Минимальная оплата труда в час в россии

Содержание

Заработная плата: сложные вопросы начисления и выплаты

1.1. Минимальный размер оплаты труда

Величина МРОТ определяется федеральным законом и устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. Часть 1 ст. 133 ТК РФ закрепляет правило, согласно которому МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако ст. 421 ТК РФ низводит эту норму до декларации: прожиточного минимума МРОТ достигнет в сроки, которые будут определены позднее федеральным законом.

Статья 133.1 ТК РФ предоставляет субъектам Российской Федерации право вводить свой региональный МРОТ, который должен быть выше федерального.

 

* * *

 

С 1 января 2009 г. МРОТ равен 4330 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Определения МРОТ ТК РФ в настоящее время не содержит. Ранее такое определение было приведено в ст. 129 ТК РФ.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ устанавливает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Отсюда следует, что МРОТ — это величина заработной платы, которая гарантирована любому работнику, полностью отработавшему месяц и выполнившему все предусмотренные трудовым договором обязанности. Если указанные условия соблюдены, работник должен получить месячную заработную плату не менее МРОТ. Даже если ваши обязанности заключаются только в и вы получаете заказы раз в 2 месяца, минимальную зарплату вы все равно должны получать.

Несоблюдение одного из двух условий (нормы рабочего времени и нормы труда) лишает работника права на получение заработной платы не менее МРОТ.

 

1.1.1. Норма рабочего времени

 

Нормальная продолжительность рабочего времени ограничена 40 часами в неделю (ч. 2 ст. 91 ТК РФ).

Норма на другие, кроме недели, периоды времени определяется на основании п. 2 Разъяснения Минтруда России от 29.12.1992 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с переносом выходных дней, совпадающих с праздничными днями», утвержденного Постановлением Минтруда России от 29.12.1992 N 65 (далее — Разъяснения Минтруда России N 5).

Норма рабочего времени на определенные периоды считается на основании графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены) при 40-часовой рабочей неделе — 8 часов в день.

В предпраздничные дни продолжительность рабочего дня сокращается на один час (ст. 95 ТК РФ).

Этими правилами руководствуются составители производственных календарей. Поэтому для определения нормы рабочего времени достаточно заглянуть в такой календарь (см. Приложение 1 к книге). Если по каким-либо причинам работник не отработал норму рабочего времени, то его заработная плата может быть менее МРОТ. Однако в некоторых случаях он имеет право на компенсацию.

 

Пример. Работнику установлены 40-часовая рабочая неделя и суммированный учет рабочего времени. Учетный период — месяц. В январе 2009 г. графиком для работника предусмотрено 120 рабочих часов при норме 128 часов. Месячный оклад работника — 4330 руб. Даже отработав 120 часов, работник получит заработную плату менее 1 МРОТ. Однако 8 часов должны быть компенсированы ему как простой по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника (ч. 3 ст. 72.2 и ст. 157 ТК РФ).

Ситуация изменится, если учетный период будет составлять более одного месяца (например, три месяца). Тогда за январь работнику следует выплатить заработную плату не менее МРОТ. Ведь не отработанные в январе часы могут быть перенесены на другие месяцы учетного периода. Допустим, графиком рабочие часы в I квартале распределены так: 120 часов в январе, 180 часов в феврале и 148 часов в марте, а всего 448 часов, что соответствует норме. В каждом из месяцев работник получит заработную плату не менее МРОТ.

 

Отметим, что не во всех случаях работнику установлена именно 40-часовая рабочая неделя. Работник может трудиться в условиях сокращенного или неполного рабочего времени.

Сокращенное рабочее время устанавливается для работников, перечисленных в ст. 92 ТК РФ, других статьях Кодекса или в иных федеральных законах.

В частности, сокращенное рабочее время предусмотрено для:

— работников в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю;

— работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 35 часов в неделю;

— работников, являющихся инвалидами I или II группы, — не более 35 часов в неделю;

— работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, — не более 36 часов в неделю;

— педагогических работников — не более 36 часов в неделю;

— медицинских работников — не более 39 часов в неделю

и некоторых других работников.

При сокращенной продолжительности рабочего времени для других, кроме недели, учетных периодов норма определяется в порядке, описанном выше, исходя из продолжительности ежедневной работы (смены), получаемой в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.

Норма рабочего времени при 36-часовой и 24-часовой рабочей неделе приведена в производственном календаре (см. Приложение 1 к книге).

Если работнику установлена другая сокращенная рабочая неделя, то определять норму ему придется самостоятельно.

Работники, которым установлено сокращенное рабочее время, имеют право получить заработную плату не менее МРОТ, если они полностью отработали уменьшенную законом норму.

 

Пример. Инвалиду II группы установлена 35-часовая рабочая неделя. В июле 2009 г. он отработал 161 час.

В июле 23 рабочих дня по календарю 5-дневной рабочей недели с выходными в субботу и в воскресенье. Продолжительность ежедневной работы инвалида при таком графике — 7 ч (35 ч : 5 дн.). Норма рабочего времени в июле — 161 ч (7 ч x 23 дн.).

Следовательно, заработная плата инвалида за июль не может быть менее МРОТ.

 

Неполное рабочее время (ст. 93 ТК РФ) устанавливается по соглашению сторон трудового договора как при приеме на работу, так и впоследствии. Неполное рабочее время возможно в виде неполной рабочей недели или неполного рабочего дня.

Некоторым категориям работников работодатель обязан установить неполное время по их просьбе. К таким работникам относятся беременные женщины, один из родителей, имеющий ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющие уход за больным членом семьи.

Без согласия работников режим неполного рабочего времени вводится работодателем в случае угрозы массового увольнения при изменении организационных или технологических условий труда в порядке, предусмотренном ч. 5 — 7 ст. 74 ТК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 93 ТК РФ при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Поэтому работнику, который работает неполное рабочее время, за месяц может быть выплачена заработная плата менее МРОТ.

 

Пример. Работнику установлена неполная — 4-дневная — рабочая неделя с понедельника по четверг. В августе 2009 г. при обычной 5-дневной рабочей неделе с выходными в субботу и воскресенье — 21 рабочий день. Работник отработал по своему графику 17 дней и выполнил норму труда. Его заработная плата должна быть не менее 3178, 26 руб. (4300 руб. : 23 дн. x 17 дн.).

 

Следует учитывать, что иногда работник, работающий неполный рабочий день, имеет право на получение заработной платы не менее МРОТ.

 

Пример. В организации две уборщицы. Одна работает полное рабочее время, а другая — неполное. Для уборщицы установлена норма труда — не менее 100 кв. м убираемого объекта за смену. И та и другая уборщицы справляются с нормой. Работница, которой установлен неполный рабочий день, имеет право требовать оплаты труда наравне с работницей, которой установлен полный рабочий день (ст. ст. 3, 132 ТК РФ), то есть не менее МРОТ.

 

1.1.2. Нормы труда (должностные обязанности)

 

Нормы труда — это нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы (ст. 160 ТК РФ). Они устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда и могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Нормы вводятся, когда труд работника имеет овеществленный результат, который может быть измерен.

Должностные обязанности устанавливаются, как правило, трудовым договором и локальными нормативными актами (должностной инструкцией).

Если работник отработал полностью норму рабочего времени, но не выполнил норм труда или должностных обязанностей, то его заработная плата может быть менее МРОТ.

 

Пример. Работник должен сделать за месяц 150 деталей. Он полностью отработал месяц, но сделал всего 100 деталей. Его заработная плата может быть менее МРОТ.

 

Не стоит забывать, что согласно ст. 155 ТК РФ невыполнение норм труда может иметь место:

1) по вине работника;

2) по вине работодателя;

3) по причинам, не зависящим от работника и работодателя.

Во втором случае заработная плата рассчитывается исходя из среднего заработка, а в третьем случае — исходя из 2/3 тарифной ставки, оклада.

Средний заработок подсчитывается по правилам ст. 139 ТК РФ.

 

Пример. Работнику установлен оклад в размере 4330 руб. В феврале 2009 г. — 19 рабочих дней. Работник полностью отработал февраль, но не выполнил нормы труда по вине работодателя. Предположим, что его средний дневной заработок, определенный в соответствии со ст. 139 ТК РФ, составляет 221 руб. Тогда за февраль работнику следует выплатить не менее 4199 руб. (221 руб. x 19 дн.).

Если же работник не выполнит норму по причинам, не зависящим от него и от работодателя, то его заработная плата должна быть не менее 2886,67 руб. (4330 руб. x 2/3).

 

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Меньше МРОТ не должна быть именно вся заработная плата работника. Оклад работника может быть меньше МРОТ. Меньше может быть и оплата, исчисленная исходя из дневной или часовой тарифной ставки или сдельных расценок. Если при этом работник получает какие-либо доплаты и надбавки или премии и вся сумма заработной платы равна либо больше МРОТ, то нарушений нет.

Именно таким образом толкует соответствующие нормы трудового законодательства и Верховный Суд Российской Федерации (см. Определение от 10.09.2008 N 83-Г08-11).

 

Пример. Работнику установлен оклад 3000 руб. В марте 2009 г. ему начислены доплата за работу в выходные и праздники в размере 800 руб. и премия в размере 1000 руб. за качество работы. Таким образом, заработная плата работника за март составит 4800 руб. (3000 руб. + 800 руб. + 1000 руб.), что превышает величину МРОТ.

 

Отметим, что установление работнику оклада менее МРОТ может в некоторых случаях приводить к конфликтным ситуациям.

 

Пример. В организации работают четыре сторожа. Оклад каждого из них составляет 3500 руб.

За счет переработок и труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, заработная плата сторожей обычно бывает больше МРОТ. Но в апреле 2009 г. один из сторожей не привлекался к сверхурочной работе. Ему начислен только оклад. Поскольку работодатель не может выплатить работнику заработную плату за полностью отработанный месяц менее МРОТ, то этому сторожу выдали 4330 руб. Получилось, что работник, отработавший в апреле меньше остальных, получил наравне с ними. Такая ситуация противоречит требованиям ст. ст. 3 и 132 ТК РФ.

 

1.1.3. Региональный МРОТ

 

Кроме МРОТ, действующего на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации может быть установлен свой МРОТ, который распространяется на работодателей и работников соответствующего региона.

Региональный МРОТ появляется в результате добровольно взятого на себя обязательства работодателей, содержащегося в соглашении, подписанном их представителями и представителями работников, а также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Разработка и подписание соглашения о региональном МРОТ регулируются ст. 133.1 ТК РФ.

Проект регионального соглашения о минимальной заработной плате разрабатывается трехсторонней комиссией по регулированию социально-экономических отношений.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом действующие у них профсоюзы.

При установлении регионального МРОТ необходимо ориентироваться на величину прожиточного минимума трудоспособного населения в данном субъекте Российской Федерации (ч. 3 ст. 133.1 ТК РФ).

После подписания соглашение будет распространяться на всех работников, которые трудятся в данном регионе у работодателей (ч. 3 ст. 48 ТК РФ):

— являющихся членами объединения, заключившего соглашение;

— уполномочивших объединение, заключившее соглашение, участвовать от их имени в коллективных переговорах;

— присоединившихся к соглашению после его заключения.

 

Пример. В Санкт-Петербурге подписано соглашение об установлении регионального МРОТ на 2009 г. в размере 6200 руб. Основное производство ООО «Крот» находится в Московской области, но есть филиал в Санкт-Петербурге. Работодатель присоединился к региональному соглашению. В 2009 г. работникам филиала следует платить заработную плату не менее 6200 руб.

 

Соглашение, в том числе и соглашение о региональной минимальной заработной плате, вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного самим соглашением (ч. 1 ст. 48 ТК РФ). Срок его действия устанавливается сторонами, но не может превышать трех лет, и еще на три года оно может продлеваться. Продлить действие соглашения можно только один раз.

Соглашение подлежит уведомительной регистрации в органе по труду в течение семи дней со дня подписания, однако на вступление его в силу сам факт регистрации никак не влияет (ч. 1 ст. 50 ТК РФ).

Если работодатель вступил в объединение в период действия соглашения, он обязан выполнять условия соглашения. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства (ч. 3 ст. 48 ТК РФ).

 

Пример. Иванов И.О. принят в ОАО «Снежинка». Заработная плата работника составляет 1 МРОТ. В сентябре 2009 г. ОАО «Снежинка» вступило в объединение работодателей. Объединение заключило соглашение, согласно которому МРОТ в данном регионе в 2009 г. не может быть менее 7000 руб. С сентября 2009 г. ОАО «Снежинка» должно выплачивать Иванову И.О. заработную плату не менее 7000 руб. В декабре 2009 г. ОАО «Снежинка» прекратило участие в объединении работодателей. Несмотря на это, оно до конца 2009 г. должно платить Иванову И.О. заработную плату не менее 7000 руб.

 

Невыполнение регионального соглашения о минимальной заработной плате грозит работодателю штрафом по ст. 5.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Региональное соглашение о минимальной заработной плате не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Так как объем финансирования законодателем не уточняется, следует считать, что региональный МРОТ не применяют любые организации, которые хотя бы частично финансируются из федерального бюджета.

Работодатели, которые не имеют никакого отношения к объединению, подписавшему соглашение о региональном МРОТ, могут, сами того не зная, участвовать в этом соглашении.

Согласно ч. 7 ст. 133.1 ТК РФ руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе предложить работодателям, осуществляющим деятельность в данном субъекте Российской Федерации и не участвующим в соглашении, присоединиться к нему (к соглашению). Уполномоченный орган исполнительной власти определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Скорее всего, им будет орган, подписавший соглашение от имени субъекта Российской Федерации, но не обязательно. Предложение подлежит официальному опубликованию, под которым понимается публикация в издании, в котором печатаются нормативные правовые акты государственного органа, предлагающего участие в соглашении. Очень часто предложение о присоединении издается вместе с текстом соглашения. При этом предложение о присоединении не может содержаться в тексте самого соглашения.

В течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении работодатели, не желающие участвовать в соглашении, обязаны представить письменные мотивированные отказы в государственный орган, руководитель которого опубликовал предложение.

 

Пример. Предложение о присоединении к соглашению о региональной минимальной заработной плате было опубликовано вместе с текстом соглашения 25 декабря 2008 г. В этом случае работодатели, не желающие участвовать в соглашении, должны представить письменный отказ в срок не позднее 24 января. Если суббота 24 января 2009 г. является для государственного органа, в который представляется отказ, нерабочим днем, то согласно ч. 4 ст. 14 ТК РФ днем окончания срока будет ближайший следующий за ним рабочий день — например, понедельник 26 января.

 

Если отказ присоединиться к соглашению не будет представлен своевременно, соглашение о региональной минимальной заработной плате считается распространенным на работодателя с момента официального опубликования предложения о присоединении (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ).

 

Пример. В субъекте Российской Федерации подписано соглашение, согласно которому региональный МРОТ в 2009 г. составляет 5600 руб. Предложение о присоединении к соглашению опубликовано 1 февраля 2009 г. Работодатель не представил письменный отказ от присоединения к соглашению. Тогда за февраль работодатель не может заплатить своим работникам менее 5600 руб.

 

В случае спора между работодателем и работником или государственными органами по поводу применения соглашения обязанность представить доказательства отказа от участия в соглашении суд возложит на работодателя. Поэтому работодателям, не желающим участвовать в соглашении о минимальной заработной плате, следует внимательно следить за процессом подписания соглашения о минимальной заработной плате и знакомиться с изданиями, публикующими нормативные правовые акты органов власти данного субъекта Российской Федерации.

Причинами отказа присоединиться к региональному соглашению о МРОТ могут быть, например, тяжелое финансовое положение, установление МРОТ без учета прожиточного минимума трудоспособного населения и др.

Работодатель должен быть готов подтвердить обоснованность причины отказа документально.

Отметим, что законодательство не предоставляет уполномоченному органу права признавать отказ немотивированным и на этом основании полагать, что соглашение распространяется на работодателя.

Вместе с письменным отказом работодатель представляет:

— протокол консультаций с профсоюзным органом;

— предложения по срокам повышения МРОТ до размера, предусмотренного соглашением.

Если консультации с профсоюзом не состоялись по вине последнего или у работодателя профсоюзы не действуют, то к письму об отказе участвовать в соглашении, на наш взгляд, нужно приложить документы, подтверждающие направление профсоюзу предложения о проведении консультаций, или заявление об отсутствии в организации профсоюза.

Что касается предложений по срокам повышения минимальной заработной платы, то такой документ не может считаться обязательным. Никакой ответственности за несоблюдение взятых на себя сроков повышения МРОТ работодатель не несет.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган Роструда (ч. 10 ст. 133.1 ТК РФ). Кроме того, представители этого работодателя и представители действующего у него профсоюза могут быть вызваны для проведения консультаций с участием комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отказаться от участия в этих консультациях нельзя.

 

* * *

 

Региональные соглашения о МРОТ не должны противоречить требованиям ТК РФ и других федеральных законов.

Так, например, Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2009 г. установлено, что в величину МРОТ не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Однако, как уже говорилось выше, согласно ТК РФ не ниже МРОТ должна быть вся сумма заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты. По сути, санкт-петербургское соглашение вводит новое определение МРОТ, а точнее, возвращает нас к определению 2007 г. Представляется, что нормы вышеуказанного Регионального соглашения противоречат ст. ст. 129 и 133 ТК РФ.

← prevcontentnext →

Минимальный размер оплаты труда в 2018 году.

Почасовая оплата труда по ТК РФ

Таблица изменений Федерального МРОТ с 2009 года. Предназначение минимального размера оплаты труда. Повышение МРОТ с 1 мая 2018 года до прожиточного минимума.

  1. Таблица МРОТ по годам
  2. Предназначение МРОТ

Таблица МРОТ по годам

Дата введения нового МРОТ Сумма МРОТ (руб.)
1 мая 2018 года 11 163
1 января 2018 года 9489
1 июля 2017 года 7800
1 июля 2016 года 7500
1 января 2016 года 6204
1 января 2015 года 5965
1 января 2014 года 5554
1 января 2013 года 5205
1 июня 2011 года 4611
1 января 2009 года 4330

В таблице указаны значения МРОТ федерального уровня. В регионах могут быть установлены свои минимальные размеры оплаты труда, которые не должны быть ниже федерального (Статья 133.1. ТК РФ).

Предназначение МРОТ

Минимальный размер оплаты труда устанавливает нижнюю планку месячной заработной платы работника, отработавшего полностью норму рабочего времени и выполнившего возложенные на него трудовые обязанности. Смотрите также, в каких случаях оклад и заработная плата могут быть ниже МРОТ.

Минимальный размер оплаты труда, а точнее, средний дневной заработок, исчисленный из МРОТ, используется для начисления минимальных пособий по временной нетрудоспособности и материнству.

Раньше, исходя из МРОТ, рассчитывались размеры фиксированных взносов индивидуальных предпринимателей, уплачиваемых в социальные фонды (ПФР и ФОМС). С 2017 года эти взносы уплачиваются в ФНС, а с 2018 года они откреплены от МРОТ и сумма взносов в фиксированном размере стала регулироваться Налоговым кодексом (Статья 430).

Опубликовано Автор Время не ждётРубрики Офисная работа

Минимальная зарплата в России: сумма и особенности начисления

МРОТ с 1-го января 2018 года

  • Что такое МРОТ?
  • Размер МРОТ в 2018 году
  • Где найти актуальный текст ФЗ о МРОТ?

МРОТ — это Минимальный Размер Оплаты Труда.

МРОТ устанавливается законодательно и используется для регулирования оплаты труда, определения размеров пособий и величины налогов, сборов и штрафов. Регулярно изменяется (в сторону увеличения). Разделяется на МРОТ для оплаты труда и МРОТ для штрафов.

МРОТ для оплаты труда

(а также для расчета пособий во временной нетрудоспособности, по беременности и родам, для других целей, связанных с социальным страхованием)

  • С 1-го мая 2018 года МРОТ составляет 11 163 руб.
  • С 1-го января 2018 года по 30 апреля 2018 года — 9 489 руб.
  • С 1-го июля 2017 года по 31 декабря 2017 года — 7 800 руб.
  • С 1-го июля 2016 года по 30 июня 2017 года — 7 500 руб.
  • С 1-го января 2016 года по 30 июня 2016 года — 6 204 руб.
  • С 1-го января 2015 года по 31 декабря 2015 года — 5 965 руб.
  • С 1-го января 2014 года по 31 декабря 2014 года — 5 554 руб.
  • С 1-го января 2013 года по 31 декабря 2013 года — 5205 руб.
  • С 1-го июня 2011 года по 31 декабря 2012 года — 4611 руб.
  • С 1-го января 2009 года по 31 мая 2011 года — 4330 руб.

МРОТ для штрафов

  • С 1-го января 2001 года составляет 100 руб.

Текст Федерального Закона

Актуальный текст Федерального Закона о Минимальном размере оплаты труда Вы можете найти на странице сайта Консультанта

Повышение МРОТ: о чем следует знать руководителю АУ?

В соответствии с Федеральным законом от 01.06.2011 N 106-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 июня 2011 г. увеличен МРОТ с 4330 до 4611 руб. Последний раз МРОТ менялся в январе 2009 г. <1>.

<1> Федеральный закон от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".

В данной статье разъясним, что следует предусмотреть администрации автономного учреждения в связи с увеличением МРОТ.

Статьей 133 ТК РФ регламентировано, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). С 01.06.2011 данный размер составляет 4611 руб.

В силу норм вышеприведенной статьи МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Для справки. Величина прожиточного минимума в целом по РФ за I квартал 2011 г. на душу населения составила 6473 руб., для трудоспособного населения — 6986 руб., для пенсионеров — 5122 руб., для детей — 6265 руб. (Постановление Правительства РФ от 14.06.2011 N 465 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г.").

Статьей 421 ТК РФ предусмотрен специальный порядок введения минимальной заработной платы на уровне не ниже величины прожиточного минимума. Порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до указанной величины должны быть определены специальным федеральным законом, который в настоящее время еще не принят.

За счет каких средств обеспечивается установление МРОТ?

В соответствии со ст. 133 ТК РФ размер минимальной заработной платы, установленный федеральным законом, в каждом субъекте РФ обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • прочими работодателями за счет собственных средств.

Для каких учреждений обязательно соблюдение МРОТ?

В силу ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может превышать федеральный, при этом он устанавливается региональным соглашением о минимальной заработной плате с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Так, например, п. 1 Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 02.12.2010 установлено двухэтапное повышение размера минимальной заработной платы в г. Москве. С 1 января 2011 г. МРОТ составляет 10 400 руб., с 1 сентября 2011 г. — 10 900 руб. Для Санкт-Петербурга минимальная заработная плата с 1 января 2011 г. равна 7300 руб. (п. 1.1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2011 год от 28.12.2010).

Исходя из ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата сотрудника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6 — 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что работник полностью отработал за данный период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

Таким образом, региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Что следует предусмотреть в связи с увеличением МРОТ?

Как уже было сказано выше, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, то есть 4611 руб. Таким образом, в автономном учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее повышение. В связи с этим следует внести изменения в положение об оплате труда.

Напомним, что согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата включает:

  • оклад или тарифную ставку (вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, а также сложности, количества, качества и условий выполняемой работы);
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие выплаты.

Какую именно из перечисленных частей оплаты труда следует увеличить автономному учреждению, оно должно решить самостоятельно.

Пример 1. Федеральное автономное учреждение расположено в местности, где к заработной плате установлен районный коэффициент 1,2. Должностной оклад работника — 2550 руб. Также ему выплачивается процентная надбавка за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 20%. Стимулирующие выплаты установлены в сумме 500 руб.

Следует рассчитать размер заработной платы работника с 01.06.2011.

Месячная заработная плата сотрудника, отработавшего норму рабочего времени, в июне 2011 г. составляет 4170 руб., в том числе:

  • должностной оклад — 2550 руб.;
  • премии — 500 руб.;
  • районный коэффициент — 610 руб. ((2550 + 500) руб. x 20%);
  • процентная надбавка за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, — 510 руб. (2550 руб. x 20%).

Поскольку работодатель не имеет права выплачивать заработную плату менее МРОТ, установленного Федеральным законом, данному работнику следует произвести доплату в размере 440 руб. (4611 — 4170). По решению администрации указанная надбавка будет выплачиваться путем увеличения размера стимулирующих выплат.

Далее отметим, что с увеличением МРОТ до 4611 руб. увеличивается размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам для лиц, страховой стаж которых не превышает шести месяцев (п.

Каков минимальный размер оплаты труда/МРОТ по России в 2017-2018 и в Москве

3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее — Закон N 255-ФЗ)).

Пример 2. В мае 2011 г. в автономное учреждение после окончания высшего учебного заведения был принят на работу молодой специалист. С 1 по 3 июня 2011 г. у него наступила временная нетрудоспособность в связи с заболеванием. Оклад работника составляет 10 000 руб. В местности, где расположена организация, применяется районный коэффициент 1,6.

Следует рассчитать сумму пособия по временной нетрудоспособности.

Для молодых специалистов — работников, страховой стаж которых составляет менее шести месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц, с учетом районного коэффициента, если он применяется в данной местности (п. 6 ст. 7 Закона N 255-ФЗ). Согласно условиям примера размер пособия следует рассчитывать исходя из суммы 4611 руб. (Ранее мы производили расчет исходя из МРОТ, который составлял 4330 руб.)

Средний дневной заработок равен 151,60 руб. (4611 руб. x 24 мес. / 730 дн.).

Поскольку страховой стаж работника — менее пяти лет, ему выплачивается пособие в размере 60% среднего заработка (п. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ). Следовательно, сумма дневного пособия составит 90,96 руб. (151,60 руб. x 60%).

Согласно п. 11.1 Положения N 375 <2> размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом районного коэффициента. Таким образом, сумма пособия (исходя из условий примера) составит 436,61 руб. (90,96 руб. x 1,6 x 3 дн.).

<2> Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.

В заключение отметим, что увеличение заработной платы в связи с повышением МРОТ неизбежно приведет к увеличению расходов на уплату страховых взносов, которые начисляются на заработную плату работников. В связи с этим следует предусмотреть увеличение соответствующих затрат в финансово-хозяйственном плане автономного учреждения.

Приведет ли увеличение МРОТ к повышению размеров штрафов?

Обращаем внимание руководителей АУ также на то, что увеличения штрафных санкций не предвидится. В настоящее время они не привязаны к МРОТ, поскольку размеры административных, налоговых и уголовных штрафов установлены в фиксированных рублевых суммах.

С.Валова

Эксперт журнала

"Автономные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Минимальная зарплата (МРОТ) в РФ 2018 с учетом региона проживания (таблица)

.

Минимальный размер оплаты труда в России в 2016-2017 году

Второе увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) произойдет с 1 мая 2018 года. На сей раз МРОТ будет повышен до уровня прожиточного минимума и составит 11 163 рубля. Но, при этом, МРОТ не будет достигать прожиточного минимума так как будут вычитаться налоги.

В первый раз МРОТ был повышен с 1 января 2018 года до уровня 9489 рублей в месяц, что составило 85% от прожиточного минимума трудоспособного населения.

Кого коснется повышение МРОТ с 1 мая 2018 года, бюджетники: изменения МРОТ коснётся 3 млн. работников

Ранние планировалось второе повышение МРОТ с 1 января 2019 года, но президент РФ Владимир Путин дал обещание, что это произойдет на много раньше, в связи с чем Правительством был выдан новый закон.

Министр Максим Топилин заявил, что на реализацию нового закона придется выделить для федеральных бюджетников 7,5 млрд рублей и для региональных бюджетных учреждений 32 млрд рублей.

Приблизительно 3 млн. человек коснется изменения МРОТ, 1,6 млн. из которых работают в государственных и муниципальных учреждениях . По словам Топилина приблизительно такое количество работающих россиян будет получать зарплату ниже прожиточного минимума. После вычитания налогов даже после повышения МРОТ составит где-то менее 11 тысяч рублей, сообщает Therussiantimes.com.

Прожиточным минимумом является стоимость условной потребительской корзины, уменьшение которого недопустимо, так как он станет нецелесообразным.

Кого коснется повышение МРОТ с 1 мая 2018 года, бюджетники: мнения экспертов по поводу повышения МРОТ

Наиболее оптимальным вариантом решения проблемы не соответствия минимальной заработной платы  прожиточному минимуму является  введение нулевого налога на минимальную зарплату.

Все эксперты в России одобряют повышение МРОТ, только мнения расходиться в цифрах, есть примеры стран где размер ВВП на душу населения меньше чем у России а МРОТ при этом выше. Есть мнение, что МРОТ в России должен составлять 25 тыс. рублей, так например в Болгарии он равен 240 долларам, в Румынии – 280 долларам, Финляндии и Бельгии около 2,5 тыс. долларов.

Кого коснется повышение МРОТ с 1 мая 2018 года, бюджетники: МРОТ является гарантий от государства

Размеры затрат на повышение заработной платы бюджетников составят в 2018 году 39,3 млрд. рублей.

МРОТ является гарантий от государства на получении заработка в определенном размере, более низкую заработную плату работодатель не имеет права выплачивать, так как государство за этим следит.

В зависимости от МРОТ принимается решение на счет того, какую зарплату выплачивать персоналу, размер большей части социальных выплат и пособий.

Устанавливается МРОТ  на двух уровнях федеральном и региональном. Это значит, что власти на уровне каждого региона (города, района, области) могут самостоятельно устанавливать свой собственный минимальный уровень заработной платы, в зависимости от экономической ситуации в регионе и географического расположения. В этом есть свой плюс, местный МРОТ может быть больше по размеру, чем федеральный. Так, например, в Красноярском крае МРОТ составляет 26 376 рублей, а в Якутии — 17 388 рублей.

В установлении регионального МРОТ принимают участие:

  • Правительство Российской Федерации;
  • объединения работодателей;
  • объединения профсоюзов.

Если же в течении 30 дней предприятие не успело отказаться  от местной минимальной заработной платы, то оно автоматически должно выплачивать МРОТ регионального уровня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *