Налоговый агент по ндс

.

Чтобы понять, кто же такие налоговые агенты по НДС можно провести аналогию с налоговыми агентами по НДФЛ.

Налоговый агент по НДС также как и налоговый агент по НДФЛ, исчисляет и удерживает налог из дохода, который выплачивает арендодателю в виде арендной платы. При этом НА по НДС должен не просто удержать налог, но и уплатить его в бюджет, а также представить декларацию по НДС в ИФНС.

Российские компании и ИП (в т.ч неплательщики НДС) являются налоговыми агентами по НДС, если выполняется одновременно следующие условия (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ):

  • арендуется федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество;
  • арендодатель является органом государственной власти и управления, органами местного самоуправления.

Организация не будет удерживать и платить НДС в бюджет если:

Государственная регистрация договора аренды не является обязательным требованием при исполнении обязанностей налогового агента по НДС (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2013 N Ф03-2972/2013, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 04.05.2006, 26.04.2006 N Ф09-А59/06-2/1048, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.06.2007 N А12-12261/06-С60).

Вопрос: Является ли физическое лицо — резидент РФ (не индивидуальный предприниматель), заключившее с КУГИ договор об аренде муниципального имущества (помещения), налоговым агентом по НДС? Если да, то в какую налоговую инспекцию физическое лицо обязано перечислить НДС — по месту расположения арендованного имущества или по месту регистрации физического лица?

 

Ответ: Физическое лицо (не являющееся индивидуальным предпринимателем) признается налоговым агентом по НДС в случае заключения с КУГИ договора об аренде муниципального имущества (помещения). Налоговая декларация об уплате НДС физическим лицом представляется в налоговые органы по месту своего учета.

 

Обоснование: Пункт 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В то же время п. 1 ст. 24 НК РФ устанавливает, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Пункт 2 ст. 11 НК РФ определяет, что лица (лицо) — организации и (или) физические лица.

Таким образом, физические лица являются налоговыми агентами.

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Следовательно, физическое лицо, выступая арендатором муниципального имущества, является налоговым агентом.

Данный вывод подтверждается также тем, что в Порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденном Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, имеются указания на особенности заполнения налоговой декларации по НДС для физических лиц (см. п. п. 20 и 26 разд.

Обязанности налогового агента по НДС

III данного Порядка).

Пункт 5 ст. 174 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл.

21 НК РФ.

Светлана Осипова, ведущий аудитор

Участием иностранных организаций в сделках с российскими предприятиями уже никого не удивишь.

Кто является налоговым агентом по НДС в 2017-2018 годах?

Иностранцы покупают наши товары, продают нам свои, оказывают россиянам различные услуги, или, наоборот, пользуются услугами отечественных организаций. Бухгалтера же в таких ситуациях волнует вопрос: в каком случае и какие налоги надо перечислить в наш бюджет "за иностранца"?

В некоторых случаях российская организация, заключившая договор с иностранным партнером, обязана выступить в роли налогового агента. Это означает, что она должна удержать из денег, причитающихся иностранной организации, налог и перечислить его в бюджет. В частности, такие обязанности возникают по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Ситуация осложняется еще и тем, что для каждого налога установлены свои условия, при наличии которых отечественная организация превращается в налогового агента. Рассмотрим эти условия подробнее.

Нет представительства — делись доходом

По налогу на прибыль российская организация будет выступать налоговым агентом по отношению к доходу, выплачиваемому иностранцу, при одновременном совпадении следующих двух условий. Первое — у иностранной организации в России нет постоянного представительства. И второе — эта организация получает доход, который поименован в статье 309 НК РФ.

Что надо понимать под постоянным представительством иностранной организации? К сожалению, Налоговый кодекс не дает определения постоянного представительства. В статье 306 НК РФ даны лишь его признаки.

Деятельность нерезидента приводит к образованию на территории России постоянного представительства, если его любое обособленное подразделение или отделение осуществляет на территории России деятельность, связанную с:

пользованием недрами или другими природными ресурсами;

проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории России и принадлежащих нерезиденту или арендуемых им складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением какой-либо другой деятельности, но за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера (примерный перечень которой изложен в пункте 4 статьи 306 НК РФ).

Необходимо учитывать, что постоянным представительством может быть признано не только обособленное подразделение иностранной организации. Например, обособленным подразделением будут и иные лица (физические и юридические), осуществляющие на территории России деятельность для нерезидента и обладающие полномочиями заключать от его имени контракты. Однако если такую деятельность осуществляет профессиональный посредник, то постоянного представительства не будет.

Если есть соглашение

Но есть еще один нюанс, который надо учитывать россиянам при определении постоянного представительства.

Дело в том, что у России существуют соглашения с другими странами об устранении двойного налогообложения. И зачастую в этих соглашениях постоянное представительство определяется иначе, чем Налоговым кодексом. А согласно статье 7 НК РФ при наличии заключенного между Россией и страной нерезидента соглашения об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик должен руководствоваться положениями соглашения, а не нормами НК РФ.

Взыскание с налогового агента недоимки и пени неправомерно

Поэтому, заключая договор с иностранцем, нелишним будет поинтересоваться и содержанием международных документов.

И если после изучения соглашений выяснится, что в деятельности нерезидента есть признаки постоянного представительства, и обязанностей налогового агента у российской организации не будет. Но при этом не стоит забывать, что при применении положений международных договоров иностранная организация должна предоставить российской организации документы, подтверждающие факт нахождения иностранца на территории государства, с которым Россией подписан международный договор или соглашение (ст. 312 НК РФ). И российская сторона освобождается от обязанностей налогового агента (по удержанию налога из выплачиваемого вознаграждения) только при наличии у иностранца таких документов.

Добавил стоимость — оставь ее в России

С налогом на добавленную стоимость все гораздо проще. Здесь характер деятельности компании-нерезидента не имеет никакого значения. Для установления обязанности платить НДС за иностранную компанию надо сначала правильно определить место реализации ее продукции (работ, услуг).

Правила определения места реализации детально прописаны в статьях 147 и 148 НК РФ. Если местом реализации товара (работы, услуги) признается территория России — возникает обязанность заплатить НДС. А если местом реализации признается территория иностранного государства — отсутствует.

И еще необходимо выяснить, стоит ли иностранец на налоговом учете в российских налоговых органах. Если иностранец учтен, то и НДС он платит сам, если нет — его удерживает российская сторона.

Пример: Иностранная организация, не состоящая на учете в российских налоговых органах, осуществляет по заказу российского клиента маркетинговые исследования на заданную тему. Местом реализации такой услуги признается Россия (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Следовательно, такая операция облагается НДС, и российская организация должна будет удержать из вознаграждения, перечисляемого иностранцу, сумму НДС и перечислить ее в бюджет (ст. 166, 174 НК РФ).

Отметим, что этот НДС российская организация может принять к вычету на основании пункта 4 статьи 171 НК РФ.

А если не…

И еще один немаловажный момент. Какие последствия ждут российскую организацию, если она ошибется и не удержит налог у иностранца? Налоговые органы в таком случае стремятся взыскивать с российского налогоплательщика и неудержанный налог, и пени, и штраф по статье 123 НК РФ. Однако такие действия налоговиков не соответствуют Налоговому кодексу.

Дело в том, что, уплачивая налог за нерезидента, российская организация выступает в роли налогового агента. А это означает, что налогоплательщиком является именно нерезидент. Поэтому и налог надо удержать из средств, принадлежащих нерезиденту, а не налоговому агенту (ст. 24 НК РФ). Следовательно, взыскание неудержанного налога непосредственно с налогового агента неправомерно.

Этот вывод подтверждает и судебная практика. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа неоднократно признавал незаконным взыскание с налогового агента сумм неудержанного с налогоплательщика налога (постановления от 28.05.01 по делу № А26-2046/00-02-02/103 и от 25.06.01 по делу № А44-3342/00-С7-к).

Поэтому если российская организация — налоговый агент не удержала у нерезидента налог, то взыскать с нее недоимку и пени будет невозможно. Следовательно, в такой ситуации российской организации будет грозить лишь штраф по статье 123 НК РФ в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению в бюджет.


Все статьи О выставлении "спецрежимниками" счетов-фактур и обязанностях в части НДС (Миленина Н.В.)

Зачастую на практике возникают ситуации, когда индивидуальные предприниматели — «спецрежимники» по просьбе своих контрагентов (или по каким-либо иным причинам) выставляют им счета-фактуры с выделением суммы НДС. Вместе с тем п. 3 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны плательщики налога, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Коммерсанты же, применяющие в своей деятельности тот или иной спецрежим, освобождаются от обязанности по уплате НДС (п. 3 ст. 346.1, п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ) и, соответственно, по выставлению счетов-фактур.
Каковы налоговые последствия для бизнесмена-«спецрежимника» в случае выставления им счетов-фактур покупателю-контрагенту?

О возникновении обязанности уплатить НДС

На основании п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления лицами, не являющимися плательщиками НДС, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы данного налога он должен быть исчислен и уплачен в бюджет РФ (см. Письма Минфина России от 21.08.2015 N 03-11-11/48495, от 29.04.2010 N 03-07-14/30).
Для применения правила, установленного пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, имеет значение факт передачи продавцом покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с НДС. Аналогичного мнения придерживаются и арбитры: у субъекта экономической деятельности, находящегося на том или ином спецрежиме, в случае выставления им покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога в силу прямого указания закона возникает обязанность по уплате данного налога в бюджет (Постановления ФАС ВВО от 10.04.2012 по делу N А31-2664/2011, ФАС УО от 13.09.2013 N Ф09-8577/13 по делу N А07-19919/2012, ФАС СЗО от 11.10.2012 по делу N А56-65603/2011, ФАС ВСО от 20.07.2011 по делу N А33-9041/2010).

К сведению. КС РФ в Определении от 21.12.2011 N 1856-О-О указал, что положения п. 5 ст. 173 НК РФ предусматривают возможность выбора «спецрежимником» наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования, что позволяет ему таким образом:
— сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета НДС и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, повышая тем самым ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг);
— выставить контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога, притом что НДС подлежит уплате в бюджет.
Во втором случае возникает обязанность по уплате налога, хотя изначально лицо не признавалось его плательщиком.
По мнению КС РФ, подобное законодательное регулирование направлено на согласование интересов государства и налогоплательщиков, покупателей и поставщиков товаров (работ, услуг). Оно определяет такую меру свободы выбора субъектов в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов, при которой они вправе самостоятельно осуществлять налоговое планирование.

Пункт 5 ст. 173 НК РФ устанавливает, что в случае выставления покупателям счетов-фактур с выделением налога сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет лицами, не являющимися его плательщиками, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном контрагенту.
С учетом нормы ст. 173 НК РФ сумма НДС к уплате в бюджет должна быть равна сумме налога, отраженной в соответствующих счетах-фактурах (см. Постановление ФАС ЗСО от 14.09.2011 по делу N А27-15172/2010).

О том, когда следует уплатить налог

В силу п. 4 ст. 174 НК РФ уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за названным периодом.

Примечание. Налоговым периодом по НДС признается квартал (ст. 163 НК РФ).

Предприниматель обязан уплатить в бюджет всю сумму НДС, указанную в счете-фактуре, независимо от факта поступления оплаты от покупателя. К такому выводу пришли контролирующие органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 03.02.2009 N 16-15/008584.1), указав, что п.

Когда организация или ИП становятся налоговыми агентами по НДС или налогу на прибыль

5 ст. 173 НК РФ не наделяет лиц, не являющихся плательщиками НДС, правом самостоятельного определения момента возникновения обязанности перечислить налог в бюджет. Иными словами, факт перечисления налога контролеры связывают именно с моментом выставления счета-фактуры, а не с моментом получения денежных средств от покупателей, в адрес которых они выставляются.
Такое мнение высказали и некоторые суды. Так, в Постановлении ФАС СКО от 09.03.2010 N А63-13200/2006-С4 <1> арбитры пришли к выводу, что обязанность по перечислению НДС в бюджет в сроки, установленные ст. 174 НК РФ, возникает у лица лишь в силу самого факта предъявления НДС к уплате покупателям путем выделения его в счете-фактуре.
———————————
<1> Определением ВАС РФ от 27.04.2010 N ВАС-4888/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Вместе с тем отдельные судебные органы придерживаются противоположной точки зрения: поскольку субъект правоотношений плательщиком НДС не является, оснований для применения положений ст.

ст. 153 «Налоговая база», 167 «Момент определения налоговой базы», 173 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» НК РФ не имеется. Обязанности же, предусмотренные п. 5 ст. 173 и п. 4 ст. 174 НК РФ, не изменяют статуса лиц, не являющихся плательщиками НДС. Соответственно, корректировка налоговым органом сумм НДС и их перераспределение применительно к датам выставления счетов-фактур неправомерны. «Спецрежимник» вправе перечислять в бюджет суммы НДС по мере поступления денежных средств от покупателей (Постановления ФАС ЗСО от 09.11.2012 по делу N А27-8123/2012, от 06.11.2012 по делу N А27-3594/2012).

Об ответственности за неуплату НДС в бюджет

Если обязанность предпринимателя по перечислению НДС в бюджет будет проигнорирована, то контролеры по данному факту могут привлечь его к ответственности по ст. 122 НК РФ и начислить пени.
Однако в этой связи коммерсанту необходимо учитывать следующее. Согласно ст. 75 НК РФ пеней является денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Из содержания названной нормы следует, что такая мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), как пени, применяется к налогоплательщикам (плательщикам сборов) и налоговым агентам и не подлежит применению к лицам, не признаваемым плательщиками НДС («спецрежимникам»), в случае нарушения ими требований, установленных п. 5 ст. 173 НК РФ (Постановления ФАС УО от 18.08.2011 N Ф09-4612/11 по делу N А34-5414/2010, от 14.12.2011 N Ф09-8259/11 по делу N А34-1747/2011).
Аналогичные выводы сделаны в отношении взыскания штрафных санкций по ст. 122 НК РФ (Постановление ФАС ПО от 14.03.2011 N А72-4554/2010). Напомним, в силу п. 1 названной нормы неуплата (неполная уплата) сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора). Как видно, в ст. 122 НК РФ не указано, что субъектом правонарушения является именно налогоплательщик.
Вместе с тем ФАС ВСО в Постановлении от 27.10.2009 по делу N А78-1910/2009 отметил, что выставление счета-фактуры с выделением налога неплательщиком НДС влечет лишь возникновение у него обязанности по перечислению в бюджет полученной от покупателей суммы налога в значении, придаваемом гл. 21 НК РФ. При этом плательщиком НДС он не признается. В то же время неуплата (неполная уплата) налога — это вид налогового правонарушения. Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением считается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.
Статья 122 НК РФ предусматривает ответственность за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Таким образом, к налоговой ответственности по указанной статье может быть привлечено только лицо, которое в силу норм Налогового кодекса обязано уплачивать налог, то есть налогоплательщик. В связи с этим у контролеров отсутствуют основания для привлечения «спецрежимника» к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Одновременно с этим коммерсантам следует принять во внимание и противоположную точку зрения судебных органов. Арбитры подчеркивают, что применение ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, не ограничено по кругу лиц. Указания на то, что ее положения распространяются только на налогоплательщиков, нормы названной статьи не содержат. Субъектами правонарушения в соответствии с упомянутой статьей являются лица, на которых возложена обязанность уплачивать в установленный срок налоги. К ним относятся и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при выставлении ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом ответственность наступает в случае неуплаты (неполной уплаты) налога в предусмотренный срок (Постановления ФАС СЗО от 26.09.2006 по делу N А13-7765/2005-19, ФАС ПО от 13.09.2007 по делу N А65-50/2007-СА2-41).

Об обязанности представить налоговую декларацию

В срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, предприниматель-«спецрежимник», выставивший покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, обязан представить в инспекцию по месту своего жительства соответствующую декларацию в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота с включением в нее сведений, указанных в выставленном счете-фактуре (п. п. 5, 5.1 ст. 174 НК РФ). При этом в декларации нужно заполнить:
— титульный лист;
— разд. 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика»;
— разд. 12 «Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ» (п. п. 3, 51 Порядка заполнения декларации <2>).
———————————
<2> Форма декларации по НДС, Порядок ее заполнения, а также Формат представления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

В силу абз. 4 п. 5 ст. 174 НК РФ при представлении на бумажном носителе декларации по НДС она не считается представленной.
В соответствии со ст. 119 НК РФ непредставление в закрепленный срок декларации влечет взыскание с предпринимателя штрафа в размере 5% неуплаченной суммы НДС, подлежащей уплате на ее основании, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. <3>.
———————————
<3> Редакция данной статьи, действующая с 01.01.2014, позволяет применить налоговые санкции как к плательщикам, так и к неплательщикам НДС.

Об учете в доходах суммы НДС

Индивидуальным предпринимателям на УСНО, а также коммерсантам, применяющим спецрежим в виде уплаты ЕСХН, следует учитывать, что полученный от покупателя НДС они имеют право не включать в базу по единому налогу.
С 01.01.2016 Федеральный закон от 06.04.2015 N 84-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» скорректировал правила учета доходов и расходов указанных налогоплательщиков, выставляющих покупателям счета-фактуры с НДС. Так, внесены поправки в п. 1 ст. 346.5 и п. 1 ст. 346.15 НК РФ, положения которых определяют порядок формирования доходов, учитываемых в налогооблагаемой базе. С названной даты поименованные «спецрежимники» вправе не отражать сумму НДС по выставленному покупателю счету-фактуре в составе доходов, руководствуясь положениями п. 1 ст. 248 НК РФ (пп. «а» п. 1, п. 3 ст. 1 Закона N 84-ФЗ). Напомним, что до внесения изменения редакции обозначенных норм предписывали при определении объекта налогообложения учитывать доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).
Кроме того, с этого года пп. 23 п. 2 ст. 346.5 и пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ закреплено право налогоплательщиков на уменьшение облагаемой базы на суммы НДС, уплаченные на основании п. 5 ст. 173 НК РФ (пп. «б» п. 1, п. 4 ст. 1 Закона N 84-ФЗ).
Как можно заметить, вышеперечисленные поправки позволяют избежать двойного налогообложения одних и тех же сумм налога, поскольку предъявленный покупателю НДС перечисляется в бюджет. Кроме того, законодательные нововведения разрешили налоговые споры, которые велись долгое время по вопросу включения НДС в доходы коммерсанта, применяющего «упрощенку» или систему налогообложения в виде уплаты ЕСХН.

К сведению.

Напомним, до 01.01.2016 при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО и спецрежима в виде ЕСХН, налогоплательщики, выставляющие покупателям счета-фактуры с выделением суммы НДС, должны были, по мнению контролирующих органов, доходы от реализации учитывать с полученным от покупателей НДС. Положениями Налогового кодекса уменьшение доходов на суммы налога предусмотрено не было (см., к примеру, Письма УФНС России по г. Москве от 02.11.2010 N 16-15/115179@, Минфина России от 21.09.2012 N 03-11-11/280, от 14.04.2008 N 03-11-02/46).
Тем не менее судебные органы зачастую поддерживали «спецрежимников». Свою позицию они мотивировали следующим образом: в доходы (в частности, при «упрощенке») включаются доходы от предпринимательской деятельности. НДС, предъявленный покупателям, таким доходом считать нельзя.
Соответственно, налоговая инспекция не вправе требовать включить в состав доходов перечисленную в бюджет сумму НДС, полученную от покупателей (см. Постановление ФАС ПО от 14.03.2011 N А72-4554/2010 (Определением ВАС РФ от 15.07.2011 N ВАС-8768/11 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано).

О праве на налоговый вычет

Как уже было выяснено, нормы пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ обязывают индивидуальных предпринимателей — «спецрежимников» в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС перечислить соответствующую сумму налога в бюджет. Означает ли данный факт, что выставивший счет-фактуру субъект приобретает право как налогоплательщик на применение вычета НДС, предъявленного ему поставщиками товаров (работ, услуг)?
Подобным вопросом на практике коммерсанты задаются достаточно часто. Споры по нему с налоговиками дошли до высшей судебной инстанции. Пленум ВАС, рассматривая данную ситуацию, заявил, что на хозяйствующего субъекта в таком случае возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п. 5 ст. 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты упомянутой нормой либо иными положениями гл. 21 НК РФ не предусмотрена (п. 5 Постановления от 30.05.2014 N 33).
На основании изложенного индивидуальные предприниматели — «спецрежимники» не являются плательщиками НДС, поэтому не имеют права на вычет налога, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг). Полученные от покупателей суммы этого налога (в случае выставления счетов-фактур с выделением суммы НДС) они обязаны уплачивать (перечислять) в бюджет в полном объеме не как плательщики НДС, а в силу специального указания на то в п. 5 ст. 173 НК РФ <4>.
———————————
<4> См. также Постановление ФАС ПО от 30.01.2013 по делу N А12-13500/2011 (Определением ВАС РФ от 28.05.2013 N ВАС-6040/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС).

Возможность заявить к вычету суммы НДС, уплаченного по авансовым платежам, полученным в период применения УСНО, нормами гл. 21 НК РФ также не предусмотрена (Письмо Минфина России от 21.05.2012 N 03-07-07/53).

* * *

В случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС у индивидуального предпринимателя, применяющего тот или иной спецрежим, в силу прямого указания закона (п. 5 ст. 173 НК РФ) возникает обязанность по уплате налога в бюджет. Однако сей факт не переводит коммерсанта в категорию плательщиков НДС и не дает ему право претендовать на вычеты НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

⇐ Налог на добавленную стоимость

Налоговые агенты по НДС

Налоговыми агентами по НДС признаются следующие лица и организации.

1 Организации и ИП, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Налоговая база при этом определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

2 Организации и ИП, реализующие на территории РФ товары (работы, услуги) иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, на основе договоров поручения, комиссии и агентских договоров. Налоговая база представляет собой стоимость указанных товаров с учетом акцизов (по подакцизным товарам) и без включения в них НДС.

3 Арендаторы федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества. В этом случае налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом НДС.

4 Покупатели (получатели) государственного имущества (за исключением физических лиц, не являющихся ИП), не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города, автономной области (округа), а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом НДС.

5 Органы, организации или ИП, уполномоченные осуществлять реализацию конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству. Налоговая база исчисляется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой в соответствии со ст. 40 НК, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без учета НДС.

Российская практика применения НДС показала необходимость учета дополнительных факторов при определении налоговой базы с целью минимизации скрытых форм реализации. Включение их в налоговую базу объясняется фискальными интересами государства и стремлением воспрепятствовать уклонению от налогообложения. В налоговую базу включаются средства, получение которых связано с расчетами по оплате товаров, работ или услуг (ст. 162 НК):

  • суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);
  • суммы, поступившие в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, а также в виде процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии с действовавшими ставками рефинансирования ЦБ РФ;
  • полученные страховые выплаты по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения.

Данные положения не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению.

Момент определения налоговой базы играет важную роль в исчислении НДС.

Согласно ст.

Кто такой налоговый агент по НДС?

167 НК учетная политика для целей налогообложения НДС является единой для всех налогоплательщиков, и моментом определения налоговой базы признается наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав.

Следует учитывать, что когда моментом определения налоговой базы является вторая из представленных выше дат, то на день отгрузки товаров или передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты (частичной оплаты) также возникает момент определения налоговой базы. Таким образом, сначала начисляется НДС с суммы полученных авансов (оплаты предстоящих поставок), затем еще раз — с реализации (отгрузки), а ранее начисленный НДС с оплат предстоящих поставок принимается к вычету после отгрузки соответствующих товаров (ст. 167 и 172 НК).

Помимо этого, по отдельным операциям существует еще ряд особенностей при определении момента реализации, которые изложены в таблице.

Особенности момента определения налоговой базы по отдельным операциям
№ п/п Содержание операции Момент определения налоговой базы (реализации)
1 Реализация налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства День реализации складского свидетельства
2 Уступка новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров, работ, услуг День уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства
3 Приобретение денежного требования у третьих лиц; передача имущественных прав налогоплательщиками День уступки требования или день исполнения обязательства должником
4 Передача прав, связанных с заключением договора, арендных прав День передачи имущественных прав
5 Реализация товаров, работ, услуг, облагаемый по ставке 0% Последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0%
6 Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления Последнее число месяца каждого налогового периода
7 Передача товаров, работ, услуг для собственных нужд День совершения указанной передачи
8 Получение налогоплательщиком — изготовителем оплаты частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет более 6 месяцев (по перечню, утверждаемому Правительством РФ)

По выбору налогоплательщика: день их оплаты (частичной оплаты);

день отгрузки (передачи) указанных товаров, работ, услуг (при наличии раздельного учета осуществляемых операций)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *