Что входит в социальный пакет работника

.

Социальный пакет

Удержанию работников на предприятии, формированию корпоративной культуры должны способствовать и меры социального плана.

В настоящее время на рынке труда России ситуация существенно изменилась в пользу соискателей. При этом во многих случаях работодателям трудно найти специалистов требуемого уровня подготовки.

Соцпакет — что в него входит?

И особенно напряженно складывается ситуация с высококвалифицированными специалистами определенных направлений деятельности: таких как стратегический менеджмент, маркетинг, продажи, информационные технологии и др.

Стремление получить специалистов высокой квалификации приводит к конкурентной борьбе за них с помощью разных методов. Повышение уровня заработной платы остается по-прежнему одним из наиболее важных способов привлечения и удержания

специалистов, но уже не является решающим. Как показывает практика, мотивационный КПД от базовой оплаты весьма низок, потому что работник довольно быстро привыкает к уровню текущей заработной платы (в среднем в течение 1-8 месяцев). К тому же платить сотрудникам только оклад — значит, в конечном счете, окружить себя середнячками. Поэтому все большее значение приобретает личностно ориентированная социальная политика фирм: использование так называемых социальных пакетов, а также системы участия в прибылях.

Идеальный социальный (компенсационный) пакет включает:

  • медицинское обслуживание и страхование жизни;
  • образовательные программы;
  • дотацию на отдых, проезд, бесплатное питание (иногда даже трехразовое);
  • предоставление машины, мобильного телефона;
  • оплату детских садов и яслей, тренажерных залов и бассейнов;
  • негосударственное пенсионное страхование;
  • а также дополнительные дни к положенному по Трудовому кодексу РФ 28-дневному отпуску.

Как правило, на сегодняшний день набор льгот в российских компаниях ограничивается 2-3 пунктами из этого списка (обычно медицинское обслуживание и бесплатное питание — обеды). Согласно официальным данным (исследование проводилось агентством по трудоустройству «Анкор»), дело со льготами в иностранных компаниях, работающих в России, обстоит по-иному.

  1. Дополнительно к государственному медицинское страхование предоставляют своим работникам 79 % компаний (причем большинство из них оплачивают его полностью).
  2. Примерно 80 % компаний оплачивают питание своих сотрудников (затраты на одного работника колеблются от 2,5 до 8 $ в день).
  3. Автомобиль и сотовый телефон предоставляются главе фирмы, руководителям высшего звена (топ-менеджерам) и реже — представителям среднего менеджмента. Многие иностранные компании обеспечивают автомобилем менеджеров, которым он служит инструментом для работы (менеджерам по продажам, специалистам по устранению неполадок и т.п.).
  4. Около 40 % фирм выдают работникам кредиты. Проценты колеблются от 0,6 до 15, а срок возврата — от 1 до 5 лет. При этом учитываются статус и заработная плата работника.
  5. 24 % компаний предоставляют льготы иногородним специалистам: возмещают транспортные расходы на переезд работника и перевозку вещей, а также вносят арендную плату за жилье.

Важным элементом социального пакета является предоставление медицинского обслуживания, оплата медицинской страховки. Руководство многих компаний начало понимать, что здоровье и хорошая физическая форма работника являются таким же ресурсом, как его квалификация и опыт. Поэтому программам, направленным на оздоровление и поддержание хорошей физической формы сотрудников, уделяется все больше внимания. Сюда входит оплата страховых полисов, аренда спортивных залов, кортов, бассейнов. И это приносит свою прибыль. Опыт многих компаний показывает, что деньги, вложенные в здоровье работников, окупаются сторицей.

Пропаганда и помощь в поддержании активного, здорового образа жизни (в том числе такими популярными сегодня методами, как занятие фитнесом и др.) может значительно повысить уровень престижности компании среди молодежи и взрослых.

Для многих работников актуальна жилищная проблема. Понятно, что одновременно обеспечить жильем всех нуждающихся своих сотрудников не в состоянии даже крупные компании, но можно помочь приобрести квартиру лучшим работникам, выдавая им кредиты на льготных условиях. При этом если в компании работают несколько человек из одной семьи, эта льгота может распространяться на каждого члена семьи. В таком случае реже будут переманивать на другие предприятия специалистов через родственные связи.

Все работники должны знать, что выдача кредитов на получение жилья определяется экономическими возможностями компании. Ежегодно они выдаются, допустим, десяти сотрудникам компании — лицам с большим стажем безупречной работы, высококвалифицированным специалистам.

К реализации социальных программ, подобных предоставлению или помощи в получении, покупке жилья, надо активнее привлекать профсоюзы. Возможно, целесообразным окажется строительство жилья (квартир, коттеджей), которое арендуется у компании и переходит в собственность сотруднику только через 15-20 лет работы в компании. В таком случае работник не будет отвлекаться на строительство и сможет больше сил отдавать исполнению трудовых обязанностей. К тому же в течение наиболее продуктивного жизненного периода (15-20 лет) работник будет трудиться в компании, воспитает детей в духе преданности своей фирме и скорее всего приведет их работать в нее (как это происходит в японских «семейных» корпорациях). В результате компания не потеряет ни в эффективности труда, ни в темпах развития.

Существенное влияние на слаженность коллектива и развитие корпоративного духа в компании может оказывать совместное проведение различных тематических мероприятий, в том числе экскур-сионно-познавательных и спортивно-оздоровительных. Коллективные «походы» помогают установить и поддерживать хорошие взаимоотношения между сотрудниками. Психологические исследования доказали: если работникам длительное время приходится работать в одиночестве или в неблагоприятной атмосфере, они начинают испытывать сильный дискомфорт, что негативно сказывается на рабочих показателях, ухудшает отношение к работе, а в конечном итоге приводит к высокой текучести кадров.

Оплата обучения детей работников компании — еще один мотивирующий момент. Она может быть организована в отношении детей, закончивших школу с медалью или без троек. При этом менеджеры высшего и среднего звена получают возможность обучать своих детей бесплатно при условии юридически оформленного обязательства (контракта) детей в течение определенного срока отработать в компании. Дети (не медалисты) других сотрудников компании могут получать материальную поддержку в форме стипендии от компании.

Кроме того, в социальный пакет предприятия может входить:

  • компенсация расходов на лечение, протезирование и другие виды медицинской и социальной помощи работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, или по заключению органов здравоохранения, установивших профзаболевание;
  • выплата единовременного пособия при выходе работника на пенсию по старости или инвалидности;
  • выплата единовременного пособия при рождении ребенка женщинам-сотрудницам (дополнительно к государственному) в размере 10-кратной минимальной оплаты труда, установленной Правительством РФ;
  • предоставление сотрудникам оплачиваемого трехдневного отпуска, исходя из тарифной ставки (оклада), в случае:
  • смерти  супруга,  ребенка,  родителей,  родных братьев и сестер;
  • рождения ребенка;
  • собственной свадьбы;
  • свадьбы детей;
  • предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска 1 сентября матерям либо другим лицам, воспитывающим детей-школьников (1-4 классы).

На основе представленного материала вы можете рассмотреть ресурсы расширения социального пакета для работников своей компании, направленного на повышение их мотивации (и в итоге повышения конкурентоспособности фирмы).

Это не даст проявиться негативным социально-психологическим явлениям в коллективе. Недовольство отдельных работников с меньшей вероятностью будет находить коллективную поддержку. Уменьшатся иждивенческие настроения, которые формируются повсеместно (в любой социальной среде) при уравниловке.

Некоторые работодатели предоставляют своим работникам так называемый социальный пакет (далее — соцпакет). Это определенный набор компенсаций и льгот социального характера, который не предусмотрен ТК РФ и иными нормативными актами.

Поэтому предоставление работодателем соцпакета не является его обязанностью и зависит исключительно от желания самого работодателя и его финансовых возможностей.

Важно отметить, что наличие у работодателя хорошего соцпакета является дополнительным материальным стимулом для работников. Это может привлечь новых квалифицированных специалистов, а также удержать от смены места работы опытные кадры.

В соцпакет могут входить следующие льготы и компенсации:

— доплата до среднего (фактического) заработка при временной нетрудоспособности и наступлении отпуска по беременности и родам;

— оплата питания;

— добровольное медицинское страхование (ДМС);

— негосударственное пенсионное страхование;

— оплата проезда работника (включая проезд работника до места работы и обратно);

— новогодние детские подарки и билеты на новогодние детские елки;

— путевки в оздоровительные детские лагеря, санатории, дома отдыха и т.п.;

— оплата содержания детей работников в детских садах;

— предоставление работникам беспроцентных займов, в том числе целевых на приобретение жилья;

— оплата найма жилья;

— оплата коммунальных услуг;

— оплата занятий спортом (спортивные клубы, фитнес-центры, бассейны) и культурного отдыха;

— другие льготы и компенсации.

Состав соцпакета достаточно объемен и не ограничивается перечнем, который приведен выше.

Социальный пакет

Конкретный набор льгот и компенсаций, предоставляемых работникам, работодатель устанавливает сам в зависимости от специфики своей деятельности и финансовых возможностей.

Установить свой соцпакет работодатель может как в трудовом, так и в коллективном договоре (ст. ст. 9, 40, 41, 56 ТК РФ). Соцпакет может быть также предусмотрен соглашениями и (или) локальными нормативными актами работодателя (ст. 5 ТК РФ).

Источник: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства


вернуться к списку

.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь внесло новые элементы в социальный пакет, сообщила пресс-секретарь Министерства Варвара Александрович.

«С учетом изменений законодательства, а также предложений заинтересованных внесены изменения и дополнения в примерный перечень трудовых и социальных гарантий (социальный пакет), рекомендуемых для включения в коллективные договоры, иные локальные нормативные правовые акты организаций, трудовые договоры, контракты, – отметила представитель Министерства. – Эта работа проводится совместно с профсоюзами».

Дополненный новыми элементами социальный пакет направлен в республиканские органы государственного управления, иные организации, подчиненные Правительству, областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет с предложением о доведении его до подведомственных организаций и принятии мер по обеспечению его применения в организациях с учетом их финансово-экономического состояния.

«Оплата труда – не единственный стимул для работников, – сказала Варвара Александрович. – Большая стимулирующая роль отводится социальному пакету.

Что входит в социальный пакет на работе для сотрудников

Он, кстати, наиболее весомый на стабильно работающих предприятиях».

В социальный пакет входят заключение контрактов на максимальный срок, дополнительные поощрительные отпуска, обучение работников в учреждениях образования и медицинское обслуживание за средства нанимателя, выплаты на удешевление питания, предоставление общежития и льготных жилищных кредитов, помощь в подготовке детей к школе. Эти и другие меры способствуют закреплению кадров, резюмировала пресс-секретарь.

По сообщению  БЕЛТА

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *