН. Огурчик?

ВИЗИТЕР. Сэнкью. (Берет.)

Ждут, что он скажет. Все стоят.

Это был мой дебют. (Хрустя огурцом.) Я исполнил Сокольского, "Трест-банк", помните?.. из окна гостиницы… Шесть попаданий… Артистичность высокая, есть чем гордиться, но чистота… Я потерял восемь секунд, в нашем деле потеря чудовищная!.. непростительная, почти роковая!.. Не скрою, я волновался, дебют есть дебют… Пришлось отклониться от разработанного плана… А какой был план, Иннокентий Евгеньевич, если б вы знали детали!.. И вот… выход уже блокирован, сейчас оцепят этаж, я слышу топот по лестнице — слышу, бегут… а вы… вы идете по коридору, с кефиром… вы шли из буфета?

ОН. А?

ВИЗИТЕР. Вы — шли — из буфета?

ОН. Машенька, это тот самый случай, помнишь, я тебе говорил?..

ОНА. Да, да, он шел из буфета, я помню, ты мне рассказывал, Кеша…

ОН. Маша, зачем он пришел?

ВИЗИТЕР. Я так и думал, он шел из буфета… С кефиром!.. Там был закуток… Я прижался к стене… Иннокентий Евгеньевич в трех шагах от меня… Глядит на меня… как сейчас… Глаза вот такие!.. Точь-в-точь… Сознайтесь, ведь вы испугались?

ОН. Я?.. Нет… То есть да!.. То есть… Машенька… Он так на меня посмотрел!..

ВИЗИТЕР. Посмотрел и "тссс!" говорю. А как быть? "Калаш" в номере брошен, оружия нет… вся надежда на него… на вас… я ж тогда не знал еще, как вас зовут, я уже потом узнал, когда справки навел… Иннокентий Евгеньевич…

ОН. Я никому… я ничего… плохого не делал…

ВИЗИТЕР. А я о чем? Стоите с кефиром, а они мимо бегут… мимо меня, а я в закутке!.. Мимо нас… И — за угол!.. Вот так: туда! (Показал рукой куда. В его глазах торжество.) Я, конечно, рванул в обратную сторону. Отыграл четыре секунды. Я спас и себя, и общее дело. С вашей помощью, Иннокентий Евгеньевич!

ОН. Зачем же вы так… помощь-то мою преувеличиваете… Какая собственно помощь?..

ОНА. Да, действительно, нет никакой помощи.

ВИЗИТЕР. Как это никакой помощи!? Да вы что, смеетесь, что ли! Да если бы Иннокентий Евгеньевич пальцем на меня показал, если бы подмигнул им… или хотя бы шаг в сторону сделал?! Другой бы на его месте… сказать страшно! А он… он нет. И даже потом — никому ничего!.. Только вам, супруге своей! И все!.. Вы, Иннокентий Евгеньевич, прямым текстом скажу вам, порядочный человек вы! Вот что! Честное слово.

ОНА (осторожно). Так ли я понимаю вас… претензий к Иннокентию Евгеньевичу вы не имеете?

ВИЗИТЕР. Претензий? Да я до гробовой доски буду вспоминать с благодарностью Иннокентия Евгеньевича, а вы говорите "претензий"!

ОНА. Ну и хорошо… И славненько… Приятно было познакомиться. Правда, Кеша?

ОН. Рад. Рад. Спасибо. Счастливого путешествия. Спасибо, что зашли.

ВИЗИТЕР. Подождите. Я пришел возвратить долг.

ОНА. Нет, нет, нет! Вы никому ничего не должны.

ВИЗИТЕР. Я не могу деньгами сейчас, но я могу и должен натурой…

ОНА. Боже милостивый!.. Нет, нет, никаких долгов!

ВИЗИТЕР. Иннокентий Евгеньевич, у вас есть враг?

ОН. Враг… у меня?.. Маша, он хочет… он кого-то того хочет…

ВИЗИТЕР. Я вам помочь хочу. И ничего больше. Это долг мой. Вы что не понимаете — долг!

ОНА. Никаких долгов! Кеша, никаких долгов! Мой муж все долги прощает! Кеша, ты прощаешь долги?

ОН. Ну конечно, прощаю. О чем речь?..

ОНА. Все, все. До свидания.

ВИЗИТЕР. Подождите, так не годится…

ОНА. Годится, годится…

ВИЗИТЕР. Да подождите же!.. Иннокентий Евгеньевич! Я вам должен, честное слово!..

ОН. Пустяки, пустяки, столько лет прошло, я уже и забыл… и помнить не помню…

ВИЗИТЕР. Зато я помню! Я должен!

ОНА. Ну, все, окончен разговор…

ВИЗИТЕР. Нет не окончен! Так не получится!.. Долг — это святое! (Ей.) А вы, вы… у вас есть враг?.. назовите врага…

ОНА. Еще чего захотел! И был бы, не сказала бы!..

ВИЗИТЕР. Я же знаю, что есть.

ОНА. Вы шлепнете кого-нибудь, а мы в историю попадем.

ВИЗИТЕР. Я работаю профессионально. Сейчас мой рейтинг очень высок. И по чистоте, и по артистизму!.. Я чисто работаю!

ОНА. Нет у нас никаких врагов!

ВИЗИТЕР. Ну, так недоброжелателя какого-нибудь назовите… Мне только адрес и как зовут.

ОНА. Нет у нас недоброжелателей!

ВИЗИТЕР. Да врете вы все. Все у вас есть.

ОН. У меня, Маша, в голове не укладывается… Вот мне, допустим, насолил кто-то…

ВИЗИТЕР. Только скажите — кто?

ОНА. Кеша, молчи!

ОН. Я молчу, Маша, я только не понимаю, и этого, что же, достаточно?

ОНА. Молчи!

ОН. Да я так, я в принципе…

ВИЗИТЕР. А мы не задаем вопросов. Вы только адрес и как зовут. Последнее необязательно.

ОН. Увы. Увы. И порекомендовать некого.

ОНА. Не шути, Иннокентий, он шуток не понимает.

ВИЗИТЕР. Кто-нибудь плохо относится к вам, кто-нибудь вас не любит…

ОНА. Меня начальник, похоже, не любит, и что?

ВИЗИТЕР. Вот видите.

ОНА. Но это не повод. Правда?

ВИЗИТЕР. А что же повод, по-вашему?

ОН. Нас все любят.

ВИЗИТЕР. Или вы кого-нибудь не любите.

ОН. И мы всех любим.

ВИЗИТЕР. Но ведь кто-то мешает вам жить.

ОН. Никто не мешает.

ВИЗИТЕР. Все мешают друг другу. Одни больше мешают, другие меньше.

ОНА. Ну, если кто и мешает, так это Петя Семочкин. Ужасный зануда. Он к Иннокентию Евгеньевичу на день рождения без приглашения приходит…

ОН. Каждый год.

ОНА. Ага. Это наш приятель давнишний.

ОН. Не пришел сегодня…

ОНА. Придет, придет.

ВИЗИТЕР. Может и не придет.

ОНА. Придет. Он живет рядом.

ОН. На Лесной улице.

ВИЗИТЕР. Это в каком же доме?

ОН. В доме восемь. Квартира семнадцать. Четвертый этаж.

ОНА. Он, может, собаку выгуливает. У него теперь собака появилась, так он ее выгуливает… вечерами.

ВИЗИТЕР (записывая). Какая порода?

ОНА. Такса.

ВИЗИТЕР. Такса не собака.

ОНА. Нет, почему же. Собака. Он и сам на таксу похож. Ну, это дело известное… хозяин!

ОН. Да нет, он мужик неплохой. Но ужасный зануда. И в самом деле, все время без приглашения. Маша ему намекала уже…

ВИЗИТЕР. Спасибо за прием. Рад был познакомиться. Еще раз с днем рождения, Иннокентий Евгеньевич. Больше не увидимся.

ОН. А на посошок?

ВИЗИТЕР. Пас. Лимит. К тому же не пью. Больше одной. Честь имею. Прощайте.

ОН. Всех благ вам, всех благ…

Жена уводит гостя. Муж достает платок, вытирает лоб. Говорит "Фу". Наливает и выпивает. Говорит "Уф". Жена возвращается.

И вообще, он подурнел с возрастом, я о Семочкине, лысым стал… Время страшно портит людей. Нельзя быть таким занудой. Неужели мы тоже стали такими?

ОНА. Кеша, он неудачник, и этим все сказано. Каждый год рассказывает о своих неудачах. Ну что за баба?

ОН. Вот такие и разлагают общество… нытьем.

Пауза.

ОНА. А ты уверен, что это был не маньяк?

ОН. Кто?.. Да какой он маньяк!.. Это киллер.

ОНА. А вдруг маньяк? А мы и уши развесили?..

ОН. Не думаю. Ты меня напугала. Нет, не думаю. Киллер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *