Кто платит экологический сбор

Как наверное всем известно, 2017 год в России — год экологии. Внести свою лепту в сохранение чистоты окружающей среды предстоит также и представителям бизнеса. Это проводится, в том числе, с помощью оплаты в бюджет страны нового взноса, так называемого экологического сбора. Компаниям нужно впервые подготовить и уплатить данный сбор в срок до 15 апреля 2017 г.

Не секрет, что наибольший вред экологии наносят транспортные, сельскохозяйственные и производственные предприятия. Деятельность данных типов организаций предполагает значительное количество выбросов загрязняющих веществ в почву и воду, а также ядовитых газов в атмосферу. Согласно положениям действующего законодательства, такие объекты обязаны выплачивать экологические сборы, иначе они просто не имеют права вести свою деятельность.

Однако, не только эти предприятия загрязняют окружающую среду. Негативное влияние на природу оказывают также и офисные компании, владеющие, либо арендующие помещения, технику, транспорт, но не занимающиеся производством. У таких компаний также образуются отходы, что, в свою очередь, накладывает на них обязательство выплачивать экологический сбор.

Под экологическим сбором подразумевается плата за невыполнение норм утилизации отходов, образовавшихся после использования производимых или импортируемых компанией товаров и упаковки. Их перечень опубликован в распоряжении Правительства РФ N 1886-р. от 24 сентября 2015 г.

Правительство нашей страны установило обязательные нормативы утилизации определенных категорий товаров и упаковки для тех организаций, которые производят товары на территории РФ или импортируют их. Согласно сведениям на январь 2017 года – это 36 групп товаров и 433 наименования. Список данных товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, установлен с учетом возможных экономических последствий. Кроме того, учтены степень и объем негативного воздействия на окружающую среду, связанные с утратой товарами их потребительских свойств. После введения экологического сбора должно сократиться общее количество захороненных отходов. Правительством также определены и ставки сбора по каждой из групп подлежащих утилизации товаров.

Обязанности контроля за корректностью расчета и своевременностью уплаты экологического сбора возложены на Росприроднадзор.

В перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, содержатся, в том числе, следующие наименования:

  • бумажные изделия;
  • изделия из пластика и резины;
  • минеральные неметаллические продукты;
  • смазочные масла нефтяного происхождения;
  • основные металлы;
  • готовые изделия из металлов (кроме машин и оборудования);
  • компьютерное, электронное и оптическое оборудование;
  • электрическое оборудование;
  • дерево и деревянные изделия (за исключением мебели);

Хоть экологический сбор и относится к неналоговым платежам, уплата его является обязательным действием.

Экологический сбор нужно платить, если Вы:

  • Производитель или импортер товаров, указанных в распоряжении Правительства РФ N 1886-р. Сбор рассчитывается за товар. В том случае, если его упаковка также входит в перечень из распоряжения Правительства, то и за неё тоже нужно рассчитать экологический сбор.
  • Производитель или импортер товаров, которые не входят в список распоряжения Правительства РФ. Плата в данном случае рассчитывается только за упаковку, если она попадает в указанный перечень.

Однако, необходимо отметить, что если товары и упаковка вывозятся за пределы РФ, то экологический сбор уплачивать нет необходимости.

Выполнить норму по утилизации организация может самостоятельно или же это могут сделать для нее по договору другие организации. Если компания утилизировала часть товаров и/или упаковки, но не смогла выполнить требуемый правительством процент утилизации, то к уплате подлежит только невыполненная часть норматива утилизации.

Расчет экологического сбора

В таком случае, из необходимого процента вычитается фактически выполненный.

Если норматив по утилизации выполняется организацией полностью, то она освобождается от оплаты экологического сбора. Однако, в данном случае, компании придётся подтвердить факт утилизации своих отходов с помощью  отчетных документов.

Стоит отметить, что нельзя путать недавно появившейся экологический сбор с платой за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) — это два разных платежа. Плата за негативное воздействие должна быть внесена всеми организациями, которые производят загрязняющие выбросы в атмосферу, водные объекты или их деятельность связана с образованием отходов.

Экологический сбор же введен правительством с целью стимулировать бизнес на самостоятельное избавление от собственных товаров, которые пришли в непригодность, а также от упаковки, с которой они поставляются.

Важно знать, что величина взноса зависит не только от категории производимой продукции, которая определяет непосредственно ставку сбора (в зависимости от степени возможного вреда окружающей среде). Сумма сбора зависит также и от количества продукции, которую организация способна самостоятельно утилизировать – таким образом определяется норматив утилизации. Экологический сбор вносится в случае недостижения этого норматива.

Оплата осуществляется в местное управление Росприроднадзора до 15 апреля года, следующего за отчетным. В состав пакета документов входят:

  • заполненная форма по расчету суммы экологического сбора;
  • копии платежных документов об уплате сбора;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика (в некоторых случаях).

Сроки подачи расчета суммы экологического сбора в 2017 году

С 2017 года устанавливается единый срок, до которого необходимо произвести расчет и уплату экологического сбора – 15 апреля.

Для всех компаний, обязанных выплачивать сбор, отметим:

  • датой представления расчета в электронном виде считается дата его отправления по интернету в адрес местного органа Росприроднадзора;
  • датой представления расчета на бумажном носителе является отметка местного органа Росприроднадзора о его получении в бумажном виде, или дата почтового отправления.

Отчетность по экологическому сбору

Коротко: Начиная с 2015 года все юридические лица и ИП, занимающиеся производством и ввозом на территорию РФ товаров, включенных в специальный перечень, обязаны делать отчисления в бюджет за утилизацию отходов. Исключение сделано для отдельных групп товаров, не входящих в утвержденный Правительством РФ список, а также для тех производителей и импортеров, которые осуществляют самостоятельную переработку данных отходов. Рассмотрим более подробно, кто и в каком размере уплачивает новый платеж, кто освобожден от данной обязанности и в каком порядке необходимо предоставлять отчетность.

Подробно

1 января 2015 года в РФ начал действовать новый вид платежаэкологический сбор. 2016 год – первый год за который плательщики данного сбора должны будут отчитаться по нему и соответственно уплатить его уплатить в бюджет. Связано это с тем, что в прошлому году Правительством не были утверждены ни нормативы переработки отходов, ни ставка сбора, ни формы отчетности.

Кто уплачивает экологический сбор

Отчисления за уничтожение отходов делают организации и ИП производящие или импортирующие товары на территорию РФ.

Условия уплаты платеж за отходы

  • Продукция должна быть включена в Перечень Правительства от 24 сентября 2015 года № 1886-р;
  • Изготовитель или импортер не может обеспечить самостоятельное уничтожение отходов.

Если продукция не является готовым изделием – сбор уплачивается только за упаковку.

Кто освобожден от уплаты утилизационного сбора

От уплаты утилизационного платежа освобождены организации и ИП:

  • Вывозящие товары в режиме экспорта;
  • Лично (или с привлечение сторонних организаций) производящие переработку отходов;
  • Чья продукция не включена в вышеуказанный перечень.

Формула расчета

Экологический сбор для импортеров и изготовителей продукции рассчитывается по следующей формуле:

ЭС = Ст х М х Н

где:

Необходимо отметить, что по некоторым видам продукции до конца 2017 года установлен НУ – 0%, а это значит, что делать отчисления за утилизацию в данном случае не нужно.

Уплатить сбор необходимо в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным. За 2016 год это необходимо будет сделать до 17 апреля 2017года (15 апреля приходится на выходной день).

Пример расчета

  • ООО «Северск» занимается производством стиральных машин.
  • В месяц предприятие производит 120 штук готовой продукции.
  • Вес одного изделия – 85 кг.
  • Масса товара за год составляет 122 тонны 400 кг: (120шт х 85кг) х 12мес.
  • Ставка по данному типу продукции – 26 469 руб. за 1 тонну.
  • Утилизационная норма на 2015-2016 год – 0%, на 2017 год – 5%

Расчет суммы к уплате

В 2015 и 2016 годах организация за утилизацию отчислений не делает, так как НУ равен 0%.

В 2017 году ООО «Северск» должно исчислить и уплатить в бюджет сбор в размере 161 990 руб.:

122,4 х 26 469 х 0,05 (5%)

Отчетность по платежу за уничтожение отходов

Что сдавать

Когда сдавать

Куда сдавать

Форма

Декларация о кол-ве выпущенных в обращение на территории РФ товаров (в т.ч. упаковки), подлежащих утилизации

до 03.04.2017г.

(01.04 – выходной день)

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов

Расчет суммы экологического сбора

До 17.04.2017 г.

(15.04. – выходной день)

Росприроднадзор

См. Прим.*

* В связи с тем, что форма расчета на данный момент не утверждена отчитываться по ней пока не нужно.

Рассмотрев, что такое экологический сбор с 2016 года, кто платит и отчитывается по нему, подведем вкратце итоги вышесказанному:

  • Отчисления за утилизацию мусора делают организации и ИП, изготавливающие или импортирующие товары на территорию РФ, при условии, что их продукция включена в специальный перечень;
  • Организации могут не делать отчислений, если самостоятельно или с помощью привлекаемых компаний будут перерабатывать (уничтожать) отходы;
  • До конца 2017 года на 70% товаров действует утилизационная норма – 0%, в связи с чем отчисления за ликвидацию отходов делать не нужно;

Петр Столыпин, 2016-09-26

Вопросы и ответы по теме

Посмотреть все (1)



Сохраните статью в социальные сети:

Кто платит экологический сбор

Экологический сбор взимается с товаропроизводителей, не обеспечивающих утилизацию товаров после утраты ими потребительских свойств. Аналогичная обязанность установлена и для импортеров.

Товары, утратившие потребительские свойства в результате использования, загрязняют окружающую среду. Они представляют собой отходы. Порядок обращения с ними регламентирует Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон N 89-ФЗ). При этом не все отходы подлежат обезвреживанию и захоронению. Некоторые виды подвергают утилизации. Под утилизацией понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов. Выделяют повторное применение отходов по прямому назначению — рециклинг, их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки — регенерацию, а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения — рекуперацию (ст. 1 Закона N 89-ФЗ).

Требования по утилизации отходов от использования товаров (за исключением транспортных средств) содержит ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ. В соответствии с ней ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ введен экологический сбор.

Требования Закона

На основании п. 1 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ утилизацию отходов от использования товаров, утративших потребительские свойства, обязаны обеспечивать их производители либо импортеры. Но чтобы выполнить это требование, отходы нужно собрать. Производители, импортеры товаров могут либо самостоятельно организовать сбор, обработку, утилизацию отходов от использования аналогичных товаров, либо заключить соответствующий договор с лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (п. 4 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ).

Производитель (импортер), не осуществляющий утилизацию вышеозначенными способами, уплачивает экологический сбор.

На заметку. Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении утилизации или со дня уплаты экологического сбора. Какому варианту следовать — каждый производитель (импортер) решает самостоятельно.

За какие товары и сколько платить

Производителю (импортеру), вставшему на тернистый путь самостоятельного сбора отходов, придется создавать и обслуживать территориальную инфраструктуру — например, посредством установки специальных контейнеров по видам мусора. Возможно, именно по этой причине в населенных пунктах стали появляться ящики для сбора батареек, пластиковой и алюминиевой тары. Но подобные явления массового характера пока не приобрели.

Кто платит экологический сбор

Рядовому производителю, а тем более импортеру, проще уплатить экологический сбор.

Экологический сбор охарактеризован в ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ. Он относится к неналоговым доходам федерального бюджета. А значит, Налоговым кодексом РФ этот платеж не регулируется.

Экосбор уплачивается по каждой группе товаров, включенных в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р). Перечень содержит 36 товарных групп. В нем представлены, в частности, одежда, изделия из пластмассы, дерева, бумаги, стекла, оргтехника, электрические приборы. Если товар не является готовым к употреблению изделием, но реализуется в упаковке, то экологический сбор нужно заплатить только в отношении самой упаковки.

Правила взимания экологического сбора установлены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073. В нем определены порядок исчисления сбора, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Экологический сбор исчисляется по итогам календарного года. Он рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу подлежащего утилизации готового товара, выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации.

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров (в рублях за тонну) установлены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284. При этом каждая ставка сформирована на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства.

Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров за истекший календарный год. Раз в три года они пересматриваются. Нормативы на 2015 — 2017 годы приведены в Распоряжении Правительства РФ от 04.12.2015 N 2491-р.

Важно. Алгоритм действий по исчислению экологического сбора: выясняем, входит ли производимый товар в группы товаров, подлежащих утилизации, устанавливаем ставку экологического сбора, определяем подлежащий применению норматив утилизации, выявляем объем годового производства товара, исчисляем экосбор путем перемножения соответствующих показателей, аналогично — в отношении упаковки.

Экологический сбор придется платить, даже если у вас небольшое ателье по пошиву одежды. Ведь такие изделия отнесены к группе N 4 "Одежда верхняя прочая". А значит, бухгалтеру необходимо обеспечить учет массы готовой продукции.

Обратите внимание: если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент. Он рассчитывается как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (Информация Минприроды России "Об актуальных вопросах исполнения "расширенной" ответственности производителей, импортеров товаров.

Бухгалтерский и налоговый учет

Экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Но начислять сбор нужно в отчетном году, поскольку он относится к именно к этому периоду (п. 18 ПБУ 10/99, абз. 5 п. 5 ПБУ 1/2008).

В бухгалтерском учете производственной компании экологический сбор можно отражать двумя способами.

Способ первый — единовременно по состоянию на 31 декабря текущего года в составе прочих расходов:

  • Дебет 91 Кредит 76 — начислен экологический сбор за товары, выпущенные за отчетный год.

Применять для единовременного начисления счет 20 "Основное производство" мы не рекомендуем, поскольку это приведет к скачку себестоимости продукции последнего месяца.

Способ второй — равномерно (ежемесячно) в течение года в качестве оценочного обязательства (на счете 96 "Резервы предстоящих платежей") исходя из плановых показателей в сумме 1/12 от предполагаемого платежа. Основание — ПБУ 8/2010 (подп. "а" п. 4, п. 5, 8).

Ведь избежать обязанности по уплате сбора не удастся. При этом суммы резерва целесообразно отнести на себестоимость соответствующих товаров:

  • Дебет 20 Кредит 96 — сумма резерва включена в затраты на производство товаров.

В последний день отчетного периода — 31 декабря — начисляем экологический сбор и выполняем корректировку резерва в целях закрытия счета 96 (п. 23 ПБУ 8/2010):

  • Дебет 96 Кредит 76 — признано обязательство по уплате экологического сбора (за счет резерва);
  • Дебет 20 Кредит 96 — доначислен резерв
  • либо

  • Дебет 96 Кредит 91-1 — списан излишне начисленный резерв.

Напомним, что организации, применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, признавать оценочные обязательства не обязаны (п. 3 ПБУ 8/2010).

Импортер отнесет экологический сбор на расходы на продажу:

  1. Дебет 44 Кредит 76 — начислен экологический сбор.
  2. Дебет 76 Кредит 51 — оплачен экологический сбор.

В целях налогообложения прибыли экологический сбор удовлетворяет критериям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, поэтому может быть отнесен к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). А вот компании, применяющие "упрощенку", принять экологический сбор в расходы не вправе. Ведь п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ такой расход прямо не предусмотрен.

Отчетность и контроль

Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утвержденной Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 (зарег. в Минюсте России). Он представляется ежегодно в срок до 15 апреля в территориальный орган Росприроднадзора с приложением копии платежных документов об уплате экологического сбора.

Санкции за неуплату сбора и непредставление расчета

А в завершение поговорим о санкциях за неуплату сбора и непредставление расчета. Постановлением N 1073 (п. 25) установлено: в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора в установленные сроки территориальный орган Росприроднадзора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. Если в течение 30 календарных дней со дня получения такого требования плательщик не погасит задолженность в добровольном порядке, она будет взыскана в судебном порядке.

Штрафов за неисполнение данной обязанности не предусмотрено, судебной практики пока тоже нет. Кроме того, Росприроднадзор в Письме от 16.03.2017 N АС-10-02-36/5284 предупреждает: на основании ст. 29 Закона N 89-ФЗ деятельность юридических лиц, осуществляемая с нарушением законодательства в области обращения с отходами, может быть прекращена.

То есть, если вы не уплатили экологический сбор и не отчитались за него, исполнить эту обязанность без наложения санкций можно и сейчас.

Экологические платежи

Общеизвестно, что далеко не все хозяйствующие субъекты, негативно воздействующие на окружающую среду, платят экологические платежи.

И дело не только в их жадности. К сожалению, многие спорные моменты, касающиеся исчисления такой платы и механизма ее внесения до сих пор не урегулированы.

Кто платит…

Перечень субъектов, обязанных вносить экологические платежи, устанавливается федеральными законами, регулирующими отдельные виды природопользования (например, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и т.д.). К ним относятся как российские, так и иностранные, физические и юридические лица, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с природопользованием.

Однако во всех этих законах есть оговорка: плата взимается в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, устанавливающим порядок определения платы и ее предельных размеров, является Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее — Порядок), которое не называет в числе плательщиков российских предпринимателей (п. 1) Для этой категории природопользователей не установлены ни порядок уплаты, ни базовые нормативы и т.д. Следовательно, экологические платежи они не уплачивают.

…и за что

На практике плата взимается за:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов (п. 1 Порядка).

За иные виды вредного воздействия, предусмотренные п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т.п., экологические взносы не уплачиваются: из-за отсутствия нормативов платы невозможно определить размер этих взносов.

Разрешение на загрязнение

Природопользователь, планирующий осуществление деятельности, связанной с загрязнением окружающей среды, должен иметь соответствующее разрешение. За отсутствие разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 40 до 50 тыс. руб. или административного приостановления их деятельности на срок до девяноста суток (ст. 8.21 КоАП).

Кроме того, отсутствие разрешения влечет увеличение норматива платы за загрязнение в пять раз, поскольку весь объем выбросов (сбросов, размещения) в этом случае признается сверхлимитным (п. п. 5, 6 Порядка).

Выдача разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, а также на вредные физические воздействия на атмосферный воздух относится к полномочиям Ростехнадзора (п. 5.3.3.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401).

Порядок выдачи разрешений при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается Министерством природных ресурсов России (ст. 14 Закона "Об охране атмосферного воздуха", п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2004 N 370). В настоящее время такой порядок не установлен. Следовательно, специального разрешения на выбросы передвижными источниками получать не нужно. В качестве такого разрешения владелец транспортного средства может предъявить талон о прохождении государственного технического осмотра ТС (см., например, Постановление ФАС СКО от 22.01.2004 N Ф08-5421/2003-2090А).

Определение количественных показателей

Нормативные объемы устанавливаются органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ, другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора. Они указываются в разрешении на соответствующий вид загрязнения, выдаваемом на год (п. п. 4, 7 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 N 545).

Обратите внимание! В расчете суммы платы, который делается ежеквартально, участвует 1/4 величины годового норматива выбросов (сбросов).

Точно измерить фактический объем выбросов (сбросов) загрязняющих веществ каждого вида зачастую можно только с помощью специального оборудования. При отсутствии такового организации приходится пользоваться услугами специализированных лабораторий, что недешево. Порой плата за подобные услуги превышает сумму экологического взноса в десятки раз.

Фактическая масса выброса загрязняющих веществ в результате сжигания топлива транспортным средством может определяться на основе данных о расходе топлива этим ТС (п. 5.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Минприроды России 26.01.1993).

Правовая квалификация экологических платежей

Правовая квалификация платежей за негативное воздействие на окружающую среду длительное время является предметом обсуждения.

Напомним, что 28 марта 2002 г. Верховный Суд РФ принял Решение N ГКПИ2002-178, в котором пришел к выводу, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в ст. 8 НК РФ.

В свою очередь, Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 N 284-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором. Данные платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке. Следовательно, к ним не применяются положения Налогового кодекса РФ.

В настоящее время все чаще и налоговые органы, и Минфин, и судебные органы соглашаются с тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым платежом. Однако ряд вопросов по-прежнему вызывает споры и решается судами неоднозначно.

Вправе ли налоговые органы осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду и списывать со счета организации задолженность по данным платежам в безакцептном порядке? Должны ли начисляться пени за несвоевременную уплату указанных платежей и подлежат ли плательщики данного фиксированного сбора привлечению к ответственности в соответствии с НК РФ за его несвоевременную уплату?

На эти вопросы мы и постараемся ответить.

После принятия КС РФ Определения N 284-О в Бюджетный кодекс РФ (далее — БК РФ) были внесены изменения, в соответствии с которыми платежи за негативное воздействие на окружающую среду были отнесены к неналоговым доходам бюджета (ст. ст. 51, 57, 62 БК РФ).

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним осуществляют администраторы платежей (ст. 5 Закона N 189-ФЗ и ст.

Декларация о плате за НВОС. Как сдать отчёт?

2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации").

Начиная с 2005 г. контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты данных платежей осуществляет исключительно Ростехнадзор (Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" и Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год"). ФНС России администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду не является.

Соответственно на данные платежи не распространяются и нормы НК РФ, позволяющие взыскивать недоимку в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ).

Таким образом, если плата за негативное воздействие на окружающую среду плательщиком не внесена в бюджет, взыскать ее можно только в судебном порядке. Об этом свидетельствует и арбитражная практика (см., например, Постановление ФАС СЗО от 28.10.2005 N А66-568/2005).

Сегодня уже очевидно, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не является налоговым платежом. Однако вопрос о возможности начисления пеней за несвоевременную его уплату разрешается судами по-прежнему неоднозначно.

В большинстве округов суды считают, что пени за несвоевременную уплату экологических платежей не начисляются. Такой вывод основан все на том же положении, что данные платежи имеют неналоговую природу и нормы налогового законодательства к ним не применяются. Следовательно, и ст. 75 НК РФ, устанавливающая порядок начисления пеней за несвоевременную уплату в бюджет налога (сбора), к данным платежам не применяется тоже (см. Постановления ФАС ВСО от 03.06.2005 N А33-20423/04-С3-Ф02-2434/05-С1, ЗСО от 26.10.2005 N Ф04-7653/2005(16709-А27-31), ДВО от 15.02.2006 N Ф03-А24/05-2/5022).

В то же время в ряде округов судьи полагают, что начисление пеней за несвоевременную уплату экологических платежей правомерно.

Позиция их такова: поскольку платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются фискальным сбором и обладают всеми признаками, установленными для сбора, на них распространяются нормы НК РФ (см. Постановления ФАС ДВО от 21.03.2006 N Ф03-А16/06-1/76 и СКО от 20.12.2005 N Ф08-4848/2005-1999А).

На наш взгляд, аргументом в подтверждение того, что плата за загрязнение окружающей среды является неналоговым платежом, является и дополнение Федеральным законом от 26.12.2005 N 183-ФЗ КоАП РФ ст. 8.41, вводящей административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом законодатель указал, что за несвоевременную уплату экологических платежей наступает не налоговая, а административная ответственность, а это свидетельствует о том, что данный платеж носит неналоговый характер.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 60 МРОТ (от 3000 до 6000 руб.); на юридических лиц — от 500 до 1000 МРОТ (от 50 000 до 100 000 руб.) (ст. 8.41 КоАП РФ).

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым платежом, следовательно, она не может быть взыскана в бесспорном порядке; за несвоевременную уплату данных платежей не подлежат начислению пени, установленные ст. 75 НК РФ, и плательщик данного фискального сбора не подлежит привлечению к налоговой ответственности. При этом не следует забывать об административной ответственности за нарушение сроков уплаты экологических платежей.

Е.Карсетская

Эксперт АКДИ

И.Кирюшина

Эксперт АКДИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *