Недоимка по налогам

Уплачивать налоги необходимо в установленные сроки. Так, налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги уплачиваются на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 2 п. 1 ст. 45, п. п. 1, 4 ст. 57, п. 6 ст. 58, абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ).

В этот же срок, по общему правилу, следует уплатить НДФЛ, если налог не был удержан налоговым агентом и налоговый агент представил сведения об этом в налоговый орган. Исключением является уплата НДФЛ в отношении доходов за 2016 г., его нужно уплатить не позднее 01.12.2018. Учитывая, что эта дата приходится на субботу, заплатить НДФЛ можно не позднее понедельника 03.12.2018 (п. 7 ст. 6.1, п. п. 6, 7 ст. 228 НК РФ).

В ряде случаев НДФЛ необходимо уплатить не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода (п. п. 1, 4 ст. 228 НК РФ).

При неуплате налога у вас образуется задолженность (недоимка), которую налоговый орган может взыскать через суд. Таким же образом могут быть взысканы не уплаченные вовремя пени и штрафы (п. 2 ст. 11, п. п. 2, 8 ст. 45, п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 57, п. 1 ст. 75, ст. 122 НК РФ).

Обратите внимание!

Нормативным актом субъекта РФ, на территории которого налог на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости всех или отдельных объектов налогообложения, может быть установлено, что на сумму недоимки по налогу на имущество, подлежащему уплате за 2015 г., пеня начисляется начиная с 01.05.2017, за 2016 г. — начиная с 01.07.2018, за 2017 г. — начиная с 01.07.2019 (п. 4.1 ст. 75, п. 3 ст. 402 НК РФ; ст. 1 Закона г. Москвы от 14.12.2016 N 45; п. 2 ст. 7 Закона г. Москвы от 29.11.2017 N 45; Письмо Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-04-01/79213).

Условия взыскания налоговым органом недоимки (пеней, штрафов)

Взыскание с вас задолженности по налогу (пеней, штрафов) в судебном порядке возможно только при наличии совокупности условий.

1. Налоговый орган направил вам требование об уплате налога (пеней, штрафов), которое должно содержать, в частности, сведения об основаниях взимания налога и установленном сроке его уплаты, о сумме имеющейся недоимки, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования (п. п. 2, 4, 8 ст. 69 НК РФ).

Требование может быть передано следующими способами (п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 8 ст. 69 НК РФ; п. 23 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@):

  • вручено лично под расписку (в том числе вашему законному или уполномоченному представителю);
  • отправлено по почте заказным письмом. При этом требование считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления письма;
  • передано в электронной форме, в частности, через личный кабинет налогоплательщика. Днем получения требования в данном случае является день, следующий за днем размещения требования в личном кабинете.

2. Вы не исполнили требование об уплате налога (пеней, штрафов) в установленный срок (по общему правилу — восемь рабочих дней с даты его получения). Иной, более продолжительный срок может быть установлен в самом требовании. Так, ФНС России рекомендовала нижестоящим налоговым органам предоставлять налогоплательщикам от 30 до 45 календарных дней для добровольной уплаты недоимки (пеней, штрафов) (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 48, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ; Письмо ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@).

3. Общая сумма задолженности (то есть недоимки, пеней и штрафов), подлежащей взысканию, превышает 3 000 руб. Для случаев, когда данная сумма не превышает 3 000 руб., установлено особое правило: основанием для взыскания задолженности является истечение трех лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов. Если сумма задолженности определяется по нескольким требованиям, то учитывается срок исполнения самого раннего из них (абз. 4 п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Обратите внимание!

ФНС России рекомендует нижестоящим налоговым органам по истечении срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов информировать налогоплательщика (его представителя) по телефону о наличии задолженности, если сумма такой задолженности перед федеральным бюджетом превышает 10 000 руб. (перед бюджетом г. Москвы — 50 000 руб.) (п. 5 Письма ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@).

Срок обращения налогового органа в суд для взыскания недоимки (пеней, штрафов)

Для взыскания недоимки (пеней, штрафов) налоговый орган подает в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет вашего имущества (п. 1 ст. 48 НК РФ).

По общему правилу налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если задолженность по нему превышает 3 000 руб. (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если суммарная задолженность определяется по нескольким требованиям об уплате налога, пеней, штрафов, налоговая инспекция должна подать заявление о взыскании в следующие сроки (абз. 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ):

  • в течение шести месяцев со дня, когда суммарная задолженность превысила 3 000 руб.;
  • в течение шести месяцев после истечения трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, если суммарная задолженность не превысила 3 000 руб.

В случае если с вас взыскивается недоимка (пени, штрафы), налоговый орган должен направить вам копию заявления о взыскании не позднее даты подачи его в суд (абз. 5 п. 1 ст. 48 НК РФ).

Порядок взыскания налоговым органом недоимки (пеней, штрафов)

Налоговый орган подает заявление о взыскании задолженности по налогу, пеней, штрафов в порядке административного судопроизводства (п. 3 ст. 48 НК РФ; ст. 286 КАС РФ).

По заявлению налоговой инспекции мировой судья по месту вашего жительства без судебного разбирательства и вызова сторон может вынести судебный приказ. В течение трех дней с даты издания приказа вам направляют его копию. До вынесения судебного приказа, а также в течение 20 дней после направления копии приказа вы вправе представить свои возражения (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ).

Если возражения представлены в указанный срок, в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговому органу будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ будет отменен. В таком случае налоговый орган может подать административное исковое заявление о взыскании налога, пеней, штрафов в районный суд общей юрисдикции (ч. 1, 2 ст. 123.7, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

Если возражения в указанный срок не представлены, судебный приказ передается судебному приставу-исполнителю для взыскания долга (ч. 1 ст. 123.8 КАС РФ).

Вступивший в силу судебный приказ можно обжаловать в суде кассационной инстанции. Кассационная жалоба подается не позднее шести месяцев с момента вступления приказа в силу (ч. 3 ст. 123.8, ч. 2 ст. 318 КАС РФ).

Последовательность обращения взыскания на имущество физического лица

Взыскание задолженности по налогу (пеней, штрафов) за счет вашего имущества производится судебным приставом-исполнителем последовательно в отношении (п. 5 ст. 48 НК РФ; ч. 2 ст. 5 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ):

1) денежных средств на счетах в банке и персонифицированных электронных денежных средств;

2) наличных денег;

3) имущества, переданного другим лицам без перехода к ним права собственности, если соответствующие договоры о передаче имущества во владение, пользование и распоряжение расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного использования вами или членами вашей семьи.

По ходатайству налогового органа на ваше имущество может быть наложен арест (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Обратите внимание!

Если из-за ошибки налогового органа физическому лицу неправомерно был предоставлен налоговый вычет по НДФЛ, полученная налогоплательщиком денежная сумма может быть взыскана с него в порядке возврата неосновательного обогащения, если это единственно возможный способ защиты интересов государства. Порядок взыскания налоговой недоимки, например, в части начисления пеней, направления требования об уплате задолженности в таком случае не применяется (п. 1 ст. 11, ст. 1102 ГК РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П; Письмо ФНС России от 04.04.2017 N СА-4-7/6265@).

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru

Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов — www.fssprus.ru

.

В законодательстве РФ используется два близких по значению понятия — недоимки и задолженности. В чем их специфика?

Что такое недоимка?

Под недоимкой законодательство РФ понимает сумму установленного налога или сбора, которая не уплачена ФНС или иному компетентному государственному органу гражданином либо организацией, обязанными их уплатить, вовремя. То есть в срок, установленный положениями нормативно-правовых актов. Недоимками признаются и суммы страховых взносов в государственные фонды — ПФР, ФСС, ФФОМС.

Недоимкой также является сумма налога, сбора или взноса, которая недоплачена или начислена сверх того, что гражданин или организация уплатили, — например, по итогам проверки или по решению суда.

Таким образом, недоимка — это долг перед государственной организацией. Как правило, по факту ее обнаружения регулирующим органом плательщик обязуется погасить ее. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

к содержанию ↑

Что такое задолженность?

Под задолженностью понимается:

  • сумма налога, сбора или взноса, которую человек или фирма обязаны уплатить государству, еще не уплатили ее, но, в принципе, успевают это сделать в срок;
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация должны уплатить другому человеку или фирме в соответствии с законом или условиями частного договора (в этом случае задолженность именуется кредиторской);
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация рассчитывают получить от другого человека или фирмы в соответствии с законом или условиями частного договора (это, в свою очередь, дебиторская задолженность).

Таким образом, задолженность — это сумма налога, сбора или взноса до просрочки и превращения их в недоимку либо любые другие денежные средства, которые должны быть уплачены обязанной стороной в пользу управомоченной.

Задолженность может быть текущей или просроченной. В первом случае она формируется в силу закона, договора или юридически значимых действий субъектов правоотношений — например, когда одна сторона оказала услуги или поставила товары другой. Просроченная задолженность появляется, когда та сторона, что обязана рассчитаться (к примеру, за оказанные услуги), не делает это вовремя. В этом случае долг может быть увеличен, если это предусмотрено законом или договором, на величину неустойки.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие недоимки от задолженности в том, что первый термин имеет значительно более узкий круг применения и обозначает только сумму налога, сбора или взноса, которые гражданин или организация должны государству в лице отдельных органов или фондов. Кроме того, недоимка обозначает чаще всего одностороннее обязательство — перед государством.

Задолженность — понятие значительно более широкое. Оно может обозначать, в принципе, любую денежную сумму, которую одно частное лицо, организация или государственная структура должны другим субъектам. Или, наоборот, рассчитывают получить от них. Задолженность — это не перешедший в состояние недоимки налог, сбор или взнос, который гражданин или фирма еще успевают уплатить в срок.

Термин «задолженность» часто применяется в целях обозначения суммы, которую должен уплатить государственный орган (обычно взимающий налоги, сборы или взносы) в пользу тех лиц, что данные платежи обычно уплачивают сами.

Выявление недоимки

Так, если фирма переплатила налоги, то она получает право вернуть их из бюджета — и в этом случае у ФНС формируется задолженность перед ней.

Задолженность бывает двух видов: текущая и просроченная. В первом случае она не сопровождается начислением штрафных санкций. Во втором — обязанная сторона может столкнуться с необходимостью также уплаты неустойки.

Определив, в чем разница между недоимкой и задолженностью, отразим выводы в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Недоимка Задолженность
Что общего между ними?
Задолженность гражданина или фирмы по налогу, сбору либо взносу, не погашенная в срок, превращается в недоимку
В чем разница между ними?
Представляет собой сумму налога, сбора или взноса, которую частное лицо или организация должны уплатить государству по закону Представляет собой сумму денежных средств, которую частное лицо или организация должны уплатить другому субъекту (или вправе получить от него) по закону или в силу договора
Носит, как правило, односторонний характер — когда частное лицо или организация должны государству Может носить обоюдный характер, бывает кредиторской и дебиторской
Формируется только по факту просрочки уплаты суммы Является текущей по факту возникновения в силу закона или договора, становится просроченной по факту неперечисления обязанной стороной платежа вовремя
Госорган, управомоченный взимать недоимку, может начислить на нее пеню Просроченная задолженность может сопровождаться начислением неустойки в силу закона или договора

«Расчет», 2006, N 8

КОГДА НЕДОИМКА НАЛОГ УМЕНЬШАЕТ

Инспекция доначислила фирме налоги. Эту неприятность несколько скрашивает то обстоятельство, что обнаруженная недоимка должна уменьшить базу по налогу на прибыль (если, конечно, компания задолжала бюджету не НДС или акцизы). Но базу какого года: того, за который у фирмы образовался долг перед бюджетом, или того, в котором она признала претензии инспекции и доначислила недоплаченные налоги?

Начисленные в соответствии с законодательством налоги, сборы и таможенные пошлины уменьшают базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК). Исключение могут составить плата за «сверхнормативное» загрязнение окружающей среды и налоги, которые фирма предъявляет своим покупателям (п. п. 4 и 19 ст. 270 НК). Их в расчет налога на прибыль включить нельзя.

Момент признания налогов в составе прочих расходов — это дата их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК). Если все налоги в фирме начисляют вовремя и полностью, то следовать этому правилу легко. А если нет и начислять налоги приходится после того, как налоговые инспекторы обнаружат недоимку прошлых лет? Или же после того, как вы оспорили эту недоимку в суде и проиграли? Подобные случаи более сложные, поскольку здесь в дело вмешивается п. 1 ст. 54 Налогового кодекса.

Можно копаться в прошлом…

При обнаружении в расчете налоговой базы ошибок, относящихся к прошлым налоговым периодам, этот пункт предписывает пересчитать базу в периодах их совершения. Недоимка за прошлые годы, которую обнаружила инспекция, представляет собой результат ошибки. А значит, и в уменьшение базы по налогу на прибыль доначисленные суммы не были списаны точно так же — в результате ошибки. Поскольку ошибка эта прошлого периода, то за прошлый же период и пересчитываем базу по налогу на прибыль — в силу прямого указания п. 1 ст. 54 Налогового кодекса. Сдавать уточненную декларацию в случае излишней уплаты налога необязательно (ст. 81 НК обязывает это делать, только если исправляемая ошибка привела к занижению налога), однако без нее в инспекции вряд ли согласятся признать за фирмой переплату.

Скорее всего, именно на этом подходе будут настаивать налоговые инспекторы. Они убеждены: налоги и сборы следует включать в прочие расходы вовсе не того периода, которым датированы декларации по ним, а того, за который эти декларации составлены (Письма Управления МНС по г.

Принудительное взыскание недоимки по налогам

Москве от 27 января 2004 г. N 26-12/05495, от 29 сентября 2004 г. N 26-12/62980).

Однако предложение так поступить вряд ли приведет бухгалтера в восторг: «уточненки» — это дополнительная работа для него и лишнее внимание со стороны инспекции. Кроме того, не исключено, что уточнять придется налогооблагаемую прибыль периода более чем трехлетней давности (если, например, вы безуспешно попытались оспорить недоимку в суде и арбитражное разбирательство окончилось, когда ей «исполнилось» уже больше трех лет). А это всегда означает серьезные трудности в списании расходов.

В Минфине убеждены: если в фирме обнаружили, что больше трех лет назад какие-то расходы по ошибке не попали в расчет налогооблагаемой прибыли, то о них следует забыть. По мнению чиновников, пересчитать налоговую базу периода, к которому эти расходы относятся, нельзя. Причина такова: налоговой проверкой могут быть охвачены только три предшествовавших ей года, более ранние периоды налоговики проверять не вправе (ст. 87 НК). А раз наличие расходов более чем трехлетней давности не поддается проверке, значит, их, в понимании специалистов Минфина, вроде как и не было. Конечно, к случаю, когда включаемую в расходы недоимку налоговики сами же и начислили, аргументация Минфина малоприменима. Ведь и сумму расходов, и период их возникновения инспекторы выявили и подтвердили сами, и проверять их уже не требуется. К тому же эту логику не поддерживают суды (Постановление ВАС от 7 февраля 2006 г. N 11775/05). Но от этого нисколько не легче: пусть даже уточненную декларацию инспекторы у фирмы примут и переплату налога признают — ни вернуть ее, ни зачесть инспекция не согласится. Статья 78 Налогового кодекса позволяет подать заявление о возврате налоговой переплаты не позже чем через три года после ее возникновения. Высший Арбитражный Суд распространил это ограничение и на заявление о зачете переплаты (Постановление от 29 июня 2004 г. N 2046/04). Это, как указал Конституционный Суд (Определение от 21 июня 2001 г. N 173-О), еще не означает невозможности вернуть свои деньги из бюджета, однако возвращать их придется уже вне рамок налоговых отношений, через суд.

Как видно, причин для того, чтобы признать недоимку расходом не периода ее возникновения, а текущего периода, у бухгалтерии и фирмы достаточно.

Посмотрим, хватает ли для этого оснований.

…но лучше жить настоящим

Вернемся к определению момента списания налогов как к дате их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК). Обратите внимание: это просто дата начисления, а не «дата начисления в соответствии с законодательством» или «дата возникновения обязанности начислить налог». Поэтому можно смело считать, что речь идет о фактической, а не «должной» дате начисления налогов. Фактически же, погашая обнаруженную инспекторами задолженность перед бюджетом, вы начисляете входящие в нее налоги в момент составления уточненных деклараций по ним. Именно дата «уточненки» и соответствует тому моменту, в который ст. 272 предписывает включать налог в состав прочих расходов. Выходит, в этом она расходится с п. 1 ст. 54 Налогового кодекса. Как разрешить противоречие между этими двумя нормами? В пользу нормы специальной, отвечает Конституционный Суд (Постановление от 29 июня 2004 г. N 13-П). Ею является норма ст. 272 как специально предназначенная для налога на прибыль.

Согласится с этим инспекция или нет, неважно — вы практически ничем не рискуете. Судите сами: единственная претензия, которую она вам сможет предъявить, сведется к тому, что нужно было уменьшить налог на прибыль одного из прошлых периодов. От того, что вы уменьшили его позже, чем следовало, бюджет не пострадал, а, наоборот, даже выиграл, поскольку получил налог на прибыль раньше положенного. Поэтому оштрафовать вас за неуплату налога инспекция не сможет (п. 42 Постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. N 5). Пени начислять тоже нет оснований. Как указал Конституционный Суд (Постановление от 17 декабря 1996 г. N 20-П), они представляют собой компенсацию потерь бюджета, не получившего вовремя причитающиеся ему деньги в виде налога. Поскольку потерь бюджет не понес, то и компенсировать нечего.

Риск есть только тогда, когда недоимке, на которую вы уменьшили налогооблагаемую прибыль, больше трех лет. В этом случае из расходов текущего периода инспекторы ее уберут, а переплату за прошлый период ни возвращать, ни зачитывать не станут. Тогда придется идти в суд.

Убыточные налоги

Существует и другой подход к признанию погашаемой недоимки текущими расходами. Статья 252 Налогового кодекса относит к внереализационным расходам и некоторые убытки — те, которые перечислены в п. 2 ст. 265 НК. Среди них убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК). Нередко именно в качестве таких убытков и списывают в расходы погашаемую недоимку прошлых лет.

Однако этот подход более рискованный. Прежде всего, в составе внереализационных расходов налоговики соглашаются признавать убытки прошлых лет, выявленные в году текущем, только если нельзя точно установить период, к которому они относятся. Инспекторы утверждают, что когда период установить можно, следует пересчитывать базу того периода, к которому относится убыток. Они ссылаются на все тот же п. 1 ст. 54 Налогового кодекса, позволяющий исправлять допущенную в расчете налоговой базы ошибку прошлых лет текущим периодом только в том случае, если точно нельзя определить период ее совершения. Приводят в качестве аргумента налоговики и п. 1 ст. 272 Налогового кодекса. Устанавливая общее правило, он гласит, что расходы в налоговом учете следует признавать в том периоде, к которому они относятся.

Этот подход, в отличие от признания недоимки в составе текущих прочих расходов, уже успели оценить во многих судах. И в большинстве из них — негативно. Арбитры занимают сторону налоговиков, соглашаясь с тем, что в составе убытков прошлых лет можно признавать лишь расходы неизвестного периода (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 5 августа 2005 г. N А43-31295/2004-11-1163, от 1 марта 2006 г. N А11-5827/2005-К2-24/239, ФАС Поволжского округа от 28 февраля 2006 г. N А72-8844/05-6/540 и N А65-5810/2005-СА2-8, Уральского округа от 23 января 2006 г. N Ф09-6175/05-С7).

Примечание. Налоговая переплата из прошлого

Переплату налогов налоговики стремятся отыскать гораздо реже, чем недоимку. Так что, скорее всего, переплату обнаружите вы сами. Если ее сформировали налоги, вошедшие в расчет налога на прибыль, то встанет вопрос о его пересчете. Ведь излишне заплаченные налоги вошли в состав прочих расходов.

Здесь бухгалтерия опять оказывается перед выбором: или пересчитать базу налога на прибыль того периода, за который образовалась переплата других налогов, или увеличить прибыль текущую. На первый путь наталкивает все то же общее правило о том, что ошибки в расчете налоговой базы исправляют периодом их совершения. Исправлять их периодом обнаружения можно лишь в том случае, если период совершения неизвестен (п. 1 ст. 54 НК).

Второй путь заключается в том, чтобы вместо уменьшения расходов в прошлом периоде увеличить доходы в текущем. То есть признать обнаруженную переплату по налогам, входящим в расчет налогооблагаемой прибыли, доходами прошлых периодов, выявленными в текущем. Их п. 10 ст. 265 Налогового кодекса относит к внереализационным доходам.

Однако налоговики считают, что этот пункт действует только для тех доходов, период возникновения которых в момент их обнаружения точно установить уже нельзя. Если же период, к которому эти доходы относятся, известен, то следует действовать по п. 1 ст. 54 Налогового кодекса, то есть пересчитать базу именно этого прошлого периода. Не забыв, разумеется, начислить «накапавшие» с тех пор пени. В качестве аргумента налоговики приводят не только упоминавшийся п. 1 ст. 54, но и п. 1 ст. 271 Налогового кодекса. Последний требует признавать доходы в том периоде, в котором они имели место. Этот подход налоговая служба изложила еще в Методических рекомендациях по применению главы 25 Налогового кодекса (Приказ МНС России от 26 февраля 2002 г. N БГ-3-02/98). И хотя сейчас этот документ уже формально отменен, инспекции наверняка станут руководствоваться изложенным в нем подходом. Ведь он позволяет им получить с фирмы пени и штраф за недоплату налога на прибыль. Правда, возможно, что обнаруженная переплата по другим налогам, из-за которой и приходится пересчитывать налогооблагаемую прибыль, поступила в те же бюджеты, что и налог на прибыль, и перекрывает сумму недоимки по нему. Тогда ни пеней, ни штрафа не должно быть, а все неприятности сведутся к составлению уточненной декларации по налогу на прибыль (п. 42 Постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. N 5, Постановление КС от 17 декабря 1996 г. N 20-П).

Н.Зайцева

Подписано в печать

25.07.2006

—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.

Бессрочность налоговой недоимки

Срок давности выявления недоимки Налоговым кодексом не установлен. Общий срок давности (три года), который оговаривается ст. 196 Гражданского кодекса, к налоговым отношениям неприменим. Об этом говорится в Письме Минфина России от 11 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-57. А значит, инспекторы могут потребовать уплатить недоимку, которая возникла за пределами трехлетнего периода.

Налоговый кодекс для некоторых случаев оговаривает сроки давности. Во-первых, подача заявления о возврате излишне уплаченного налога. Обратиться за возвратом можно в течение трех лет со дня уплаты соответствующей суммы (ст. ст. 78, 79 НК РФ). Во-вторых, взыскание налога за счет имущества. Если у бизнесмена нет денег на расчетном счете или их недостаточно, инспекторы могут принять решение о взыскании долга за счет иного имущества. Для этого отводится один год после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (ст. ст. 47, 48 НК РФ). В-третьих, устанавливается срок давности привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ), то есть максимально возможный срок, когда коммерсант может быть оштрафован за неуплату налогов. Если со дня совершения проступка либо с момента окончания налогового периода (квартала или года, в зависимости от вида налога), в течение которого совершено это нарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года, то оштрафовать коммерсанта за неуплату нельзя. А вот взыскать саму недоимку Кодекс не запрещает. Интересно, что заявить о возврате переплаты можно только в течение трех лет, а в отношении долгов перед бюджетом сроки не установлены.

Налоговые инспекторы пользуются этой неоднозначностью Кодекса, выставляя коммерсантам требования об уплате или засчитывая возникшую переплату в счет старых долгов.

Сроки для взыскания

Чтобы взыскать недоимку, инспекция должна принять соответствующее решение. После чего в банк, где открыты счета коммерсанта, направляется требование на списание необходимой суммы в бюджет (п. 2 ст. 45 НК РФ). Если денег на счете не хватает, контролеры могут принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества: наличных денег, имущества, не участвующего в производственном процессе, готовой продукции, сырья и материалов, иного имущества (п. 6 ст. 47 НК РФ).

Налоговый кодекс ограничивает период времени, когда инспекторы могут принять решение о бесспорном взыскании налога. Он состоит из нескольких отрезков:

  1. Обнаружив недоимку, инспекторы должны предоставить бизнесмену срок для добровольного погашения долга. Коммерсанту направляется требование об уплате налога. Требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст. 70 НК РФ). Если недоимка обнаружена по результатам налоговой проверки, тогда требование направляется в течение 10 дней с даты вступления в силу решения по результатам контроля. Этот вариант мы не будем рассматривать, так как проверка ограничена тремя годами и принимать какие-либо решения контролеры будут только в рамках ревизии.
  2. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения, если более продолжительный период не указан в самом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).
  3. Решение о взыскании недоимки за счет средств на счетах бизнесмена инспекторы должны принять в течение двух месяцев после окончания срока, указанного в требовании у контролеров (п. 3 ст. 46 НК РФ).
  4. Решение, принятое за пределами двухмесячного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Но в такой ситуации у инспекторов есть право обратиться в суд с иском о взыскании. Сделать это можно в течение шести месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате налога. Обратите внимание: исковой срок отсчитывается так же, как и срок для принятия решения — с даты, указанной в требовании об уплате.

Таким образом, у инспекторов есть примерно девять месяцев и десять дней для того, чтобы взыскать с коммерсанта обнаруженную недоимку. Этот срок может увеличиться до одного года. Если на расчетном счете ИП отсутствуют деньги или их недостаточно (что должно подтверждаться документально), контролеры вправе принять решение о взыскании недоимки за счет имущества. И, как мы указали выше, сделать это можно в течение года после того, как срок, установленный в требовании, истечет.

Эти сроки закреплены в Налоговом кодексе, не оговаривается лишь одно — какой период могут использовать инспекторы, рассматривая вопрос о недоимке. С налоговой проверкой все однозначно. Но недоимка может быть выявлена и вне рамок ревизии. Допустим, в апреле 2010 г. по какой-либо причине инспектор просмотрел лицевую карточку предпринимателя в базе, а там числится недоимка, скажем, за 2002 г. Недоимка обнаружена, а далее следует девятимесячный срок для ее взыскания.

Лицевой счет

Получается, источник проблемы — информационная база контролеров, где числятся все долги бизнесмена, в том числе "просроченные". Можно ли внести изменения в карточку расчетов с бюджетом?

Недоимка, числящаяся за налогоплательщиком, уплата и взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном правительством (по федеральным налогам и сборам), представителями государственной власти субъектов, местной администрацией (по региональным и местным налогам). То же касается пеней и штрафов, начисленных на данную недоимку (ст. 59 НК РФ).

Что подразумевается под причинами экономического, социального, юридического характера Кодекс не объясняет. Существует Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100, где приводится закрытый перечень. Случая всего три: ликвидация организации, признание ИП банкротом, смерть физлица.

Попытка внести изменения в лицевой счет через суд, скорее всего, обернется неудачей.

Как и в какой срок налоговый орган может взыскать задолженность по налогам?

Дело в том, что существует Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N 16507/04, где указано, что инспекторы не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. А судьи не вправе заставлять налоговое ведомство принимать решение о списании долгов. Судебные акты в части понуждения инспекции исключить из лицевого счета недоимку являются ошибочными. Лицевой счет, который ведет инспекция, является формой внутреннего контроля. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Отказы судов базируются именно на названном Постановлении (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2009 г.

по делу N А56-28839/2008).

Иногда коммерсантам удается избавиться от долга, так как инспекторы не могут доказать факт появления задолженности. Сведений одного лишь лицевого счета в данной ситуации недостаточно. Необходимы документы, которые бы подтвердили задолженность — декларации, решения по результатам проверок (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 апреля 2007 г. N А78-5955/06-Ф02-1927/07).

Справка о расчетах

Даже если на лицевом счете бизнесмена числится недоимка, взыскать просроченный долг инспекторам удастся вряд ли. Судьи, указывая на пропуск всех предусмотренных сроков либо нарушение порядка взыскания (например, не выставляется требование об уплате), отменяют решения контролеров.

Проблема может возникнуть, если коммерсанту понадобится справка о состоянии расчетов с инспекцией. Ведь задолженность числится в базе. В большинстве случаев судьи признают, что включение в справку сведений о задолженности, фактически нереальной к взысканию, неправомерно.

Подобная информация не отражает истинного размера существующих неисполненных налоговых обязательств, нарушают права и законные интересы налогоплательщика и создают ему препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2008 г. N Ф09-9799/08-С3). В то же время есть и противоположные решения. В Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 мая 2008 г. по делу N А79-9785/2007 говорится, что пропуск сроков для взыскания не является основанием для исключения сумм из лицевого счета, сведения которого используются при составлении справки о состоянии расчетов с бюджетом.

В.Романов

Эксперт журнала

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *