Содержание
- Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств
- Списание, постановка имущества на баланс
- Порядок ввода в эксплуатацию основных средств (нюансы)
- Ремонт объекта основных средств до ввода его в эксплуатацию: проблемы толкования
- Доведение объекта до состояния, пригодного к использованию
- Чем основные средства отличаются от амортизируемого имущества
- Ремонт после ввода объекта основных средств в эксплуатацию
- Ввод в эксплуатацию основных средств в 1С 8.3
- Доукомплектование объекта основных средств
- Расходы арендатора
- Поступление основных средств на предприятие
- Комментарий
- Акт ввода в эксплуатацию объекта основных средств
- Видео
- Дополнительно
- Проводки по Передаче материалов в эксплуатацию в 1С
Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств
Понятие, виды (группы) объектов основных средств
Основные средства — это часть имущества, используемая организацией в течение длительного времени (более 12 месяцев) при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управленческих целях.
Имущество учитывается в составе основных средств организации при единовременном выполнении следующих условий:
1. имущество используется в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
2. имущество используется в течение длительного времени, (продолжительностью свыше 12 мес или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес);
3. организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
4. имущество способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359) в бухгалтерском учете к основным средствам относятся:
— здания,
— сооружения,
— рабочие и силовые машины и оборудование,
— измерительные и регулирующие приборы и устройства,
— вычислительная техника,
— транспортные средства,
— инструмент,
— производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности,
— рабочий, продуктивный и племенной скот,
— многолетние насаждения,
— внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
— капитальные вложения на коренное улучшение земель;
— капитальные вложения в арендованные объекты основных средств;
— земельные участки и объекты природопользования.
Не относятся:
— предметы, служащие менее 1 года,
— предметы стоимостью ниже лимита, установленного в учетной политике, но не более 20000 рублей,
— орудия лова,
— инструменты целевого назначения,
— специальная и фирменная одежда и обувь,
— постельные принадлежности,
— временные сооружения,
— молодняк, подопытные животные,
— многолетние насаждения в питомниках.
Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности (счет 03).
Другие основные средства должны быть учтены на счете 01 «Основные средства».
Для целей налогового учета применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01 января 2002г. №1 в ред. от 18.11.2006).
Оценка основных средств (в т.ч. единовременное списание)
Основные средства могут быть оценены по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.
Первоначальная стоимость — стоимость объектов основных средств, по которой они принимаются к учету.
Первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основного средства, за исключением возмещаемых налогов, а также затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость.
В бухгалтерском учете изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации объектов основных средств. Кроме того, изменение стоимости происходит еще и при переоценке основных средств.
Остаточная стоимость — разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе.
Восстановительная стоимость — стоимость основных средств в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные средства после проведения переоценки.
Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств
Основные средства поступают в организацию:
1. От учредителей в счет вклада в уставный капитал;
2. В результате строительства;
3. Путем приобретения за плату;
4. Путем безвозмездной передачи;
5. По договору мены.
При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов оснвоных средств, учитываемая на счете 01 «Основные средства».
Ввод в эксплуатацию основных средств осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации.
Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1, № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств) (представлены в Приложении В, Г и Д).
Принятые объекты основных средств учитывают в инвентарных карточках по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов). Инвентарная книга по форме № ОС-6б предназначена для учета на малых предприятиях. Инвентарная карточка ОС-6 представлена в Приложении Е.
В таблице 2 представлены операции по поступлению и вводу в эксплуатацию основных средств.
Таблица 2 – Операции при поступлении и вводе в эксплуатацию основных средств
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит |
1.Получены основные средства от уредителей | |||
1.1. | Сформирована задолженность учредителей по вкладам | 75-1 | |
1.2. | Поступили основные средства в счет вклада в уставный капитал | 75-1 | |
2. Построены основные средства | |||
2.1. подрядным способом | |||
2.1.1. | Сформирована стоимость подрядных работ | ||
2.1.2. | Учтена стоимость подрядных работ | ||
2.2. хозяйственным способом | |||
2.2.1. | Списаны материалы на строительство | ||
2.2.2. | Начисленная сотрудникам, занятым строительством, зарплата | ||
2.2.3. | Введен в эксплуатацию объект основных средств | ||
3.Приобретены основные средства | |||
3.1. не требующие монтажа | |||
3.1.1. | Начислено поставщику по счету | ||
3.1.2. | Учтены расходы на доставку | 76,60,23… | |
3.1.3. | Введен в эксплуатацию объект основных средств | ||
3.2. требующие монтажа | |||
3.2.1. | Начислено поставщику за оборудование | ||
3.2.2. | Оборудование передано в монтаж | ||
3.2.3. | Списаны затраты на монтаж | 10,70,69… | |
3.2.4. | Введен в эксплуатацию объект основных средств | ||
4. Получены безвозмездно основные средства | |||
4.1. | Приняты к учету основные средства (счет 91) | ||
4.2. | Приняты к учету основные средства (счет 98) | 98-2 | |
4.3. | Начислена амотризация основных средств (счет 98) | 20 02 | 98-2 91 |
5. Получены по договору мены основные средства | |||
5.1. | Реализованы материалы по договору мены | ||
5.2. | Списана стоимость материалов | ||
5.3. | Оприходовано основное средство | ||
5.4. | Произведен зачет стоимости материалов и основного средства |
Переоценка основных средств
Переоценка — уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен.
Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности. Переоценка осуществляется не чаще 1 раза в год (по состоянию на 1 января отчетного года).
Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
Решение о проведении (непроведении) переоценки закрепляется приказе об учетной политике организации.
Если принято решение о переоценке, в приказе нужно отразить:
— какие объекты подлежат переоценке: все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств;
— методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета;
— лиц, ответственных за проведение переоценки.
Результатом переоценки является уценка или дооценка стоимости имущества. После переоценки восстановительную стоимость принимают за первоначальную стоимость.
Если организация однажды решила провести переоценку, то в дальнейшем ежегодное проведение переоценки для данной организации становится обязательным.
Варианты отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета рассмотрены в таблице 3.
Таблица 3 – Операции при переоценка основных средств
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит |
1. Сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал | |||
1.1. | Увеличена первоначальная стоимость основных средств | ||
1.2. | Увеличена начисленная амортизация основных средств | ||
2. Сумма дооценки зачисляется в операционные доходы | |||
2.1. | Увеличена первоначальная стоимость основных средств | ||
2.2. | Увеличена начисленная амортизация основных средств | ||
3. Сумма уценки относиться на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) | |||
3.1. | Уменьшена первоначальная стоимость основных средств | ||
3.2. | Уменьшена начисленная амортизация основных средств | ||
4. Сумма уценки относиться на уменьшение добавочного капитала | |||
4.1. | Уменьшена первоначальная стоимость основных средств | ||
4.2. | Уменьшена начисленная амортизация основных средств |
В целях налогового учета при проведении организацией переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств, положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения.
Другими словами, результаты переоценки не влияют на налоговую базу по налогу на прибыль, но влияют по налогу на имущество.
Списание, постановка имущества на баланс
Оценка движимого и недвижимого имущества для постановки на баланс проводится:
- При дарении или передачи в безвозмездное пользование;
- Если неучтенное имущество, выявлено в результате инвентаризации;
- При постановке на баланс имущества, полученного при демонтаже или разборке;
- При ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств и другого имущества;
- При вкладе имущества в уставной капитал.
В соответствии с правилами бухгалтерского учета, в случае, если нет документов о подтверждении стоимости имущества, то актив считается безвозмездно полученным и имущество принимается к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Рыночная стоимость должна быть подтверждена документально или экспертным путем.
Обратившись в нашу компанию, мы подготовим вам профессиональное заключение, отчет об оценке объектов недвижимости и другого имущества.
Порядок ввода в эксплуатацию основных средств (нюансы)
Данный Отчет, является официальным документом, который используется и для ведения бухгалтерского учета, и для отчета перед проверяющими органами.
Мы проводим оценку:
- Оценка недвижимости (жилая, коммерческая, земельные участки, сооружения и передаточные устройства);
- Оценка машин и оборудования;
- Оценка транспортных средств (судов, легковых и грузовых автомобилей, строительной техники);
- Оценка нематериальных активов;
- Оценка имущественных комплексов;
- Оценка бизнеса;
- Оценка прочих объектов.
Активы, которые больше не могут приносить прибыль компании — подлежат списанию с ее баланса. Как правило, это происходит при превышении сроков полезного использования, либо при достижении максимального значения физического или функционального износа.
При списании основных средств важным является вопрос проведения независимой оценки имущества. Оценка основных средств при списании является обязательной для государственных предприятий, она предусмотрена региональными и отраслевыми положениями о порядке списания имущества.
Списание имущества предприятия производится при его выбытии в следующих случаях:
- В связи с моральным или физическим износом, когда восстановление актива невозможно или нецелесообразно;
- При продаже актива;
- При смене собственника;
- Передачи в виде вклада в уставный капитал другой организации, паевой фонд;
- Ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
- Выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации;
- При передаче активов (дарение, обмен).
Также у нас Вы можете заказать экспертизу транспортного средства на предмет его списания с баланса. Наши эксперты проведут всестороннее исследование Вашего транспортного средства и составят необходимые для списания отчеты и акты о техническом состоянии транспортного средства.
Ремонт объекта основных средств до ввода его в эксплуатацию: проблемы толкования
На практике часто встречаются ситуации, когда организация производит работы на объекте, который еще не введен в эксплуатацию. Исходя из содержания этих работ, организации ошибочно квалифицируют их в качестве ремонтных, расходы на которые согласно ст. 260 Налогового кодекса РФ уменьшают налогооблагаемую прибыль. Рассмотрим на примерах из арбитражной практики самые типичные ошибки с квалификацией подобных работ, допускаемые как налогоплательщиками, так и налоговыми органами.
Доведение объекта до состояния, пригодного к использованию
Помимо ремонтов и реконструкций следует выделять и такую разновидность расходов, как доведение объекта до состояния, пригодного к использованию. Если с технической стороны это может быть и ремонт (т.е. восстановление объекта в прежнем состоянии), то с бухгалтерской и налоговой позиций подобные расходы должны капитализироваться (увеличивать первоначальную стоимость объекта). Напомним, что согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость амортизируемого имущества складывается из всех фактических затрат по его приобретению, сооружению, изготовлению, доставке и доведению до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Например, организация приобрела речное судно, которое находится в рабочем состоянии, "на плаву и на ходу", и в принципе может и дальше эксплуатироваться. Однако покупатель, не вводя судно в эксплуатацию, производит капитальный ремонт, не меняя при этом основных технических характеристик судна. Если бы это судно находилось у данного налогоплательщика в эксплуатации некоторое время и в ходе этой эксплуатации возникла потребность ремонта, то эти расходы уменьшили бы налогооблагаемую прибыль согласно ст. 260 НК РФ.
Итак, ремонт судна, еще не введенного в эксплуатацию, — это что? Получается, не что иное, как доведение основного средства до состояния, в котором оно пригодно к использованию! И поэтому данные расходы должны увеличивать стоимость приобретенного судна и в дальнейшем переноситься на расходы через амортизационные отчисления.
А ведь по сути производился все-таки ремонт (т.е. восстановление частично утраченных характеристик), а не реконструкция или модернизация. Но это не важно с точки зрения однозначной квалификации затрат: все, что произведено до ввода в эксплуатацию основного средства, по определению есть не что иное, как затраты, связанные с доведением до состояния, в котором объект пригоден к использованию в запланированных целях.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 4 августа 2004 г. по делу N Ф03-А51/04-2/1777 констатируется, что работы, произведенные на объекте, еще не введенном в эксплуатацию, в принципе не могут быть квалифицированы в качестве ремонтных, так как до проведения этих работ объект в производственном процессе не участвовал, в связи с чем его восстановление более чем сомнительно. В результате суд решил, что затраты на проведение данных работ должны увеличивать первоначальную стоимость основного средства.
К аналогичным выводам пришли и другие суды:
- стоимость отделочных работ на объекте до его государственной регистрации должна увеличивать первоначальную стоимость этого объекта (Постановление ФАС Уральского округа от 15 октября 2003 г. по делу N Ф09-3457/03-АК);
- объект незавершенного строительства не может быть восстановлен посредством ремонта, следовательно, ремонт переданных в аренду помещений в объектах, не завершенных строительством, носит капитальный характер и расходы по нему неправомерно отнесены обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции. Затраты по содержанию этих объектов фактически направлены на доведение данного строительства до конца и отражаются на счете 08 как капитальные вложения, увеличивающие стоимость объектов, не завершенных капитальным строительством. Следовательно, после постановки спорных объектов на счет 01 списание затрат будет произведено через амортизацию (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 октября 2005 г. по делу N А28-4710/2005-34/29);
- если судно приобретено комплектным, но в нерабочем состоянии, то стоимость ремонтных работ должна увеличивать первоначальную стоимость основного средства. Судно введено в эксплуатацию после ремонтных работ и доведения до состояния, пригодного к использованию. Значит, до формирования первоначальной стоимости, складывающейся в том числе и за счет расходов на доведение объектов основных средств до состояния, пригодного к использованию, приобретенное имущество не может быть принято к учету как основное средство (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 мая 2003 г. по делу N А42-4075/01-26-2537/02);
- несмотря на то что у налогоплательщика имелись судовой билет, акт ежегодного освидетельствования судна, классификационное свидетельство, которые подтверждают готовность судна к плаванию и эксплуатации к моменту постановки его на бухгалтерский учет, а также выдан технический талон о прохождении судном ежегодного технического освидетельствования на годность к плаванию, ремонтные работы квалифицируются как расходы, которые должны увеличивать первоначальную стоимость судна. До проведения капитального ремонта судно в производственном процессе не участвовало (на момент принятия судна к учету навигация в прибрежной части моря маломерными судами была закончена), значит, все расходы по объекту, еще не введенному в эксплуатацию, должны увеличивать его первоначальную стоимость (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27 июля 2005 г. по делу N Ф03-А51/05-2/2070);
- затраты по проведению ремонтных и регламентных работ воздушного судна до ввода в эксплуатацию должны включаться в его первоначальную стоимость (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 июня 2005 г. по делу N А05-9204/04-18).
Чем основные средства отличаются от амортизируемого имущества
Подчас даже специалисты в области налогообложения прибыли путают такие различные понятия, как "основные средства" и "амортизируемое имущество". И проблема возникает не из-за того, что в состав амортизируемого имущества помимо амортизируемых основных средств включены также и амортизируемые нематериальные активы. Дело в том, что в гл. 25 Налогового кодекса РФ это вообще разные понятия.
Определение амортизируемому имуществу дано в п.
1 ст. 256 НК РФ, а основным средствам — в п. 1 ст. 257 НК РФ. Под основными средствами в гл. 25 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
Обратите внимание на существенный момент: понятие "основные средства" связано не с амортизацией, а с характером использования в качестве средств труда (с 1 января 2008 г. понятие "основные средства" также обусловлено и размером первоначальной стоимости). Исходя из этого следует четко разделять:
- создание амортизируемого имущества и доведение его до рабочего состояния с тем, чтобы после ввода его в эксплуатацию налогооблагаемую прибыль уменьшали бы амортизационные начисления;
- процесс использования уже введенного в эксплуатацию объекта основных средств, который при этом может и не быть включен в состав соответствующей амортизационной группы.
Из этого можно сделать важный вывод: с точки зрения гл. 25 НК РФ объект основных средств еще не амортизируется, но затраты на его ремонт представляют собой не расходы по доведению его до рабочего состояния, а являются текущими расходами, которые должны уменьшать налогооблагаемую прибыль в соответствии со ст. 260 НК РФ.
Приведем такой пример. Пуском нефтяной скважины в эксплуатацию является факт передачи скважины из бурения и освоения. Между передачей скважины из бурения и принятием ее в качестве объекта основных средств существует временной промежуток, необходимый для подготовки документов для государственной регистрации скважины как объекта недвижимости. Однако иногда возникают такие ситуации, когда уже в первый месяц эксплуатации скважины нужно произвести ее ремонт (например, при обрыве штанг). Но поскольку затраты на ремонт по незарегистрированным скважинам осуществляются после ввода скважины в эксплуатацию, то данные расходы не могут формировать первоначальную стоимость для целей налогообложения, так как связаны с техническим обслуживанием скважины, но не с ее сооружением.
Куда же относить затраты по фактически эксплуатируемой скважине, документы на государственную регистрацию которой еще не поданы в установленном порядке, и потому скважина, согласно п. 8 ст. 258 НК РФ, пока не включена в состав амортизируемых основных средств?
Так вот, в п. 1 ст. 260 НК РФ речь идет о ремонте собственных основных средств — без указания на то, что при этом они должны быть обязательно амортизируемыми! Следовательно, все-таки можно ремонтировать основные средства, которые еще не амортизируются, но при непременном соблюдении условия: чтобы эти основные средства уже находились в эксплуатации, т.е. являлись бы средствами труда.
Данная ситуация была разъяснена в Письме Минфина России от 11 октября 2005 г. N 03-03-04/1/275 следующим образом:
"обязательным условием для признания имущества основным средством является подтверждение использования имущества в производстве и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) или для управления организацией.
Таким образом, учитывая требования ст. 252 НК РФ, при наличии у организации документов, подтверждающих факт ввода в эксплуатацию скважины, у налогоплательщика имеются основания для признания расходов по ремонту скважины в составе прочих расходов. При этом понимается, что указанные расходы не учитывались при формировании первоначальной стоимости скважины.
Что касается применения п. 8 ст. 258 НК РФ, необходимо исходить из того, что положения данного пункта определяют только момент включения основных средств в состав соответствующей амортизационной группы в целях начисления амортизации и списания через механизм амортизации расходов налогоплательщика на приобретение амортизируемых основных средств".
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 ноября 2007 г. по делу N А58-1288/07-Ф02-8428/07 также обращено внимание на этот нюанс: п. 8 ст. 258 НК РФ признает государственную регистрацию права на основные средства необходимым условием для включения данных средств в состав соответствующей амортизационной группы и начисления амортизации, однако приведенная правовая норма не подлежит применению при признании расходов по ремонту принятых к учету основных средств.
Ремонт после ввода объекта основных средств в эксплуатацию
Итак, если до ввода объекта основных средств в эксплуатацию (при этом данный момент может быть не связан с моментом начисления амортизации!) не может быть никаких ремонтов, то после ввода ремонтные работы вполне возможны. Такой подход подтверждает и арбитражная практика.
Например, подобный спор был рассмотрен в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29 сентября 2003 г. по делу N А56-9683/03. Организация после ввода в эксплуатацию теплохода приняла его на учет в качестве объекта основных средств и расходы на произведенный ремонт, согласно ст. 260 Налогового кодекса Российской Федерации, включила в состав текущих расходов. Налоговый орган переквалифицировал указанные расходы по п.
Ввод в эксплуатацию основных средств в 1С 8.3
1 ст. 257 НК РФ в качестве расходов по доведению основного средства до состояния, пригодного для использования по назначению. Суд согласился с налогоплательщиком, подчеркнув при этом, что ремонт теплохода был произведен уже после принятия его к учету.
В другой ситуации налоговая инспекция посчитала неправомерным занижение стоимости основных средств на расходы по капитальному ремонту пола в нежилых помещениях, указывая на то, что эти расходы "должны учитываться как фактические затраты по доведению основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования, а не списываться единовременно на общехозяйственные расходы".
Суды, исследовав все представленные сторонами доказательства, пришли к выводу, что организация фактически начала использовать нежилые помещения после оформления актов приема-передачи, а ремонт носил характер косметических работ по гидроизоляции полов в помещениях со стороны подвала, поэтому данные работы не препятствовали ведению в нежилых помещениях торговой деятельности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 октября 2004 г. по делу N А56-9598/04).
Еще один пример — Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 ноября 2007 г. по делу N А58-1288/07-Ф02-8428/07. По мнению инспекции, налогоплательщик необоснованно отнес на уменьшение налогооблагаемой прибыли расходы на текущий ремонт недвижимого имущества, поскольку в соответствии со ст. ст. 256 и 257 НК РФ данное имущество могло быть отнесено к амортизируемым основным средствам только после его государственной регистрации. Налоговый орган посчитал, что, производя ремонтные работы до введения объектов основных средств в эксплуатацию, общество осуществляло затраты по доведению приобретенного имущества до состояния, пригодного к эксплуатации, которые в силу п. 1 ст. 257 НК РФ увеличивают первоначальную стоимость основного средства и учитываются при налогообложении прибыли через амортизационные отчисления.
Суд установил, что недвижимое имущество было получено налогоплательщиком в результате реорганизации юридического лица путем выделения из предприятия, правопреемником которого является налогоплательщик. В результате суд признал, что расходы на ремонт основных средств учитываются в целях налогообложения прибыли независимо от государственной регистрации права на соответствующие основные средства, поскольку ст. 260 НК РФ не содержит такого условия.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27 октября 2003 г. по делу N Ф04/5517-1895/А27-2003 констатируется, что не имеет решающего значения, какой промежуток времени прошел между моментом ввода объекта основных средств в эксплуатацию и возникновением необходимости ремонта данного объекта (в рассмотренном судом случае между датой ввода в эксплуатацию и датой составления дефектной ведомости прошло менее суток).
Доукомплектование объекта основных средств
Если объект основных средств скомплектован и исправен, то он может быть введен в эксплуатацию, после чего возможны как ремонт, так и реконструкция. Однако на практике возникают проблемы с однозначной квалификацией расходов по доукомплектованию основных средств, находящихся в эксплуатации:
- налогоплательщики, исходя из стоимости доукомплектования (с 1 января 2008 г. — до 20 000 руб.), относят затраты на уменьшение налогооблагаемой прибыли;
- налоговые органы квалифицируют эти затраты в качестве капитальных, которые должны увеличивать первоначальную стоимость основных средств.
Пример 1. Налоговый орган признал неправомерным отнесение на уменьшение налогооблагаемой прибыли стоимости сигнализации, установленной на автомобиле. Инспекция посчитала, что эти расходы должны увеличивать первоначальную стоимость автомобиля.
Однако суд указал, что из законодательства по бухгалтерскому учету не следует, что дополнительное оборудование, в данном случае сигнализация, подлежит включению в стоимость самого транспортного средства при принятии его на учет в качестве инвентарного объекта по группе подвижного состава.
Суд установил, что автомобиль пригоден к эксплуатации независимо от наличия у него дополнительного оборудования и с момента приобретения может быть отражен на счете 01, а также признал правомерным уменьшение доходов общества на сумму расходов по установке сигнализации в автомобиле заявителя. Следовательно, основания для увеличения стоимости основного средства — автомобиля отсутствуют.
(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 июля 2005 г. по делу N А56-47890/04)
Пример 2. По мнению налогового органа, при приобретении налогоплательщиком автомагнитолы, колонок, автопокрышек и автосигнализации и при установке их на приобретенный ранее и введенный в эксплуатацию автомобиль налогоплательщик должен был увеличить стоимость этого автомобиля на стоимость указанных товаров.
Суды констатировали, что итоговая стоимость автомобиля, подтвержденная инвентарной карточкой, включает стоимость непосредственно автомобиля, регистрационный сбор за постановку на учет и стоимость производственного инвентаря согласно накладной. Следовательно, вывод налогового органа о том, что стоимость основного средства — автомобиля должна быть увеличена на стоимость непроизводственного инвентаря и на сумму расходов по его установке, является необоснованным.
(Постановление ФАС Поволжского округа от 22 января 2008 г. по делу N А55-6448/07)
Расходы арендатора
Несмотря на то что арендатор, согласно п. 2 ст. 260 НК РФ, вправе относить на уменьшение налогооблагаемой прибыли затраты по ремонту арендованных амортизируемых основных средств, следует четко определяться с моментом возникновения этих работ.
Если работы производятся после ввода объекта в эксплуатацию, тогда у арендатора они могут быть ремонтными. Если же работы ведутся на объекте, еще не введенном в эксплуатацию, то они могут быть лишь неотделимыми улучшениями арендованного имущества, налоговая судьба которых, согласно ст. 623 ГК РФ, должна определяться условиями договора аренды. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2008 г. N 11174/07 так и указано: затраты по строительно-отделочным работам арендатора на объекте, который у арендодателя еще не числится в качестве основного средства, являются неотделимыми улучшениями и должны капитализироваться, а не учитываться единовременно в расходах арендатора.
В заключение еще раз отметим: бухгалтеры и инженеры организаций иногда разговаривают на разных языках. То, что для инженера является "чистым" ремонтом, для бухгалтера считается капитализацией расходов с увеличением первоначальной стоимости объекта основных средств, последующей амортизацией и неизбежным налогом на имущество.
Ключевым же является момент ввода в эксплуатацию объекта, после которого может быть уже "абсолютно чистый" ремонт: как в техническом, так и в бухгалтерско-налоговом понимании этого термина. Однако при этом ввод в эксплуатацию не должен быть "бумажным" (т.е. фиктивным), хотя между вводом в эксплуатацию и необходимостью ремонта может пройти совсем немного времени. Необходимость ремонта, т.е. восстановления объекта, должна быть обоснована дефектной ведомостью или соответствующим актом о выходе из строя отдельных элементов объекта основных средств.
А.Н.Медведев
К. э. н.,
главный аудитор
ЗАО "Аудит БТ",
член Научно-экспертного совета
Палаты налоговых консультантов
Когда принимать основное средство к учету?
Понятие основного средства приведено в статье 257 НК. Им признается имущество, используемое как средства труда при производстве, а также реализации товаров (работ, услуг). Стоимость имущества при этом должна составлять более 40 тыс.рублей. При этом имущество должно иметь длительный срок использования. Под «длительным» понимается срок свыше 12 месяцев.
Поступление основных средств на предприятие
Подробный порядок бухгалтерского учета ОС содержится в Положении, утвержденном Приказом Минфина от 30.03.2001 г. № 26н (ПБУ 6/01).
Любое имущество организации, признанное ОС, подлежит принятию к бухучету с момента его готовности к эксплуатации (т.е. после формирования его первоначальной стоимости) и к налоговому учету – с даты вода его в эксплуатацию. Соблюдение сроков принятия основных средств к учету является важным условием для надлежащего исчисления налоговых платежей. В частности, от них зависит учет НДС ОС.
НДС при строительстве основных средств: особенности учета
НДС согласно ст. 146 НК РФ начисляется при реализации товаров (работ, услуг). Законодательством, а именно частью 1 статьи 167 указан момент определения налоговой базы – им признается день отгрузки товара или передачи имущества (имущественных прав). Основные средства также являются имуществом организации, поэтому если осуществляется реализация ОС, НДС подлежит начислению по ставке, установленной законодательством. Списание НДС по основным средствам выполняется в порядке, изложенном в главе 21 НК РФ. Так, например, согласно п.1 статьи 172 НК, подлежат вычету у приобретателя суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами при покупке основных средств. Необходимо отметить, что вычет осуществляется после их принятия на учет в качестве ОС.
Плательщики также имеют право на возмещение НДС с основных средств, приобретенных на основании договоров строительного подряда. При строительстве объектов основных средств вычет НДС по ОС может осуществляться после оплаты и приемки выполненных работ. Разъяснение по данному вопросу содержится в письме Минфина от 3 июня 2013 г. № 03-07-14/20231. Минфин аргументирует свою позицию п.1 и 5 статьи 172 НК РФ, из содержания которых следует, что налог на добавленную стоимость, предъявленный подрядчиками при выполнении ими работ по капитальному строительству, подлежит вычету. Документами для проведения вычета являются счета фактуры и соответствующие первичные документы. Вычет осуществляется только после принятия выполненных работ на учет. Согласно статье 753 ГК РФ сдача работ по договору строительного подряда производится на основании акта, подписанного заказчиком и подрядчиком.
Комментарий
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) использует понятие «ввод в эксплуатацию» (в главе 25 «Налог на прибыль организаций»), но не дает ему определения.
Так, по амортизируемому имуществу срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Аналитический учет должен содержать информацию о дате передачи имущества в эксплуатацию (ст. 323 НК РФ).
Расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты и т.д., включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Исходя из буквального смысла выражения «ввод в эксплуатацию» и сложившегося понимания, под вводом в эксплуатацию следует понимать дату, на которую объект полностью готов к использованию по своему назначению.
Пример
Организация приобрела компьютер 15 января и разместила его в упакованном виде на складе.
10 февраля компьютер был установлен на рабочий стол сотруднику, на него было установлено программное обеспечение – компьютер был полностью готов к работе.
Дата ввода в эксплуатацию – 10 февраля.
Оформление ввода в эксплуатацию
Приобретение основных средствможет оформляться унифицированными формами первичной учетной документации:
ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)"
ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)"
ОС-1б "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)".
Эти формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". В них предусмотрена графа – дата ввода в эксплуатацию. С 1 января 2013 года применение унифицированных форм не является обязательным, но многие налогоплательщики ими пользуются.
Объекты основных средств, которые принимаются к учету в результате капитального строительства, оформляются документами:
Акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11);
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14).
Значение термина "ввод в эксплуатацию"
Статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено НК РФ).
Иными словами, если НК РФ не устанавливает свое определение термину, то нужно брать значение этого термина из соответствующих отраслей права.
Термин «ввод в эксплуатацию» раньше применялся в бухгалтерском учете и «родом» из этой отрасли законодательства (см. в Историческая справка). Но сейчас вместо него в бухгалтерском учете, применяется близкий по смыслу термин «принятие к бухгалтерскому учету». С датой принятия к учету основного средства или нематериального активасвязывается начало амортизации объекта.
Так, начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету (п. 21 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утв. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н).
Такие же правила установлены для нематериальных активов (Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)", утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н).
Следует отметить, что критерий определения даты принятия к бухгалтерскому учету объекту хорошо сформулирован в МСФО.
Так, для основных средств указывается — амортизация актива начинается тогда, когда он становится доступен для использования, т.е., когда его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию в соответствии с намерениями руководства (п. 55 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 "Основные средства").
Для нематериальных активов установлено такое же правило — амортизация должна начинаться с того момента, когда этот актив становится доступным для использования, т.е. когда его местоположение и состояние обеспечивают возможность его использования в соответствии с намерениями руководства (п.
Акт ввода в эксплуатацию объекта основных средств
97 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 38 "Нематериальные активы").
По моему мнению, указанные в стандартах МСФО критерии даты начала амортизации в целом подходят и для определения даты ввода в эксплуатацию для налогового учета.
Пример
Организация приобрела станок.
Станок размещен на складе — пока оснований к принятию его к учету в качестве объекта основных средств нет.
Станок со склада передан в цех для его подключения и наладки — пока оснований к принятию его к учету в качестве объекта основных средств нет.
Станок подключен и готов к использованию — на эту дату станок принимается к учету в качестве объекта основных средств.
Ввод в эксплуатацию в строительстве
В строительстве термин "ввод объекта в эксплуатацию" определен. Так, статья 55 Градостроительного кодекса России определяет "Выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию": " Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации". Далее, в этой статье указываются требуемые документы, которые должен представить застройщик для получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
Спорные вопросы
Отсутствия определение в законодательстве термина «ввод в эксплуатацию» приводит к возникновению спорных ситуаций.
Так, спорным является вопрос о том, можно ли начислять амортизацию по транспортным средствам до их государственной регистрации в органах ГИБДД или Гостехнадзора?
Так, с одной стороны «ввод в эксплуатацию», как мы установили – это дата готовности объекта к работе и она не зависит от регистрации. С другой стороны, если транспортное средство запрещено эксплуатировать без государственной регистрации, то до такой регистрации оно не может быть использовано по назначению (введено в эксплуатацию).
Есть судебные решения в пользу налогоплательщика, когда суды говорят, что отсутствие государственной регистрации транспортного средства не запрещает ввести в эксплуатацию объект и начислять амортизацию (например, Постановления ФАС Московского округа от 07.09.2010 N КА-А40/10331-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 N А27-975/2010).
Однако встречаются и противоположные решения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010 N А27-19317/2009).
Интересно, что в дореволюционной России термин "Эксплуатация" также широко применялся, но не был определен в законодательстве, что влекло возникновение трудностей на практике. Так, знаменитый юрист Кони Анатолий Федорович описывает, как он устанавливал в правоприменительной практике значение термина «эксплуатация» железной дороги или пароходного общества ("СУД — НАУКА — ИСКУССТВО, Собрание сочинений в восьми томах". Том 1 "Из записок судебного деятеля" (Издательство "Юридическая литература", Москва, 1966 г.), IV):
"По этим делам возникал весьма важный вопрос о том, как толковать слово «эксплуатация» железной дороги или пароходного общества. Это иностранное слово чуждо русскому языку и имеет несколько значений, причем главное из них, состоящее в понятии извлечения выгод, в разговорном языке одинаково применяется к разработке или пусканию в ход какого-либо изобретения, к пользованию своим имуществом, к корыстному или психическому насилию над чувствами близких и любящих и, наконец, к преступному вымогательству путем угроз разоблачениями, именуемому шантажом. Практика кассационного суда была и остается, по-видимому, до сих пор крайне неустойчивой: в ней эксплуатация железных дорог и пароходных предприятий то толкуется как деятельность, направленная к извлечению дохода из всего предприятия, т. е. и из принадлежащих железной дороге заводов, мастерских и других имуществ, то как деятельность, направленная к перевозке пассажиров, багажа, почты и грузов, то как деятельность, состоящая не в извлечении выгод, а в тесной связи с перевозкой, то как осуществление хозяйственной стороны предприятия и т. д. Поэтому к эксплуатации железной дороги то относились заводы и мастерские, то исключались из нее здания и помещения для рабочих, служащих на дороге и железнодорожные больницы, а также каменоломни, хотя бы камень из них добывался для нужд дороги. Очевидно, что при этой путанице понятий представлялось необходимым установить определенную точку зрения на значение слова эксплуатация, тем более, что от этого зависело признание в каждом деле, на ком должна лежать тяжесть доказывания. Мы остановились на том соображении, что извлечение выгод из заводов, мастерских и всех подобного рода учреждений совершенно одинаково по своим свойствам и условиям для всякого владельца этих учреждений и что не представляется никаких разумных оснований к тому, чтобы хозяин паровозного завода или мастерской для железнодорожных принадлежностей вообще отвечал и защищался иначе, чем железная дорога, имеющая такую мастерскую или такой завод, и чтобы рабочий, потерпевший увечья от упавшей тяжести на частном заводе, обязан был доказывать, что это произошло по вине заведующих заводом, а на заводе, принадлежащем железной дороге, иногда отстоящем на несколько верст от рельсового пути, этой обязанности на нем не лежало. Справедливость и последовательность требуют, чтобы в обоих случаях применялась одинаковая обязанность доказывать, возлагаемая или на истца, или на ответчика. Нам казалось несомненным, что исключительно выгодное положение, в которое поставлен потерпевший увечье или родные лишившегося жизни, вызваны той особой опасностью, которая обусловливается движением по рельсам и действиями, сопровождающими нагрузку, выгрузку, сцепку, смазку и т. п., а также входом в вагоны и выходом из них при быстроте и срочности движений и т. д. и что поэтому под эксплуатацией надо понимать исключительно пользование рельсовым путем и тесно связанными с движением по нему местами остановок, хранения кладей и переездов. В этом смысле у нас состоялся целый ряд решений, не встретивших отмены со стороны Сената, одно время признававшего наше толкование правильным."
Историческая справка
Термин применяется со времен СССР. Так, он встречается в п. 71 "Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций" (утв. письмом Минфина СССР от 07.05.1976 N 30) — "По незаконченным или неоформленным актами приемки объектам капитального строительства или их частям, но находящимся в эксплуатации у тех организаций, которым они будут переданы в основные средства (фонды), амортизация начисляется в общем порядке — с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, без соответствующего отражения в учете суммы износа по этим основным средствам (фондам)."
Термин применялся в первых редакция Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утв. Приказ Минфина РФ от 20.03.1992 N 10. Например, в п. 37 "Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств. В бухгалтерском учете и отчетности затраты по этим объектам отражаются как незавершенные капитальные вложения."
Термин введен в налоговый кодекс России с 1 января 2002 года в связи с принятием главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ (ст. 13).
09.05.2018
Видео
Ввод в эксплуатацию |
Дополнительно
Восстановительная стоимость
Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств
Нематериальные активы
Основное средство
Остаточная стоимость
К какой амортизационной группе относится основное средство?
(вопрос — ответ)
Амортизация
Амортизационная группа
Амортизационная премия
Амортизируемое имущество
Налог на прибыль организаций
Проводки по Передаче материалов в эксплуатацию в 1С
СчетДт | СчетКт | Содержание | Меню | Вид операции документа | Закладка документа |
---|---|---|---|---|---|
10.11.1 | 10.10 | Передача в эксплуатацию специальной одежды | Меню “Производство” | Закладка “Спецодежда” | |
10.11.2 | 10.10 | Передача в эксплуатацию специальной оснастки | Меню “Производство” | Закладка “Спецоснастка” | |
20.01 | 10.09 | Списание стоимости инвентаря и хозяйственных принадлежностей на затраты основного производства при передаче в эксплуатацию | Меню “Производство” | Закладка “Инвентарь и хозяйственные принадлежности” | |
23 | 10.09 | Списание стоимости инвентаря и хозяйственных принадлежностей на затраты вспомогательного производства при передаче в эксплуатацию | Меню “Производство” | Закладка “Инвентарь и хозяйственные принадлежности” | |
25 | 10.09 | Включение стоимости инвентаря и хозяйственных принадлежностей в общепроизводственные расходы при передаче в эксплуатацию | Меню “Производство” | Закладка “Инвентарь и хозяйственные принадлежности” | |
26 | 10.09 | Включение стоимости инвентаря и хозяйственных принадлежностей в общехозяйственные расходы при передаче в эксплуатацию | Меню “Производство” | Закладка “Инвентарь и хозяйственные принадлежности” | |
29 | 10.09 | Включение стоимости инвентаря и хозяйственных принадлежностей на затраты обслуживающих производств и хозяйств при передаче в эксплуатацию | Меню “Производство” | Закладка “Инвентарь и хозяйственные принадлежности” | |
44.01 | 10.09 | Включение стоимости инвентаря и хозяйственных принадлежностей в издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность при передаче в эксплуатацию | Меню “Производство” | Закладка “Инвентарь и хозяйственные принадлежности” | |
44.02 | 10.09 | Включение стоимости инвентаря и хозяйственных принадлежностей в коммерческие расходы в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность при передаче в эксплуатацию | Меню “Производство” | Закладка “Инвентарь и хозяйственные принадлежности” |