Бизнес в Астрахани
Поиск:




Статьи в номере:


№ 3, 2014 16+ / В ОЖИДАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Строителей вновь ждут перемены. Какие? Вполне вероятно, что на стройку скоро вернется экологический надзор. К концу года у страны появится Стратегия развития строительной отрасли. Об этом, и о том, какие вопросы обсуждались в рамках III Российского инвестиционно-строительного форума, рассказывает Президент НП СРО «Национальное сообщество строителей» Александр Лященко. РАЗВИТИЮ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ - ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СТАТУС По итогам заседания президиума Совета при Президенте РФ (4 марта) по модернизации экономики, председатель правительства Дмитрий Медведев поручил подготовить стратегию инновационного развития строительной отрасли. План мероприятий, который будет разработан Минстроем, Минэкономразвития, Минпромторгом и Росстандартом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Экспертным советом, национальными объединениями СРО строительной сферы и институтами развития, должен быть готов к 18 декабря 2014 года. В протоколе заседания сообщается, что до середины декабря необходимо «обеспечить гармонизацию российских и европейских стандартов в области строительства (Еврокодов) в целях применения передовых инновационных технологий и материалов, в том числе обеспечивающих ресурсосбережение и повышение энергоэффективности зданий и сооружений». Премьер-министр также поручил Минстрою, Минэкономразвития, МЧС, Минюсту и Роспотребнадзору подготовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие издание обязательных требований в области проектирования и строительства единственным федеральным органом исполнительной власти (Минстроем). Дата завершения работы над проектами законов – 3 сентября текущего года. К началу июня, согласно указу Медведева, должны быть разработаны предложения по оптимизации существующей структуры и практики работы технических комитетов в сфере строительства. Этим также будут заниматься сразу несколько ведомств (Минстрой, Минпромторг, Росстандарт) при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Экспертного совета при Правительстве и нацобъединений СРО в строительной сфере. Кроме этого, нацобъединения СРО займутся актуализацией Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года с разработкой программы строительства предприятий, производящих инновационные строительные материалы. На эту работу отводится почти весь остаток года. СРО СТРОЙКОМПЛЕКСА НУЖДАЮТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ ГОСУДАРСТВА В рамках III Российского инвестиционно-строительного форума (6 марта 2014 года) в Москве состоялся круглый стол «Совершенствование градостроительной политики и реализация государственной политики развития СРО стройкомплекса», модератором которого выступил председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий НОСТРОЙ Юрий Мхитарян. В своем выступлении он отметил, что институт саморегулирования в строительстве, реализуя предупредительные меры по недопущению аварий и катастроф на объектах капитального строительства, решает важнейшие социальные, государственные задачи по обеспечению безопасности человека, его жизни и деятельности. По мнению Мхитаряна, СРО стройкомплекса – это социально ориентированные некоммерческие организации, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Кроме того, по его словам, функции СРО могут быть значительно расширены по сравнению с действующим законодательством. Как и на многих других подобных встречах, которые в последнее время проходят в России, главной темой обсуждений этого круглого стола стала необходимость совершенствования банковского регулирования и государственной политики по обеспечению сохранности компенсационных фондов СРО стройкомплекса. Отмечая особый правовой статус средств компфондов, выступавшие в ходе мероприятия представители СРО заявляли, что озаботиться их защитой должно было государство. Тем не менее, участники встречи сходились во мнении, что ответственность за сохранность компфондов несет, прежде всего, руководство СРО, которое выбирает высокий процент, сбрасывая со счетов риски утраты фондов. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ Не так давно стало известно, что Минрегион РФ подготовил законопроект согласно которому на стойку вернется экологический надзор. Делегировать право проводить экологические проверки авторы проекта планируют Госстройнадзору. При этом появляться на объекте проверяющие специалисты будут без предупреждения. В зону ведения Госстройнадзора попадут объекты, начиная от строек на континентальном шельфе и особо охраняемых природных территориях, до федеральных трасс, метро и объектов площадью выше 5 га. Нарушение предписаний, выданных надзорным органом, предусматривают штрафные санкции и даже приостановление строительной деятельности. Подготовленный Мирегионом законопроект не нашел отклика у строительных СРО, по мнению которых, введение экологических проверок на стройках – мера избыточная. Директор Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОЙ Леонид Бандорин: «Мы постоянно боремся за снижение административных барьеров, а тут неожиданно возвращают старые, от которых уже давно отказались. Это просто саботаж. Уже сейчас существуют все необходимые механизмы контроля. В 2006 году был принят закон 232, который ввел единый надзор при строительстве. Сделано это было, чтобы снизить административные барьеры. Ранее разные службы проверяли экологию, санитарную, противопожарную безопасность и т.п. Каждый день приходили на стройку новые чиновники. Это все заменили одной службой надзора. Сократилась не зона контроля, а количество проверяющих органов. Возвращение к идее отдельных экологических проверок – шаг назад, который создаст только дополнительные проблемы для строителей.». МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ РОССИЙСКИХ СРО? Международные стандарты, благодаря установленным в них требованиям, создают условия благоприятствования развитию бизнеса, стимулируют рост экономики, помогают адаптироваться к отрицательным последствиям изменения климата или сводить их к минимуму. Какова же сегодня ситуация с применением международных стандартов в строительной отрасли России? В декабре 2013года Президент России Владимир Путин в ходе совещания об исполнении указов, подписанных им в день вступления в должность главы государства 7 мая 2012 года, обратил внимание на то, что для стимулирования роста жилищного строительства, снижения издержек застройщиков, а значит, и стоимости жилья, Правительству было дано поручение до декабря 2012 года разработать перечень административных процедур в сфере строительства. Как известно, среди них и переход отрасли на международные стандарты. Эта проблема находятся в поле зрения специалистов уже не один год. Ещё в сентябре 2011 года в рамках деловой поездки в Великобританию делегация Национального объединения строителей провела переговоры с руководством Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC), и подписала протокол о сотрудничестве. Стороны пришли к важному соглашению о продвижении НОСТРОЕМ типовых форм строительных контрактов, разработанных FIDIC, в РФ через организацию системы обучения по правилам и нормам FIDIC. С очень важной для российских строителей информацией выступил на переговорах представитель Европейского банка реконструкции и развития Алмаз Галиев. Он рассказал о взаимодействии ЕБРР и ФИДИК. В настоящий момент между ними существует соглашение, что ЕБРР кредитует только те компании, которые работают по системе контрактов FIDIC. В октябре 2013 года состоялось заседание круглого стола «Развитие российского строительного сектора и проектирования – контракты FIDIC в РФ. Роль института саморегулирования FIDIC как новый инструмент для развития строительного комплекса России». В результате НОСТРОЙ, НОП и FIDIC договорились сформировать рабочую группу по созданию типовых контрактов на базе методологии FIDIC с учетом имеющихся положений Градостроительного кодекса и других отечественных нормативных документов. РАБОТАТЬ ПО КОНТРАКТАМ FIDIC МОЖНО И СЕГОДНЯ, НО СЛОЖНО Справедливости ради надо признать, что российским строителям работать по контрактам FIDIC возможно и сейчас, но это всегда требует внесения в договоры серьезных корректировок, так как они пока не во всем учитывают сложившуюся российскую правовую специфику и практику. В частности, нужно адаптировать к российской практике прием этапов работ, подписание форм КС-2, КС-3, определение момента перехода рисков при строительстве объекта, учитывать нюансы налогообложения, российского бухучета и др. Например, если не провести специальную адаптацию условий одной из формы FIDIC-контракта – «красной книги» о приемке этапов работ к российским условиям, то по умолчанию к заказчику одновременно с подписанием каждого поэтапного акта перейдут и право собственности на выполненные работы, и риски случайной гибели. С другой стороны, та же «красная книга» не предполагает ежемесячного подписания форм КС-2, КС-3, на которых, как правило, построен российский бухучет в сфере строительства, которому, кстати, уже в ближайшее время придётся самому переходить на международные стандарты финотчётности и аудита. Обычно для адаптации текста привлекают специалистов, имеющих опыт работы с этими контрактами, потому что с «нуля» разобраться с ними непросто. Именно поэтому, по мнению заместителя председателя Комитета инновационных технологий в строительстве, члена Комитета по конкурентной политике и закупкам в строительстве Николая Четверика, НОСТРОЙ следует срочно заняться разработкой инновационных методических документов, как воздух необходимых строительному комплексу. О ПОПРАВКАХ К ЗАКОНУ О ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ Начиная с этого года при регистрации договора участия в долевом строительстве (ДДУ) застройщик наряду со всеми необходимыми документами должен представить договор страхования гражданской ответственности или договор поручительства за надлежащее исполнение обязательств. Эти нормы содержатся в ФЗ № 294. Исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства может обеспечиваться путем участия застройщика в обществе взаимного страхования (ОВС) гражданской ответственности застройщиков и заключения соответствующего договора. При этом, страхование должно произойти за счет строителя и до госрегистрации ДДУ. Если какого-либо из указанных документов у строителей не будет – в государственной регистрации договора долевого участия будет отказано. Напомним, в соответствии с ФЗ № 240, если застройщик является лицом, который непосредственно осуществляет строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства, он обязан иметь допуск, выданный СРО. Если застройщик или уполномоченный им заказчик привлекают к работам по организации строительства иное физическое или юридическое лицо, допуск СРО не требуется. Разрешение на строительство должно быть у привлекаемого подрядчика. Выгодоприобретатели по договору страхования – граждане или юрлица, денежные средства которых привлекались по договору долевого строительства, или же, в случае переуступки прав на жилье, иное лицо, указанное в договоре страхования. Помимо прочего, в поправках подробно прописаны порядок осуществления взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков и особенности создания ОВС. По всей видимости, вместе с вступлением в силу поправок, произойдет и рост цен на строящуюся недвижимость. Он будет обусловлен страховыми тарифами, величина которых будет зависеть от нескольких факторов: от того, как долго компания существует на рынке, какой репутацией обладает застройщик, насколько привлекателен для вложения средств конкретный объект, насколько стабильна общая ситуация на рынке недвижимости. Источник: http://www.sro-nss.ru/

Начало Архиа номеров Наши партнеры О редакции, координаты Реклама в журнале Гостевая

  Все права защищены
Использование материалов только с согласия редакции.
© 2005, г. Астрахань
Издательство Логос