Миссионерская деятельность

Миссионерская деятельность

Руководителем всей епархиальной миссии согласно Положению о ней, принятому I съездом миссионеров в 1997 году, является Преосвященный Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский, председатель епархиального Миссионерского совета. В решениях съезда 1997 года определено, что Владивостокская епархия является "миссионерской" епархией, поэтому и каждый приход является "миссионерским" приходом. Деятельность всех отделов епархии без сомнения также является миссионерской в направлениях, поставленных перед ними епархиальным Преосвященным.

Миссионерский отдел епархии, ведущий свою деятельность с 1996 года, является рабочим органом миссионерского совета и работает по следующим направлениям:
— консультативная миссия;
— апологетическая миссия;
— информационная миссия;
— координация приходских миссий;
— миссионерское братство.

Основные направления деятельности миссионерского отдела

Епархиальный Миссионерский отдел в настоящее время основной своей целью считает Благовестие среди невоцерковленных людей, особенно молодежи, и находящихся за пределами Церкви.

В миссионерской практической деятельности приходится учитывать особенности религиозной ситуации, складывающейся в настоящее время в Приморье. О масштабе развернувшейся сейчас в Приморье неправославной религиозной миссионерской деятельности позволяют судить данные о том, сколько в наш край прибыло из-за границы миссионеров (по официальным справкам администрации края). Итак, если в 1999-2001 годах наш край посетило 418 миссионеров, то за 8 с половиной месяцев 2002 года их уже зарегистрировано 406. Особенным бурным миссионерским натиском отличаются "Свидетели Иеговы", мормоны, корейские церкви (пресвитериане, методисты и другие). В последнее время взлет активности получили пятидесятнические секты, обновленные молодыми харизматическими лидерами. В целом за 2000-2002 годы стала заметна тенденция к протестантизации в религиозной жизни населения края. Всего в Приморье на 1 июля 2002 года было зарегистрировано 266 религиозных объединения и отмечалась деятельность около 350 религиозных групп. Для сравнения: православных приходов в крае — 71.

1. Консультативная миссия

Это направление включает в себя оказание помощи тем, кто оказался жертвой сектантства или находится в сомнениях, вызванных миссионерской деятельностью представителями других религий. С этой целью сотрудники отдела постоянно дают различные консультации в ходе индивидуальных встреч, по телефону, в письменной переписке. Ведется подготовка и присоединение к Церкви отпавших от нее людей. Приемный день в миссионерском отделе — понедельник или по договоренности. Тел. 22-89-19.

2. Просветительско-апологетическая миссия

По этому направлению осуществляется методическая помощь для подготовки к крещению и воцерковлению. Миссионерский отдел выпускает специальные миссионерские листки на различные темы: с разъяснениями правил подготовки к крещению, Символа веры, заповедей, правила подготовки к причастию, молитвенного правила для начинающего, в помощь кающимся и др.

Проводится распространение синодального журнала "Миссионерское обозрение", журнала "Православная беседа" и епархиальной газеты среди приходов епархии, а также среди библиотек г. Владивостока, в трех краевых больницах.

При попечении отдела в г. Владивостоке действует часовня св. мученицы Татианы, в которой еженедельно совершаются молебны и крещение. Проводятся огласительные занятия при подготовке к крещению и беседы об основах православной жизни. Часовня стала местом проведения некоторых мероприятий совместно с Дальневосточным техническим университетом, Дальневосточной академией искусств и Пушкинским театром.

Кроме того, в рамках этого направления сотрудники отдела принимают участие в организации мероприятий просветительского характера, участвуют в конференциях.

Проводится анализ публикаций на религиозную тематику в региональной прессе и готовятся ответы-комментарии в случаях неуважения чувств православных христиан.

Осуществляется сбор информации о конкретных случаях оскорбления религиозных чувств верующих с целью последующего привлечения к этому внимания административных органов власти и общественности (в 2002 году — случай с осквернением поклонного креста на Орлиной сопке).

3. Координация приходских миссий

По этому направлению осуществляется работа по оказанию консультативной и методической помощи приходам в различных вопросах миссионерской практики. Подготовлены рекомендации по проведению огласительных занятий. Распространяется журнал "Миссионерское обозрение". Начат выпуск "Вестника миссионерского отдела".

Осуществляется координация опыта приходских миссий. В приходе храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Уссурийска успешно ведется регулярная издательская деятельность катехизаторского и миссионерского направления. Регулярно издается "Покровский листок" для бесплатной раздачи. Приход храма г. Находки издает газету "Верую", приход храма с. Новосысоевка — газету "Дорога к храму", приход храма г. Дельнереченска — газету "Лампада", приход храма г. Большой Камень — миссионерский листок "Православный вестник".

Приход храма Преображения Господня г. Спасска имеет одну из лучших приходских библиотек.
Приходы храмов Успения Пресвятой Богородицы п. Кировский, Покрова Божией Матери п. Угловое, Успения Богоматери п. Владимиро-Александровское проводят катехизацию крещаемых и крещение через полное погружение.

Приходы храмов Свято-Никольского г. Владивостока, Успения Пресвятой Богородицы г.

Миссионерская деятельность

Владивостока, Успения Божией Матери п. Владимиро-Александровское, Преображения Господня г. Спасска, Тихвинской иконы Богоматери п. Шкотово, Андрея Первозванного г. Фокино, Марфо-Мариинская обитель милосердия бесплатно распространяют епархиальную газету "Приморский благовест".

Следует выделить деятельность приходов п. Кавалерово и г. Партизанска, которые активно проводят миссионерские поездки по селам.

Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь в п. Горные Ключи активизировал свою миссионерскую работу с открытием в конце 2001 года собственного сайта в интернете.
Нужно отметить активную миссионерскую деятельность прихода храма святых Кирилла и Мефодия, учащих и учащихся Православной гимназии, которые совершили в 2001 году несколько крестных ходов в Приморью, а в 2002 году здесь началось создание братства православных следопытов.

3. Информационная миссия

С 1994 года продолжается ежемесячное издание епархиальной газеты "Приморский благовест", которая в большей степени имеет миссионерскую направленность. В ноябре 2002 года вышел 89-й номер газеты с начала ее издания в 1994 году.

С 2000 года продолжается издание миссионерских листков для бесплатной раздачи. В ноябре 2002 года вышел десятый номер. Дополнительные тиражи листков печатаются по заказам приходов епархии. Особенно в этом плане отличается деятельность прихода Покрова Пресвятой Богородицы п. Угловое.

С 1999 года действует сайт Владивостокской епархии. В настоящее время ведется работа по открытию нового сайта епархии с миссионерской направленностью, который, как планируется, появится в интернете в январе 2003 года.

В начале 2003 года планируется на Приморском телевидении (канал "Культура") открыть православную передачу.

Выпуск "Вестника миссионерского отдела" планируется осуществлять один раз в три месяца.
Сотрудники отдела проводят подготовку архиерейских посланий, писем, приветствий.
Газета "Приморский благовест" ежемесячно доставляется по адресной рассылке, в библиотеки города.

Организовывается благотворительное распространение православных книг по библиотекам.
С 1999 года пресс-служба продолжает активно сотрудничать с региональными и центральными средствами массовой информации. Ею регулярно распространяются пресс-релизы о событиях церковной и епархиальной жизни, оказывается помощь журналистам при подготовке ими материалов. За 2002 год подготовлено 85 сообщений на различные темы — от информационных сообщений о жизни епархии, до сообщений под рубрикой "Церковный календарь" об основных церковных праздниках, которые распространяются по основным региональным и центральным газетам, телевидению и радио. Организовывались встречи журналистов с правящим архиереем епархии.

4. Миссионерское братство

По этому направлению с 1998 года ведет деятельность миссионерское братство во имя преподобного Сергия Радонежского. Основной состав его участников — это выпускники и слушатели епархиальных катехизаторских курсов.

Главными задачами братства являются: практическое научение мирян миссионерской деятельности, обмен опытом, обсуждение вопросов миссионерской полемики, развитие миссионерских программ.

С. А. Каримова

Нижневартовский государственный педагогический институт

С давних времен миссионерство являлось одной из основных задач христианской церкви. В Российской империи миссионерская деятельность была исключительной прерогативой Русской православной церкви, все остальные религиозные организации не имели права привлекать неофитов.

В то же время, миссию среди нехристианского населения России нельзя рассматривать как чисто церковную инициативу. В значительной степени она направлялась государством, которое ставило перед церковью определенные задачи в рамках своей внутренней политики. Правительство желало ускоренной русификации (понятия “русский” и “православный” считались синонимами) и рассматривало церковную миссию именно с этой точки зрения.

Но, исходя из текущих политических интересов, Русское государство нередко препятствовало обращению в православие отдельных нехристианских народов, в т.ч. и мусульман.

Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди мусульман Российской империи не была предметом специального исследования в историографии.

Однако в работах дореволюционных, советских и современных авторов, посвященных истории конфессиональной политики, в той или иной степени затрагивались проблемы, связанные с миссионерской деятельностью церкви среди мусульманского населения.

Особенностью дореволюционной историографии было то, что большинство ее представителей являлись идеологами миссионерской деятельности и священнослужителями (миссионерами) . С одной стороны, это несомненно повышает источниковую ценность их работ, так как авторы использовали собственные наблюдения. С другой, объясняет недочеты их трудов: непосредственные участники событий не могли быть вполне объективными.

Вместе с тем, следует отметить, что дореволюционные исследователи в своем большинстве были далеки от идеализации миссионерской деятельности среди мусульман Российской империи. Значительное внимание в их работах было посвящено неудачам и ошибкам этой работы. В то же время, одной из характерных черт дореволюционной историографии, можно считать гипертрофированное ожидание будущих успехов миссии.

В особую группу следует выделить работы историков Русской церкви: А.П. Доброклонского, Н. Тальберга, А.В. Карташева, И.К. Смолича .

Труды этих авторов носят, как правило, компиляционный характер, т.к. представляют собой учебные пособия по истории Православной церкви. Миссионерская деятельность, в контексте данных исследований, освещена как одна их основных задач христианской церкви.

В советской историографии проблема миссионерской деятельности разрабатывалась крайне незначительно . Характерной чертой подобных исследований становилась резко негативная оценка миссионерства, а также искажение исторических реалий в угоду конъюктурным соображениям.

В историографии современного периода по рассматриваемой проблеме четко прослеживаются три основных направления.

Представители первого (Ф. Брайен-Беннингсен, С. Фаизов, Л.А. Ямаева) придерживаются того мнения, что миссионерская деятельность среди мусульманского населения оказала пагубное воздействие на развитие мусульманского сообщества.

Их оппоненты, которые в большинстве своем являются деятелями Русской православной церкви (С. Бородин, Л.Картавенко, П.Рязанов), полагают, что православная миссия несет миру, в том числе мусульманскому, спасение, соответственно дело ее “благое” и “богоугодное” .

Представители третьего направления (Р.Г. Ланда, А.В. Малашенко, Е. Воробьева), стараются дать объективную картину (основанную на широком круге источников) православной миссионерской деятельности среди мусульман Российской империи .

Несмотря на убежденность христианских миссионеров в том, что “в странах, где мусульмане находятся под христианским владычеством, деятельность миссионеров возможна, поскольку ислам не в состоянии оказывать миссионерам полного сопротивления” , возможности православной миссии среди мусульманского населения Российской империи оказались крайне незначительными в силу факторов внешних и внутренних.

К первым можно отнести несовершенство законодательства, которое не учитывало насущных проблем миссии и конкретных условий местности; недостаточность материальной поддержки со стороны государства и общественности; непопулярность в российском обществе идеи миссионерского служения.

Многообразие факторов внутренних позволяет представить их в виде нескольких групп:

отсутствие разработанной программы действий миссии;

нехватка служителей миссионерскому делу, которые бы отвечали требованиям православного благочестия;

специфика миссионерской работы среди мусульманским населением, а именно:

А) Негативное восприятие христианства как религии завоевателей, так как распространение православия среди мусульман России находилось в связи с покорением Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств;

Б) Сложность христианской догматики для мусульманина. По мнению одного из теоретиков миссионерской деятельности Н.П. Остроумова, “…мусульманину более всего затрудняет переход в христианство – христианская догматика. Еще сам Мухаммед внушал своим приверженцам, что христианское учение о троичности лиц божества есть многобожие, и никогда еще не удавалось убедить мусульманина в противоположном” .

В) Опасение агрессивной реакции со стороны многомиллионного мусульманского населения, которое, заставляло “считаться с … далеко не спокойным настроением магометан России, чтобы не создать в ближайшем будущем нового политического вопроса татарско-магометанского”.

Систематическая миссионерская работа Русской православной церкви среди мусульман Российской империи берет начало с середины XYI в. после завоевания Казанского ханства. В 1555 г. была основана Казанская архиепископия, ставшая центром обращения в православие не только мусульман Поволжья, но и всей России. Каких либо значительных отличий в миссионерской работе среди мусульман в этот период не наблюдалось. В отношении всего неправославного населения использовался стандартный набор методов: от прямого принуждения до материального вознаграждения.

Покровительственная по отношению к исламу политика, проводимая Екатериной II, оградила мусульман от административного и государственного принуждения в духовных делах. С ликвидацией в 1764 г. Казанской новокрещенной конторы вся миссионерская работа среди мусульман была лишена государственной поддержки. Вплоть до середины XIX в. миссионерская деятельность среди мусульманского населения оставалась скорее личным почином отдельных епископов и монастырей, а не целенаправленной деятельностью церковной и гражданской власти. Более того, в отдельных регионах, например, в казахских землях, священникам было запрещено крестить казахов без специального разрешения российской колониальной администрации . Кроме этого, невзирая на уголовную ответственность за отпадение от христианства, с 60-х гг. XYIII в. наметилась тенденция к возвращению новообращенных в прежнюю веру.

Таким образом, миссионерская деятельность среди мусульман Российской империи в период с последней трети XYIII в. и до середины XIX в. практически не велась.

Расцвет активности в “деле ко утверждению вере христианской” пришелся на вторую половину XIX в. “Полнейшее отречение новокрещенных от христианства”, о котором сообщалось в отчетах епархиальных архиереев с самого начала XIX в., вызывало опасения не только православной церкви, но и правительства империи и таким образом стало одним из факторов развития подвижнической деятельности.

Огромную важность для развития методологической базы миссионерской деятельности Русской православной церкви дало осознание необходимости специфических приемов и средств при работе с мусульманами.

Вплоть до первой трети XIX в. различий между исповеданиями миссионеры не проводили . Первые миссии для отдельных мусульманских народов появились в 30-е гг. XIX в. в Вятской, Пермской, Самарской и Оренбургской епархиях.

Однако в атмосфере либерализма, установившейся после 1861 г. непосредственная миссионерская деятельность среди мусульман была малоуспешна. В качестве альтернативы миссия развернула активную работу среди крещеных из мусульман, направленную на ограждение их от влияния ислама.

Во второй половине XIX в. появился ряд организаций и институтов, которые готовили миссионеров, способных вести антиисламскую дискуссию. Так, например, Казанская духовная академия в 1854 г. открыла “Миссионерский противомусульманский отдел”. В то же время важно отметить незначительность результатов деятельности академии. Они сводились к публикациям православной литературы и разработке рекомендаций миссионерам по методике религиозной полемике с мусульманами.

Организационное оформлении антимусульманской миссии завершилось основанием Православного миссионерского общества (1865 г.). В помощь миссионерскому обществу на местах учреждались епархиальные комитеты. За первые 25 лет деятельности общества комитеты появились в 43 епархиях .

Развитию антиисламской деятельности способствовало появление большого количества антиисламской миссионерской литературы, в том числе периодической (журналы “Миссионерское обозрение”, “Православный благовест”, “Православный собеседник” и др.)

С 1887 г. стали проводиться миссионерские съезды. Одним из наиболее важных съездов, посвященных проблеме действия православной миссии среди мусульманского населения, был миссионерский съезд в Казани, проходивший с 18 по 26 июня 1910 г. На съезде высказывались требования отмены льгот и привилегий местной знати, порывающей с христианством и возвращающейся в ислам. Также рассматривался вопрос о прекращении доступа турецким и иранским агентам, осуществляющим религиозную пропаганду.

«Закон Яровой» — Без паники. Часть 1- Публичная миссионерская деятельность

В секции противомусульманской прессы обсуждались меры противодействия панисламистской и пантюркистской пропаганде как в русской печати, так и в печати на местных языках. Помимо этого съезд принял решение о необходимости привлечения в миссию женщин для работ среди мусульманок. Было признано целесообразным распространять православие через женские монастыри, где мусульманок можно было бы обучать помимо прочего и сельскому хозяйству. Кроме того, съезд требовал от правительства большего внимания мусульманскому вопросу и поощрения миссионерской деятельности среди мусульман .

Миссионерская деятельность

Руководителем всей епархиальной миссии согласно Положению о ней, принятому I съездом миссионеров в 1997 году, является Преосвященный Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский, председатель епархиального Миссионерского совета. В решениях съезда 1997 года определено, что Владивостокская епархия является "миссионерской" епархией, поэтому и каждый приход является "миссионерским" приходом.

Деятельность всех отделов епархии без сомнения также является миссионерской в направлениях, поставленных перед ними епархиальным Преосвященным.

Миссионерский отдел епархии, ведущий свою деятельность с 1996 года, является рабочим органом миссионерского совета и работает по следующим направлениям:
— консультативная миссия;
— апологетическая миссия;
— информационная миссия;
— координация приходских миссий;
— миссионерское братство.

Основные направления деятельности миссионерского отдела

Епархиальный Миссионерский отдел в настоящее время основной своей целью считает Благовестие среди невоцерковленных людей, особенно молодежи, и находящихся за пределами Церкви.

В миссионерской практической деятельности приходится учитывать особенности религиозной ситуации, складывающейся в настоящее время в Приморье. О масштабе развернувшейся сейчас в Приморье неправославной религиозной миссионерской деятельности позволяют судить данные о том, сколько в наш край прибыло из-за границы миссионеров (по официальным справкам администрации края). Итак, если в 1999-2001 годах наш край посетило 418 миссионеров, то за 8 с половиной месяцев 2002 года их уже зарегистрировано 406. Особенным бурным миссионерским натиском отличаются "Свидетели Иеговы", мормоны, корейские церкви (пресвитериане, методисты и другие). В последнее время взлет активности получили пятидесятнические секты, обновленные молодыми харизматическими лидерами. В целом за 2000-2002 годы стала заметна тенденция к протестантизации в религиозной жизни населения края. Всего в Приморье на 1 июля 2002 года было зарегистрировано 266 религиозных объединения и отмечалась деятельность около 350 религиозных групп. Для сравнения: православных приходов в крае — 71.

1. Консультативная миссия

Это направление включает в себя оказание помощи тем, кто оказался жертвой сектантства или находится в сомнениях, вызванных миссионерской деятельностью представителями других религий. С этой целью сотрудники отдела постоянно дают различные консультации в ходе индивидуальных встреч, по телефону, в письменной переписке. Ведется подготовка и присоединение к Церкви отпавших от нее людей. Приемный день в миссионерском отделе — понедельник или по договоренности. Тел. 22-89-19.

2. Просветительско-апологетическая миссия

По этому направлению осуществляется методическая помощь для подготовки к крещению и воцерковлению. Миссионерский отдел выпускает специальные миссионерские листки на различные темы: с разъяснениями правил подготовки к крещению, Символа веры, заповедей, правила подготовки к причастию, молитвенного правила для начинающего, в помощь кающимся и др.

Проводится распространение синодального журнала "Миссионерское обозрение", журнала "Православная беседа" и епархиальной газеты среди приходов епархии, а также среди библиотек г. Владивостока, в трех краевых больницах.

При попечении отдела в г. Владивостоке действует часовня св. мученицы Татианы, в которой еженедельно совершаются молебны и крещение. Проводятся огласительные занятия при подготовке к крещению и беседы об основах православной жизни. Часовня стала местом проведения некоторых мероприятий совместно с Дальневосточным техническим университетом, Дальневосточной академией искусств и Пушкинским театром.

Кроме того, в рамках этого направления сотрудники отдела принимают участие в организации мероприятий просветительского характера, участвуют в конференциях.

Проводится анализ публикаций на религиозную тематику в региональной прессе и готовятся ответы-комментарии в случаях неуважения чувств православных христиан.

Осуществляется сбор информации о конкретных случаях оскорбления религиозных чувств верующих с целью последующего привлечения к этому внимания административных органов власти и общественности (в 2002 году — случай с осквернением поклонного креста на Орлиной сопке).

3. Координация приходских миссий

По этому направлению осуществляется работа по оказанию консультативной и методической помощи приходам в различных вопросах миссионерской практики. Подготовлены рекомендации по проведению огласительных занятий. Распространяется журнал "Миссионерское обозрение". Начат выпуск "Вестника миссионерского отдела".

Осуществляется координация опыта приходских миссий. В приходе храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Уссурийска успешно ведется регулярная издательская деятельность катехизаторского и миссионерского направления. Регулярно издается "Покровский листок" для бесплатной раздачи. Приход храма г. Находки издает газету "Верую", приход храма с. Новосысоевка — газету "Дорога к храму", приход храма г. Дельнереченска — газету "Лампада", приход храма г. Большой Камень — миссионерский листок "Православный вестник".

Приход храма Преображения Господня г. Спасска имеет одну из лучших приходских библиотек.
Приходы храмов Успения Пресвятой Богородицы п. Кировский, Покрова Божией Матери п. Угловое, Успения Богоматери п. Владимиро-Александровское проводят катехизацию крещаемых и крещение через полное погружение.

Приходы храмов Свято-Никольского г. Владивостока, Успения Пресвятой Богородицы г. Владивостока, Успения Божией Матери п. Владимиро-Александровское, Преображения Господня г. Спасска, Тихвинской иконы Богоматери п. Шкотово, Андрея Первозванного г. Фокино, Марфо-Мариинская обитель милосердия бесплатно распространяют епархиальную газету "Приморский благовест".

Следует выделить деятельность приходов п. Кавалерово и г. Партизанска, которые активно проводят миссионерские поездки по селам.

Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь в п. Горные Ключи активизировал свою миссионерскую работу с открытием в конце 2001 года собственного сайта в интернете.
Нужно отметить активную миссионерскую деятельность прихода храма святых Кирилла и Мефодия, учащих и учащихся Православной гимназии, которые совершили в 2001 году несколько крестных ходов в Приморью, а в 2002 году здесь началось создание братства православных следопытов.

3. Информационная миссия

С 1994 года продолжается ежемесячное издание епархиальной газеты "Приморский благовест", которая в большей степени имеет миссионерскую направленность. В ноябре 2002 года вышел 89-й номер газеты с начала ее издания в 1994 году.

С 2000 года продолжается издание миссионерских листков для бесплатной раздачи.

О миссионерской деятельности

В ноябре 2002 года вышел десятый номер. Дополнительные тиражи листков печатаются по заказам приходов епархии. Особенно в этом плане отличается деятельность прихода Покрова Пресвятой Богородицы п. Угловое.

С 1999 года действует сайт Владивостокской епархии. В настоящее время ведется работа по открытию нового сайта епархии с миссионерской направленностью, который, как планируется, появится в интернете в январе 2003 года.

В начале 2003 года планируется на Приморском телевидении (канал "Культура") открыть православную передачу.

Выпуск "Вестника миссионерского отдела" планируется осуществлять один раз в три месяца.
Сотрудники отдела проводят подготовку архиерейских посланий, писем, приветствий.
Газета "Приморский благовест" ежемесячно доставляется по адресной рассылке, в библиотеки города.

Организовывается благотворительное распространение православных книг по библиотекам.
С 1999 года пресс-служба продолжает активно сотрудничать с региональными и центральными средствами массовой информации. Ею регулярно распространяются пресс-релизы о событиях церковной и епархиальной жизни, оказывается помощь журналистам при подготовке ими материалов. За 2002 год подготовлено 85 сообщений на различные темы — от информационных сообщений о жизни епархии, до сообщений под рубрикой "Церковный календарь" об основных церковных праздниках, которые распространяются по основным региональным и центральным газетам, телевидению и радио. Организовывались встречи журналистов с правящим архиереем епархии.

4. Миссионерское братство

По этому направлению с 1998 года ведет деятельность миссионерское братство во имя преподобного Сергия Радонежского. Основной состав его участников — это выпускники и слушатели епархиальных катехизаторских курсов.

Главными задачами братства являются: практическое научение мирян миссионерской деятельности, обмен опытом, обсуждение вопросов миссионерской полемики, развитие миссионерских программ.

Поиск Лекций

Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви

Русская Православная Церковь

Миссионерский отдел

Московского Патриархата

Концепция миссионерской деятельности

Русской Православной Церкви

Преамбула.. 3

1. Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви.. 5

2. Методология православной миссии.. 7

2.1. Цели и задачи современной миссии. 7

2.2. Формы и методы современной миссионерской деятельности. 10

2.3. Образ современного миссионера и его качества. 14

3. Практика миссионерского служения.. 16

3.1. Миссионерское поручение. 16

3.2. Подготовка кадров миссионеров. 16

3.3. Миссионерские станы..

Разъяснения и рекомендации в связи с принятием закона о «миссионерской деятельности»

3.4. Миссия в молодежной среде. 18

3.6. Миссионерское служение мирян.. 21

3.7. Миссионерское богослужение. 22

3.8. Перспективные направления миссионерского служения. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………………………………………………………………………..…..………..25

Преамбула

Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Она направлена на спасение каждого человека.

Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании Апостолов» (Ефес. 2, 20), но и особенно потому, что через неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось «душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41).

Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28, 19-20).

Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только , но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 21-23).

Богословское понимание православной миссии основывается на её тринитарном измерении: источник миссии — в Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом и ниспослании на апостолов Святого Духа (Ин. 20, 21-22). Послание Иисуса Христа включено в план Домостроительства нашего спасения, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16).

Православная миссия имеет пред собой задачу не только научения просвещаемых народов вероучительным истинам, воспитания христианского образа жизни, главным образом она нацелена на передачу опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины. Ведь благовестие Церкви есть свидетельство о Христе как о Воскресшем Господе и введение в мир Его Царства – нового неба и новой земли (Откр. 21, 1), открывающихся в совершении Евхаристии.

Православное понимание миссии предполагает, что вселенская миссия является эсхатологическим событием, когда Евангелие будет проповедано «до скончания века» (Мф. 28, 20). Именно эта эсхатологическая перспектива определяет правильное взаимоотношение между миссией и национальной культурой, ведь целью миссии всегда остается преображение всего космоса — человечества и природы, по слову апостола Павла, «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28). Поэтому миссия состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в привычный образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения.

Современное миссионерское служение Церкви основывается на двухтысячелетнем опыте православного свидетельства и святоотеческой традиции.

Конкретные цели и задачи миссионерского служения определяются общецерковными и епархиальными концептуальными и программными документами.

В 1995 году на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была принята «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», призывающая всех верных чад нашей Церкви встать на путь Православного свидетельства. Она в значительной мере выполнила свое назначение.

В настоящее время, в связи с социально-экономическими, политическими, духовно-культурными изменениями, происходящими на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви, назрела необходимость подготовки концепции развития миссионерской деятельности, рассчитанной на ближайший исторический период.

Настоящая Концепция учитывает миссионерский опыт, накопленный за годы, прошедшие со времени принятия Священным Синодом «Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», отражает современное состояние православной миссии и перспективы её развития.

Концепция основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917-1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.) по вопросам современного миссионерского служения, на положения «Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (1995 г.), постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996–2002 гг.

Концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в ее епархиях, исходя из местных условий и конкретных возможностей.

Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви

Каноническое основание миссии предполагает наличие «территории пастырской ответственности», в рамках которой совершается миссия Поместной Церкви. Общепринято обозначать такую территорию понятием «миссионерское поле». В евангельском понимании миссионерское поле Церкви есть все мироздание, лучше всего оно обозначено в притче о Добром сеятеле: «Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Мф. 13, 38-39). Миссионерское поле – это духовное пространство, где борются свет и тьма («и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5), а поле битвы – сердца людей.

Вопрос о состоянии современного миссионерского поля является ключевым для определения направления, методов и способов развития православной миссии. За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из под ига безбожной идеологии, проживающих на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой. Возникла парадоксальная ситуация необходимости «второй христианизации» народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви и масштабы этой «второй христианизации» беспрецедентны. Из осознания этого явления вытекают многие особенности и задачи осуществления миссионерской деятельности. Среди важнейших из них необходимо выделить:

1. Большинство людей, к кому обращена проповедь, имеют культуру, коренящуюся в Православии и при этом сохраняют индифферентное отношение к Церкви. А современная светская культура все больше ориентируется на «неоязычество» и в то же время, степень освоения ценностей созидательных национальных культур, генетически связанных с Православием уменьшается.

2. Миссия Русской Православной Церкви на нынешнем историческом этапе осуществляется в условиях широкомасштабной экспансии нетрадиционных мировоззренческих и вероучительных систем и их воздействия на ценностные приоритеты людей. Сегодня миссионерская деятельность Русской Православной Церкви включает в себя внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и, особенно тех чад Церкви, которые подпали под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект.

Противостояние таким культам — одно из направлений миссионерской деятельности.

3. Миссионерская деятельность, как приоритетная для Русской Православной Церкви на настоящем этапе, требует более глубокого богословского осмысления различных традиций и способов пастырского попечения и руководства. На протяжении столетий в церковной среде сложилась монашеская традиция пастырского окормления, которая предполагает помощь новоначальным и духовное наставничество людям, уже пришедшим в Церковь: воцерковленным или воцерковляющимся. В ней существует своя мера строгости, свои способы духовного управления и наставничества.

Пастырско-миссионерская традиция, основанная на образцах миссионерской проповеди и деятельности выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви, предполагает особые способы и методы приведения людей ко Христу, когда миссия осуществляется среди некрещеных или крещенных, но не наставленных в вере людей.

4. Малоэффективным оказывается использование литературы, образовательных программ (например, по «Закону Божию») и большинства другого материала, созданного в дореволюционную эпоху, т.к. по своему характеру эта литература и программы были рассчитаны на уже воцерковленных взрослых и детей, ходящих с детства в храм. Подобная литература не ставила перед собой целью приведения обучаемых в Церковь, т.к. сам уклад культурной, социально-общественной жизни дореволюционной России способствовал этому.

5. Роль миссии Русской Православной Церкви сегодня заключается в активизации процессов единения и духовно-нравственного оздоровления общества посредством свидетельства об Истине. При этом необходимо учитывать те вызовы Церкви, которые появились в современном нам обществе, первостепенными из которых необходимо отметить:

1) вызов утраты культурной идентичности (миссионерская задача – нахождение условий для христианизации национальных культур на базе их созидательных составляющих);

2) вызов социально-экономических реформ (миссионерская задача – защита социально незащищенных слоев населения);

3) вызов развития науки связанный с появлением новых областей исследования, касающихся нравственности и сущностных основ жизни (миссионерская задача — противостояние подмене науки идеологией или оккультизмом и попыткам её «обожествления», особенно в сфере общественных исследований);

4) вызов информационного общества (миссионерская задача – противостояние информационной агрессии против Православия, личности, семьи и общества осуществляемой деструктивными культами и организациями; овладение новыми информационными пространствами для развития миссии);

5) вызов плюрализма религий и мировоззрений (миссионерская задача – противостояние попыткам подмены абсолютной и единственной Истины Христовой «единой и универсальной» религией).

Проводимые миссиологические исследования этих вызовов открывают основные характеристики миссионерского поля Русской Православной Церкви, что позволяет находить адекватные эффективные формы и методы миссионерского служения.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *