Карта специальной оценки условий труда

.

Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);

(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

2. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.

Карта специальной оценки условий труда пример заполнения

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 — 4, 7 и 9 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

5.1. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

6. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.


(Приложение N 4, Инструкция по заполнению формы ОТЧЕТА о проведении СОУТ, п.5,

раздел III, к приказу Минтруда РФ N 33н от 24. 01. 2014 г.)

1. Карта СОУТ на рабочем места (далее — Карта) является документом, содержащим сведения об оценке условий труда по вредным (опасным) факторам на рабочем месте, применяемых гарантиях и компенсациях, (размерах повышения оплаты труда работников, предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, обеспеченности молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием, определении права на досрочное назначение пенсии, проведении медицинских осмотров и соответствии их действующему законодательству), а также рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест.

2. В адресной части, в первой строке указываются полное наименование работодателя, адрес места нахождения работодателя, фамилия, имя, отчество руководителя, адрес электронной почты;

3.во второй строке указываются:

в первой графе – идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) в соответствии со свидетельством о постановке на учет работодателя в налоговом органе по месту его нахождения;

во второй графе – код работодателя в общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО), в соответствии с информационным письмом Росстата;

в графе 3 – код органа государственной власти (ОКОГУ), в соответствии с общероссийским классификатором органов государственной власти и управления (с учетом информационного письма Росстата об учете в статистическом регистре);

в графе 4 – код вида экономической деятельности работодателя (ОКВЭД), согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

в графе 5 – код территории (ОКАТО), на которой работодатель находится и/или осуществляет свою деятельность, по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления;

4. В первой строкеформы карты специальной оценки условий труда указывается наименование должности, профессии или специальности работника в соответствии со штатным расписанием организации, утвержденным работодателем, и соответствующий код должности, профессии или специальности согласно квалификационным справочникам, утверждаемым в установленном порядке. Могут указываться дополнительные сведения, указывающие, что данная должность, профессия или специальность является производной. В случае отсутствия соответствующего кода должности, профессии или специальности в квалификационных справочниках, утверждаемых в установленном порядке, делается запись: «Отсутствует». К наименованию должности, профессии или специальности допускается дописывать в скобках уточняющие сведения, облегчающие идентификацию рабочего места;

5. В строке «Наименование структурного подразделения» Карты указывается наименование структурного подразделения, которое заполняется в соответствии с имеющейся у работодателя системой наименований. Если у работодателя нет структурных подразделений, делается запись – «Отсутствует»;

6. В строке «Количество и номера аналогичных рабочих мест» Карты указываются количество и номера аналогичных рабочих мест, включающее рабочее место, на которое заполняется Карта.

Номера рабочих мест должны соответствовать номерам, приведенным в перечне рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда;

7. В строке «Количество и номера аналогичных рабочих мест» Карты указываются количество и номера аналогичных рабочих мест, включающее рабочее место, на которое заполняется Карта. Номера рабочих мест должны соответствовать номерам, приведенным в перечне рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда;

8. В строке 010 Карты делается ссылка на выпуск Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), в котором содержится тарифно-квалификационная характеристика (квалификационная характеристика) профессии (должности) работника, занятого на данном рабочем месте, указывается нормативный правовой акт, которым он утвержден, дата и номер утверждения;

9.

Карта специальной оценки условий труда – 2018

В строке 020 Карты указывается численность работников, занятых на данном рабочем месте (по штатному расписанию или фактическая) за месяц, предшествовавший заполнению Карты, а также численность работников, занятых на аналогичных рабочих местах, в том числе женщин, лиц в возрасте до 18 лет и инвалидов, допущенных к выполнению работ на данном рабочем месте;

10. В строке 021 Карты указывается информация о СНИЛС работников;

11. В строке 022 Карты указывается перечень используемого (эксплуатируемого) на рабочем месте оборудования, а также перечень используемого материалов и сырья;

12. В таблице строки 030 Карты указываются:

в графе 2наименование идентифицированных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

в графе 3 –класс (подкласс) условий труда по соответствующему идентифицированному вредному и (или) опасному фактору производственной среды и трудового процесса, а также итоговый класс (подкласс) условий труда с учетом совокупного воздействия идентифицированных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

в графе 4 –оценка эффективности выданных работнику средств индивидуальной защиты (СИЗ) по соответствующему идентифицированному вредному и (или) опасному фактору производственной среды и трудового процесса, которая отмечается знаком «+» в случае ее проведения и наличия протокола оценки эффективности СИЗ на рабочем месте, оформленного в соответствии с формой IV, или знаком «-» — в случае ее не проведения;

в графе 5 – класс (подкласс) условий труда по соответствующему идентифицированному вредному и (или) опасному фактору производственной среды и трудового процесса, с учетом совокупного воздействия идентифицированных вредных факторов производственной среды и трудового процесса и результатов оценки эффективности СИЗ, выданных работнику на данном рабочем месте;

13. В таблице строки 040 Карты указываются:

в графе 3 – фактически предоставляемые работнику гарантии и компенсации на дату заполнения Карты («да» или «нет»);

в графе 4 – необходимость в предоставлении работнику соответствующих гарантий и компенсаций («да» или «нет»);

в графе 5 – основание предоставления работнику гарантий и компенсаций с указанием соответствующего нормативного правового акта со ссылкой на разделы, главы, статьи, пункты, при их отсутствии делается запись «отсутствует»;

14. В строке 050 Карты указываются рекомендации по улучшению условий труда, по режимам труда и отдыха, по подбору работников;

В Карте указывается дата ее составления.

Карта подписываетсяпредседателем и членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда, экспертом (экспертами) организации.

Карта также подписываетсяработниками, занятыми на данном рабочем месте.

4.6. Последовательность заполнения протокола оценки эффективности средств индивидуальной защиты.

(Приложение N 4, Инструкция по заполнению формы ОТЧЕТА о проведении СОУТ, п.6,

раздел IV , к приказу Минтруда РФ N 33н от 24. 01. 2014 г.)

1) в пункте 1 протокола оценки эффективности средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) на рабочем месте (далее – протокол) указывается дата проведения оценки;

2) в пункте 2 протокола указывается основание для выдачи работнику СИЗ;

3) в таблице пункта 3 протокола указываются:

в графе 2 – перечень СИЗ, положенных работнику согласно действующим требованиям;

в графе 3 – фактическая выдача СИЗ работнику (есть, нет);

в графе 4 – наличие у СИЗ сертификата или декларации соответствия (номер и срок действия);

4) в пункте 4 указывается наличие заполненной в установленном порядке личной карточки учета СИЗ;

5) в таблице пункта 5 протокола указываются:

в первой графе – наименование вредного и (или) опасного производственного фактора;

во второй графе – наименование имеющегося СИЗ, обеспечивающего защиту от вредного и (или) опасного производственного фактора;

6) в пункте 6 протокола указываются результаты оценки эффективности выданных работнику СИЗ (положительная или отрицательная);

7) в пункте 7 протокола указываются указываются итоговые оценки по обеспеченности работников СИЗ, по защищенности работников СИЗ и по оценке эффективности выданных работнику СИЗ;

8) протокол подписываетсяпредседателем и членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда и экспертом (экспертами) организации.


⇐ Предыдущая23242526272829303132Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Родионова В.А.

СОУТ или специальная оценка условий труда – это единый комплекс процедур, выполняемых последовательно и направленных на выявление и оценку уровня влияния опасных и вредных факторов производственной среды в ходе трудового процесса на сотрудников.

Специалисты по специальной оценке условий труда, определяя класс условий труда несут большую ответственность. Сложные и многоступенчатые механизмы отбора квалифицированных специалистов, а так же квалификационные требования к экспертам по специальной оценки условий труда не могут защитить современного работодателя от ошибок возникающих в процессе проведения специальной оценки условий труда. Для того чтобы исключить совершение этих ошибок, необходимо определить их причины. [1]

Основные и наиболее частые причины возникновения ошибок экспертов в процессе проведения СОУТ

Основными причинами, по которым добросовестные работодатели не могут получить необходимый и достоверный результат, чаще всего, являются:

  • Наличие нормативно-правовых актов в области санитарных норм и требований, которые противоречат друг другу;

  • периодическая изменчивость действующего законодательства в области специальной оценки условий труда;

  • человеческий фактор, то есть привычка работать в рамках ранее освоенных методов и алгоритмов оценки условий труда.

Рассмотрим данные направления.

Наличие нормативно-правовых актов в области санитарных норм и требований, которые противоречат друг другу

Закон № 426-ФЗ и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» могут иметь разные подходы к оценке одинаковых условий труда. Это приводит к ошибкам экспертов, которые пытаются соотнести нормы Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, который построен на принципах закона о специальной оценки условий труда, с требованиями санитарного законодательства.

Кроме того, сама Методика, требует от экспертов беспрекословно выполнять ее положения, которые не соответствует федеральному законодательству. Все потому, что Классификатор, который применяется в ходе специальной оценки условий труда (основного материла показателей уровня факторов производственной среды), в чаще всего не имеет ссылок на санитарные нормы.

Основным и единственным документом, которым необходимо руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда является Методика. В то же время она не отвечает ни одному критерию нормативного акта, которые содержат государственные нормативные требования по охране труда. Они перечислены в пункте 2 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Оставляется открытым вопрос, будет ли защищен результат работ, которые проведены на ее основе, от успешного судебного обжалования. [2]

Изменчивость законодательства в области специальной оценки условий труда

Основным инструментом для проведения специальной оценки условий труда является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). В отдельных отраслях законодатель предусмотрел возможность учета особенностей в оценке рабочих мест. Их должен устанавливать Минтруд России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Исходя из этого, так называемые издержки из закона поставлены в жесткие рамки контроля с единым подходом.

Одновременно два существенных обстоятельства препятствуют применению общего подхода в оценке условий производственной среды.

Первоеобстоятельствоэто то, что Министерство труда России утвердил Методику проведения специальной оценке условий труда и не собирается ее изменять, вместо этого он издает дополнительные нормативные акты, которые направлены на регулирование специальной оценки условий труда в отдельных областях. Например, сейчас обсуждается проект приказа Министерства труда России «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников».

Все это ведет к увеличению числа документов, которыми необходимо руководствоваться при проведении СОУТ, которые так же могут противоречить друг другу.

Вторым обстоятельством является отказ Министерства труда России отменить и обновить санитарные норм, которые были изданы еще в СССР.

По данной причине есть вероятность, что итоговое заключение по специальной оценке условий труда может быть успешно обжаловано в суде, работодателем или работником. Основанием этому послужит то, что большое число нормативных актов, которые регламентируют параметры производственной среды, могут иметь показатели, характеризующие параметры износа оборудования, применяемого в течение двадцати , а то и тридцати лет. Санитарные нормы морально устаревшего законодательства могут поставить под сомнение не только результат работ по специальной оценки условий труда, но квалификацию самого эксперта.

Практика в проведении специальной оценке условий труда показывает, что эксперты, которые, вынуждены при выполнении своей работы обращать внимание не только на положения Методики, но и на разумность применения и оценки параметров производственной среды вместе с учетом используемых норм и обычной профессиональной логики.

Человеческий фактор

Большую роль играет не только квалификация экспертов по специальной оценки условий труда, но и их опыт работы в оценке производственных факторов. Здесь большое влияние оказывает привычка выполнять работать по «шаблону», по ранее освоенным методам и приемам оценки условий труда.

Практическая работа экспертов в области оценки условий труда выявила целый ряд закономерных и наиболее часто встречающихся ошибок. Сам факт наличия этих незначительных недочетов существенным образом не повлияет на недостоверность результатов специальной оценки условий труда, но он может отрицательно повлиять на репутацию экспертов, и поставить под сомнения их квалификацию и компетентность.

Характерные ошибки при проведении СОУТ

Наиболее часто встречающиеся ошибки экспертов условно можно поделить на два типа.

Первый, этоошибки экспертов, которые имеют большой и многолетним опыт проведения оценки производственных факторов, то есть, это те эксперты которые проводили аттестацию рабочих мест.

Второй, это ошибки начинающих экспертов, тех, кто сдал квалификационный экзамен и был допущен до работы, но и среди них бывают такие специалисты, которые предоставили о себе недостоверные сведения и не официальные свидетельства.

Опытные эксперты, в отличии от «новичков» допускают меньше ошибок при проведении работ, и при подготовке итогового отчета по результатам специальной оценки условий труда, но избежать ошибок и неточностей полностью не могут.

Вот некоторые из характерных ошибок опытных экспертов:

  1. Забывая о том, что специальная оценка условий труда, в отличие от аттестации рабочих мест, направлена не на защиту работника от работодателя, а на защиту работодателя и государства от излишних, в том числе финансовых, затрат, в процессе идентификации эксперты пытаются «притянуть» максимальное количество вредных факторов. Имея в виду, что тем самым будет подтверждено максимальное количество льгот и компенсаций.

    Карта специальной оценки условий труда: особенности и основные классы

    При этом они не всегда обращают внимание на Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов и Методику проведения специальной оценки условий труда.

  2. Эксперты, которые учились по ГОСТ, СНиП, СанПиН, СН, СП, измеряют среднесменное воздействие шума, игнорируя метод расчета, содержащийся в Методике проведения специальной оценки условий труда.

  3. Неправильно указывают на необходимость тех или иных льгот и компенсаций, руководствуясь старыми нормативными актами, а не Трудовым кодексом.

  4. Не указывают методики для непрямых измерений производственных факторов. [3]

И это еще не весь перечень ошибок экспертов, которые изменяют конечное документальное оформление отчета по специальной оценки условий труда.

У начинающих экспертов ситуация существенно сложнее.

  1. Не имея опыта работы «в полях», зная процесс только по рассказам работников, идентифицируют неполное количество факторов.

  2. Не имея понимания о мероприятии в целом, применяют для специальной оценки условий труда неправильные нормы или даже неверные нормативные данные, которые устарели, или вовсе не подходят данной отрасли.

  3. Соглашаются декларировать рабочие места, которые не подлежат декларации.

  4. По устному указанию руководителей лабораторий пользуются нормативными документами, запрещенными Методикой проведения специальной оценки условий труда.

  5. Оценивают обеспеченность СИЗ (средств индивидуальной защиты), а не эффективность обеспечения ими.

  6. При проведении измерений параметров шума неправильно выбирают стратегию измерений или не учитывают новые требования по шуму.

  7. Неправильно, некорректно проводят идентификацию или совсем ее не проводят. [3]

Допускают они и другие квалификационные и технические ошибки, приводящие к изменению конечного достоверного результата специальной оценки условий труда.

Пути решения проблемы ошибок при проведении СОУТ

Для того чтобы снизить количество ошибок или хотя бы исключить часть из них, необходимо провести следующие мероприятия:

  1. Нужно определить единый порядок и подходы к реализации Методики проведения специальной оценки условий труда, исходя из потребностей безопасных условий труда в зависимости от отраслей промышленности и сферы услуг, при этом нужно вносить изменения в Методику, а не создавать новые нормативные акты.

  2. Необходимо совершенствовать федеральный закон «О специальной оценке условий труда», не создавая при этом каких то других федеральных законов, регулирующих те же самые отношения.

  3. Привести санитарное законодательство СССР в соответствие с действующей системой специальной оценки условий труда и совместить их.

  4. Следует ввести процедуру дополнительной оценки профессиональных квалификационных знаний экспертов в Министерстве труда России.

  5. Ужесточить ответственность в области проведения специальной оценки условий труда.

Вывод:

1. Основными причинами ошибок экспертов в ходе специальной оценки условий труда заключаются в недостатках и противоречивости законодательства, а также в человеческом факторе.

2. Ошибки допускают как начинающие специалисты, так и опытные эксперты.

3. Природа возникновения ошибок зависит от квалификации и опыта работы. Наиболее грубые ошибки все таки допускают начинающие эксперты.

4. Чтобы исправить ситуацию, необходимо усовершенствовать законодательство, обновить старые санитарные нормы, ужесточить требования к квалификации экспертов и ввести ответственность за нарушения правил проведения специальной оценки условий труда.

Список используемых источников.

  1. Интернет ресурсы: http://sout-russia.ru

  2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

  3. Журнал «Главбух» №7, 2015 год


ОКВЭД аттестация рабочих мест

За счет работодателя раз в пять лет проводится комплексная оценка каждого рабочего места на предмет его соответствия требованиям безопасности. Эта оценка проводится специалистами сторонних специализированных организаций, деятельность которых, как считает Минэкономразвития РФ, соответствует коду 74.30 «Технические испытания, исследования и сертификация» по ОКВЭД.

Аттестация рабочих мест проводится по договору с организацией, которая должна:

  • иметь аккредитацию Минздравсоцразвития России и быть внесенной в реестр аккредитованных организаций, расположенный на официальном сайте Минздравсоцразвития;
  • быть независимой по отношению к юридическому лицу, на рабочих местах которого, согласно договору, проводится аттестация.

Основные этапы

Аттестацию можно разделить на три основных периода:

  • этап планирования и подготовки работ, включающий заключение договора, формирование аттестационной комиссии и утверждение ее состава приказом по организации, составление графика выполнения работ.

    Что такое карта специальной оценки условий труда?

    В этот период комиссия изучает местные организационные и распорядительные документы, устанавливает вредные и опасные факторы на рабочих местах и определяет, где будут проводиться инструментальные замеры;

  • основной этап, это фактическое проведение необходимых приборных измерений с оформлением соответствующих протоколов и составлением на их основе карт аттестации. В карте аттестации обязательно указывается код организации по ОКВЭД, аттестация рабочих мест которой проводилась. Если в результате проведенных исследований выявлено, что условия на рабочих местах не обеспечивают сохранение здоровья работающих, то работодатель разрабатывает ряд мероприятий по снижению негативного влияния вредных условий на здоровье работающих;
  • оформление итоговых документов, основными из которых являются итоговый протокол аттестационной комиссии и отчет об аттестации с приложениями. Своим приказом работодатель завершает аттестацию и утверждает отчетные материалы.

Компенсации, льготы, штрафы

По итогам аттестации работникам определяют полагающиеся им компенсации и льготы: дополнительное время отпуска, денежную доплату за вредные условия труда, лечебное и профилактическое питание и т.п.

Правильно и своевременно проведенная аттестация рабочих мест минимизирует риски работодателя по применению штрафных санкций со стороны государственных надзорных органов, поэтому важно правильно выбрать аттестующую организацию.

Законодательством РФпредусмотрены наказания за нарушения требований охраны труда, начиная от дисциплинарной и заканчивая уголовной ответственностью. Часто применяемым наказанием является наложение административного штрафа, его максимальный размер составляет:

  • для лиц, осуществляющих должностные обязанности, до пяти тысяч рублей;
  • для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, до пятидесяти тысяч рублей.

Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам

8484 юристов ждут Вас Быстрый ответ, бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *