Геращенко виктор владимирович

В.П.

ГЕРАЩЕНКО Виктор Владимирович

Председатель совета директоров НК ЮКОС бывший председатель Центрального банка России

Родился 21 декабря 1937 года в Ленинграде, русский. Отец, Владимир Сергеевич Геращенко, в 1940-е гг. возглавлял экономический отдел МИД СССР; после войны был заместителем председателя правления Центрального банка СССР. Украинское звучание фамилия приобрела благодаря ошибке паспортного стола: изначально фамилия была "Геращенков", но когда отцу выписывали паспорт, милиционер-папортист пропустил одну букву ("Комсомольская правда", 11 января 2005). В 1960 году окончил Московский финансовый институт (МФИ). По окончании института работал в 1960-61 гг. бухгалтером в Государственном банке СССР. С 1961 по 1965 гг. рабтал во Внешторгбанке СССР: бухгалтером, испектором, экспертом eправления внешних и внутренних расчетов, начальником отдела Управления валютно-кассовых операций. Был членом КПСС с 1963 г. до ее запрещения в августе 1991.

В 1965-67 гг. — директор Московского народного банка (МНБ) в Лондоне. С 1967 по 1972 г. работал заместителем управляющего, затем управляющим отделением Московского народного банка в Бейруте (Ливан); в 1972-74 — заместителем начальника управления Внешторгбанка СССР, с 1974 по 1977 — председателем правления OST-WEST Handelsbank в Франкфурте-на-Майне (ФРГ); с 1977 по 1982 — управляющим отделением Moscow Narodny Bank в Республике Сингапур. В 1982-89 гг. работал во Внешторгбанке СССР (с 1985 — Банк внешнеэкономической деятельности СССР) начальником управления, заместителем председателя правления, первым заместителем председателя правления. С августа 1989 по декабрь 1991 года был председателем правления Государственного банка СССР.

На XXVIII съезде КПСС в июле 1990 года был избран в состав ЦК КПСС. Незадолго до начала павловского обмена крупных купюр в начале 1991 года в выступлении по телевидению заявил, что реформы не будет. Позже утверждал, что был противником этой акции. В августе 1991 года в печати критиковал пункты подготовленного в Ново-Огареве проекта Союзного договора, которые, по его мнению, могли бы привести к дальнейшей дестабилизации финансовой системы СССР. Во время попытки государственного переворота ГКЧП в августе 1991 года, отправил в регионы, по утверждению ряда членов Верховного Совета Российской Федерации, несколько телеграмм, в которых от имени ГКЧП грозил административными "карами" тем, кто будет следовать указаниям Центрального банка РСФСР вместо выполнения требований Госбанка СССР.

В декабре 1991 года подал в отставку с поста председателя правления Госбанка и стал начальником департамента по вопросам кредитно-денежной политики Международного фонда экономических и социальных реформ "Реформа", руководимого академиком Станиславом Шаталиным.

17 июля 1992 был назначен исполняющим обязанности председателя Центрального банка (ЦБ) Российской Федерации. Начал свою деятельность с заявления о том, что его предшественник Георгий Матюхин"выкинул на ветер" изрядное количество долларов для интервенций на валютной бирже с целью обеспечения перехода к конвертируемости рубля, в то время как разумнее было бы использовать их для выплаты внешнего долга. Это заявление вызвало некоторую панику и привело к подорожанию доллара на валютной бирже. В июле 1992 года под руководством В.Геращенко был произведен взаимозачет долгов государственных предприятий и денежная эмиссия на 1 трлн. рублей. Следствием этого стало оздоровление системы платежей и последовавший затем всплеск инфляции. 4 ноября 1992 постановлением Верховного Совета Российской Федерации был утвержден в должности председателя Центрального банка Российской Федерации. Со стороны правительства Бурбулиса-Гайдара подвергался резкой критике за то, что позволял государствам СНГ продолжать расчеты с поставщиками в России за счет осуществления собственной эмиссии рубля, что на деле означало их практически безвозвратное кредитование, способствовавшее нарастанию инфляции в России. Кроме того, деятельность Геращенко по льготному кредитованию промышленности оценивалась как политика, стимулирующая инфляцию и противоречащая функциям Центрального банка, который обязан обеспечивать стабильность национальной валюты.

В начале 90-х гг. неоднократно выражал сомнение в оправданности установления курса рубля по результатам торгов на валютной бирже, предлагая ввести новую "научно обоснованную" процедуру его установления. Эта идея подвергалась резкой критике сторонниками радикальных рыночных преобразований, как шаг к отказу от внутренней конвертируемости рубля и возвращению к системе множественности валютных курсов. Стремясь привести политику ЦБ в соответствие с проводимым правительством Гайдара курсом, Президент Борис Ельцин осенью 1992 года ввел В.Геращенко в состав правительства. Верховный Совет, в чье ведение входило назначение председателя ЦБ, предложил ему отказаться от этого назначения. Официального отказа Геращенко не дал, но фактически в Совет министров не вошел. Имя Геращенко не фигурировало и в списках членов нового кабинета Виктора Черномырдина, сформированного в конце 1992 года после VII съезда народных депутатов России. находился в конфронтации с вице-премьером Борисом Федоровым, отвечавшим за финансовую политику нового правительства. Последний неоднократно говорил о необходимости отставки Геращенко. После прошедшего в начале марта 1993 года VIII съезда народных депутатов, на котором было принято решение о возможности вхождения глав ряда подконтрольных ВС ведомств в состав правительства, Указом Ельцина 16 марта был вновь введен в состав правительства и в его президиум. Уступая настояниям вице-премьера (с марта 1993 г. — также министра финансов) Б.Федорова, к апрелю 1993 года согласился резко ограничить объем эмиссии во втором квартале, установив ее жесткий лимит в размере 3 триллионов рублей и поэтапно повысить размер учетной ставки по кредитам. Результатом согласованных с Минфином действий стала приостановка роста темпов инфляции и стабилизация курса рубля по отношению к доллару. В июле 1993 года при поддержке председателя Совета Министров В.Черномырдина провел очередную денежную реформу — обмен денежных купюр старого образца с ограничением суммы, которую можно немедленно обменять, до 35 тысяч рублей (указом Ельцина сумма была вскоре увеличена до 100 тысяч). Было объявлено, что целью реформы является отсечение от российской денежной системы потока денежной массы из стран ближнего зарубежья. И министр финансов Б.Федоров, и руководство Верховного Совета отмежевались от этой реформы, причем Б.Федоров в очередной раз потребовал отставки Геращенко.

Виктор Геращенко, биография, новости, фото!

После указа президента от 21 сентября 1993 года о роспуске Верховного Совета и Съезда, 23 сентября Ельцин переназначил В.Геращенко председателем Центрального банка. Геращенко согласился с переводом Центрального банка из подчинения Верховного Совета в подчинение президента и правительства и игнорировал запрещение распущенного указом Ельцина ВС финансировать исполнительную власть без разрешения парламента. Большинство экономистов, в том числе не разделяющих взглядов Геращенко и отрицательно относящихся к целому ряду его практических мероприятий начала 90-х, тем не менее признавали его высокую профессиональную компетентность в банковском деле. По мнению Е.Гайдара, с апреля 1993 года Геращенко "… выполнял все свои обязательства перед правительством — объем кредитования, процентный ставки, валютное регулирвание… (кроме, разумеется, денежной реформы)".В сентябре 1993 года в прессе появились публикации о том, что объем денежной эмиссии Госбанка СССР — Центрального банка России за последние годы (в том числе, в период руководства банком Геращенко) значительно превышал официально признаваемый, вследствие чего Б.Федоров потребовал тщательного расследования этой информации. После "черного вторника" 11 октября 1994 — обвального падения курса рубля на биржевых торгах — был вынужден 14 октября подать в отставку с поста Председателя Центрального банка. С октября 1994 по ноябрь 1995 года работал экономическим советником НИИ банков ЦБ РФ. Был советником и.о. председателя ЦБ Татьяны Парамоновой. С 1995 года — член совета директоров Сберегательного банка РФ. 4 марта 1996 на собрании акционеров был избран председателем Правления Международного московского банка (ММБ, IMB). 17 августа 1998 года, во время финансового кризиса ("дефолта"), председатель Государственной Думы РФ Геннадий Селезнев заявил, что Госдума поддержала бы возвращение Геращенко на пост руководителя Центробанка. 11 сентября 1998 президент Б.Ельцин внес в ГД предложение об освобождении Сергея Дубинина с поста председателя правления Центрального Банка и назначении на эту должность В.Геращенко. В тот же день Геращенко был утвержден на этлом посту Государственной Думой (272 голоса "за"). 22 сентября 1998 вышел указ президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти", которым Геращенко, как председателю ЦБ РФ, предписывалось активное участие в деятельности Правительства РФ, в соответствии с этим Указом он был включен в состав Президиума Правительства РФ (во главе с Евгением Примаковым). В ноябре 1998 года Указом Президента РФ был назначен управляющим от Российской Федерации в Международном валютном фонде (МВФ) и управляющим от РФ в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР). Освобожден от должности представителя России в МВФ в августе 2000 года. 1 декабря 1998 стал председателем Наблюдательного Совета Внешторгбанка России. В декабре 1998 года возглавил Правление ОАО "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО). В апреле 1999 г. был освобожден от обязанностей уполномоченного от РФ в ЕБРР. С 26 мая 1999 г. — председатель Наблюдательного совета Внешторгбанка . 7 июня 1999 был введен в состав Экономического совета при Правительстве РФ. В сентябре 2000 года был утвержден руководителем рабочей группы по совершенствованию банковской системы в России при Консультативном совете по иностранным инвестициям в России. В декабре 2000 года генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что Генпрокуратура возьмет под особый контроль дело о нарушениях при выдаче ЦБ стабилизационного кредита "СБС-Агро" (кредит был выдан в период руоковдства В.Геращенко Центробанком. 12 января 2001 был допрошен в Генпрокуратуре в качестве свидетеля по делу о стабилизационном кредите банку "СБС-Агро". 27 июня 2001 был вновь избран председателем Наблюдательного совета Сбербанка России. 20 сентября 2001 выступил с предложением амнистировать капиталы, покинувшие Россию в обход валютного и налогового законодательства ("Время новостей", 21 сентября 2001).

15 марта 2002 подал прошение об отставке с поста председателя Центрального Банка. 16 марта 2002 президент Владимир Путин направил письмо председателю Государственной Думы РФ Г.Селезневу, в котором предложил досрочно освободить Геращенко от должности председателя ЦБ в связи с личным заявлением об отставке (РИА Ореанда, 16 марта 2002). 20 марта 2002 ГД проголосовала за отставку Геращенко. После отставки занял пост главного научного сотрудника Научно-исследовательского института Банка России.

25 августа 2003 заявил о своем участии в формируемой Сергеем Глазьевым и Дмитрием Рогозиным предвыборной народно-патриотической коалиции. (Коммерсантъ, 26 августа 2003). Был включен в список кандидатов в депутаты Государственной Думы от блока "Родина" (№4 в центральной части списка). 7 декабря 2003 был избран депутатом Государственной Думы РФ четвертого созыва. Зарегистрировался во фракции "Родина". 19 декабря 2003, выступая перед журналистами, отвечая на вопрос, не собирается ли он возглавить один из думских комитетов, в частности, банковский, если такой будет создан, сообщил, что пока такого предложения ему не поступало, но в принципе он согласен ("если фракция скажет надо, Федя, я бы не отказался"). В ходе беседы с журналистами отметил, что пришел в Думу в первую очередь для разработки экономических законов, а также документов, направленных на поддержку банковского и финансового секторов. С декабря 2003 до 23 января 2004 — член Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. Первый заместитель председателя Комитета по собственности с 23 января 2004. С января 2004 года — член Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам. 30 декабря 2003 был выдвинут Партией российских регионов (ПРР), входящей в блок "Родина", кандидатом на пост президента России на выборах, назначенных на 14 декабря 2004. Кроме В.Геращенко, от блока "Родина" выдвинулся также С.Глазьев. 5 января 2004 ЦИК зарегистрировал уполномоченных представителей Партии российских регионов (ПРР) из 10-ти человек, в том числе основатель партии и один из лидеров блока "Родина" Юрий Скоков. Председатель Центризбиркома Александр Вешняков заявил, что, поскольку В.Геращенко выдвинут не от имени блока, участвовавшего в выборах и преодолевшего 5-процентный барьер, а только от одной партии блока, ему придется собирать подписи в свою поддержку. 6 января 2004 Центризбирком, ссылаясь на свое толкование закона о выборах президента России, потребовал собрать для регистрации Геращенко 2 млн подписей. 9 декабря 2003 на пресс-конференции лидер блока "Родина" С.Глазьев заявил, что Геращенко выдвинут в президенты от ПРР — одной из трех блокообразующих структур и "поэтому на президентских выборах блок "Родина" будет представлять именно Виктор Геращенко". "Это не значит, что у нас произошел какой-то раскол, просто мы не хотели терять возможность, пусть даже весьма призрачную, участвовать в выборах без сбора двух миллионов подписей". В случае, если Центризбирком откажет ПРР в праве выдвигать своего кандидата напрямую, Геращенко "сойдет с дистанции", — сказал Глазьев.

"На этот счет мы примем консолидированное решение в течение двух недель в зависимости от позиции Центризбиркома. Альтернативных кандидатов от блока "Родина" не будет". 22 января 2004 руководители политических партий – учредителей блока "Родина" заявили, что единственным кандидатом на президентских выборах, поддержанным блоком "Родина" и имеющим право выступать от его имени, был Геращенко, и дезавуировали кандидатуру С.Глазьева ("Решение в поддержку самовыдвижения Глазьева Высший совет блока "Родина" не принимал, согласие на использование им символики блока "Родина" и на участие региональных отделений входящих в блок партий в сборе подписей в ходе кампании по выборам президента России Высший совет блока не давал"). 22 января 2004 Центризибрком России отказал Геращенко в регистрации кандидатом на пост президента России. В постановлении ЦИК отмечалось, что им "не были представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения, что противоречит федеральному закону "О выборах президента РФ". Геращенко заявил, что подаст иск в суд на действия Центризбиркома. (РИА "Новости", 22 января 2004). Сразу после заседания ЦИК заявил журналистам, что может подждержать Глазьева ("Если Сергей Глазьев соберет 2 млн подписей избирателей, то я поддержу его кандидатуру на выборах").

В январе 2004 г. В.Геращенко перешел из думского Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам в комитет по собственности. 23 января 2004 был избран первым заместителем председателя Комитета ГД по собственности. 30 января 2004 был избран в состав Общенационального совета общероссийской общественной организации "Народно-патриотический союз "Родина", созданной сторонниками С.Глазьева. 2 февраля 2004 заявил, что не будет собирать подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего участия в президентской кампании ("Мы не будем заниматься сбором подписей, и по этому поводу у нас принципиальная позиция. Я иду на выборы не как самовыдвиженец, а как кандидат от политической партии")/ 6 февраля 2004 cуд не удовлетворил иск Геращенко на отказ Центризбиркома зарегистрировать его кандидатом в президенты от блока "Родина".

В январе 2005 г. В.Геращенко рассказывал корреспонденту "Комсомольской правды", что автором идеи его выдвижения в президенты был, возможно, сам президент — во всяком случае именно так ему это представил в свое время Д.Рогозин
(- Это вообще казус был. Пришел как-то вечером Рогозин и говорит многозначительно: вот я был у товарища… — У какого? — Ну, товарища… — У кого-то из администрации Путина? — Не-е-ет. Выше. — У Самого? — У Самого, да. Ну и вот, посоветовался, теперь хотим вас выдвинуть. А я: мне не надо, чтобы меня выдвигали. — Так это сам Путин пожелал с вами за президентство бороться? — Не знаю. Может, Рогозин и наврал. Но тогда ведь кого Путину в противники выдвигали — Харитонова, боксера этого Малышкина. И вроде было сказано: вы бы там выдвинули кого-нибудь нормального. Ну Рогозин и говорит: вот мы и выдвинем. Я тогда даже слово использовал нелитературное: «Очумели, что ли? Критиковать экономическую политику, лезть в международные дела? Не хочу. Внутренние? Да, много делается не так. Но, как пел Галич: «Больно тема склизкая, ох, не марксистская». Слава Богу, обошлось. Я же понимал, что ничего из этого не получится. Что разыгрывается нужная партия, поскольку «просют». — КП, 11 января 2005).

16 февраля 2004 на съезде ПРР партия была переименована в "Родину", а Геращенко был избран сопредседателем партии — вместо исключенного из нее Глазьева. В конце апреля 2004 г., в СМИ появилась информация о том, что Геращенко может возглавить совет директоров НК ЮКОС. Сам Геращенко сказал: "Мне предложили акционеры ЮКОС войти в совет директоров, и я дал согласие". Он также добавил что, если собрание утвердит его кандидатуру, то он сложит с себя полномочия депутата Госдумы: "Сильно жалеть я об этом не буду. В Думе сложилась ситуация, при которой "Единая Россия" может заблокировать любую законодательную инициативу". 24 июня 2004 избран председателем совета директоров НК ЮКОС. 7 июля 2004 Госдума приняла постановление о досрочном прекращении депутатских полномочий Геращенко в связи с избранием председателем совета директоров компании.

14 июля 2004 бывший глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский заявил о необходимости отправить Геращенко в отставку с поста председателя правления компании в связи с тем, что он с момента своего назначения на пост председателя правления ЮКОСа "ничего не сделал для урегулирования ситуации в ней". 16 июля 2004 В.Геращено назвал рекомендации Ходорковского об освобождении его от обязанностей- «некорректными по форме, не соответствующими закону «Об акционерных обществах» и противоречащими интересам ОАО НК ЮКОС". 20 июля 2004 г. Ходорковский распространил заявление, в котором высказал "глубокое личное уважение к Геращенко, как человеку и политику" и выразил сожаление в связи с обстоятельствами, обусловившими просьбу покинуть совет директоров ЮКОСа.

В сентябре 2004 г. В.Геращенко не поддержал выдвинутые президентом путиным новые принципы формирования исполнительной власти: отмену прямых выборов глав регионов и выборы в Госдуму только по партийным спискам ("…Избрание Думы по партийным спискам — просто глупость. Нет у нас партий! Может быть, партия Жириновского — партия, а все остальное — платформы. Мы не в ту сторону идем"). 12 апреля 2007 выступил в качестве гостя на конференции "Объединенного гражданского фронта" (ОГФ) Гарри Каспарова выступил с критикой экономической политики властей ("любой политический курс находит себя в выражении того состояния экономики, которое есть, а мы имеем весьма нелицеприятную картину").

15 мая 2007, выступая на круглом столе, организованном Институтом национальной стратегии (ИНС) Станислава Белковского, сообщил о своем решении баллотироваться в 2008 году на пост президента.

Высказывал уверенность, что Россия не может обойтись сегодня без государственного управления народным хозяйством. Считал неадекватно жесткой проводившуюся правительством Гайдара финансовую политику.

Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Почета (1998), орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (август 2000).

На вопрос о вере в Бога ответил: "Верю в провидение. Мне не нужен священник, не нужен посредник между мной и моей верой. Вот это — моя религия, моя вера" (АиФ, 31 января 2001) Увлекается литературой, кино, рыбалкой, баскетболом. Из алкогольных напитков предпочитает водку или виски. Любит русские народные романсы. Владеет английским и французским языками.

Вы искали:

Константин Геращенко

Нашлось 36 человек(а)

Константин Геращенко

Страна проживания: Россия
Город: Омск
Родом из города:
Дата рождения: 13 мая 1986
Высшее образование:
Вуз: ОИВТ (ф) НГАВТ
Среднее образование:
Школа: Гимназия №43 Омск
Телефон:
Текущая деятельность: ОИВТ (ф) НГАВТ

Адрес страницы:https://vk.com/id147573218

Константин Геращенко

Страна проживания: Россия
Город: Санкт-Петербург
Родом из города: Санкт-Петербург
Дата рождения: 6 августа 1987
Высшее образование:
Вуз: ПГУПС Императора Александра I , 2009 , Очное отделение
Факультет: Факультет экономики и менеджмента
Кафедра: Менеджмента и маркетинга
Среднее образование:
Школа: Школа №603 Санкт-Петербург (а)
Instagram: kost_g
Текущая деятельность: ПГУПС Императора Александра I

Адрес страницы:https://vk.com/id67755

Константин Геращенко

Страна проживания: Россия
Город: Симферополь
Родом из города: Симферополь
Высшее образование:
Вуз: ФТИ КФУ им. В.И.

Геращенко, Виктор Владимирович

Вернадского
Телефон:
Instagram: konstantin_lord_of_devil
Текущая деятельность: ФТИ КФУ им. В.И. Вернадского

Адрес страницы:https://vk.com/id192981511

Константин Геращенко

Страна проживания: Россия
Город: Махачкала
Родом из города: ставрополь
Дата рождения: 6 сентября
Среднее образование:
Школа: Гимназия №3 , 2003 Ставрополь
2000 — 2003 (г)
менеджер
Школа: Колледж вычислительной техники и электроники (СРКВТиЭ, бывш. СПТУ-54) , 2006 Ставрополь
2003 — 2006
менеджер
Телефон: #######
Skype:@@@@

Адрес страницы:https://vk.com/id151692274

Константин Геращенко

Страна проживания: Украина
Город: Краматорск
Родом из города: краматорск
Высшее образование:
Вуз: ДГМА (бывш. КИИ) , 2012 , Заочное отделение , Абитуриент
Факультет: Центр дистанционного и заочного образования
Кафедра: Технология машиностроения
Среднее образование:
Школа: Школа №24 , 1991 Краматорск
1981 — 1991
Телефон:
Текущая деятельность: ДГМА (бывш. КИИ)

Адрес страницы:https://vk.com/id151345089

Адрес страницы:Реклама

Константин Геращенко

Страна проживания: Латвия
Город: Rīga
Родом из города:
Дата рождения: 1 мая 1991
Телефон:
Facebook: 100003462044816

Адрес страницы:https://vk.com/id232961482

Константин Геращенко

Страна проживания: Россия
Город: Новоалександровск
Родом из города: Новоалександровск
Дата рождения: 6 сентября 1987
Среднее образование:
Школа: Школа №5 Новоалександровск
Телефон:

Адрес страницы:https://vk.com/id184724543

Константин Геращенко

Страна проживания: Россия
Город: Хабаровск
Родом из города: Хабаровск
Среднее образование:
Школа: Школа №38 Хабаровск
Телефон:

Адрес страницы:https://vk.com/id221808804

Константин Геращенко

Страна проживания: Украина
Город: Симферополь
Родом из города:
Дата рождения: 17 апреля 1999
Телефон:

Адрес страницы:https://vk.com/id170377670

Константин Геращенко

Страна проживания: Россия
Город: Ставрополь
Родом из города: новоалександровск
Среднее образование:
Школа: Колледж вычислительной техники и электроники (СРКВТиЭ, бывш. СПТУ-54) Ставрополь
инженер
Телефон:

Адрес страницы:https://vk.com/id161677439

В.П.

ГЕРАЩЕНКО Виктор Владимирович

Председатель совета директоров НК ЮКОС бывший председатель Центрального банка России

Родился 21 декабря 1937 года в Ленинграде, русский. Отец, Владимир Сергеевич Геращенко, в 1940-е гг. возглавлял экономический отдел МИД СССР; после войны был заместителем председателя правления Центрального банка СССР. Украинское звучание фамилия приобрела благодаря ошибке паспортного стола: изначально фамилия была "Геращенков", но когда отцу выписывали паспорт, милиционер-папортист пропустил одну букву ("Комсомольская правда", 11 января 2005). В 1960 году окончил Московский финансовый институт (МФИ). По окончании института работал в 1960-61 гг. бухгалтером в Государственном банке СССР. С 1961 по 1965 гг. рабтал во Внешторгбанке СССР: бухгалтером, испектором, экспертом eправления внешних и внутренних расчетов, начальником отдела Управления валютно-кассовых операций. Был членом КПСС с 1963 г. до ее запрещения в августе 1991.

В 1965-67 гг. — директор Московского народного банка (МНБ) в Лондоне. С 1967 по 1972 г. работал заместителем управляющего, затем управляющим отделением Московского народного банка в Бейруте (Ливан); в 1972-74 — заместителем начальника управления Внешторгбанка СССР, с 1974 по 1977 — председателем правления OST-WEST Handelsbank в Франкфурте-на-Майне (ФРГ); с 1977 по 1982 — управляющим отделением Moscow Narodny Bank в Республике Сингапур. В 1982-89 гг. работал во Внешторгбанке СССР (с 1985 — Банк внешнеэкономической деятельности СССР) начальником управления, заместителем председателя правления, первым заместителем председателя правления. С августа 1989 по декабрь 1991 года был председателем правления Государственного банка СССР.

На XXVIII съезде КПСС в июле 1990 года был избран в состав ЦК КПСС. Незадолго до начала павловского обмена крупных купюр в начале 1991 года в выступлении по телевидению заявил, что реформы не будет. Позже утверждал, что был противником этой акции. В августе 1991 года в печати критиковал пункты подготовленного в Ново-Огареве проекта Союзного договора, которые, по его мнению, могли бы привести к дальнейшей дестабилизации финансовой системы СССР. Во время попытки государственного переворота ГКЧП в августе 1991 года, отправил в регионы, по утверждению ряда членов Верховного Совета Российской Федерации, несколько телеграмм, в которых от имени ГКЧП грозил административными "карами" тем, кто будет следовать указаниям Центрального банка РСФСР вместо выполнения требований Госбанка СССР.

В декабре 1991 года подал в отставку с поста председателя правления Госбанка и стал начальником департамента по вопросам кредитно-денежной политики Международного фонда экономических и социальных реформ "Реформа", руководимого академиком Станиславом Шаталиным.

17 июля 1992 был назначен исполняющим обязанности председателя Центрального банка (ЦБ) Российской Федерации. Начал свою деятельность с заявления о том, что его предшественник Георгий Матюхин"выкинул на ветер" изрядное количество долларов для интервенций на валютной бирже с целью обеспечения перехода к конвертируемости рубля, в то время как разумнее было бы использовать их для выплаты внешнего долга. Это заявление вызвало некоторую панику и привело к подорожанию доллара на валютной бирже. В июле 1992 года под руководством В.Геращенко был произведен взаимозачет долгов государственных предприятий и денежная эмиссия на 1 трлн. рублей. Следствием этого стало оздоровление системы платежей и последовавший затем всплеск инфляции. 4 ноября 1992 постановлением Верховного Совета Российской Федерации был утвержден в должности председателя Центрального банка Российской Федерации. Со стороны правительства Бурбулиса-Гайдара подвергался резкой критике за то, что позволял государствам СНГ продолжать расчеты с поставщиками в России за счет осуществления собственной эмиссии рубля, что на деле означало их практически безвозвратное кредитование, способствовавшее нарастанию инфляции в России. Кроме того, деятельность Геращенко по льготному кредитованию промышленности оценивалась как политика, стимулирующая инфляцию и противоречащая функциям Центрального банка, который обязан обеспечивать стабильность национальной валюты.

В начале 90-х гг. неоднократно выражал сомнение в оправданности установления курса рубля по результатам торгов на валютной бирже, предлагая ввести новую "научно обоснованную" процедуру его установления. Эта идея подвергалась резкой критике сторонниками радикальных рыночных преобразований, как шаг к отказу от внутренней конвертируемости рубля и возвращению к системе множественности валютных курсов. Стремясь привести политику ЦБ в соответствие с проводимым правительством Гайдара курсом, Президент Борис Ельцин осенью 1992 года ввел В.Геращенко в состав правительства. Верховный Совет, в чье ведение входило назначение председателя ЦБ, предложил ему отказаться от этого назначения. Официального отказа Геращенко не дал, но фактически в Совет министров не вошел. Имя Геращенко не фигурировало и в списках членов нового кабинета Виктора Черномырдина, сформированного в конце 1992 года после VII съезда народных депутатов России. находился в конфронтации с вице-премьером Борисом Федоровым, отвечавшим за финансовую политику нового правительства. Последний неоднократно говорил о необходимости отставки Геращенко. После прошедшего в начале марта 1993 года VIII съезда народных депутатов, на котором было принято решение о возможности вхождения глав ряда подконтрольных ВС ведомств в состав правительства, Указом Ельцина 16 марта был вновь введен в состав правительства и в его президиум. Уступая настояниям вице-премьера (с марта 1993 г. — также министра финансов) Б.Федорова, к апрелю 1993 года согласился резко ограничить объем эмиссии во втором квартале, установив ее жесткий лимит в размере 3 триллионов рублей и поэтапно повысить размер учетной ставки по кредитам. Результатом согласованных с Минфином действий стала приостановка роста темпов инфляции и стабилизация курса рубля по отношению к доллару. В июле 1993 года при поддержке председателя Совета Министров В.Черномырдина провел очередную денежную реформу — обмен денежных купюр старого образца с ограничением суммы, которую можно немедленно обменять, до 35 тысяч рублей (указом Ельцина сумма была вскоре увеличена до 100 тысяч). Было объявлено, что целью реформы является отсечение от российской денежной системы потока денежной массы из стран ближнего зарубежья. И министр финансов Б.Федоров, и руководство Верховного Совета отмежевались от этой реформы, причем Б.Федоров в очередной раз потребовал отставки Геращенко. После указа президента от 21 сентября 1993 года о роспуске Верховного Совета и Съезда, 23 сентября Ельцин переназначил В.Геращенко председателем Центрального банка. Геращенко согласился с переводом Центрального банка из подчинения Верховного Совета в подчинение президента и правительства и игнорировал запрещение распущенного указом Ельцина ВС финансировать исполнительную власть без разрешения парламента. Большинство экономистов, в том числе не разделяющих взглядов Геращенко и отрицательно относящихся к целому ряду его практических мероприятий начала 90-х, тем не менее признавали его высокую профессиональную компетентность в банковском деле. По мнению Е.Гайдара, с апреля 1993 года Геращенко "… выполнял все свои обязательства перед правительством — объем кредитования, процентный ставки, валютное регулирвание… (кроме, разумеется, денежной реформы)".В сентябре 1993 года в прессе появились публикации о том, что объем денежной эмиссии Госбанка СССР — Центрального банка России за последние годы (в том числе, в период руководства банком Геращенко) значительно превышал официально признаваемый, вследствие чего Б.Федоров потребовал тщательного расследования этой информации. После "черного вторника" 11 октября 1994 — обвального падения курса рубля на биржевых торгах — был вынужден 14 октября подать в отставку с поста Председателя Центрального банка. С октября 1994 по ноябрь 1995 года работал экономическим советником НИИ банков ЦБ РФ. Был советником и.о. председателя ЦБ Татьяны Парамоновой. С 1995 года — член совета директоров Сберегательного банка РФ. 4 марта 1996 на собрании акционеров был избран председателем Правления Международного московского банка (ММБ, IMB). 17 августа 1998 года, во время финансового кризиса ("дефолта"), председатель Государственной Думы РФ Геннадий Селезнев заявил, что Госдума поддержала бы возвращение Геращенко на пост руководителя Центробанка. 11 сентября 1998 президент Б.Ельцин внес в ГД предложение об освобождении Сергея Дубинина с поста председателя правления Центрального Банка и назначении на эту должность В.Геращенко. В тот же день Геращенко был утвержден на этлом посту Государственной Думой (272 голоса "за"). 22 сентября 1998 вышел указ президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти", которым Геращенко, как председателю ЦБ РФ, предписывалось активное участие в деятельности Правительства РФ, в соответствии с этим Указом он был включен в состав Президиума Правительства РФ (во главе с Евгением Примаковым). В ноябре 1998 года Указом Президента РФ был назначен управляющим от Российской Федерации в Международном валютном фонде (МВФ) и управляющим от РФ в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР). Освобожден от должности представителя России в МВФ в августе 2000 года. 1 декабря 1998 стал председателем Наблюдательного Совета Внешторгбанка России. В декабре 1998 года возглавил Правление ОАО "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО). В апреле 1999 г. был освобожден от обязанностей уполномоченного от РФ в ЕБРР. С 26 мая 1999 г. — председатель Наблюдательного совета Внешторгбанка . 7 июня 1999 был введен в состав Экономического совета при Правительстве РФ. В сентябре 2000 года был утвержден руководителем рабочей группы по совершенствованию банковской системы в России при Консультативном совете по иностранным инвестициям в России. В декабре 2000 года генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что Генпрокуратура возьмет под особый контроль дело о нарушениях при выдаче ЦБ стабилизационного кредита "СБС-Агро" (кредит был выдан в период руоковдства В.Геращенко Центробанком. 12 января 2001 был допрошен в Генпрокуратуре в качестве свидетеля по делу о стабилизационном кредите банку "СБС-Агро". 27 июня 2001 был вновь избран председателем Наблюдательного совета Сбербанка России. 20 сентября 2001 выступил с предложением амнистировать капиталы, покинувшие Россию в обход валютного и налогового законодательства ("Время новостей", 21 сентября 2001).

15 марта 2002 подал прошение об отставке с поста председателя Центрального Банка. 16 марта 2002 президент Владимир Путин направил письмо председателю Государственной Думы РФ Г.Селезневу, в котором предложил досрочно освободить Геращенко от должности председателя ЦБ в связи с личным заявлением об отставке (РИА Ореанда, 16 марта 2002). 20 марта 2002 ГД проголосовала за отставку Геращенко. После отставки занял пост главного научного сотрудника Научно-исследовательского института Банка России.

25 августа 2003 заявил о своем участии в формируемой Сергеем Глазьевым и Дмитрием Рогозиным предвыборной народно-патриотической коалиции. (Коммерсантъ, 26 августа 2003). Был включен в список кандидатов в депутаты Государственной Думы от блока "Родина" (№4 в центральной части списка). 7 декабря 2003 был избран депутатом Государственной Думы РФ четвертого созыва. Зарегистрировался во фракции "Родина". 19 декабря 2003, выступая перед журналистами, отвечая на вопрос, не собирается ли он возглавить один из думских комитетов, в частности, банковский, если такой будет создан, сообщил, что пока такого предложения ему не поступало, но в принципе он согласен ("если фракция скажет надо, Федя, я бы не отказался"). В ходе беседы с журналистами отметил, что пришел в Думу в первую очередь для разработки экономических законов, а также документов, направленных на поддержку банковского и финансового секторов. С декабря 2003 до 23 января 2004 — член Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. Первый заместитель председателя Комитета по собственности с 23 января 2004. С января 2004 года — член Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам. 30 декабря 2003 был выдвинут Партией российских регионов (ПРР), входящей в блок "Родина", кандидатом на пост президента России на выборах, назначенных на 14 декабря 2004. Кроме В.Геращенко, от блока "Родина" выдвинулся также С.Глазьев. 5 января 2004 ЦИК зарегистрировал уполномоченных представителей Партии российских регионов (ПРР) из 10-ти человек, в том числе основатель партии и один из лидеров блока "Родина" Юрий Скоков. Председатель Центризбиркома Александр Вешняков заявил, что, поскольку В.Геращенко выдвинут не от имени блока, участвовавшего в выборах и преодолевшего 5-процентный барьер, а только от одной партии блока, ему придется собирать подписи в свою поддержку. 6 января 2004 Центризбирком, ссылаясь на свое толкование закона о выборах президента России, потребовал собрать для регистрации Геращенко 2 млн подписей. 9 декабря 2003 на пресс-конференции лидер блока "Родина" С.Глазьев заявил, что Геращенко выдвинут в президенты от ПРР — одной из трех блокообразующих структур и "поэтому на президентских выборах блок "Родина" будет представлять именно Виктор Геращенко". "Это не значит, что у нас произошел какой-то раскол, просто мы не хотели терять возможность, пусть даже весьма призрачную, участвовать в выборах без сбора двух миллионов подписей". В случае, если Центризбирком откажет ПРР в праве выдвигать своего кандидата напрямую, Геращенко "сойдет с дистанции", — сказал Глазьев. "На этот счет мы примем консолидированное решение в течение двух недель в зависимости от позиции Центризбиркома. Альтернативных кандидатов от блока "Родина" не будет". 22 января 2004 руководители политических партий – учредителей блока "Родина" заявили, что единственным кандидатом на президентских выборах, поддержанным блоком "Родина" и имеющим право выступать от его имени, был Геращенко, и дезавуировали кандидатуру С.Глазьева ("Решение в поддержку самовыдвижения Глазьева Высший совет блока "Родина" не принимал, согласие на использование им символики блока "Родина" и на участие региональных отделений входящих в блок партий в сборе подписей в ходе кампании по выборам президента России Высший совет блока не давал"). 22 января 2004 Центризибрком России отказал Геращенко в регистрации кандидатом на пост президента России. В постановлении ЦИК отмечалось, что им "не были представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения, что противоречит федеральному закону "О выборах президента РФ". Геращенко заявил, что подаст иск в суд на действия Центризбиркома. (РИА "Новости", 22 января 2004). Сразу после заседания ЦИК заявил журналистам, что может подждержать Глазьева ("Если Сергей Глазьев соберет 2 млн подписей избирателей, то я поддержу его кандидатуру на выборах").

В январе 2004 г. В.Геращенко перешел из думского Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам в комитет по собственности. 23 января 2004 был избран первым заместителем председателя Комитета ГД по собственности. 30 января 2004 был избран в состав Общенационального совета общероссийской общественной организации "Народно-патриотический союз "Родина", созданной сторонниками С.Глазьева. 2 февраля 2004 заявил, что не будет собирать подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего участия в президентской кампании ("Мы не будем заниматься сбором подписей, и по этому поводу у нас принципиальная позиция. Я иду на выборы не как самовыдвиженец, а как кандидат от политической партии")/ 6 февраля 2004 cуд не удовлетворил иск Геращенко на отказ Центризбиркома зарегистрировать его кандидатом в президенты от блока "Родина".

В январе 2005 г. В.Геращенко рассказывал корреспонденту "Комсомольской правды", что автором идеи его выдвижения в президенты был, возможно, сам президент — во всяком случае именно так ему это представил в свое время Д.Рогозин
(- Это вообще казус был. Пришел как-то вечером Рогозин и говорит многозначительно: вот я был у товарища… — У какого? — Ну, товарища… — У кого-то из администрации Путина? — Не-е-ет. Выше. — У Самого? — У Самого, да. Ну и вот, посоветовался, теперь хотим вас выдвинуть. А я: мне не надо, чтобы меня выдвигали. — Так это сам Путин пожелал с вами за президентство бороться? — Не знаю. Может, Рогозин и наврал. Но тогда ведь кого Путину в противники выдвигали — Харитонова, боксера этого Малышкина. И вроде было сказано: вы бы там выдвинули кого-нибудь нормального. Ну Рогозин и говорит: вот мы и выдвинем. Я тогда даже слово использовал нелитературное: «Очумели, что ли? Критиковать экономическую политику, лезть в международные дела? Не хочу. Внутренние? Да, много делается не так. Но, как пел Галич: «Больно тема склизкая, ох, не марксистская». Слава Богу, обошлось. Я же понимал, что ничего из этого не получится. Что разыгрывается нужная партия, поскольку «просют». — КП, 11 января 2005).

16 февраля 2004 на съезде ПРР партия была переименована в "Родину", а Геращенко был избран сопредседателем партии — вместо исключенного из нее Глазьева. В конце апреля 2004 г., в СМИ появилась информация о том, что Геращенко может возглавить совет директоров НК ЮКОС. Сам Геращенко сказал: "Мне предложили акционеры ЮКОС войти в совет директоров, и я дал согласие". Он также добавил что, если собрание утвердит его кандидатуру, то он сложит с себя полномочия депутата Госдумы: "Сильно жалеть я об этом не буду. В Думе сложилась ситуация, при которой "Единая Россия" может заблокировать любую законодательную инициативу". 24 июня 2004 избран председателем совета директоров НК ЮКОС. 7 июля 2004 Госдума приняла постановление о досрочном прекращении депутатских полномочий Геращенко в связи с избранием председателем совета директоров компании.

14 июля 2004 бывший глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский заявил о необходимости отправить Геращенко в отставку с поста председателя правления компании в связи с тем, что он с момента своего назначения на пост председателя правления ЮКОСа "ничего не сделал для урегулирования ситуации в ней".

Десять фактов о Викторе Геращенко

16 июля 2004 В.Геращено назвал рекомендации Ходорковского об освобождении его от обязанностей- «некорректными по форме, не соответствующими закону «Об акционерных обществах» и противоречащими интересам ОАО НК ЮКОС". 20 июля 2004 г. Ходорковский распространил заявление, в котором высказал "глубокое личное уважение к Геращенко, как человеку и политику" и выразил сожаление в связи с обстоятельствами, обусловившими просьбу покинуть совет директоров ЮКОСа.

В сентябре 2004 г. В.Геращенко не поддержал выдвинутые президентом путиным новые принципы формирования исполнительной власти: отмену прямых выборов глав регионов и выборы в Госдуму только по партийным спискам ("…Избрание Думы по партийным спискам — просто глупость. Нет у нас партий! Может быть, партия Жириновского — партия, а все остальное — платформы. Мы не в ту сторону идем"). 12 апреля 2007 выступил в качестве гостя на конференции "Объединенного гражданского фронта" (ОГФ) Гарри Каспарова выступил с критикой экономической политики властей ("любой политический курс находит себя в выражении того состояния экономики, которое есть, а мы имеем весьма нелицеприятную картину").

15 мая 2007, выступая на круглом столе, организованном Институтом национальной стратегии (ИНС) Станислава Белковского, сообщил о своем решении баллотироваться в 2008 году на пост президента.

Высказывал уверенность, что Россия не может обойтись сегодня без государственного управления народным хозяйством. Считал неадекватно жесткой проводившуюся правительством Гайдара финансовую политику.

Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Почета (1998), орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (август 2000).

На вопрос о вере в Бога ответил: "Верю в провидение. Мне не нужен священник, не нужен посредник между мной и моей верой. Вот это — моя религия, моя вера" (АиФ, 31 января 2001) Увлекается литературой, кино, рыбалкой, баскетболом. Из алкогольных напитков предпочитает водку или виски. Любит русские народные романсы. Владеет английским и французским языками.

Автор этой статьи Владимир Сергеевич Геращенко всего несколько дней не дожил до 50-летия Великой Победы…Трудовая деятельность В.С. Геращенко началась в 1920 году.

С 1930 г. он был преподавателем курсов переподготовки банковских работников при Ленинградской областной конторе Госбанка СССР,

с 1931 г. по 1938 г.

Виктор Геращенко

— преподавателем Ленинградского и директором Ростовского финансово-экономических институтов. В 1938 г. был назначен начальником Центрального планово-экономического управления Правления Госбанка СССР, с 1940 г. по 1944 г. работал заместителем Председателя Правления Госбанка СССР.

В сентябре 1944 года В.С. Геращенко переводится на ответственную руководящую работу в Министерство иностранных дел Союза ССР, где работает до 1948 года.

В этот период своей трудовой деятельности В.С. Геращенко внес значительный личный вклад в дело укрепления международного авторитета нашей Родины. В качестве советника советской делегации он участвовал в международных совещаниях на Потсдамской конференции, был экспертом на Парижской мирной конференции, являлся заместителем советского Делегата Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1948 г. он был вновь переведен в Госбанк СССР и назначен Первым заместителем Председателя Правления.

В 1958 г. В.С. Геращенко вернулся к преподавательской деятельности и возглавил кафедру “Денежное обращение и кредит” в Московском финансовом институте. Вся последующая его работа была связана с научно-педагогической деятельностью.

До конца своих дней В.С. Геращенко работал профессором-консультантом Финансовой академии при Правительстве России, передавая молодому поколению свой богатейший опыт и знания. Он автор многочисленных монографий, учебников и учебных пособий, на которых воспитано не одно поколение специалистов в области финансов и банковского дела.

Многолетняя плодотворная деятельность В.С. Геращенко, его огромный вклад в развитие банковского дела и подготовку специалистов, а также незаурядное трудолюбие и работоспособность, высокое чувство гражданского долга отмечены высокими правительственными наградами: орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны I степени, югославским орденом “Золотая Звезда” I степени и многими медалями.

Неожиданное нападение фашистской Германии на Советский Союз привело к значительным материальным потерям в первый месяц войны, страна была не готова к организованному отпору агрессору. Госбанк также оказался не подготовленным к совершению расчетных и кредитных операций в военных условиях. Госбанк не имел утвержденного Правительством кассового плана первого месяца войны, в котором были бы определены размеры эмиссии денег.

Поэтому размер эмиссии первых дней войны был определен не на основе заранее разработанного плана, а по заявкам контор Госбанка. Необходимость в значительной эмиссии в первые дни войны возникла по следующим причинам. Во-первых, нужно было немедленно произвести денежные расчеты с воинами, мобилизованными в ряды Советской Армии. Во-вторых, наличные деньги были нужны для пополнения денежной кассы воинских подразделений, направляемых на фронт. В-третьих, за счет эмиссии происходило формирование оборотной кассы и запасных фондов полевых учреждений Госбанка.

Одним из факторов, сдерживавших эмиссию в первый месяц войны, явилось постановление СНК СССР о новом порядке выдачи наличных денег со вкладов населения в сберегательных кассах. Согласно этому постановлению выдача наличных денег со вкладов в сберкассах ограничивалась с 23 июня 1941 г. 200 рублями в месяц. Установленный порядок выдачи наличных денег со вкладов действовал до 1 января 1944 года.

В настоящее время, по прошествии многих лет со дня принятия решения об ограниченной выдаче денежных вкладов, возникает вопрос, насколько экономически необходимой была эта мера. Известно, что в первый месяц войны была введена карточная система продажи хлеба и других продуктовых товаров. Продажа одежды, обуви и некоторых товаров повседневного спроса производилась по талонам. Причем цены на основные потребительские товары не повышались. Поэтому значительное увеличение количества денег в обращении вследствие массового изъятия вкладов из сберегательных касс не могло оказать влияния на товарные цены.

Однако необходимо учесть, что за счет товаров, продаваемых по карточкам, удовлетворялись минимальные потребности человека. Поэтому повышение весьма скромной нормы потребления можно было осуществить только путем обращения к колхозному рынку, где цены на товары устанавливались на основе действия закона спроса и предложения.

Следовательно, хлынувший на колхозный рынок поток денег привел бы к резкому и необратимому скачку цен и стихийному перераспределению денежных доходов населения между социальными группами. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что ограничения в выдаче вкладов были экономически необходимыми и целесообразными.

В постановлении об ограниченной выдаче наличных денег из сберегательных касс были установлены льготы для творческой интеллигенции. Для писателей, композиторов, художников и скульпторов, входящих в творческие союзы, а также для народных и заслуженных артистов ежемесячная норма выдачи наличных денег составляла 1000 рублей. Для предупреждения социальной напряженности между вкладчиками было принято решение о переводе вкладов творческой интеллигенции из сберегательных касс в учреждения Госбанка.

Огромное значение для уменьшения эмиссии денег и ослабления ее влияния на товарные цены имели вкладные операции полевых учреждений Госбанка. Работникам этих учреждений было поручено провести разъяснительную работу среди офицеров Советской Армии о целесообразности хранения денег в полевых учреждениях Госбанка. СНК СССР по просьбе Правления Госбанка СССР издал распоряжение, регулирующее порядок выдачи наличных денег со вкладов.

В распоряжении было указано, что “военнослужащие вкладчики полевых учреждений Государственного банка имеют право получать свои денежные вклады полностью или частично как лично, так и через доверенных лиц в любом учреждении Государственного банка по предъявлении единой вкладной книжки и документа, удостоверяющего личность получателя денег”.

Ограничение выдачи вкладов в сберегательных кассах и развитие вкладных операций в полевых учреждениях Госбанка СССР были первыми мероприятиями, которые ограничивали размеры эмиссии денег и замедляли развитие инфляции. Для увеличения бюджетных доходов, уменьшения дефицита государственного бюджета и сокращения размера выплат наличных денег были установлены два новых налога, а именно: военный налог и налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Также были повышены ставки сельхозналога и местных налогов. Все эти меры имели антиинфляционную направленность.

Кроме этого, ежегодно проводилась подписка на военные займы, была прекращена покупка у населения облигаций государственного выигрышного займа 1938 года. Прекратилась выдача ссуд под залог облигаций государственных займов.

Антиинфляционный характер имел также установленный порядок компенсации за неиспользованный отпуск. В течение войны отпуска трудящимся не предоставлялись, а деньги за неиспользованный отпуск перечислялись в сберегательную кассу. Можно было использовать их только после окончания войны.

Наряду с осуществлением принудительных антиинфляционных мероприятий проводилась широкая пропаганда добровольного сбора денежных средств сначала в Фонд обороны страны, а затем — на постройку самолетов и танков. Следует отметить одну особенность антиинфляционной политики. Она заключалась в использовании механизма регулирования цен на товары, реализуемые в государственной и кооперативной торговле, для замедления роста цен на колхозном и частном рынках.

По предложению Госбанка СССР были повышены цены на водку, вино, пиво, изделия из драгоценных металлов и непроизводственные товары. Такое частичное повышение цен увеличивало поступление денег в кассы государственных и кооперативных организаций и соответственно уменьшало размеры денежного потока на рынок.

Наряду с проблемами организации и планирования обращения наличных денег перед Госбанком СССР стояли новые и весьма трудные для решения задачи приспособления системы безналичных денежных расчетов к работе в условиях военного времени. Известно, что до войны функционировала четко налаженная система безналичных расчетов.

Предприятия, организации и учреждения (кроме подрядных строительных организаций) депонировали свои денежные средства на расчетных и текущих счетах в Госбанке СССР. Такое сосредоточение денежных средств в одном банке создавало возможность перечисления денежных средств без применения сложной системы корреспондентских отношений между банками.

Четкости и ритмичности безналичных расчетов способствовала также система инкассации расчетных документов. Учреждения Госбанка выполняли обязанности не только по доставке расчетных документов плательщику, но и по контролю за соблюдением условий и сроков платежей.

С началом войны были резко нарушены хозяйственные связи и денежные отношения между предприятиями и организациями. В первые месяцы войны очень сильно возросла задолженность покупателей за товары и услуги. Основными неплательщиками были предприятия и организации, прекратившие свое существование в связи с оккупацией войсками фашистской Германии части территории страны. Предприятия, эвакуируемые в восточные регионы страны, хотя и не отказывались от выполнения своих долговых обязательств, но могли начать производить платежи только после возобновления своей хозяйственной деятельности на новом месте.

Полное прекращение платежей за товары или временная их задержка вызывали у поставщиков товаров финансовые затруднения. Как известно, составными элементами цены товара являются себестоимость и прибыль. При нормальном кругообороте денежных средств и регулярном поступлении денег за реализованные товары предприятие-поставщик имеет возможность продолжать процесс производства и делать отчисления части прибыли в доходы государственного бюджета.

Задержки в поступлении денежной выручки вынуждают прекращать оплату сырья, полуфабрикатов, топлива и электрической энергии. Что касается отчислений от прибыли в доход государственного бюджета, то они продолжались, поскольку в довоенные и послевоенные годы существовала система плановых платежей. Если в установленные сроки предприятия не производили отчисления от прибыли, то финансовые органы представляли в учреждения Госбанка приказы на списание денег с расчетного счета плательщика.

При отсутствии реализованной прибыли в доходы бюджета перечислялись оборотные средства предприятия. В этом случае неплатежеспособность предприятия, возникшая из-за несвоевременного получения прибыли, увеличивалась не по вине предприятия, а вследствие доведенной до абсурда системы плановых платежей.

Начавшаяся война сделала первоочередной задачу упорядочения денежных расчетов с предприятиями, оказавшимися в зоне немецкой оккупации и прекратившими вследствие этого свое существование. Задолженность этих предприятий за сырье, полуфабрикаты, топливо и другие материальные ценности создавала финансовые затруднения у поставщиков. Поэтому Правлением Госбанка было принято решение отсрочить взыскание кредита под расчетные документы в пути до определения источников возмещения убытка предприятиям-поставщикам.

Новой и весьма актуальной была задача создания условий для бесперебойных денежных расчетов в оборонной промышленности. С учетом значительной производственной кооперации как внутри отдельных отраслей, так и между отраслями оборонной промышленности было принято решение широко применять клиринговую форму расчетов, то есть расчетов на основе зачета взаимных требований.

Всем учреждениям Госбанка рекомендовалось организовать и регулярно проводить зачеты по сальдо между предприятиями, осуществляющими взаимные поставки товаров. Были созданы два центральных бюро взаимных расчетов, а именно: ЦБВР Министерства промышленности боеприпасов и ЦБВР Министерства авиационной промышленности. Кроме регулярно осуществляемых взаимных зачетов, получили широкое развитие разовые внутриминистерские и межминистерские зачеты взаимной задолженности.

Первоочередной задачей в сфере кредитования было оказание необходимого содействия эвакуированным предприятиям. В феврале 1942 г. были даны указания учреждениям Госбанка об основных условиях кредитных отношений с эвакуированными предприятиями. Допускалось кредитование предприятий при недостатке собственных оборотных средств, то есть было сделано отступление от основных принципов прямого банковского кредитования.

Далее необеспеченная задолженность по банковским ссудам, возникшая в результате военных действий, переносится на отдельный ссудный счет, и впредь до получения особых указаний она не взыскивается. Никаких списаний денежных средств с расчетных счетов эвакуированных предприятий на погашение задолженности поставщикам, бюджету и банкам не производится. Исключения из этого правила допускаются только по специальным распоряжениям Правления Госбанка.

После совершившегося в 1942 г. перелома в ходе войны и начавшегося освобождения оккупированных территорий возникли новые задачи по кредитованию предприятий, возобновляющих производственную деятельность.

На основании распоряжения СНК СССР Госбанку было предоставлено право кредитовать предприятия местной промышленности, промысловой кооперации и кооперации инвалидов, возобновившие свою деятельность в освобожденных районах, а также капитальные затраты, связанные с производством товаров широкого потребления и продовольствия. Ссуды выдавались сроком на один год.

Краткосрочные кредиты предприятиям и организациям, возобновившим свою деятельность в освобожденных районах, также предоставлялись на льготных условиях. Основная льгота заключалась в том, что заемщики могли получать кредит исходя из фактического наличия собственных оборотных средств. Кроме того, предоставлялась отсрочка погашения необеспеченной задолженности по банковским ссудам.

Вся деятельность Государственного банка СССР в годы Великой Отечественной войны была направлена на сохранение устойчивости денежно-кредитной системы страны. Деньги и кредит использовались в качестве мощных экономических рычагов в целях достижения Победы и сохранения экономической базы для дальнейшего послевоенного развития

Банки

Жизнь до преступлений

Геращенко проходил службу в специальном подразделении морской пехоты. Ему была присвоена военно-учётная специальность «водолаз-разведчик». После демобилизации Геращенко устроился на работу сотрудником пожарной охраны, к 2006 году занимал должность помощника начальника караула 16-й городской пожарной станции. Геращенко не пил, не курил, занимался спортом, читал классическую литературу, учил иностранные языки, по его же собственному признанию, он мечтал когда-нибудь навсегда уехать в Испанию.

Серия убийств

Первое убийство Геращенко совершил 13 июля 1998 года. Его жертвой стал солдат срочной службы, охранявший завод «Урал». Убийца застрелил часового из мелкокалиберной винтовки. Пуля попала ему прямо в голову. Добычей Геращенко стал автомат АК-74 с запасным магазином.

Вскоре Геращенко предпринял попытку напасть на Межрайонный отдел вневедомственной охраны при Управлении Внутренних дел города Соликамска. Но преступника вовремя обнаружили в кустах, где он устроил засаду. Задержать его не удалось— он бежал и на два года залёг на дно.

Свадьба Марты Жир и Александра Геращенко 14 02

Все видео

Следующими жертвами Геращенко стали убитый в 2000 году охранник «Универсальной городской базы» и сотрудник службы безопасности ОАО «Соликамский магниевый завод», погибший в ночь с 5 на 6 августа 2001 года.

Геращенко Виктор Владимирович

Оба они были убиты одиночными выстрелами через окна. Совершив последнее убийство, Геращенко попытался проникнуть на территорию магниевого завода, но сотрудник ВОХР открыл по нему огонь. Убийце пришлось скрыться.

Летом 2003 года Геращенко вновь совершил нападение на завод «Урал». Он на месте застрелил сотрудника ВОХР, забрал его табельное оружие (револьвер «Наган» с 7 патронами), и скрылся в лесу .

19 сентября 2004 года убийца совершил уже третье по счёту нападение на завод «Урал». Его пятой жертвой стала заснувшая на дежурстве сотрудница ВОХР, которая находилась в здании управления завода. У нее был похищен револьвер «Наган» с кобурой и шестью патронами.

Днем 7 июня 2005 года Геращенко выстрелом из автомата смертельно ранил старшего сержанта милиции из подразделения вневедомственной охраны, и забрал у него табельный пистолет Макарова с полным магазином. Тяжело раненного милиционера обнаружили прохожие и вызвали «Скорую помощь», но врачам спасти его не удалось .

Седьмой жертвой «Соликамского стрелка», как прозвали в народе Геращенко, в декабре 2005 года стала молодая женщина, которую он застрелил на глазах её четырёхлетней дочери. Как позже выяснилось, он имел к ней неразделённые чувства. Прохожие бросились в погоню за преступником, но тому удалось бежать. По дороге он сбросил верхнюю одежду и маску. После этого случая убийца вновь залёг на дно .

В ночь с 25 на 26 декабря 2006 года Геращенко попытался проникнуть в магазин. Бдительные граждане вызвали милицию, и на задержание отправились двое сотрудников ОВО. Когда они подъехали к магазину, Геращенко открыл по ним огонь. Один из милиционеров был ранен. Как позже выяснилось, Геращенко совершил попытку взлома магазина лишь для того, чтобы выманить милиционеров. Но завладеть оружием убийце не удалось— в его направлении был открыт ответный огонь на поражение, и Геращенко пришлось ретироваться.

Арест, следствие и суд

Выйти на след маньяка удалось по чистой случайности. В Соликамске произошёл пожар. После его тушения были обнаружены автомат Калашникова и куски пояса бойца пожарной охраны. На месте последнего убийства Геращенко потерял светодиодный фонарик-«жучок». Продавец соликамского магазина, в котором продавались такие фонарики, заявил, что поставлял ему их действующий сотрудник пожарной охраны. В свою очередь, пожарный сказал, что эти фонарики он получил от Геращенко.

Геращенко, почуяв повышенный интерес правоохранительных органов к его персоне, решил бежать за границу. Он написал рапорт об увольнении со службы, но обмануть милиционеров ему не удалось. Его задержали на окраине Соликамска. При обыске у Геращенко были обнаружены фальшивые документы, деньги, оружие, карты европейских стран. Бывший водолаз-разведчик вёл себя спокойно, сразу же согласился сотрудничать со следствием. Геращенко выдал все тайники с оружием, признался в совершении семи убийств на протяжении восьми лет. Свои мотивы он объяснял так:

Родственники и сослуживцы Геращенко были весьма удивлены тем, что именно он оказался «Соликамским стрелком». В Пермском краевом суде дело рассматривалось несколько месяцев. Геращенко был приговорён к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Верховный Суд России оставил приговор без изменения. В настоящее время «Соликамский стрелок» продолжает отбывать назначенное ему судом наказание.

Родился в 1937 году в г. Ленинграде.

Образование

Окончил Московский финансовый институт.

Трудовая деятельность

После окончания института работал в системе Внешторгбанка СССР.

1960–1964 гг.

Банковское обозрение

— бухгалтер, инспектор, эксперт управления внешних и внутренних расчетов Внешторгбанка СССР.

1964–1965 гг. — начальник отдела управления валютно-кассовых операций Внешторгбанка СССР.

1965–1967 гг. — директор Московского народного банка в г. Лондоне.

1967–1971 гг. — заместитель управляющего, управляющий отделением Московского народного банка в Ливане, г. Бейрут.

1972–1974 гг. — заместитель начальника управления, начальник управления валютно-кассовых операций Внешторгбанка СССР.

1974–1977 гг. — Председатель Правления Ост-Вест Хандельсбанка, г. Франкфурт-на-Майне.

1977–1982 гг. — управляющий отделением Московского народного банка в г. Сингапуре.

1982–1983 гг. — начальник валютного управления Внешторгбанка СССР.

1983–1989 гг. — заместитель, первый заместитель председателя правления Внешторгбанка СССР.

1989–1991 гг. — Председатель Государственного банка СССР.

1992 г. — работал в Фонде экономических и социальных реформ.

Июль 1992 г. — назначен исполняющим обязанности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Ноябрь 1992–1994 гг.— Председателем Центрального банка Российской Федерации.

1994–1996 гг. — экономический советник Научно-исследовательского института Банка России.

1996–1998 гг. — Председатель Международного Московского банка.

11 сентября 1998 г. — вновь назначен Председателем Центрального банка Российской Федерации.

20 марта 2002 г. — освобожден от должности Председателя Банка России по собственному желанию.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом Почета, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд», а также памятными медалями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *