Содержание
- Государственно-частное партнерство
- Система государственно-частного партнерства в России. Досье
- Для публичной стороны
- Для частной стороны
- Соглашение о государственно-частном партнерстве
- Развитие государственно-частного партнерства: проблемы и перспективы
- Государственно-частное партнерство
- Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России
- Для публичной стороны
- Для частной стороны
- Государственно-частное партнерство
- Коррупция в строительстве
- Развитие нормативно-правого обеспечения ГЧП
- Соглашение о ГЧП как договорная форма ГЧП.
- Проекты государственно-частного партнерства в России и в зарубежных странах
- Соглашение о государственно-частном партнерстве
- Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления
Государственно-частное партнерство
Санкт-Петербург является неоспоримым лидером в России по использованию такой формы взаимодействия с бизнесом, как государственно-частное партнёрство.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге в различных стадиях реализации находятся шесть соглашений о государственно-частном партнёрстве, два проекта проходят конкурсные процедуры, еще 15 проектов находятся в стадии подготовки.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же
задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.
С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.
СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.
Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.
Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса.
Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.
Основные модели ГЧП:
![]() |
Концессионная модель, предусматривающая право государственной (муниципальной) собственности на объект соглашения |
![]() |
Модель ГЧП, при которой объект соглашения будет находится в частной собственности при условии соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", соглашением о ГЧП и иными общими положениями законодательства РФ |
Закон о КС и Закон о ГЧП. Ключевые отличия:
В 2015 году Закону о КС исполнилось 10 лет. По сути, это первый в современной России нормативный акт, регулирующий отношения в сфере ГЧП. Ключевой элемент его правового регулирования – это КС.
По КС концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определенный соглашением срок.
В 2015 г. был принят Закон о ГЧП, который позволил использовать новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП в российской практике.
Ключевой элемент его правового регулирования – это СГЧП.
Предусмотренная Законом о ГЧП новелла – возможность возникновения частной собственности на публичную инфраструктуру. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.
В интересах инвесторов Законом о ГЧП и Законом о КС предусмотрен механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. В случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т.
Система государственно-частного партнерства в России. Досье
д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.
Ключевые отличия:
- в рамках КС право собственности на объект всегда сохраняется за публичной стороной (концедентом);
- в рамках КС осуществление эксплуатации всегда возлагается на концессионера;
- в рамках СГЧП осуществление эксплуатации может быть возложено на публичного партнера;
- в рамках СГЧП право собственности на объект соглашения возникает у частного партнера.
Признаки ГЧП:
![]() |
Долгосрочный характер партнерства (для СГЧП не менее 3 лет) |
В среднем по статистике КС в России заключаются на срок 13 лет. Долгосрочный характер проектов в сфере ГЧП следует из необходимости возврата частных инвестиций и комплексного характера таких проектов |
![]() |
Распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного инвестора не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и (или) техническому обслуживанию. | Риски в инфраструктурных проектах – это вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту. Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частной и публичной сторон в проектах ГЧП, и наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков. |
![]() |
Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной | Основным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером), при этом публичный партнер (концедент) вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и (или) техническим обслуживанием объекта соглашения |
Преимущества механизма ГЧП:
Для публичной стороны |
Для частной стороны |
Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде |
Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения |
Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация) |
Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП (СМЧП) |
Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг |
Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности) |
Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе удовлетворенности потребителей, привлечения новых технологий |
Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации |
Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру) |
Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту) |
Снижение присутствия государства в экономике |
Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством |
В случае частной инициативы – возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность управления имущественным комплексом |
В случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения |
В рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства
1
место
Соглашение о государственно-частном партнерстве
Соглашение о государственно-частном партнерстве – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Законодательное регулирование
Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Отличительные признаки соглашения о государственно-частном партнерстве:
- договорная основа партнерства при долгосрочном характере взаимодействия, регулируемая федеральным законодательством;
- объекты – федеральная, региональная или муниципальная собственность;
- предусмотрена возможность финансирования публичным партнером строительства и эксплуатации объекта, а также платы частного партнера публичному партнеру в период эксплуатации объекта; соглашением может быть предусмотрена выплата штрафов и неустоек как частным партнером, так и публичным партнером;
- финансовое участие частного инвестора в капитальных затратах, то есть в создании, реконструкции объекта;
- право собственности на объект в период эксплуатации может принадлежать как частному партнеру, так и публичному партнеру, по истечения срока соглашения объект может остаться в собственности частного партнера, а также предусмотрена возможность передачи объекта в собственность публичного партнера.
- оценивается эффективность проекта и определяется его сравнительное преимущество уполномоченным органом;
- возможно распределение рисков между частным партнером и публичным партнером;
- гарантии прав частного партнера, обеспечиваемые со стороны государства.
Стороны соглашения о государственно-частном партнерстве:
Публичный партнер: | Частный партнер: |
|
|
Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве:
- частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
- транспорт общего пользования, за исключением метрополитена;
- объекты железнодорожного транспорта;
- объекты трубопроводного транспорта;
- морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в федеральной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
- морские суда и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
- воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, за исключением объектов, отнесенных к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения;
- объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
- гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
- подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
- объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения;
- объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения;
- объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
- объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения;
- мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем;
- объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
- объекты охотничьей инфраструктуры;
- имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности.
Основные положения соглашений о государственно-частном партнерстве
Предоставление земельного участка
Предоставление в аренду (субаренду) без проведения торгов земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр осуществляется для ведения деятельности по соглашению о государственно-частном партнерстве. Срок аренды не может превышать срок действия концессионного соглашения.
Плата публичного партнера
- Часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта;
- Часть расходов на эксплуатацию и (или) техническое обслуживания объекта;
- Государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
Размер платы указывается в решении о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, в конкурсной документации, в соглашении о государственно-частном партнерстве.
Плата частного партнера
- вносится как в период эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения, так и в течение отдельных периодов его эксплуатации и (или) технического обслуживания;
Размер, форма, порядок и сроки устанавливаются соглашением о государственно- частном партнерстве;
Форма платы:
- твердая сумма платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
- установленная доля продукции или доходов, полученных в результате деятельности, предусмотренной соглашением;
- передача публичному партнеру в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.
Срок действия соглашения о государственно-частном партнерстве устанавливается с учетом:
- Срока создания объекта;
- Объема инвестиций;
- Срока окупаемости инвестиций;
- Срока получения частным партнером средств (выручки) в объеме, определенном соглашением.
Срок соглашения не менее 3 лет.
Государственно-частное партнерство
Санкт-Петербург является неоспоримым лидером в России по использованию такой формы взаимодействия с бизнесом, как государственно-частное партнёрство.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге в различных стадиях реализации находятся шесть соглашений о государственно-частном партнёрстве, два проекта проходят конкурсные процедуры, еще 15 проектов находятся в стадии подготовки.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же
задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.
С юридической точки зрения речь идет о взаимоотношениях публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) и частных лиц. Данные отношения строятся на соглашении о государственно-частном партнерстве (СГЧП) или концессионном соглашении (КС), заключаемых между ними и являющихся по своей правовой природе гражданско-правовыми договорами.
СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными федеральными законами. Вместе с тем КС – это одна из форм (моделей) ГЧП.
Основанием заключения СГЧП или КС всегда является решение уполномоченного публичного органа, представляющего интересы публично-правового образования, о реализации определенного проекта.
Способом заключения СГЧП или КС является проведение торгов в форме конкурса на право заключения соглашения. Также в федеральных законах отдельно обозначены случаи, когда заключение соглашения возможно без конкурса.
Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.
Основные модели ГЧП:
![]() |
Концессионная модель, предусматривающая право государственной (муниципальной) собственности на объект соглашения |
![]() |
Модель ГЧП, при которой объект соглашения будет находится в частной собственности при условии соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", соглашением о ГЧП и иными общими положениями законодательства РФ |
Закон о КС и Закон о ГЧП. Ключевые отличия:
В 2015 году Закону о КС исполнилось 10 лет. По сути, это первый в современной России нормативный акт, регулирующий отношения в сфере ГЧП. Ключевой элемент его правового регулирования – это КС.
По КС концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) данного имущества, которое предоставляется ему для этой цели во владение и пользование на определенный соглашением срок.
В 2015 г. был принят Закон о ГЧП, который позволил использовать новые, эффективные и сбалансированные модели ГЧП в российской практике.
Ключевой элемент его правового регулирования – это СГЧП.
Предусмотренная Законом о ГЧП новелла – возможность возникновения частной собственности на публичную инфраструктуру. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.
В интересах инвесторов Законом о ГЧП и Законом о КС предусмотрен механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. В случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т.
Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России
д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.
Ключевые отличия:
- в рамках КС право собственности на объект всегда сохраняется за публичной стороной (концедентом);
- в рамках КС осуществление эксплуатации всегда возлагается на концессионера;
- в рамках СГЧП осуществление эксплуатации может быть возложено на публичного партнера;
- в рамках СГЧП право собственности на объект соглашения возникает у частного партнера.
Признаки ГЧП:
![]() |
Долгосрочный характер партнерства (для СГЧП не менее 3 лет) |
В среднем по статистике КС в России заключаются на срок 13 лет. Долгосрочный характер проектов в сфере ГЧП следует из необходимости возврата частных инвестиций и комплексного характера таких проектов |
![]() |
Распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного инвестора не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и (или) техническому обслуживанию. | Риски в инфраструктурных проектах – это вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту. Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частной и публичной сторон в проектах ГЧП, и наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков. |
![]() |
Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной | Основным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером), при этом публичный партнер (концедент) вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и (или) техническим обслуживанием объекта соглашения |
Преимущества механизма ГЧП:
Для публичной стороны |
Для частной стороны |
Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде |
Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения |
Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация) |
Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП (СМЧП) |
Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг |
Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности) |
Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе удовлетворенности потребителей, привлечения новых технологий |
Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации |
Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру) |
Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту) |
Снижение присутствия государства в экономике |
Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством |
В случае частной инициативы – возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность управления имущественным комплексом |
В случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения |
В рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства
1
место
Взаимодействие власти и частного бизнеса – необходимый элемент рыночной экономики. Достаточно долго эти отношения носили характер сотрудничества, но в последние годы термин «сотрудничество» успешно заменен на «государственно-частное партнерство».
ГЧП является одним из важнейших инструментов решения актуальных общественно значимых задач силами частного бизнеса. Публичный партнер, обладая координирующими функциями, берет на себя обязательство по вовлечению частного сектора в реализацию масштабных инвестиционных проектов, реализовать которые в одиночку он не в состоянии. Привлечение бизнеса на условиях взаимной выгоды обеспечивает возможность довести эти проекты до завершения (Рой О.М. «Коррупционные риски в развитии системы государственно-частного партнерства в России»).
ГЧП в нашей стране – молодое и перспективное направление. В настоящее время ГЧП активно набирает обороты в сфере строительства недвижимости. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» ГЧП – это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера и частного партнера, которое осуществляется в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Суть ГЧП состоит в том, что публичный партнер (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование) заключает гражданско-правовой договор (соглашение) с частным партнером об объединении ресурсов и распределении рисков для достижения общественно полезных целей в порядке и на условиях, определенных федеральным законом.
Успешная совместная работа государственно-частного партнерства зависит от многих факторов, в том числе надежности и доверия партнеров, внутренних и внешних факторов среды, конкурентоспособности, развитости рынка и других факторов, при которых развивается такое сотрудничество. В связи с этим особую роль играет оценка возможных рисков реализации проектов государственно-частного партнерства для успешного их осуществления (Внукова Е.М.
Государственно-частное партнерство
«Учет рисков при реализации механизма государственно-частного партнерства в Орловской области»).
Множество рискообразующих факторов в строительстве возникают в сфере снабжения, финансов, производства работ, реализации строительной продукции. Основными из них являются следующие:
- рост цен на строительные материалы;
- просроченная задолженность по кредитам и займам строительных организаций;
- превышение кредиторской задолженности над дебиторской организацией, осуществляющей строительную деятельность;
- высокий уровень оплаты коммерческого кредита; высокая степень износа основных производственных фондов;
- низкий уровень производительности труда и эффективности производства;
- недостаток квалифицированных менеджеров и рабочих кадров;
- погодные условия;
- аварии на строительных площадках;
- форс-мажор;
- неплатежеспособность заказчиков;
- недобросовестная конкуренция;
- изменение конъюнктуры рынка;
- утечка конфиденциальной информации (Ардзинов В.Д. «Управление рисками в строительстве на основе государственно-частного партнерства»).
Коррупция в строительстве
Строительство считается в любой стране самой коррумпированной отраслью. В условиях непрозрачности и непродуманности механизмов конкурсного размещения государственных заказов при неограниченном влиянии на этот процесс самих организаторов резко повышается вероятность коррупционных рисков. Основные причины, обусловливающие коррупционные риски, связаны с институциональными ограничениями, недостаточным регулирующим эффектом со стороны действующих институтов. Коррупцию стимулирует слабая интегрированность антикоррупционных мер в сложившуюся систему государственного регулирования.
Один из показательных примеров проникновения коррупционных схем в реализацию крупнейшего инвестиционного проекта – строительство олимпийских объектов г. Сочи. Подобная практика ставит под удар саму систему государственно-частного партнерства, наличие которой является необходимым условием реализации крупных инвестиционных проектов (Рой О.М. «Коррупционные риски в развитии системы государственно-частного партнерства в России»).
Российское законодательство по ГЧП недостаточно развито, что отрицательно сказывается на инвестиционном климате и повышает риски участников ГЧП-проектов.
Риски возможны на всех шести этапах инвестиционно-строительного процесса:
- возникновение идеи строительства;
- разработка проектно-сметной документации;
- заключение договоров (подряда, снабжения, логистики и др.);
- строительство по проекту, строительный контроль;
- сдача-приемка объекта по акту, окончательные расчеты сторон, сдача в эксплуатацию;
- эксплуатация объекта.
Одним из принципов ГЧП является страхование его рисков. С помощью данного принципа появляется возможность совмещения механизмов предотвращения убытков и в случае их причинения получения компенсаций. Особая роль в процессе распределения рисков принадлежит государству, которое, используя такие инструменты, как гарантии выкупа активов, субординированные кредиты, государственные гарантии, прямые субсидии, способно существенно снизить обременение риском частный бизнес.
Частный бизнес получает возможность работать на долгосрочной основе по имеющим стабильный спрос и прибыль проектам, несмотря на наличие рисков, которые он уменьшает за счет их перераспределения с публичным партнером. Повышается престиж организации, что положительно сказывается при работе с другими коммерческими структурами. Государственные органы власти предоставляют частному партнеру гарантии, которые позволяют привлекать инвестиции для развития бизнеса (Елькина Н.В. «Формирование механизма государственно-частного партнерства в отрасли жилищного строительства»).
Преимущества использования механизмов ГЧП заключаются в снижении рисков, внедрении инноваций, сокращении затрат по проекту, привлечении дополнительных финансовых ресурсов и, безусловно, повышение эффективности инфраструктурного объекта. Все это важно и для органов государственной власти, и для субъектов предпринимательской деятельности (Зверева С.А. «Государственно-частное партнерство: вчера, сегодня, завтра»).
Развитие нормативно-правого обеспечения ГЧП
Для дальнейшего решения нормативно-правового обеспечения развития ГЧП необходимо:
- создавать новые и корректировать действующие нормы, регулирующие различные стороны отношений и типы ГЧП;
- совершенствовать отраслевые нормативные правовые акты путем добавления положений, учитывающих специфику ГЧП;
- формировать новое региональное законодательство, отражающее особенности и приоритеты развития конкретных субъектов Российской Федерации, их опыт и эффективность использования уже существующей нормативно-правовой базы.
Подготовительные мероприятия со стороны государства, должны быть направлены на решение существующих и потенциальных проблем в сфере государственно-частного партнерства, а также на полную и качественную подготовку и эффективное управление проектом, которые могут существенно понизить уровень многочисленных рисков. Для минимизации существующих рисков необходимо более тщательно подходить к выбору частного партнера, учитывая его платежеспособность и финансовую устойчивость, а также усиливать ответственность руководителей публичного партнера за качеством реализуемых проектов.
Соглашение о ГЧП как договорная форма ГЧП.
Соглашение о государственно-частном партнерстве
Соглашение о государственно-частном партнерстве основывается на соответствующих положениях федерального законодательства и законе субъекта РФ об участии в государственно-частном партнерстве (далее – региональный Закон о ГЧП).
Для целей обеспечения нормативно-правовой базы для реализации соглашений о ГЧП региональный Закон о ГЧП должен предусматривать соблюдение следующих норм с учетом и на основании применимых императивных правил федерального законодательства:
· закрепление открытого перечня договорных моделей для целей реализации соглашения о государственно-частном партнерстве;
· установление гибкого перечня обязательных и необязательных условий соглашения о ГЧП;
· возможность осуществления различных выплат частному партнеру, характерных для практики реализации проектов ГЧП, в соответствии с законодательством Российской Федерации; возможность применения обеспечительных механизмов в рамках проекта с целью увеличения финансовой привлекательности проекта;
· закрепление открытого перечня критериев конкурса с перечнем основных возможных критериев;
· закрепление гарантий прав частных инвесторов;
· необязательный порядок применения типовых соглашений о ГЧП.
Предмет, права и обязанности сторон в рамках соглашения о ГЧП выделяются на основе моделей ГЧП, предусматриваемых региональным законом о ГЧП, которые могут включать следующие обязательства частного партнера:
· строительство – владение – эксплуатация – передача (СВЭП);
· реконструкция – владение – эксплуатация – передача (РВЭП);
· строительство – владение – эксплуатация (СВЭ);
· реконструкция – владение – эксплуатация (РВЭ);
· строительство – владение – передача (СВП);
· реконструкция – владение – передача (РВП).
В рамках соглашения о ГЧП возможно предусмотреть иные модели, основываясь на типичных для проектов ГЧП формах участия частного партнера, а именно: проектирование; строительство; реконструкция; эксплуатация; содержание; финансирование; модернизация.
Целесообразность применения соглашения о ГЧП как договорно-правовой формы ГЧП определяется следующими достоинствами.
1 Гибкость в структурировании проекта, реализуемого на основе соглашения о ГЧП.
2 Возможность использования в случае неприменимости для конкретных условий сделки иных форм, в том числе в связи с ограничениями Закона о концессиях, влияющих на обеспечение финансовой привлекательности проекта и соблюдение интересов кредиторов проекта;
3 Наличие успешного опыта реализации проектов ГЧП в рамках данной формы.
В настоящее время имеет место несоответствие конкретных положений соглашений о ГЧП императивным нормам федерального законодательства. Устранение данной проблемы регионального законодательства в сфере ГЧП требует их принципиального согласования 15 с федеральными нормативно-правовыми актами. Однако и на основе имеющейся базы при качественной проработке соглашений о ГЧП часть рисков может быть снижена.
Модели ГЧП.
Принятые в мировой практике классификации ГЧП выделяют обычно следующие его формы(14).
Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, оказание общественных услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. Как правило, контракты с государственным или коммунальным органом — весьма привлекательный бизнес для частного предпринимателя, поскольку помимо престижа гарантируют ему устойчивый рынок и доход, а также возможные льготы и преференции.
Аренда в ее традиционной форме (договора аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. Традиционные договора аренды предполагают возвратность предмета арендных отношений, причем правомочие по распоряжению имуществом сохраняется за собственником и не передается частному партнеру. В специально оговариваемых случаях арендные отношения могут завершиться выкупом арендуемого имущества. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупить государственное или муниципальное имущество.
Концессия (концессионное соглашение) — специфическая форма отношений между государством и частным партнером, получающая все большее распространение.
Проекты государственно-частного партнерства в России и в зарубежных странах
Ее особенность состоит в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Право же собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру.
Дата добавления: 2017-02-11; просмотров: 734 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Соглашение о государственно-частном партнерстве
Соглашение о государственно-частном партнерстве – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Законодательное регулирование
Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Отличительные признаки соглашения о государственно-частном партнерстве:
- договорная основа партнерства при долгосрочном характере взаимодействия, регулируемая федеральным законодательством;
- объекты – федеральная, региональная или муниципальная собственность;
- предусмотрена возможность финансирования публичным партнером строительства и эксплуатации объекта, а также платы частного партнера публичному партнеру в период эксплуатации объекта; соглашением может быть предусмотрена выплата штрафов и неустоек как частным партнером, так и публичным партнером;
- финансовое участие частного инвестора в капитальных затратах, то есть в создании, реконструкции объекта;
- право собственности на объект в период эксплуатации может принадлежать как частному партнеру, так и публичному партнеру, по истечения срока соглашения объект может остаться в собственности частного партнера, а также предусмотрена возможность передачи объекта в собственность публичного партнера.
- оценивается эффективность проекта и определяется его сравнительное преимущество уполномоченным органом;
- возможно распределение рисков между частным партнером и публичным партнером;
- гарантии прав частного партнера, обеспечиваемые со стороны государства.
Стороны соглашения о государственно-частном партнерстве:
Публичный партнер: | Частный партнер: |
|
|
Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве:
- частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
- транспорт общего пользования, за исключением метрополитена;
- объекты железнодорожного транспорта;
- объекты трубопроводного транспорта;
- морские порты, речные порты, специализированные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в федеральной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
- морские суда и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки, за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность;
- воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, за исключением объектов, отнесенных к имуществу государственной авиации или к единой системе организации воздушного движения;
- объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
- гидротехнические сооружения, стационарные и (или) плавучие платформы, искусственные острова;
- подводные и подземные технические сооружения, переходы, линии связи и коммуникации, иные линейные объекты связи и коммуникации;
- объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения;
- объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения;
- объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов;
- объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения;
- мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем;
- объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
- объекты охотничьей инфраструктуры;
- имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности.
Основные положения соглашений о государственно-частном партнерстве
Предоставление земельного участка
Предоставление в аренду (субаренду) без проведения торгов земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр осуществляется для ведения деятельности по соглашению о государственно-частном партнерстве. Срок аренды не может превышать срок действия концессионного соглашения.
Плата публичного партнера
- Часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта;
- Часть расходов на эксплуатацию и (или) техническое обслуживания объекта;
- Государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
Размер платы указывается в решении о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, в конкурсной документации, в соглашении о государственно-частном партнерстве.
Плата частного партнера
- вносится как в период эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения, так и в течение отдельных периодов его эксплуатации и (или) технического обслуживания;
Размер, форма, порядок и сроки устанавливаются соглашением о государственно- частном партнерстве;
Форма платы:
- твердая сумма платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;
- установленная доля продукции или доходов, полученных в результате деятельности, предусмотренной соглашением;
- передача публичному партнеру в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.
Срок действия соглашения о государственно-частном партнерстве устанавливается с учетом:
- Срока создания объекта;
- Объема инвестиций;
- Срока окупаемости инвестиций;
- Срока получения частным партнером средств (выручки) в объеме, определенном соглашением.
Срок соглашения не менее 3 лет.