Формы получения образования

Семейное образование/ Экстернат

 Что такое семейная форма образования

   Семейное обучение было широко распространено в дореволюционной России. Однако сегодня эта форма получения образования существенно отличается от исторически предшествующей.

   По новому Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, она рассматривается как одна из форм обучения вне образовательной организации (ст. 17 гл. 2). Это означает, что школа не несет ответственности за результаты обучения. Вся ответственность за качество образования (обучения и воспитания) несовершеннолетнего учащегося возлагается на семью, то есть на родителей.

  В школу такой учащийся зачисляется только для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом с родителями составляется договор, предметом которого как раз и является исключительно аттестация их ребенка в качестве экстерна.

 Отличие от домашнего обучения

   Достаточно часто семейное образование путают с домашним, которое организуется школой для детей, не способных посещать образовательную организацию по каким-либо причинам медицинского характера. Основанием для такого обучения является заключение врачей, подтверждающее его необходимость. В результате педагоги школы проводят занятия с ребенком на дому. Таким образом, в отличие от семейной формы ответственность за результаты образования полностью возлагается на образовательную организацию.

 Выгоды семейного образования

    Сегодня людям в нашей стране в большинстве случаев кажется нереальной возможность обучать своего ребенка по всем предметам школьной программы дома. Однако оказывается, что трудолюбивые и располагающие свободным временем родители могут дать своему ребенку качественные знания и даже на уровне, нередко более высоком, чем в школе. Это подтверждается опытом уже многих родителей в России, а также соответствующими исследованиями.

 Выбирая такую форму обучения, родители решают многие проблемы:

  • рациональная организация обучения,

  • исключение негативного влияния на ребенка,

  • возможность развивать ребенка в его темпе без эмоциональных и физических перегрузок,

  • возможность дать более разностороннее образование,

  • возможность сочетания с активной спортивной или творческой карьерой ребенка.

Например, наша олимпийская чемпионка фигуристка Юлия Лепницкая довольно продолжительное время обучалась как раз по семейной форме.

 Условия успешности семейного образования

  Почти пятилетний опыт работы нашего Консультационного центра с такими семьями подтверждает возможность эффективной реализации семейного образования, но при этом мы также должны констатировать, что эта успешность определяется рядом условий.

   Одно из таких условий уже было названо — трудолюбие родителей при наличии свободного времени, так как образовательный процесс — это систематическая последовательная деятельность, предполагающая достижение определенного результата.

    Если же процесс представляет собой всего лишь потакание нежеланию ребенка ходить в школу, то семейная форма обучения может привести к полной утрате ребенком учебной и познавательной мотивации.

    Когда родители определились с планируемыми результатами образования своего ребенка, они должны иметь достаточные навыки организационной деятельности, чтобы процесс обучения стал систематическим, сочетаемым с другими видами занятости ребенка, без его перегрузки. При этом важно, чтобы родители понимали, что те же навыки самоорганизации они должны постепенно формировать и у ребенка. В противном случае объем нагрузки для родителей станет неподъемным, что неизбежно при продвижении от программ начальной школы к программам основной и старшей школы, а, значит, и процесс обучения будет некачественным.

  Значимыми также являются способность и готовность родителей подобрать качественных педагогов — помощников по тем предметам, по которым самим родителям не хватает знаний или понимания методики обучения. В этом случае надо уметь согласовывать свое видение результатов образования с позицией нанимаемого педагога.

 

   В том случае, когда родители чувствуют в себе силы обойтись без помощи педагогов, важным является понимание ими того, что педагогический процесс имеет некоторые закономерности, от которых нельзя отмахнуться. Это означает, что родители должны быть готовы к работе с нормативными документами (например, с образовательными стандартами), с программами предметов, с методическими пособиями и т.д., чтобы наиболее эффективно и, по возможности, избегая метода "проб и ошибок", реализовывать обучение.

Экстернат как форма получения образования

Ведь ребенок — это живой человек, а не объект экспериментов, а, значит, ошибки родителей-педагогов будут проблемами ребенка-ученика.

   Кроме того, выбирая семейную форму обучения, надо реально оценивать возможности, способности, желания и потребности своего ребенка. Далеко не все дети хотят быть все время дома, многих устраивает школьная жизнь с ее постоянным общением, возможностью быть на виду, демонстрировать себя, соревноваться с другими. Поэтому решение о семейной форме обучения должно приниматься исключительно из понимания состояния ребенка.

    Родители также должны понимать, что в младшем школьном возрасте групповая учебная деятельность является весьма естественной, а значит, если не в освоении школьных предметов, то хотя бы в системе дополнительного образования необходимо организовать ребенку возможность общения со сверстниками.

   Важно не забывать и о физическом здоровье и физкультуре, без которых невозможно нормальное физиологическое развитие ребенка.

  Также важно, чтобы между родителями и ребенком в процессе обучения были доверительные, бесконфликтные, делового уровня отношения.

   Таким образом, мы можем говорить о том, что семейная форма обучения во многом является сегодня весьма прогрессивной новацией российского образования, но ее реализация требует осознания той ответственности, которую берут на себя все члены семьи при осуществлении такого выбора.

 Наши услуги

  Консультационный центр "Гармония" оказывает следующие услуги в сфере поддержки семейной формы образования:

Воспользуйтесь услугами нашего Центра,

и вы убедитесь, что с нашей помощью семейное образование

– это реально и эффективно.

Образовательное учреждение в своей деятельности реали­зует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации обра­зовательной программы могут быть различны. В соответст­вии с Законом Российской Федерации ʼʼОб образованииʼʼ ос­воение образовательной программы допускается˸

1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2) в форме семейного образования, самообразования, экстер­ната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования по­стоянно существует связь ʼʼобучаемый — преподавательʼʼ. Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и очно-заочном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

При второй форме освоения образовательной программы обу­чаемый только сдает экзамены по определенным частям образо­вательной программы. При этом преподаватели не следят за про­цессом ᴇᴦο подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях ребенка и на нем самом.

Первая и вторая формы получения образования принципиально различны. Однако Закон Российской Федерации ʼʼОб образованииʼʼ разрешает сочетание этих различных форм. Следовательно, любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса должна быть пе­реведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформле­ние соответствующих документов.

Контрольные вопросы

1. Что объединяет система образования?

Семейное образование/ Экстернат

Какой элемент в системе появил­ся последним и с чем это связано?

2. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?

3. Что такое образовательные программы? Какие существуют образова­тельные программы?

4. Из каких элементов состоят образовательные программы?

5. В каком случае учреждение можно назвать образовательным?

6. Какие существуют типы образовательных учреждений?

7. Какие существуют виды образовательных учреждений?

8. По какому принципу построено управление образованием?

9. Какие вопросы относятся к ведению органов управления федерального и местного уровней?

10. Какие существуют формы получения образования?

Литература

Днепров Э.Д. Пересмотр Закона РФ ʼʼОб образованииʼʼ˸ опасности и необ­ходимость. — М., 1995.

Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. — М., 1994.

О внесении изменений и дополнений в Закон РФ ʼʼОб образованииʼʼ. — М., 1996.

Харламов И. Ф. Педагогика. — М., 1990.

Глава 22 ИННОВАЦИИ И РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В 80-90-х ГОДАХ

Изменения как постоянный процесс. Если внимательно взгля­нуть на развитие человека и всего человеческого общества в це­лом, можно увидеть, что идут два процесса. Первый — это развитие человека как существа, т.е. открытие им новых знаний, освоение неизвестных ранее умений, накопление опыта поведения. Второй -развитие всего общества в целом — принятие новых, более демокра­тичных и человечных ценностей, норм, установление более гуман­ных отношений, повышение материального уровня. Таким обра­зом, можно сказать, что каждое последующее общество совершен­нее предыдущего.

Как получить высшее образование экстерном

Семейное образование/ Экстернат

 Что такое семейная форма образования

   Семейное обучение было широко распространено в дореволюционной России. Однако сегодня эта форма получения образования существенно отличается от исторически предшествующей.

   По новому Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, она рассматривается как одна из форм обучения вне образовательной организации (ст. 17 гл. 2). Это означает, что школа не несет ответственности за результаты обучения. Вся ответственность за качество образования (обучения и воспитания) несовершеннолетнего учащегося возлагается на семью, то есть на родителей.

  В школу такой учащийся зачисляется только для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом с родителями составляется договор, предметом которого как раз и является исключительно аттестация их ребенка в качестве экстерна.

 Отличие от домашнего обучения

   Достаточно часто семейное образование путают с домашним, которое организуется школой для детей, не способных посещать образовательную организацию по каким-либо причинам медицинского характера. Основанием для такого обучения является заключение врачей, подтверждающее его необходимость. В результате педагоги школы проводят занятия с ребенком на дому. Таким образом, в отличие от семейной формы ответственность за результаты образования полностью возлагается на образовательную организацию.

 Выгоды семейного образования

    Сегодня людям в нашей стране в большинстве случаев кажется нереальной возможность обучать своего ребенка по всем предметам школьной программы дома. Однако оказывается, что трудолюбивые и располагающие свободным временем родители могут дать своему ребенку качественные знания и даже на уровне, нередко более высоком, чем в школе. Это подтверждается опытом уже многих родителей в России, а также соответствующими исследованиями.

 Выбирая такую форму обучения, родители решают многие проблемы:

  • рациональная организация обучения,

  • исключение негативного влияния на ребенка,

  • возможность развивать ребенка в его темпе без эмоциональных и физических перегрузок,

  • возможность дать более разностороннее образование,

  • возможность сочетания с активной спортивной или творческой карьерой ребенка.

Например, наша олимпийская чемпионка фигуристка Юлия Лепницкая довольно продолжительное время обучалась как раз по семейной форме.

 Условия успешности семейного образования

  Почти пятилетний опыт работы нашего Консультационного центра с такими семьями подтверждает возможность эффективной реализации семейного образования, но при этом мы также должны констатировать, что эта успешность определяется рядом условий.

   Одно из таких условий уже было названо — трудолюбие родителей при наличии свободного времени, так как образовательный процесс — это систематическая последовательная деятельность, предполагающая достижение определенного результата.

    Если же процесс представляет собой всего лишь потакание нежеланию ребенка ходить в школу, то семейная форма обучения может привести к полной утрате ребенком учебной и познавательной мотивации.

    Когда родители определились с планируемыми результатами образования своего ребенка, они должны иметь достаточные навыки организационной деятельности, чтобы процесс обучения стал систематическим, сочетаемым с другими видами занятости ребенка, без его перегрузки. При этом важно, чтобы родители понимали, что те же навыки самоорганизации они должны постепенно формировать и у ребенка. В противном случае объем нагрузки для родителей станет неподъемным, что неизбежно при продвижении от программ начальной школы к программам основной и старшей школы, а, значит, и процесс обучения будет некачественным.

  Значимыми также являются способность и готовность родителей подобрать качественных педагогов — помощников по тем предметам, по которым самим родителям не хватает знаний или понимания методики обучения. В этом случае надо уметь согласовывать свое видение результатов образования с позицией нанимаемого педагога.

 

   В том случае, когда родители чувствуют в себе силы обойтись без помощи педагогов, важным является понимание ими того, что педагогический процесс имеет некоторые закономерности, от которых нельзя отмахнуться. Это означает, что родители должны быть готовы к работе с нормативными документами (например, с образовательными стандартами), с программами предметов, с методическими пособиями и т.д., чтобы наиболее эффективно и, по возможности, избегая метода "проб и ошибок", реализовывать обучение. Ведь ребенок — это живой человек, а не объект экспериментов, а, значит, ошибки родителей-педагогов будут проблемами ребенка-ученика.

   Кроме того, выбирая семейную форму обучения, надо реально оценивать возможности, способности, желания и потребности своего ребенка. Далеко не все дети хотят быть все время дома, многих устраивает школьная жизнь с ее постоянным общением, возможностью быть на виду, демонстрировать себя, соревноваться с другими. Поэтому решение о семейной форме обучения должно приниматься исключительно из понимания состояния ребенка.

    Родители также должны понимать, что в младшем школьном возрасте групповая учебная деятельность является весьма естественной, а значит, если не в освоении школьных предметов, то хотя бы в системе дополнительного образования необходимо организовать ребенку возможность общения со сверстниками.

   Важно не забывать и о физическом здоровье и физкультуре, без которых невозможно нормальное физиологическое развитие ребенка.

  Также важно, чтобы между родителями и ребенком в процессе обучения были доверительные, бесконфликтные, делового уровня отношения.

   Таким образом, мы можем говорить о том, что семейная форма обучения во многом является сегодня весьма прогрессивной новацией российского образования, но ее реализация требует осознания той ответственности, которую берут на себя все члены семьи при осуществлении такого выбора.

 Наши услуги

  Консультационный центр "Гармония" оказывает следующие услуги в сфере поддержки семейной формы образования:

Воспользуйтесь услугами нашего Центра,

и вы убедитесь, что с нашей помощью семейное образование

– это реально и эффективно.

Образование бывает разным не только по содержанию — охвату учеб­ных предметов и тем. Выделяют разные уровни и виды образования.

Виды образования Учебные заведения
Начальное Профессиональные училища
Среднее Средние специальные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища)
Высшее Высшие учебные заведения (институты, университеты, академии)
Послевузовское Аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура высших учебных заведений

По уровню различают общее образование, которое вы получаете в шко­ле, и профессиональное образование — то, которое вы пока только планиру­ете приобрести для получения профессии.

Виды профессионального образования в России и реализующие его учебные заведения

Общее образование ставит задачу формирования общей культуры лич­ности, ее адаптации к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Профес­сиональное образование имеет своей целью профессиональное развитие личности. Остановимся на видах и формах наиболее интересующего вас в недалекой перспективе — профессионального образования.

Начальное профессиональное образование необходимо для вы­полнения профессиональной деятельности рабочего или служащего в различных областях народного хозяйства. Приобрести его можно в об­разовательных учреждениях начального профессионального образова­ния — профессионально-технических училищах (ПТУ) и иных училищах данного уровня. Срок обучения в профессиональных училищах на базе неполного среднего образования 3 года, на базе среднего образования — 1 год.

Среднее профессиональное образование служит для выполнения профессиональной деятельности специалиста средней квалификации (среднего звена) в различных областях народного хозяйства. Среднее про­фессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специаль­ных учебных заведениях), имеющих соответствующую лицензию, или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В средних специальных учебных заведениях готовят кадры почти по 500 специальностям. В них принимают выпускников 9 и 11 классов, с ус­пехом прошедших вступительные экзамены.

Что такое экстернат

При хорошей успеваемости учащимся выплачивается стипендия. Срок обучения 2,5-5 лет в зависи­мости от сложности специальности и от того, после окончания какого класса (9 или 11) человек поступил учиться. Средние специальные учеб­ные заведения, как и вузы, имеют дневную, вечернюю и заочную формы обучения.

Для тех, кто имеет среднее (полное) общее или начальное профес­сиональное образование соответствующего профиля, закреплено право на получение среднего профессионального образования по сокращенным уско­ренным программам.

Высшее профессиональное образование необходимо для высококва­лифицированного, преимущественно умственного, труда в различных об­ластях народного хозяйства. Получить его можно в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию (университеты, академии, институты). В вузы принимаются лица, имеющие полное среднее образова­ние, успешно сдавшие вступительные экзамены и прошедшие по конкурсу. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствую­щего профиля, допускается (по решению ученого совета вуза) получение вы­сшего профессионального образования по сокращенной или ускоренной программе.

Лицам, по тем или иным причинам не закончившим вуз, выдается справка о неоконченном высшем образовании. Гражданам Российской Фе­дерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного выс­шего образования, если это образование они получают впервые. Получение второго высшего образования и обучение в группах, которые формируют­ся сверх установленного плана приема в вуз, осуществляется на платной основе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет воз­можность повышения уровня образования, научной и педагогической квали­фикации на базе высшего профессионального образования в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в высших учебных за­ведениях.

Аспирантура — это основная форма подготовки в России научных и научно-педагогических кадров при вузах, научных учреждениях или организациях. Аспиранты сдают вступительные экзамены в ас­пирантуру (кандидатский минимум) и готовят диссертацию на соис­кание ученой степени кандидата наук. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заочной форме — четы­рех лет.

Ординатура клиническая — одна из форм повышения квалифика­ции врачей.

Адъюнктура — одна из форм подготовки научных и научно-педаго-гических кадров в Вооруженных Силах РФ, аналогична аспирантуре в гражданских вузах и НИИ.

Докторантура — подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Докторант готовит и публично защищает диссертацию на ученую степень доктора наук, которая в опреде­ленном порядке присваивается тем, кто уже имеет степень канди­дата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет.

Объективно новое — все то, чего не было в истории человечества. Субъективно новое — является новым для данного человека или группы людей (например, перенос известных ме­тодов работы в новые условия, включение в свою деятельность новых средств, способов и приемов, расширение границ функционирования и многое другое).

С учетом потребностей и возможностей обучающегося образовательные программы могут осваиваться в трех разных формах: в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной, а также в форме экстерната. Форма получения образования — это способ организации деятельно­сти человека по освоению образовательных программ.

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 9793 | Нарушение авторского права страницы

Тема 1: законодательство, регулирующее отношения в области образования

следующая тема

1. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его …

  • 1) государственной аккредитации
  • 2) лицензирования
  • 3) регистрации
  • 4) аттестации

2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение ___ образования на родном языке

  • 1) основного общего
  • 2) среднего (полного) общего
  • 3) начального
  • 4) высшего профессионального

3. Законодательство Российской Федерации в области образования не включает в себя …

  • 1) Декларацию принципов толерантности
  • 2) Конституцию Российской Федерации
  • 3) Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • 4) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования

4. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»…

  • 1) является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования
  • 2) гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
  • 3) обеспечивает качество подготовки специалистов
  • 4) обеспечивает право на равноценное образование

5. В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является …

  • 1) непрерывное образование
  • 2) семейное образование
  • 3) самообразование
  • 4) экстернат

6. Дополнительное образование в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» предполагает …

  • 1) всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации
  • 2) реализацию содержания соответствующих программ в системе детских юношеских спортивных школ
  • 3) подготовку детей в домах творчества
  • 4) углубленное освоение образовательных программ

7. Образование, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, является ___ образованием

  • 1) начальным профессиональным
  • 2) средним профессиональным
  • 3) высшим профессиональным
  • 4) дополнительным

8. Целью «Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» является …

  • 1) создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования
  • 2) разработка региональных программ подготовки педагогических кадров
  • 3) обновление правовых основ непрерывного педагогического образования
  • 4) создание сбалансированности государственного общественного и личностного приоритетов в образовании

Экстернат как форма обучения в общеобразовательной школе

У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента…

  • 1) выдачи лицензии
  • 2) регистрации
  • 3) государственной аккредитации
  • 4) уплаты налогов

10. К ведущим принципам разработки содержания непрерывного педагогического образования не относится …

  • 1) наглядность
  • 2) фундаментальность
  • 3) преемственность
  • 4) вариативность

11. Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет ___ совет

  • 1) ученый
  • 2) педагогический
  • 3) попечительский
  • 4) ректорский

12. К приоритетным задачам модернизации российского образования не относится …

  • 1) усиление государственного контроля за качеством образования
  • 2) обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования
  • 3) достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования
  • 4) формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов

следующая тема

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *