Бизнес в Астрахани
Поиск:




Статьи в номере:


№1 2013г. Для детей старше 6 лет / Новый закон об образовании: от детсада до студента

Президент РФ Владимир Путин подписал закон «Об образовании в РФ». Документ вступит в силу с 1 января 2013 года. Он должен заменить законы «Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года. Работа над новым законом об образовании длилась больше трех лет. Текст первой версии закона содержал почти 400 страниц и включал в себя множество мелких вопросов, вплоть до размера окладов профессоров вуза. За три года проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в Интернете. На специальный сайт поступило 11 тысяч комментариев. После слушаний все поправки от граждан были проанализированы, обобщены и включены в текст новой версии. А потом споры снова продолжились. В итоге даже на первом и втором чтениях в Госдуме закон значительно дорабатывался. По словам председателя Комитета Госдумы по образованию Александра Дегтярева, в Комитет Госдумы обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных сообщений. Новый закон является одним из рекордсменов Госдумы по количеству поправок, а к рассмотрению в Госдуме поступил в седьмой редакции. Отметим, что Российский союз ректоров согласился принять новую проверку Минобрнауки, после которой все неэффективные учебные заведения будут закрыты до 1 сентября 2013. Дата выбрана неслучайно: большинство положений нового закона, в случае его одобрения Советом Федерации и президентом РФ, вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Законом закрепляются следующие уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профобразование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование — специалитет, магистратура и высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Среднее профобразование будет включать в себя два уровня программ: подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и подготовку специалистов среднего звена. Специальный правовой статус получили МГУ им. Ломоносова и СПбГУ, которые, согласно документу являются ведущими классическими университетами. Эти вузы вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно стандарты по всем уровням высшего образования, и выдавать лицам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, документы об образовании и о квалификации, образцы которых они также устанавливают самостоятельно. Среди новинок - “Порядок привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности”, который жестко прописывает дисциплинарные наказания для учеников вплоть до исключения из образовательной организации. Грубым дисциплинарным проступком считается неосвоение в установленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного плана. Это в одном ряду с появлением на территории образовательной организации в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; совершением на территории образовательной организации действия попадающего под уголовную или административную ответственность; аморальным проступком, оказанием негативного влияния учащимся на других участников. Новый закон гарантирует учителям зарплату не ниже средней по региону, закрепляет ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации школьников, а также позволяет сельским педагогам иметь льготы на оплату услуг ЖКХ. Школьная форма, в соответствии с документом, будет вводиться по усмотрению администрации образовательных учреждений, а сельские школы не смогут закрывать без учета мнения жителей. Кроме того, с одной стороны, ученикам школ закон гарантирует бесплатность образования в рамках новых стандартов (объем учебных часов будет даже больше, чем сейчас). Но с другой стороны, за занятия сверх прописанных в стандартах школа имеет право брать плату. Учителя могут официально заниматься репетиторством, но, правда, не со своими учениками. В колледж можно поступать без экзаменов. Срок действия сертификата ЕГЭ продлен до 3 лет. Вузовское образование будет разделено на три ступени: бакалавриат, специалитет и магистратура. К слову, новый закон обязывает частные вузы участвовать в мониторинге качества наравне с государственными (сейчас это происходит добровольно). Все вузы, признанные неэффективными, будут закрыты до 1 сентября 2013 года, в тот день, когда вступит в силу закон «Об образовании в РФ». Начальное профобразование включено в среднее профобразование, которые предлагает два вида программ: подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Во время обсуждения законопроекта были внесены многие поправки и устранены неточности. Например, в законе появилось понятие "семейное образование". Большой блок связан с художественным и музыкальным образованием. В России исторически сложилось так, что некоторые творческие учебные заведения, например, балетные, музыкальные училища, давали одновременно и школьное, и профессиональное образование. В эти учебные заведения детей отбирают по особому конкурсу, и учебные планы предусматривают не только школьные предметы - русский, математику, историю, биологию, но и профессиональные дисциплины. Поначалу проект закона "Об образовании в РФ" не учитывал эти нюансы. Получалось, что целый ряд училищ выпадал из законодательного поля. Сейчас в законе закреплено право учебных заведений вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование. Разрешено отбирать детей по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования. Еще важная деталь: в законе "Об образовании в РФ" есть понятие "безопасность школьной среды". В последние годы в школах резко выросло число несчастных случаев. При этом предъявить претензии родители не могли - не существовало никаких регламентирующих документов. Директорам в таких ситуациях приходилось заполнять документы образца 1990 года с аббревиатурой СССР. Сейчас в законе все детали прописаны. По закону дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом дошкольное образование отделено от "присмотра и ухода" за детьми, что значительно расширит возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг. А для детей с ограниченными возможностями здоровья будут созданы такие учебные заведения, где они "без дискриминации" смогут получить качественное образование. Отдельным пунктом в законе прописано понятие "инклюзивного образования". По мнению директоров школ, где есть инклюзивные программы, финансирование на одного ребенка с особыми образовательными потребностями, должно быть в 2-3 раза выше, чем на остальных учеников. В Москве, к примеру, такой норматив уже заложен в бюджете. На одного "особого" ученика школы с инклюзией отпускается от 240 до 360 тысяч рублей в год в зависимости от диагноза. И эти средства позволяют успешно интегрировать не вполне здоровых детей. В законе прописан высокий социальный статус учителя и сохранены льготы сельским учителям по ЖКХ, вокруг которых тоже было много споров. Кроме того, педагогам гарантировано, что их зарплата не будет ниже средней по экономике региона. В отличие от прежних нормативных актов, в новом законе есть понятие "конфликт интересов педагога". И разъясняется, что это значит: заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы. Скажем, когда учитель ведет и уроки, и платные занятия у одних и тех же учеников. Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Четко прописано, что считается местом учебы для тех, кто получает знания через Интернет. Впрочем, исключение сделано для некоторых программ. Закон закрепляет высокий статус МГУ и СПбГУ, которым, как и федеральным и национально-исследовательским университетам дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты. Но это право может быть и у некоторых других вузов. Учителя, уличенного в религиозной или антирелигиозной агитации, могут уволить. По поручению президента в ряде субъектов Российской Федерации была осуществлена апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. А с сентября 2012 года этот курс преподается в 4-5 классах всех школ России. Родителям учащихся предоставлено право выбора курса религиозной культуры или альтернативного ему курса светской этики. Правда, этот выбор они должны теперь осуществлять "с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Закон предусматривает конфессиональную экспертизу примерных образовательных программ по ОРКСЭ. Такая экспертиза будет проводиться централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями в порядке, определенном Минобрнауки России. Цель экспертизы заключается в определении степени соответствия содержания указанных программ конкретному вероучению. Конфессиональная экспертиза предусмотрена и для примерных образовательных программ по теологии. Однако, определяя особенности теологического образования в государственных и негосударственных вузах, законодатель предусмотрел и конфессиональный подход не только к экспертизе программ, но и к педагогам: преподаватели теологии должны иметь рекомендацию централизованной религиозной организации. В противном случае они не будут допущены к преподаванию этого курса. А вот для педагогов государственных и негосударственных образовательных организаций новый закон устанавливает запреты в части использования образовательной деятельности в целях религиозной или антирелигиозной агитации, в том числе путем сообщения учащимся недостоверных сведений о религиозных традициях народов. Нарушение данных запретов может привести к увольнению педагога. Для духовных образовательных организаций предусматривается возможность реализовывать: - не подлежащие государственной аккредитации программы профессионального религиозного образования, - подлежащие государственной аккредитации образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (например, программы в области теологии). Закон предусматривает право духовных образовательных учреждений и иных образовательных организаций, созданных религиозными организациями, устанавливать специфические (основанные на внутренних установлениях) условия приема (отчисления) учащихся и их права и обязанности. Данная норма позволяет духовным образовательным учреждениям требовать от абитуриентов предоставления письменной рекомендации духовника; не допускать прием на пастырские отделения лиц женского пола. В законе отсутствовали правовые гарантии учета богословских степеней и званий преподавателей духовных академий и семинарий в ходе аккредитационной экспертизы таких учебных заведений. Закон Божий в частных школах Новый закон предусматривает право частных школ и вузов включать в вариативную часть образовательной программы Закон Божий и другие предметы, обеспечивающие религиозный компонент. В свою очередь, для образовательных организаций, созданных религиозными организациями, включение таких предметов в вариативную часть образовательной программы станет обязательным. Примерные образовательные программы по Закону Божию и другим предметам, содержащим религиозный компонент будут утверждаться централизованной религиозной организацией. Учебно-методическое обеспечение таких программ будет осуществляется тоже ей. В новом законе закреплено право образовательных организаций (в том числе государственных) и педагогов ОРКСЭ или предметов в области теологии, получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях. При этом государственное финансирование общественной аккредитации запрещено. Новый закон не декларирует принцип равного государственного финансирования государственных, муниципальных и частных дошкольных и общеобразовательных организаций, к которым, в частности, относятся общеобразовательные организации, созданные религиозными организациями. Вместе с тем, согласно нормам п. 3,6 ч.1 ст. 8 и ч. 5 ст. 99 закона, частные дошкольные и общеобразовательные организации будут финансироваться за счет субсидий субъектов РФ по нормативам, определенным субъектами РФ для муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций и включающим расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Таким образом, закон расширяет перечень затрат частных образовательных организаций, подлежащих финансированию за счет государства. К таким затратам теперь относятся не только расходы на оплату труда педагогов, но и некоторые другие расходы, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг. Норматив будет определяться в расчете на одного обучающегося с учетом типа образовательной организации (отдельно для школ, гимназий, лицеев и т.п.) и других критериев, исчерпывающий перечень которых установлен ч. 2 ст. 99 закона. Помимо норматива финансирования, предусмотренного п. 3,6 ч.1 ст. 8, закон вводит понятие "нормативных затрат на оказание государственных или муниципальных услуг”. Порядок определения и финансирования таких затрат закон не устанавливает. Скорее всего, речь идет о некоем дополнительном нормативе финансирования федеральных, региональных и муниципальных образовательных организаций, который будет определяться учредителями таких организаций самостоятельно. Есть новости для абитуриентов: с будущего года изменятся правила поступления в вузы. Основной льготой у многочисленных категорий абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, станет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении вуза. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз. Что принципиально нового появится в российском образовании после принятия Закона "Об образовании в РФ" В школе: преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной территории; индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах. отбор детей по конкурсу в творческие учебные заведения. закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода. В колледжах, техникумах: закрытие профессиональных техучилищ, которые предлагают программы начального профобразования. право учебных заведений на инклюзивные и интегрированные программы и отбор учащихся. В вузах: результаты единого государственного экзамена будут действительны 5 лет; список льготников при поступлении сократится; устанавливается квота для поступления детей-инвалидов, других категорий инвалидов в пределах (10%), все другие категории пойдут учиться бесплатно на подготовительных отделениях вузов; бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз; все вузы, включая частные, будут обязаны участвовать в мониторинге минобрнауки. На бесплатные подготовительные отделения вузов принимаются: дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп; граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы; чернобыльцы; дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств. По материалам открытых источников

Начало Архиа номеров Наши партнеры О редакции, координаты Реклама в журнале Гостевая

  Все права защищены
Использование материалов только с согласия редакции.
© 2005, г. Астрахань
Издательство Логос