Ликвидатор кто

Ответственность ликвидатора

Отдельные вопросы, касающиеся ответственности ликвидатора при проведении ликвидации юридического лица, раскрываются в таких нормативно правовых актах, как Декрет №1 Президента РБ от 16.01.09 г. (далее — Декрет), Постановление Высшего хозяйственного суда № 18 от 22 декабря 2006 года (далее – Постановление ВХС) и Закон РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13.07.12 г. (далее – Закон о банкротстве).

Согласно Декрету, ликвидатор (ликвидационная комиссия), после его (ее) назначения принимает на себя все полномочия, связанные с деятельностью ликвидируемого юридического лица, а также уполномочивается представлять его в суде. В связи с наличием таких полномочий, законодательство Республики Беларусь детально регламентирует вопросы, связанные с ответственностью ликвидатора (ликвидационной комиссии)

Так, в п. 34 Декрета содержится норма, которая закрепляет за ликвидатором или председателем ликвидационной комиссии (далее — председатель) субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, подлежащего ликвидации. Основанием для несения такой ответственности являются неправомерные действия ликвидатора или председателя, которые повлекли за собой исключение организации из Единого Государственного Регистра (ЕГР) без применения процедуры банкротства, предусмотренной законодательством.

Кто может быть ликвидатором ООО ?

Размер ответственности устанавливается в пределах размеров тех требований, которые предъявляются кредиторами ликвидированной организации и которые еще не были удовлетворены. При нарушении ликвидатором (председателем) законодательства о процедуре экономической несостоятельности, иски к ликвидатору или председателю могут предъявляться уполномоченными на то органами в трехлетний период со дня внесения записи об исключении юридического лица из ЕГР. Статья 235 Закона о банкротстве уточняет, что ликвидатор (председатель) несет субсидиарную ответственность по платежным обязательствам организации и по обязательствам, которые вытекают из трудовых и связанных с ними отношений, а также по иным расходам, которые установлены Законом о банкротстве.

Постановление ВХС расширяет перечень тех случаев, в которых наступает ответственность ликвидатора (председателя). Согласно этому документу, на ликвидаторе (председателе) лежит имущественная и иная ответственность за действия, которые стали причиной понесения собственником имущества (участниками или учредителями) и (или) третьими лицами ущерба. Кроме того, ликвидатор (председатель) несет ответственность за неисполнение постановлений в суда в соответствие с законодательством РБ.

Если вследствие каких-либо причин ликвидатор (председатель) не исполняет свои обязанности или исполняет их недобросовестно, хозяйственный суд освобождает такого ликвидатора (председателя) от  выполнения своих обязанностей. По тем же причинам ликвидатор (председатель) имеет право самостоятельно подать в отставку. Также, согласно п. 30 Постановления ВХС, ликвидатор (ликвидационная комиссия) ответственен за достоверность ликвидационного баланса.

После того как собственники компании примут решение о ликвидации предприятия им нужно назначить ликвидационную комиссию. Об этом решении учредители фирмы сообщают в ИФНС по месту регистрации организации, чтобы была внесена соответствующая запись в госреестр.

Ликвидационная комиссия ООО представляет собой аппарат, в компетенцию которого входит управление делами фирмы в стадии завершения деятельности. В соответствии с п.1 ст.49 НК России в обязанности ликвидационной комиссии входит и уплата налогов за ликвидируемую организацию. Соответственно руководитель ликвидационной комиссии вправе ставить подпись в декларациях вместо директора фирмы.

Назначение ликвидационной комиссии

Исходя из п. 2 ст.62 ГК, аппарат, который вынес постановление о ликвидации ООО, обязан назначить ликвидационную комиссию. Компетентным в вынесении такого рода постановлений аппаратом могут выступать учредители фирмы, собрание акционеров. А также органы судебной власти, вынесшие решение о прекращении деятельности организации. Порядок назначения ликвидационной комиссии, как правило, прописан в Уставе организации.

После вынесения решения компетентного органа о назначении ликвидационной комиссии, она наделяется всеми правами по управлению деятельностью компании. С этого времени единоличный исполнительный орган фирмы лишается своих прав.

Состав ликвидационной комиссии

Членами ликвидационной комиссии могут быть руководители организации, учредители либо участники фирмы, а также непосредственно члены коллектива компании. В полномочия руководителя ликвидационной комиссии входит инициирование прекращение функционирования фирмы, поэтому, как правило, в этой роли выступает генеральный директор закрывающегося предприятия.

Председатель ликвидационной комиссии его права, полномочия и ответственность

После того как учредители компании надлежащим образом оформят приказ либо другой документ, в котором будет отражено решение о прекращении деятельности предприятия и указание временного интервала, отведенного для ликвидации, необходимо учесть важный нюанс. Отдельным пунктом в этом документе необходимо прописать организационные моменты, связанные с назначением председателя ликвидационной комиссии.

После того как председатель будет назначен к нему переходят все полномочия, связанные с осуществлением деятельности фирмы на этот период в соответствии с п.3 ст.62 ГК РФ. На практике часто встречаются случаи когда председателем назначается кто – то из сотрудников фирмы либо ее руководителей. Это делается для того, чтобы организацией процедур, связанных с ликвидацией фирмы, занимался человек, отлично разбирающийся во внутренних делах организации.

Полномочия и ответственность руководителя ликвидационной комиссии

На ликвидатора возлагаются особые функции и полномочия, на основании которых он будет осуществлять деятельность, и проводить процедуры необходимые для прекращения деятельности предприятия в соответствии с действующим законом.

Поэтому на руководителя ликвидатора ложится огромная ответственность за работу ликвидационной комиссии, в его обязанности входит подписание документов, издаваемых этим органом.

Руководитель ликвидационной комиссии берет на себя ответственность за контролирование работы всех членов комиссии, а также за своевременную организацию и совершение следующих действий, направленных на ликвидацию организации в соответствии с законодательством (ст. 63 Гражданского Кодекса РФ):

1. В первую очередь о намерении ликвидировать предприятие нужно уведомить регистрирующий орган, чтобы фирму исключили из реестра действующих юридических лиц;

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО

Разместить в печатных изданиях сообщение о намеченной ликвидации организации. Включая то, в какие сроки, и в каком порядке будут приниматься заявления от кредиторов, содержащие требования о выплате задолженности. Минимальный срок, который устанавливают для предъявления запросов должен составлять два месяца;

3. Постараться лично вручить письменные уведомления кредиторам о предстоящей ликвидации фирмы;

4. По истечении отведенного времени необходимо подготовить ликвидационный баланс. В этом балансе должны быть отражены материальные и нематериальные активы и пассивы фирмы, содержаться сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, а также решения о возможности сведения их к минимуму;

5. В зависимости от конкретной ситуации в компетенцию ликвидационной комиссии входит реализация имущества фирмы путем проведения публичных торгов. К этой процедуре прибегают для исполнения обязательств организации перед кредиторами;

6. После оплаты всех требований кредиторов, необходимо составить итоговый ликвидационный баланс, отражающий финальное состояние организации;

7. Если в распоряжении предприятия после уплаты всех обязательств остались средства, они должны быть распределены между учредителями;

8. Чтобы завершить процесс ликвидации фирмы, ликвидационная комиссия должна подать соответствующее заявление в ИФНС. Сотрудники налоговой службы регистрируют факт ликвидации компании в ЕГРЮЛ.

После того, как вы получите из налогового органа зарегистрированное свидетельство о ликвидации предприятия, организация официально признается ликвидированной, а деятельность ликвидационной комиссии автоматически прекращается.

Ответственность ликвидационной комиссии

При проведении процедуры аннулирования организации имущественная ответственность появляется у:

  • Непосредственно организации;
  • Собственников бизнеса;
  • Руководителей организации;
  • Ликвидационной комиссии;
  • Заимодавцев, которым задолжало предприятие.

Чтобы ответить на вопрос, касающийся ответственности, бремя которой несет ликвидационная комиссия, необходимо определить ее правовой статус.

Если руководствоваться пунктом 3 ст.62 Гражданского Кодекса, то можно рассматривать ликвидационную комиссию как орган, осуществляющий управление юридическим лицом. Таким образом, после того как ликвидационная комиссия приступает к своим обязанностям, все функции, связанные с управлением организацией возлагаются на нее, это касается и представления ликвидируемой организации в суде.

Полномочия ликвидационной комиссии такие же, как и у единоличного ликвидатора. Исходя из этого, можно утверждать, что ликвидационная комиссия – коллективный аппарат управления, а руководитель наделен только функциями, связанными с организационной и представительской деятельностью.

Чтобы на законных основаниях представлять интересы аннулируемой организации, участнику ликвидационной комиссии или ее руководителю необходимо предоставить соответствующий документ. А именно, запротоколированное решение об утверждении состава комиссии, принятое на общем собрании участников общества (в некоторых случаях решение суда), а также протокол, в котором определено лицо, наделенное рядом полномочий.

Существует ошибочное мнение, что если председатель ликвидационной комиссии по совместительству оказался бывшим руководителем этой фирмы, то он имеет привилегии и не должен предоставлять вышеназванных документов.

Пунктом 3 статьи 56 Гражданского Кодекса участники ликвидационной комиссии называются другими лицами, наделенные правом давать указания, обязательные для исполнения этим юридическим лицом. Исходя из чего они несут субсидиарную ответственность. Освободиться от имущественной ответственности член комиссии имеет возможность только в случае, если сможет доказать свою невиновность (например, если он не участвовал в голосовании или отдал свой голос против по рассматриваемому вопросу).

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО?

Ответственность ликвидатора

Отдельные вопросы, касающиеся ответственности ликвидатора при проведении ликвидации юридического лица, раскрываются в таких нормативно правовых актах, как Декрет №1 Президента РБ от 16.01.09 г. (далее — Декрет), Постановление Высшего хозяйственного суда № 18 от 22 декабря 2006 года (далее – Постановление ВХС) и Закон РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13.07.12 г. (далее – Закон о банкротстве).

Согласно Декрету, ликвидатор (ликвидационная комиссия), после его (ее) назначения принимает на себя все полномочия, связанные с деятельностью ликвидируемого юридического лица, а также уполномочивается представлять его в суде. В связи с наличием таких полномочий, законодательство Республики Беларусь детально регламентирует вопросы, связанные с ответственностью ликвидатора (ликвидационной комиссии)

Так, в п. 34 Декрета содержится норма, которая закрепляет за ликвидатором или председателем ликвидационной комиссии (далее — председатель) субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, подлежащего ликвидации. Основанием для несения такой ответственности являются неправомерные действия ликвидатора или председателя, которые повлекли за собой исключение организации из Единого Государственного Регистра (ЕГР) без применения процедуры банкротства, предусмотренной законодательством. Размер ответственности устанавливается в пределах размеров тех требований, которые предъявляются кредиторами ликвидированной организации и которые еще не были удовлетворены. При нарушении ликвидатором (председателем) законодательства о процедуре экономической несостоятельности, иски к ликвидатору или председателю могут предъявляться уполномоченными на то органами в трехлетний период со дня внесения записи об исключении юридического лица из ЕГР. Статья 235 Закона о банкротстве уточняет, что ликвидатор (председатель) несет субсидиарную ответственность по платежным обязательствам организации и по обязательствам, которые вытекают из трудовых и связанных с ними отношений, а также по иным расходам, которые установлены Законом о банкротстве.

Постановление ВХС расширяет перечень тех случаев, в которых наступает ответственность ликвидатора (председателя). Согласно этому документу, на ликвидаторе (председателе) лежит имущественная и иная ответственность за действия, которые стали причиной понесения собственником имущества (участниками или учредителями) и (или) третьими лицами ущерба. Кроме того, ликвидатор (председатель) несет ответственность за неисполнение постановлений в суда в соответствие с законодательством РБ.

Если вследствие каких-либо причин ликвидатор (председатель) не исполняет свои обязанности или исполняет их недобросовестно, хозяйственный суд освобождает такого ликвидатора (председателя) от  выполнения своих обязанностей. По тем же причинам ликвидатор (председатель) имеет право самостоятельно подать в отставку. Также, согласно п. 30 Постановления ВХС, ликвидатор (ликвидационная комиссия) ответственен за достоверность ликвидационного баланса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами. На этом действия уполномоченных представителей юридического лица по его ликвидации заканчиваются, и в "бой" вступает ликвидационная комиссия или ликвидатор. О мероприятиях, которые осуществляет ликвидационная комиссия (ликвидатор) читайте в данной статье.

Ликвидация юридических лиц осуществляется на основании ГК РФ (а именно статей с 61 по 64 части 1 ГК РФ) и специальных законов (например, Федеральный закон от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральный закон от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и так далее). Кроме того, Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установил порядок государственной регистрации факта ликвидации.

Процедура ликвидации — это очень серьезная и довольно длительная процедура. Пункт 3 статьи 62 ГК РФ гласит, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия также от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Действующее законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии.

Состав ликвидационной комиссии утверждается руководителем органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица и уполномоченного на то учредительными документами либо учредителем (участником) юридического лица. В состав комиссии могут быть включены руководители, члены трудового коллектива, учредители (участники) или их представители, а также иные лица.

Кто такой ликвидатор, и с чем его едят

В данном случае отметим, что законодатель никоим образом не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии.

Отмечаем, что вопреки распространенному и ошибочному мнению, как показывает практика, назначение единоличного ликвидатора — довольно распространенное явление и не противоречит действующему законодательству. Данный вывод вполне согласуется с мнением специалистов, а также с точкой зрения по данному вопросу арбитражных судов (смотрите, например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.08.2001 г. N Ф04/2358-701/А46-2001 по делу N 9-289).

Порядок ликвидации юридического лица одинаков для случаев, когда ликвидация осуществляется в добровольном порядке и принудительном и закреплен в статье 63 ГК РФ.

В этой статье ГК РФ и закреплены полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора).

В соответствии с пунктом 1 этой статьи ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (об удовлетворении требований кредиторов смотрите статью 64 ГК РФ) (смотрите Постановление ФАС Уральского округа от 23.11.2004 г. N Ф09-3880/04-ГК по делу N А60-28081/03-С3).

Сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС Российской Федерации. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации" (об этом подробнее смотрите в Приказе ФНС Российской Федерации от 16.06.2006 г. N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации").

На данной стадии ликвидационная комиссия также принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (пункт 2 статьи 63 ГК РФ) (смотрите, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2005 г. по делу N А19-13065/04-27-Ф02-3915/05-С2).

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (например, смотрите статью 23 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статью 14 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах").

Пункт 3 статьи 63 ГК РФ гласит, что если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (об этом смотрите статью 89 и статью 90 главы 9 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Согласно пункту 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При этом пункт 4 статьи 64 ГК РФ гласит, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

В пункте 5 статьи 64 ГК РФ закреплено положение, согласно которому требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (пункт 6 статьи 64 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2008 г. по делу N А29-7641/2007).

В соответствии с пунктом 6 статьи 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Например, в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, признанной судом террористической, и ликвидируемой по основаниям, предусмотренным в вышеназванном федеральном законе, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.

При этом данное положение распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. По окончании ликвидации налоговая инспекция выдает свидетельство о ликвидации юридического лица.

Подробнее о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией смотрите в главе 7 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Пущаева А.Л.

Вопрос:У нас возникла неожиданная проблема. Некое ООО было много лет единственным участником нашего общества. Однако в недавнем прошлом оно взяло и ликвидировалось, уже даже на руках у руководства есть выписка из ЕГРЮЛ. Что нам то теперь делать? Выходит, что и наше ООО надо ликвидировать? Как все-таки правильней поступить?

Ответ: Эта проблема – одна из самых запутанных в регистрационной практике. Однако не стоит отчаиваться: есть варианты дальнейших действий.

Первый вариант:ликвидировать ваше ООО. Сразу скажем – это невозможно сделать легальным путем. Дело в том, что все решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии, по утверждению балансов должен принимать единственный учредитель, а он уже выведен из ЕГРЮЛ.

Поэтому вся надежда при таком варианте будет на невнимательность налоговиков. Отметим, что учредитель трижды фигурирует в ликвидационных документах:

  • В протоколе о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии;
  • При утверждении промежуточного баланса;
  • При утверждении ликвидационного баланса.

Во всех других случаях руководит процессом ликвидатор, именно его подпись заверяется нотариусом.

Налоговая инспекция также проверяет данные ликвидаторов, но не учредителей. Поэтому можно воспользоваться печатью прошлой ООО и подписью ее руководителя для заверки вышеприведенных документов.

При всей внешней беспроигрышности этого варианта здесь кроются высокие риски быть обнаруженными. Например, при выездной проверке, назначаемой при ликвидации. Какие санкции при этом применит ФНС даже предсказать сложно. Поэтому мы бы не рекомендовали поступать таким образом.

Второй вариант: Заключается в том, что в устав вашего ООО вносятся изменения ​– меняются учредители.

Этот вариант почти безопасен в юридическом и организационном плане. При его реализации ООО остается на плаву и переходит под ваш контроль. Единственная неприятность – придется заплатить небольшой штраф.

Итак, надо заменить учредителя на другое ООО или на физических лиц.

Дело это хлопотное и состоит из двух этапов.

1. Сначала следует ввести нового участника ООО и несколько увеличить уставный капитал.

Назначение ликвидатора при ликвидации ооо

Оформить эти действия надо до даты, когда ООО-учредитель удалено из ЕГРЮЛ. Процедура внесения изменений подробно расписана на нашем сайте.

На протоколе приходится ставить более раннюю дату, чем дата утверждения промежуточного баланса организации – единственного учредителя. В результате, например, если этот баланс утвержден 10 ноября, то протокол о вводе нового учредителя должен быть подписан 9 ноября или ранее.

2. Затем надо вывести ликвидирующееся ООО из состава учредителей, а принадлежащую ему долю распределить между новыми участниками. Это действие тоже надо оформить более ранней датой, чем вывод из реестра. Она даже может совпадать с датой принятия нового участника.

Затем конечно тоже изменения следует зарегистрировать.

В итоге у вас останутся вполне легитимные учредители.

Конечно, в обоих случаях нарушаются сроки, отведенные для регистрации в ИФНС изменений в уставе (три дня). За это директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб. Но это все-таки лучше, чем работать с несуществующим учредителем.

Третий вариант: Предпочтителен, если дата ликвидации вашего учредителя прошла уже давно.

Тогда просто надо обратиться в вашу налоговую инспекцию с письмом, в котором изложить все обстоятельства дела, и спросить, как поступить правильно. Далее следовать их указаниям.

Часть 1. Одним из ключевых вопросов в процессе ликвидации организации является вопрос об ответственности участников/учредителей общества, и желательно решить его до начала процедуры ликвидации.

Следует отметить, что существенное значение в практике ликвидации организаций имеет рассмотрение вопросов ответственности учредителей по налоговым долгам ликвидируемой организации, но этот вид ответственности не единственный. Участники ликвидируемой организации несут ответственность и за ненадлежащее исполнение самой процедуры ликвидации. Остановимся на рассмотрении второго вида ответственности подробнее, и попробуем разобрать, что же ожидает участников/учредителей ликвидируемой организации в ходе ликвидации.

Процедура любого предприятия, будь то коммерческой организации или некоммерческой, начинается с принятия участниками общества решений о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии/ликвидатора.

Страна Советов

Следующий шаг – это уведомление уполномоченного органа о начале процедуры ликвидации. В соответствии с ФЗ №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст.20) учредители юридического лица в течение трех рабочих дней с момента принятия решения обязаны уведомить регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица. В случае нарушения срока, статьей 14.25 КоАП для участников общества предусмотрена ответственность. Так, согласно пункту 3 ст. 14.25 непредставление или несвоевременное представление сведений об организациях в налоговый орган влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Кроме несвоевременного представления документов в налоговый орган, действующим законодательством предусмотрена ответственность за представление недостоверной информации, например:

  • неверное указание паспортных данных учредителей/ликвидатора;
  • размещение публикации о ликвидации в ненадлежащем печатном издании; к сведению: размещать сообщение о ликвидации необходимо только в журнале Вестник государственной регистрации (письмо ФНС России от 16.06.2006 №САЭ-3-09/355@);
  • составление промежуточного и ликвидационного баланса, не соответствующих требованиям закона.

В случае представления в регистрирующий орган сведений заведомо ложных, но не содержащих уголовно-наказуемого деяния, эти действия могут повлечь наложение штрафа на должностное лицо в размере 5 тысяч рублей или его дисквалификацию на срок до 3-х лет (п.4 ст. 14.25 КоАП).

Таким образом, если учредитель/участник общества допустил случайно или намеренно эти ошибки, его ожидают административные санкции со стороны уполномоченного органа. Следует отметить, что данные действия не могут служить основанием для признания ликвидации недействительной. Данное положение подтверждает постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 октября 2009 года по делу № А56-9677/2009. Суд исходит из того, что действующим законодательством не предусмотрено основание для отказа в государственной регистрации, как несоблюдение порядка ликвидации.

Что касается финансирования процедуры ликвидации, то учредители юридического лица солидарно обязаны ликвидировать общество за счет имущества юридического лица, а при его недостаточности – за свой счет. Основания, по которым ликвидируется предприятие, не имеют никакого значения. Данный пункт прописан в законопроекте новой редакции ГК. Здесь же указано, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения участником общества обязанности по его ликвидации, регистрирующий орган может потребовать принудительной ликвидации общества (п. 5 ст. 62).

Законопроектом предусмотрен случай исключения организации из ЕГРЮЛ без участия участников общества, но только в том случае, если ликвидация невозможна из-за отсутствия средств на расходы и отсутствует возможность возложить эти расходы на участников юридического лица (п.6 ст.62).

Еще один интересный момент, в процессе ликвидации участники общества – члены ликвидационной комиссии должны передать в государственный архив документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности общества. Данные действия следует совершить в соответствии с ч. 10 ст. 23 Федерального закона «Об архивном деле в РФ». Согласно ФЗ №125 при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, документы, образовавшиеся в процессе их деятельности, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки которых не истекли, передаются на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией/ликвидатором и государственным/муниципальным архивом.

Если действия по передаче документов в архив не совершены, в соответствии со ст.13.25 КоАП члены ликвидационной комиссии, равно как и учредители юридического лица могут быть привлечены к административной ответственности.

За уничтожение финансово-хозяйственной документации общества при наличии признаков банкротства общества, если указанные действия причинили крупный ущерб, участники общества – физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст.195 УК).

Мы вкратце рассмотрели основные моменты, о которых следует помнить учредителям общества, решившим ликвидировать свою организацию. На первый взгляд данные пункты выглядят незначительными, но только до той поры пока эти действия/бездействия не приведут к административной или уголовной ответственности исполнителей. Настоятельно рекомендуем, прежде чем начать процедуру ликвидации потратить немного времени на изучение законодательства или обратиться за консультацией к специалистам в данной области и тогда в ходе ликвидации предприятия не придется искать средства на дополнительные расходы.

Что касается вопроса об ответственности учредителей по налоговым долгам, то этот вопрос будет рассмотрен в следующей публикации.

Продолжение статьи читайте здесь

Петрова Светлана Владимировна

Теги:  ликвидация  отсутствие предпринимательской деятельности  административная ответственность  предоставление информации

Подписаться на новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *