Американская модель менеджмента

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский Федеральный Университет» имени первого президента России Б.Н. Ельцина

Факультет гуманитарного образования

Кафедра менеджмента

Курсовая работа на тему:

«Особенности Американской модели менеджмента»

Выполнила: Яковлева Е.Г.

ГО- 190304

Проверила: старший преподаватель Белова О.Р.

Екатеринбург, 2010

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Американская модель менеджмента

Глава 1.

Содержание

Модели менеджмента

1 История возникновения и основатели Американской модели менеджмента………………………………………………………………………………4- 7

Глава 1.2 Особенности, характерные черты и методы управления в Американском менеджменте………………………………………………………….8- 11

Глава 1.3 Американская модель менеджмента в наши дни…………………..12- 13

Заключение………………………………………………………………………………..14

Глава 2. Общий анализ компании «GeneralMotors»

Глава 2.1 Общеорганизационная характеристика «GeneralMotors»………..15- 17

Глава 2.2 Внутренняя среда компании «GeneralMotors»………………………18- 20

Глава 2.3 Внешняя среда предприятия «General Motors»………………………21- 30

Введение

«Американцы удивительный народ

– они всегда делают правильный выбор,

предварительно испробовав все остальные».

Уинстон Черчилль

Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.

На протяжении большого количества времени Американская модель менеджмента постоянно менялась и взимала что-то новое. И до сих пор американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство.

Американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах.

Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.

В своей курсовой я хочу рассмотреть характерные черты Американской модели менеджмента, ее особенности, то как она изменялась со временем, а так же ее состояние на данный момент.

Глава 1. 1 История возникновения и основатели Американской модели менеджмента.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.

В 19 веке в США усиливается роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам.

В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата. Предприятия – гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Великая индустриальная революция оказала существенное влияние на теорию и практику управления. Промышленный переворот охватил вторую половину XVIII века и продолжался до второй четверти XIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения.

По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая, распыленная форма собственности. Вместо единого собственника стало множество акционеров. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наёмных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов. При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастало, обостряется проблема их координации. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту.

Здесь важно отметить следующую закономерность. Вначале собственник и менеджер представлены в одном лице. Затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей.

Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др. Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента.

ОСНОВАТЕЛИ

Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор(1856 — 1915). Его система научной организации труда включала в себя ряд основных положений: научные основания производства, научный подбор кадров, обучение и тренировка, организация взаимодействия между управляющими и рабочими. Ввел конкретные требования по научному изучению элементов производственного процесса: разделение целостного процесса на минимальные части, наблюдение и запись всех этих элементов и условий, в которых они совершаются, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил. Для этого, одним из первых, стал использовать хронометраж исполнительных рабочих действий.

Его идея о разделении работы на самые простые операции привела к созданию сборочного конвейера, сыгравшего столь значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ века.

Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).

Научное управление по Тейлору сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий.

Тейлор начал проводить испытания – с секундомером и прочими приборами, которые позволяли измерить процесс труда. В итоге в результате таких манипуляций производительность его подопечных улучшилась в два раза, чего нельзя было сказать об их настроении. Система Тейлора, которую он описывал в своей книге, предполагала очень четкую и размеренную организацию труда. Действия рабочих были расписаны буквально по секундам, а движения – по миллиметрам.

В общих чертах это и есть первые шаги в сторону формирования менеджмента как дисциплины. Предлагаемый им хронометраж, конечно, был трудно реализуем и в каком-то смысле очень жесток – но это были первые идеи в области управления.

Еще одним представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Генри Форд (1863 — 1947)

Генри Форд построил самое большое индустриальное производство начала XX столетия и заработал на нем $1 млрд ($36 миллиардов в сегодняшних долларах), его принципы оказали огромное влияние на общественную жизнь США. Он вел свое дело в разрез с какими-либо общепринятыми правилами. Когда спрос на автомобили возрастал- предприниматель снижал цену (в 1909 г. – 900 долларов, в 1916 – 345 долларов). Он считал так: необходимо повышать покупательную способность людей путем повышения зарплаты и понижения продажных цен. Во времена Великой Депрессии, когда владельцы заводов и фабрик снижали зарплаты в два-три раза, Форд не только повысил их в два раза, но и заменил десятичасовой рабочий день восьмичасовым (тем самым во многом спас свои заводы от недовольств, забастовок, ухода рабочих).

Еще одним секретом успеха "автомобильного короля” было внедрение передовых технологий: конвейерная сборка автомобилей, введение стандартизации и т.д. Но, вместе с тем, Форд ввел особый способ распределения работы (это явление получило название “фордизм”). Он считал, что рабочий нуждается в том, чтобы подчиняться, не брать на себя никакой ответственности, наиболее эффективно – монотонное выполнение одних и тех же простейших действий. Предприниматель считал, что каждый должен пройти этот путь “снизу – вверх”.

Форд продал 15 с половиной миллионов автомобилей "Форд-Т", конвейер стал делом привычным и необходимым. Он стал платить рабочим в два раза больше и этим создал класс "синих воротничков". Его рабочие копили деньги, чтобы купить "свой" автомобиль — "Форд-Т". Форд не создавал спрос на автомобили, он создал условия для спроса.

В его основе лежит принцип разделения труда. Каждый рабочий на конвеере выполняет одну единственную операцию, тем самым стандартизируя свой работу и значительн ускоряя производство.

Тем не менее, конвеерная сборка является не только возведенным в абсолют разделением труда, но и крайне дегуманизированным процессом. Человек вынужден работать как автомат, постоянно выполняя одно и то же действие (например, закручивание гайки) в течение целого рабочего дня, не имя возможности отвлечься. Это провоцирует нервные расстройста, эмоциональные срывы и прочие проблемы, о которых, разумеется, предприниматели не думали или просто не допускали возможности тонкой душевной организации у простых людей.

В борьбе с принципами Форда родился американский менеджмент.

Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).

Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) — американский педагог, консультант, социолог, с 1924 года занималась теорией научного менеджмента. Первая начала исследования межличностных отношений и менеджмента персонала. Автор нескольких книг о природе общественных отношений и роли лидера. Ее идеи настолько опережали время, что оказались не востребованными до 50-х годов. В частности, Фоллет утверждала, что главный фактор в любой области — человеческие отношения; что не существует прирожденных лидеров, а лидера формирует цель и "подчиненные", более того, отношения лидера и подчиненных суть отношения партнерские (в этой части ее идеи перекликаются с идеями Честера Барнарда); критиковала иерархические структуры управления и приветствовала более "мягкие", "демократические" формы и т.д. Вместе с Элтоном Мейо является основателем так называемого гуманистического подхода в менеджменте персонала (известного также как "школа человеческих отношений" и "поведенческая школа") в противовес классическому административному, который был предложен еще Анри Файолем. Гуманистический подход базируется на утверждении о том, что ключевыми стимулами к труду человек считает не материальные блага, а моральное удовлетворение, психологический комфорт, самоутверждение и другие психологические потребности.

Фредерик Уинслоу Тейлор(1856 – 1915)Генри Форд (1863 — 1947)

Мэри Паркер Фоллет (1868-1933)

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Особенностиамериканскоймодели управления и возможность ее использования в России

    Курсовая работа >> Менеджмент

    … – изучить особенностиАмериканскоймоделименеджмента Задачи: охарактеризовать американскуюмодельменеджмента рассмотреть современный Российский менеджмент изучить особенности национального менеджмента выявить возможность …

  2. Сравнительный анализ европейской и американскоймоделейменеджмента (2)

    Реферат >> Менеджмент

    … к российским условиям. Особенностиамериканскоймоделименеджмента Изучение американскоймоделименеджмента представляет известный интерес. Говоря об американскомменеджменте, нельзя, хотя …

  3. Особенности японской моделименеджмента

    Курсовая работа >> Менеджмент

    … По дисциплине «Основы менеджмента» По теме «Особенности японской моделименеджмента.» студентки Проверил: … . Сравнение характеристик японской и американскоймоделейменеджмента. Японская модельАмериканскаямодель Процесс принятия решений, основанный …

  4. Американскаямодельменеджмента (3)

    Реферат >> Экономика

    … . Именно с учетом этих особенностейамериканской экономики и формируется американскаямодельменеджмента. 2 Создатели американскогоменеджментаАмериканскийменеджмент формировался в конце 19 – начале …

  5. Американскаямодельменеджмента (2)

    Реферат >> Менеджмент

    … учетом этих особенностейамериканской экономики и формируется американскаямодельменеджмента. Современная американскаямодельменеджмента ориентирована на … . Рассмотрев американскуюмодельменеджмента можно сделать вывод о её особенностях: 1) Жесткая …

Хочу больше похожих работ…

Как известно, модель – это упрощенное описание объекта (в данном случае – управление как феномен), которое дает представление о его свойствах и связях. Модели выступают как результат обобщения практического опыта, накопленного в управлении (Ф. Тейлор, А. Файоль, П. Друкер), либо являются результатом аналитических построений (М. Вебер), экстраполяции более универсальных теоретических принципов (положений общей теории систем) на изучаемый объект, либо синтеза всех перечисленных переменных. Модели, таким образом, отражают как развитие теории управления, так и практику использования их основных положений.

Существует несколько подходов к выделению моделей управления.

Один из них состоит в определении следующих базовых моделей управления в организациях:

– бюрократическая модель, базирующаяся на теоретических положениях школы научного управления;

– поведенческая модель, основанная на положениях теории человеческих отношений;

– органическая модель, базирующаяся на положениях об естественном функционировании организации как живого организма.

Так как моделирование позволяет выделить главное во взаимосвязи параметров организации, управления и эффективности, то оно имеет значение не только с точки зрения теории, но и с точки зрения практики управления, нацеленной на успешное развитие организационных систем.

Бюрократическая модель является наиболее распространённой из организационных моделей с точки зрения времени её появления. Она отражает представление об организации, сформировавшееся в конце XIX века и получившее широкое распространение в первой четверти XX столетия. Ее теоретической базой выступают положения школы научного управления.

Родоначальник этого научного направления Ф.Тэйлор рассматривал эффективность совместного труда в организации с позиций времени и движения. Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующий оптимальный сбор их в единое целое – обязательные условия, которые в соответствии с этой теорией формируют высокопроизводительную организацию, обеспечивают эффективность управления.

Другой представитель этого теоретического направления – немецкий социолог М. Вебер – выдвинул и обосновал положение, согласно которому самой эффективной формой человеческой организации является рациональная бюрократия. Эффективность данной модели управления по мнению представителя Университета Ситон Холла (США) Дж. Г. Колла наиболее ярко может быть представлена с точки зрения накладных расходов, предсказуемости, быстрой и последовательной реализации производственных задач. Ведь ещё в начале ХХ века Вебер указал, что бюрократическая модель управления характеризуется строгой последовательностью команд, централизацией власти и комплексом формальных (безличных), но последовательных правил, применяемых к любым аспектам организации труда, включая права сотрудников, их обязанности, систему наказания и процедуры деятельности.

Важной особенностью бюрократической организации является неприкосновенность иерархии. Каждая нижестоящая ступень иерархии находится под прямым контролем вышестоящей на всем протяжении иерархической лестницы. Для каждой ступени иерархии важно соблюдение установленного порядка, а не личностных правил. Каждый сотрудник имеет узкий, строго определённый круг прав, обязанностей и компетенций. Вакансии заполняются путем назначения на должность, которое проводится на основе формального документа (диплома, свидетельства, удостоверения и т.п.) и профессиональных качеств. Сотрудники получают повышение по служебной лестнице в соответствии с трудовым стажем и достижениями, которые оценивает их руководитель.

Созданная Вебером бюрократическая модель неоднократно подвергалась критике за то, что она порождает отчуждение сотрудников от работы, в силу своей монотонности и однообразного характера.

Бюрократическая модель, действительно, сталкивается с трудностями по мере увеличения неопределённости деловой среды и усложнения производственных задач. Вследствие своей негибкости бюрократическая модель не может обеспечить быстрое реагирование. Вместе с тем она может эффективно применяться в ситуациях, когда уровень используемых технологий невысок, а среда стабильна.

Поведенческая модель построена на определении организации как коллектива людей, выполняющих общую работу, используя принципы разделения и кооперации труда. Начало ее разработки относится к 1930-м годам и связано с именами таких ученых, как Э. Мэйо, Р. Лайкерт, К. Арджирис, Д. МакГрегор, Ч. Барнард, Ф. Селзник, создавших основы теории человеческих отношений и поведенческих наук.

Представляя собой модификацию бюрократической модели, поведенческая модель предполагает больший акцент на социально-психологических аспектах организационной структуры. Эта модель управления означает одновременное функционирование двух систем в рамках одной организации:

— технической системы, производящей продукцию или услуги;

— социальной системы, включающей деятельность сотрудников, которые приводят в действие техническую систему.

Главной целью этой модели выступает удовлетворение социальных и психологических потребностей людей, от деятельности которых зависит функционирование технической системы. Поэтому элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, лояльность, участие в принятии решений. При этом особенное внимание уделяется стилю управления и его влиянию на показатели производительности и удовлетворенности работников своим трудом.

Второй целью поведенческой модели является повышение восприимчивости организации к условиям как внешней, так и внутренней среды. Это дает возможность управляющим, действующим в рамках поведенческой модели, располагать большей свободой и широтой действий относительно принятия решений по сравнению с их коллегами, действующими в рамках бюрократической модели.

Как отмечает Дж. Г. Колл, сильная поведенческая модель делает акцент на децентрализации, открытости информационного потока движущегося по иерархической структуре, а также ослаблением командной цепи по отношению к организации труда и системам отчетности. Предполагается, что сотрудники сами вовлекаются в процесс принятия решений, который осуществляется децентрализаванно и часто коллегиально. Авторитет зарабатывается путём реальных достижений, а не с помощью положения, занимаемого на иерархической лестнице. Все сотрудники могут оказывать влияние на цели организации. Особый акцент делается на способности отдельных людей решать проблемы, стоящие перед организацией. Одной из главных задач каждого управляющего является стимулирование подчиненных повышать свою квалификацию.

Эта модель также имеет своих критиков, которые отмечают, что ее возможности, построенные на основании теории человеческих отношений и поведенческих наук, ограничены в поиске резервов эффективности организации концентрацией только на одном внутреннем факторе – человеческом ресурсе – и подчинении ему всех остальных факторов производства.

Органическая модель – это особый взгляд на природу, закономерности функционирования и развитие организации, определяющий её как социальный организм, развивающийся эволюционно, поэтапно. Центральной проблемой организации-организма является выживание.

Теоретической основой описания данной модели стали работы К. Боулдинга, Ф. Селзника о механизме формирования организационных структур как самовозникающих и стихийно (гомеостатически) поддерживающихся социальных институтах; о наличии у организационных систем социальных функций, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей как членов организации, так и окружающей среды (Ф. Селзник); о жизненных циклах развития организаций: рождение, развитие, рост, зрелость, смерть (К. Боулдинг, И. Адизес и др.).

Необходимость использования органической модели на практике возникает тогда, когда функционирование организации осуществляется во внешней среде с высокой степенью неопределенности. В этих случаях поведенческая модель оказывается недостаточно эффективной.

Одной из разновидностей органической модели выступает модель скоординированной численности штата. Дж. Г. Колл выделяет следующие характеристики данной модели: наличие небольшого объёма правил (за исключением правил по технике безопасности), полная децентрализация, коллегиальное принятие решений, широкая сфера ответственности сотрудников, наличие нескольких уровней иерархии и невысокий уровень разделения труда. Инициативные сотрудники, обладающие компетентностью и оригинальностью мышления, составляют костяк модели. Правила воспринимаются как помехи, снижающие уровень мотивации и творческий потенциал сотрудников. Решения принимаются путём учёта мнений большинства, даже когда дело касается оценки работы сотрудников.

Таким образом, модель скоординированной численности штата характеризуется гибкостью и способностью быстрого реагирования на изменение условий среды функционирования. При этом подобная быстрота содержит в себе потенциальные направления реорганизации системы.

Ещё одной разновидностью органической модели Колл называет модель «организационной туманности».

Краткая характеристика американской модели управления

Идея «туманности» заключается в модели организационного самоконструирования. Такая организация непрерывно изменяется, постоянно пребывая в поиске новых способов реагирования на условия среды и методов созидания своего собственного будущего. Ориентированная на самоконструирование, организация особо дорожит такими качествами, как непостоянство, разногласия, неортодоксальность, и изобретательность. Организация такого типа непредсказуема с точки зрения своей ориентации, зачастую являясь хаотичным и странным местом работы. Немногие могут вынести такие условия работы.

Модели организаций представляют собой подвижные формы, вокруг которых создаются структуры. Определённые модели организаций сочетаются с определёнными структурами. Речь об этом пойдёт в разделе, посвящённом социальным организациям.

Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 1886 | Нарушение авторского права страницы

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский Федеральный Университет» имени первого президента России Б.Н. Ельцина

Факультет гуманитарного образования

Кафедра менеджмента

Курсовая работа на тему:

«Особенности Американской модели менеджмента»

Выполнила: Яковлева Е.Г.

ГО- 190304

Проверила: старший преподаватель Белова О.Р.

Екатеринбург, 2010

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Американская модель менеджмента

Глава 1. 1 История возникновения и основатели Американской модели менеджмента………………………………………………………………………………4- 7

Глава 1.2 Особенности, характерные черты и методы управления в Американском менеджменте………………………………………………………….8- 11

Глава 1.3 Американская модель менеджмента в наши дни…………………..12- 13

Заключение………………………………………………………………………………..14

Глава 2. Общий анализ компании «GeneralMotors»

Глава 2.1 Общеорганизационная характеристика «GeneralMotors»………..15- 17

Глава 2.2 Внутренняя среда компании «GeneralMotors»………………………18- 20

Глава 2.3 Внешняя среда предприятия «General Motors»………………………21- 30

Введение

«Американцы удивительный народ

– они всегда делают правильный выбор,

предварительно испробовав все остальные».

Уинстон Черчилль

Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.

На протяжении большого количества времени Американская модель менеджмента постоянно менялась и взимала что-то новое. И до сих пор американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство.

Американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах.

Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.

В своей курсовой я хочу рассмотреть характерные черты Американской модели менеджмента, ее особенности, то как она изменялась со временем, а так же ее состояние на данный момент.

Глава 1. 1 История возникновения и основатели Американской модели менеджмента.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.

В 19 веке в США усиливается роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам.

В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата. Предприятия – гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Великая индустриальная революция оказала существенное влияние на теорию и практику управления. Промышленный переворот охватил вторую половину XVIII века и продолжался до второй четверти XIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения.

По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая, распыленная форма собственности. Вместо единого собственника стало множество акционеров. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наёмных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов. При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастало, обостряется проблема их координации. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту.

Особенности Американской модели менеджмента (стр. 2 из 6)

Здесь важно отметить следующую закономерность. Вначале собственник и менеджер представлены в одном лице. Затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей.

Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др. Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента.

ОСНОВАТЕЛИ

Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор(1856 — 1915). Его система научной организации труда включала в себя ряд основных положений: научные основания производства, научный подбор кадров, обучение и тренировка, организация взаимодействия между управляющими и рабочими. Ввел конкретные требования по научному изучению элементов производственного процесса: разделение целостного процесса на минимальные части, наблюдение и запись всех этих элементов и условий, в которых они совершаются, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил. Для этого, одним из первых, стал использовать хронометраж исполнительных рабочих действий.

Его идея о разделении работы на самые простые операции привела к созданию сборочного конвейера, сыгравшего столь значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ века.

Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).

Научное управление по Тейлору сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий.

Тейлор начал проводить испытания – с секундомером и прочими приборами, которые позволяли измерить процесс труда. В итоге в результате таких манипуляций производительность его подопечных улучшилась в два раза, чего нельзя было сказать об их настроении. Система Тейлора, которую он описывал в своей книге, предполагала очень четкую и размеренную организацию труда. Действия рабочих были расписаны буквально по секундам, а движения – по миллиметрам.

В общих чертах это и есть первые шаги в сторону формирования менеджмента как дисциплины. Предлагаемый им хронометраж, конечно, был трудно реализуем и в каком-то смысле очень жесток – но это были первые идеи в области управления.

Еще одним представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Генри Форд (1863 — 1947)

Генри Форд построил самое большое индустриальное производство начала XX столетия и заработал на нем $1 млрд ($36 миллиардов в сегодняшних долларах), его принципы оказали огромное влияние на общественную жизнь США. Он вел свое дело в разрез с какими-либо общепринятыми правилами. Когда спрос на автомобили возрастал- предприниматель снижал цену (в 1909 г. – 900 долларов, в 1916 – 345 долларов). Он считал так: необходимо повышать покупательную способность людей путем повышения зарплаты и понижения продажных цен. Во времена Великой Депрессии, когда владельцы заводов и фабрик снижали зарплаты в два-три раза, Форд не только повысил их в два раза, но и заменил десятичасовой рабочий день восьмичасовым (тем самым во многом спас свои заводы от недовольств, забастовок, ухода рабочих).

Еще одним секретом успеха "автомобильного короля” было внедрение передовых технологий: конвейерная сборка автомобилей, введение стандартизации и т.д. Но, вместе с тем, Форд ввел особый способ распределения работы (это явление получило название “фордизм”). Он считал, что рабочий нуждается в том, чтобы подчиняться, не брать на себя никакой ответственности, наиболее эффективно – монотонное выполнение одних и тех же простейших действий. Предприниматель считал, что каждый должен пройти этот путь “снизу – вверх”.

Форд продал 15 с половиной миллионов автомобилей "Форд-Т", конвейер стал делом привычным и необходимым. Он стал платить рабочим в два раза больше и этим создал класс "синих воротничков". Его рабочие копили деньги, чтобы купить "свой" автомобиль — "Форд-Т". Форд не создавал спрос на автомобили, он создал условия для спроса.

В его основе лежит принцип разделения труда. Каждый рабочий на конвеере выполняет одну единственную операцию, тем самым стандартизируя свой работу и значительн ускоряя производство.

Тем не менее, конвеерная сборка является не только возведенным в абсолют разделением труда, но и крайне дегуманизированным процессом. Человек вынужден работать как автомат, постоянно выполняя одно и то же действие (например, закручивание гайки) в течение целого рабочего дня, не имя возможности отвлечься. Это провоцирует нервные расстройста, эмоциональные срывы и прочие проблемы, о которых, разумеется, предприниматели не думали или просто не допускали возможности тонкой душевной организации у простых людей.

В борьбе с принципами Форда родился американский менеджмент.

Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).

Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) — американский педагог, консультант, социолог, с 1924 года занималась теорией научного менеджмента. Первая начала исследования межличностных отношений и менеджмента персонала. Автор нескольких книг о природе общественных отношений и роли лидера. Ее идеи настолько опережали время, что оказались не востребованными до 50-х годов. В частности, Фоллет утверждала, что главный фактор в любой области — человеческие отношения; что не существует прирожденных лидеров, а лидера формирует цель и "подчиненные", более того, отношения лидера и подчиненных суть отношения партнерские (в этой части ее идеи перекликаются с идеями Честера Барнарда); критиковала иерархические структуры управления и приветствовала более "мягкие", "демократические" формы и т.д. Вместе с Элтоном Мейо является основателем так называемого гуманистического подхода в менеджменте персонала (известного также как "школа человеческих отношений" и "поведенческая школа") в противовес классическому административному, который был предложен еще Анри Файолем. Гуманистический подход базируется на утверждении о том, что ключевыми стимулами к труду человек считает не материальные блага, а моральное удовлетворение, психологический комфорт, самоутверждение и другие психологические потребности.

Фредерик Уинслоу Тейлор(1856 – 1915)Генри Форд (1863 — 1947)

Мэри Паркер Фоллет (1868-1933)

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Особенностиамериканскоймодели управления и возможность ее использования в России

    Курсовая работа >> Менеджмент

    … – изучить особенностиАмериканскоймоделименеджмента Задачи: охарактеризовать американскуюмодельменеджмента рассмотреть современный Российский менеджмент изучить особенности национального менеджмента выявить возможность …

  2. Сравнительный анализ европейской и американскоймоделейменеджмента (2)

    Реферат >> Менеджмент

    … к российским условиям. Особенностиамериканскоймоделименеджмента Изучение американскоймоделименеджмента представляет известный интерес. Говоря об американскомменеджменте, нельзя, хотя …

  3. Особенности японской моделименеджмента

    Курсовая работа >> Менеджмент

    … По дисциплине «Основы менеджмента» По теме «Особенности японской моделименеджмента.» студентки Проверил: … . Сравнение характеристик японской и американскоймоделейменеджмента. Японская модельАмериканскаямодель Процесс принятия решений, основанный …

  4. Американскаямодельменеджмента (3)

    Реферат >> Экономика

    … . Именно с учетом этих особенностейамериканской экономики и формируется американскаямодельменеджмента. 2 Создатели американскогоменеджментаАмериканскийменеджмент формировался в конце 19 – начале …

  5. Американскаямодельменеджмента (2)

    Реферат >> Менеджмент

    … учетом этих особенностейамериканской экономики и формируется американскаямодельменеджмента. Современная американскаямодельменеджмента ориентирована на … . Рассмотрев американскуюмодельменеджмента можно сделать вывод о её особенностях: 1) Жесткая …

Хочу больше похожих работ…

Различные модели менеджмента

Целью менеджмента является обеспечение эффективности управления, при этом различные модели менеджмента получают широкое распространение в различных государствах.

Различные модели менеджмента развиваются на базе традиций каждой страны, а также в соответствии с путями становления и развития предпринимательства.

При рассмотрении различных моделей менеджмента чаще всего выделяют:

  1. Американскую модель,
  2. Японскую модель,
  3. Европейскую модель.

    Характеристика американской модели менеджмента

Японская модель менеджмента

Различные модели менеджмента можно начать рассматривать с японской модели, которая была сформирована под воздействием 2 факторов:

  1. Освоение зарубежного организационного и управленческого опыта с творческим подходом,
  2. Последовательно сохранялись национальные традиции.

Для японской модели менеджмента были характерны следующие черты:

1.) Сдержанность, стремление к новому, дипломатиям,

2.) Приверженность к коллективной организации труда,

3.) Патернализм, который представляет собой благотворительной, отеческое отношение руководства к работникам,

4.) Постановка четкой и понятной цели для всего коллектива, благодаря чему происходит объединение и сплочение коллектива,

5.) Мотивация и стимулирование работников,

6.) Отождествление работников с предприятием и др.

Американская модель менеджмента

Американская модель, которая когда-то занимала передовые позиции, в последнее время утрачивает лидирующее мировое положение. Все больше американская модель стала использовать некоторые элементы японской модели.

Американская модель менеджмента в большей степени обусловлена национальными особенностями американцев: желание бороться до конца, утверждение своего превосходства и жизненности.

Для американской модели менеджмента характерны следующие особенности:

  1. Рассмотрение организации в качестве закрытой системы, успех каждой компании зависит в первую очередь от внутренних факторов,
  2. Непрерывное наращивание производства и углубляющаяся специализация,
  3. Жестко организованная система управления,
  4. Индивидуальная ответственность каждого работника и оплата в соответствии с индивидуальными результатами работы,
  5. Управление, направленное сверху вниз и др.

Российская модель менеджмента

Различные модели менеджмента были сформированы в прошлом веке, российская же модель менеджмента относительно молодая и начала формироваться совсем недавно.

Для российской модели менеджмента характерны следующие черты:

  1. Ориентация на работника и его возможности, большое внимание уделяется исследованию организационной культуры, проблем лидерства и руководства, а также демократизации управления,
  2. Организация в российской модели представляет собой открытую систему, на которую воздействуют внешние и внутренние факторы,
  3. Внедрение функции контроля и регулирования процессов,
  4. Недоверие со стороны менеджеров верхнего звена подчиненным и неумение стимулировать деятельность работников.

Европейская модель менеджмента

Изучение различных моделей менеджмента следует завершить рассмотрением европейской модели, которая зарекомендовала себя в качестве достаточно эффективной и используется в странах Европейского Союза.

Для европейской модели менеджмента характерны следующие черты:

  1. Четкое определение уровня ответственности для каждого сотрудника,
  2. Доверительные отношения между членами коллектива,
  3. Высокая самостоятельность компаний в производственных и хозяйственных вопросах,
  4. Решение социальных вопросов, высокий уровень заработной платы, гарантии работникам, Высокая заинтересованность каждого сотрудника в работе, добровольные жертвования своим временем, цель на успех компании в целом.

Примеры решения задач

Понравился сайт? Расскажи друзьям!

Модели менеджмента: американский, японский, европейский, российский

Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:

1. Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;

2. Последовательное сохранение национальных традиций.

В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость.

Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности.

Широкое распространение в Японии получила так называемая доктрина патернализма.

Американская модель менеджмента

Патернализм (от лат. paternus — отцовский, pater — отец) — доктрина об "отеческом", "благотворительном" отношении предпринимателей к занятым работникам. Отсюда наблюдается склонность к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности.

Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, "богоизбранность", стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба залидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Приведем сравнительную характеристику японской и американской моделей менеджмента в таблице.

Европейская модель менеджмента

В Европейский странах системы управления во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда не только в США, но и в европейских странах.

В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.

Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.

Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в управлении.

В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.

Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента

Таблица

Российский менеджмент

В настоящее время в России менеджмент, соответствующий мировым стандартам, находится в стадии становления. Насколько длителен временной разрыв в уровнях менеджмента, характеризует высказывание Питера Ф. Друкера, выдающегося американского ученого и практика в области менеджмента. Летом 2000 г. он писал: «предприятия и менеджмент в США 50 лет назад были такими же, как российские предприятия и менеджмент в наши дни».

С точки зрения управления в России условно выделяют три основные модели менеджмента:

Модель «здравого смысла»,наблюдаемая, прежде всего в последнем десятилетии XX века, во многих организациях так называемых «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были кем угодно: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только не профессионалами в управлении. Хорошо ещё, что бизнес в те годы, был достаточно простым, менеджмент на первой стадии развития бизнеса тоже был элементарным. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма.

Модель «западной культуры» представлена западными организациями стран зрелой рыночной экономики, работающими на российском рынке. Преувеличивать влияние западной культуры менеджмента на российские организации не следует, но нельзя и не замечать некоторых следов воздействия. Например, коренная реконструкция технологической базы менеджмента, которая произошла за последние годы. На вооружении у современного менеджера – персональные компьютеры, новейшие системы связи, базы данных с удаленным доступом, различные программные средства, Internet. Наряду с этим, многие организации восприняли и внешние атрибуты западного менеджмента: элегантность, вежливость, хорошую мебель. Но дальше внешней формы и технологического вооружения дело не шло. В последние годы продвижения в сторону собственно западных технологий корпоративного управления, межгруппового взаимодействия пошли быстрее. Менеджмент стран зрелой рыночной экономики заметно повлиял на форму, техническую сторону и оказывает существенное воздействие на культуру российского менеджмента.

Модель «традиционных (советских) методов управления» ещё продолжает функционировать в некоторых организациях Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Различные модели менеджмента

Целью менеджмента является обеспечение эффективности управления, при этом различные модели менеджмента получают широкое распространение в различных государствах.

Различные модели менеджмента развиваются на базе традиций каждой страны, а также в соответствии с путями становления и развития предпринимательства.

При рассмотрении различных моделей менеджмента чаще всего выделяют:

  1. Американскую модель,
  2. Японскую модель,
  3. Европейскую модель.

    73. Характеристика американской модели менеджмента.

Японская модель менеджмента

Различные модели менеджмента можно начать рассматривать с японской модели, которая была сформирована под воздействием 2 факторов:

  1. Освоение зарубежного организационного и управленческого опыта с творческим подходом,
  2. Последовательно сохранялись национальные традиции.

Для японской модели менеджмента были характерны следующие черты:

1.) Сдержанность, стремление к новому, дипломатиям,

2.) Приверженность к коллективной организации труда,

3.) Патернализм, который представляет собой благотворительной, отеческое отношение руководства к работникам,

4.) Постановка четкой и понятной цели для всего коллектива, благодаря чему происходит объединение и сплочение коллектива,

5.) Мотивация и стимулирование работников,

6.) Отождествление работников с предприятием и др.

Американская модель менеджмента

Американская модель, которая когда-то занимала передовые позиции, в последнее время утрачивает лидирующее мировое положение. Все больше американская модель стала использовать некоторые элементы японской модели.

Американская модель менеджмента в большей степени обусловлена национальными особенностями американцев: желание бороться до конца, утверждение своего превосходства и жизненности.

Для американской модели менеджмента характерны следующие особенности:

  1. Рассмотрение организации в качестве закрытой системы, успех каждой компании зависит в первую очередь от внутренних факторов,
  2. Непрерывное наращивание производства и углубляющаяся специализация,
  3. Жестко организованная система управления,
  4. Индивидуальная ответственность каждого работника и оплата в соответствии с индивидуальными результатами работы,
  5. Управление, направленное сверху вниз и др.

Российская модель менеджмента

Различные модели менеджмента были сформированы в прошлом веке, российская же модель менеджмента относительно молодая и начала формироваться совсем недавно.

Для российской модели менеджмента характерны следующие черты:

  1. Ориентация на работника и его возможности, большое внимание уделяется исследованию организационной культуры, проблем лидерства и руководства, а также демократизации управления,
  2. Организация в российской модели представляет собой открытую систему, на которую воздействуют внешние и внутренние факторы,
  3. Внедрение функции контроля и регулирования процессов,
  4. Недоверие со стороны менеджеров верхнего звена подчиненным и неумение стимулировать деятельность работников.

Европейская модель менеджмента

Изучение различных моделей менеджмента следует завершить рассмотрением европейской модели, которая зарекомендовала себя в качестве достаточно эффективной и используется в странах Европейского Союза.

Для европейской модели менеджмента характерны следующие черты:

  1. Четкое определение уровня ответственности для каждого сотрудника,
  2. Доверительные отношения между членами коллектива,
  3. Высокая самостоятельность компаний в производственных и хозяйственных вопросах,
  4. Решение социальных вопросов, высокий уровень заработной платы, гарантии работникам, Высокая заинтересованность каждого сотрудника в работе, добровольные жертвования своим временем, цель на успех компании в целом.

Примеры решения задач

Понравился сайт? Расскажи друзьям!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *