Антимонопольное регулирование

Антимонопольное регулирование экономики

Важным инструментом поддержания высокой конкурентной активности в национальной экономике является проведение антимонопольной политики. Ее острие должно быть направлено против необоснованного ограничения конкуренции и злоупотребления рыночной властью. Поэтому антимонопольная политика должна быть ориентирована на создание условий и мер по предотвращению монопольных проявлений.

Целью антимонопольной политики государства является создание в экономике конкурентной среды.

Конкуренция не является самодостаточным элементом рынка. Механизм ее действия противоречив, ибо, способствуя борьбе производителей за лучшие результаты хозяйствования, он ведет к концентрации рыночной власти у наиболее сильных из них. Кроме того, всегда существуют сильные финансовые стимулы для вступления фирм в сговор. Все это чревато снижением конкурентной активности и падением эффективности функционирования рынков. Поэтому поддержка и поощрение конкуренции должны быть постоянной заботой государства.

Как правильно подчеркивал Ф. Хайек: «… плоха не монополия сама по себе, а устранение или пре­дотвращение конкуренции».

Необходимо выделить факторы, противодействующие монополизации рынка:

1. Экономические, свойственные самому рынку:

– появление товаров-субститутов (товаров-заменителей);

– частая смена приоритетных для потребителя товаров как ре­зультат НТР;

– интернационализация рынка.

2. Административные меры, применяемые правительствами стран:

– антитрестовское законодательство, препятствующее тайному сговору, направленному на поддержание монопольных цен и уста­новление контроля над предложением;

– принудительная демонополизация;

– налоговая политика, заставляющая снижать монопольные цены.

Суть государственного регулирования конкуренции состоит в обеспечении принципа равных возможностей и условий для стимулирования деловой активности. Решение этих задач государство осуществляет при помощи мер экономического и законодательного характера, в частности разработкой и применением антимонопольного законодательства.

Сфера применения антимонопольного законодательства охватывает:

– регулирование вертикальной и горизонтальной интеграции;

– контроль за картелизацией;

– регулирование естественных монополий.

Борьба с монополизмом на Западе строится на так называемом антимонопольном законодательстве. Родина антимонопольного (антитрестовского) законодательства – США. В других развитых странах к настоящему времени также сложилось антимонопольное законодательство, хотя и под разными названиями: в Великобритании – закон о справедливой торговле и закон об ограничениях в торговле, во Франции – закон о конкуренции, к которому примыкают закон о контроле над экономической концентрацией и положение о ценах, в Германии – закон против ограничения конкуренции, в Японии – антимонопольный закон, в Швейцарии – федеральный закон о картелях.

Антимонопольная политика в России представляет собой серию законов, цель которых – предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики.

Нынешняя практика демонополизации потребовала выработки антимонопольного закона в России. Этот закон – «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – был принят в 1991 г. и преследует следующие цели:

а) определение организационных и правовых предупреждений, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

б) обеспечение условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Согласно закону, фирма занимает доминирующее положение, если ее доля на рынке превышает 35%.

Величина данной доли ежегодно устанавливается Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП), который был создан в 1991 году.

В 1991 г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается:

а) обязательное декларирование повышения свободных цен;

б) государственное регулирование цен;

в) обязательное предоставление статистической отчетности об объеме производства в натуральном выражении, об удовлетворении спроса на рынке сбыта, о показателях качества продукции.

Следует иметь в виду, что эффективность применения законодательных мер в значительной степени зависит от создания антимонопольных условий деятельности фирм. В переходной экономике, характеризующейся высокой динамикой экономических процессов и серьезными структурными сдвигами, эффективность законодательных мер значительно снижается. Так, либерализация цен 1992 г. сопровождалась такими изменениями в российской экономике, что контролировать установки антимонопольного законодательства (доля на рынке и превышение цен над издержками) оказалось просто невозможно.

Демонополизация в России в условиях современных рыночных реформ стала новым историческим опытом осуществления антимонопольной политики в период становления рыночного хозяйства.

Согласно государственной политике основными направлениями демонополизации и содействия развитию конкуренции в РФ являются:

– развитие товарных рынков и конкуренции, ограничение монополистической деятельности;

– контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов;

– контроль за крупными продажами и покупками акций, ко­торые могут привести к доминирующему положению хозяйст­вующих субъектов (не может быть признано доминирующим по­ложение хозяйствующего субъекта, доля определенного товара которого на рынке не превышает 35%);

– предоставление льготных кредитов, а также уменьшение на­логов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

– финансирование мероприятий по расширению выпуска де­фицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

– привлечение иностранных инвестиций, учреждение совме­стных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

Государственное воздействие на «установленных» монополистов не должно ограничиваться мерами регулирования. При известных допущениях оно должно стремиться к преодолению этих монополистических формирований в сферах их деятельности конкурентных отношений. Основные направления такой политики состоят в следующем:

– создании противозатратных механизмов регулирования цен на продукцию монополистов;

– регулировании их инвестиционных программ;

– поэтапном прекращении практики перекрестного субсидирования групп потребителей;

– выделении монополий производств, не относящихся к числу монополистов;

– поэтапной либерализации цен на продукцию «установленных» монополий;

– организации контроля за финансовыми потоками в сфере таких монополий.

Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. Разделение крупной компании на ряд мелких независимых фирм является примером структурной политики.

Для антимонопольного регулирования экономики прежде всего важна итоговая оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках и ее эффективное использование. Сопоставление и анализ количествен­ных и качественных показателей, характеризующих структуру то­варного рынка, позволяет более точно определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый товарный рынок, и оценить степень развитости (или неразвитости) конкуренции на нем.

Если конкурентная среда признана неразвитой и вынесено за­ключение о целесообразности вмешательства государства в про­цесс формирования конкурентной среды на данном товарном рын­ке, определяются направления, формы и методы этого вмешатель­ства. В их числе могут быть следующие мероприятия:

1) для высококонцентрированных рынков:

– разработка и реализация отраслевых программ демонополи­зации;

– контроль рыночного поведения хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рын­ке определенного товара долю более 35%;

– предупреждение и пресечение монополистической деятель­ности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее по­ложение на товарных рынках;

– снижение барьеров входа на товарные рынки, включая ос­лабление тарифных и нетарифных ограничений для международ­ной торговли;

– увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, путем разделения хозяйствующих субъектов, практикующих антиконкурентные действия, или путем государственной поддержки новых хозяйствующих субъектов, же­лающих вступить на данный товарный рынок;

– запреты на слияние хозяйствующих субъектов и создание объединений коммерческих организаций, оперирующих на одном рынке;

– пресечение недобросовестной конкуренции;

2) для умеренно концентрированных рынков:

– наблюдение динамики показателей концентрации; при усилении концентрации необходимо разработать меры по развитию конкуренции;

– контроль деятельности хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке опре­деленного товара долю более 35%;

– ограничение рыночного потенциала хозяйствующих субъек­тов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

– разрешение слияния хозяйствующих субъектов и создания объединений юридических лиц при условии неувеличения рыноч­ного потенциала;

– пресечение недобросовестной конкуренции;

3) для низкоконцентрированных рынков:

– наблюдение за состоянием концентрации производства и то­варного рынка;

– пресечение недобросовестной конкуренции.

В России рассматриваются два варианта антимонопольной политики:

первый – предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку.

Антимонопольное регулирование экономики РФ

Заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка;

второй – представляет путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного косвенного регулирования и саморегулирования. Предполагается создание возможностей для протекания в экономике любых процессов, способствующих демонополизации.

В переходный период регулирующее воздействие государства должно быть сконцентрировано на расширении конкурентной базы. Главной заботой должно стать обеспечение условий для расширения предпринимательской базы и ротации фирм посредством поддержки малых предприятий, а также снижения барьеров для проникновения в отрасль. Это достигается путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов и инвестиционной политики. Именно пороговые барьеры входа в отрасль чаще всего становятся препятствием для возникновения новых предпринимательских структур и, следовательно, развития конкуренции.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 3428;

Похожие статьи:

ФАС: количество и качество

30.01.2014 06:01, Республика Хакасия , RegionFAS.ru:

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является единственным органом исполнительной власти в Российской Федерации, занимающимся вопросами защиты конкуренции. В ее Центральном аппарате работает 614 сотрудников, а в 83 территориальных управлениях – 2500. Много это или мало для эффективной защиты и развития конкуренции?
При сравнении с другими государствами ФАС России по штатной численности уступает США, КНР и Европейскому союзу, несмотря на то, что полномочий у российской антимонопольной службы больше. Помимо стандартного набора (антимонопольное регулирование, контроль за слияниями и поглощениями) в полномочиях ФАС России – защита конкуренции на рынке финансовых услуг, контроль закупок госкомпаний, иностранных инвестиций, контроль за размещением государственного заказа, соблюдением законодательства о рекламе, торговле, электроэнергетике и регулирование деятельности естественных монополий.
Например, в Соединенных Штатах антимонопольным регулированием занимаются два ведомства: Департамент антитраста Министерства юстиции США, в чьи полномочия входит контроль за слияниями (666 сотрудников), и Федеральная торговая комиссия, которая наряду с антимонопольным регулированием осуществляет защиту прав потребителей (1043 сотрудника). Однако полномочия антимонопольного правоприменения имеют и другие отраслевые министерства, а в каждом штате есть свои сетевые регуляторы.
В Китайской Народной Республике (КНР) так же, как и в США, не одно конкурентное ведомство, но, правда, и не два – три: Антимонопольное бюро Министерства Коммерции, Государственное торгово-промышленное административное управление КНР (SAIC) и Китайская Национальная Комиссия по Развитию и Реформированию (NDRC).
В Антимонопольном бюро Министерства Коммерции (ЦА) КНР работает не более 50 человек. Однако представители Министерства Коммерции есть в каждой из 33 провинций.
В Государственном торгово-промышленном административном управлении КНР (SAIC), занимающимся антимонопольным регулированием, рекламой и защитой прав потребителей, – 1000 сотрудников. Помимо этого, в каждой провинции работает около 500 сотрудников (а это приблизительно 16 500 человек в целом).
В результате, если даже не рассматривать штатную численность Китайской Национальной Комиссии по Развитию и Реформированию (NDRC) и брать только центральный аппарат двух ведомств, то численность их сотрудников будет больше, чем в ФАС России (свыше 1000 человек), не говоря уже о количестве сотрудников, работающих в провинциях.
Возьмем другую страну, точнее целый континент – Австралию. В конкурентном ведомстве этого государства 744 сотрудника занимается только антимонопольным регулированием.

Тема 7. Антимонопольное регулирование

И если учесть, что Россия может вместить в себя около трех таких государств, то в ФАС России в таком случае должно было бы работать около 2232 сотрудников, занимаясь при этом только антимонопольным правоприменением.
Вернемся на Евразийский континент. Европейский союз. В нем помимо Генерального Директората Европейской Комиссии (724 сотрудника) в каждой из 28 стран-участниц ЕС есть конкурентное ведомство, а в некоторых из них и не одно, например в Великобритании. Кроме того, в большинстве из них полномочия антимонопольного регулирования имеют и другие отраслевые министерства.
Итак, больше полномочий – больше сотрудников, меньше сотрудников – несколько ведомств в рамках одной страны.

Теперь обратим внимание на Россию. Штатная численность других контрольно-надзорных органов в Российской Федерации гораздо больше, чем у антимонопольной службы. Так, например, по данным Росстата, в Роспотребнадзоре работает около 18281 сотрудника, в Россельхознадзоре – 10390, в Ростехнадзоре – 8590, Росприроднадзоре – 4611.
На их фоне ФАС России относится к одним из самых маленьких сетевых органов исполнительной власти Российской Федерации.

Антимонопольное регулирование экономики

Важным инструментом поддержания высокой конкурентной активности в национальной экономике является проведение антимонопольной политики. Ее острие должно быть направлено против необоснованного ограничения конкуренции и злоупотребления рыночной властью. Поэтому антимонопольная политика должна быть ориентирована на создание условий и мер по предотвращению монопольных проявлений.

Целью антимонопольной политики государства является создание в экономике конкурентной среды.

Конкуренция не является самодостаточным элементом рынка. Механизм ее действия противоречив, ибо, способствуя борьбе производителей за лучшие результаты хозяйствования, он ведет к концентрации рыночной власти у наиболее сильных из них. Кроме того, всегда существуют сильные финансовые стимулы для вступления фирм в сговор. Все это чревато снижением конкурентной активности и падением эффективности функционирования рынков. Поэтому поддержка и поощрение конкуренции должны быть постоянной заботой государства.

Как правильно подчеркивал Ф. Хайек: «… плоха не монополия сама по себе, а устранение или пре­дотвращение конкуренции».

Необходимо выделить факторы, противодействующие монополизации рынка:

1. Экономические, свойственные самому рынку:

– появление товаров-субститутов (товаров-заменителей);

– частая смена приоритетных для потребителя товаров как ре­зультат НТР;

– интернационализация рынка.

2. Административные меры, применяемые правительствами стран:

– антитрестовское законодательство, препятствующее тайному сговору, направленному на поддержание монопольных цен и уста­новление контроля над предложением;

– принудительная демонополизация;

– налоговая политика, заставляющая снижать монопольные цены.

Суть государственного регулирования конкуренции состоит в обеспечении принципа равных возможностей и условий для стимулирования деловой активности. Решение этих задач государство осуществляет при помощи мер экономического и законодательного характера, в частности разработкой и применением антимонопольного законодательства.

Сфера применения антимонопольного законодательства охватывает:

– регулирование вертикальной и горизонтальной интеграции;

– контроль за картелизацией;

– регулирование естественных монополий.

Борьба с монополизмом на Западе строится на так называемом антимонопольном законодательстве. Родина антимонопольного (антитрестовского) законодательства – США. В других развитых странах к настоящему времени также сложилось антимонопольное законодательство, хотя и под разными названиями: в Великобритании – закон о справедливой торговле и закон об ограничениях в торговле, во Франции – закон о конкуренции, к которому примыкают закон о контроле над экономической концентрацией и положение о ценах, в Германии – закон против ограничения конкуренции, в Японии – антимонопольный закон, в Швейцарии – федеральный закон о картелях.

Антимонопольная политика в России представляет собой серию законов, цель которых – предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики.

Нынешняя практика демонополизации потребовала выработки антимонопольного закона в России. Этот закон – «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – был принят в 1991 г. и преследует следующие цели:

а) определение организационных и правовых предупреждений, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

б) обеспечение условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Согласно закону, фирма занимает доминирующее положение, если ее доля на рынке превышает 35%.

Величина данной доли ежегодно устанавливается Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП), который был создан в 1991 году.

В 1991 г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке.

Антимонопольное регулирование

Для таких предприятий предусматривается:

а) обязательное декларирование повышения свободных цен;

б) государственное регулирование цен;

в) обязательное предоставление статистической отчетности об объеме производства в натуральном выражении, об удовлетворении спроса на рынке сбыта, о показателях качества продукции.

Следует иметь в виду, что эффективность применения законодательных мер в значительной степени зависит от создания антимонопольных условий деятельности фирм. В переходной экономике, характеризующейся высокой динамикой экономических процессов и серьезными структурными сдвигами, эффективность законодательных мер значительно снижается. Так, либерализация цен 1992 г. сопровождалась такими изменениями в российской экономике, что контролировать установки антимонопольного законодательства (доля на рынке и превышение цен над издержками) оказалось просто невозможно.

Демонополизация в России в условиях современных рыночных реформ стала новым историческим опытом осуществления антимонопольной политики в период становления рыночного хозяйства.

Согласно государственной политике основными направлениями демонополизации и содействия развитию конкуренции в РФ являются:

– развитие товарных рынков и конкуренции, ограничение монополистической деятельности;

– контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов;

– контроль за крупными продажами и покупками акций, ко­торые могут привести к доминирующему положению хозяйст­вующих субъектов (не может быть признано доминирующим по­ложение хозяйствующего субъекта, доля определенного товара которого на рынке не превышает 35%);

– предоставление льготных кредитов, а также уменьшение на­логов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

– финансирование мероприятий по расширению выпуска де­фицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

– привлечение иностранных инвестиций, учреждение совме­стных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

Государственное воздействие на «установленных» монополистов не должно ограничиваться мерами регулирования. При известных допущениях оно должно стремиться к преодолению этих монополистических формирований в сферах их деятельности конкурентных отношений. Основные направления такой политики состоят в следующем:

– создании противозатратных механизмов регулирования цен на продукцию монополистов;

– регулировании их инвестиционных программ;

– поэтапном прекращении практики перекрестного субсидирования групп потребителей;

– выделении монополий производств, не относящихся к числу монополистов;

– поэтапной либерализации цен на продукцию «установленных» монополий;

– организации контроля за финансовыми потоками в сфере таких монополий.

Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной.

Разделение крупной компании на ряд мелких независимых фирм является примером структурной политики.

Для антимонопольного регулирования экономики прежде всего важна итоговая оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках и ее эффективное использование. Сопоставление и анализ количествен­ных и качественных показателей, характеризующих структуру то­варного рынка, позволяет более точно определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый товарный рынок, и оценить степень развитости (или неразвитости) конкуренции на нем.

Если конкурентная среда признана неразвитой и вынесено за­ключение о целесообразности вмешательства государства в про­цесс формирования конкурентной среды на данном товарном рын­ке, определяются направления, формы и методы этого вмешатель­ства. В их числе могут быть следующие мероприятия:

1) для высококонцентрированных рынков:

– разработка и реализация отраслевых программ демонополи­зации;

– контроль рыночного поведения хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рын­ке определенного товара долю более 35%;

– предупреждение и пресечение монополистической деятель­ности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее по­ложение на товарных рынках;

– снижение барьеров входа на товарные рынки, включая ос­лабление тарифных и нетарифных ограничений для международ­ной торговли;

– увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, путем разделения хозяйствующих субъектов, практикующих антиконкурентные действия, или путем государственной поддержки новых хозяйствующих субъектов, же­лающих вступить на данный товарный рынок;

– запреты на слияние хозяйствующих субъектов и создание объединений коммерческих организаций, оперирующих на одном рынке;

– пресечение недобросовестной конкуренции;

2) для умеренно концентрированных рынков:

– наблюдение динамики показателей концентрации; при усилении концентрации необходимо разработать меры по развитию конкуренции;

– контроль деятельности хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке опре­деленного товара долю более 35%;

– ограничение рыночного потенциала хозяйствующих субъек­тов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

– разрешение слияния хозяйствующих субъектов и создания объединений юридических лиц при условии неувеличения рыноч­ного потенциала;

– пресечение недобросовестной конкуренции;

3) для низкоконцентрированных рынков:

– наблюдение за состоянием концентрации производства и то­варного рынка;

– пресечение недобросовестной конкуренции.

В России рассматриваются два варианта антимонопольной политики:

первый – предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку. Заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка;

второй – представляет путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного косвенного регулирования и саморегулирования. Предполагается создание возможностей для протекания в экономике любых процессов, способствующих демонополизации.

В переходный период регулирующее воздействие государства должно быть сконцентрировано на расширении конкурентной базы. Главной заботой должно стать обеспечение условий для расширения предпринимательской базы и ротации фирм посредством поддержки малых предприятий, а также снижения барьеров для проникновения в отрасль. Это достигается путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов и инвестиционной политики. Именно пороговые барьеры входа в отрасль чаще всего становятся препятствием для возникновения новых предпринимательских структур и, следовательно, развития конкуренции.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 3428;

Похожие статьи:

Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ

⇐ Предыдущая123456

Конкурентное (Антимонопольное) законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

1.Стимулирование предпринимательства

2.Развитие конкурентных начал

3.Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности.

В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году — закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”
С 1991 года по 1999 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях"и т.д.
Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.
В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.
Россия не избежала негативного воздействия отраслей — естественных монополий в условиях рынка Примером естественных монополистов в России является РАО “ЕЭС России”, “Газпром”. Первый проект Закона “О естественных монополиях” был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации в начале 1994 г. По Закону “О естественных монополиях”, сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.

Основными направлениями регулирования антимонопольной политики выступили:

· ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня;

· определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения.

Под антимонопольной политикой понимают совокупность мероприятий, направленных на формирование и поддержку нормальной конкурентной среды.

Антимонопольное регулирование предполагает:

· создание развития конкурентной среды посредством осуществления структурной политики, поддержки малого бизнеса и т.п.;

· ограничение монополистической деятельности.

Важным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. В разных странах оно имеет свои особенности, но общим является следующее:

· контроль за слиянием компаний;

· запрещение сговоров предпринимателей, то есть образование картелей (это объединение предпринимателей или предприятий с целью поддержания цен на рынке данного товара на основе согласования цен, квот (доля) и рынков сбыта). – ОПЕК;

· борьба с недобросовестной конкуренцией.

В современных условиях важными элементами системыантимонопольного регулирования выступают следующие:

1.Понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;

2.Виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

3.Перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрету;

4.Определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;

5.Меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

В мировой практике широко используется такие показатели как индекс концентрации рынка (4, 8, 12 у нас используется показатель 3-х предприятий CR=3 Херфиндаль)Хиршман HHI= k12+k22+k3+k4+…+kn2
В России монополия определяется на основе понятия доминирующее положение предприятия.

Доминирующем признаются положением предприятие, если доля рынка составляет 50 и более % (до вступления в силу ФЗ "О защите конкуренции 65% и более).

Если доля меньше 50%, но антимонопольный орган показывает, что тоже может быть отнесен к доминирующим предприятиям.
В современных условиях выделяют 2 модели антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская.

Чем они различаются:

· американская модель исходит из того, что любая монополия есть зло для экономики (все монополии нужно держать под контролем);

· западноевропейская модель исходит из того, что государству необходимо бороться только с теми монополиями, которые злоупотребляют своим положением.

Идет сближение моделей в сторону западноевропейской.
В соответствии с Законом о защите конкуренции введено понятие "коллективное доминирование". Суть в следующем: если три компании имеют на рынке более 50% или пять компаний более 70%, то при злоупотреблении своим положением и доказанности этого к ним применяют санкции. Естественные монополии априори считаются доминирующими.

В соответствии с Российским законодательствомнедобросовестной конкуренцией является:

· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, что может причинить ущерб другим фирмам и их деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение по поводу качества потребительских свойств товара и т.п.;

· некорректное сравнение своей продукции с продукцией других предприятий в рекламной деятельности;

· использование без разрешения товарного знака маркировки, копирования упаковки, внешнего оформления и т.п. производителей конкурентов;

· получение, использование, разглашение производственной, научно-технической, торговой информации или коммерческой тайны без согласия собственника.

В современных условиях все большее развитие получает адвокатирование конкуренции. Новое направление антимонопольной политики.

Адвокатирование конкуренции — это набор видов деятельности антимонопольных органов, направленной не на принуждение соблюдения установленных норм, а на осознание выгод конкуренции, в том числе через воздействие на другие государственные органы.
В нашей стране предприятия, которые имеют долю на рынке 35 и более % вносятся в государственный реестр, хозяйствующих субъектов, имеющих долю более 35% и подлежащих, поэтому антимонопольному контролю.

Антимонопольное регулирование естественных монополий.
Естественная монополия – это фирма, которая может удовлетворить весь рыночный спрос с меньшими долгосрочными средними издержками, нежели несколько фирм (определяющий принцип – масштаб производства).
В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основе федерального закона "О естественных монополиях" (1995 год), ФЗ "О защите конкуренции".
Регулированию подлежат цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий.

Структурная перестройка естественных монополий.

Государство также воздействует на естественные монополии следующим образом:

· определяет состав потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

· контроль за инвестиционными программами естественных монополий;

· контроль за заключением некоторых видов сделок.

Важная задача – контроль за структурными образованиями естественных монополий.

В мировой практике широко используется структурное преобразование естественных монополий (РАО ЕЭС).
Для реализации антимонопольной деятельности необходимо создание соответствующих государственных органов – Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

В законе о защите конкуренции прописаны функции и полномочия федерального исполнительного органа в сфере антимонопольного регулирования.

ВЫВОД

Хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями, обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества — потерям потребителей в результате сокращения обьема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции — одна из важнейших функций государства.

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции, которая подразделяется на: монополистическую конкуренцию, олигополию, монополию.

В условиях монополистической конкуренции степень несовершенства невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм, наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно.

На несовершенную конкуренцию в России сказались особенности регулирования конкурентных отношений. В капиталистических странах несовершенная конкуренция появилась тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.

Несовершенная конкуренция является нежелательной для развития эффективной рыночной экономике в России и на современном этапе проводится политика по укреплению и защите конкуренции. Данная меры государства называются антимонопольной политикой.

Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого и экономического пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК) и потом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гальперин В.М. Микроэкономика. Т.2 — Санкт-Петербург: «Экономическая школа», 1997.– 74с.

2.Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. — С. — Пб., 1992. Гл. 8. Гл. 16.

3.Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Т.1. Ч.1. Теория рыночной экономики. Микроэкономика. – М.: «Соминтэк», 1992. – 121с.

4.Нуреев. Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., — М.: Норма, 2004. – 225с.

5.Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.- Международная академия современного знания.- 2000.

6.Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Ч. 3. Гл. 10.

Антимонопольное регулирование экономики

Изд-во: М.: Экономика, 1992.

7.Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.

8.Сажина М. А. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРИА, 2003. – 118с.

9.Фишер С. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864с.

10.Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Подвинутый уровень: Учебник. – М.: ИНФПР-М, 2008г. – 245с.

11.Черкашов Е. М. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебное пособие. Часть 2. 3-е изд. — Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2004. – 35с.

12.Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. — М., 1992. Т.2.- Гл. 10.

13.Экономический словарь / Е. Г. Багудина – М.: Проспект, 2000.– 340с.

14.Янова В.В. Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов – 4-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 115с.

15.50 лекций по микроэкономике. Т. 1. — Санкт-Петербург: Экономическая школа. 2000.

16.50 лекций по микроэкономике. Т. 2. — Санкт-Петербург: Экономическая школа. 2000. – 459с.

⇐ Предыдущая123456



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *