Расходы на благотворительность налог на прибыль

.

Все статьи Налогообложение пожертвований. Порядок применения на практике (Мишлакова В.)

Федеральным законом от 28 марта 2017 года N 39-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в п. 1 ст. 582 части второй ГК РФ. Теперь определение пожертвования уточнено в части наименования организаций, детально регламентировано и законодательно закреплено.

 Что такое пожертвования и кто может их получать

 Пожертвование — это дарение вещи или права в общеполезных целях.

Общеполезная цель — основной признак пожертвования, отличающий его от дарения. Действующее законодательство не дает исчерпывающего определения общеполезной цели. Однако, рассмотрев законодательные нормы, можно сделать вывод, что общеполезная цель связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей тех или иных социальных слоев или групп, с научным, культурным, образовательным развитием граждан и другими аналогичными потребностями.

 Пример. Для образовательной организации такими целями могут быть:

— оплата ремонта;

— повышение зарплаты педагогам;

— оплата штатных единиц педагогов, не предусмотренных бюджетной тарификацией;

— обустройство классов;

— проводка телекоммуникационных сетей;

— строительство спортивного зала;

— приобретение учебников или иной литературы и т.д.

 Нетрудно также представить целевые расходы других получателей пожертвований. Ими могут быть как отдельные граждане, так и организации следующего профиля:

— благотворительные;

— медицинские;

— социального обслуживания и аналогичные им;

— общественные, религиозные и иные некоммерческие организации;

— образовательные и научные;

— музеи и другие учреждения культуры.

Получателями пожертвований могут быть государство и другие субъекты гражданского права, перечисленные в ст. 124 ГК РФ. Это республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Это прямо указано в п. 2 ст. 582 ГК РФ. Имеется в виду не согласие принять пожертвование со стороны получателя, а отсутствие необходимости в согласованиях или разрешениях со стороны государственных органов (определять пожертвование как одностороннюю сделку на этом основании было бы неверно).

 Стороны договора пожертвования

Сторонами договора пожертвования являются жертвователь и получатель пожертвования.

Именно так они именуются в договоре.

 Примечание. Договору пожертвования посвящены нормы ст. 572 — 582 гл. 32 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в редакции от 04.07.2003.

 Законодательством регламентировано, что пожертвование должно использоваться по объявленному назначению, которое устанавливает жертвователь. Права получателя ограниченны, поскольку он может употребить полученный им дар только в общеполезных целях и только по назначению, указанному жертвователем.

В случае если использовать пожертвование в соответствии с его назначением представляется невозможным, необходимо согласие жертвователя на изменение этого назначения. Запрос на изменение назначения пожертвования и согласие жертвователя оформляются письменно. Форма — произвольная.

В случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица — жертвователя изменить назначение пожертвования можно только по решению суда.

Использование пожертвованного имущества не по указанному назначению или изменение назначения с нарушением предусмотренных правил дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

Если условие о назначении имущества не определено, пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением.

 Примечание. О 5 отличиях пожертвования от дарения читайте на с. 6.

 Пять отличий пожертвования от обычного дарения

 

Договор дарения

Договор пожертвования

1. Стороны договора

Даритель и одаряемый

Жертвователь и получатель

2. Предмет

Вещь, имущественные права, освобождение от имущественной обязанности

Вещь или право. Освобождение от имущественной обязанности не может составлять предмет пожертвования

3. Получатели

Конкретное лицо, интересы которого удовлетворяются посредством передачи дара

Из числа получателей исключены коммерческие организации. Круг получателей пожертвования ограничен законом

4. Использование

Цель не обозначена. Законодателю и дарителю безразлично, в каких целях одаряемый будет использовать дар

Только в общеполезных целях и по назначению, указанному жертвователем. Пожертвование представляет собой целевое дарение. Именно цель является мотивом к заключению сделки

5. Отношения сторон после совершения сделки

Отношения сторон прекращаются после передачи дара

Жертвователь вправе контролировать использование пожертвования и, если оно будет нецелевым, отменить его

 Какой договор лучше заключить с жертвователем

Договор пожертвования можно заключать как в форме единого документа, так и публичной оферты. (При этом публичная оферта юридически приравнивается к договору в письменной форме.) Он должен содержать все существенные условия договора пожертвования. К таким условиям относятся:

— решение о предоставлении пожертвования;

— его цели;

— сумма и порядок финансирования;

— процедура расходования пожертвованных денег и приобретения на них оборудования;

— порядок представления отчетности, а также другие условия.

 Примечание. Оферта — это приглашение к договору, предложение, которое выражает намерение заключить договор (п. 1 ст. 435 ГК РФ).

 Примечание. Основные разделы договора пожертвования

I. Предмет договора с указанием названия программы или кратким описанием проекта, на который выделяются средства.

II. Права и обязанности сторон.

III. Порядок перечисления средств.

IV. Процедура предоставления финансовой и содержательной отчетности.

V. Срок действия договора.

VI. Ответственность сторон.

VII. Изменение условий договора.

VIII. Другие условия.

IX. Адреса и банковские реквизиты сторон.

X. Приложения к договору (описание проекта, смета, календарный план).

 Налог на прибыль для жертвователя

По общему правилу налогоплательщик может уменьшать полученные доходы в отчетном периоде на сумму произведенных расходов (п. 1 ст.

Департамент общего аудита по вопросу учета расходов на благотворительность

252 НК РФ). Статьей 270 НК РФ установлено, что к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также расходы, связанные с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ). Однако жертвователь не вправе уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму пожертвования.

Данная точка зрения выражена в Письме Минфина России от 16 апреля 2010 года N 03-03-06/4/42, где сказано, что благотворительную помощь не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот. Это мотивируется тем, что одаривание направлено на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод.

В то же время, по мнению Минфина, благотворительность решает ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компании-жертвователя, благожелательного отношения к организации. В дальнейшем это положительно сказывается на экономических показателях деятельности компаний.

Таким образом, имущество, переданное жертвователем в дар в рамках оказания благотворительной помощи, в том числе денежные средства, в его расходах при исчислении налога на прибыль не засчитывается. Это необходимо иметь в виду всем, кто планирует подобного рода деятельность.

 НДС для жертвователя

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров, работ и услуг на территории России как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Не облагаются НДС передача товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Однако, по мнению проверяющих органов, такой льготой можно воспользоваться лишь в том случае, если организация-благотворитель представит в налоговые органы следующие документы (Письмо УФНС России по гор. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126825):

— договор (контракт) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительной деятельности;

— копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи в виде полученных безвозмездно товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

— акты или другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Если жертвователь не организация, а отдельный гражданин, то он может получить социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц.

Физическое лицо в качестве благотворителя имеет право получить социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме доходов, перечисляемых таким лицом в виде пожертвований:

1) благотворительным организациям;

2) социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной российским законодательством об НКО;

3) некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан при чрезвычайных ситуациях, охраны окружающей среды и защиты животных;

4) официально зарегистрированным религиозным организациям на осуществление уставной деятельности;

5) НКО на формирование или пополнение ими целевого капитала, которые осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

 Обложение налогом на прибыль для получателя пожертвования

Юрлицо — получатель пожертвования должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Это положение закона напрямую затрагивает порядок налогообложения имущества, полученного по договору пожертвования.

Объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). Прибыль для российских организаций, в том числе и некоммерческих, это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (гл. 25 НК РФ). При этом денежное выражение прибыли признается налоговой базой (ст. 274 НК РФ).

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен ст. 251 НК РФ и является закрытым.

При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). Это безвозмездные поступления на содержание и уставную деятельность некоммерческих организаций от органов государственной власти, а также целевые поступления от других организаций и физических лиц, использованные получателями по указанному назначению.

При этом налогоплательщики — получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Таким образом, необходимым условием для исключения полученных пожертвований из налогооблагаемой базы является раздельный учет доходов и расходов по таким поступлениям и целевое расходование пожертвований.

Данная позиция также отражена в Письмах УФНС России по городу Москве от 10 сентября 2008 года N 20-12/085726.1 «Об учете в целях налогообложения прибыли пожертвований» и от 3 сентября 2012 года N 16-15/082383@ «Об учете в целях налогообложения прибыли добровольных взносов и пожертвований».

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

ГлавнаяКонсультацииМожет ли наша организация осуществлять благотворительную деятельность, не имея статуса благотворительной организации…

Заказать услугу

asdasda

Может ли наша организация осуществлять благотворительную деятельность, не имея статуса благотворительной организации…

Вопрос: Наша организация является коммерческой (стоит на учете и осуществляет деятельность в Москве)  и уплачивает налоги в соответствии с общей системой налогообложения. В рамках договора об оказании благотворительной помощи осуществляется благотворительная деятельность коммерческим и некоммерческим организациям. Может ли наша организация осуществлять благотворительную деятельность, не имея статуса благотворительной организации, и какие льготы по налогообложению предусмотрены в действующем законодательстве?

Ответ:
Основным нормативно-правовым актом в сфере благотворительности является Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ). В статье 1 Закона № 135-ФЗ дано понятие благотворительной деятельности. Это  добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей (п. 1 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Закон не содержит ограничений по субъектам осуществления благотворительной деятельности: коммерческие, некоммерческие организации, а также иностранные граждане, лица без гражданства, международные и иностранные организации могут оказывать благотворительную помощь (ст. 22 Закона № 135-ФЗ). Однако цели, при которых оказанная помощь будет расцениваться как благотворительная, законодательством ограничены. Они перечислены в статье 2 Закона № 135-ФЗ. При несоблюдении указанных целей осуществленную помощь нельзя будет расценить как благотворительную.

В статье 2 Закона № 135-ФЗ четко оговорено, что оказание помощи коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является, а проведение одновременно с ней предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вообще запрещено. Кроме этого, в статье 5 Закона № 135-ФЗ указано, что под участниками благотворительной деятельности понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации.

Статус благотворительной организации может приобрести неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Закона № 135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Таким образом, только при соблюдении условий установленных Законом № 135-ФЗ налогоплательщик может считать себя полноправным участником благотворительной деятельности и претендовать на применение льгот предусмотренных законодательством о налогах и сборах РФ. Так в соответствии с подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса  РФ (далее — НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ операции по передачи товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров.
Глава 25 НК РФ налоговых льгот организациям при осуществлении ими благотворительной деятельности не предусматривает.

В пункте 12 статьи 4 Закона города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон № 64) предусмотрена налоговая льгота для организации, получившей Паспорт благотворительной организации.

Пункт 3 статьи 13 Закона города Москвы от 12 июля 2006 г. № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» разъясняет, что за благотворительными организациями сохраняется право на налоговые льготы в соответствии с Законом № 64 до истечения срока действия Паспорта благотворительной организации, полученного в соответствии с Законом г. Москвы от 5 июля 1995 г. № 11-46 «О благотворительной деятельности» (далее — Закон № 11-46).

Однако данная льгота распространяется именно на благотворительные организации, которые в соответствии с Законом № 11-46 определяются как негосударственные некоммерческие организации, имеющие основной целью благотворительную деятельность.

Дополнительную информацию можно найти:
В СПС КонсультантПлюс

1) В строке поиска Правового навигатора набираем: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. В левом столбце ставим курсор на группу «НДС.

Социальный вычет по расходам на благотворительность

ЛЬГОТЫ»
2) В правом столбце с ключевыми понятиями системой будут выделены значения по понятиям. Помечаем галочкой справа ключевое понятие «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬСТЬ».
3) Мы получаем список документов по интересующей нас проблеме, а также консультации.

Консультант по вопросам
бухгалтерского учета и налогообложения Компании Ю-Софт
Зайченко Ольга Александровна
24.03.08

Какие налоги платит благотворительный фонд?

Содержание

Благотворительная деятельность согласно Закону Украины о благотворительных организациях и благотворительной деятельности осуществляется на добровольных началах и заключается в передаче (безвозмездной, бескорыстной, на льготных условиях) юридическим или физическим лицам движимого или недвижимого имущества (денег в том числе), оказании любого вида помощи.

Закон также называет и понятие благотворительной организации: организация некоммерческого и неправительственного (немуниципального и негосударственного) характера, которая имеет целью осуществление благотворительной деятельности в интересах всего общества или некоторых его групп.

Предпринимательская деятельность может иметь место в деятельности благотворительной организации только в том случае, если результаты этой деятельности также будут направлены на благотворительность. Сумма, которая свидетельствует о большем количестве доходов по сравнению с количеством расходов благотворительной организации также должна быть использована в соответствии с целями работы благотворительного фонда.

Налог с прибыли организаций и предприятий

В ст. 6 Закона Украины про налог с прибыли организаций и предприятий говорится о том, что при начислении данного налога прибыль, которая подлежит налогообложению, должна быть уменьшена на сумму взносов, которые совершены с благотворительной целью.

Облагается ли благотворительность налогами?

Среди благотворительных целей называются расходы:

  • на осуществление программ по социальной защите служивших в Афганистане, переквалификации офицеров, военнослужащих запаса;
  • помощь оздоровительным и экологическим фондам;
  • организация реставрации объектов культурного и восстановления объектов природного наследия;
  • всяческая помощь сообществам инвалидов, фондам, которые занимаются поддержкой творчества и образования, различным молодежным и детским объединениям и т.д.

Организации, которые получили названные средства от благотворительного фонда, в конце года обязаны предоставить налоговой документ, удостоверяющий получение данных средств и указывающий на то, куда средства были задействованы. Если средства были использованы с иной целью, чем так, которая указывалась при их передаче благотворительным фондом, организация обязывается выплатить данную сумму в качестве дохода бюджета страны.

Налог на добавленную стоимость — НДС

 

Ст. 149 Налогового кодекса Украины гласит о том, что НДС не облагается передача движимого и недвижимого имущества, а также оказание любого вида помощи бескорыстно. Также в ст. 162 Кодекса указывается, что при вычислении налогооблагаемой базы не учитываются средства, которые не связаны с прибылью от передачи движимого и недвижимого имущества. В таком случае доходы и расходы благотворительных фондов не должны облагаться НДС.

Налог на доходы физического лица

 

Данным налогом не облагают сумму, которая по существу является единовременной материальной помощью,  оказывается в качестве гуманитарного содействия или благотворительной помощи в различном виде (натуральная или денежная формы) благотворительными фондами, как российскими, так и иностранными. Тогда физическое лицо, получившее данную помощь, должно предоставить официальный документ, подтверждающий, что данные средства выделены ему в качестве гуманитарной или благотворительной помощи.

Однако эти доходы физического лица не будут облагаться налогом на доходы только, если указанная в удостоверении организация упоминается в перечне благотворительных фондов и организаций Украины.

Также ст. 217 Кодекса гласит о том, что налогом на доходы физического лица не облагаются стипендии, которые назначаются благотворительными организациями и средства от благотворительных организаций, предназначающиеся детям-сиротам и детям, живущим в малообеспеченных семьях. Физическое лицо имеет право на вычет из налогооблагаемой суммы тех средств, которые он перечислил на осуществление благотворительных программ.

Единый социальный налог — ЕСН

 

Согласно ст. 236 Кодекса благотворительные организации в качестве работодателей обязаны платить ЕСН относительно всех выплат, которые производятся в интересах работников. Выплаты благотворительным фондом физическим лицам, которые не связаны трудовым договором или гражданско-правовым договором, с благотворительной целью на сегодняшний день не являются объектами налогообложения.

Статья 2. Цели благотворительной деятельности

1. Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях:

(в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

содействия защите материнства, детства и отцовства;

содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;

(в ред.

Расходы на благотворительность и налоги

Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

охраны окружающей среды и защиты животных;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;

подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 383-ФЗ)

2. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

3. Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается.

(п. 3 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)


Главная — Статьи

Налоговые льготы для благотворителей

 

Комментарий к Федеральному закону от 18.07.2011 N 235-ФЗ

 

Президент наконец-то подписал давно ожидаемый Закон о новых налоговых льготах для благотворителей, жертвователей, волонтеров и получателей такой помощи.
Закон также корректирует ряд социальных льгот (например, по образовательной, культурной деятельности) (Подпункты 3 — 5, 14, 20 п. 2 ст. 149 НК РФ) и вводит несколько новых послаблений, также социального характера. Например, с октября 2011 г. не будут облагаться НДС услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних и безнадзорных детей; граждан пожилого возраста, инвалидов и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (Подпункт 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (новая ред.)). Есть ряд налоговых послаблений для некоммерческих организаций — они смогут формировать резерв расходов по предпринимательской деятельности (Статья 267.3 НК РФ (новая ред.)), получать без уплаты налога на прибыль имущественные права (Подпункт 4 п. 2 ст. 251 НК РФ (новая ред.)).
Однако большинству компаний и граждан будут интересны поправки в НК РФ именно в части льгот по благотворительности. Вот краткое описание основных послаблений.
1. Благотворительная передача имущественных прав НДС не облагается. Эта поправка в НК РФ вступит в силу с октября 2011 г. (Подпункт 12 п. 3 ст. 149 НК РФ (новая ред.); ст. 163 НК РФ; п. 1 ст. 3 Закона). Так что если ваша компания в качестве пожертвования передаст детсаду, больнице или даже физическому лицу имущественные права (например, на строящееся здание), то НДС такая передача облагаться уже не будет. Разумеется, при указании в договоре на благотворительный характер такой помощи. Напомним, что сейчас освобождаются от НДС только безвозмездная передача товаров, выполнение работ и оказание услуг в благотворительных целях.
2. Расходы на социальную рекламу можно учесть для налога на прибыль. С 2012 г. в п. 1 ст. 264 НК РФ появится новый пп. 48.4 о расходах на социальную рекламу. И тогда затраты компании, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы, можно будет учесть в "прибыльных" расходах без каких-либо ограничений по сумме (то есть норматив 1% выручки к таким расходам не применяется (Пункт 4 ст. 264 НК РФ)).
Кроме того, безвозмездное производство и распространение социальной рекламы не будет облагаться и НДС. Для этого должно выполняться такое условие: ваша компания вполне может фигурировать в этой рекламе в качестве спонсора, но продолжительность упоминания о вас на радио и по ТВ должна быть не более 3 секунд (и не более 7% площади кадра), в другой рекламе (например, наружной, печатной) — упоминание о вас не должно занимать более 5% площади (Подпункт 32 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Это хорошая, но в то же время и самая неудачная поправка. Ведь наверняка по ее применению у компаний будут споры с налоговиками. Читаем: "безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы" — и ищем, где же тут ваша компания-заказчик, которая будет оплачивать создание социального ролика, постера и его размещение на ТВ или щитах. Ее тут нет, так как она в понятии Закона "О рекламе" — рекламодатель и спонсор (Статья 3, п. п. 1, 5 ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе")! Так что проще, как мы уже советовали вам:
— найти организатора социальной акции (турнира, фестиваля, съемок фильма и т.д.);
— уплатить ему спонсорский взнос и учесть его при исчислении налога на прибыль или налога при УСНО в качестве иного рекламного расхода (в пределах 1% выручки) (Пункт 4 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст.

Благотворительность: нужно ли платить налоги?

346.16 НК РФ);
— а рекламу или фильм с упоминанием о спонсоре (вашей компании) и его логотипом пусть оплачивает и размещает за счет взноса сам организатор акции.
3. Компенсации волонтерам НДФЛ не облагаются. Обычно привлечением добровольцев занимаются некоммерческие и благотворительные организации. Но ничто не мешает и вашей компании поучаствовать в каком-то социальном, культурном или экологическом проекте. Тогда вы можете не начислять НДФЛ на следующие компенсации добровольцам (Пункт 3.1 ст. 217 НК РФ (новая ред.)):
— на возмещение их расходов, связанных с исполнением безвозмездного договора;
— на наем жилого помещения, проезд к месту благотворительной акции и обратно, на питание в пределах норматива суточных (по РФ — 700 руб/день (Пункт 3 ст. 217 НК РФ));
— на оплату средств индивидуальной защиты и на медицинскую страховку от рисков для здоровья добровольцев.
Это, впрочем, была больше проблема самих добровольцев, а не тех, кто их привлекал. Мало того что волонтер в свободное от работы время "пахал" на пользу общества, так с компенсации сопутствующих расходов государство еще и свою долю имело в виде 13% НДФЛ.
4. Благотворительная помощь "трижды" освобождена от НДФЛ. В гл. 23 НК РФ уже есть несколько важных для получателей помощи льгот. Так, льготируется оплата лечения инвалидов их общественными организациями, помощь детям-сиротам и детям из бедных семей от благотворительных фондов и религиозных организаций (Пункты 10, 26 ст. 217 НК РФ). Подарки от физических лиц (в том числе деньги на лечение и любые иные цели) также освобождены от НДФЛ (Пункт 18.1 ст. 217 НК РФ).
А вот остальным попавшим в трудную ситуацию лицам наиболее существенную помощь оказывают благотворительные организации. Для такой помощи в ст. 217 НК РФ тоже есть льгота. Но распространяется сейчас она только на единовременные выплаты (Пункт 8 ст. 217 НК РФ; Письмо Минфина России от 08.04.2011 N 03-04-06/6-83). Минфин и налоговики за эту "единовременность" давно зацепились и с последующих выплат в пользу нуждающихся требуют уплаты НДФЛ (Письмо ФНС России от 31.10.2005 N 04-1-02/821@; Письмо Минфина России от 25.08.2010 N 03-04-06/8-187). Но ведь ясно, что быстро собрать всю необходимую сумму фондам сложно, иногда нужна оплата нескольких курсов лечения, а старикам они помогают по чуть-чуть, но ежемесячно. Сказать, что эта ситуация фонды возмущала, — это не сказать ничего. И вот теперь от НДФЛ освобождены:
— задним числом с 01.01.2011 — суммы, уплаченные (выданные наличными, зачисленные на счета) религиозными, благотворительными и иными некоммерческими организациями за услуги по лечению третьих лиц, а также за приобретенные для них лекарства (Пункт 10 ст. 217 НК РФ (новая ред.); п. п. 2, 3 ст. 3 Закона);
— с 2012 г. — любые выплаты в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной форме), оказываемой благотворительными организациями (Пункт 8.2 ст. 217 НК РФ (новая ред.); п. 1 ст. 3 Закона; ст. 216 НК РФ).
5. Вводится социальный вычет по НДФЛ для взносов в благотворительные фонды. С 2012 г. появится, наконец, и вычет для тех россиян, кто жертвует свои средства в благотворительные организации (Подпункт 1 п. 1 ст. 219 НК РФ (новая ред.); п. 1 ст. 3 Закона; ст. 216 НК РФ). То есть 13% от перечисленной в фонды суммы вы можете вернуть. Ограничение по сумме принимаемых к вычету пожертвований только одно — 25% от вашего облагаемого дохода. Также к вычету будут приниматься пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям. Пока же, напомним, вычет можно получить только по пожертвованиям бюджетной социалке, физкультурно-спортивным, образовательным и религиозным организациям (Подпункт 1 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Налоговые льготы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *