Линейный объект

Содержание

Инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, — это линейный объект

Вопрос:

По какой нормативной литературе можно определить, являются ли проектируемые инженерные сети (тепловые сети) линейным объектом капитального строительства или объектом капитального строительства производственного и непроизводственного назначения? (Что влияет на стадию "П" по постановлению Правительства РФ от 16. 02.

Линейный объект определение градостроительный кодекс

2008 N 87?)

Ответ:

Инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства (т.е. функционально не относящиеся к отдельным объектам капитального строительства), рассматриваются как отдельный линейный объект.

Обоснование:

Действующее законодательство о градостроительной деятельности не содержит определения понятия "линейный объект".

Все известные определения этого понятия сформированы на базе определения понятия "красные линии", приведенного в статье 1 (пункт 11) ГрК РФ.

Министерство регионального развития РФ в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 было уполномочено вплоть до 14.06.2014 давать разъяснения о порядке применения "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее — "Положение…".

В письме Минрегиона России от 20.05.2011 N 13137-ИП/08 "О государственной экспертизе проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения" была сформулирована правовая позиция, применимая к описанной в вопросе ситуации:

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ к линейным объектам отнесены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, расположенные в пределах красных линий — линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков…

По мнению Минрегиона России, в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта сетей инженерно-технического обеспечения, являющихся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящих за пределы границ земельного участка, отведенного под указанные цели, и при этом не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), сведения о таких сетях также включаются в раздел 5 проектной документации. Инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.).

С учетом изложенного, проектная документация сетей инженерно-технического обеспечения, функционально не относящихся к отдельным объектам капитального строительства, подлежит государственной экспертизе как проектная документация линейных объектов. Проектная документация на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения, не являющихся линейными объектами и входящих в состав объекта капитального строительства (раздел 5 проектной документации), подлежит государственной экспертизе только в том случае, если проектная документация на сам объект подлежит государственной экспертизе.

Данная позиция Минрегиона России остается в силе, поскольку Минстрой России, которому в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.03.2014 N 230 переданы полномочия давать разъяснения о порядке применения "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", иной позиции по данному вопросу не сформировал.

Груша Г.А.,

эксперт Линии профессиональной поддержки

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

ПОЛОЖЕНИЕ о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию

(с изменениями на 18 мая 2009 года)

III. Состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства и требования к содержанию этих разделов

Раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта.

Что это такое линейный объект

Искусственные сооружения"

     36. Раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" должен содержать:

в текстовой части

     а) сведения о топографических, инженерно-геологических, гидрогеологических, метеорологических и климатических условиях участка, на котором будет осуществляться строительство линейного объекта;

     б) сведения об особых природно-климатических условиях земельного участка, предоставляемого для размещения линейного объекта (сейсмичность, мерзлые грунты, опасные геологические процессы и др.);

     в) сведения о прочностных и деформационных характеристиках грунта в основании линейного объекта;

     г) сведения об уровне грунтовых вод, их химическом составе, агрессивности по отношению к материалам изделий и конструкций подземной части линейного объекта;

     д) сведения о категории и классе линейного объекта;

     е) сведения о проектной мощности (пропускной способности, грузообороте, интенсивности движения и др.) линейного объекта;

     ж) показатели и характеристики технологического оборудования и устройств линейного объекта (в том числе надежность, устойчивость, экономичность, возможность автоматического регулирования, минимальность выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, компактность, использование новейших технологий);

     з) перечень мероприятий по энергосбережению;

     и) обоснование количества и типов оборудования, в том числе грузоподъемного, транспортных средств и механизмов, используемых в процессе строительства линейного объекта;

     к) сведения о численности и профессионально-квалификационном составе персонала с распределением по группам производственных процессов, число и оснащенность рабочих мест;

     л) перечень мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований по охране труда в процессе эксплуатации линейного объекта;

     м) обоснование принятых в проектной документации автоматизированных систем управления технологическими процессами, автоматических систем по предотвращению нарушения устойчивости и качества работы линейного объекта;

     н) описание решений по организации ремонтного хозяйства, его оснащенность;

     о) обоснование технических решений по строительству в сложных инженерно-геологических условиях (при необходимости);

     п) для автомобильных дорог — документы, указанные в подпунктах "а" — "о" настоящего пункта, а также:

     сведения об основных параметрах и характеристиках земляного полотна, в том числе принятые профили земляного полотна, ширина основной площадки, протяженность земляного полотна в насыпях и выемках, минимальная высота насыпи, глубина выемок;

     обоснование требований к грунтам отсыпки (влажность и гранулометрический состав);

     обоснование необходимой плотности грунта насыпи и величин коэффициентов уплотнения для различных видов грунта;

     расчет объемов земляных работ;

     описание принятых способов отвода поверхностных вод, поступающих к земляному полотну;

     описание типов конструкций и ведомость дорожных покрытий;

     описание конструкций верхнего строения пути железных дорог в местах пересечения с автомобильными дорогами (при необходимости);

     описание конструктивных решений противодеформационных сооружений земляного полотна;

     перечень мероприятий по защите трассы от снежных заносов и попадания на них животных;

     обоснование типов и конструктивных решений искусственных сооружений (мостов, труб, путепроводов, эстакад, развязок, пешеходных мостов, подземных переходов, скотопрогонов, подпорных стенок и др.);

     описание конструктивной схемы искусственных сооружений, используемых материалов и изделий (фундаментов, опор, пролетных строений, береговых сопряжений, крепления откосов);

     обоснование размеров отверстий искусственных сооружений, обеспечивающих пропуск воды;

     перечень искусственных сооружений с указанием их основных характеристик и параметров (количество, длина, расчетная схема, расходы сборного и монолитного железобетона, бетона, металла);

     описание схем мостов, путепроводов, схем опор мостов (при необходимости), схем развязок на разных уровнях;

     сведения о способах пересечения линейного объекта;

     сведения о транспортно-эксплуатационном состоянии, уровне аварийности автомобильной дороги — для реконструируемых (подлежащих капитальному ремонту) автомобильных дорог;

     р) для железных дорог — документы и сведения, указанные в подпунктах "а" — "о" настоящего пункта, а также:

     перечень мероприятий по защите трассы от снежных заносов и попадания на них животных;

     описание категории железной дороги, характеристика грузопотоков, в том числе объем (доля) пассажирских перевозок;

     описание конструкций верхнего строения пути железных дорог, в том числе в местах пересечения с автомобильными дорогами;

     обоснование основных параметров проектируемой железнодорожной линии (руководящий уклон, вид тяги, места размещения раздельных пунктов и участков тягового обслуживания, число главных путей; специализация, количество и полезная длина приемоотправочных путей; электроснабжение электрифицируемых линий и места размещения тяговых подстанций);

     данные о расчетном количестве подвижного состава;

     сведения о проектируемых и (или) реконструируемых объектах локомотивного и вагонного хозяйства (места размещения и зоны обслуживания локомотивных бригад; места размещения депо, их мощность в части количества и видов обслуживания, приписанный парк локомотивов, обоснование достаточности устройств локомотивного хозяйства и парка локомотивов; оценка достаточности устройств по обслуживанию вагонного хозяйства; проектируемые устройства вагонного хозяйства, их характеристики);

     описание проектируемой схемы тягового обслуживания;

     обоснование потребности в эксплуатационном персонале;

     описание и требования к местам размещения персонала, оснащенности рабочих мест, санитарно-бытовому обеспечению персонала, участвующего в строительстве;

     с) для линий связи — документы и сведения, указанные в подпунктах "а" — "о" настоящего пункта, а также:

     сведения о возможности обледенения проводов и перечень мероприятий по антиобледенению;

     описание типов и размеров стоек (промежуточные, угловые, переходные, оконечные), конструкций опор мачтовых переходов через водные преграды;

     описание конструкций фундаментов, опор, системы молниезащиты, а также мер по защите конструкций от коррозии;

     описание технических решений, обеспечивающих присоединение проектируемой линии связи к сети связи общего пользования;

     обоснование строительства новых или использования существующих сооружений связи для пропуска трафика проектируемой сети связи, технические параметры в точках соединения сетей связи (уровень сигналов, спектры сигналов, скорости передачи и др.);

     обоснование принятых систем сигнализации;

     обоснование применяемого коммутационного оборудования, позволяющего производить учет исходящего трафика на всех уровнях присоединения;

     т) для магистральных трубопроводов — документы и сведения, указанные в подпунктах "а" — "о" настоящего пункта, а также:

     описание технологии процесса транспортирования продукта;

     сведения о проектной пропускной способности трубопровода по перемещению продукта — для нефтепроводов;

     характеристика параметров трубопровода;

     обоснование диаметра трубопровода;

     сведения о рабочем давлении и максимально допустимом рабочем давлении;

     описание системы работы клапанов-регуляторов;

     обоснование необходимости использования антифрикционных присадок;

     обоснование толщины стенки труб в зависимости от падения рабочего давления по длине трубопровода и условий эксплуатации;

     обоснование мест установки запорной арматуры с учетом рельефа местности, пересекаемых естественных и искусственных преград и других факторов;

     сведения о резервной пропускной способности трубопровода и резервном оборудовании и потенциальной необходимости в них;

     обоснование выбора технологии транспортирования продукции на основе сравнительного анализа (экономического, технического, экологического) других существующих технологий;

     обоснование выбранного количества и качества основного и вспомогательного оборудования, в том числе задвижек, его технических характеристик, а также методов управления оборудованием;

     сведения о числе рабочих мест и их оснащенности, включая численность аварийно-вспомогательных бригад и водителей специального транспорта;

     сведения о расходе топлива, электроэнергии, воды и других материалов на технологические нужды;

     описание системы управления технологическим процессом (при наличии технологического процесса);

     описание системы диагностики состояния трубопровода;

     перечень мероприятий по защите трубопровода от снижения (увеличения) температуры продукта выше (ниже) допустимой;

     описание вида, состава и объема отходов, подлежащих утилизации и захоронению;

     сведения о классификации токсичности отходов, местах и способах их захоронения в соответствии с установленными техническими условиями;

     описание системы снижения уровня токсичных выбросов, сбросов, перечень мер по предотвращению аварийных выбросов (сбросов);

     оценка возможных аварийных ситуаций;

     сведения об опасных участках на трассе трубопровода и обоснование выбора размера защитных зон;

     перечень проектных и организационных мероприятий по ликвидации последствий аварий, в том числе план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при необходимости);

     описание проектных решений по прохождению трассы трубопровода (переход водных преград, болот, пересечение транспортных коммуникаций, прокладка трубопровода в горной местности и по территориям, подверженным воздействию опасных геологических процессов);

     обоснование безопасного расстояния от оси магистрального трубопровода до населенных пунктов, инженерных сооружений (мостов, дорог), а также при параллельном прохождении магистрального трубопровода с указанными объектами и аналогичными по функциональному назначению трубопроводами;

     обоснование надежности и устойчивости трубопровода и отдельных его элементов;

     сведения о нагрузках и воздействиях на трубопровод;

     сведения о принятых расчетных сочетаниях нагрузок;

     сведения о принятых для расчета коэффициентах надежности по материалу, по назначению трубопровода, по нагрузке, по грунту и другим параметрам;

     основные физические характеристики стали труб, принятые для расчета;

     обоснование требований к габаритным размерам труб, допустимым отклонениям наружного диаметра, овальности, кривизны, расчетные данные, подтверждающие прочность и устойчивость трубопровода;

     обоснование пространственной жесткости конструкций (во время транспортировки, монтажа (строительства) и эксплуатации);

     описание и обоснование классов и марок бетона и стали, применяемых при строительстве;

     описание конструктивных решений по укреплению оснований и усилению конструкций при прокладке трубопроводов по трассе с крутизной склонов более 15 градусов;

     обоснование глубины заложения трубопровода на отдельных участках;

     описание конструктивных решений при прокладке трубопровода по обводненным участкам, на участках болот, участках, где наблюдаются осыпи, оползни, участках, подверженных эрозии, при пересечении крутых склонов, промоин, а также при переходе малых и средних рек;

     описание принципиальных конструктивных решений балансировки трубы трубопровода с применением утяжелителей охватывающего типа (вес комплекта, шаг установки и другие параметры);

     обоснование выбранных мест установки сигнальных знаков на берегах водоемов, лесосплавных рек и других водных объектов;

в графической части

     у) схему линейного объекта с обозначением мест установки технологического оборудования (при наличии);

     ф) чертежи конструктивных решений несущих конструкций и отдельных элементов опор, описанных в пояснительной записке;

     х) чертежи основных элементов искусственных сооружений, конструкций;

     ц) схемы крепления элементов конструкций;

     ч) для автомобильных дорог — схемы и чертежи, указанные в подпунктах "у" — "ц" настоящего пункта, а также:

     чертежи характерных профилей насыпи и выемок, конструкций дорожных одежд;

     чертежи индивидуальных профилей земляного полотна;

     ш) для железных дорог — схемы и чертежи, указанные в подпунктах "у" — "ц" настоящего пункта, а также:

     чертежи характерных профилей насыпи и выемок, верхнего строения пути;

     чертежи индивидуальных профилей земляного полотна;

     диаграмму грузопотока (при необходимости);

     планы узлов, станций и других раздельных пунктов с указанием объектов капитального строительства, сооружений и обустройств железнодорожной инфраструктуры;

     щ) для сетей связи — схемы и чертежи, указанные в подпунктах "у" — "ц" настоящего пункта, а также:

     схемы устройства кабельных переходов через железные и автомобильные (шоссейные, грунтовые) дороги, а также через водные преграды;

     схемы крепления опор и мачт оттяжками;

     схемы узлов перехода с подземной линии на воздушную линию;

     схемы расстановки оборудования связи на линейном объекте;

     схемы тактовой сетевой синхронизации, увязанные со схемой тактовой сетевой синхронизации сети общего пользования, — для сетей связи, присоединяемых к сети связи общего пользования и использующих цифровую технику коммутации и передачи информации;

     э) для магистральных трубопроводов — схемы и чертежи, указанные в подпунктах "у" — "ц" настоящего пункта, а также:

     схемы расстановки основного и вспомогательного оборудования;

     схемы трассы с указанием мест установки задвижек, узлов пуска и приема шаровых разделителей (очистителей);

     схемы управления технологическими процессами и их контроля;

     схемы сочетания нагрузок;

     принципиальные схемы автоматизированной системы управления технологическими процессами на линейном объекте.

Инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, — это линейный объект

Вопрос:

По какой нормативной литературе можно определить, являются ли проектируемые инженерные сети (тепловые сети) линейным объектом капитального строительства или объектом капитального строительства производственного и непроизводственного назначения? (Что влияет на стадию "П" по постановлению Правительства РФ от 16.

Что такое линейные объекты?

02. 2008 N 87?)

Ответ:

Инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства (т.е. функционально не относящиеся к отдельным объектам капитального строительства), рассматриваются как отдельный линейный объект.

Обоснование:

Действующее законодательство о градостроительной деятельности не содержит определения понятия "линейный объект".

Все известные определения этого понятия сформированы на базе определения понятия "красные линии", приведенного в статье 1 (пункт 11) ГрК РФ.

Министерство регионального развития РФ в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 было уполномочено вплоть до 14.06.2014 давать разъяснения о порядке применения "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее — "Положение…".

В письме Минрегиона России от 20.05.2011 N 13137-ИП/08 "О государственной экспертизе проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения" была сформулирована правовая позиция, применимая к описанной в вопросе ситуации:

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ к линейным объектам отнесены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, расположенные в пределах красных линий — линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков…

По мнению Минрегиона России, в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта сетей инженерно-технического обеспечения, являющихся функционально частью отдельного объекта капитального строительства, выходящих за пределы границ земельного участка, отведенного под указанные цели, и при этом не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), сведения о таких сетях также включаются в раздел 5 проектной документации. Инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.).

С учетом изложенного, проектная документация сетей инженерно-технического обеспечения, функционально не относящихся к отдельным объектам капитального строительства, подлежит государственной экспертизе как проектная документация линейных объектов. Проектная документация на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения, не являющихся линейными объектами и входящих в состав объекта капитального строительства (раздел 5 проектной документации), подлежит государственной экспертизе только в том случае, если проектная документация на сам объект подлежит государственной экспертизе.

Данная позиция Минрегиона России остается в силе, поскольку Минстрой России, которому в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.03.2014 N 230 переданы полномочия давать разъяснения о порядке применения "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", иной позиции по данному вопросу не сформировал.

Груша Г.А.,

эксперт Линии профессиональной поддержки

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям провел в четверг, 11 октября, совещание с представителями Минприроды, Росимущества, Рослесхоза и ФАС по вопросу реализации древесины, которая образуется при строительстве линий электропередач, трубопроводов и других линейных объектов, а также разработке месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда.

Как сообщил глава профильного думского комитета Николай Николаев, необходимость обсуждения этого вопроса вызвана проблемами, связанными с реализацией такой древесины.

Капитальное строительство: особенности и характеристики

Они заключаются в отсутствии спроса на нее вследствие отдаленности, труднодоступности лесных участков и высокой стоимости транспортировки, а также в длительности существующей процедуры продажи такой древесины, что приводит ее порче. Кроме этого, нет механизма определения ответственности за объем древесины и ее дальнейшую сохранность. В результате на лесных участках остается нереализованная древесина, что приводит также и к нарушению правил санитарной и пожарной безопасности в лесах.

 "Компании получают разрешение от государства на вырубку этого леса, потому что они прокладывают трубопроводы, электросети. При существующей модели распоряжения полученной древесиной, по факту продается лишь 1/3. 60-70 процентов древесины, а это государственная собственность, остается просто гнить. Теряем древесины на сумму более 500 млн руб в год. Возможно, есть варианты решения проблемы так, чтобы обязать покупать вырубленную древесину тех, кто ее вырубает. Получили разрешение на строительство объекта – выкупайте у государства вырубленную при строительстве древесину.»

Данные вопросы использования лесов регулируют статьи 44-46 Лесного кодекса РФ. Право собственности на древесину, которая вырубается при строительстве линейных объектов и разработке месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда принадлежит Российской Федерации. Уполномоченным на реализацию такой древесины является Росимущество, которое организует аукционы по продаже древесины и заключает договоры купли-продажи с их победителями. Однако объемы реализуемой Росимуществом древесины несопоставимо меньше заготавливаемой древесины в рамках использования лесов в соответствии со указанными статьями Лесного кодекса.

 По итогам совещания принято решение вынести на более подробное обсуждение проблемы на заседание профильного думского комитета. Николаев также запросил у Минприроды и Росимущества данные об объемах вырубленного и реализованного леса, а у представителей лесопромышленных компаний, принявших участие во встрече, — направить свои предложения по решению этой проблемы.

Проектирование линейных объектов

Геодезическая разбивочная сеть

Для обеспечения инженерно-геодезических работ создаются опорные сети, служащие основой для производства топографических съемок при изысканиях; для выполнения различных работ на территории городов и поселков; для выполнения разбивочных работ при строительстве зданий и сооружений и т.д.

Инженерно-геодезические плановые и высотные опорные сети представляют собой систему геометрических фигур, вершины которых закреплены на местности специальными знаками и создаются в соответствии с проектом производства геодезических работ (ППГР).

Инженерно-геодезические сети обладают рядом характерных особенностей:

— сети часто создаются в условной системе координат с привязкой к государственной системе координат;

— форма сети зависит от величины обслуживаемой территории или формы объекта;

— сети имеют ограниченные размеры;

— длины сторон как правило короткие;

— к пунктам сети предъявляются повышенные требования по стабильности в сложных условиях эксплуатации;

— условия наблюдений, как правило, неблагоприятные.

Выбор вида построения опорных сетей зависит от типа объекта, его формы и занимаемой площади; назначения сети; физико-географических условий; требуемой точности; наличия измерительных средств. Триангуляцию применяют в качестве исходного построения на значительных по площади или протяженности объектах в открытой пересеченной местности; полигонометрию – на закрытой местности или застроенной территории; линейно-угловые построения – при необходимости создания сетей повышенной точности; трилатерацию – обычно на небольших объектах, где требуется высокая точность; строительные сетки – на промышленных площадках.

Высотные опорные сети создают методом геометрического нивелирования в виде одиночных ходов или систем ходов и полигонов, проложенных между исходными реперами. При применении электронных тахеометров выполняется тригонометрическое нивелирование.

Особенности проектирования и перенесения в натуру проектов планировки и застройки сельских населенных пунктов

Топографо-геодезические работы, выполняемые на территориях поселков и сельских населенных мест состоят в: производстве крупномасштабных съемок 1:500-1:5000; составлении топографической основы в виде планов, карт и профилей для разработки проектов планировки и застройки (реконструкции, расширения) поселков и сельских населенных мест.

Основной метод составления планов – аэрофотосъемка. Наземные методы применяются лишь при съемках в масштабах 1:500 и 1:1000, а также, если применение аэрофотосъемки нецелесообразно – и в масштабах 1:2000 и 1:5000. В случаях, если требуется меньшая графическая точность плана, чем это предусмотрено для планов масштабов 1:500, 1:1000, 1:2000 и 1:5000, то планы этих масштабов могут быть получены путем увеличения соответственно планов масштабов 1:1000, 1:2000, 1:5000 и 1:10000.

Масштабы топографических планов зависят от требований к точности проектно-изыскательских работ, стадии проектирования, плотности контуров ситуации на местности. Выбор высоты сечения рельефа зависит от точности предстоящей планировки территории, уклонов местности.

Основой для разработки генеральных планов населенных мест, составления проектов внутрихозяйственного землеустройства, лесоустройства, выбора и отвода в установленном порядке для различных нужд земельных участков, выбора трасс служит проект районной планировки. Он состоит из графических (проектный план – основной чертеж в масштабе

1:25 000 – 1:100 000) и текстовых материалов. Проект районной планировки определяет размещение и объем жилищного, культурно-бытового, производственного, мелиоративного строительства и др.

Для планировки и застройки сельских населенных мест наиболее пригодны территории с рельефом, имеющим уклоны 0,5 – 5 %.

В процессе инженерно-геодезических изысканий подготавливается генеральный план – крупномасштабный топографический план поселка, сельского населенного места, на котором изображают весь комплекс наземных, воздушных и подземных сооружений на расчетный срок, равный 20 годам, в соответствии с проектом районной планировки.

Для поселков и сельских населенных мест генеральные планы разрабатываются совмещенными с проектами детальной планировки, при которой на план наносят проектируемые красные линии участков жилой и общественной застройки, зеленых насаждений, приусадебные и приквартирные участки, хозяйственный постройки личного подсобного хозяйства, хозяйственные проезды, скотопрогоны.

Составление проектов планировки сельских населенных мест заключается в размещении на проектном плане различных объектов: жилой, производственной и других зон; а в пределах этих зон – кварталов и участков, общественных зданий, производственных построек, улиц, площадей в соответствии с экономическими, санитарно-гигиеническими, архитектурными и техническими требованиями и с учетом природных условий. Каждый объект на проектном плане ограничивается прямыми линиями, параллельными или пересекающимися под заданными углами, а так же кривыми линиями определенных радиусов.

Методы проектирования объектов планировки и проектирования севооборотных массивов, полей и участков при составлении проектов землеустройства имеют сходство и различие. Сходство заключается в том, что проектирование в обоих случаях производится по принципу от общего к частному. Сначала размещают крупные массивы, зоны, затем внутри их – мелкие участки, поля, кварталы. При проектировании руководствуются экономическими, техническими и геометрическими условиями. Отличие состоит в том, что при проектировании полей руководствуются заданными площадями и направлениями линий (углами), а при проектировании объектов планировки руководствуются направлениями линий, площадями участков, линейными размерами их и правилами архитектурно-планировочной композиции.

При составлении проектов планировки применяют главным образом графический и графо-аналитический методы проектирования.

Проекты планировки сельских населенных мест переносят в натуру теми же методами, что и проекты землеустройства. Особенность перенесения в натуру проекта планировки состоит в том, что при камеральной подготовке разбивочного чертежа и при полевой работе требуется сохранить параллельность сторон улиц и проездов, форму и размеры жилых и производственных комплексов и обеспечить надежное закрепление проектных точек в натуре. Поэтому перенесение проекта, как и проектирование, производится в строгой последовательности от общего к частному, т.е. сначала перенося главные точки проекта, затем вершины участков микрорайонов или кварталов, затем границы более мелких участков в микрорайонах или кварталах, далее места для постройки зданий и, наконец, детали элементов планировки.

Выбор метода перенесения проекта в натуру и порядок работы зависит от наличия пунктов геодезической сети и их густоты. Чем гуще расположены пункты геодезической сети, тем проще и быстрее можно перенести проект в натуру. При этом могут быть применены способы: полярный, перпендикуляров, промеров по створу, линейных и угловых засечек, проектного теодолитного хода.

Проектирование линейных объектов

Линейные сооружения по их местоположению можно разделить на наземные: железные и автомобильные дороги, трамвайные пути; подземные (трубопроводы): водопровод, газопровод и т.д.; надземные (воздушные):ЛЭП, линии связи и т.д.

Основной задачей проектирования линейных сооружений является выбор оптимального положения линии трассы на местности. Выбранный вариант должен предусматривать сбалансированность объемов земляных работ, хорошо вписываться в существующую ситуацию, обеспечивая наименьшие нарушения окружающей среды.

Глава 3. Особенности создания отдельных видов объектов

При проектировании должны быть учтены технические условия, которые зависят от предназначения будущего сооружения. Основная часть этих задач решается при камеральном и полевом трассировании. После выбора основного варианта камеральным путем и выполнения полевого трассирования, составляют продольный и поперечные профили местности, и приступают к проектированию линии трассы по высоте.

Проектный профиль линейного сооружения разрабатывают в соответствии с техническими условиями, экономическими требованиями и особенностями его эксплуатации при проектировании автомобильных и железных дорог, основное внимание уделяется обеспечению плавного и безопасного движения с заданной предельной скоростью. Уклон проектной линии не должен превышать предельной величины

| i n| iдоп,

а радиус вертикальной кривой быть меньше допускаемого значения

Rn Rдоп.

При проектировании подземных трубопроводов уклон профиля должен обеспечить движение жидкости в трубах с определенной скоростью, исключающей оседание взвешенных частиц при минимальных уклонах imin и истирание труб песком и твердыми частицами при максимальных уклонах imaх, т.е.

imin i n imaх.

В настоящее время проектирование линейных сооружений выполняется на ЭВМ

Просмотров: 2241

Вернуться в категорию: Строительство

Определение термина "линейный объект", отнесение его к объектам недвижимого имущества. Необходимость введения в Градостроительный кодекс понятия линейного объекта на основании анализа нормативно-правовых актов. Размещение объектов на земельном участке.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Волгоградский филиал)

Кафедра конституционного и административного права

Линейные объекты: понятие и виды

магистрант Шмакова Дарина Андреевна

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные вопросы, возникающие при определении понятия «линейный объект» и отнесение его к объектам недвижимого имущества. На основании анализа нормативно-правовых актов делается вывод о необходимости введения в Градостроительный кодекс РФ определения «линейный объект», которое позволит упорядочить процедуры размещения линейных объектов на земельном участке.

Ключевые слова: виды линейных объектов, линейный объект, объекты недвижимого имущества, правовой режим линейных объектов, протяженность объекта

Abstract

The article deals with topical issues arising from the definition of "linear object" and its assignment to the objects of real estate. Based on the analysis of legal acts concluded on the need for the Town Planning Code of the Russian Federation the definition of "linear object", which will streamline the procedure of placement of linear objects on the land.

В действующем законодательстве такое понятие как, линейный объект, на сегодняшний день отсутствует. Данное понятие можно раскрыть путем использования и перечисления различных нормативно-правовых актов, так как четкого и конкретного юридического формулирования линейного объекта, называющего его виды и признаки, отсутствует.

Например, в Градостроительном кодексе РФ и в ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» к линейным объектам относят линии электропередач, линии связи, железнодорожные линии, автомобильные дороги, трубопроводы и другие подобные сооружения.

Лесной кодекс РФ так же раскрывает понятие линейных объектов через перечисление линий электропередач, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Такое же определение содержится в приказе Рослесхоза от 10 июня 2011г. № 223 «Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов».

Отдельное определение дается законодательством топливно-энергетического комплекса. Под линейными объектами понимается система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса, например, нефтепроводы, магистральные газопроводы, электрические сети.

Учитывая понятие линейного объекта, которое содержится в ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и в Градостроительном кодексе к линейным объектам также можно отнести мосты, метро, туннели, фуникулеры и т.п.

Если рассматривать ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», то он также дает понятия, которые можно использовать при определении линейного объекта:

1) сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;

2) система инженерно-технического обеспечения — одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи;

3) сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. линейный объект градостроительный земельный

Еще одно определение линейного объекта содержится в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, где в качестве линейных объектов выделяют трубопроводы, автомобильные дороги, линии электропередач и др.

Но как видно из всех этих определений, фактически определениями они не являются — в них имеет место перечисления видов линейных объектов.

Учитывая вышеизложенное необходимо сформулировать определение линейного объекта, а именно выделить его сущностные характеристики, которые однозначно позволили бы отделить от других объектов сооружения.

Таким образом, учитывая все перечисления данного понятия, можно сделать вывод о том, что линейными объектами являются линейно-протяженные элементы организации территории. Данные объекты могут располагаться на земельном участке в виде прямых и кривых линий, которые характеризуются протяженностью, шириной, координатами начальной и конечной точек.

Так же понятие линейного объекта можно определить, учитывая следующие характеристики:

1) Значительная протяженность объекта — длина объекта превышает его ширину;

2) Линейный объект является сооружением, которое представляет собой объемную, плоскостную или линейную систему строительства, включая наземную, надземную или подземную, состоящую из несущих и ограждающих строительных конструкций;

3) Прочная связь с землей — надземные, наземные и подземные виды линейных объектов. Именно эта характеристика определяет необходимость классификации линейных объектов зависимости от связи с землей;

4) Назначение линейных объектов — транспортные коммуникации, линии связи, нефтепроводы, газопроводы, электрические сети, водопроводы, канализационные и ливневые стоки. Учитывая назначение объектов можно классифицировать линейные объекты в зависимости от конструкции (трубопроводы, сети).

Кроме того, в различных нормативно-правовых актах характеристики линейных сооружений указываются с использованием различных определений.

Все эти обстоятельства указывают на отсутствие разработанной схемы правового регулирования отношений, возникающих в отношении линейных объектов, приводящие к проблемам определения правового режима на практике.

Все перечисленные понятия линейного объекта в различных нормативных правовых актах приводят к сложности классификации того или иного объекта в качестве линейного объекта, что соответственно влечет за собой применения несоответствующего правового режима использования земельного участка для размещения линейного объекта.

При определении правового режима линейных объектов возникает вопрос об отнесении их к объектам недвижимого имущества.

Законодательство прямо не определяет линейные объекты в качестве объектов недвижимого имущества, в следствие этого в судебной и юридической практике встречаются неоднозначные суждения по данному вопросу.

Зачастую судебная практика в решении споров относительно сложных объектов бывает противоречивой, ведь линейному объекту свойственны различия в технических характеристиках составных частей.

Так, суды считают, что железнодорожный путь переместить нельзя, поскольку это будет уже другой путь с иными характеристиками и назначением, а кабельную линию без ущерба ее назначению переместить, возможно. Однако вопрос причисления линейных объектов к числу объектам недвижимого имущества не должен подвергать сомнениям.

Учитывая общее понятие недвижимого имущества в Градостроительном кодексе РФ, следует, что основными критериями причисления объекта к недвижимому имуществу являются прочная связь с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба его предназначению. Линейные объекты отвечают данным критериям, кроме того они являются объектами капитального строительства, так же учитывая положения статьи 1 п. 11 Градостроительного Кодекса РФ можно сделать вывод о недвижимом характере линейных объектов.

Исходя из норм гражданского законодательства, критерием отнесений вещи к объекту недвижимости являются не назначение объекта, а физическое свойство объекта — прочная связь с землей. При этом законодательство не ограничивает собственника в определении назначения недвижимого имущества и его роли в технологическом процессе.

Являясь одним из видов объектов недвижимости, линейные объекты имеют ряд следующих признаки:

— сложные и неделимые вещи;

— значительная протяженность;

— расположение на территории более одного регистрационного округа.

При этом все линейные объекты подлежат техническому учету, а сделки с ними подлежат государственной регистрации.

Таким образом, в общем виде линейный объект — это сложный объект недвижимости, который обладает характеристиками протяженности и определенным производственным назначением.

С учетом специфических признаков законодательство установило особенности правового режима использования земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов.

Например, в соответствии с п. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные на период строительства линейных объектов, осуществляется без перевода земель в земли иных категорий.

В тоже время для целей эксплуатации линейных объектов требуется перевод земельного участка в состав земель промышленности и иного специального назначения.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что главный признак линейного объекта является выделенный земельный участок с разрешенным видом использования на все время существования данного объекта, собственник которого должен платить земельный налог.

Для того чтобы упорядочить градостроительное регулирование линейных объектов, их строение, ввод в эксплуатацию, постановка на кадастровый учет необходимо включить в Градостроительный кодекс РФ определение линейного объекта.

Проведя анализ правовых актов можно дать следующие определение линейным объектам — линейные объекты представляют собой систему сооружений, включающие наземные, надземные или подземные конструктивные элементы, протяженность которых значительно превышает их ширину и которые предназначены для обеспечения передвижения, перемещения и передачи материалов и веществ в интересах государства и местного населения.

Учесть особенности надземных и подземных конструктивных элементов, размещение и эксплуатация которых требуют постоянного использования на поверхности земельного участка, в пределах которого они расположены.

Дальнейшее развитие правового регулирования размещения линейных объектов и связанных с этим земельных правоотношений, не может обойтись без введения в законодательство о градостроительной деятельности понятия «линейный объект». Данное введение позволит избежать широкого толкования на практике и упорядочить процедуры размещения линейных объектов. Учитывая большое количество специальных законов, которые регулируют отношения связанные с использованием земельных участков для размещения линейных объектов, данное понятие позволит так же повысить уровень законодательства в различных отраслях.

Библиографический список

1. “Градостроительный кодекс Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).

2. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 20.04.2015) “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”.

3. “Лесной кодекс Российской Федерации” от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

4. Приказ Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 “Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.08.2011 N 21533).

5. Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ (ред. от 14.10.2014) “О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса”.

6. Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”.

7. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 23.01.2016) “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию”.

8. Шуплевцова Ю.И. Отдельные вопросы использования лесных участков для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов// Имущественные отношения в РФ.2015.№2.

9. Черная А.А. Линейные объекты: проблемы соотношения с объектами вспомогательного назначения// TerraEconomikus ,2011, том 9 №2.

10. Постановление ФАС Северо-западного округа от 12 мая 2006г. № А56-22940/2005// СПС «Консультант»; Постановление ФАС Северо-западного округа от 3 декабря 2002г. № А56-19925/02// СПС «Консультант».

11. “Земельный кодекс Российской Федерации” от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Виды недвижимого имущества

    Какие сооружения относить к объектам недвижимого имущества, ибо даже отсутствует легальный перечень сооружений — объектов недвижимого имущества. Прежде чем рассматривать особенности сделок с недвижимым имуществом, необходимо определиться с понятием.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2008

  • Особенности правового режима недвижимого имущества

    Понятие имущества как объекта гражданских правоотношений. Виды имущества в гражданском праве, их классификация и типы, направления исследования и нормативно-законодательная база регулирования. Понятие и признаки недвижимого имущества, его правовой режим.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2012

  • Правовая природа нетипичных объектов недвижимого имущества: концептуальные подходы и судебная практика

    Понятие и признаки недвижимого имущества, его виды по действующему законодательству. Правовая характеристика единого имущественного комплекса, автостоянки, буровых скважин, торговых павильонов, спортивных площадок как объектов недвижимого имущества.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2014

  • Недвижимое имущество как объект гражданских правоотношений

    Государственная регистрация недвижимого имущества. Основные виды недвижимого имущества, которое выступает в качестве объекта гражданских правоотношений. Сделки купли-продажи и мены недвижимого имущества. Рента и пожизненное содержание с иждивением.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

  • Нормативные и индивидуальные правовые акты

    Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права. Основные виды нормативно-правовых актов. Анализ механизма реализации индивидуально-правовых актов. Общие черты нормативно-правовых и индивидуально-правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2015

  • Правовой режим технического паспорта на объект недвижимого имущества в Республике Беларусь

    Анализ содержания и отличительных особенностей технических паспортов на различные объекты недвижимого имущества. Правовое регулирование отношений в области технической инвентаризации и проверки характеристик недвижимого имущества в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 22.09.2012

  • Недвижимость как объект гражданских прав

    Недвижимое имущество как объект гражданского права РФ. Виды объектов недвижимого имущества. Имущественные комплексы: понятие и сущность. Отличительные черты и состав имущественного комплекса. Неделимость имущественного комплекса как объекта недвижимости.

    дипломная работа , добавлен 22.05.2008

  • Нормативно-правовой акт в системе источников права

    Понятие нормативно-правового акта, признаки и действия. Законы и подзаконные акты. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Иерархическая система нормативно-правовых актов РФ. Примеры нормативно-правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2010

  • Ипотека в гражданском праве

    Ипотека как способ обеспечения исполнения обязательств по кредиту. Системный анализ действующих в РФ нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере оборота объектов недвижимого имущества, их достоинства, недостатки и перспективы развития.

    дипломная работа , добавлен 17.05.2010

  • Нормативно-правовой акт в системе источников права

    Понятие и признаки нормативно-правового акта как официального документа. Виды нормативных правовых актов.

    Как узаконить линейный объект

    Особенности закона и его основные виды. Значение подзаконных актов. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *