Бизнес в Астрахани
Поиск:




Статьи в номере:


№ 4 2012 Для детей старше 16 лет / Можно ли поспорить с банком?

Еще год назад о микрофинансовых организациях (МФО), специализирующихся на быстрой выдаче небольших займов под высокие проценты, мало кто говорил как о серьезных игроках кредитного рынка. Однако после того как в январе 2011 года вступил в силу закон о МФО и тем самым перевел их деятельность в легальное поле, всё изменилось. Теперь микрофинансовые организации конкурируют с банками не только за клиентов, но и за персонал. Большие надежды По словам специалистов Российского микрофинансового центра, МФО появились в России в середине 90-х годов. Однако именно сейчас этот бизнес (по закону МФО могут выдавать займы до 1 млн. рублей физлицам и юрлицам) переживает пик своего расцвета. Реклама различных «займов до зарплаты» и других предложений получить «быстрые» деньги встречается практически на каждом шагу, а сами организации растут как грибы после дождя. Так, согласно реестру Федеральной антимонопольной службы (ФСФР), еще 1 июля 2011 года в России насчитывалось всего 192 зарегистрированных МФО. За полгода в этом же реестре их стало почти в пять раз больше – на 1 января 2012 года было уже 1183 МФО, в итоге количество микрофинансовых организаций превзошло даже число банковских. Наибольшее сосредоточение МФО, по данным обзора экспертов коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», наблюдается сегодня в таких регионах, как Москва (197 – 17% от общего количества), Республика Татарстан (68 – 5,7%), Ростовская область (48 – 4%), Пермский край (44 – 3,7 %), Санкт-Петербург (43 – 3,6%), Удмуртская Республика (41 – 3,45%), Краснодарский край (36 – 3%). По одной МФО (0,08%) в Республике Карелия, Республике Хакасия, Новгородской области. «Бизнес этот очень перспективный и хорошо продаваемый. В банках сейчас наблюдается передел сфер влияния между госбанками и частными игроками, а микрофинансовые организации на этом фоне заняли свою нишу и настроены очень агрессивно в плане дальнейшего развития», – комментирует ведущий специалист группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ» Юлия Павлова. Предполагается, что благодаря микрофинансированию заемные средства становятся доступны тем, кому трудно получить кредит в банке из-за небольших объемов запрашиваемых средств, отсутствия кредитных историй и других причин. «С точки зрения выдачи займов, МФО более лояльны к клиентам и оценке их бизнеса, чем банки», – говорит генеральный директор микрофинансовой организации «Финотдел» Татьяна Юрина. Ставка МФО на небольшие займы оправдывает себя сегодня. О том, что бизнес этот сейчас успешно развивается, красноречиво говорят цифры. По оценке Российского микрофинансового центра, в течение последних шести лет количество потребителей услуг увеличилось более чем в 5 раз и составляет более 100 миллионов человек. При этом количество обслуживаемых МФО субъектов малого предпринимательства превышает 400 тысяч. В прошлом году МФО показали почти двукратный рост своих портфелей. Так, годовой прирост портфеля российских МФО в 2011 году составил 34,06 % против 15,29% в 2010-м. Несмотря на относительную ресурсную слабость микрофинансовых организаций в сравнении с банками, в минувшем году рынок микрокредитования по темпам роста портфеля обогнал рынок банковского кредитования физических лиц: рост первого составил 32,2%, рост второго – 30,6%, указывают в агентстве «Секвойя Кредит Консолидейшн». По словам главы НАУМИР Михаила Мамуты, «рынок развивается очень быстрыми темпами – на 30% быстрее, чем предполагал прогноз начала 2011 года». Потенциал этого бизнеса уже оценили даже коллекторы, которые активно сотрудничают с МФО. «Взыскание долгов МФО для нас представляет такой же интерес, как и взыскание долгов в пользу банков, компаний сектора ЖКХ или телекоммуникаций. Процесс выстраивается аналогично, и мы не видим причин для отказа работать с такими видами просрочки», – комментирует Ирина Поддубная, директор по развитию бизнеса «Секвойя Кредит Консолидейшн». В результате общий объем кредитования в сегменте микрофинансирования на конец 2011 года оценивается экспертами в 32 млрд. рублей, а объем просроченной задолженности по рынку – в 1,8-2 млрд. рублей. Мобильнее банка Хотя многие эксперты и указывают на то, что клиенты банков и МФО относятся к разным целевым группам, а потому между ними не должно быть конкуренции, однако на самом деле всё обстоит не совсем так. Считается, что именно банковское лобби в Госдуме способствовало тому, чтобы так долго не принимался закон о деятельности МФО, объясняя свою позицию тем, что просто нет смысла создавать параллельную банковской систему c надзором, который будет заведомо гораздо слабее, чем надзор ЦБ за банками. Косвенно, кстати, об этом говорят и сами микрофинансовые организации, признающие, что банковская деятельность регулируется гораздо строже. «При наличии необходимых регламентов, требуемых законодательством, и регламентировании внутренних процессов МФО менее бюрократична, более мобильна для развития за счет того, что требования регулятора не настолько объемлющие. Например, нет требований по открытию офисов, не требуется длительное согласование кандидатур руководства компании и др. Поэтому нам легче и проще реализовать свои планы, а значит, и нашим сотрудникам легче и проще работать, а нашим клиентам проще расти вместе с нами», – говорит Татьяна Юрина. Президент же Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, когда еще только принимался закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», выражал свою обеспокоенность, говоря, что МФО будут конкурировать с «банками ниже среднего уровня», и так уже испытывающих давление со стороны более крупных кредитных учреждений. Борьба за кадры По мнению экспертов, конкуренция между банками и МФО может развернуться не только за клиентов. «Бизнес-процессы банка и микрофинансовой организации в целом достаточно похожи, и здесь есть место конкуренции с точки зрения кадров. Касается эта конкуренция как топ-менеджмента компании, так и специалистов высшего и среднего звена, – говорит Ирина Поддубная. – Думаю, что ротация кадров и миграция сотрудников между этими двумя кредитными организациями не просто имеет место быть, но и будет набирать обороты в связи с ростом рынка микрокредитования». Однако банкиры, по их собственным словам, пока всерьез не боятся конкуренции. «Рынок МФО всё еще в зачаточном состоянии, и пока нет никакой уверенности, что он приживется в России. По уровню окладов МФО конкурировать с банками вряд ли смогут как в будущем, так и сейчас», – рассказали в банке «Западный». Однако практика говорит о другом. Так, уже сейчас МФО активно взаимодействуют с кадровыми агентствами, обращаясь с запросами на подбор управленческого персонала, а также финансовых специалистов. По словам Юлии Павловой, кандидаты с большим интересом рассматривают предложения о переходе в МФО. С одной стороны, это обосновано хорошими предложениями от работодателей, которые не скупятся на компенсации (особенно для топовых позиций), соответствующие по уровню банковским. С другой – привлечь кандидатов из банков микрофинансовые организации могут, например, заманив перспективами, которые открывает новое направление в вопросах развития карьеры, считает Юлия Павлова. «Тем, кто добился успеха в банке на каких-то высоких позициях, может быть интересно попробовать себя в качестве руководителя МФО, развивая свои навыки по организации собственного бизнеса по выдаче кредитов», – говорит она. Говоря об управленческих позициях, эксперт замечает, что среди топовых позиций востребованы будут территориальные директора. При этом для микрофинансовых организаций важен опыт кандидата в рознице, и в пример приводит заказ одного из клиентов кадрового центра «ЮНИТИ» на подбор исполнительного директора. «Работодатель рассматривал не только соискателей из банков, но и тех, кто имел опыт работы у ведущих ритейлеров, таких как «Связной», «Евросеть», а также в крупных страховых компаниях», – говорит Юлия Павлова. Хотя эксперт и не предвидит массовой ротации специалистов из банков в МФО, однако она не исключает также, что работа в МФО может заинтересовать претендентов не только на топовых должностях, но и линейный персонал: специалистов по выдаче кредитов, кассиров и т.д. Важно, что в МФО более лояльный подход по подбору персонала по сравнению с банками и часто есть возможность обучения прямо на рабочем месте. Сами игроки рынка рассказывают, что критерии отбора персонала у них такие же, как в банках. «В финотдел набираются опытные люди. При этом в нашей компании около 80% персонала составляют бывшие банковские работники. Отбор ведется на основании составленного профиля позиции, где определяются требования к профессиональному и образовательному уровню, навыкам и пониманию претендентом сегмента малого и среднего бизнеса (например, опыт привлечения клиентов или работы с должниками)», – рассказывает Татьяна Юрина. По ее словам, для руководящих позиций в МФО важно умение управлять людьми и проектами: «зажигать» людей, ставить им задачи, контролировать и обучать. «Мы анализируем управленческий опыт кандидата, личные качества и, конечно, профессиональный опыт работы по направлениям: ИТ, кредитное направление, сбор задолженности, управление финансами, риск-менеджмент, HR, маркетинг, бухгалтерия и т.д., поэтому мы мало отличаемся от банков», – говорит она. Что касается кандидатов, то, по словам Татьяны Юриной, когда они приходят в МФО, то руководствуются желанием получить интересную работу и стабильный заработок, а не трудиться в организации с определенным юридическим статусом. Революция откладывается Впрочем, по мнению экспертов, в ближайшее время едва ли легализация деятельности МФО окажет сильное влияние на кадровый рынок банковских служащих. Хотя на данный момент действует уже более тысячи МФО по России, им нужно не так много специалистов. Чтобы начать работать филиалу МФО, необходимо всего 3-5 работников. Но поскольку этот рынок активно развивается, то количество специалистов, которых переманивают МФО, понемногу растет. «За 2011 год у нас увеличилось в 2 раза количество отделений, что, безусловно, повлекло за собой и рост штата. Аналогично в 2012 году мы планируем удвоить свою сеть офисов в регионах и увеличить персонал», – говорит Татьяна Юрина. По ее словам, даже если новое региональное подразделение начинает работать в небольшом составе 3-5 человек, но постепенно оно развивается по количеству клиентов и росту портфеля, то уже через 6 месяцев его штат необходимо пополнять за счет новых сотрудников. Подтверждают тенденцию и прогнозы Михаила Мамута из НАУМИР. По его словам, российский рынок микрокредитования, который на начало текущего года оценивается в 35–37 млрд. рублей, к его концу может вырасти аж в 1,5 раза – до 52,5–55,5 млрд. рублей. В итоге, если тенденция сохранится, кто знает, к каким последствиям для кадрового рынка приведет бурное развитие МФО. Источник : http://www.sequoia.ru/

Начало Архиа номеров Наши партнеры О редакции, координаты Реклама в журнале Гостевая

  Все права защищены
Использование материалов только с согласия редакции.
© 2005, г. Астрахань
Издательство Логос