Политика по охране труда

Рекомендуемая (типовая) модель политики в охране труда

1. Политика предприятия в области охраны труда (далее — Политика, или сокращённо — П) определяет стратегию действий предприятия по этому направлению деятельности, является исходной базой для снижения уровня производственного травматизма; принятия управленческих решений на перспективу и в процессе текущей работы; базируется на принципах, провозглашённых Законом об охране труда , государственной концепции и требованиях других национальных нормативно-правовых актов об охране труда, гармонизированных с международными стандартами, с учётом специфических особенностей, наработанной практики и сложившихся традиций самого предприятия.

К числу основополагающих принципов и действий, которые намерено реализовывать предприятие в своей деятельности, относятся:

  1. приоритет жизни и здоровья работников, при этом руководитель (собственник) предприятия принимает на себя полную ответственность за создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, а работники обязуются знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по охране труда, заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ и/или при нахождении на территории предприятия;
  2. удовлетворение социальных потребностей работников, при этом принимая во внимание значимость человеческого фактора в трудоохранной деятельности, все формы и методы работы будут направлены на ЧЕЛОВЕКА, на формирование его профессиональных качеств и его идеологии, адекватной требованиям безопасности, чувства корпоративности интересов, вовлечение персонала в управленческие и организационные процессы;
  3. комплексно-системное решение задач и проблем охраны труда в рамках единой Системы обеспечения профессиональной (охрана труда), промышленной и экологической безопасности;
  4. применение методов экономического стимулирования и других форм мотивационного регулирования, информирование работников об условиях труда, наличии на рабочих местах опасных и вредных факторов, предоставление соответствующих льгот и компенсаций там, где они превышают допустимые уровни;
  5. пропаганда таких категорий, которые определяют успешность деятельности, надёжность функционирования, имидж и бизнес-интересы предприятия: безопасность человека (персонала), качество, культуру, дисциплину производственных и трудовых процессов.

2. Ключевая целевая задача политики в долгосрочном периоде заключается в том, чтобы сформировать на территории предприятия профессионально безопасное и экологически чистое пространство, привлекательное для инвесторов и партнеров по бизнесу.

В ближайшей перспективе цель состоит в создании условий и предпосылок для снижения производственного риска, доведения его значений до социально-приемлемых уровней путём применения технологий и процессов, исключающих или снижающих участие человека в выполнении тяжёлых, напряжённых, опасных и вредных операций, пребывание его в зонах повышенного риска. В этой связи планируется снизить в ближайшие____лет на____% количество рабочих мест и участков с опасными и вредными условиями труда (не соответствующих нормативным требованиям).

3. На предприятии будет пополняться и совершенствоваться нормативно-правовая и информационная база на основе применения новых информационных технологий и электронных технических средств, найдёт широкое практическое применение внутрифирменная стандартизация (стандарты организации), использование опыта передовых зарубежных компаний и национальных предприятий в области организации и управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, качеством процессов и услуг с последующей сертификацией систем управления на соответствие их международным стандартам.

4. Будет непрерывно совершенствоваться Политика, Система управления и общеорганизационного обеспечения с учётом объективно происходящих структурных и функциональных изменений в характере деятельности предприятия, внешних обстоятельств, с целью приведения их к виду, адекватному сложившейся на текущий момент ситуации.

5. Непременным условием трудоохранной деятельности будет финансирование мероприятий, направленных на улучшение условий труда, предупреждение и снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний в согласованных объёмах, превышающих установленные нормативы.

6. Реализация Политики в области трудоохранной деятельности будет осуществляться в соответствии с Целевой Программой, отраслевыми регламентами, во взаимодействии с органами государственного надзора и общественными формированиями.

style=»display:inline-block;width:930px;height:180px»
data-ad-client=»ca-pub-7105585759975121″
data-ad-slot=»7087425449″>

Предлагаю ознакомиться и скачать Концепцию (политику) в области охраны труда

Всем привет, уважаемые!

Сейчас работаю над доведением до ума Системы управления охраной труда (СУОТ) у себя в организации.

Одним из элементов СУОТ является Концепция (политика) в области охраны труда. Действующая у нас в организации до недавнего времени Политика никуда не годилась, полная ересь. Видно, что написана была на скорую руку или вообще скопирована у других.

Изучив ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.007-2009 «наклепал» я свою Концепцию (политику). Как мне кажется, такой вариант оптимальный для моей организации, и достаточно универсальный, чтобы применить его и в других организациях. Старался соблюдать основные требования к Концепции (политике), установленные этими двумя ГОСТами.

Политика работодателя в области охраны труда в организации

Получилось кратко, по существу и без «воды». Я сторонник минимализма.

В свою Концепцию я добавил кроме того промышленную и пожарную безопасность, т.к. специфика организации обязывает.

После доработок «под себя» (что-то убрать, что-то добавить) этот документ можно использовать в любой организации.

Представляю свою Концепцию (политику) в области охраны труда на всеобщее обозрение. В формате WORD ссылка на скачивание как всегда в конце статьи.

18 сентября 2013 год

КОНЦЕПЦИЯ (ПОЛИТИКА)

в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности

Настоящий документ разработан в соответствие с Межгосударственным стандартом «Системы управления охраной труда. Общие требования» ГОСТ 12.0.230-2007 и Национальным стандартом РФ «Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» ГОСТ Р 12.0.007-2009, является элементом Системы управления охраной труда, промышленной и пожарной безопасностью (далее СУОТ, П и ПБ) ООО «ХХХ» и учитывает специфику и хозяйственные цели организации.

Цели и принципы:

  • Сохранение жизни и здоровья работников Общества при исполнении ими трудовых обязанностей;
  • Соблюдение всех прав работников в соответствие с трудовым законодательством РФ и локальными нормативно-правовыми документами Общества;
  • Сохранение имущества Общества от пожаров;
  • Недопущение возникновения аварий и инцидентов на собственных опасных производственных объектах (при наличии) и объектах организаций-заказчиков.

 

Пути достижения целей:

  • Установление единых требований Общества в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, в соответствие с законодательством РФ и международными стандартами и постоянный контроль за их (требований) выполнением;
  • Постоянные анализ и совершенствование функционирования СУОТ, П и ПБ Общества;
  • Постоянное улучшение условий труда каждого работника Общества всеми возможными способами в техническом, нормативно-правовом, психологическом планах;
  • Консультирование работников Общества по любым вопросам охраны труда, промышленной и пожарной безопасности;
  • Установление и подержание в работоспособном состоянии оптимального противопожарного режима в Обществе.

 

Генеральный директор

ООО «ХХХ»                                                                                                                     В.В. Иванов

Скачать Концепцию (политику) в области охраны труда

style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-7105585759975121″
data-ad-slot=»3104357521″
data-ad-format=»auto»>

Политика в охране труда

Изменения, которые происходят в охране труда в последние годы, требуют рационализации не только системы управления, но и совершенствование форм и методов общеорганизационного обеспечения трудоохранной деятельности, четкой организации безопасного производства работ непосредственно на производственных участках и рабочих местах. Это может быть осуществлено, если на предприятии будут обозначены концептуальная политика и факторы, образующие систему эффективного управления профессиональной безопасностью, сформировано целостное видение перспектив и текущих задач.

Значение политики состоит в том, что она во многом определяет состояние охраны труда на предприятии, дальнейшие направления, перспективы, цели и задачи, основные приоритеты трудоохранной деятельности на определённый, обозначенный период. Наличие и реализация политики в сфере охраны труда, ориентированной на конкретные результаты, является одним из важных и необходимых условий результативного функционирования системы управления и одной из составляющих типовой модели управления профессиональной безопасностью и здоровьем.

В дальнейшем под политикой в области охраны труда понимается публично провозглашенное работодателем заявление, в котором он выражает свои взгляды и намерения по развитию СУ, созданию условий для безопасного и безвредного производства работ и процессов, дальнейшему совершенствованию трудоохранной деятельности и достижению заявленных целей.

Основываясь на теории и практике применения систем управления качеством, трансформируя их на системы управления охраной труда и учитывая требования (рекомендации) стандартов OHSAS 18001:1999 (ДСТУ — П OHSAS 18001:2006).

Рекомендуемая (типовая) модель политики в охране труда

OHSAS 18002:2000 (ДСТУ — П OHSAS 18002:2006), ILO OSH 2001, можно сформулировать следующие основные тезисы современной трудоохранной политики на производственном уровне (на предприятии).

Первое. Политика в области охраны труда (безопасности труда) должна исходить из принципа приоритетности сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности, провозглашённого на законодательном уровне, предусматривать решение трудоохранных проблем и обеспечение безопасности на основе правовых норм и международных стандартов управления, реализацию комплекса организационных, технико-технологических, санитарно-гигиенических, социально-психологических и других мер, направленных на снижение производственных рисков, создание на рабочих местах не только безопасных, но и комфортных условий труда, совершенствование системы управления и общеорганизационного обеспечения, построенных на механизме мотивации, как важной составляющей организации процессов, соблюдения норм и правил безопасности.

Второе. Политика должна базироваться на отечественной государственной концепции в сфере охраны труда, сложившихся к текущему периоду современных тенденциях, требованиях национальных нормативно-правовых актов, гармонизированных с международными стандартами, вместе с тем, учитывать специфические особенности самого предприятия и наработанной практики.

Третье. Она должна предусматривать системно-комплексное и интегрированное решение трудоохранных проблем с учётом необходимости обеспечения экологической и промышленной безопасности, повышения качества процессов труда, надежности функционирования предприятия, формирования его имиджа.

Политика должна содержать (определять) общие цели по повышению безопасности, снижению уровней производственных рисков, улучшению условий труда, доведению их до нормативных или приемламых требований, при этом цели должны быть установлены по каждой функции, задаче и процессу, уровню управления и иметь по возможности количественное выражение.

В основу политики должен быть положен многоцелевой, системный процесс — ориентированный подход, использующий научную базу менеджмента, практический опыт разработки и применения систем управления качеством, промышленной и экологической безопасностью, обеспечивающий реализацию всех направлений трудоохранной деятельности с максимально возможной результативностью, создание предпосылок для безопасного и безвредного производства работ и процессов.

В отличие от системы управления, построенной на административных (репрессивных) методах (надзор и наказание), в основе успешной политики лежат профессиональная компетентность, дисциплина, ответственность, самомотивация персонала, организационная культура.

Установлено, что политика, основанная на высокой профессиональной компетентности, дисциплине, ответственности, самомотивации персонала, значительно более эффективна, нежели построенная исключительно на контроле и наказании.

Четвёртое. В отличие от технократического, административного и репрессивного стилей управления философия современной политики базируется также на принципиально новой идеологии и заключается в антропосоциальной направленности, в центре которой человек, обобщенно-персонал предприятия; политика, учитывающая существенное влияние психофизиологических качеств человека по снижению (или повышению) факторов риска, предусматривающая смещение акцентов в работе на социальные и личностные факторы, профессиональные и интеллектуальные качества работников, усиление значимости активных, мотивационных и аналитических форм влияния и организационного регулирования.

Пятое. Подготовка и вовлечение в управление, в организационные процессы персонала на всех уровнях структурно-функциональной схемы от высшего руководства (топ-менеджеры) до рядовых исполнителей; формирование соответствующей идеологии и чувства корпоративности, принадлежности к одной команде; создание условий для самомотивации безопасных действий и совершенствования трудоохранной деятельности; четкое распределение ролевого участия, функций (обязанностей), полномочий, ответственности, взаимодействие служб, подразделений, персонала.

Шестое. Политика должна быть доведена до сведения всего персонала предприятия -актуализирована (требование МС БД 8000) с тем, чтобы каждый работник на всех уровнях знал о своих обязанностях; она должна быть понятной и доступной для персонала и общественности, других заинтересованных сторон и ответственных исполнителей, учитывать их требования; она должна быть документирована, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии.

Седьмое. Политика периодически должна подвергаться анализу и на основе полученных результатов постоянно совершенствоваться для предотвращения негативных инцидентов и повышения результативности функционирования; она должна предусматривать развитие системы управления и общеорганизационного обеспечения, приведения её к виду, адекватному сложившейся на текущий момент ситуации.

Восьмое. Особенность политики на современном этапе заключается в том, что на первое место выдвигаются категории, определяющие успешность деятельности, имидж и бизнес-интересы предприятия, к необходимым условиям которых относятся:

  1. Безопасность человека (персонала);
  2. Качество производственных и трудовых процессов;
  3. Надёжность функционирования предприятия.

Девятое. Одновременно осуществляется техническая политика — как составляющая общей политики в области охраны труда путём:

  1. разработки инженерных решений и внедрения новейших (безопасных) технологий, технических средств и процессов с высокими показателями безопасности;
  2. приведения действующих производств в соответствие с установленными требованиями безопасности и санитарно-гигиеническими нормами;
  3. содержания технико-технологических средств в исправном состоянии и организации их безопасной эксплуатации;
  4. обеспечения устойчивой и безаварийной работы потенциально-опасных объектов, предотвращения и локализации аварийных ситуаций (инцидентов);
  5. организации безопасного производства работ повышенной опасности;
  6. оснащения производств, цехов, участков и рабочих мест эффективными средствами диагностики, оценки и прогнозирования производственного риска, средствами механизации, автоматизации, дистанционного управления и сигнализации, коллективной и индивидуальной защиты работников, приборами контроля опасных производственных факторов, системами противоаварийной защиты;
  7. принятия других адекватных мер.

К числу приоритетных направлений деятельности, которые должны найти отражение в Политике, относятся такие, например, как:

  1. постоянное улучшение условий труда, доведение их до показателей, близких к нормативным, снижение количества рабочих мест, не соответствующих нормативным требованиям;
  2. уменьшение профессионального риска до реально приемлемых уровней;
  3. формирование в коллективах корпоративной и поведенческой культуры, принципа — работать безопасно — всегда более важно, чем работать выгодно или производительно;
  4. осуществление социальных мер, в том числе социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание и т.д.;
  5. выделение необходимых финансовых средств и материальных ресурсов на цели охраны труда.

Обеспечение широкой поддержки принятой политики на всех уровнях может быть достигнуто путём популяризации её сути, широкого информирования трудовых коллективов о целевых задачах, экспонирования на специальных стендах, включения раздела «Политика в охране труда и её реализация» в учебные программы и должностные обязанности руководителей всех уровней задач.

Для того, чтобы политика не носила только формальный характер, а имела практическое значение и реализовывалась, процесс реализации и результативность её должны постоянно контролироваться; для этого должны быть назначены должностные лица, ответственные за эти процедуры и функционирование целостной системы трудоохранной деятельности.

Документом, который определяет трудоохранную политику предприятия и порядок ее реализации на ближайшую и более отдаленную перспективу, может быть Целевая программа по охране труда (ЦП) на определённый период, представляющая собой единый комплекс организационных, технико-технологических, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских, социальных, других мер и действий, которые позволяют обеспечивать достижение заданных целей, улучшение условий труда, повышение безопасности производственных процессов, снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний, концентрировать внимание и ресурсы на ключевых приоритетах.

Концепция программы строится с учетом прогнозирования общих изменений в деятельности предприятия, экономических, других исходных предпосылок и реальных факторов, которые могут оказать влияние на общее состояние охраны труда.

Разумеется, целевая программа должна подкрепляться финансовыми средствами.

В дальнейшем целевая программа является основой для формирования ежегодных комплексных мероприятий, которые включаются в коллективный договор, а также для всей работы в течение того срока, на который она разработана.

Целевая программа должна предусматривать совершенствование нормативно-правовой базы, повышение профессионального уровня персонала, оснащение рабочих мест и работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, рационализацию производственных технологий, приобретение средств измерительной техники, решение других ключевых проблем.

Программа должна быть ориентирована на внедрение активных форм влияния на охрану труда и предполагать изучение всех факторов, небезопасных ситуаций, характера поведения персонала, послуживших основанием к возникновению несчастных случаев и аварийных происшествий.

Реализация концептуальной политики и принятой программы осуществляется в процессе управления, принятия инженерных решений, общеорганизационного обеспечения, организации безопасного производства работ. В соответствии с политикой определяются функции службы охраны труда и все виды трудоохранной деятельности, которая осуществляется согласно законодательным и иным нормативно-правовым актам во взаимодействии со структурными производственными подразделениями и функциональными службами, общественными институтами (профсоюзы, комиссии или комитеты по охране труда), органами межотраслевой и отраслевой системы государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда. Должностные обязанности, полномочия и ответственность работников по реализации политики регламентируются соответствующими указаниями в приказах, инструкциями, положениями.

Корректировка политики и обеспечение ее постоянного соответствия потребностям предприятия производится на основании результатов контрольно-надзорной деятельности, аттестации рабочих мест по условиям труда, в связи с изменяющимся характером основной деятельности.

  • 6.

    Политика в области охраны труда в организации

    Разработка концепции (политики) охраны труда в организации

    1. 6.1. Предварительный анализ состояния охраны труда в организации

      1. Разработку или совершенствование системы управления безопасностью труда начинают с ана­лиза законодательства и правил по охране и безопасности труда, на основании которого определяют требо­вания, распространяющиеся на организацию. Результаты этого анализа позволяют работодателю оцени­вать свои возможности и определять концепцию (политику) охраны труда в организации, а также требова­ния к своим поставщикам и подрядчикам.

      2. Результаты предварительного анализа состояния охраны труда в организации документально оформляют и согласовывают с руководителем организации или иным уполномоченным им лицом и профсо­юзной организацией.

      3. При принятии решения об организации работ по разработке (совершенствованию) системы управления охраной труда распорядительным документом организации формируют рабочую группу и назначают администратора системы (руководителя рабочей группы). В рабочую группу целесообразно при­влекать работников различных подразделений и представителей профсоюзных организаций.

        Для обеспече­ния эффективной работы членов рабочей группы следует проводить их обучение в области управления охраной труда.

      4. Организация работы рабочей группы предусматривает:

  • разработку подробного плана действий и форм регистрации выполнения мероприятий с указанием ответственных лиц. Информация по выполнению мероприятий может быть представлена в виде настенных стендов, записей или другим наглядным способом. Примерная форма плана действий приведена в прило­жении Б;

  • определение методов оценки результативности внедрения. Например, данные о выполнении ме­роприятий (принятие концепции или программы подготовки);

  • установление формы обмена информацией между членами рабочей группы, периодичности ее об­новления, а также составление перечня всех документов и записей;

  • организацию встреч руководителей организации с работниками и представителями профсоюзных организаций с целью обсуждения возможностей улучшения деятельности в области охраны, а также опре­деления их ожидаемой роли в развитии и внедрении системы управления.

      1. Для определения цели, ожидаемого результата и выбора способа достижения целей рабочая группа по созданию системы управления охраной труда проводит предварительный анализ деятельности по охране труда в организации, в процессе которого определяют:

  • законы, правила, стандарты, программы по охране труда и другие требования, распространяемые на деятельность организации;

  • опасности и проводят оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой произ­водственной среды и организации труда;

  • планируемые или действующие меры защиты по безопасности труда для устранения, предупреж­дения и снижения рисков;

  • соответствующие мероприятия по управлению охраной труда.

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *